Основы финансовой граммотности 10-11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
МБОУ СОШ № 149

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Добычина О.А.
Приказ №137 от «28» 09
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы финансовой грамотности»
для обучающихся 10-11 классов

Екатеринбург 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» для 10 - 11
классов составлена на основе авторских учебных дополнительных
образовательных программ по развитию финансовой грамотности
обучающихся общеобразовательных учреждений и образовательных
учреждений начального и среднего профессионального образования.
Реализация программы «Основы финансовой грамотности» для 10 - 11
классов обеспечена электронным пособием для учащихся, контрольноизмерительными материалами.
Цели предмета «Основы финансовой грамотности» направлены на
формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа
мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи.
Задачи учебного предмета:
- способствовать формированию основ финансовой грамотности у
учащихся 10 - 11 классов;
- продолжить освоение базовых финансово-экономических понятий,
являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений;
- продолжить формирование практических умений и компетенций,
позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых
институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес,
пенсионная система и др.
Основные принципы, положенные в основу предмета «Основы
финансовой грамотности»:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности
каждого ребёнка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя
и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников,
проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в
определённой системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на
практике.

В 7-8 классах на изучение предмета отводится 34 часа, за два года
обучения – 68 часов. Занятия проходят 1 раз в неделю.
Освоение содержания курса опирается на метапредметные связи с
курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными
особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение
графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе
изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами,
схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления
информации и публичных выступлений.
Вместе с тем учащиеся 10-11 классов способны расширять свой
кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных
способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает
осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во
взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека.
Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося,
не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и
подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно
научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы
действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время
основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать
финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения
проблемы семьи.
Значительное внимание уделяется формированию компетенции поиска,
подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных
источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть
времени отводится на практическую деятельность для получения опыта
действий в расширенном круге финансовых отношений.
Учебный предмет «Основы финансовой грамотности» в 10-11 классах
состоит из разделов, каждый раздел имеет целостное, законченное
содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и
определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в
своей практической жизни.

Содержание учебного предмета
«Основы финансовой грамотности»
10 класс
Введение в курс «Основы финансовой грамотности».
Деньги. Доходы и расходы семьи. Деньги. История денег. Люди
обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за
несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги
обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы
и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты
сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются
символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой
информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк.
Электронные деньги. Ценные деньги. Коллекция монет.
Основные понятия: Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические
деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные, безналичные,
фальшивые деньги. Гознак. Центральный банк. Банки.
Доходы семьи. Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от
владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер
заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации.
Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли)
может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят
проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель
получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия.
Банки предоставляют кредиты.
Основные понятия: Заработная плата. Собственность. Доходы от
собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды.
Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.
Расходы семьи. Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно
разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние.
Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные
покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в
назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары
различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими
ценами или воспользовавшись скидками. Основные понятия: Предметы
первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного
пользования. Услуги. Коммунальные услуги. Семейный бюджет. Доходы и
расходы следует планировать. План доходов и расходов называется

бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения.
Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами
сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.
Основные понятия: Кредит. Вклады. Проценты по кредиту и вкладам.
Долги. Сбережения.
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься.
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться Экономические
последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных
катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование
имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании.
Основные понятия: Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы.
Страхование. Страховая компания. Страховой полис.
Семья и государство: как они взаимодействуют. Налоги. Налоги —
обязательные
платежи,
собираемые
государством.
Направления
государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов.
Основные понятия: Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог.
Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые
льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз. Социальные пособия.
Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков,
семьи с детьми, безработных.
Основные понятия: Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия.
Больничный лист. Пособие по безработице.
Финансовый бизнес: чем он может помочь семье. Банковские услуги.
Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам
зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка
вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам
выше процентной ставки по вкладам. Основные понятия: Банки. Вклады
(депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по
страхованию вкладов. Кредит. Залог. Собственный бизнес. Организация
бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по
поддержке малого бизнеса. Основные понятия: Бизнес. Малый бизнес. Бизнесплан. Валюта в современном мире. Валюта — денежная единица страны.
Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в
другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по
валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.
Основные понятия: Валюта. Валютный курс. Обменный пункт.
Валютный вклад.

11 класс
Управление денежными средствами семьи. Эмиссия денег, денежная
масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура
доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов,
человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи,
семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Каким именно
образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег. Из чего
состоит денежная масса. Способы влияния государства на инфляцию.
Структура доходов населения России, её изменения в конце XX – начале XXI
в. Факторы, влияющие в России на размер доходов из различных источников.
Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи.
Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные ежемесячные траты
семьи и личные трат.
Основные понятия: Деньги. Денежная масса. Эмиссия денег. Гознак.
Центральный банк. Профицит. Дефицит. Инфляция. Семейный и личный
бюджет.
Способы
повышения
семейного
благосостояния.
Банк.
Инвестиционный фонд. Страховая компания. Финансовое планирование.
Основные виды финансовых услуг и продуктов для физических лиц.
Возможные нормы сбережения по этапам жизненного цикла.
Основные понятия: Банк. Инвестиционный фонд. Страховая компания.
Финансовые услуги.
Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.
Банк. Коммерческий банк. Центральный банк. Виды банковских операций,
осуществляемых банками. Необходимость наличия у банка лицензии для
осуществления банковских операций.
Основные понятия: Банк. Коммерческий банк. Центральный банк.
Лицензия. Банковские операции. Виды банковских операций.

Планируемые результаты
Личностными результатами изучения «Основы финансовой
грамотности» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание
финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов,
сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов
собственного заработка; • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
участие в принятии решений о семейном бюджете;
• сформированность ответственности за принятие решений в сфере
личных финансов;
• готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и
исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми
институтами обязанности.
• сформированность умения анализировать проблему и определять
финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо
обратиться для их решения;
• владение умением поиска различных способов решения финансовых
проблем и их оценки;
• владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное
планирование поведения в сфере финансов;
Метапредметными результатами изучения «Основы финансовой
грамотности» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в
газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и
интервью;

• формирование умений представлять информацию в зависимости от
поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы
связей;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и
взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и
давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
• овладение различными видами публичных выступлений
(высказывания, монолог, дискуссия) согласно этическим нормам и правилам
ведения диалога;
• умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем,
понимать и продвигать предлагаемые идеи; анализировать и
интерпретировать финансовую информацию из различных источников

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи
1.1

Происхождение денег

3

0

0

1.2

Происхождение денег

4

1

0

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
2.1

Способы увеличения семейных доходов с
использованием
услуг
финансовых
организаций

3

0

0

3

0

0

3

0

0

Раздел 3. Человек и государство: как они взаимодействуют
3.1

Налоговая система

3.2

Пенсионная
поддержка

система

и

социальная

Раздел 4. Услуги финансовых организаций
4.1

Банковские услуги

7

0

0

4.2

Валюта в современном мире

4

0

0

7

1

0

Защита проектов, итоговое повторение

3

1

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

2

Раздел 5. Предпринимательство и собственный бизнес
5.1

Собственный бизнес

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

12

0.5

0

5

0.5

0

Раздел 1. Услуги финансовых организаций
1.1

Банковская система

1.2

Страхование

Раздел 2. Человек и государство: как они взаимодействуют
2.1

Налоговая система

4

0.25

0

2.2

Возможности пенсионного накопления

3

0.25

0

Раздел 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
3.1

Риски и финансовая безопасность

4

0

0

2

0

0

4

0

0

4

0

4

34

3

4

Раздел 4. Предпринимательство и собственный бизнес
4.1

Финансовые
предприятия

механизмы

Организация и ведение
бизнеса
Защита проектов, итоговое повторение
4.2

работы
собственного

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

Введение в курс «Основы финансовой
грамотности».

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebfda0

2

Деньги: а что это такое?

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebff6c

3

Кто печатает деньги и где они хранятся?
Что такое банк и для чего он нужен?

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0124

4

Откуда берутся деньги? Виды доходов

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec06f6

5

Основные статьи расходов в семье.

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec091c

6

Что такое семейный бюджет и зачем он
нужен?
Соотношение
доходов
и
расходов- профицит и дефицит.
Сбалансированный бюджет.

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0ae8

7

«Составляем бюджет»

1

0

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0cb4

8

Контрольная работа по теме Доходы и
расходы семьи

1

1

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0e62

9

В жизни всякое может случится..
Страхование и страховой полис.

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1132

10

Что такое резервный фонд семьи и зачем
его формировать?

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec12ea

11

12

Итоговая работа по разделам «Семейный
бюджет»
Могут ли люди быть финансово
независимыми от государства. Что такое
налоги и почему мы их должны платить?

1

1

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec14b6

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec175e

13

Какие бывают налоги. Налоговый Кодекс,
налоговая инспекция и виды налогов

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1920

14

Что такое бюджет, для чего он нужен? На
что расходуются налоговые сборы?

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1ae2

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1e70

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2046

17

Учимся находить информацию на сайте
Фонда социального страхования РФ.
Занятие обобщение теме «Человек и
государство»

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec21ea

18

Для чего нужны банки

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec23a2

19

Становление
банковской
Функции современных банков

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec255a

20

Что такое кредиты и надо ли их брать. С
деньгами на «Ты» или зачем нужно быть
финансово грамотным

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec27f8

21

Вклады: как сохранить и приумножить?

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec29ce

22

Пластиковая карта – твой безопасный
Банк в кармане.

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2b86

15

16

Виды социальных пособий. Пенсия и
пенсионный фонд
Мини-исследование
в
группах
«Государство — это мы!» Ролевая игра
«Оформляем социальное пособие»

системы.

23

Изучаем сайт Центрального банка РФ

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2d2a

24

Узнаем больше с помощью Интернета о
возможностях онлайн банка

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec305e

25

Валюта в современном мире

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec31da

26

Учимся находить информацию о курсах
валют и их изменениях.

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3356

27

Решение задач на расчеты с валютными
курсами

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec34c8

28

Денежные реформы

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec363a

29

Смелость - это хорошо, но одной её мало

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec38c4

30

Бизнес и его формы. Малый бизнес

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3a5e

31

Бизнес-план, как создать свой бизнес

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3bd0

32

Как
открыть
фирму.
Риски
предпринимательства.
Ролевая
игра
«Открываем фирму»

1

0

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3d60

33

Итоговая работа по курсу «Финансовая
грамотность»

1

1

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3f72

34

Подведение итогов

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec40e4

34

3

2

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ

ЧАСОВ

ПО

11 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Повторение пройденного за курс 7 класса

1

0

0

2

Финансы и финансовые организации

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec46
52

3

Банковская
система.
коммерческих банков

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec47
ec

4

Как сберечь деньги с помощью депозитов

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4a
ee

5

Вклады. Как сохранить и приумножить

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4c
9c

6

Платить и зарабатывать с банковской
картой

1

1

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4e
68

7

Банки и золото: как сохранить
сбережения в драгоценных металлах.
Польза и риски банковских карт

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec53
c2

8

Кредит: зачем он нужен и где его
получить. Типы кредитов

1

0

0

9

Какой кредит выбрать и какие условия
кредитования предпочесть

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec57
5a

10

Ставка по кредиту. Решение задач

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec59
1c

Услуги

11

Кредитные карты. Кредитная история

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec5a
e8

12

Особенности
микрокредитов,
предоставляемых
микрофинансовыми
учреждениями. К чему может привести
неисполнение своих кредитных
обязательств

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec5d
cc

13

Что такое страхование и для чего оно
нужно. Виды страхования

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec5f
7a

14

Имущественное
страхование:
защитить нажитое состояние

1

1

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec61
50

15

Здоровье и жизнь — высшие блага. Всё о
личном страховании

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec64
de

16

Виды медицинского страхования
условия его использования

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec66
a0

17

Создание страховой компании

1

0

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6a
4c

18

Что такое налоги, и почему их нужно
платить

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6c
40

19

Основы налогообложения граждан

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6e
0c

20

Какие налоги мы платим

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6f
ce

21

Налоговая декларация: определение и
структура

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec71
90

как

и

Как
работает
государственная
пенсионная система в России. Виды
пенсий и условия их получения
Расчёт размера пенсии. Пенсионные
баллы: как их заработать. Страховое
свидетельство
обязательного
пенсионного страхования.

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec74
6a

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec55
a2

24

Представление проектов, выполнение
тренировочных
заданий,
тестовый
контроль

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec76
5e

25

Финансовые риски как угроза разорения.
Диверсификация как главное правило
успешных инвестиций

1

1

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec7a
0a

26

Пять простых правил, чтобы не иметь
проблем с долгами

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec96
de

27

Финансовая пирамида, или
попасть в сети мошенников

как

не

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec98
b4

28

Виртуальные ловушки, или как
потерять деньги в сети Интернет

не

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9a
58

29

Основные показатели эффективности
фирмы Метод приведённых денежных
потоков

22

23

30

31

Предпринимательский риск, и с чем он
связан. Чем опасна высокая инфляция для
бизнеса
Создание
собственного
бизнеса:
основные этапы создания собственного
бизнеса

1

0

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9b
e8

1

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9e
54

1

0

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9f
c6

32

Что такое бизнес-план и зачем он нужен.
Основные преимущества и недостатки
различных организационно-правовых
форм предприятия

1

0

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eca1
ec

33

Типичные
ошибки
предпринимателей

1

0

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eca3
d6

34

Обобщение
результатов
выполнение тренировочных
тестовый контроль

1

1

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eca5
52

34

3

4

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ

начинающих
работы,
заданий,

ЧАСОВ

ПО

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Интернет-ресурсы
1. URL: https://вашифинансы.рф — совместный проект Министерства
финансов и Роспотребнадзора, огромная коллекция материалов по
финансовой грамотности для населения России. Школьникам стоит
обратить особое внимание на разделы «Детям и молодёжи о финансах» и
«Финансовые калькуляторы».
2. URL: https://fincult.info — портал о финансовой культуре,
созданный Банком России. Школьникам стоит обратить особое внимание
на разделы «Всё о финансах» и «Сервисы».
3. URL: https://хочумогузнаю.рф — коллекция материалов по
финансовой грамотности. Школьникам стоит обратить особое внимание на
разделы «Финансовые услуги» и «Интерактив».
4. URL: https://fingram.oc3.ru — интерактивный практикум «Понимаю
финансовый договор» от компании ОС3, который поможет понять свои
риски перед приобретением различных финансовых услуг.
5. URL: http://www.financialfootball.ru — онлайн-игра «Финансовый
футбол» от компании VISA и Российской экономической школы.
6. URL: http://happy-finance.ru — настольная игра по финансовой
грамотности.

Дополнительная литература
1. Бэтчел, Б. Чего ты по-настоящему хочешь: как ставить цели и
достигать их. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020.
2. Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.
5-7 классы для общеобразовательных организаций / И. В. Липсиц, Е. А.
Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС, 2020.
3. Насыева, Р. Монетные истории. — СПб.: ИЦ Свет, 2020.
4. Попова, Н. Финансы для тинейджеров. — М.: Издательские
решения, 2018.
5. Чумаченко, В. В. Основы финансовой грамотности / В. В.
Чумаченко, В. П. Горяев. — М.: Просвещение, 2020.
6. Шефер, Б. Мани, или Азбука денег / Б. Шефер. — М.: Попурри,
2020.
Учебно-методические материалы для учителя
1. URL: https://вашифинансы.рф — помимо разделов, указанных в
списке

информационно-образовательных

ресурсов,

учителям

стоит

обратить особое внимание на раздел «Библиотека».
2. URL: https://fincult.info — помимо разделов, указанных в списке
информационно-образовательных ресурсов, учителям стоит обратить
особое внимание на раздел «Преподавание».
3. URL: https://fmc.hse.ru/ — сайт Федерального методического
центра Национального исследовательского университета «Высшая школа

экономики». Представлены видеолекции для учителей по финансовой
грамотности, а также банк методических разработок учителей.
4. URL: http://edu.pacc.ru — образовательные проекты по финансовой
грамотности компании ПАКК. Особенно интересны материалы проектов
«Финансы в кино», «Финансы и литература», «Финансы и математика».


Наверх

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».