Рабочая программа учебного предмета Занимательные вопросы по химии ООО

Муниципальная бюджетная общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №149.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №149
___________ Добычина О.А.
Приказ № 288 от 17.06.2022 г.

Рабочая программа учебного предмета
«Занимательные вопросы по химии»
для 8 классов

Екатеринбург, 2022

Планируемые результаты освоения учебного курса
Метапредметные и личностные результаты освоения курса
Программа курса «Занимательные вопросы по химии»позволяет в совокупности с
другимиучебными предметами и курсами помочь обучающимся достичь результатов
освоенияосновной образовательной программы основного общего образования, а именно:
предметные,
включают знакомство с некоторыми основными понятиями и законами химии;
приобретениеумений наблюдать химические явления, проводить химический
эксперимент, производитьрасчеты; применение полученных знаний и умений для
безопасного использования веществ иматериалов в быту, сельском хозяйстве и на
производстве, решения практических задач вповседневной жизни, предупреждения
явлений, наносящих вред здоровью человека иокружающей среде;
личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию
иличностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению
ицеленаправленной познавательной деятельности;
метапредметные, включающие освоениеобучающимися универсальных учебных
действий
(регулятивные,
познавательные,коммуникативные),
способность
их
использования в учебной, познавательной практике,самостоятельность планирования и
осуществления учебной деятельности и организацииучебного сотрудничества с
педагогами и сверстниками.
Метапредметные результаты курса выражены в:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себяновые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своейпознавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контрольсвоей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий врамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии
с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
5)
владеть
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществленияосознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)
умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
классифицировать,
самостоятельновыбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
длярешения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
исверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешатьконфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачейкоммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования ирегуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологическойконтекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в
области использованияинформационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–
компетенции).
Личностные результаты курса выражены в:

1)
формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способностиобучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению ипознанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории, сучётом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровнюразвития науки и общественной практики;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другомучеловеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с
другимилюдьми и достигать в нём взаимопонимания;
4) освоение норм, правил поведения в группах и сообществах;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
сосверстниками,
детьми
старшего
и
младшего
возраста,
взрослыми
в
процессеобразовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой
и другихвидов деятельности;
6) формирование безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального
иколлективного безопасного поведения.
Предметные результаты освоения курса
1)формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их
превращениях и практическом применении;
Овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
2)осознание объективной значимости основ химической науки как области современного
естествознания, химических превращений
Неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой
природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
3)овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и
объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного
обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умение анализировать и
планировать
экологическибезопасноеповедениевцеляхсохраненияздоровьяиокружающейсреды;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми
химическими явлениями и процессами, происходящими в
микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава
и строения, а также зависимость применения
веществ от их свойств;
5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения
за их превращениями при проведении несложных
Химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных
экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических
катастроф.
Пояснительная записка
Согласно требованиям, предъявляемым современным обществом к выпускнику школы,
учащиеся должны не только владеть набором базовых знаний, но и уметь применять свои
знания на практике для решения разнообразных проблем, генерировать новые идеи,
творчески мыслить. Поэтому весьма актуально уделять больше внимания организации
практической, предметной деятельности учеников.
Элективный курс по химии в 8 классе имеет особое значение. Именно в этом
классе складывается отношение к новому предмету. Целью курса является формирование
глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических реакций, приобретение
необходимых практических умений и навыков по технике работы в лаборатории.
Элективные занятия тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствует

расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют
склонность к занятиям с веществом при выполнении химических опытов, развивают
творческие способности, ориентируют учащихся на химические специальности.
Базовый курс школьной программы предусматривает практические работы, но их
явно недостаточно, чтобы заинтересовать учащихся в самостоятельном приобретении
теоретических знаний и практических умений и навыков, для решения данной проблемы и
был разработан элективный курс «Занимательные вопросы по химия», в программу курса
были включены простые в выполнении, но в то же время яркие, наглядные, интригующие,
способные увлечь и заинтересовать учащихся практической наукой химией опыты.
Основная форма деятельности – химический эксперимент. Программа курса
составлена с использованием пособия «Урок окончен – занятия продолжаются» под
редакцией Э.Г Злотникова.
Продолжительность курса составляет 34 часа.
Содержание рабочей программы элективного курса «Занимательные вопросы по
химии» для 8 класса
Настоящая программа составлена с учетом тех знаний, умений и навыков,
которыми владеют учащиеся к моменту окончания основной школы. Актуальность
данного курса обусловлена тем, что в программах основной и полной средней школ не
отводится дополнительное время на решение задач, в то же время умение решать задачи
является универсальным и может быть использовано обучающимися не только на уроках
химии, но и при решении задач по математике и физике.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Занимательные
вопросы по химии» для 8 класса
№
Тема урока
урока
п/п
1.
Вводное занятие. ТБ при работе в химической
лаборатории

Количество часов

1

2.

Ведение лабораторного хозяйства. Реактивы

1

3.

Стекло. Химическая посуда

1

4.
5.

Разрезание, оплавление, изгибание, оттягивание трубок
Почему нельзя резко охлаждать стекло. Как делают
цветные стекла
2. Вещества и их свойства
Физические свойства веществ. Агрегатное состояние
вещества. Цвет. Запах. Растворимость в воде. Плотность.
Температура плавления, кипения
Пластичность. Эластичность. Твердость веществ
(упрощенная шкала твердости)
3. Вода. Растворы
Растворимое вещество и растворитель. Растворы, их
приготовление
Пересыщенные растворы и их свойства
Методы выращивания кристаллов

1
1

6.
7.
8.

9.
10
11.

1
1
1

1
1
1

1

20.
21.
22.
23.
24.

Жидкости смешивающиеся и несмешивающиеся.
Основы химической чистки
Есть ли примеси в водопроводной воде. Как очистить
водопроводную воду от примесей.
Очистка воды от взвесей
Перегонка воды
Фильтрование через песок
Адсорбция/фильтрование на древесном угле
Очистка загрязненной поваренной соли (бузуна) от
примесей
4.Индикаторы
Кислый…цвет, или что такое индикаторы.
Индикаторная бумага
Чернила меняют цвет, или метилвиолет – индикатор,
различающий сильные и слабые кислоты
В мире химических реакций
Модель пенного огнетушителя
Силикат натрия – огнеупор
Как образуются осадки
Радуга
Неорганический сад

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Как сделать надпись на металле
Какого цвета пары иода
«Вулканчик»
Цветные пламена
Перманганат калия отдает кислород
Получение «молока»
Превращение «молока» в «воду»
Оригинальное яйцо
Шипучие камешки
Железный вулкан
Резерв

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12.
13.

14.
15.
16.
17.

18.
19.

.

1

1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1


Наверх

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».