СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА Педагогическим советом МБОУ СОШ №149 (протокол от 29.08.2024 №1) приказом МБОУ СОШ №149 от 29.08.2024 №143 Рабочая программа по предмету: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Уровень образования: начальный общий 4 класс Екатеринбург, 2024 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 4 КЛАСС (1 час в неделю – 34 часа) Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету « Изобразительное искусство» для 4 класса для обучающихся с задержкой психического развития (далее–ЗПР) на уровне начального общего образования составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598) (далее – ФГОС НОО ОВЗ), Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1023), Федеральной рабочей программы по изобразительному искусству для обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального общего образования, разработанной ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» и размещенной на сайте https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/ , Федеральной программы воспитания, Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ СОШ № 149 (вариант 7.2). Основная цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры обучающихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала. Специальная цель изучения предмета «Изобразительное искусство» в соответствии с федеральной адаптированной общеобразовательной программой начального общего образования для обучающихся с ЗПР заключается: - в создании условий, обеспечивающих усвоение изобразительного, творческого, социального и культурного опыта учащимися с ЗПР для успешной социализации в обществе; - в приобретении первоначального опыта изобразительной деятельности на основе овладения знаниями в области искусства, изобразительными умениями и проектной деятельностью; - в формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к искусству и людям творческих профессий. Общие задачи курса: - формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его духовно-нравственном развитии; - формирование эстетических чувств, умений видеть и понимать красивое, дифференцировать «красивое» от «некрасивого», умения высказывать оценочные суждения о произведениях искусства; - формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого, делиться впечатлениями, достаточно адекватно используя терминологическую и тематическую лексику; - овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, рисунке, живописи, скульптуре, дизайна и др.), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); - воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства; - формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение; овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства. Рабочая программа учитывает особенности развития обучающихся с ЗПР 7–10 лет, содержание занятий адаптировано с учётом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся. Изобразительная деятельность способствует коррекции недостатков аналитико-синтетической деятельности мышления, позволяет совершенствовать произвольную регуляцию деятельности, речевое планирование, а также преодолевать несовершенство ручной моторики, пространственных представлений, зрительно-моторной координации. Собственная изобразительная деятельность позволяет ребенку с ЗПР выражать свои эмоции и чувства, овладевать навыками символизации, что поднимает психическое развитие на качественно новую ступень. Основное содержание учебного предмета. Содержание предмета охватывает все основные виды визуальнопространственных искусств: начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для обучающихся с ЗПР большое значение имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества носит обучающий характер. Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности). На занятиях обучающиеся с ЗПР знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. Уроки изобразительного искусства при правильной их организации способствуют формированию личности обучающегося с ЗПР, воспитанию у него положительных навыков и привычек, вносят свой вклад в формирование универсальных учебных действий и сферы жизненной компетенции. В зависимости от степени выраженности нарушений регуляторных процессов младших школьников с ЗПР регулятивные УУД могут формироваться в более долгие сроки, в связи с чем допустимым является оказание помощи организационного плана и руководящий контроль педагога при выполнении учебной работы обучающимися. Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» предусматривает предметно-практическую изобразительную деятельность с учетом характера затруднений и потенциальных возможностей, обучающихся с ЗПР, раскрывает содержание, методы и приемы обучения изобразительным умениям, учитывает основные положения дифференцированного подхода к обучающимся. В урочное время деятельность обучающихся с ЗПР организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности. Разделы тематического планирования 4 класс Наименование раздела Количество часов Истоки родного искусства 8 Древние города нашей земли 8 Многообразие художественной культуры в мире 10 Искусство объединяет народы 8 Итого: 34 часа Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты - уважения и ценностного отношения к своей Родине — России; - духовно-нравственное развитие обучающихся; - мотивацию к познанию и обучению, готовность к активному участию в социально-значимой деятельности; -позитивный опыт участия в творческой деятельности; -интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов. Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет «изобразительное искусство» способствует пониманию особенностей жизни разных народов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности. Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственный поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества. Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников с ЗПР в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию. Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности. Экологическое воспитание происходит в процессе художественноэстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде. Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, а также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу. Метапредметные результаты Овладение универсальными познавательными действиями Пространственные представления и сенсорные способности: ориентироваться в пространстве класса и на плоскости; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в пространстве; характеризовать форму предмета, конструкции по предложенному плану, вопросам; выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе на доступном для обучающегося с ЗПР уровне; сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям на основе предложенного плана; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой с помощью учителя; выявлять и анализировать с помощью учителя ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях; соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах. Базовые логические и исследовательские действия: ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы, для выполнения задания или инструкции на основе изучения данного раздела; сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие; понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках; анализировать объекты творчества с выделением их существенных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проявлять исследовательские действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов; проявлять базовые экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; проявлять начальные исследовательские действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества; использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды; анализировать под руководством учителя с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека; формулировать простейшие выводы, соответствующие учебным установкам по результатам проведённого наблюдения; использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций; классифицировать с опорой на образец произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; классифицировать с опорой на образец произведения изобразительного искусства по жанрам; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. Работа с информацией: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, от родных, близких, друзей, других информационных источников; использовать электронные образовательные ресурсы; работать с электронными учебниками и учебными пособиями; выбирать с помощью учителя источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; готовить информацию с помощью учителя на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях; осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем; соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет. Овладение универсальными коммуникативными действиями участвовать в диалоге или дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности (при необходимости с помощью учителя); демонстрировать и объяснять (на доступном для обучающегося с ЗПР уровне) результаты своего творческого, художественного опыта; анализировать по предложенному плану произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем; признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей; взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата. Овладение универсальными регулятивными действиями внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания, при необходимости с опорой на план; организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Предметные результаты Модуль «Графика» Осваивать правила линейной и воздушной перспективы и применять их в своей практической творческой деятельности. Изучать основные пропорции фигуры человека, пропорциональные отношения отдельных частей фигуры и учиться применять эти знания в своих рисунках. Приобретать представление о традиционных одеждах разных народов и представление о красоте человека в разных культурах; применять эти знания в изображении персонажей сказаний и легенд или просто представителей народов разных культур. Создавать зарисовки памятников отечественной и мировой архитектуры. Модуль «Живопись» Выполнять живописное изображение пейзажей разных климатических зон (пейзаж гор, пейзаж степной или пустынной зоны, пейзаж, типичный для среднерусской природы). Передавать в изображении народные представления о красоте человека, создавать образ женщины в русском народном костюме и образ мужчины в народном костюме. Приобретать опыт создания портретов женских и мужских, портрета пожилого человека, детского портрета или автопортрета. Создавать двойной портрет (например, портрет матери и ребёнка). Приобретать опыт создания композиции на тему «Древнерусский город». Участвовать в коллективной творческой работе по созданию композиционного панно (аппликации из индивидуальных рисунков) на темы народных праздников (русского народного праздника и традиционных праздников у разных народов), в которых выражается обобщённый образ национальной культуры. Модуль «Скульптура» Лепить из пластилина эскиза памятника выбранному герою или участие в коллективной разработке проекта макета мемориального комплекса (работа выполняется после освоения собранного материала о мемориальных комплексах, существующих в нашей стране). Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Исследовать под руководством учителя и делать зарисовки особенностей, характерных для орнаментов разных народов или исторических эпох (особенности символов и стилизованных мотивов); показать в рисунках традиции использования орнаментов в архитектуре, одежде, оформлении предметов быта у разных народов, в разные эпохи. Изучать под руководством учителя и показать в практической творческой работе орнаменты, традиционные мотивы и символы русской народной культуры (в деревянной резьбе и росписи по дереву, вышивке, декоре головных уборов, орнаментах, которые характерны для предметов быта). Получать представления о красоте русского народного костюма и головных женских уборов, особенностях мужской одежды разных сословий, а также о связи украшения костюма мужчины с родом его занятий и положением в обществе. Модуль «Архитектура» Получать представление о конструкции традиционных жилищ у разных народов, об их связи с окружающей природой. Знакомиться с конструкцией избы — традиционного деревянного жилого дома — и надворных построек; уметь строить из бумаги или изображать конструкцию избы. Иметь представления о конструктивных особенностях переносного жилища — юрты. Уметь изображать традиционную конструкцию здания каменного древнерусского храма; иметь представления о красоте и конструктивных особенностях памятников русского деревянного зодчества. Иметь представления об устройстве и красоте древнерусского города, его архитектурном устройстве и жизни в нём людей. Иметь представления об основных конструктивных чертах древнегреческого храма, уметь его изобразить; иметь общее представление о древнегреческой культуре. Иметь представления об основных характерных чертах храмовых сооружений, характерных для разных культур: готический (романский) собор в европейских городах, буддийская пагода, мусульманская мечеть; уметь изображать их. Модуль «Восприятие произведений искусства» Формировать восприятие произведений искусства на темы истории и традиций русской отечественной культуры (произведения В.М. Васнецова, А.М. Васнецова, Б.М. Кустодиева, В.И. Сурикова, К.А. Коровина, А.Г. Венецианова, А.П. Рябушкина, И.Я. Билибина и других по выбору учителя). Иметь образные представления о каменном древнерусском зодчестве (Московский Кремль, Новгородский детинец, Псковский кром, Казанский кремль и другие с учётом местных архитектурных комплексов, в том числе монастырских), о памятниках русского деревянного зодчества (архитектурный комплекс на острове Кижи). Иметь представления о соборах Московского Кремля, Софийском соборе в Великом Новгороде, храме Покрова на Нерли. Уметь называть и объяснять на доступном для учащегося с ЗПР уровне содержание памятника К. Минину и Д. Пожарскому скульптора И.П. Мартоса в Москве. Узнавать основные памятники наиболее значимых мемориальных ансамблей, иметь представление об их особом значении в жизни людей (мемориальные ансамбли: Могила Неизвестного Солдата в Москве; памятникансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане; «Воиносвободитель» в берлинском Трептов-парке; Пискарёвский мемориал в СанктПетербурге и другие по выбору учителя); знать о правилах поведения при посещении мемориальных памятников. Иметь представления об архитектурных, декоративных и изобразительных произведениях в культуре Древней Греции, других культурах Древнего мира, в том числе Древнего Востока. Узнавать, различать общий вид готических (романских) соборов; иметь представления об архитектурном своеобразии здания буддийской пагоды и мусульманских мечетей. Иметь представления о произведениях великих европейских художников: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Пикассо и других (по выбору учителя). Модуль «Азбука цифровой графики» Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкцию традиционного крестьянского деревянного дома (избы) и различные варианты его устройства. Использовать поисковую систему для знакомства с разными видами деревянного дома на основе избы и традициями и её украшений. Осваивать строение юрты, моделируя её конструкцию в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур, находить в поисковой системе разнообразные модели юрты, её украшения, внешний и внутренний вид юрты. Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкции храмовых зданий разных культур (каменный православный собор с закомарами, со сводами-нефами, главой, куполом; готический или романский собор; пагода; мечеть). Строить пропорции фигуры человека в графическом редакторе с помощью геометрических фигур или на линейной основе; изображать различные фазы движения. Осваивать и создавать под руководством учителя компьютерные презентации в программе Power Point по темам изучаемого материала, собирая в поисковых системах нужный материал, или на основе собственных фотографий и фотографий своих рисунков; делать шрифтовые надписи наиболее важных определений, названий, положений, которые надо помнить и знать. Критерии и нормы оценки планируемых результатов В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ в МБОУ СОШ № 149разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений, обучающихся с ЗПР. Особенностями системы оценки являются: - комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); - использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; - оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; - оценка динамики образовательных достижений, обучающихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; - использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования; - уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; - использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др. Оценка личностных результатов Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у обучающихся универсальные учебные действия. Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних не персонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности. Вторым методом оценки личностных результатов, обучающихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса обучающегося с помощью портфолио, способствующего формированию у него культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. В конце года проводится мониторинг сформированности УУД в урочное и внеурочное время. Промежуточная диагностическая работа включает в себя задания на выявление планируемых результатов. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся: - способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи. самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; - умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; - умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; - умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; - умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебнопознавательных и практических задач; - способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; - умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования. Не подлежит никакому оцениванию темп работы обучающегося, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.) При оценивании работ учитывается аккуратность выполнения работы. За неряшливо оформленную работу отметка снижается на 1 балл, но не ниже «3». «5» - без ошибок; «4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки; «3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых; «2» - 5 и более грубые ошибки. Негрубыми ошибками считаются: - несоблюдение последовательности выполнения рисунка; - не прорисованы незначительные элементы изображаемого объекта; - неточности в соблюдении размеров и форм второстепенных объектов в работе; - неточности при нахождении второстепенных объектов на рисунке; - неточности при передаче тени, полутени, рефлексов, падающей тени. Грубыми ошибками считаются: - неправильно передано и определено пространственное положение объекта на листе; - не соблюдены пропорции и общее строение изображаемых предметов; - неверная передача цвета; - выход за линии при нанесении цвета; - неумение самостоятельно, без помощи учителя, выполнить работу. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Учебные материалы для учителя 1.Федеральная рабочая программа Начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.). Изобразительное искусство. https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/ 2. Неменский Б. М., Неменская Л. А., ГоряеваН. А., Питерских А. С. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвящение,2022 3. Неменский Б. М., Неменская Л. А., КоротееваЕ. И. Изобразительное искусство. 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение,2022 4. Федотова И.В. «Изобразительное искусство 4 класс: поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской». - Волгоград, «Учитель», 2021г. Для обучающихся: 1. Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас: учеб. для 4 кл. нач. шк. [Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.]; под ред. Б. М.Неменского. – 8-е изд. - М: Просвещение, 2021. 2. Рабочая тетрадь к учебнику Е. И. Коротеевой «Изобразительное искусство. Искусство и ты», под редакцией Б. М. Неменского для третьего класса начальной школы. // М: Просвещение, 2022. Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет 1. Официальный сайт издательства «Просвещение» - http://1-4old.prosv.ru/ 2. Инфоурок. ИЗО, МХК 2класс. Презентации. https://infourok.ru/biblioteka/izo-mhk/klass-2/type-56 3. Копилка уроков. Сайт для учителей. https://kopilkaurokov.ru/ 4. Учителя.com https://uchitelya.com/ 5. Мультиурок. https://multiurok.ru/ 6. Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/subject/7/2/ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 4 КЛАСС (1ч в неделю 34ч) № 1 Наименование разделов и тем программы Пейзаж родной земли Программное содержание Виды деятельности обучающихся Истоки родного искусства. (8ч.) Беседовать о красоте земли Характеризовать красоту природы родного родного края. Изображать края, разных климатических зон. Изображать характерные особенности характерные особенности пейзажа родной пейзажа родной земли. природы. Использовать выразительные Использовать выразительные средства живописи для создания образов средства живописи. природы. Изображать российскую природу Овладевать живописными (пейзаж). навыками. Методы и формы организации обучения Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, интерактивный, стимулирования и мотивации. Форма: индивидуальная. 2. 3. Гармония жилья природы. Деревня деревянный мир. и Воспринимать и эстетически – оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы. Русская деревянная изба. Традиционный образ деревни и Конструкция и украшения связь человека с окружающим миром природы. Природные избы. материалы для постройки, роль дерева. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Образ овладеют умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж) Рассуждать о роли природных условий в характере традиционной культуры народа. Рассказывать о воплощении в конструкции и Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный Форма: индивидуальная. Методы: проблемнопоисковый, интерактивный, стимулирования Форма: индивидуальная 4. 5 6 7 традиционного русского домаизбы. Образ красоты человека. Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского Праздничный костюм. костюма. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Приобретать представления об особенностях русского женского образа. Понимать и анализировать конструкцию русского национального костюма. Различать деятельность Братьев Мастеров при создании русского костюма. Образ красоты человека. Приобретать представления об особенностях русского Мужской портрет. мужского образа. Различать деятельность братьев Мастеров при создании русского костюма. Образ красоты человека. Женский портрет. Народные Коллективное праздники. Учить обсуждать и панно. анализировать собственную художественную декоре избы. Рассуждать о роли природных условий в Методы: объяснительнохарактере традиционной культуры народа, иллюстративный, репродуктивный, Рассказывать о воплощении в конструкции и проблемно-поисковый, декоре избы. Объяснять конструкцию избы и интерактивный назначение ее частей. Понимать единство Форма: красоты и пользы. Рассказывать об индивидуальная. украшениях избы и их пользе, храмовой архитектуре. Изображать избу или моделировать ее на бумаге, используя материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей. Создавать образ традиционной деревни. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. Размышлять о традиционной одежде. Рассматривать женский праздничный костюм как концентрацию народных представлений об устройстве мира. Изображать мужские и женские образы в народных костюмах, используя гуашь, кисти, ножницы, бумагу, клей. Характеризовать и эстетически оценивать образы человека – труженика в произведениях художников. Рассуждать об образе труда в народной культуре. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный Эстетически оценивать красоту и назначение народных праздников. Методы: объяснительноиллюстративный, Формы: индивидуальная, групповые виды работы Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, интерактивный. Форма: индивидуальная деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Проект. 8 Обобщать свои знания по теме «Истоки родного искусства». Обобщение темы. репродуктивный, проблемно-поисковый, интерактивны. Форма: групповые виды работы. Закончить создание творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, интерактивный. Форма: групповой вид работы Древние города нашей земли (8 часов) 9. 10 Древнерусский крепость. город- Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Получать представления о конструкции древнерусского каменного собора. Древние соборы. Познакомить с древнерусской архитектурой. Беседа по картинам художников, изображающих древнерусские города. Конструирование башен- бойниц из бумаги. Моделирование древнерусского храма. Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный Формы: индивидуальные, групповые виды работы Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный, интерактивный. Форма: групповой вид работы 11 Древний жители. город и его Беседовать о красоте русской природы. Анализировать полотна известных художников. Работать над композицией пейзажа с церковью. Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, интерактивный. Формы: индивидуальные, групповые виды работы 12 Древнерусские защитники. воины- Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Изображать в графике древнерусских воинов (князя и его дружину). Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный Формы: Индивидуальная. 13. Города русской земли. Беседовать о красоте исторического образа города и его значении для современной архитектуры Изобразить живописно или графически наполненного жизнью людей древнерусского города. Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, интерактивный, мотивации. Формы: индивидуальные, групповые виды работы 14 15 Узорочье теремов. Праздничный пир теремных палатах. Знакомить с декором городских архитектурных построек и декоративным украшением интерьеров. Различать деятельность каждого из БратьевМастеров при создании теремов и палат. в Знакомить с картинами художников. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат. Иметь представление о богатом украшении городских построек, о теремах, княжеских дворцах, боярских палатах, городских усадьбах. Изображать интерьер теремных палат: гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей. Подготовить фон теремных палат. Создать изображения на тему праздничного пира. Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный Формы: индивидуальные, Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, интерактивный. Форма: индивидуальная 16 Обобщение темы. Защита проектов. Обобщать знания по теме «Древние города нашей земли». Использовать свои знания в выражении своих ответов. Закончить создание коллективного панно и дать оценку совместной деятельности. Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, интерактивный, мотивации. Формы: индивидуальные, групповые виды работы Каждый народ - художник (10 ч) 17 Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Проект. Беседа о многообразии представлений народов мира о красоте. Знакомство с особенностями японской культуры. Выполнить графический рисунок. Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный Формы: индивидуальные 18 Изображение японок в Познакомить с традиционными национальной одежде. представлениями красота японской и русской женщинами. Работа над проектом. Знакомство с произведениями японских художников. Выполнить портрет японской женщины в национальном костюме. Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, интерактивный. Формы: индивидуальные, групповые виды работы 19 Искусство народов гор и Беседа о разнообразии и красоте природы различных регионов степей нашей страны. Изобразить жизнь людей в степи и горах. Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, интерактивный. Форма: индивидуальная 20 21 Города в пустыне. Познакомить с особенностями культуры Средней Азии. Наблюдать связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Образ художественной Беседа о художественной культуры Древней Греции культуре Древней Греции. Рассказывать о городах в пустыне. Видеть орнаментальный характер культуры. Создавать образ древнего среднеазиатского города. Использовать материалы: цветная бумага, ножницы, клей, мелки. Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов. Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный Формы: индивидуальные Методы: иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, интерактивный. Форма: индивидуальная 22 Древнегреческие праздники. Познакомить с античным искусством Древней Греции. Выполнить рисунок на тему «Древнегреческий праздник» Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный Формы: работа в группах. 23 24 25 Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Европейские города. Портрет жителя. Беседовать о единстве форм, костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении. средневекового Беседовать о единстве форм, костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении. Создать обучающимся панно на тему «Города». Методы: иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, интерактивный. Формы: групповая. учить обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу. Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный Формы: работа в группе. 26 Учить осознавать целостность Многообразие художественных культур в каждой культуры. Обобщать свои знания по теме четверти. мире. Обобщение темы. Выставка работ и беседа на тему «Каждые народ- художник» Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный Формы: индивидуальная. Искусство объединяет народы (8 часов) 27 28 29 Материнство. Мудрость старости. Сопереживание. Познакомить с произведениями искусства, выражающими красоту материнства. Наблюдать и анализировать выразительные средства произведений. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, изображающими образ матери и дитя. Изображать образ матери и дитя, их единства, ласки, т.е. отношение друг к другу. Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу. Изобразить образ матери и дитя. Методы: иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, интерактивный. Беседа о богатстве. Рассуждать о том, что искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Создавать рисунок с драматическим сюжетом. Использовать материалы: гуашь, кисти. Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный Изобразить в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. Методы: иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, интерактивный. Рассказать, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние и т. п. Знакомство с полотнами русских европейских художников. Форма: индивидуальная Формы: работа в группе. Форма: индивидуальная 30 31 Герои- защитники. Юность и надежды. Беседовать о героях- защитниках. Анализировать памятники героям- защитникам. Приобретать собственный опыт в создании героического образа. Рассуждать о том, что все народы имеют своих героев – защитников и воспевают их в своем искусстве. Выполнять лепку эскиза памятника герою. Выполнить памятник героям войны в графике. Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный Знакомить с произведениями изобразительного искусства, Рассуждать о том, что в искусстве всех Методы: Формы: работа в группе. посвященными, теме детства, юности, надежде. Высказываться и приводить примеры из личного опыта. 32 33 34 Искусство народов мира. Обобщать свои знания по теме «Искусство народов мира» Обобщение темы Рассказывать об особенностях культуры разных народов. Рассказывать об особенностях художественной культуры разных народов, об особенностях понимания ими красоты. Обсуждать и анализировать свои Итоговое занятие. работы и работы одноклассников. Защита проектов. Участвовать в обсуждении выставки. Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов, объяснять, почему многообразие художественных культур является богатством и ценностью всего мира. народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. Выполнять изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. Использовать гуашь, кисти, мелки. Изобразить мечту о счастье, подвиге, путешествии. Учить рационально строить самостоятельную творческую деятельность. Уметь находить варианты решения различных художественно- творческих задач. иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, интерактивный. учить планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Методы: иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, интерактивный. Обсуждать и анализировать сои работы и работы одноклассников с позиции творческих задач. Участвовать в обсуждении выставки. Форма: индивидуальная Методы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный Формы: работа в группе. Форма: индивидуальная