РП АООП НОО ЗПР Изобразительное искусство 1 класс

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом МБОУ СОШ №149
(протокол от 29.08.2024 №1)

приказом МБОУ СОШ №149
от 29.08.2024 №143

Рабочая программа
по предмету: изобразительное искусство
Уровень образования: начальный общий
1 класс

Екатеринбург, 2024

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
1 КЛАСС
(1 час в неделю – 33 часа)
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»
для 1класса для обучающихся с задержкой психического развития (далее–ЗПР)
на уровне начального общего образования составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) (далее –
ФГОС НОО ОВЗ), Федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г.
№ 1023), Федеральной рабочей программы по изобразительному искусству для
обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального общего
образования, разработанной ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» и
размещенной на сайте https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/, Федеральной программы
воспитания, Адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с задержкой психического
развития МБОУ СОШ №149 (вариант 7.2).
Изобразительная деятельность способствует коррекции недостатков
аналитико-синтетической деятельности мышления, позволяет совершенствовать
произвольную регуляцию деятельности, речевое планирование, а также
преодолевать
несовершенство
ручной
моторики,
пространственных
представлений,
зрительно-моторной
координации.
Собственная
изобразительная деятельность позволяет ребенку с ЗПР выражать свои эмоции и
чувства, овладевать навыками символизации, что поднимает психическое
развитие на качественно новую ступень.
Уроки по изобразительному искусству для обучающихся с ЗПР решают не
только образовательные, но и коррекционные задачи.
Основная цель преподавания предмета «Изобразительное искусство»
состоит в формировании художественной культуры обучающихся, развитии
художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям
действительности путём освоения начальных основ художественных знаний,
умений, навыков и развития творческого потенциала.
Специальная цель изучения предмета «Изобразительное искусство» в
соответствии с федеральной адаптированной общеобразовательной программой
начального общего образования для обучающихся с ЗПР заключается:

в создании условий, обеспечивающих усвоение изобразительного,
творческого, социального и культурного опыта учащимися с ЗПР для успешной
социализации в обществе;
в приобретении первоначального опыта изобразительной
деятельности на основе овладения знаниями в области искусства,
изобразительными умениями и проектной деятельностью;
в
формировании
позитивного
эмоционально-ценностного
отношения к искусству и людям творческих профессий.
Общие задачи курса:
формирование
первоначальных
представлений
о
роли
изобразительного искусства в жизни человека, его духовно-нравственном
развитии;
формирование эстетических чувств, умений видеть и понимать
красивое, дифференцировать «красивое» от «некрасивого», умения высказывать
оценочные суждения о произведениях искусства;
формирование умения выражать собственные мысли и чувства от
воспринятого, делиться впечатлениями, достаточно адекватно используя
терминологическую и тематическую лексику;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах
художественной деятельности
(изобразительного,
декоративно-прикладного
и
народного искусства, рисунке,
живописи, скульптуре, дизайна и др.), а также в специфических формах
художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, элементы мультипликации и пр.); воспитание
активного
эмоционально-эстетического
отношения к
произведениям искусства;
формирование умения воспринимать и выделять в окружающем
мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные
объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное
отношение;
овладение практическими умениями самовыражения средствами
изобразительного искусства.
Содержание
предмета
охватывает
все
основные
виды
визуальнопространственных искусств: начальные основы графики, живописи и
скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру
и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия
природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских
навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры.
Для обучающихся с ЗПР большое значение имеет восприятие
произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские
рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств

выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая
рефлексия детского творчества носит обучающий характер.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как
отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с
задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени
на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения
окружающей действительности).
На занятиях обучающиеся с ЗПР знакомятся с многообразием видов
художественной деятельности и технически доступным разнообразием
художественных материалов. Практическая художественно-творческая
деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени.
Предмет «Изобразительное искусство» имеет важное коррекционноразвивающее значение:
способствует коррекции недостатков познавательной деятельности
обучающихся с ЗПР путем систематического и целенаправленного воспитания и
развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета
предметов, их положения в пространстве;
формирует умение находить в изображаемом существенные
признаки, устанавливать сходство и различие;
содействует развитию у обучающихся с ЗПР аналитикосинтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
учит ориентироваться в задании и планировать свою работу,
намечать последовательность выполнения рисунка;
способствует
исправлению
недостатков
моторики
и
совершенствованию зрительно-двигательной координации путем использования
вариативных и многократно повторяющихся графических действий с
применением
разнообразного изобразительного материала;
формирует у обучающихся с ЗПР знания элементарных основ
реалистического рисунка, навыки рисования с натуры, декоративного
рисования;
знакомит обучающихся с ЗПР с отдельными произведениями
изобразительного,
декоративно-прикладного
и
народного
искусства,
воспитывает активное эмоционально-эстетическое отношение к ним; развивает
у обучающихся с ЗПР речь, художественный вкус, интерес и
любовь к изобразительной деятельности.
Уроки изобразительного искусства при правильной их организации
способствуют формированию личности обучающегося с ЗПР, воспитанию у него
положительных навыков и привычек, вносят свой вклад в формирование
универсальных учебных действий и сферы жизненной компетенции. В
зависимости от степени выраженности нарушений регуляторных процессов

младших школьников с ЗПР регулятивные УУД могут формироваться в более
долгие сроки, в связи с чем допустимым является оказание помощи
организационного плана и руководящий контроль педагога при выполнении
учебной работы обучающимися.
Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство»
предусматривает предметно-практическую изобразительную деятельность с
учетом характера затруднений и потенциальных возможностей, обучающихся с
ЗПР, раскрывает содержание, методы и приемы обучения изобразительным
умениям, учитывает основные положения дифференцированного подхода к
обучающимся.
В урочное время деятельность обучающихся с ЗПР организуется как в
индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков
сотрудничества в художественной деятельности.
Основное содержание учебного предмета Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или
горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для
линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения
соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве.
Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага
цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым
цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета.
Живописное изображение разных цветков по представлению и
восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек,
тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и
др.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока
на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов
действительности.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов.
Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге
или в полосе.

Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное
ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование
линии симметрии при составлении узора крыльев.
Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания
бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире
(по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных
простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и
вырезания деталей; использование приёма симметрии.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного
содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной
среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и
эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных
установок учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное
состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В.М.
Васнецова, М.А. Врубеля и другие по выбору учителя). Модуль «Азбука
цифровой графики»
Фотографирование
мелких
деталей
природы, выражение
ярких зрительных впечатлений.
№
Название модуля
Количеств
о часов
1
Графика
7
2
Живопись
8
3
Скульптура
3
4
Декоративно-прикладное искусство
5
5
Архитектура
4
6
Восприятие произведений искусства
3
7
Азбука цифровой графики
3
Итого
33 часа
Планируемые результаты Личностные результаты
В центре рабочей программы по изобразительному искусству в
соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ
находится личностное развитие обучающихся с ЗПР, приобщение их к
российским традиционным духовным ценностям, а также социализация
личности.

Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных
результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России; духовнонравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к активному участию в
социально-значимой деятельности; позитивный опыт
участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на
принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к
культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое
воспитание
осуществляется
через
освоение
школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её
архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной
причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение
обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный
предмет «изобразительное искусство» способствует пониманию особенностей
жизни разных народов. Коллективные творческие работы создают условия для
разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют
пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного
развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере,
концентрирующей в себе духовно-нравственный поиск человечества. Учебные
задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание
его эмоционально-образной сферы. Занятия искусством помогают школьнику
обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей
способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена
общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития
социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о
прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание
способствует формированию ценностных ориентаций школьников с ЗПР в
отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в
отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности
познавательной
деятельности
воспитываются
как
эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это
в процессе развития навыков восприятия и рефлексии своих наблюдений в
художественно-творческой
деятельности.
Навыки
исследовательской
деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической
направленности.

Экологическое воспитание происходит в процессе художественноэстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства.
Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию
действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественнотворческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения
от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление
достичь результат, упорство, а также умения сотрудничать с одноклассниками,
работать в команде, выполнять коллективную работу.
Метапредметные результаты
Овладение

универсальными

познавательными

действиями

Пространственные представления и сенсорные способности:
-ориентироваться в пространстве класса и на плоскости;
-отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в
пространстве;
-характеризовать форму предмета, конструкции по предложенному плану,
вопросам;
-выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном
образе на доступном для обучающегося с ЗПР уровне;
-сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным
основаниям на основе предложенного плана;
-сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
-анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и
предметов между собой с помощью учителя;
-выявлять и анализировать с помощью учителя ритмические отношения в
пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных
основаниях;
-соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных
и плоскостных объектах.
Базовые логические и исследовательские действия:
-ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые
будут необходимы, для выполнения задания или инструкции на основе изучения
данного раздела;
-сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и
различие;
-понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;
-анализировать объекты творчества с выделением их существенных
признаков;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-проявлять исследовательские действия в процессе освоения
выразительных свойств различных художественных материалов;
-проявлять базовые экспериментальные действия в процессе
самостоятельного выполнения художественных заданий;
-проявлять начальные исследовательские действия на основе
определённых учебных установок в процессе восприятия произведений
изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского
художественного творчества;
-использовать наблюдения для получения информации об особенностях
объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
-анализировать под руководством учителя с позиций эстетических
категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни
человека;
-формулировать простейшие выводы, соответствующие учебным
установкам по результатам проведённого наблюдения;
-использовать знаково-символические средства для составления
орнаментов и декоративных композиций;
-классифицировать с опорой на образец произведения искусства по видам
и, соответственно, по назначению в жизни людей;
-классифицировать с опорой на образец произведения изобразительного
искусства по жанрам;
-ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания.
Работа с информацией:
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, от родных, близких,
друзей, других информационных источников;
-использовать электронные образовательные ресурсы;
-работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
-выбирать с помощью учителя источник для получения информации:
поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники,
художественные альбомы и детские книги;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
-готовить информацию с помощью учителя на заданную или выбранную
тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных
презентациях;
-осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в
отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи
(галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;

-соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети
Интернет.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
-участвовать в диалоге или дискуссии, проявляя уважительное отношение
к оппонентам;
-находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих
позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности
(при необходимости с помощью учителя);
-демонстрировать и объяснять (на доступном для обучающегося с ЗПР
уровне) результаты своего творческого, художественного опыта;
-анализировать по предложенному плану произведения детского
художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с
учебной задачей, поставленной учителем;
-признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности
сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;
-взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы,
принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению,
договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к
своей задаче по достижению общего результата.
Овладение универсальными регулятивными действиями
-внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные
учителем;
-соблюдать последовательность учебных действий при выполнении
задания, при необходимости с опорой на план;
-организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя
порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым
материалам;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Предметные результаты
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе
модульного построения содержания в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования
обучающихся с ОВЗ.
1 КЛАСС
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в
самостоятельной творческой работе в условиях урока.

Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе
знакомства со средствами изобразительного языка.
Приобретать опыт наблюдения формы предмета, опыт обобщения и
геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с
натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать
пространственные величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения
изображения на листе.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для
выполнения соответствующих задач рисунка.
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; называть ассоциативные представления,
которые рождает каждый цвет.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов
смешения красок и получения нового цвета.
Модуль «Скульптура»
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать
представления о целостной форме в объёмном изображении.
Осваивать первичные навыки бумагопластики — создания объёмных форм
из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Рассматривать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на
основе фотографий); приводить примеры с помощью учителя и с опорой на
образец орнаментов в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные,
геометрические, анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной
деятельности.
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире
(по фотографиям в условиях урока).
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных
простых геометрических тел.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с
позиций их содержания и сюжета, настроения, а также соответствия учебной
задаче, поставленной учителем.

Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни
человека в зависимости от поставленной задачи (установки).
Осваивать опыт эстетического восприятия архитектурных построек.
Приобретать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой
картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний;
приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В.М. Васнецова,
М.А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с
ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван
Гога или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в
детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и
целенаправленного наблюдения природы.
Критерии и нормы оценки планируемых результатов
В соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ОВЗ в МБОУ СОШ №149 разработана система оценки, ориентированная на
выявление и оценку образовательных достижений, обучающихся с ЗПР.
Особенностями системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка
предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных
образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы
оценки;
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных
предметов на основе деятельностного подхода, проявляющегося в способности
к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
оценка динамики образовательных достижений, обучающихся;
сочетание внешней и
внутренней
оценки
как
механизма
обеспечения качества образования;
использование персонифицированных процедур итоговой оценки и
аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки
состояния и тенденций развития системы образования;
уровневый подход
к
разработке планируемых
результатов,
инструментария и представлению их;
использование накопительной системы оценивания (портфолио),
характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

использование наряду со стандартизированными письменными или
устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические
работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Оценка личностных результатов
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у
учащихся универсальные учебные действия.
Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе
внешних неперсофицированных мониторинговых исследований специалистами,
не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере
психолого-медико-педагогической диагностики развития личности. Вторым
методом оценки личностных результатов учащихся используемым в
образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с
помощью портфолио, способствующего формированию обучающихся с ЗПР
культуры
мышления,
логики,
умений
анализировать,
обобщать,
систематизировать, классифицировать.
В конце года проводится мониторинг сформированности УУД в урочное и
внеурочное время. Промежуточная диагностическая работа включает в себя
задания на выявление планируемых результатов.
-

Оценка метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных
учебных
действий,
обучающихся
(регулятивных,
коммуникативных,
познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые
направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
К ним относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и
задачи;
самостоятельно
преобразовывать
практическую
задачу
в
познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии
с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её
осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить
коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок,
проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение
существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных
и практических задач;
способность к осуществлению логических операций сравнения,
анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению
аналогий, отнесению к известным понятиям;

умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении
учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих
действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт
основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов,
представленных в обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени
начального общего образования строится вокруг умения учиться.
Оценка предметных результатов
В первом классе ведется безотметочное обучение в соответствии с
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 (далее – СП 2.4.3648-20). Не подлежит никакому
оцениванию темп работы ученика, личностные качества школьников,
своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания,
восприятия, темп деятельности и др.)
Не подлежит никакому оцениванию темп работы ученика, личностные
качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности
памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.)
В первом классе используются три вида оценивания – без выставления
бальной отметки, но сопровождающееся словесной оценкой.
Формами подведения итогов реализации программы являются
тематические выставки.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия.
Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по
качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой
деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры:
оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность
сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств,
использование различных способов изображения), техническая реализация
(сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название
рисунка).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания,
выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует
опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново
увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках
работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей,
применяться в оформлении школы.
-

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебные материалы для обучающегося
Изобразительное искусство. 1 класс/Коротеева Е.И.; под редакцией
Неменского Б.М., Акционерное общество Издательство «Просвещение»;
Методические материалы для учителя
1.
Федеральная рабочая программа Начального общего образования
для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.).
Изобразительное искусство». https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/
2.
Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4
классы. Авторы: Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, НА. Горяева и др.,
М.:«Просвещение».
3.
Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
1.
Инфоурок. ИЗО, МХК 1класс.
Презентации.
https://infourok.ru/biblioteka/izo-mhk/klass-2/type-56
2.
Копилка уроков. Сайт для учителей. https://kopilkaurokov.ru/
3.
Учителя.com https://uchitelya.com/
4.
Мультиурок. https://multiurok.ru/
Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/subject/7/2/

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИССКУСТВО
1 класс (1 час в неделю – 33 часа)
№

Наименование
разделов и тем
программы

Программное содержание

1

Все дети любят
рисовать.

Восприятие
произведений
анималистического жанра в
графике.
Беседа
о
художниках,
изобразительном искусстве.
Знакомство с
живописной
картиной.
Произведения В.М. Васнецова,
М.А.
Врубеля
и
других
художников.

Изображения
всюду вокруг
нас.
2

Виды деятельности обучающихся

Находить
в
окружающей
действительности
изображения, сделанные художниками.
Рассуждать о содержании рисунков, сделанных
детьми.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских
книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет,
умеет, любит.
Находить,
рассматривать
красоту
(интересное, эмоционально-образное,
необычное) в обыкновенных явлениях
(деталях) природы.
Наблюдать, рассматривать, анализировать детские
Восприятие
орнаментальных рисунки с позиций их содержания и сюжета,
настроения. Объяснять расположение изображения
произведений
на листе и выбор вертикального или горизонтального
декоративноприкладного
формата. Объяснять, какими художественными
искусства.
материалами (карандашами, мелками, красками и т.
д.) сделан рисунок. Рисовать, выполнить рисунок на
простую, всем доступную тему, например «Весёлое
солнышко», карандашами или мелками.

Методы и формы
организации обучения
Фронтальная работа.
Рассматривание портретов
художников.
Воспринимать
произведения искусства;
оценивать работы
товарищей.

Фронтальная работа.
Практическая работа.
Использование
технических средств.

3

Материалы для
уроков
изобразительног
о искусства.

Различение. Выбор.
Использование. Развитие
навыков смешивания красок и
получения нового цвета.
Приёмы
работы
гуашью.
Разный характер мазков
и

Рассматривать иллюстрации известных художников
детских книг с позиций освоенных знаний о пятне,
линии.
Ритм пятен: знакомство с основами композиции.
Расположение пятна на плоскости листа: сгущение,
разброс, доминанта, равновесие, спокойствие и

движений кистью. Пастозное, движение.
плотное и прозрачное нанесение
краски.
Акварель и
её свойства.
Акварельные кисти. Приёмы
работы
акварелью.
Цвета
тёплый и холодный (цветовой
контраст). Цвета тёмный и
светлый (тональные отношения)

Фронтальная
(презентация);
Наглядный
метод
(демонстрация моделей)

Мастер
Изображения
учит видеть.
4

Рисование прямых линий в
разных направлениях (столбы,
косой дождик, высокие горы).
Игровые
графические
упражнения
—
рисование
прямых линий в различных
направлениях
(по
показу):
высокие столбы, заборчик и др.
(прямые вертикальные линии);
провода, дорожки, цветные
веревочки и др. (прямые
горизонтальные линии);
Рисование
прямых
вертикальных
и
горизонтальных линий
(лесенка, шахматная доска,
окошки.). Игровые графические
упражнения
–
рисование
дугообразных
линий
(по
показу):
дым
идет,
бьет
фонтанчик,
самолет
летит,
плывет кораблик по волнам,
скачет мяч, прыгает лягушка,
бабочка перелетает с цветка на
цветок и др.

Словесный метод (беседа,
рассказ, ответы на
вопросы)
Практическая работа.

Учить
изображению
линий
на
плоскости;
познакомить с повествовательными возможностями
линии (линия-рассказчица).
Ритм
линий.
Выразительность
линии.
Художественные материалы для линейного рисунка
и их свойства. Развитие навыков линейного рисунка.

Изображать
можно пятном.

Рассматривание в иллюстрациях
простейших изображений
предметов, сравнивание их по
форме, цвету и величине;
рисование этих предметов.

5

Изображать
можно в объёме.
6

Изображение в объёме. Приёмы
работы с пластилином; дощечка,
стек, тряпочка.
Лепка зверушек из цельной
формы (черепашки, ёжика,
зайчика и т. д.). Приёмы
вытягивания,
вдавливания,
сгибания, скручивания.

Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия Наглядный
произведений детского творчества и формирование (демонстрация)
зрительских умений. Первые представления о
композиции: на уровне образного восприятия.
Представление о различных художественных
материалах.
Обсуждение содержания рисунка.
Художественное наблюдение предметной среды
жизни человека в зависимости от поставленной
аналитической и эстетической задачи наблюдения
(установки).
Рассматривание иллюстраций к детским книгам на
основе содержательных установок учителя в
соответствии с изучаемой темой.

Осваивать
навыки
работы
графическими
материалами. Рассматривать и обсуждать характер
формы листа. Осваивать последовательность
выполнения рисунка. Приобретать опыт обобщения
видимой формы предмета.

метод

Фронтальная работа.
Самостоятельная работа.

Рисовать можно
линией.
7

Приёмы рисования линией.
Раскрашивание элементов и
предметов
с
соблюдением
контура.
Рисование прямых линий в
разных направлениях (столбы,
косой дождик, высокие горы).
Игровые
графические
упражнения
—
рисование
прямых линий в различных
направлениях
(по
показу):
высокие столбы, заборчик и др.
(прямые вертикальные линии);
провода, дорожки, цветные
веревочки и др. (прямые
горизонтальные

линии);

Рисование

прямых

вертикальных

и

горизонтальных

линий

(лесенка,
окошки).

доска,

шахматная

Фронтальная
работа
(презентация).
Практическая работа.
Осваивать первичные навыки работы графическими
материалами.
Наблюдать характер линий в природе.
Создавать простейший линейный рисунок —
упражнение на разный характер линий.

Разноцветные
краски.

Цвета основные и составные.
Развитие навыков смешивания
красок и получения нового
цвета.
Цвет как одно из главных
средств
выражения
в
изобразительном
искусстве.
Навыки работы гуашью в
условиях урока. Три основных
цвета.
Ассоциативные представления,
связанные с каждым из цветов.
Навыки смешения красок и
получения нового цвета.

8

и

9

10

Художники
зрители.

Мир полон
украшений.

Знакомство
с
живописной картиной.
Произведения В.М. Васнецова,
М.А. Врубеля и других
художников (по выбору
учителя). Художник и зритель.
Рисование несложных
геометрических
узоров
чередующихся
по
форме
и цвету
в
полосе
(полосу
в тетради
ученика
проводит учитель).
Рисование
(по показу) по
несложных форме состоящих
предметов, из
частей
нескольких (флажки,
бусы).

Осваивать последовательность выполнения рисунка.
Приобретать опыт обобщения видимой формы
предмета.
Анализировать и сравнивать с помощью учителя
соотношение частей, составляющих одно целое,
рассматривать изображения животных с
контрастными пропорциями.
Приобретать навыки рисования по представлению и
воображению.
Выполнить простой линейный рисунок на темы
стихов С. Я. Маршака, А. Л. Барто, Д. Хармса,
С. В. Михалкова и др. (по выбору учителя) с
простым весёлым, озорным развитием сюжета.

Фронтальная
работа
(презентация).
Практическая работа.

Фронтальная
работа
(презентация).
Практическая работа.
Приобретать опыт обобщения видимой формы
предмета.
Анализировать и сравнивать с помощью учителя
соотношение частей, составляющих одно целое,
рассматривать изображения животных с
контрастными пропорциями.

Рассматривать под руководством учителя различные
примеры узоров в природе (на основе фотографий).

Фронтальная
работа
(презентация).
Практическая работа.
Устный опрос.

11

Рисование по памяти (после
Фронтальная
работа
показа) несложных по форме Приобретать опыт фотографирования с целью (презентация).
эстетического и целенаправленного наблюдения
Красоту нужно елочных игрушек (4–6 на листе
Практическая работа.
природы. Приобретать опыт обсуждения фотографий
бумаги).
уметь замечать.
с точки зрения сделанного снимка, значимости его
содержания, его композиции.
Цветы.

12

13

14

Наш мир украшают цветы.
Живописное изображение по
представлению и восприятию
разных по цвету и формам
цветков.

на Обсуждение
содержания
рисунка.
Узоры
Художественное наблюдение
крыльях.
предметной
среды
жизни
человека в зависимости от
поставленной аналитической и
эстетической
задачи
наблюдения (установки).
Представления о симметрии и
наблюдение её в природе.
Последовательное
ведение
работы
над
изображением
бабочки по представлению,
использование
линии
симметрии при составлении
узора крыльев.
Красивые рыбы. Аккуратно
закрашивать
изображения,
соблюдая
контуры.

Рассматривать под руководством учителя различные Словесный, практический
методы.
примеры узоров в природе (на основе фотографий).
Приобретать опыт использования правил симметрии
при выполнении рисунка.
Рассматривать
примеры
художественно
выполненных орнаментов.
Практическая,
индивидуальная работа.

Рассматривать под руководством учителя различные
примеры узоров в природе (на основе фотографий).
Выполнять рисунок бабочки, украсив узорами её
крылья.

Приобретать опыт фотографирования с целью Фронтальная работа.
эстетического и целенаправленного наблюдения.
Индивидуальная работа.

Украшения птиц.
15

Обсуждение содержания
рисунка. Последовательное
ведение работы над

Приобретать опыт художественного наблюдения
предметной среды жизни человека в зависимости от
поставленной задачи (установки).

Презентация по теме.
Работа в паре.

изображением.

16

17

Узоры в природе.
Узоры, которые Наблюдение узоров в живой
создали люди.
природе (в условиях урока на
основе фотографий).
Эмоционально-эстетическое
восприятие объектов
действительности.
Мастер
Упражнять детей в аккуратной
Украшения
закраске элементов орнамента с
помогает
соблюдением контура рисунка.
сделать
праздник.

Рассматривать под руководством учителя различные
примеры узоров в природе (на основе фотографий).
Приобретать опыт использования правил симметрии
при выполнении рисунка.

Наглядный метод (показ
работ).

Групповая работа.
Осваивать навыки работы гуашью.
Знать три основных цвета. Называть ассоциативные
представления, связанные с каждым цветом.
Экспериментировать, исследовать возможности
смешения красок, наложения цвета на цвет,
размывания цвета в процессе работы над
разноцветным ковриком.
Выполнить гуашью рисунок цветка или цветов на
основе демонстрируемых фотографий или по
представлению.

18

19

20

Наблюдение
разнообразия
архитектурных
построек
в
окружающем
мире
по
фотографиям, обсуждение их
особенностей
и
составных
частей зданий.
Освоение
приёмов
конструирования из бумаги.

Постройки
нашей жизни.

Рассматривать, приводить примеры разных жилищ,
домиков сказочных героев в иллюстрациях
известных художников детской книги, развивая
фантазию и внимание к архитектурным постройкам.

Дома бывают
разными.

Рисунок дома для доброго или
злого сказочного персонажа
(иллюстрация сказки по выбору
учителя).
Домики, которые Учить различать и называть Развивать навыки рассматривания разной формы и
цвета: красный, желтый,
строения цветов под руководством учителя.
построила
природа.

Снаружи
внутри.
21

Рассматривать, характеризовать под руководством
учителя конструкцию архитектурных строений (по
фотографиям в условиях урока).
Осваивать приёмы создания объёмных предметов из
бумаги.
Осваивать приёмы объёмного декорирования
предметов из бумаги.
Строим из бумаги домик, улицу или площадь
Развивать
эмоциональное
восприятие
архитектурных построек.

и

Презентация по теме.
Рассказ о празднике.
Практическая работа.
Выставка работ.

Презентация по теме.
Рассказ о празднике.
Практическая работа.
Выставка работ.
Фронтальная
работа
(презентация по тем).

зеленый, синий, коричневый, Обсуждаем домики, которые построила природа.
оранжевый, фиолетовый.

Практическая работа.
Выставка работ.

Рассматривание иллюстраций к
книге. Первые представления о
композиции:
на
уровне
образного
восприятия.
Представление о различных
художественных
материалах.
Обсуждение
содержания
рисунка.
Художественное
наблюдение предметной среды
жизни человека в зависимости
от поставленной аналитической
и
эстетической
задачи
наблюдения (установки).

Использование
технических средств.
Просмотр фильма.

Рассматривать с помощью учителя детские
рисунки с позиций их содержания и сюжета.
Объяснять с помощью учителя расположение
изображения на листе и выбор вертикального или
горизонтального формата. Объяснять, какими
художественными материалами (карандашами,
мелками, красками и т. д.) сделан рисунок.

22,23

24

Строим город.

Всё имеет своё
строение.

25

Строим вещи.

26

Город,
котором
живём.

27

Образ здания. Памятники
отечественной или
западноевропейской
архитектуры с ярко
выраженным характером
здания.

Форма и украшение бытовых
предметов.

Осваивать опыт восприятия художественных
иллюстраций в детских книгах в соответствии с
учебной установкой.

Развивать навыки рассматривания разной формы и
строения цветов под руководством учителя.

Конструирование из бумаги.
Осваивать приёмы создания объёмных предметов из
Приёмы работы с полосой
бумаги.
бумаги,
разные
варианты
Осваивать
приёмы
объёмного
складывания,
закручивания,
декорирования предметов из бумаги.
надрезания.

в
Восприятие
орнаментальных Приобретать
опыт
выполнения
эскиза
мы произведений
геометрического орнамента кружева или вышивки
на основе природных мотивов.
декоративноприкладного
искусства.

Три Брата – Учить различать и называть
Развивать навыки рассматривания разной формы и
Мастера всегда цвета:
красный,
желтый,
строения цветов под руководством учителя.
трудятся вместе. зеленый, синий, коричневый,
оранжевый, фиолетовый.

Фронтальная работа .
Наглядный
метод
–
наблюдения,
просмотр
мультфильмов,
картин,
сказочных персонажей.

Фронтальная (презентация
по теме)
Практическая работа.
Словесный метод (беседа,
разъяснение, анализ
ситуаций, рассказ).
Презентация по теме.
Рассказ о празднике.
Практическая работа.
Выставка работ.
Презентация по теме.
Рассказ о празднике.
Практическая работа.
Выставка работ.

Фронтальная
работа
(презентация по тем).
Практическая работа.
Выставка работ.

Праздник птиц.
28,29

30

Разноцветные
жуки.

Рассматривание иллюстраций к
книге.
Первые представления о
композиции: на уровне
образного восприятия.
Представление о различных
художественных материалах.
Обсуждение содержания
рисунка.
Художественное наблюдение
предметной среды жизни
человека в зависимости от
поставленной аналитической и
эстетической задачи
наблюдения (установки).
Рисунок с натуры простого
предмета. Расположение
предмета на листе бумаги.
Определение формы предмета.
Соотношение частей предмета.
Светлые и тёмные части
предмета, тень под предметом.
Штриховка. Умение
внимательно рассматривать
форму натурного предмета.
Цвета тёмный
и
светлый
(тональные отношения).
Затемнение цвета с помощью
тёмной краски и разбеление
цвета.
Эмоциональная
выразительность цветовых

Использование
технических средств.
Просмотр фильма.
Рассматривать с помощью учителя детские
рисунки с позиций их содержания и сюжета.
Объяснять с помощью учителя расположение
изображения на листе и выбор вертикального или
горизонтального формата. Объяснять, какими
художественными материалами (карандашами,
мелками, красками и т. д.) сделан рисунок.

Фронтальная работа .
Наглядный
метод
–
наблюдения,
просмотр
мультфильмов,
картин,
сказочных персонажей.
Осваивать опыт восприятия художественных
иллюстраций в детских книгах в соответствии с
учебной установкой.

состояний и отношений.

Сказочная
страна.

31

Учить
детей
объединять
предметы по признаку формы;
развивать
у них
умения
передавать в рисунке наиболее
простой для изображения
момент из прочитанной сказки;
Учить
детей
узнавать
и
различать
в
иллюстрациях Осваивать опыт восприятия художественных
изображения
предметов,
иллюстраций в детских книгах в соответствии с
животных, растений, известных
учебной установкой.
им из ближайшего окружения:
развивать
у них
умения
сравнивать предметы по форме,
цвету, величине.
Рассматривание иллюстраций к
детским книгам на основе
содержательных
установок
учителя в соответствии с
изучаемой темой.

Фронтальная (презентация
по теме)
Практическая работа.
Словесный метод (беседа,
разъяснение, анализ
ситуаций, рассказ).

Времена года.
32

«Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания
фотографий
с
целью
эстетического
и
целенаправленного наблюдения
природы.
Первые
представления
о
композиции:
на
уровне
образного
восприятия.
Представление о различных
художественных
материалах.
Обсуждение
содержания
фотографий.
Художественное наблюдение
предметной
среды
жизни
человека в зависимости от

Использование
технических средств.
.Практическая работа.
Фотографировать пейзажи весенний природы с
позиций их содержания и сюжета.
Объяснять с помощью учителя расположение
изображения на фотографии и выбор вертикального
или горизонтального формата. Рассуждать и
объяснять, какого цвета каждое время года и
почему, как догадаться по цвету изображений, какое
это время года.

поставленной аналитической и
эстетической
задачи
наблюдения (установки).

33

Рисунок с натуры простого
предмета. Расположение
предмета на листе бумаги.
Определение формы предмета.
Соотношение частей предмета.
Светлые и тёмные части
Здравствуй, лето! предмета, тень под предметом.
Штриховка. Умение
внимательно рассматривать
форму натурного предмета.
Цвета тёмный
и
светлый
(тональные отношения).

Осваивать опыт восприятия художественных
иллюстраций в детских книгах в соответствии с
учебной установкой.

Фронтальная работа.
Наглядный
метод
–
наблюдения,
просмотр
мультфильмов,
картин,
сказочных
персонажей.
Практическая работа.


Наверх

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».