Рабочая программа учебного предмета Театр на русском языке ООО

Муниципальная бюджетная общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №149.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №149
___________ Добычина О.А.
Приказ № 288 от 17.06.2022 г.

Рабочая программа учебного предмета
основного общего образования «Театр на русском языке»
для 5-7 классов

Екатеринбург, 2022

1. Планируемые результаты реализации программы
Личностные результаты:
- знают, что такое театр, чем он отличается от других видов искусства. Знают общие сведения из истории развития театра России и мира.
- умеют самостоятельно изготовить костюмы, декорации.
- имеют понятие о нормах поведения на сцене и в зрительном зале. Умеют образно мыслить, концентрировать внимание. Приобретают
навыки общения с партнером, элементарного актерского мастерства, образного восприятия окружающего мира.
- формируют представление о языке как средстве установления взаимопонимания с представителями других народов, в познании нового, как
средстве адаптации в иноязычном окружении;
- формируется уважительного отношения к иному мнению, к культуре различных народов;
- дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников, с детским
фольклором и доступными образцами детской художественной литературы;
- развивают самостоятельность, целеустремлённость, эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание чувств других людей,
соблюдении норм речевого и неречевого этикета, что проявляется в соответствующем поведении, в моделируемых ситуациях общения через
обширный ролевой репертуар, включенный в программу;
- развивают навыки сотрудничества с учителем, другими взрослыми и сверстниками в разных ситуациях общения в процессе совместной
деятельности.
Метапредметные результаты:
- решать задачи коммуникативной деятельности, в том числе творческого характера, осуществлять поиск средств решения задачи, например,
подбирать адекватные языковые средства в процессе общения;
- планировать, выполнять и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, что свидетельствует
об освоении начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- понимать причины неуспеха учебной деятельности и действовать с опорой на изученное правило с целью достижения успеха, например,
при достижении взаимопонимания в процессе диалогического общения;
- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов, например, в
процессе грамматического моделирования;
- использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (в частности компьютерных программ) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
- использовать различные способы поиска информации (например, в словаре и других справочных материалах) в соответствии с решаемой
коммуникативной / познавательной задачей;
- анализировать, сравнивать, обобщать. Классифицировать, группировать по отдельным признакам языковую информацию;
- владеть базовыми грамматическими понятиями, отражающими существенные связи и отношения (время, число, лицо, принадлежность и
др.);

- опираться на языковую догадку в процессе чтения/ восприятия на слух текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые
комбинации знакомых слов;
- владеть умениями смыслового чтения текстов разных стилей и жанров в соответствии с целями и коммуникативными задачами (с
пониманием основного содержания, с полным пониманием);
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации в устной и письменной форме;
- слушать и слышать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
- договариваться о распределении ролей в процессе совместной деятельности, например, проектной;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
К предметным результатам прежде всего относятся коммуникативные умения. Предполагается, что в процессе прохождения программы
дети смогут научиться решать следующие задачи в области:
Говорения:
- поприветствовать(попрощаться), поздравить собеседника, используя речевые клише и другие языковые средства, адекватные целям и
ситуации общения, возрасту и социальному статусу собеседника;
- представиться самому (представить кого-либо), назвав имя, возраст, место и дату рождения, основное занятие;
- попросить о помощи или предложить свою помощь;
- запросить необходимую информацию о ком-либо или о чём-либо, используя разные типы вопросов и соблюдая этикет;
- пригласить к совместной деятельности (например, к написанию заметки в газете), используя при этом адекватные языковые средства;
- делать комплименты и реагировать на комплименты;
- рассказать о ком-то (например, о великом или известном человеке своей страны или страны изучаемого языка);
- обменяться мнениями об услышанном, прочитанном или увиденном, аргументируя свою точку зрения;
- дать характеристику героям прочитанного или прослушанного текста;
- выразить своё согласие (несогласие) по определённому вопросу, вежливо согласиться (не согласиться), используя краткий ответ;
- принять участие в коллективном обсуждении личностно или общественно важного вопроса.
Аудирования:
- воспринимать и понимать на слух тексты с разными целями: с проникновением в их содержание, с пониманием основного смысла, с
извлечением выборочной информации;
- использовать в процессе слушания компенсаторные стратегии, такие как:
а) умение догадываться о значении некоторых слов по контексту;
б) умение догадываться о значении слов по словообразовательным элементам или по сходству звучания со словами родного языка;
в) умение «обходить» незнакомые слова, не мешающие пониманию основного содержания текста.
Чтения:

-читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные
факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
-читать несложные аутентичные тексты, оценивать полученную информацию.
Письма:
-писать личные письма, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе;
- написать небольшую рекламу по теме.
Языковые средства и навыки оперирования ими:
Фонетическая сторона речи
Ученик научится:
- адекватно произносить все звуки русского языка, соблюдая нормы произношения звуков;
- соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе;
- различать коммуникативные типы предложений по интонации: повествовательные (утвердительные и отрицательные), вопросительные,
восклицательные, побудительные;
- корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать интонацию перечисления;
- соблюдать правило отсутствия ударения на служебных словах;
Лексическая сторона речи
Ученик научится:
- узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики.
- оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
-узнавать простые словообразовательные элементы;
- опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные слова, сложные слова).
Грамматическая сторона речи
Ученик научится
- распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений;
-распознавать в тексте и дифференцировать слова по определённым признакам (существительные, глаголы, прилагательные).
Социокультурная осведомлённость учащихся формируется в процессе чтения и прослушивания текстов (в том числе сказок и других
произведений детского фольклора на английском языке), проигрывания ситуаций, типичных для англоговорящих стран; ознакомления с
изображениями (иллюстрации, фото, коллажи), отражающими явления культуры страны изучаемого языка.
Результативность изучения программы определяется на основе участия ребёнка в конкурсных мероприятиях, выполнения им творческих
работ, участия ребёнка в постановках.

Формы и виды контроля
Контроль и оценка обучающихся в кружке осуществляется при помощи текущего контроля в форме викторин и зачетов по этюдным работам
на материале пьесы.
Главным видом контроля является спектакль, который проводится в конце каждого года.
Формы подведения итогов реализации программы
 мини- проекты
 конкурсы
 мультимедийные презентации
 спектакли.
2. Содержание программы
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог,полилог). Основные особенности
разговорной речи, языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема,
идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение).
Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения,
побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.).
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Оценивание правильности, коммуникативных качеств и
эффективности речи.

Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального
общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке.
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской
Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.Формы функционирования современного русского языка
(литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление
лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного
творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей.
Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительновыразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Фонетика, орфоэпия.
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог.
Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ
слова.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и
произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и
чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное
значения слова. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный,
нейтральный, сниженный). Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского
литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов,
антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления.
Синтаксис
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого
предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место
придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным
изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения

бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и
др.).
Работа над спектаклем.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 год обучения (5-7 классы)
№
1
2
3
4
5

Раздел
Мир театра
Работа над спектаклем
Сценическая речь
Мизансценирование
Показ спектакля
Итого:

Количество часов
4
2
11
13
5
35

№
урока

сроки

Календарно-тематическое планирование 5 класс
тема урока

1.

Сентябрь

2.

сентябрь

3.

сентябрь

4.

сентябрь

5.

октябрь

6.

октябрь

7.

октябрь

8.
9.
10.
11.

октябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь

Мир театра
Вводное занятие. Инструктаж по ОТ. Детская литература.
Знакомство с различными литературными жанрами.
Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете. Особенности
организации театра. Выразительное чтение. Ролевое чтение.
Мир театра. Театральные жанры: драма, комедия. Театральные
профессии. Игра актеров. Театральное здание. Зрительный зал.
Мир кулис. Театральное искусство в России. Мой первый
театральный этюд. Обсуждение и выбор пьесы.
Работа над спектаклем
Первое знакомство со сценарием. Разбор его лексического и
грамматического материала.
Анализ: идея, время, место действия, конфликт, образы в пьесе
и их характерные черты. Читка. Распределение ролей. Выбор
актерского состава.
Сценическая речь
Виды говорения: диалог и монолог. Мимика и жесты. Сценки
без слов.
Проговаривание рифмовок, стихов.
Сценические действия и театральные игры.
Групповые сюжетно-ролевые игры.
Сценическое воображение. Действия в условных ситуациях.

12.
13.
14.
15.
16.
17.

ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
январь

Упражнения, игры, этюды как сценические действия.
Музыкальные занятия. Музыкальное сопровождение.
Выбор музыкального сопровождения.
Разучивание песен, танцев.
Отработка танцев.
Репетиция песен.

количество
часов
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

контроль

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

январь
январь
февраль
февраль
февраль
февраль
март
март
март
апрель
апрель
апрель

30.
31.
32.

апрель
май
май

33.

май

Мизансценирование
Отработка мизансцен.
Изготовление костюмов и декораций.
Выбор костюмов, декораций.
Мизансценирование. Работа по картинам.
Этюды на материале спектакля.
Работа актера - движения, текст. Техника речи.
Завершение работы по изготовлению костюмов.
Завершение работы по изготовлению декораций и реквизита.
Подготовка к выступлению.
Отработка отдельных сцен и ролей.
Прогонные репетиции сцен.
Окончание работ по материальной части спектакля.«Всё
начинается с мечты»
Генеральная репетиция спектакля « Всё начинается с мечты»
Прогон всего спектакля.
Обсуждение участниками кружка работы над спектаклем.
Отработка неудавшихся кусков, картин. Оформление. Свет.
Музыкальное сопровождение.
Показ спектакля зрителю. С предварительной подготовкой.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1

2

№
урока

сроки

Календарно-тематическое планирование 6 класс
тема урока

1

Сентябрь

2

сентябрь

3

сентябрь

4

сентябрь

5

октябрь

6

октябрь

7

октябрь

8
9
10
11

октябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь

Мир театра
Вводное занятие. Инструктаж по ОТ. Детская литература.
Знакомство с различными литературными жанрами.
Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете. Особенности
организации театра. Выразительное чтение. Ролевое чтение.
Мир театра. Театральные жанры: драма, комедия. Театральные
профессии. Игра актеров. Театральное здание. Зрительный зал.
Мир кулис. Театральное искусство в России. Мой первый
театральный этюд. Обсуждение и выбор пьесы.
Работа над спектаклем
Первое знакомство со сценарием. Разбор его лексического и
грамматического материала.
Анализ: идея, время, место действия, конфликт, образы в пьесе
и их характерные черты. Читка. Распределение ролей. Выбор
актерского состава.
Сценическая речь
Виды говорения: диалог и монолог. Мимика и жесты. Сценки
без слов.
Проговаривание рифмовок, стихов.
Сценические действия и театральные игры.
Групповые сюжетно-ролевые игры.
Сценическое воображение. Действия в условных ситуациях.

12
13
14
15
16
17

ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
январь

Упражнения, игры, этюды как сценические действия.
Музыкальные занятия. Музыкальное сопровождение.
Выбор музыкального сопровождения.
Разучивание песен, танцев.
Отработка танцев.
Репетиция песен.

количество
часов
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

контроль

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

январь
январь
февраль
февраль
февраль
февраль
март
март
март
апрель
апрель
апрель
апрель
май
май

33

май

Мизансценирование
Отработка мизансцен.
Изготовление костюмов и декораций.
Выбор костюмов, декораций.
Мизансценирование. Работа по картинам.
Этюды на материале спектакля.
Работа актера - движения, текст. Техника речи.
Завершение работы по изготовлению костюмов.
Завершение работы по изготовлению декораций и реквизита.
Подготовка к выступлению.
Отработка отдельных сцен и ролей.
Прогонные репетиции сцен.
Окончание работ по материальной части спектакля.«Буратино»
Генеральная репетиция спектакля «Буратино»
Прогон всего спектакля.
Обсуждение участниками кружка работы над спектаклем.
Отработка неудавшихся кусков, картин. Оформление. Свет.
Музыкальное сопровождение.
Показ спектакля зрителю. С предварительной подготовкой.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1

2

№
урока

сроки

Календарно-тематическое планирование 7 класс
тема урока

1

Сентябрь

2

сентябрь

3

сентябрь

4

сентябрь

5

октябрь

6

октябрь

7

октябрь

8
9
10
11

октябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь

Мир театра
Вводное занятие. Инструктаж по ОТ. Детская литература.
Знакомство с различными литературными жанрами.
Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете. Особенности
организации театра. Выразительное чтение. Ролевое чтение.
Мир театра. Театральные жанры: драма, комедия. Театральные
профессии. Игра актеров. Театральное здание. Зрительный зал.
Мир кулис. Театральное искусство в России. Мой первый
театральный этюд. Обсуждение и выбор пьесы.
Работа над спектаклем
Первое знакомство со сценарием. Разбор его лексического и
грамматического материала.
Анализ: идея, время, место действия, конфликт, образы в пьесе
и их характерные черты. Читка. Распределение ролей. Выбор
актерского состава.
Сценическая речь
Виды говорения: диалог и монолог. Мимика и жесты. Сценки
без слов.
Проговаривание рифмовок, стихов.
Сценические действия и театральные игры.
Групповые сюжетно-ролевые игры.
Сценическое воображение. Действия в условных ситуациях.

12
13
14
15
16

ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь

Упражнения, игры, этюды как сценические действия.
Музыкальные занятия. Музыкальное сопровождение.
Выбор музыкального сопровождения.
Разучивание песен, танцев.
Отработка танцев.

количество
часов
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

контроль

17

январь

Репетиция песен.

1
Мизансценирование

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

январь
январь
февраль
февраль
февраль
февраль
март
март
март
апрель
апрель
апрель

30

апрель

31
32

май
май

33

май

Отработка мизансцен.
Изготовление костюмов и декораций.
Выбор костюмов, декораций.
Мизансценирование. Работа по картинам.
Этюды на материале спектакля.
Работа актера - движения, текст. Техника речи.
Завершение работы по изготовлению костюмов.
Завершение работы по изготовлению декораций и реквизита.
Подготовка к выступлению.
Отработка отдельных сцен и ролей.
Прогонные репетиции сцен.
Окончание работ по материальной части спектакля «С чего
начинается музыка?»
Генеральная репетиция спектакля«С чего начинается
музыка?»»
Прогон всего спектакля.
Обсуждение участниками кружка работы над спектаклем.
Отработка неудавшихся кусков, картин. Оформление. Свет.
Музыкальное сопровождение.
Показ спектакля зрителю. С предварительной подготовкой.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1

2


Наверх

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».