СОГЛАСОВАНА Педагогическим советом МБОУ СОШ №149 МБОУ СОШ № 149 (протокол от 29.08.2024 №1) УТВЕРЖДЕНА Приказом МБОУ СОШ № 149 от 29.08.2024 № 143 Рабочая программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 149 Учебные предметы, курсы, модули по выбору: «Развитие речи» г. Екатеринбург, 2024 1. Целевой раздел Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Развитие речи» для обучающихся 1 – 4 классов на уровне начального общего образования составлена на основе: Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями вступ. в силу с 01.01.2022), Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО). Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть и, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Дети овладевают языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. В ходе разработки данной программы изучены особенности, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей). Проведено анкетирование с помощью анкет или электронных опросных форм (Yandex Forms), в которых отражена специфика образовательного учреждения. Численность обучающихся иностранных граждан составляет 39% от общего количества обучающихся (граждане Таджикистана, Киргизии, Азербайджана и др.). Учтены результаты оценки уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан, проведённой в соответствии с письмом Минпросвещения России от 06.05.2022 №ДГ-1050/07 «О направлении методических рекомендаций». Всех обучающихся мигрантов можно разделить на две группы: учащиеся-билингвы - это учащиеся, в семьях которых говорят, как на своем родном языке, так и на русском языке. Как правило, такие учащиеся коммуникабельны, они говорят и пишут на русском языке, но испытывают затруднения в использовании официально-делового, публицистического, научного стилей речи. Учащиеся-инофоны - это учащиеся, чьи семьи недавно мигрировали. Учащиеся-инофоны владеют иными фоновыми знаниями, русским языком они владеют лишь на пороговом уровне, на так называемом бытовом уровне. При этом такие ученики часто не понимают значения многих употребляемых ими слов, так как дома родители в основном общаются со своими детьми на родном языке. В школе учащиеся-инофоны вынуждены общаться с учителями, с одноклассниками только на русском языке. Преодоление языкового барьера создает для таких учащихся определенные трудности. Курс внеурочной деятельности «Развитие речи» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского, привитие любви к родному (русскому) языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, коммуникабельности. пространственного восприятия, сенсомоторной координации, Цель курса - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи обучающихся, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников. Задачами курса являются: • развитие лингвистических компетенций обучающихся; • способствование более прочному и сознательному усвоению норм русского языка; • обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи обучающихся; • воспитывать познавательный интерес к русскому языку; • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников. • содействие развитию речи обучающихся. Занятия выстроены следующим образом: 1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части. 2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. 3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее). Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя с 1-го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся. Место курса в учебном плане На изучение курса внеурочной деятельности «Развитие речи» в учебном плане МБОУ СОШ №149 отводится: Для обучающихся 1 классов: 33 часа, из расчета 1 час в неделю. Для обучающихся 2- 4 классов: 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Рабочая программа разработана в соответствии с государственного стандарта начального общего образования. требованиями Федерального Планируемые результаты Предметные и метапредметные результаты изучения курса. Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия (УУД): Коммуникативные: Учащиеся научатся: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. Познавательные: Учащиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную; пользоваться словарями, справочниками; строить рассуждения. Личностные: У учащихся будут сформированы: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту); осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи; устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи; чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи; интерес к изучению языка. Регулятивные Учащиеся научатся на доступном уровне: адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. К окончанию курса «Развитие речи» обучающиеся должны знать: многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы; изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; стили речи: разговорный и книжный; типы текстов. Уметь: уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию); выразительно читать небольшой текст по образцу; определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения; вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы; быть хорошим слушателем; определять лексическое значение слова; отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений; редактировать предложения; определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова; сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности; распознавать типы текстов; устанавливать связь предложений в тексте; распознавать стили речи. 2. Содержательный раздел Программа курса «Развития речи». 1 класс. Речь и ее значение в жизни. Техника речи. Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок. Слово. Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники». Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы). Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы). Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников». Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту. Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову. Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством. Предложение и словосочетание. Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками). Текст. Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста. Культура общения. Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания. Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения. 2 класс. Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения. Слово. Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. Совершенствование умений, определённых программой 1 класса. Предложение и словосочетание. Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов. Текст. Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок. Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой. знать: многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы; изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; стили речи: разговорный и книжный. уметь: распознавать типы текстов; устанавливать связь предложений в тексте; распознавать стили речи; выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте. восстанавливать деформированный текст; устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении; составлять планы различных видов. 3 класс. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки. Слово. Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов. Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность. Предложение и словосочетание. Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения. Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций. Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации. знать: многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы; изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; стили речи: разговорный и книжный; уметь: распознавать типы текстов; устанавливать связь предложений в тексте; распознавать стили речи; выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте. 4 класс. Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации. Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог. Слово. Повторение изученного в 1 – 3 классах. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов. Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы. Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем. Речевой этикет: формы обращения. Предложение и словосочетание. Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом. Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение… Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно-следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов. Текст. Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический). Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи. знать: многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры; изобразительно-выразительные средства языка: тропы, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения; иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы. метафоры, сравнения, уметь: распознавать типы текстов; устанавливать связь предложений в тексте; распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение. определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот. восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи. Тематический план. 1 класс № п/п Тема занятия 2. Введение. Речь и её значение в жизни. Техника речи. Устная и письменная речь. 3. Слова, слова, слова. 4. Озорные буквы. 5. Слова играют в прятки. 6. Слово и его значение. 7. Прямое и переносное значение слова. Однозначные и многозначные слова. 1. 8. 9. Омонимы. 10. Синонимы. 11. Антонимы. 12. Тематические группы слов. 13. Наш цветной мир. Элементы содержания Речь (2 часа) Знакомство с ролью речи в жизни людей. Обсуждение значения употребления выразительной речи в жизни. Слово (16 часов) Формирование представлений о слове как комплексе звуков. Обсуждение важности сохранения позиции каждой буквы в слове. Развитие познавательного отношения к языку, внимательного отношения к слову. Сведения о лексическом значении слова. Сведения о прямом и переносном значении слова. Формирование первичного представления о многозначности слов. Формирование первичного представления об омонимах и их значении в речи. Формировать первичное представление о синонимах, их значении в речи. Умения, вырабатываемые в результате деятельности обучающихся Определить роль речи в жизни людей. Формирование навыков выразительной речи. Формирование представлений о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение Формирование понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове. Развитие внимательного отношения к слову. Формирование понятия о лексическом значении слова. Формирование понятия о прямом и переносном значении слова. Формирование понятия многозначности слова. Формирование первичного представления об омонимах. Формирование первичного представления о синонимах. Формировать первичное Формирование первичного представление об антонимах представления об антонимах. и их значении в речи. Познакомить с Познакомить с тематическими тематическими группами слов. группами слов Формирование первичного Формировать первичное представление об представления об образности. образности. 14. Учимся подбирать синонимы к словам. 15. Учимся подбирать антонимы к словам. 16. Голоса природы. 17. Закрепление изученного материала по теме «Слово». 18. Загадки. 19. Культура речи. 20. Вежливые слова. Пословицы. 21. Учимся рассуждать. 22. Учимся рассуждать. 23. Текст. Общее представление о тексте. 24. Текст. Типы текстов. 25. Заглавие текста. 26. Тема текста. Формировать первичный навык в подборе синонимов и антонимов к словам. Формирование первичного представления о сравнении. Использование изученного Развитие познавательного материала для развития интереса к языку. воображения, памяти. Выявить уровень усвоения Выявить уровень усвоения изученного материала и изученного материала и умения умения применять свои применять знания в нестандартной знания в нестандартной ситуации. ситуации. Формировать умения Формирование умения отгадывать отгадывать загадки. загадки. Культура общения (5 часов) Обсуждение значения слов Прививать навыки культурной речи. в жизни каждого человека, деление их на группы по значимости. Формирование навыков Формирование навыков употребления в речи употребления в речи образных образных выражений. выражений. Сведения о причинноФормирование умения следственных связях между устанавливать причиннопредметами, следственные связи между явлениями, предметами, явлениями, событиями. событиями. Подбор слов, наиболее точно передающих мысль. Текст (10 часов) Формирование общего Формирование общего представления о тексте и представления о тексте и его его признаках признаках (смысловом единстве (смысловом единстве предложений, их связи друг с предложений, их связи другом). друг с другом). Обсуждение целостного единства предложений в тексте Формирование навыков выделения Выделение в тексте в тексте главной мысли и подбора главной мысли и подбора заглавия к тексту. заглавия к тексту. Определение темы текста и Формирование навыков составление текста на определения темы текста и определенную тему. составления текста на определенную тему. 27. Повторение пройденного. 28. Опорные слова. 29. Мы строим текст. Составление текста по сюжетным картинкам. 30. Мы строим текст. Части текста. 31. Краткий план текста. Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации. Обсуждение особенностей построения текста и выделение опорных слов. Отработка навыков построения связного текста. Сформирование сведений построения связного текста. Составление плана текста, обсуждение его особенностей. Обсуждение 32. Развёрнутый план текста. признаков слов, деление их на группы по различным признакам, заголовка и плана текста. 33. Промежуточная аттестация. Выявить уровень усвоения изученного материала. Умение применять знания в нестандартной ситуации. Формирование навыка составления текста по опорным словам. Формирование навыков построения связанного текста. Формирование навыков составления плана текста. Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации. Тематический план. 2 класс № п/п Тема занятия Элементы содержания Умения, вырабатываемые в результате деятельности обучающихся Слово ( 13 часов) 1. Введение. Слово. Значение Продолжить работу над слова. понятием «слово» Знакомить со словарями: толковым, орфографическим. Уметь определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Продолжить работу над Уметь выделять слова в понятием переносном значении в тексте, «многозначное» слово. сравнивать прямое и переносное Развивать память, внимание. значения, определять основу переноса. Продолжить Уметь находить омонимы в тексте, формирование понятия Знать точное значение слова, не «омонимы» допуская речевых ошибок. 2. Многозначные слова. 3. Омонимы 4. Омофоны, омоформы Познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы и омофоны. Развивать интерес к языку. Продолжить формирование понятия «синонимы». Развивать внимательное отношение к языку. Развивать память, логическое мышление. Уметь различать омофоны и омоформы. 5. Синонимы 6. Антонимы Продолжить формирование понятия «антонимы». Развивать внимательное отношение к языку и памяти. 7. Фразеологизмы 8. Фразеологизмы Познакомить с понятием «фразеологизмы». 9. Фразеологизмы Уметь правильно расставлять ударение в словах. Уметь подбирать слова близкие по значению и противоположные по значению. Находить антонимы в пословицах. Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. Уметь объяснять и применять пословицы в своей речи. Уметь узнавать предмет по его краткому описанию. Уметь сочинять свои загадки. 10. Пословицы 11. Загадки 12. Изобразительные средства языка. Сравнение. Продолжить знакомство с пословицами. Продолжить знакомство учащихся с загадками, их художественными особенностями. Учить выделять и сравнивать существенные признаки предметов, составлять предложения описательного характера с использованием сравнений. Уметь различать слова, которые по-разному звучат, но называют одно и тоже. Уметь подбирать синонимы, следить за выразительностью речи. Уметь сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. Познакомить с олицетворением, как изобразительным средством языка. Предложение и словосочетание (3 часа) 14. Связь между Работа над Уметь находить в предложениями в тексте деформированным деформированном тексте начало текстом. рассказа и уметь продолжать составлять рассказ. 13. Изобразительные средства языка. Олицетворение. 15. Связь между частями текста 16. Работа с деформированным текстом Наблюдать за связью между частями текста. Развивать внимание, логическое мышление. Проверить умение учащихся устанавливать связь между предложениями и восстанавливать деформированный текст. Текст ( 13 часов) 17. Текст. Тема текста. Продолжить работу по Заглавие. формированию умения определять тему текста и озаглавливать её. 18. Текст. Опорные слова. Упражнять в выделении из текста опорных слов и 19. Текст. Опорные слова. составлении рассказа по опорным словам. 20. Проверим себя. Выявить уровень усвоения изученного материала. 21. План. Составление плана. Продолжить работу над выработкой умения составлять план. 22. Виды плана. Познакомить с разными видами плана. 23. Виды плана. 24. Виды плана. Проверить навыки 25. Редактирование текста построения связного текста, умение употреблять образные выражения. Развивать воображение, память. Познакомить с текстом26. Типы текста. Описание. описанием. Развивать воображение, внимание. 27. Текст – сравнительное описание. 28. Типы текста. Повествование. 29. Типы текста. Рассуждение. Познакомить с текстом – сравнительным описанием нескольких предметов. Познакомить с текстом – повествованием. Развивать воображение. Познакомить с текстомрассуждением. Развивать логическое мышление. Уметь находить в тексте части и понимать, как они связаны друг с другом. Уметь устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ. Уметь называть признаки текста. Правильно озаглавливать текст. Уметь выделять в тексте опорные слова, для пересказа текста. Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации. Уметь делить текст на части, выделять в каждой части самое важное. Уметь различать картинный план, цитатный план. Уметь подбирать к словам словапризнаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения. Уметь выбирать из текста словосочетания для описания. Уметь по вопросам составлять описание предмета, существа. Уметь сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки. Уметь составлять текст по опорным словам и по плану. Уметь различать текстрассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего? 30. Сочинение на тему «Мой выходной день». 31. Сочинение на тему «Мой выходной день». 32. Повторение пройденного. Промежуточная 33 аттестация. 34. Обобщение материала изученного Культура общения ( 5 часов) Обучение письменному Уметь писать творческое сочинению. изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям Повторить основные Уметь ориентироваться в понятия, с которыми изученных понятиях, отличать их учащиеся познакомились в и правильно называть признаки течение учебного года. понятий. Выявить уровень Уметь ориентироваться в усвоения изученного изученных понятиях, отличать их материала. и правильно называть признаки понятий. Отработка знаний, Уметь ориентироваться в умений, навыков. изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий. Тематический план. 3 класс № п/п Тема занятия Элементы содержания Слово (17 часов) Знакомство с многозначными словами. 1. Введение. Многозначные слова. 2. Омонимы, омоформы, омофоны. Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами. 3. Фразеологизмы. Познакомить с понятием «фразеологизмы». 4. Сравнения. Познакомить с понятием «сравнение». 5. Олицетворение. Познакомить с понятием «олицетворение». 6. Изобразительновыразительные средства языка. Эпитеты. Познакомить с эпитетами, их назначением. Умения, вырабатываемые в результате деятельности обучающихся Уметь различать многозначные слова; уметь находить выражения с прямыми значениями слов. Уметь находить омонимы, омоформами и омофонами; уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов. Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. Уметь подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи. Уметь употреблять олицетворения в устной и письменной речи. Уметь употреблять эпитеты в устной и письменной речи. 7. 8. Познакомить с Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. эмоционально окрашенной лексикой. Познакомить с Откуда приходят слова. заимствованными словами. 9. Этимология. 10. Как тебя зовут? 11. Как тебя зовут? 12. Наши фамилии. 13. 14. Топонимы. Устаревшие слова. 15. 16. 17. Знакомить с топонимами. Исследовать устаревшие слова. Сочинение по картине В.М. Знакомить с написанием Васнецова «Богатыри». сочинения – описания Сочинение по картине В.М. картины. Васнецова «Богатыри». Выявить уровень усвоения Проверим себя. изученного материала. 18. Типы текстов. 19. Темы текстов. Опорные слова. 20. Связь предложений в тексте. Цепная связь предложений в тексте. 21. 22. Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке. Познакомить с происхождением и значением имен. Познакомить с происхождением отчеств. Познакомить с происхождением фамилий. Текст (11 часов) Знакомим с разными типами текстов и их признаками. Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов. Обсуждение признаков текста. Обсудить способы цепной связи предложений в тексте. Цепная связь предложений Обсудить понятие цепной в тексте. связи предложений в тексте. Уметь выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи. Уметь находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя. Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов. Уметь объяснять происхождение имен. Уметь объяснять происхождение отчеств. Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии. Уметь объяснять топонимы. Уметь находить и объяснять значение устаревших слов. Уметь употреблять фразеологические обороты. Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации. Уметь различать типы текстов. Уметь определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст. Уметь из предложений составлять текст. Уметь определять способы цепной связи предложений в тексте. Уметь составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью. 23. Параллельная связь предложений в тексте. Обсудить параллельную связь предложений в тексте. 24. Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». Единый временной план текста. Знакомить с написанием сочинения – описания картины. 25. 26. 27. Единый временной план текста. 28. Единый временной план текста. 29. Стили речи. 30. Стили речи. 31. Культура общения. 32. Научный стиль. 33. Словари. 34. Исследовать единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложений. Знакомство с понятием о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах. Обсуждение с временной соотнесённостью глаголов. Стили речи (6 часов) Знакомство с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи. Исследовать разговорный стиль речи; дать понятия «Монолог» и «Диалог». Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии. Обсудить признаки научного стиля. Исследовать разные виды словарей (толковые, или объяснительные словари; словари – справочники). Промежуточная аттестация. Выявить уровень усвоения изученного материала. Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью. Уметь правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте. Уметь определить типы текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их время. Уметь объяснять фразеологизмы; уметь ставить в тексте в нужную форму. Уметь редактировать повествовательные тексты. Уметь различать тексты в разговорном стиле и в книжном. Уметь находить разговорном стиле. текст в Уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии. Уметь различать научный текс от других. Уметь работать со словарями. Уметь ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий. Тематический план. 4 класс № п/п Тема занятия 1. Введение. Омонимы, омофоны, омоформы, каламбуры. 2. Фразеологизмы. 3. Фразеологизмы 4. Диалектизмы. 5. Сравнение, эпитеты, олицетворение. 6. Метафора. 7. Пословицы и поговорки. Афоризмы. 8. Сочинение по пословице. 9. Анализ сочинений по пословицам. 10. Художественный стиль. Общее понятие. 11. Сочинение – пейзажная зарисовка. 12. Рифма. Элементы содержания Отличие многозначного слова от омонимов. Знакомство с каламбурами. Работа с фразеологизмами. Заменять слова фразеологизмами. Составить рассказ, используя фразеологизмы. Значение диалектизмов в литературном языке. Умения, вырабатываемые в результате деятельности обучающихся Формирование представления об омонимах, омофонах, омоформах, каламбурах. Формирование представления мах. Уметь определять слова с переносным значением слова. Навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи. Формирование представления о диалектизмах. Диалекты в литературном языке. Сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете. Знакомство с метафорой. Определение выражений с метафорой. Навыки употребления изобразительно- выразительных средств в устной речи. Работа с пословицами и поговорками. Знакомство с афоризмами. Составлять текст по заданной пословице. Работа над орфографическими и речевыми ошибками. Знакомство с художественным стилем. Изобразительные языковые средства художественного стиля. Подбор образных средств для написания сочинения. Понятие о стихотворении как об определенном способом организованном тексте. Умение уместного употребления пословиц в речи. Роль метафоры в художествен- ном тексте. Умение раскрывать смысл пословицы. Умение редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки. Умение составлять текст в художественном стиле. Умение составлять текст в художествен- ном стиле. Умение определять стихи, определенный ритм. 13. Диалог и монолог. 14. Драматические импровизации. 15. Драматические импровизации. 16. Композиция текста. Основные элементы композиции. Композиция. Работа с деформированным текстом. 17. 18. Творческая работа. 19. Сочинение – миниатюра в художественном стиле. 20. Творческая работа. Определение в тексте диалогов, монологов. Знакомство с пьесой. Инсценировка отрывка из данного рассказа. Инсценировка по отрывку из повести «Витя Малеев в школе и дома». Знакомство с элементами композиции текста. Определять стиль, тему, основную мысль текста. Работать с деформированным текстом. Письмо сочинения на определенную тему. Письмо сочинения в художественном стиле. 25. Письмо сочинения «наоборот». Публицистический стиль. Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями. Газетно-публицистический Познакомить с стиль. особенностями газетнопублицистического стиля. Учиться «собирать» газету, Деловая игра «Вёрстка располагать типографский газеты». набор на страницах газеты. Официально – деловой Знакомство с официально стиль. – деловым стилем и его особенностями. Составления конспекта. Тезисы. Конспект. 26. Аннотация. 27. Я пишу письмо. 28. Личный дневник. 21. 22. 23. 24. Написание аннотации к любимой книге. Знакомство с особенностями эпистолярного жанра. Важность ведения личного дневника. Диалог и монолог как форма речи. Уметь трансформировать рассказ в пьесу. Уметь трансформировать рассказ в пьесу. Уметь определять все части текста. Уметь определять элементы композиции текста. Писать сочинение на определенную тему. Составлять текст в художественном стиле. Сочинение сказки по опоре. Уметь писать сочинения в публицистическом стиле. Уметь определять корреспонденцию, репортаж, статью. Формирование умения выпускать стенную газету. Формировать умение написания деловых документов. Формировать умение написания конспектов статей. Формировать умение составления аннотации к прочитанным книгам. Формирование умения оформления адреса на письме. Умение вести записи в личном дневнике. 29. 30. 31. 32. 33. 34 Сочинение «Мои любимые стихи». Сочинение «Мои любимые стихи». Сочини сценарий для мультфильма. Конкурс на лучшее название конфет. Выбирать любимых поэтов, любимые стихи. Развитие познавательного интереса, внимания к поэзии. Придумать тему, каждому герою роль. Собрать различные названия конфет. Установить источник происхождения этих названий. Лингвистический турнир. Формирование навыка составления мультфильма. Оформление своих исследований в виде презентации. Обобщение. Проверим себя. Промежуточная аттестация. Выявить уровень усвоения изученного материала. Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации Уметь ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий. Методическое обеспечение программы В качестве учебно-методических пособий к программе для учителя используется: Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь». Методическое пособие.1-4 классы. – М.: Росткнига. для детей: Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь». Рабочая тетрадь в 2-х частях. – М.: Росткнига. Литература для учителя 1. Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963 2. Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960 3. Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970 4. Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976 5. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968. 6. Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998. 7. Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966 8. Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977 9. Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977. 10. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990. 11. Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965. 12. Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961 13. Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961 14. Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979 15. Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993 16. Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992 17. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992 18. Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002 19. Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968 20. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982 21. Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980 22. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985 23. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977 24. Родари Д. Грамматика фантазии: введение в искусства придумывания историй. – М.: Просвещение, 1978. Цифровые и электронные образовательные ресурсы, образовательные платформы 1. ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/ Федеральный портал «Единое содержание общего образования» https://edsoo.ru/ Информационно-коммуникационная платформа «Сферум» https://sferum.ru Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение. 25