РП АООП НОО ЗПР Изобразительное искусство 1 класс (дополнительно)

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом МБОУ СОШ №149
(протокол от 29.08.2024 №1)

приказом МБОУ СОШ №149
от 29.08.2024 №143

Рабочая программа
по предмету: изобразительное искусство
Уровень образования: начальный общий
1 дополнительный класс

Екатеринбург, 2024

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС (1час в неделю - 33 часа)
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету « Изобразительное искусство» для
1 дополнительного класса для обучающихся с задержкой психического развития
(далее–ЗПР) на уровне начального общего образования составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) (далее
– ФГОС НОО ОВЗ), Федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. №
1023), Федеральной рабочей программы по изобразительному искусству для
обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального общего
образования, разработанной ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» и
размещенной на сайте https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/, Федеральной программы
воспитания, Адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
МБОУ СОШ №149 (вариант 7.2).
Изобразительная деятельность способствует коррекции недостатков
аналитико-синтетической
деятельности
мышления,
совершенствовать
произвольную регуляцию деятельности, речевое планирование, а также
преодолевать
несовершенство
ручной
моторики,
пространственных
представлений, зрительно-моторной координации. Собственная изобразительная
деятельность позволяет обучающемуся с задержкой психического развития (далее
ЗПР) выражать свои эмоции и чувства, овладевать навыками символизации, что
поднимает психическое развитие на качественно новую ступень.
Уроки по изобразительному искусству для обучающихся с ЗПР решают не
только образовательные, но и коррекционные задачи.
Общая цель изучения предмета «Изобразительное искусство» в 1
дополнительном классе заключается в:
- создании условий, обеспечивающих усвоение изобразительного,
творческого, социального и культурного опыта учащимися с ЗПР для успешной
социализации в обществе и усвоения ФГОС НОО;
приобретении первоначального опыта изобразительной деятельности
на основе овладения знаниями в области искусства, изобразительными умениями и
проектной деятельностью;
формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к
искусству и людям творческих профессий.

Общие задачи курса:
формирование
первоначальных
представлений
о
роли
изобразительного искусства в жизни человека, его духовно- нравственном
развитии;
формирование эстетических чувств, умений видеть и понимать
красивое, дифференцировать «красивое» от «некрасивого», умения высказывать
оценочные суждения о произведениях искусства;
формирование умения выражать собственные мысли и чувства от
воспринятого, делиться впечатлениями, достаточно адекватно используя
терминологическую и тематическую лексику;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративноприкладного и народного искусства, рисунке, живописи, скульптуре, дизайна и
др.), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы
мультипликации и пр.);
воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к
произведениям искусства;
формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире
(как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты,
выражать по отношению к ним собственное эмоционально- оценочное отношение;
овладение практическими умениями самовыражения средствами
изобразительного искусства.
В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются
следующим образом:
формирование понимания роли искусства в жизни человека;
формирование эстетических чувств, умения воспринимать и выделять
в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически
привлекательные объекты, способности высказывать оценочные суждения о
произведениях искусства, используя тематическую и терминологическую лексику;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в
различных
видах
художественной
деятельности
(рисование,
лепка,
конструирование из бумаги, аппликация).
Содержание
предмета
охватывает
все
основные
виды
визуальнопространственных искусств: начальные основы графики, живописи и
скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и
дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы,
восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков,
художественному восприятию предметно-бытовой культуры.

Для обучающихся с ЗПР большое значение имеет восприятие произведений
детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций
выраженного в них содержания, художественных средств выразительности,
соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского
творчества носит обучающий характер.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как
отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами
практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие
произведений
искусства
и
эстетического
наблюдения
окружающей
действительности).
На занятиях обучающиеся с ЗПР знакомятся с многообразием видов
художественной деятельности и технически доступным разнообразием
художественных
материалов.
Практическая
художественно-творческая
деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени.
Предмет «Изобразительное искусство» имеет важное коррекционно развивающее значение:
способствует коррекции недостатков познавательной деятельности
обучающихся с ЗПР путем систематического и целенаправленного воспитания и
развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета
предметов, их положения в пространстве;
формирует умение находить в изображаемом существенные признаки,
устанавливать сходство и различие;
содействует развитию у обучающихся с ЗПР аналитико-синтетической
деятельности, умения сравнивать, обобщать;
учит ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать
последовательность выполнения рисунка;
способствует
исправлению
недостатков
моторики
и
совершенствованию зрительно-двигательной координации путем использования
вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением
разнообразного изобразительного материала;
формирует у обучающихся с ЗПР знания элементарных основ
реалистического рисунка, навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомит обучающихся с ЗПР с отдельными произведениями
изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывает
активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивает у обучающихся с ЗПР речь, художественный вкус, интерес и
любовь к изобразительной деятельности.
Психо-коррекционная направленность заключается также в расширении и
уточнении представлений об окружающей предметной и социальной
действительности, что реализуется за счет разнообразных заданий,
стимулирующих интерес младшего школьника с ЗПР к себе и к миру. При

выполнении заданий, предусмотренных в тематическом планировании, учителю по
предмету «Изобразительное искусство» рекомендуется поддерживать связь с
учителем начальных классов, уточняя содержание, изученное на уроках по
предмету «Окружающий мир». Это необходимо для выбора изображений растений
и животных, выполняемых во второй и третьей четвертях. Соответственно,
учителю изобразительной деятельности необходимо актуализировать и закрепить,
имеющиеся у обучающихся знания.
Требования речевых отчетов и речевого планирования, постоянно
включаемые процесс выполнения работы, способствуют появлению и
совершенствованию рефлексивных умений, которые рассматриваются как одно из
важнейших психологических новообразований младшего школьника.
Коррекция сенсомоторного развития осуществляется посредством развития
мелкой работы пальцев, кисти рук, формирования зрительно – двигательной,
речедвигательной координации, установления и активизации межанализаторных
связей, коррекции недостатков мелкой и общей моторики.
Коррекция содержательной стороны умственного развития, обучающегося
осуществляется через расширение представлений об окружающем мире,
расширение и уточнение представлений об окружающей предметной и социальной
действительности.
Коррекция операциональной стороны познавательной деятельности
происходит через развитие наглядно-образного мышления, развитие речи, памяти,
процессов анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования в процессе
рисования и включения произвольности внимания.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности осуществляется
через развитие восприятия, зрительной памяти и внимания, формирование
представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способах их
изображения, развитие пространственных представлений и ориентации.
Коррекция регулятивной стороны познавательной деятельности происходит
через формирование умений ориентироваться в задании (анализировать объект, в
пространстве и на плоскости), предварительно планировать ход работы над
изображением, замыслом рисунка (устанавливать логическую последовательность
осуществления изображения, определять приемы работы и инструменты, нужные
для выполнения рисунка), осуществлять контроль за своей работой (определять
правильность действий и результатов в соответствии с намеченной целью,
оценивать качество изображения). А также формирование рефлексивных умений,
которые рассматриваются как одно из важнейших психологических
новообразований младшего школьника.
Коррекция и компенсация недостатков развития эмоционально-волевой
сферы заключается в формировании адекватной реакции на неудачи, поощрении
самостоятельного преодоления трудностей, создании ситуаций для переживания
успеха, усилении мотивации достижения. Для достижения результатов по

выделенным направлениям работы учителю по предмету «Изобразительное
искусство» необходимо организовать продуктивное взаимодействие с педагогом
психологом.
Содержание учебного предмета
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или
горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения.
Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их
особенности.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения
соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте.
Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части. Модуль
«Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве.
Навыки работы гуашью в условиях урока.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в
изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию.
Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния
времён года. Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура» Изображение
в объёме.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных
художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по
выбору учителя с учётом местных промыслов).
Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль
«Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на
основе
фотографий).
Эмоционально-эстетическое
восприятие
объектов
действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах
декоративно-прикладного искусства.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных
народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка
(или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания
бумаги и аппликации.
Модуль «Архитектура»

Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по
фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города
из бумаги, картона или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение эмоционального
содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной
среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и
эстетической задачи наблюдения (установки).
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние,
или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В.М. Васнецова,
М.А. Врубеля и другие по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых
знаний и творческих практических задач — установок наблюдения.
Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального
содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование с целью выражения ярких зрительных впечатлений.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих
изучаемой теме.
п/п

Название темы (раздела)

Количество
часов

Модуль 1. «Графика»
1.1

Рисование с натуры: разные листья и их форма.

Расположение изображения на листе. Выбор
вертикального или горизонтального формата листа в
зависимости от содержания изображения.
1.2
Линейный рисунок. Графические материалы для
линейного рисунка и их особенности.
1.3
Представление о пропорциях: короткое — длинное.
Развитие навыка видения соотношения частей целого
(на основе рисунков животных).
1.4
Графическое
пятно
(ахроматическое)
и представление о силуэте. Формирование
навыка видения целостности.
1.5
Цельная форма и её части.
Итого по модулю 1
Модуль 2. «Живопись»

1

1
1

1

1
5

Цвет как одно из главных средств выражения в
изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью
в условиях урока.
1
2.2
Эмоциональная выразительность цвета, способы
выражение настроения в изображаемом сюжете.
1
2.3
Живописное изображение разных цветков по
представлению и восприятию. Развитие навыков
работы гуашью.
1
2.4
Тематическая
композиция
«Времена
года».
Контрастные цветовые состояния времён года.
Живопись (гуашь), аппликация или смешанная
техника.
1
2.5
Техника монотипии. Представления о симметрии.
Развитие воображения.
1
Итого по модулю 2
5
Модуль 3. «Скульптура»
3.1
Изображение в объёме.
1
3.2
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее
известных народных художественных промыслов
(дымковская или каргопольская игрушка или по
выбору учителя с учётом местных промыслов).
2
3.3
Объёмная аппликация из бумаги и картона.
3
Итого по модулю 3
6
Модуль 4. «Декоративно-прикладное искусство»
4.1
Узоры в природе.
2
4.2
Наблюдение узоров в живой природе (в условиях
урока
на
основе
фотографий).
Эмоциональноэстетическое восприятие объектов
действительности. Ассоциативное сопоставление с
орнаментами в предметах декоративно-прикладного
искусства.
1
4.3
Орнамент, характерный для игрушек одного из
наиболее известных народных художественных
2
промыслов: дымковская или каргопольская игрушка
(или по выбору учителя с учётом местных
промыслов).
4.4
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки
путём складывания бумаги и аппликации.
2
Итого по модулю 4
7
Модуль 5. «Архитектура»
2.1

Наблюдение разнообразных архитектурных зданий
в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение
особенностей и составных частей зданий.
5.2
Макетирование (или аппликация) пространственной
среды сказочного города из бумаги, картона или
пластилина.
Итого по модулю 5
Модуль 6. «Восприятие произведений искусства»
5.1

Восприятие произведений детского творчества.
Обсуждение эмоционального содержания детских
работ.
6.2
Художественное наблюдение окружающего мира
природы и предметной среды жизни человека в
зависимости от поставленной аналитической и
эстетической задачи наблюдения (установки).
6.3
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено
эмоциональное состояние, или с картиной,
написанной на сказочный сюжет (произведения В.М.
Васнецова, М.А. Врубеля и другие по выбору
учителя).
6.4
Художник и зритель. Освоение зрительских умений
на основе получаемых знаний и творческих
практических задач — установок наблюдения.
6.5
Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка
эмоционального содержания произведений
Итого по модулю 6
Модуль 7. «Азбука цифровой графики»

1

2
3

6.1

Фотографирование с целью выражения ярких
зрительных впечатлений.
7.2
Обсуждение в условиях урока ученических
фотографий, соответствующих изучаемой теме.
Итого по модулю

1

1

1

1
1
5

7.1

1
1
2
ИТОГО: 33ч

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Изучение предмета «Изобразительное искусство» на уровне начального
общего образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные результаты
В центре рабочей программы по изобразительному искусству в соответствии
с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ находится
личностное развитие обучающихся с ЗПР, приобщение их к российским
традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных
результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к активному
участию в социально-значимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным
на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и
интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками
содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре,
народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства
воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и
освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и
мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной
причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение
обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет
способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты
национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают
условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют
пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного
развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей
в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на
развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоциональнообразной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести
социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует
росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития
социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о
прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание
способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к
окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье,
природе, труду, искусству, культурному наследию.

Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально
окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе
развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в
художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности
развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественноэстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства.
Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий,
приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественнотворческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от
создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь
результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой
деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в
команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к
определённым заданиям по программе.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Пространственные представления и сенсорные способности:
•
ориентироваться в пространстве класса и на плоскости;
•
отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию
в пространстве;
•
характеризовать форму предмета, конструкции по предложенному
плану, вопросам;
•
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном
образе на доступном для обучающегося с ЗПР уровне;
•
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным
основаниям на основе предложенного плана;
•
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
•
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и
предметов между собой с помощью учителя;
•
выявлять и анализировать с помощью учителя ритмические отношения
в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных
основаниях;
•
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в
пространственных и плоскостных объектах.
2) Базовые логические и исследовательские действия:
•
ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые
будут необходимы, для выполнения задания или инструкции на основе изучения
данного раздела;

•
сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и
различие;
•
понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;
•
анализировать объекты творчества с выделением их существенных
признаков;
•
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;
•
проявлять исследовательские действия в процессе освоения
выразительных свойств различных художественных материалов;
•
проявлять базовые экспериментальные действия в процессе
самостоятельного выполнения художественных заданий;
•
проявлять начальные исследовательские действия на основе
определённых учебных установок в процессе восприятия произведений
изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного
творчества;
•
использовать наблюдения для получения информации об особенностях
объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
•
анализировать под руководством учителя с позиций эстетических
категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека;
•
формулировать простейшие выводы, соответствующие учебным
установкам по результатам проведённого наблюдения;
•
использовать знаково-символические средства для составления
орнаментов и декоративных композиций;
•
классифицировать с опорой на образец произведения искусства по
видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
•
классифицировать с опорой на образец произведения изобразительного
искусства по жанрам;
•
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания.
3)Работа с информацией:
•
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, от родных, близких,
друзей, других информационных источников;
•
использовать электронные образовательные ресурсы;
•
работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
•
выбирать с помощью учителя источник для получения информации:
поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники,
художественные альбомы и детские книги;
•
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;

•
готовить информацию с помощью учителя на заданную или выбранную
тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных
презентациях;
•
осуществлять виртуальные
путешествия
по архитектурным
памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные
художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных
учителем;
•
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети
Интернет.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
•
участвовать в диалоге или дискуссии, проявляя уважительное
отношение к оппонентам;
•
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих
позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности
(при необходимости с помощью учителя);
•
демонстрировать и объяснять (на доступном для обучающегося с ЗПР
уровне) результаты своего творческого, художественного опыта;
•
анализировать по предложенному плану произведения детского
художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной
задачей, поставленной учителем;
•
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности
сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;
•
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы,
принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению,
договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к
своей задаче по достижению общего результата.
Регулятивные универсальные учебные действия:
•
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные
учителем;
•
соблюдать последовательность учебных действий при выполнении
задания, при необходимости с опорой на план;
•
организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя
порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым
материалам;
•
соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Предметные результаты
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе
модульного построения содержания в соответствии с Федеральным

государственным образовательным стандартом начального общего образования
обучающихся с ОВЗ.
Модуль «Графика»
Закреплять навыки применения свойств простых графических материалов в
самостоятельной творческой работе в условиях урока.
Приобретать опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как
основы обучения рисунку на доступном для обучающегося с ЗПР уровне.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать с помощью учителя соотношения пропорций,
визуально сравнивать пространственные величины.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей
практической художественной деятельности.
Модуль «Живопись»
Закреплять навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё
мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные
впечатления, организованные педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных
образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать
представления о целостной форме в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных
форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать различные примеры узоров в природе (в условиях урока
на основе фотографий); приводить примеры, и делать ассоциативные
сопоставления (с опорой на зрительный образец) с орнаментами в произведениях
декоративно-прикладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные,
геометрические, анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной
деятельности.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции
(стилизованной: декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных
художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору
учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической художественной
деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла.

Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире
(по фотографиям в условиях урока); анализировать по предложенному плану
особенности и составные части рассматриваемых зданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных
простых геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в
форме коллективной игровой деятельности.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать по предложенному плану
детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции
(расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче,
поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе
эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач, поставленных учителем.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни
человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи
(установки).
Приобретать опыт аналитического наблюдения архитектурных построек под
руководством учителя.
Приобретать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой
картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний;
приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В.М. Васнецова,
М.А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с
ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван
Гога или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских
книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и
целенаправленного наблюдения природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой
целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в
кадре под руководством учителя.
Критерии и нормы оценки планируемых результатов Критерии
и нормы оценки планируемых результатов, обучающихся с ЗПР разработаны в
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, с учетом
индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей,
обучающихся с ЗПР и ориентированы на выявление и оценку образовательных
достижений, обучающихся с ЗПР.

Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по
итогам освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР) аттестации обучающихся с
ЗПР включают: особую форму организации аттестации (в малой группе,
индивидуальную)
с
учетом
особых
образовательных
потребностей
индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР; привычную обстановку в
классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся
мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
упрощение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению;
упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на
короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения
задания;
в дополнение к письменной инструкции к заданию, при
необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном
темпе с четкими смысловыми акцентами; при необходимости адаптирование
текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение
одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому
и семантическому оформлению и др.); при необходимости предоставление
дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная
поддержка) организующей (привлечение внимания, концентрирование на
выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей
(повторение и разъяснение инструкции к заданию); увеличение времени на
выполнение заданий; возможность организации короткого перерыва (10-15 мин)
при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание
ситуаций,
приводящих
к
эмоциональному
травмированию
ребенка.
Особенностями системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка
предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных
образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы
оценки;
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных
предметов на основе деятельностного подхода, проявляющегося в способности к
выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
оценка динамики образовательных достижений, обучающихся;

сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения
качества образования;
использование персонифицированных процедур итоговой оценки и
аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и
тенденций развития системы образования;
уровневый подход
к
разработке планируемых
результатов,
инструментария и представлению их;
-использование
накопительной
системы
оценивания(портфолио),
характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование наряду со стандартизированными письменными или
устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические
работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Оценка личностных результатов
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у
обучающихся универсальные учебные действия.
Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних
не персонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не
работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере
психолого-медико-педагогической диагностики развития личности. Вторым
методом оценки личностных результатов, обучающихся используемым в
образовательной программе является оценка личностного прогресса
обучающегося с помощью портфолио, способствующего формированию у него
культуры
мышления,
логики,
умений
анализировать,
обобщать,
систематизировать, классифицировать.
В конце года проводится мониторинг сформированности УУД в урочное и
внеурочное время. Промежуточная диагностическая работа включает в себя
задания на выявление планируемых результатов.
Оценка метапредметных результатов
Оценка
метапредметных
результатов
предполагает
оценку
универсальных
учебных
действий,
обучающихся
(регулятивных,
коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий
обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности
и управление ею. К ним относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и
задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение
контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение
на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и
самостоятельность в обучении;

умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение
существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и
практических задач;
способность к осуществлению логических операций сравнения,
анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению
аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении
учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих
действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных
компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в
обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени
начального общего образования строится вокруг умения учиться.
Оценка предметных результатов
В первом классе ведется безотметочное обучение в соответствии с
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 (далее – СП 2.4.3648-20). Не подлежит никакому оцениванию темп
работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических
процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.)
Не подлежит никакому оцениванию темп работы ученика, личностные
качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности
памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.)
В первом классе используются три вида оценивания – без выставления
бальной отметки, но сопровождающееся словесной оценкой.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические
выставки.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия.
Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по
качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой
деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление
(оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов),
техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование
различных способов изображения), техническая реализация (сложность
организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности,
оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого
общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново
увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках
работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей,
применяться в оформлении школы.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебные материалы для обучающегося
Изобразительное искусство. 1 класс/Коротеева Е.И.; под редакцией
Неменского Б.М., Акционерное общество Издательство «Просвещение»;
Методические материалы для учителя
1.
Федеральная рабочая программа Начального общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.). Изобразительное
искусство». https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/
2.
Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4
классы. Авторы: Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, НА. Горяева и др.,
М.:«Просвещение».
3.
Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
1.
Инфоурок. ИЗО, МХК 1класс.
Презентации.
https://infourok.ru/biblioteka/izo-mhk/klass-2/type-56
2.
Копилка уроков. Сайт для учителей. https://kopilkaurokov.ru/
3.
Учителя.com https://uchitelya.com/
4.
Мультиурок. https://multiurok.ru/
Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/subject/7/2/

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО 1дополнительный класс
(1 час в неделю – 33 ч)
№
1

2

3
4

Тема
Все
дети
рисовать

Изображения
вокруг нас

Программное содержание
любят Восприятие произведений детского
творчества. Обсуждение
эмоционального содержания детских
работ.

всюду Рисование с натуры: разные листья и
их форма.
Расположение изображения на листе.
Выбор
вертикального
или
горизонтального формата листа в
зависимости
от
содержания
изображения.
Мастер изображения Представление
о
пропорциях:
учит видеть
короткое — длинное. Развитие
навыка видения соотношения частей
целого
(на
основе
рисунков
животных).

Виды деятельности обучающихся
Наблюдают, разглядывают,
анализируют по предложенному плану
детские работы с позиций их настроения,
расположения
на
листе,
цветового
содержания,
соответствия учебной задаче, поставленной
учителем.
Выполняют с натуры рисунок листа дерева с
опорой на план. Рассматривают и обсуждают
по вопросам учителя характер формы листа.
Рисуют рисунок на простую тему
карандашами или мелками с учетом
приобретенных знаний в 1 классе.
Закрепляют последовательность выполнения
рисунка.
Приобретают опыт обобщения видимой
формы предмета.
Анализируют и сравнивают с помощью
учителя соотношение частей, составляющих
одно целое, рассматривают изображения
животных с контрастными пропорциями.

Методы и формы
организации обучения
Коллективная
(фронтальная)
беседа

Практическая работа

Практическая работа

5

Изображать можно
пятном

Графическое пятно (ахроматическое) Развивают навыки
и представление о силуэте.
представлению.
Формирование
навыка
видения целостности.

6

7
8

Изображать можно в
объёме

Изображать
линией

Изображение в объёме.

рисования

по

Используют графическое пятно как
основу изобразительного образа.
Соотносят форму пятна с опытом зрительных
впечатлений.
Приобретают знания о пятне и линии как
основе изображения на плоскости.
Закрепляют навыки работы на уроке с жидкой
краской.
Создают изображения на основе пятна путём
добавления к нему деталей, с опорой на
зрительный образец.
Рассматривают иллюстрации известных
художников детских книг с позиций
освоенных знаний о пятне, линии и
пропорциях под руководством учителя.
Наблюдают, воспринимают выразительные
образные объёмы в природе: на что похожи
формы облаков, камней, коряг, картофелин и
др. (в классе на основе фотографий).

можно Линейный рисунок.
Закрепляют первичные навыки работы
Графические
материалы
для графическими материалами.
линейного рисунка и их особенности. Рисуют рисунок на простую тему
карандашами или мелками с учетом
приобретенных знаний в 1 классе.

Практическая работа

Коллективная
(фронтальная)
беседа
Коллективная
(фронтальная)
беседа
Практическая работа

9
10

11

Разноцветные краски

Времена года

Цвет как одно из главных средств
выражения
в
изобразительном
искусстве. Навыки работы гуашью в
условиях урока.
Эмоциональная выразительность
цвета,
способы
выражение
настроения в изображаемом сюжете.
Тематическая композиция «Времена
года». Контрастные цветовые

Закрепляют навыки работы гуашью в
условиях школьного урока.
Понимают эмоциональное звучание цвета,
то, что разный цвет «рассказывает» о разном
настроении — весёлом, задумчивом,
грустном и др.
Выполняют изображения разных времён года.
Рассуждают и объясняют, какого цвета

состояния времён года. Живопись каждое время года и почему, как догадаться
(гуашь), аппликация или смешанная по цвету изображений, какое это время года.
техника.
Приобретают
опыт эстетического
наблюдения природы
на
основе
эмоциональных впечатлений и с учётом
визуальной установки учителя.
12

Художники и зрители

Художник и зритель. Освоение
зрительских умений на основе
получаемых знаний и творческих
практических задач — установок
наблюдения.
Ассоциации из личного опыта
учащихся и оценка эмоционального
содержания произведений

Наблюдают, разглядывают, анализируют по
предложенному плану детские работы с
позиций их настроения, расположения на
листе, цветового содержания, соответствия
учебной задаче, поставленной учителем.
Приобретают опыт зрительских умений,
включающих необходимые знания, личный
жизненный опыт зрителя.
Рассказывают зрительские впечатления и
мысли.
Называют
основные
произведения
изучаемых художников

Беседа
Практическая работа

Беседа

Практическая работа

Коллективная
(фронтальная)
беседа

13

14

15

16

17

18

Мир полон украшений Художественное
наблюдение
окружающего мира природы и
предметной среды жизни человека в
зависимости
от
поставленной
аналитической и эстетической задачи
наблюдения (установки).
Красоту нужно уметь
замечать

Цветы

Узоры на крыльях

Красивые рыбы

Украшения птиц

Осваивают опыт аналитического
наблюдения архитектурных построек под
руководством учителя.
Приобретают опыт зрительских умений,
включающих необходимые знания, личный
жизненный опыт зрителя.
опыт эстетического
Наблюдение узоров в живой природе Приобретают
на
основе
(в условиях урока на основе наблюдения природы
эмоциональных впечатлений и с учётом
фотографий). Эмоциональноэстетическое восприятие объектов визуальной установки учителя.
действительности.
Ассоциативное
сопоставление с орнаментами в
предметах декоративно-прикладного
искусства.
Живописное изображение разных
цветков
по
представлению
и
восприятию.
Развитие
навыков
работы гуашью.
Техника монотипии. Представления о
симметрии. Развитие воображения.

Узоры в природе.

Узоры в природе.

Закрепляют навыки
условиях школьного
урока.

работы

гуашью

Практическая работа

Коллективная
(фронтальная)
беседа

в

Осваивают технику монотипии для развития
живописных умений и воображения.
Осваивают
свойства
симметрии
на
доступном для учащегося с ЗПР уровне.
Характеризуют по предложенному плану
различные примеры узоров в природе (на
основе фотографий).
Характеризуют по предложенному плану
различные
примеры узоров в природе (на основе
фотографий).

Практическая работа

Практическая работа
Практическая работа

Практическая работа

19
20

21
22

Дымковская игрушка

Лепка игрушки, характерной для
одного из наиболее известных
народных
художественных
промыслов
(дымковская
или
каргопольская игрушка или по
выбору учителя с учётом местных
промыслов).

Узоры,
которые Орнамент, характерный для игрушек
одного из наиболее известных
создали люди
народных
художественных
промыслов:
дымковская
или
каргопольская игрушка (или по

Рассматривают под руководством учителя
глиняные
игрушки
известных народных
художественных промыслов.
Анализируют по предложенному плану
строение формы, частей и пропорций
игрушки выбранного промысла.
Осваивают этапы лепки формы игрушки и её
частей.
Выполняют лепку игрушки по мотивам
выбранного народного промысла с опорой на
план.
Приводят примеры и делают ассоциативные
сопоставления (с опорой на зрительный
образец) с орнаментами в предметах
декоративно-прикладного искусства.

Коллективная
(фронтальная)
Беседа
Практическая работа

Коллективная
(фронтальная)
Беседа
Практическая работа

выбору учителя с учётом местных
промыслов).

23
24

25

Характеризуют по предложенному плану
примеры художественно выполненных
орнаментов.
Рассматривают
и
характеризуют
по
предложенному
плану
орнамент,
украшающий
игрушку
выбранного
промысла.
Выполняют на бумаге красками рисунок
орнамента выбранной игрушки.
Выполняют рисунок игрушки выбранного
художественного промысла
или,
предварительно
покрыв
вылепленную игрушку белилами,
наносить орнаменты на свою игрушку,
сделанную по мотивам народного промысла.
Мастер
Украшения Дизайн
предмета:
изготовление Узнают о работе художника по изготовлению
помогает сделать
нарядной
упаковки
путём бытовых вещей.
праздник
складывания бумаги и аппликации.
Осваивают навыки работы с бумагой,
ножницами,
клеем,
подручными
материалами
Дома бывают разными Наблюдение разнообразных
Сравнивают по предложенному плану
архитектурных зданий в окружающем различные здания в окружающем мире (по
мире (по фотографиям), обсуждение
фотографиям).
особенностей и составных частей
Анализируют под руководством учителя
зданий.
особенности и
составные части
рассматриваемых зданий.
Осваивают опыт аналитического
наблюдения архитектурных построек под
руководством учителя.

Практическая работа

Коллективная
(фронтальная)
Беседа

26
27

28

29

30
31

Строим город

Макетирование (или аппликация)
пространственной среды сказочного
города из бумаги, картона или
пластилина.

Все
имеет
строение

свое Объёмная аппликация из бумаги и
картона.

Строим вещи

Объёмная аппликация из бумаги и
картона.

Фотография

Фотографирование
с
целью
выражения
ярких
зрительных
впечатлений. Обсуждение в условиях
урока
ученических фотографий,
соответствующих изучаемой теме.

Осваивают приёмы создания объёмных
изображений из бумаги.
Приобретают опыт коллективной работы под
руководством учителя по созданию в
технике
аппликации панно из
работ учащихся.
Осваивают приёмы склеивания деталей,
симметричного
надрезания,
вырезания
деталей и др., чтобы получились крыши,
окна, двери, лестницы для бумажных
домиков.
Макетируют в игровой форме пространство
сказочного городка (или построить городок в
виде объёмной
аппликации) под
руководством учителя.
Осваивают навыки объёмной аппликации
(например, изображение птицы — хвост,
хохолок, крылья на основе простых приёмов
работы с бумагой).
Осваивают навыки объёмной аппликации
(например, изображение птицы — хвост,
хохолок, крылья на основе простых приёмов
работы с бумагой).
Расширяют опыт фотографирования с целью
эстетического
и
целенаправленного наблюдения
природы.
Приобретают опыт обсуждения фотографий
с точки зрения цели сделанного снимка,

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа
Коллективная
(фронтальная)
Беседа

значимости его
содержания под
руководством учителя.

32

33

«Времена года»

Здравствуй, лето!

Тематическая композиция «Времена
года».
Контрастные
цветовые
состояния времён года. Живопись
(гуашь), аппликация или смешанная
техника.

Знакомство с картиной, в которой ярко
выражено эмоциональное состояние,
или с картиной, написанной на
сказочный сюжет (произведения В.М.
Васнецова, М.А. Врубеля и другие по
выбору учителя).

Объясняют
с
помощью
учителя
расположение изображения на листе и выбор
вертикального
или
горизонтального
формата.
Объясняют,
какими
художественными
материалами
(карандашами,
мелками,
красками и т. д.) сделан рисунок.
Рассказывают зрительские впечатления и
мысли.
Знать основные произведения изучаемых
художников

Практическая работа

Коллективная
(фронтальная)
Беседа

Коллективная
(фронтальная)
Беседа


Наверх

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».