СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА Педагогическим советом МБОУ СОШ №149 (протокол от 29.08.2024 №1) приказом МБОУ СОШ №149 от 29.08.2024 №143 Рабочая программа по предмету: изобразительное искусство Уровень образования: начальный общий 3 класс Екатеринбург, 2024 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 3 КЛАСС (1 час в неделю – 34 часа) Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету « Изобразительное искусство» для 3 класса для обучающихся с задержкой психического развития (далее–ЗПР) на уровне начального общего образования составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) (далее – ФГОС НОО ОВЗ), Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1023), Федеральной рабочей программы по изобразительному искусству для обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального общего образования, разработанной ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» и размещенной на сайте https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/ , Федеральной программы воспитания, Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ СОШ № 149 (вариант 7.2). Цель: формирование художественной культуры обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР), развитии художественнообразного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала. Задачи: • формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его духовно-нравственном развитии; • формирование эстетических чувств, умений видеть и понимать красивое, дифференцировать «красивое» от «некрасивого», умения высказывать оценочные суждения о произведениях искусства; • формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого, делиться впечатлениями, достаточно адекватно используя терминологическую и тематическую лексику; овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, рисунке, живописи, скульптуре, дизайна и др.), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); • воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства; • формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире • (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение; • овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства. Программа учитывает особенности развития обучающихся с ЗПР, содержание занятий адаптируется с учётом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся. Изобразительная деятельность способствует коррекции недостатков деятельности мышления, совершенствует произвольную регуляцию деятельности, речевое планирование, а также преодолевает несовершенство ручной моторики, пространственных представлений, зрительномоторной координации. Собственная изобразительная деятельность позволяет ребенку с ЗПР выражать свои эмоции и чувства, овладевать навыками символизации, что поднимает психическое развитие на качественно новую ступень. Уроки по изобразительному искусству для обучающихся с ЗПР решают не только образовательные, но и коррекционные задачи. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» Содержание предмета охватывает все основные виды визуальнопространственных искусств: начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для обучающихся с ЗПР большое значение имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Модуль «Графика» Эскизы обложки и иллюстраций к детской книге сказок (сказка по выбору). Макет книги-игрушки. Совмещение изображения и текста. Расположение иллюстраций и текста на развороте книги. Поздравительная открытка. Открытка-пожелание. Композиция открытки: совмещение текста (шрифта) и изображения. Рисунок открытки или аппликация. Эскиз плаката или афиши. Совмещение шрифта и изображения. Особенности композиции плаката. Графические зарисовки карандашами по памяти или на основе наблюдений и фотографий архитектурных достопримечательностей своего города. Транспорт в городе. Рисунки реальных или фантастических машин. Изображение лица человека. Строение, пропорции, взаиморасположение частей лица. Эскиз маски для маскарада: изображение лица — маски персонажа с ярко выраженным характером. Аппликация из цветной бумаги. Модуль «Живопись» Создание сюжетной композиции «В цирке», использование гуаши или карандаша и акварели (по памяти и представлению). Художник в театре: эскиз занавеса (или декораций сцены) для спектакля со сказочным сюжетом (сказка по выбору). Тематическая композиция «Праздник в городе». Гуашь по цветной бумаге, возможно совмещение с наклейками в виде коллажа или аппликации. Натюрморт из простых предметов с натуры или по представлению. «Натюрморт-автопортрет» из предметов, характеризующих личность ученика. Пейзаж в живописи. Передача в пейзаже состояний в природе. Выбор для изображения времени года, времени дня, характера погоды и особенностей ландшафта (лес или поле, река или озеро); количество и состояние неба в изображении. Портрет человека по представлению с опорой на натуру. Выражение в портрете (автопортрете) характера человека, особенностей его личности с использованием выразительных возможностей композиционного размещения в плоскости листа, особенностей пропорций и мимики лица, характера цветового решения, сильного или мягкого контраста, включения в композицию дополнительных предметов. Модуль «Скульптура» Создание игрушки из подручного нехудожественного материала, придание ей одушевлённого образа (добавления деталей лепных или из бумаги, ниток или других материалов). Лепка сказочного персонажа на основе сюжета известной сказки или создание этого персонажа путём бумагопластики. Освоение знаний о видах скульптуры (по назначению) и жанрах скульптуры (по сюжету изображения). Лепка эскиза парковой скульптуры. Выражение пластики движения в скульптуре. Работа с пластилином или глиной. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Приёмы исполнения орнаментов и выполнение эскизов украшения посуды из дерева и глины в традициях народных художественных промыслов Хохломы и Гжели (или в традициях других промыслов по выбору учителя). Эскизы орнаментов для росписи тканей. Раппорт. Трафарет и создание орнамента при помощи печаток или штампов. Эскизы орнамента для росписи платка: симметрия или асимметрия построения композиции, ритмические чередования мотивов, наличие композиционного центра, роспись по канве. Рассматривание павловопосадских платков. Проектирование (эскизы) декоративных украшений в городе: ажурные ограды, украшения фонарей, скамеек, киосков, подставок для цветов и др. Модуль «Архитектура» Зарисовки исторических памятников и архитектурных достопримечательностей города или села. Проектирование садово-паркового пространства на плоскости (аппликация, коллаж) или в виде макета с использованием бумаги, картона, пенопласта и других подручных материалов. Графический рисунок (индивидуально) или тематическое панно «Образ моего города» (села) в виде коллективной работы (композиционная склейка-аппликация рисунков зданий и других элементов городского пространства, выполненных индивидуально). Транспорт в городе. Рисунки реальных или фантастических машин. Проектирование (эскизы) декоративных украшений в городе: ажурные ограды, украшения фонарей, скамеек, киосков, подставок для цветов и др. Модуль «Восприятие произведений искусства» Иллюстрации в детских книгах и дизайн детской книги. Рассматривание и обсуждение иллюстраций известных российских иллюстраторов детских книг. Восприятие объектов окружающего мира — архитектура, улицы города или села. Памятники архитектуры и архитектурные достопримечательности (по выбору учителя), их значение в современном мире. Виртуальное путешествие: памятники архитектуры в Москве и СанктПетербурге (обзор памятников по выбору учителя). Художественные музеи. Виртуальные путешествия в художественные музеи: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Экскурсии в местные художественные музеи и галереи. Виртуальные экскурсии в знаменитые зарубежные художественные музеи (выбор музеев — за учителем). Знания о видах пространственных искусств: виды определяются по назначению произведений в жизни людей. Жанры в изобразительном искусстве — в живописи, графике, скульптуре — определяются предметом изображения; классификация и сравнение содержания произведений сходного сюжета (портреты, пейзажи и др.). Представления о произведениях крупнейших отечественных художниковпейзажистов: И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, А.И. Куинджи, И.К. Айвазовского и др. Представления о произведениях крупнейших отечественных портретистов: В.И. Сурикова, И.Е. Репина, В.А. Серова и др. Модуль «Азбука цифровой графики» Построение в графическом редакторе различных по эмоциональному восприятию ритмов расположения пятен на плоскости: покой (статика), разные направления и ритмы движения (собрались, разбежались, догоняют, улетают и т. д.). Вместо пятен (геометрических фигур) могут быть простые силуэты машинок, птичек, облаков и др. В графическом редакторе создание рисунка элемента орнамента (паттерна), его копирование, многократное повторение, и создание орнамента, в основе которого раппорт. Вариативное создание орнаментов на основе одного и того же элемента. Изображение и изучение мимики лица в программе Paint (или другом графическом редакторе). Совмещение с помощью графического редактора векторного изображения, фотографии и шрифта для создания плаката или поздравительной открытки. Редактирование фотографий в программе Picture Manager: изменение яркости, контраста, насыщенности цвета. На изучение предмета в 3 классе отводится 1 ч в неделю, итого 34 ч (34нед). Для достижения планируемых результатов при обучении обучающихся с ЗПР содержание программы скорректировано по разделам: N Раздел Количество часов 1. Искусство в твоем доме 8 2. Как говорит искусство 7 3 О чем говорит искусство 11 4 Реальность и фантазия 8 Итого 34 Планируемые результаты усвоения учебного предмета «Изобразительное искусство» Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов: • уважения и ценностного отношения к своей Родине — России; • духовно-нравственное развитие обучающихся; • мотивацию к познанию и обучению, готовность к активному участию в социально-значимой деятельности; • позитивный опыт участия в творческой деятельности; • интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов. Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет «изобразительное искусство» способствует пониманию особенностей жизни разных народов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности. Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственный поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества. Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников с ЗПР в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию. Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности. Экологическое воспитание происходит в процессе художественноэстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде. Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественнотворческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, а также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу. Метапредметные результаты 1. Овладение универсальными познавательными действиями Пространственные представления и сенсорные способности: ориентироваться в пространстве класса и на плоскости; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в пространстве; характеризовать форму предмета, конструкции по предложенному плану, вопросам; выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе на доступном для обучающегося с ЗПР уровне; сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям на основе предложенного плана; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой с помощью учителя; выявлять и анализировать с помощью учителя ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях; соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах. Базовые логические и исследовательские действия: ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы, для выполнения задания или инструкции на основе изучения данного раздела; сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие; понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках; анализировать объекты творчества с выделением их существенных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проявлять исследовательские действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов; проявлять базовые экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; проявлять начальные исследовательские действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества; использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды; анализировать под руководством учителя с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека; формулировать простейшие выводы, соответствующие учебным установкам по результатам проведённого наблюдения; использовать знаковосимволические средства для составления орнаментов и декоративных композиций; классифицировать с опорой на образец произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; классифицировать с опорой на образец произведения изобразительного искусства по жанрам; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. Работа с информацией: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, от родных, близких, друзей, других информационных источников; использовать электронные образовательные ресурсы; работать с электронными учебниками и учебными пособиями; выбирать с помощью учителя источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; готовить информацию с помощью учителя на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях; осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем; соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями участвовать в диалоге или дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности (при необходимости с помощью учителя); демонстрировать и объяснять (на доступном для обучающегося с ЗПР уровне) результаты своего творческого, художественного опыта; анализировать по предложенному плану произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем; признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей; взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания, при необходимости с опорой на план; организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Предметные результаты Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Модуль «Графика» Приобретать представление о художественном оформлении книги, о дизайне книги, многообразии форм детских книг, о работе художниковиллюстраторов. Получать опыт создания эскиза книжки-игрушки на выбранный сюжет: рисунок обложки с соединением шрифта (текста) и изображения, создание иллюстраций, размещение текста и иллюстраций на развороте. Создавать практическую творческую работу — поздравительную открытку, совмещая в ней шрифт и изображение. Узнавать о работе художников над плакатами и афишами. Выполнять творческую композицию — эскиз афиши к выбранному спектаклю или фильму. Узнавать основные пропорции лица человека, взаимное расположение частей лица. Приобретать опыт рисования портрета (лица) человека. Создавать маску сказочного персонажа с ярко выраженным характером лица (для карнавала или спектакля). Модуль «Живопись» Осваивать приёмы создания живописной композиции (натюрморта) по наблюдению натуры. Рассматривать сюжет и композицию, эмоциональное настроение в натюрмортах известных отечественных художников. Приобретать опыт создания творческой живописной работы — натюрморта с ярко выраженным настроением или «натюрморта-автопортрета». Изображать красками портрет человека с опорой на натуру. Создавать пейзаж, передавая в нём активное состояние природы. Приобретать представление о деятельности художника в театре. Создавать красками эскиз занавеса или эскиз декораций к выбранному сюжету. Знакомиться с работой художников по оформлению праздников. Выполнять тематическую композицию «Праздник в городе» на основе наблюдений, по памяти и по представлению. Модуль «Скульптура» Приобретать опыт творческой работы: лепка сказочного персонажа на основе сюжета известной сказки (или создание этого персонажа в технике бумагопластики, по выбору учителя). Учиться создавать игрушку из подручного нехудожественного материала путём добавления к ней необходимых деталей и тем самым «одушевления образа». Узнавать о видах скульптуры: скульптурные памятники, парковая скульптура, мелкая пластика, рельеф (виды рельефа). Приобретать опыт лепки эскиза парковой скульптуры. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Узнавать о создании глиняной и деревянной посуды: народные художественные промыслы Гжель и Хохлома. Знакомиться с приёмами исполнения традиционных орнаментов, украшающих посуду Гжели и Хохломы; осваивать простые кистевые приёмы, свойственные этим промыслам; выполнять эскизы орнаментов, украшающих посуду (по мотивам выбранного художественного промысла). Узнавать о сетчатых видах орнаментов и их применении в росписи тканей, стен и др. Осваивать навыки создания орнаментов при помощи штампов и трафаретов. Получать опыт создания композиции орнамента в квадрате (в качестве эскиза росписи женского платка). Модуль «Архитектура» Выполнять зарисовки или творческие рисунки на основе фотографий на тему исторических памятников или архитектурных достопримечательностей своего города. Создавать эскиз макета паркового пространства или участвовать в коллективной работе по созданию такого макета. Создавать в виде рисунков или объёмных аппликаций из цветной бумаги эскизы разнообразных малых архитектурных форм, наполняющих городское пространство. Придумывать и рисовать (или выполнять в технике бумагопластики) транспортное средство. Выполнять творческий рисунок — создавать образ своего города или села или участвовать в коллективной работе по созданию образа своего города или села (в виде коллажа). Модуль «Восприятие произведений искусства» Рассматривать и принимать участие в обсуждении содержания работы художника. Рассматривать и анализировать по предложенному плану архитектурные постройки своего города (села), характерные особенности улиц и площадей, выделять центральные по архитектуре здания; приобретать представления и эмоциональный опыт восприятия наиболее известных памятников архитектуры Москвы и Санкт-Петербурга (для жителей регионов на основе фотографий, телепередач и виртуальных путешествий). Иметь представление об основных видах пространственных искусств: изобразительных видов искусства — живописи, графики, скульптуры; архитектуры, дизайна, декоративно-прикладных видов искусства, а также деятельности художника в кино, в театре, на празднике. Иметь представление об основных жанрах живописи, графики и скульптуры, определяемых предметом изображения. Иметь представление об именах крупнейших отечественных художниковпейзажистов: И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, А.И. Куинджи, И.К. Айвазовского и других (по выбору учителя), приобретать представления об их произведениях. Осуществлять виртуальные интерактивные путешествия в художественные музеи, участвовать в обсуждении впечатлений от виртуальных путешествий. Иметь представление об именах крупнейших отечественных портретистов: В.И. Сурикова, И.Е. Репина, В.А. Серова и других (по выбору учителя), приобретать представления об их произведениях. Понимать значение музеев и иметь представления о том, где они находятся и чему посвящены их коллекции: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Модуль «Азбука цифровой графики» Осваивать приёмы работы в графическом редакторе с линиями, геометрическими фигурами, инструментами традиционного рисования. Применять получаемые навыки для усвоения определённых учебных тем, например: построения ритмических композиций, составления орнаментов путём различных повторений рисунка узора, простого повторения (раппорт); создание паттернов. Осваивать с помощью создания схемы лица человека его конструкцию и пропорции; осваивать с помощью графического редактора схематическое изменение мимики лица. Осваивать приёмы соединения шрифта и векторного изображения при создании поздравительных открыток, афиши и др. Осваивать приёмы редактирования цифровых фотографий с помощью компьютерной программы Picture Manager (или другой): изменение яркости, контраста и насыщенности цвета. Критерии и нормы оценки планируемых результатов В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ в МБОУ СОШ № 149 разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с ЗПР. Особенностями системы оценки являются: комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; оценка динамики образовательных достижений обучающихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования; уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др. Оценка личностных результатов Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия. Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсофицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности. Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию обучающихся с ЗПР культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. В конце года проводится мониторинг сформированности УУД в урочное и внеурочное время. Промежуточная диагностическая работа включает в себя задания на выявление планируемых результатов. Оценка метапредметных результатов Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий обучающихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебнопознавательных и практических задач; способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность обучающихся с ЗПР решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей. Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе). Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка). Критерии оценивания «5» - обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное. «4» - обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное. «3» - обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала. «2» - обучающийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока. Формы планируемых результатов (текущего, рубежного, итогового) Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов: 1. Активность участия. 2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса. 3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность. 4. Самостоятельность. 5. Оригинальность суждений. Критерии и система оценки творческой работы 1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание). 2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания. 3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося. Формы контроля уровня обученности: • Викторины • Кроссворды • Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ • Тестирование. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Учебные материалы для обучающегося Изобразительное искусство. 3 класс/Коротеева Е.И.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество Издательство «Просвещение»; Методические материалы для учителя 1. Федеральная рабочая программа Начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.). Изобразительное искусство». https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/ 2. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 классы. Авторы: Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, НА. Горяева и др., М.:«Просвещение». 3. Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы. Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет 1. Инфоурок. ИЗО, МХК 1класс. Презентации. https://infourok.ru/biblioteka/izo-mhk/klass-2/type-56 2. Копилка уроков. Сайт для учителей. https://kopilkaurokov.ru/ 3. Учителя.com https://uchitelya.com/ 4. Мультиурок. https://multiurok.ru/ Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/subject/7/2/ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 3 КЛАСС (1 час в неделю – 34 часа) № Наименование разделов и тем программы Программное содержание Виды деятельности обучающихся Методы и формы организации обучения Искусство в твоем доме. 8 часов. Введение в предмет. Мастер, Изображения, Постройки и Украшения. Твои игрушки 1 Знание образцов игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Умение выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки Умение преобразиться в мастера Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать и расписывать игрушки. Задание: создание игрушки из любых подручных материалов. Вариант задания: лепка игрушки из пластилина или гли- ны, роспись по белой грунтовке. Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её. Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный, проблемнопоисковый, интерактивный, стимулирования и мотивации. Форма: фронтальная, индивидуальная. Посуда у тебя дома 2 Знание работы мастеров Постройки, Украшения, Изображения. Знание отличия образцов посуды, созданных мастерами промыслов (Гжель, Хохлома) Умение изобразить посуду по своему образцу. Знание понятия «сервиз». Задание: лепка посуды с росписью по белой грунтовке. Обои и шторы в Знание роли художников в твоем доме создании обоев, штор. Понимание роли каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы. Задание: создание эскизов обоев или штор для комнаты, имеющей чёткое назначение (спальня, гостиная, детская). Задание можно выполнить и в технике набойки с помощью трафарета или штампа. 3 Характеризовать связь между формой, декором посуды и её назначением. Уметь выделять конструктивный образ и характер декора в процессе создания посуды. Овладеть навыками создания выразительной формы посуды в лепке. Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный Форма: фронтальная, индивидуальная. Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Обрести опыт творчества и художественнопрактические навыки в создании эскиза обоев или штор для определенной комнаты. Методы: проблемнопоисковый, интерактивный, стимулирования Форма: фронтальная, индивидуальная Мамин платок Знание основных вариантов композиционного решения росписи платка. Обрести опыт творчества и художественнопрактические навыки в создании эскиза росписи платка. Задание: создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного). Наблюдение за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Умение составить простейший орнамент при выполнении эскиза платка. Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный, проблемнопоисковый, интерактивный Форма: фронтальная, индивидуальная. Твои книжки Знание художников, выполняющих иллюстрации. Знание отдельных элементов оформления книги. Овладеть навыками коллективной работы. Задание: разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями. Понимать роль художника и Братьев – Мастеров в создании книги. Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный Формы: индивидуальная, групповые виды работы Открытки Знание видов работ (работа граттажа, монотипии, Понимать роль художника и БратьевМастеров в создании форм открыток изображений на них. Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный, 4 5-6 7 графических в технике графической Труд художника для твоего дома (обобщение темы) 8 аппликации или смешанной технике) Умение выполнить простую графическую работу. Задание: создание эскиза открытки или декоративной закладки (возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейки. проблемно-поисковый, интерактивный. Форма: фронтальная, индивидуальная Участвовать в творческой обучающей Осознавать важную роль художника, его труда в создании игре, организованной на уроке в роли среды жизни человека, зрителей, художников , экскурсоводов. предметного мира в каждом доме. Эстетически оценивать работы сверстников. Задание: проблемная беседа, обучающая игра, выставка и обсуждение детских работ. Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный, проблемнопоисковый, интерактивны. Форма: групповые виды работы. Как говорит искусство. 7 часов Памятники архитектуры наследие веков 9 Знание художников – – скульпторов и архитекторов. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа. Понимать, что памятники архитектуры -это достояние народа. Задание: изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест. Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Знание основных памятников города, места их нахождения. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города. Методы: иллюстративный, репродуктивный, проблемнопоисковый, интерактивный. Форма: фронтальная, индивидуальная Парки, бульвары 10 скверы, Знание, в чем заключается работа Сравнивать и анализировать художника-архитектора. Знание, парки, скверы и бульвары с точки понятия «ландшафтная зрения их разного назначения и архитектура»; что работа устроения. художника-архитектора – работа целого коллектива. Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный Формы: работа в группе. Умение изобразить парк или сквер. Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта. Задание: изображение парка, сквера (возможен коллаж). Ажурные ограды 11 Закрепить приемы работы с бумагой: складывание, симметричное вырезание. Знание разных инженерных формы ажурных сцеплений металла. Умение конструировать из бумаги ажурные решетки. Задание: создание проекта ажурной решетки или ворот — вырезание из цветной бумаги, сложенной гармошкой (решётки и ворота могут быть вклеены в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары»). Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Различать деятельность БратьевМастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект ажурной решетки. Методы: иллюстративный, репродуктивный, проблемнопоисковый, интерактивный. Форма: фронтальная, индивидуальная 12 13 Фонари на улицах и в Изображать необычные парках фонари. Знание виды и назначение фонарей. Умение придумать свои варианты фонарей для детского праздника. Задание: графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги. Воспринимать, сравнивать, анализировать, давать эстетическую оценку старинным в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Отмечать особенности формы и украшений. Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный Формы: работа в группе. Витрины магазинов Понимать работу художника и БратьевМастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Знание оформления витрин по назначению и уровню культуры города. Методы: иллюстративный, репродуктивный, проблемнопоисковый, интерак фронтальная, тивный. Форма: индивидуальная Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания облика витрины магазина. Задание: создание проекта оформления витрины любого магазина (по выбору детей). При наличии дополнительного времени дети могут сделать объёмные макеты (по группам). Транспорт в городе 14 Искусство на улицах твоего города. (Обобщение темы) 15 Художник в цирке 1617 Видеть, сопоставлять, объяснять Уметь видеть образ в облике машины, связь природных форм с характеризовать, сравнивать, обсуждать инженерными конструкциями. разные формы автомобилей и их Знание разных видов транспорта. украшения. Умение изобразить разные виды транспорта. Обрести новые навыки в конструировании бумаги. Задание: придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). Овладеть приемами Осознавать и уметь объяснить нужную коллективной творческой работу художника в создании облика деятельности. Задание: создание города. Участвовать в занимательной коллективного панно «Мой образовательной игре в качестве город» в технике коллажа, экскурсовода. аппликации (панорама улицы из нескольких склеенных в полосу рисунков или аппликаций, с включением в них ажурных оград, фонарей, транспорта, дополненных фигурками людей). О чем говорит искусство. 11 часов Знание отличия и сходство театра Понимать и объяснять важную роль и цирка. художника в цирке. Учиться изображать яркое, веселое подвижное. Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный Формы: работа в группе. Методы: иллюстративный, репродуктивный, проблемнопоисковый, интерактивный. Форма: коллективная. Методы: иллюстративный, репродуктивный, Умение создать эскиз циркового представления. Знание элементов оформления, созданных художником в цирке: костюм, реквизит. Задание: выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления. Художник в театре Знание истоков театрального искусства. Умение создать эпизод театральной сказки. Придумать эскиз театрального костюма Знание, каким был древний античный театр. Умение нарисовать эскиз театрального костюма. Задание: театр на столе — создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль. Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный Формы: работа в группе. Театр кукол Знание театра кукол как пример видового разнообразия театра. Умение создать театральных кукол из различных материалов. Задание: создание куклы к кукольному спектаклю. Иметь представление о разных видах кукол, о кукольном театре в наши дни. Использовать куклу для игры в кукольный театр. Методы: иллюстративный, репродуктивный, проблемнопоисковый, интерактивный. Форма: индивидуальная 1819 2021 проблемно-поисковый, интерактивный. Форма: фронтальная, индивидуальная Маска 2223 Знание истории происхождения театральных масок. Умение конструировать маску из бумаги. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. Задание: конструирование Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а так же выразительность формы, декора, созвучные образу. Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный Формы: работа в группе. Методы: иллюстративный, репродуктивный, проблемнопоисковый, интерактивный. Форма: фронтальная, индивидуальная выразительных и острохарактерных масок. Афиша и плакат Знание назначения афиши. Умение создать эскиз афиши к спектаклю. Осваивать навыки лаконичного декоративно-обобщенного изображения. Задание: создание эскиза плаката-афиши к спектаклю или цирковому представлению. Иметь представления о театральной афиши, Добиваться образного изображения и текста. Праздник в городе Знание элементов праздничного оформления, умение использовать художественные материалы, передавать настроение в творческой работе. Задание: выполнение рисунка проекта оформления праздника. Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города, села. Фантазировать, как можно украсить город к празднику Победы, новому году. 24 25 создании плаката. единства Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный Формы: работа в группе. Школьный праздниккарнавал (обобщение темы) 26 Знание роли художника в зрелищных искусствах. Овладение навыками коллективного художественного творчества. Украшение класса или школы работами, выполненными в разных видах изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура), декоративного искусства, в разных материалах и техниках Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. Методы: иллюстративный, репродуктивный, проблемнопоисковый, интерактивный. Форма: коллективная. Реальность и фантазия. 8 часов 27 Музей в жизни города Знания о самых значительных музеях искусства России. Знания о роли художника в создании музейных экспозиций. Умение изобразить интерьер музея. Понимать и объяснять роль художественного музея. Иметь представления о самых разных видах музеев. Методы: иллюстративный, репродуктивный, проблемнопоисковый, интерактивный. Форма: фронтальная, индивидуальная Изобразительное Знание художников, искусство. изображающих пейзажи. Картинапейзаж Знание, что такое картинапейзаж, о роли цвета в пейзаже. Умение изобразить пейзаж по представлению. Задание: изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением (радостный или грустный, мрачный или нежный, певучий). Задание: создание портрета коголибо из дорогих, хорошо знакомых людей (одного из родителей, друга, подруги) или автопортрета (по представлению). Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведения искусства. Рассматривать и сравнивать картины – пейзажи. Картина-портрет Методы: иллюстративный, Иметь представление о жанре портрета. репродуктивный, проблемнопоисковый, интерактивный. Рассказывать об Изображение и изучение мимики лица в программе Paint Форма: фронтальная, индивидуальная (или в другом графическом редакторе).изображенном на картине человеке. Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный Формы: работа в группе. 28 Знание картин и художников, изображающих портреты. Умение создать кого-либо из хорошо знакомых людей по представлению, используя выразительные возможности цвета. Задание: создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта (изображение 2930 натюрморта по представлению с выражением настроения). Картина-натюрморт 31 Знание, что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт. Умение изобразить натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное). Развитие композиционных и живописных навыков. Знание имен художников, работающих в жанре натюрморта. Задание: изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображение яркого общезначимого события. Воспринимать картину – натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный Формы: работа в группе. Картины исторические бытовые Знание отличия исторических и и бытовых картин. Умение изобразить сцену из повседневной жизни людей. Развитие композиционных навыков. Знание исторических и бытовых картин и художников, работающих в этих жанрах. Освоение навыков изображения в смешанной технике. Задание: лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. Беседовать о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся картинах. Методы: иллюстративный, репродуктивный, проблемнопоисковый, интерактивный. Форма: фронтальная, индивидуальная Сопоставить изображение на плоскости и объемное. Наблюдение за скульптурой и её объемом. Закрепление навыков работы с пластилином. Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный Формы: работа в группе. 32 33 Скульптура в музее и Знание, что такое скульптура. на улице Знание нескольких знаменитых памятников и их авторов. Умение смотреть на скульптуру и лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. Задание: изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображение яркого общезначимого события. Художественная фотовыставка выставка . Редактирование фотографий. (обобщение темы) 34 Всего Знание крупнейшие музеи страны. Понимания роли художника в жизни каждого человека. Умение запечатлеть на фотографии мир вокруг себя. Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявляя творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. Осваивать приёмы редактирования цифровых фотографий с помощью компьютерной программы Picture Manager (или другой).; 34 часа Методы: иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, интерактивный. Форма: индивидуальная, коллективная.