СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА Педагогическим советом МБОУ СОШ №149 (протокол от 29.08.2024 №1) приказом МБОУ СОШ №149 от 29.08.2024 №143 Рабочая программа по предмету: литературное чтение Уровень образования: начальный общий 1 дополнительный класс Екатеринбург, 2024 ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 дополнительный класс (4 часа в неделю – 132 часа) Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся с задержкой психического развития (далее–ЗПР) 1дополнительного класса на уровне начального общего образования составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) (далее – ФГОС НОО ОВЗ), Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1023), Федеральной рабочей программы по предмету «Литературное чтение» для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне начального общего образования, разработанной ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» и размещенной на сайте https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/, Федеральной программы воспитания, Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ СОШ №149 (вариант 7.2). Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является закрепление у обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, неполным пониманием содержания звучащей речи, ограниченностью словаря, трудностями порождения связного высказывания. В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными в АООП НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета: формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения (сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя); уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении; формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, корригировать развития; недостатки эмоционального, познавательного, личностного развивать художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, способствовать эстетическому и нравственному воспитанию ребенка; преодолевать недостатки в развитии речи обучающихся, формировать речевые умения и навыки; развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность; прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению; содействовать достижению личностных, метапредметных предметных результатов образования. В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом: формировать и беглого, выразительного и сознательного; закреплять навыки и правильного, познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы; научить элементарным интерпретации художественных текстов; приемам анализа и учить осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в обсуждении прочитанных произведений, оценивать поступки героев с учетом социальных норм и одобряемых правил поведения; расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность через слушание и самостоятельное чтение произведений разных жанров; совершенствовать навыки построения устного высказывания с использованием выразительных средств языка; прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению. У детей с ЗПР часто оказываются несформированными предпосылки овладения навыком чтения: дети с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы, плохо запоминают буквы, наблюдается нарушение перекодировки звука в букву и наоборот. Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности затрудняют овладение способом слияния согласной и гласной, привязывая ребенка к побуквенному чтению. Дети с ЗПР не слышат в слове отдельных звуков, не могут установить их последовательность, правильно произнести, отмечаются недостатки лексико-грамматической стороны и связной речи. Основное содержание учебного предмета Повторение изученного в 1 классе. Звуковая структура слова. Плавное чтение слогов. Чтение слов, включающих: а) открытые и закрытые слоги всех видов; б) гласные е, ё, ю, и, й, твердый и мягкий знаки; в) слоги со стечением согласных всех видов. Дифференциация близких по акустико-артикуляционным признакам звуков, оптическим признакам букв. Чтение целыми словами. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Выразительное чтение предложений. Осознанное чтение текстов небольших произведений. Знакомство с произведениями детской литературы, доступными для детей. Работа с текстами азбуки: чтение, анализ содержания, уточнения значения слов, соотнесение прочитанного с иллюстрацией. Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста произведений художественной литературы и устного народного творчества (не менее четырёх произведений). Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений. Нравственные ценности и идеи в русских народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам). Произведения для чтения: народные сказки о животных, например, «Лисица и тетерев», «Лиса и рак», литературные (авторские) сказки, например, К.Д, Ушинский «Петух и собака», сказки В.Г. Сутеева «Кораблик», «Под грибом» и другие (по выбору). Произведения о детях. Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение (общее представление на примере не менее шести произведений К.Д. Ушинского, ЛМ. Толстого, Е.А. Пермяка, В.А. Осеевой, А.Л. Барто, Ю.И. Ермолаева и других). Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь. Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Худо тому, кто добра не делает никому», Л.Н. Толстой «Косточка», Е.А. Пермяк «Торопливый ножик», В.А. Осеева «Три товарища», А.Л. Барто «Я — лишний», Ю.И. Ермолаев «Лучший друг» и другие (по выбору). Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение произведений о природе (на примере трёх-четырёх доступных произведений АК. Толстого, А.Н. Плещеева, Е.Ф. Трутневой, СЛ. Маршака и другое). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса. Устное народное творчество: малые фольклорные жанры (не менее шести произведений). Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров. Потешка игровой народный фольклор. Загадки средство воспитания живости ума, сообразительности. Пословицы проявление народной мудрости, средство воспитания понимания жизненных правил. Произведения для чтения: потешки, загадки, пословицы. Произведения о братьях наших меньших (три-четыре автора по выбору) герои произведений: Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный и научно-познавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности, действий, нравственноэтических понятий: любовь и забота о животных. Произведения для чтения: В.В. Бианки «Лис и Мышонок», Е.И. Чарушин «Про Томку», М.М. Пришвин «Ёж», Н.И. Сладков «Лисица и Ёж» и другие. Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение произведений о маме (не менее одного автора по выбору, на примере произведений Е.А. Благининой, А.Л. Барто, А.В. Митяева и других). Осознание нравственноэтических понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери к ребёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях. Произведения для чтения: Е.А. Благинина «Посидим в тишине», А.Л. Барто «Мама», А.В. Митяев «За что я люблю маму» и другие (по выбору). Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх произведений). Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими. Произведения для чтения: Р.С. Сеф «Чудо», ВОВ. Лунин «Я видел чудо», Б.В, Заходер «Моя Вообразилия», Ю.П. Мориц «Сто фантазий» и другие (по выбору). Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что книга источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации как элементы ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке. Тематическое планирование N Раздел Количество часов 1 Жили – были буквы 22 2 Сказки, загадки, небылицы 26 3 Произведения о маме 8 4 И в шутку, и всерьёз 18 5 Я и мои друзья 23 Апрель, апрель! Звенит капель…(14 часов) 6 14 7 О братьях наших меньших 20 8 Библиографическая культура - работа с детской книгой Итого 1 132 Планируемые результаты усвоения программы Личностные результаты Личностные результаты освоения программы по литературному чтению достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности обучающегося, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы по литературному чтению отражают освоение обучающимися социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике. В результате изучения литературного чтения на уровне начального образования у обучающихся с ЗПР будут сформированы следующие личностные результаты: Гражданско-патриотическое воспитание: становление ценностного отношения к своей Родине, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственное воспитание: освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетическое воспитание: проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоциональноэстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; неприятие действий, приносящих вред окружающей среде. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. Метапредметные результаты В результате изучения литературного чтения на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: сравнивать произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать после совместного анализа основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; определять с помощью учителя существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам; находить после совместного анализа закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинноследственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев. Базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); формулировать с помощь. учителя выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: выбирать источник получения информации; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационнокоммуникационной сети «Интернет»; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить с помощью взрослого небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР формируются регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий, придерживаться последовательности действий в соответствии с целью. Самоконтроль: устанавливать после совместного анализа причины успех (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Совместная деятельность: с помощью учителя формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать после совместного анализа свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных дей. Критерии и нормы оценки планируемых результатов Особенностями системы оценки являются: комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др. Оценка личностных результатов Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у обучающихся универсальные учебные действия. Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-медико-педагогической диагностики развитии, личности. Вторым методом оценки личностных результатов обучающихся, используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса обучающегося с помощью портфолио, способствующего формированию у него культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. В конце года проводится мониторинг сформированности УУД в урочное и внеурочное время. Промежуточная диагностическая работа включает в себя задания на выявление планируемых результатов. Оценка метапредметных результатов Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий обучающихся. К ним относятся: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка предметных результатов В первом дополнительном классе ведется безотметочное обучение в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 (далее – СП 2.4.3648-20). Не подлежит никакому оцениванию темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.) В первом дополнительном классе используются три вида оценивания – без выставления бальной отметки, но сопровождающееся словесной оценкой. Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения. Основная цель оценивания – анализ хода формирования знаний и умений учащихся на уроках литературного чтения. Это позволяет участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять меры по устранению. Тематическое оценивание – проводится во втором полугодии с помощью заданий учебника, помещенных в конце раздела. Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач. Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем. График проведения проверочных работ Текст для замера техники чтения должен быть незнакомым, но все слова дети должны хорошо знать. Числительных быть не должно, прилагательных может быть от 8% до12%. Короткие слова надо учитывать, написанные через чёрточку (ну-ка, из-за) считать как 2 слова. Если в начале замера скорость мала, то надо дать ученику возможность вчитаться в текст и только после этого проводить замер. Замеры проводит учитель, дается инструкция, чтобы ребенок прочитал текст в том темпе, в котором ему удобно, а потом ответил на вопросы по содержанию. Результаты фиксируются в таблице. В 1 дополнительном классе текст для замера техники чтения должен быть незнакомым, но все слова дети должны хорошо знать. Числительных быть не должно, прилагательных может быть от 8% до12%. Короткие слова надо учитывать, написанные через чёрточку (ну-ка, из-за) считать, как 2 слова. Если в начале замера скорость мала, то обучающемуся надо дать возможность вчитаться в текст и только после этого проводить замер. Замеры проводит учитель, дается инструкция, чтобы обучающийся прочитал текст в том темпе, в котором ему удобно, а потом ответил на вопросы по содержанию. Результаты фиксируются в таблице. Нормы замера по технике чтения Читать по слогам небольшими предложения и связные тексты, уметь слушать; отвечать на вопросы, о чем слушали, с чего начинается, и чем заканчивается услышанный текст по вопросам учителя или по иллюстрациям. Знать наизусть 4 – 5 стихотворений. Техника чтения на конец года 20 – 30 слов в минуту. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки: - искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв слогов, слов); - неправильная постановка ударений (более 2); - чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; - непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения; - неправильные ответы на вопросы по содержанию текста; - неумение выделить основную мысль прочитанного; - неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания, прочитанного; - нарушение при пересказе последовательности событий в произведении; - монотонность чтения, отсутствие средств выразительности. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Учебные материалы для ученика 1.Климанова Л.Ф., Горецкий В, Г., Голованова М. В. Литературное чтение 1 класс. В 2 частях (электронное приложение) М.: «Просвещение»; 2.Бойко М. В., Виноградская Л. А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 1 класс. М.: «Просвещение». Методические материалы для учителя Федеральная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.) Литературное чтение. https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/ Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте. УМК «Школа России». М.: Вако, 2022 Книги серии «школьный словарик». М.: Вако, 2022 Цифровые образовательные ресурсы Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) Официальный сайт образовательной программы «Школа России»: school-russia.prosv.ru https://resh.edu.ru/ https://infourok.ru/ . Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ education ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 дополнительный класс (4 часа в неделю – 132 часа) № Наименование разделов и тем программы Программное содержание Виды деятельности обучающихся Методы и формы организации обучения Жили – были буквы (22 часа) 1 Повторение Что уже знаем и умеем Плавное чтение слогов. Чтение слов, включающих: а) открытые и закрытые слоги всех видов; б) гласные е, ё, ю, и, й, твердый и мягкий знаки; в) слоги со стечением согласных всех видов. Дифференциация близких по акустикоартикуляционным признакам звуков, оптическим признакам букв. Практическая работа: составление звукобуквенной схемы слова к прочитанным словам. Игровое упражнение: «Отгадай букву» узнавание буквы по ее части, в зашумленных и наложенных изображениях. Игровое упражнение: «Повтори за мной» воспроизведение слоговых цепочек с оппозиционными звуками, чистоговорок и скороговорок. Коллективная работа. Тренинг техники чтения. 2 Звуковая структура слова Звуковая структура слова. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Выразительное чтение предложений. Осознанное чтение текстов, небольших произведений. Работа с текстами азбуки. Практическая работа: составление звукобуквенной схемы слова к прочитанным словам. Игровое упражнение: «Отгадай букву» узнавание буквы по ее части, в зашумленных и наложенных изображениях. Игровое упражнение: «Повтори за мной». Чтение с соотнесением прочитанного. Коллективная работа. 3 4 Открытые и закрытые Звуковая структура слова. Плавное чтение слогов. Чтение слов, слоги включающих: а) открытые и закрытые слоги всех видов; б) гласные е, ё, ю, и, й, твердый и мягкий знаки; в) слоги со стечением согласных всех видов. Дифференциация близких по акустико-артикуляционным признакам звуков, оптическим признакам букв. Звуковая структура слова. Гласные е, ё, ю, и, й. Плавное чтение слогов. Чтение Твердый и мягкие знаки 5 Знакомство с учебником Литературное чтение 1 класс слов, включающих: а) открытые и закрытые слоги всех видов; б) гласные е, ё, ю, и, й, твердый и мягкий знаки; в) слоги со стечением согласных всех видов. Дифференциация близких по акустико-артикуляционным признакам звуков, оптическим признакам букв. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Выразительное чтение предложений. Осознанное чтение текстов, небольших произведений. Работа с текстами учебника «Литературное чтение». Практическая работа: составление звукобуквенной схемы слова к прочитанным словам. Игровое упражнение: «Отгадай букву» узнавание буквы по ее части, в зашумленных и наложенных изображениях. Игровое упражнение: «Повтори за мной» воспроизведение слоговых цепочек с оппозиционными звуками, чистоговорок и скороговорок. Практическая работа: составление схем слогов и слов. Практическая работа по дифференциации Словесный метод. близких по акустико-артикуляционным признакам звуков, оптическим признакам Наглядный метод. букв. Практический метод. Тренинг техники чтения: чтение Фронтальная работа. комбинированных слоговых таблиц, чтение столбиков слогов и слов с наращиванием, расположенных одинаковой частью друг под другом, чтение пар слов, отличающихся одной буквой. Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. Тренинг техники чтения: предварительное прочтение слов из текста со стечением согласных и слов сложной слоговой структуры. Творческое задание. 6 В мире книг Книги по разделу «Жили – были буквы» 7 Речевая разминка Т. Павлова «Говорю я детям….» 8 Речевая разминка В. Лунин «Шорох» 9 Речевая разминка Ф. Бобылев «Хохотала звонка Мила» Плавное осмысленное чтение предложений. Выразительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию услышанного. Элементарный анализ художественных произведений. Обсуждение содержания прочитанного. Плавное осмысленное чтение предложений. Выразительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию услышанного. Выразительное, с соблюдением правильных интонаций, чтение стихотворения наизусть. Плавное осмысленное чтение предложений. Выразительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию услышанного. Тренинг техники чтения: предварительное прочтение слов из текста со стечением согласных и слов сложной слоговой структуры. Аудирование (умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь). Словесный метод. Наглядный метод. Практическая работа. Посещение библиотеки. Тренинг техники чтения: предварительное прочтение слов из текста со стечением согласных и слов сложной слоговой структуры. Аудирование (умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь). Тренинг техники чтения: предварительное прочтение слов из текста со стечением согласных и слов сложной слоговой структуры. Словесный метод. Наглядный метод. Практическая работа. Чтение вслух. Выразительное, с соблюдением правильных интонаций, чтение стихотворения наизусть. Плавное осмысленное чтение предложений. Выразительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию услышанного. Выразительное, с соблюдением правильных интонаций, чтение стихотворения наизусть. Аудирование (умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь). Тренинг техники чтения: предварительное прочтение слов из текста со стечением согласных и слов сложной слоговой структуры. Аудирование (умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь). Словесный метод. Наглядный метод. Практическая работа. Чтение вслух. Словесный метод. Наглядный метод. Практическая работа. Чтение вслух. 10, 11 В. Данько «Загадочные буквы» 12, 13 И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А» 14, 15 Г. Сапгир «Про медведя» 16 И. Гамазкова «Кто как кричит?» Выразительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию услышанного. Элементарный анализ художественных произведений. Обсуждение содержания прочитанного. Тренинг техники чтения: предварительное прочтение слов из текста со стечением согласных и слов сложной слоговой структуры. Аудирование (умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь). Плавное осмысленное чтение Тренинг техники чтения: предварительное прочтение слов из текста со стечением предложений. согласных и слов сложной слоговой Выразительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию структуры. Аудирование (умение слушать и слышать, т.е. услышанного. Элементарный адекватно воспринимать на слух звучащую анализ художественных речь). произведений. Обсуждение содержания прочитанного. Плавное осмысленное чтение Тренинг техники чтения: предварительное прочтение слов из текста со стечением предложений. согласных и слов сложной слоговой Выразительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию структуры. Аудирование (умение слушать и слышать, услышанного. Подбор слов, т.е. адекватно воспринимать на слух близких по значению. Устное звучащую речь). рисование «словесной картины». Тренинг техники чтения. Работа со словарем. Выразительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию услышанного. Элементарный анализ художественных произведений. Обсуждение содержания прочитанного. Практическая работа: нахождение в тексте слова или словосочетания по заданию учителя. Тренинг техники чтения: предварительное прочтение слов из текста со стечением согласных и слов сложной слоговой структуры. Аудирование (умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь). Практическая работа Тренинг техники чтения. Словесный метод. Наглядный метод. Практическая работа. Индивидуальная работа. 17 И. Гамазкова Е. Григорьева «Живая азбука 18,19 С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» Выразительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию услышанного. Элементарный анализ художественных произведений. Подбор слов, близких по значению. Выразительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию услышанного. Элементарный анализ художественных произведений. Плавное осмысленное чтение пословиц. Ответы на вопросы по содержанию услышанного. Подбор слов, близких по значению. 20 «Поговорим о самом главном» Пословицы 21 Саша Черный «Живая Выразительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию Азбука» услышанного. Элементарный анализ художественных произведений. Обсуждение содержания прочитанного. Тренинг техники чтения: предварительное прочтение слов из текста со стечением согласных и слов сложной слоговой структуры. Аудирование (умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь). Тренинг техники чтения: предварительное прочтение слов из текста со стечением согласных и слов сложной слоговой структуры. Тренинг техники чтения: предварительное прочтение слов из текста со стечением согласных и слов сложной слоговой структуры. Аудирование (умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь). Тренинг техники чтения: предварительное прочтение слов из текста со стечением согласных и слов сложной слоговой структуры. Аудирование (умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь). Словесный метод. Наглядный метод. Практическая работа. Работа в парах. Словесный метод. Наглядный метод. Практическая работа. Инсценированное чтение. Словесный метод. Наглядный метод. Практическая работа. Плавное осмысленное чтение пословиц. Словесный метод. Наглядный метод Практическая работа. Выразительное чтение стихотворения с выделением ключевых слов. 22 Обобщение по разделу «Жили – были буквы» 23 В мире книг Книги по разделу «Сказки, загадки, небылицы» 24, 25 Речевая разминка Скороговорки 26 Русская народная сказка «Курочка Ряба» 27 Русская народная сказка «Гуси – лебеди» Элементарный анализ Тренинг техники чтения: предварительное прочтение слов из текста со стечением художественных произведений. согласных и слов сложной слоговой Обсуждение содержания структуры. прочитанного. Пересказ Аудирование (умение слушать и слышать, небольшого текста с помощью т.е. адекватно воспринимать на слух вопросов и без них, составление предложений по картине или серии звучащую речь). картинок. Сказки, загадки, небылицы (26 часов) Практическое умение различать Самостоятельное чтение. Рассматривание сказки, загадки, небылицы. представленной выставки книг Знакомство с особенностями произведений фольклора. Отгадывание загадок. Словесный метод. Наглядный метод. Творческая работа. Словесный метод. Наглядный метод. Практическая работа. Тренинг техники чтения. Выразительное, с соблюдением Чтение вслух. Артикуляционные упражнения Словесный метод. правильных интонаций, чтение Наглядный метод. скороговорок. Практическая работа. Знакомство с особенностями Слушание чтения учителем фольклорного Словесный метод. произведений фольклора. произведения. Наглядный метод. Отгадывание загадок. Практическая работа. Учебный диалог. Обсуждение вопросов Выразительное чтение. Смысловое чтение какова тема сказки, кто ее герои, что Знакомство со сказками. народных произошло в сказке. Обучение чтению по ролям. Словарная работа по уточнению лексического произведений. значения слов. Знакомство со сказками. Слушание чтения учителем фольклорного Словесный метод. Обучение чтению по ролям. произведения. Читать сказки по ролям. Наглядный метод. Определение характера героев Давать характеристики героев. Определять Учебный диалог. сказки. Выделение главной главную мысль сказки. Сравнивать народную мысли и литературную сказки. 28, 29 Русская народная сказка «Теремок» 30, 31, 32 Русская народная сказка «Рукавичка» 33, 34 Русская народная сказка «Петух и собака» 35 Загадки 36 Небылицы Ответы на содержанию, иллюстрации текста. вопросы по Слушание чтения учителем фольклорного соотнесение произведения. Читать сказки по ролям. с содержанием Давать характеристики героев. Определять главную мысль сказки. Сравнивать народную и литературную сказки. Знакомство с особенностями произведений фольклора. сказки. Практическое умение различать сказки, загадки, небылицы. Ответы на вопросы по содержанию, соотнесение иллюстрации с содержанием текста. Практическое умение различать сказки, загадки, небылицы. Ответы на вопросы по содержанию, соотнесение иллюстрации с содержанием текста. Знакомство с особенностями произведений фольклора. Отгадывание загадок. Выразительное чтение. Практическое умение различать сказки, загадки, небылицы. Ответы на вопросы по содержанию, соотнесение иллюстрации с содержанием текста. Слушание чтения учителем фольклорного произведения. Читать сказки по ролям. Давать характеристики героев. Определять главную мысль сказки. Сравнивать народную и литературную сказки. Слушание чтения учителем фольклорного произведения. Читать сказки по ролям. Давать характеристики героев. Определять главную мысль сказки. Сравнивать народную и литературную сказки. Словесный метод. Задание на формулирование предложений с использований вопросительного слова. Урок – спектакль. Инсценировка сказки. Словесный метод. Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. Упражнения на узнавание и различие Творческая работа. произведений малых жанров фольклора. Отработка навыка выразительного чтения. Упражнения на узнавание и различие Смысловое чтение произведений малых жанров фольклора. фольклорных небылиц. Отработка навыка выразительного чтения. Словарная работа. 37 Английские народные песенки «Не может быть» Знакомство с особенностями Читать фольклорные песенки. Давать произведений фольклора. характеристики героев. Определять главную Выразительное чтение. мысль. Знакомство со сказками. Работа над лексическим значением слов. 38 Английские народные песенки «Я видел озеро в огне» Практическое умение различать сказки, загадки, небылицы. Ответы на вопросы по содержанию. Читать фольклорные песенки. Давать характеристики героев. Определять главную мысль. Конкурс чтецов. 39 Английские народные песенки «Мой сыночек – молодец!» Английские народные песенки « Король Пин» Практическое умение различать сказки, загадки, небылицы. Ответы на вопросы по содержанию. Практическое умение различать сказки, загадки, небылицы. Читать фольклорные песенки. Давать характеристики героев. Определять главную мысль. Английские народные песенки «Дом, который построил Джек» Поэтические страницы Сказки А. С. Пушкина Знакомство с особенностями произведений фольклора. Выразительное чтение. Знакомство со сказками. Знакомство с особенностями произведений поэтических сказок. Выразительное чтение. Знакомство с особенностями произведений фольклора. Выразительное чтение. Знакомство со сказками. Читать сказки. Давать характеристики героев. Определять главную мысль сказки. Сравнивать народную и литературную сказки. Самостоятельное чтение. Знакомство с моментами биографии А.С. Пушкина. Словесное рисование. Выразительное чтение Словесный метод. Практическая работа над выразительностью чтения. Практическая работа: сравнение авторских и фольклорных сказок. Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Активизация и расширение словарного запаса. Наблюдение над значением слов. Пересказ текста Фронтальная работа. Наглядный метод. Жужжащие чтение. 40 41, 42 43, 44 Словесный метод. Наглядный метод. Практическая работа над артикуляцией. Читать сказки. Давать характеристики героев. Коллективная работа Определять главную мысль сказки. по запоминанию стихотворения. 45 К. Д. Ушинский «Гусь и журавль» 46, 47 с особенностями Учатся прогнозировать содержание текста К. Д. Ушинский Знакомство произведений фольклора. для чтения. «Жалобы зайки» Выразительное чтение. Технология продуктивного чтения. 48 Обобщение п разделу «Сказки, загадки, небылицы» 49 П. Воронько «Лучше нет родного края» 50 М. Есеновский «Моя небольшая родина» 51 Н. Бромлей «Какое самое первое слово?» 52 53 54 А. Митяев «За что я люблю маму» В. Берестов «Любили тебя без особых причин…» Г. Виеру «Сколько звезд на ясном небе!» Знакомство с особенностями Анализ произведений раздела. произведений фольклора. Определение особенностей фольклорного произведения. Произведения о маме (8 часов) Восприятие и чтение разно Чтение произведения. жанровых произведений о маме. Обсуждение значения выражения «Родина мать» Восприятие и чтение разно Работа с текстом произведения: поиск и жанровых произведений о маме. анализ ключевых слов, определяющих главную мысль произведения. Осознание нравственно – Работа с текстом произведения: поиск и этических понятий: чувство анализ ключевых слов, определяющих главную мысль произведения. любви как привязанность одного человека к другому. Восприятие и чтение разно Работа с текстом произведения: поиск и жанровых произведений о маме. анализ ключевых слов, определяющих главную мысль произведения. Осознание нравственно – Работа с текстом произведения: поиск и этических понятий: чувство анализ ключевых слов, определяющих любви как привязанность одного главную мысль произведения. человека к другому. Восприятие и чтение разно Работа с текстом произведения: поиск и жанровых произведений о маме. анализ ключевых слов, определяющих главную мысль произведения. Учебный диалог. Творческая работа. Учебный диалог. Учебный диалог. Фронтальная работа. Коллективная работа. Индивидуальная работа. Работа в парах. Фронтальная работа. 55 56 57 58 59, 60 нравственно – И. Соколов – Микитов Осознание этических понятий: чувство «Радуга» любви как привязанность одного человека к другому. Восприятие и чтение разно С. Маршак «Радуга» жанровых произведений о маме. В мире книг Книги по разделу «Ив шутку и в серьез» Речевая разминка Т. Собакин «Бегемот» И. Токмакова «Мы играли в хохотушки» Работа с текстом произведения: поиск и анализ ключевых слов, определяющих главную мысль произведения. Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Работа с текстом произведения: поиск и анализ ключевых слов, определяющих главную мысль произведения. И в шутку, и всерьёз (18 часов) Знакомство с разделом. Выразительное чтение произведения. Знакомство с юмористическими Характеристика героев произведения. произведениями. Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Выразительное чтение. Ответы на Определение особенностей юмористического Словесный метод. вопросы по содержанию произведения. Наглядный метод. услышанного. Практическая работа. Знакомство с особенностями Чтение стихотворений. Знакомство с Словесный метод. юмористических произведений. приёмами заучивания стихотворений Наглядный метод. Чтение по ролям. Пересказ по наизусть. Декламация стихотворения хором. Фронтальная работа. опорным словам. 61 И Пивоварова «Кулинаки – пулинаки» Знакомство с особенностями Чтение стихотворений. Знакомство с юмористических произведений. приёмами заучивания стихотворений наизусть. Декламация стихотворения хором. Словесный метод. Наглядный метод. Фронтальная работа. 62 Г. Крыжков «Ррры» Знакомство с особенностями Чтение стихотворений. Знакомство с юмористических произведений. приёмами заучивания стихотворений наизусть. Декламация стихотворения хором. Словесный метод. Наглядный метод. Фронтальная работа. 63 К. Чуковский «Федотка» Знакомство с особенностями Чтение стихотворений. Знакомство с юмористических произведений. приёмами заучивания стихотворений наизусть. Декламация стихотворения хором. Словесный метод. Наглядный метод. Фронтальная работа. 64, 65 К. Чуковский «Телефон» Знакомство с особенностями Чтение стихотворений. Знакомство с юмористических произведений. приёмами заучивания стихотворений наизусть. Декламация стихотворения хором. Словесный метод. Наглядный метод. Фронтальная работа. 66, 67 Н. Антюхова «Саша дразнилка» Устное рисование «словесной Беседа по выявлению понимания картины». Практическое деление прочитанного произведения, определение темы и главной мысли произведения. текста на части по вопросам. Словесный метод. Наглядный метод. Фронтальная работа. 68 Развитие речи Учимся пересказывать К. Д. Ушинский «Ворон и сорока» Пересказ прочитанного текста. 70 К. Д. Ушинский «Худо тому, кто добра не делает никому» 71 К. Д. Ушинский «Что хорошо и что дурно? Устное рисование «словесной картины». Практическое деление текста на части по вопросам. Пересказ содержания прочитанного. Определение с помощью учителя основной мысли прочитанного. Пересказ содержания прочитанного. Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Словесный метод. Наглядный метод. Фронтальная работа. Словесный метод. Наглядный метод. Фронтальная работа. 69 72, 73 М. Пляцковский «Помощник» Чтение; озаглавливание текста рассказа. Пересказ текста на основе опорных слов. Устное рисование «словесной Беседа по выявлению понимания картины». Практическое деление прочитанного произведения, определение текста на части по вопросам. темы и главной мысли произведения. Самостоятельное чтение; озаглавливание текста рассказа. Пересказ текста на основе опорных слов. Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Активизация и расширение словарного запаса. Наблюдение над значением слов. Пересказ текста. Словесный метод. Наглядный метод. Фронтальная работа. Определение с помощью учителя Анализ содержания текста. Определение Словесный метод. основной мысли прочитанного. главной мысли текста. Активизация и Наглядный метод. Пересказ содержания прочитанного. 74 75 76 Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз» расширение словарного запаса. Наблюдение над значением слов. Пересказ текста. Фронтальная работа. Чтение и анализ произведений. Понимание заглавия произведений, Фронтальная работа. Рассматривание и чтение книг адекватное соотношение с его содержанием. Организация выставки детских писателей. книг. Я и мои друзья (23 часа) Рассказывание по прочитанному Самостоятельное чтение. Рассматривание В мире книг произведению. Книги по разделу представленной выставки книг Рассматривание и чтение книг «Я и мои друзья» детских писателей. героя Нахождение в тексте слов и предложений, Как рассказать о герое Характеристика произведения с использованием характеризующих героя и событие. произведения художественно – выразительных средств данного текста. 77 Речевая разминка В. Лунин «Волк» Плавное осмысленное чтение Выразительное чтение, с соблюдением предложений. Выразительное правильных интонаций, чтение чтение. Ответы на вопросы по стихотворения наизусть. содержанию услышанного. 78 Речевая разминка Т. Павлова «Рассказ мудрой вороны» Плавное осмысленное чтение Выразительное чтение, предложений. Выразительное правильных интонаций. чтение. Ответы на вопросы по содержанию услышанного. 79, 80 Ю. Ермолаев «Лучший друг» Понимание заглавия произведения. Прогнозирование содержания рассказа по его названию. с Фронтальная работа. Организация выставки книг. Словесный метод. Наглядный метод. Фронтальная работа. Словесный метод. Наглядный метод. Фронтальная работа. Индивидуальная работа. соблюдением Словесный метод. Наглядный метод. Фронтальная работа. Беседа по выявлению понимания прочитанного произведения. Словесный метод. Наглядный метод. Фронтальная работа. 81 Е. Благинина «Подарок» Плавное осмысленное чтение предложений. Выразительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию услышанного. 82 В. Орлов «Кто первый?» Плавное осмысленное чтение предложений. Объяснять название произведения. Определять главную мысль. Соотносить ее с содержанием прочитанного. Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Заучивать стихотворения наизусть Давать оценку своим и чужим поступкам. Обсудить значение понятий: дружба, забота, Фронтальная работа. Объяснительно – иллюстративная работа. Фронтальная работа. взаимопомощь. Плавное осмысленное чтение предложений. Выразительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию услышанного. Знакомство с содержанием произведения. 83, 84 С. Михалков «Бараны» 85 Р. Сеф «Совет» 86 В. Орлов «Если дружбой дорожить» 87, 88 И. Пивоварова «Вежливый ослик» Плавное осмысленное чтение предложений. Выразительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию услышанного. Знакомство с содержанием произведения. 89, 90 С. Маршак «Хороший день» Знакомство с содержанием произведения. Учимся общаться друг с другом, не обижая собеседника. Объяснять название произведения. Определять главную мысль. Соотносить ее с содержанием прочитанного. Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Заучивать стихотворения наизусть Объяснять название произведения. Определять главную мысль. Соотносить ее с содержанием прочитанного Объяснять название произведения. Определять главную мысль. Соотносить ее с содержанием прочитанного. Объяснять название произведения. Определять главную мысль. Соотносить ее с содержанием прочитанного. Фронтальная работа. Объяснительно – иллюстративная работа. Фронтальная работа. Объяснительно – иллюстративная работа. Фронтальная работа. Объяснительно – иллюстративная работа. Фронтальная работа. Объяснительно – иллюстративная работа. Фронтальная работа. Объяснительно – иллюстративная работа. Плавное осмысленное чтение предложений. Выразительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию услышанного. Знакомство с содержанием произведения. Объяснять название произведения. Определять главную мысль. Соотносить ее с содержанием прочитанного. Плавное осмысленное чтение предложений. Выразительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию услышанного. Объяснять название произведения. Определять главную мысль. Соотносить ее с содержанием прочитанного. 91, 92 М. Пляцковский «Сердитый дог Буль» 93, 94 Д. Тихомиров «Находка» 95 Ю. Энтин «Про дружбу» 96 М. Пляцковский Знакомство с содержанием произведения. «Лучший друг» 97 Обобщение по разделу «Я и мои друзья» 98 В мире книг Книги по разделу «Апрель. Апрель! Звенит капель….» Как научиться читать выразительно 99 Объяснять название произведения. Определять главную мысль. Соотносить ее с содержанием прочитанного. Фронтальная работа. Объяснительно – иллюстративная работа. Фронтальная работа. Объяснительно – иллюстративная работа. Фронтальная работа. Объяснительно – иллюстративная работа. Объяснять название произведения. Фронтальная работа. Определять главную мысль. Соотносить ее с Объяснительно – содержанием прочитанного. иллюстративная работа. Самостоятельное чтение. Рассматривание Фронтальная работа. Объяснительно – представленной выставки книг. иллюстративная работа. Рассказывание по прочитанному произведению. Рассматривание и чтение книг детских писателей. Апрель, апрель! Звенит капель…(14 часов) Чтение и анализ произведений. Самостоятельное чтение. Рассматривание Словесный метод. Рассматривание и чтение книг Наглядный метод. представленной выставки книг. детских писателей. Фронтальная работа. Восприятие и чтение поэтических произведений про весну. Работа с текстом произведения: различение на слух стихотворного и не стихотворного текста. Словесный метод. Наглядный метод. Фронтальная работа. 100 Речевая разминка В. Лунин «Тень» Плавное осмысленное чтение Анализ стихотворного текста. предложений. Выразительное Выразительное чтение стихотворений чтение. Ответы на вопросы по опорой на интонационный рисунок. содержанию услышанного. Словесный метод. с Наглядный метод. Фронтальная работа. 101 А. Майков «Ласточка примчалась» Восприятие и чтение поэтических произведений про весну. Чтение стихотворений. Знакомство с приёмами заучивания стихотворений наизусть. Декламация стихотворения хором. Словесный метод. Наглядный метод. Фронтальная работа. 102 А. Плещеев «Травка зеленеет» Восприятие и чтение поэтических произведений про весну. Чтение стихотворений. Знакомство с приёмами заучивания стихотворений наизусть. Декламация стихотворения хором. Словесный метод. Наглядный метод. Фронтальная работа. 103 А. Майков «Весна Восприятие и чтение поэтических произведений про весну. Чтение стихотворений. Знакомство с приёмами заучивания стихотворений наизусть. Декламация стихотворения хором. Словесный метод. Наглядный метод. Фронтальная работа. 104 Т. Белозеров «Подснежники» Восприятие и чтение поэтических произведений про весну. Чтение стихотворений. Знакомство с приёмами заучивания стихотворений наизусть. Декламация стихотворения хором. Словесный метод. Наглядный метод. Фронтальная работа. 105 С. Маршак «Апрель» Восприятие и чтение поэтических произведений про весну. Чтение стихотворений. Знакомство с приёмами заучивания стихотворений наизусть. Декламация стихотворения хором. Словесный метод. Наглядный метод. Фронтальная работа. 106 И. Токмакова «Ручей» Восприятие и чтение поэтических произведений про весну. 107 И. Токмакова «К нам весна шагает» Восприятие и чтение поэтических произведений про весну. 108 Е. Трутнева «Голубые, синие небо и ручьи» Восприятие и чтение поэтических произведений про весну. 109 Р. Сеф «Чудо» Восприятие и чтение поэтических произведений про весну. 110 Пословицы «Поговорим о самом главном» 111 Плавное осмысленное чтение пословиц. Ответы на вопросы по содержанию услышанного. Подбор слов, близких по значению. Обобщение по разделу Рассказывание по прочитанному произведению. «Апрель, апрель! Рассматривание и чтение книг Звенит капель….» детских писателей. Объяснять название произведения. Определять главную мысль. Соотносить ее с содержанием прочитанного. Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Заучивать стихотворения наизусть. Объяснять название произведения. Определять главную мысль. Соотносить ее с содержанием прочитанного. Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Заучивать стихотворения наизусть. Объяснять название произведения. Определять главную мысль. Соотносить ее с содержанием прочитанного. Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Заучивать стихотворения наизусть. Чтение стихотворений. Знакомство с приёмами заучивания стихотворений наизусть. Декламация стихотворения хором. Словесный метод. Наглядный метод. Фронтальная работа. Тренинг техники чтения: предварительное прочтение слов из текста со стечением согласных и слов сложной слоговой структуры. Словесный метод. Наглядный метод. Фронтальная работа. Словесный метод. Наглядный метод. Фронтальная работа. Словесный метод. Наглядный метод. Фронтальная работа. Словесный метод. Наглядный метод. Фронтальная работа. Самостоятельное чтение. Рассматривание Словесный метод. Наглядный метод. представленной выставки книг. Фронтальная работа. О братьях наших меньших (20 часов) 112 В мире книг Книги по разделу «О братьях наших меньших» 113 Речевая разминка В. Берестов «Цыпа – цыпа!» 114 Речевая разминка «Е. Благинина «Как страшно мышке» С. Михалков «Трезор» 115 Самостоятельное чтение. Рассматривание Словесный метод. Наглядный метод. представленной выставки книг Фронтальная работа. Плавное осмысленное чтение предложений. Выразительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию услышанного. Выразительное, с соблюдением правильных интонаций, чтение стихотворения наизусть. Знакомство с содержанием произведения. Объяснять название произведения. Определять главную мысль. Соотносить ее с содержанием прочитанного. Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Заучивать стихотворения наизусть Фронтальная работа. Объяснительно – иллюстративная работа. Выразительное чтение текста. Понимание мысли автора. Тренировка творческих способностей. Знакомство с содержанием произведения. Выразительное чтение текста. Понимание мысли автора. Тренировка творческих способностей. Фронтальная работа. Объяснительно – иллюстративная работа. Фронтальная работа. Объяснительно – иллюстративная работа. Фронтальная работа. Объяснительно – иллюстративная работа. 116 Р. Сеф «Кто любит собак» Знакомство с содержанием произведения. Выразительное чтение текста. Понимание мысли автора. Тренировка творческих способностей. 117 И. Токмакова «Купите собаку» Знакомство с содержанием произведения. Выразительное чтение текста. Понимание мысли автора. Тренировка творческих способностей. 118 Н. Сладков «Лисица и Ёж» Знакомство с содержанием произведения. Фронтальная работа. Объяснительно – иллюстративная работа. Чтение текста рассказа. Пересказ текста на Словесный метод. основе опорных слов. Наглядный метод. Фронтальная работа. Знакомство с содержанием произведения. 119 В. Осеева «Плохо» 120 Чтение научно – познавательного Научно – познавательный текст текста. о собаках 121 М. Пляцковский «Цап Знакомство с содержанием произведения. Царапыч» 122 Г. Сапгир «Кошка» 123 Чтение научно – познавательного Научно – познавательный текст текста. про кошек Знакомство с содержанием Проект произведения. «Мой домашний питомец» Знакомство с содержанием В. Берестов произведения. «Лягушата» 124 125 Знакомство с содержанием произведения. 126, 127 С. Аксаков «Гнездо» Знакомство с содержанием произведения. 128 В. Лунин «Никого не обижай» Знакомство с содержанием произведения. Чтение текста рассказа. Пересказ текста на Словесный метод. основе опорных слов. Наглядный метод. Фронтальная работа. Осмысленное чтение научно – Словесный метод. познавательного текста, ответы на вопросы Наглядный метод. по содержанию текста, анализ текста. Фронтальная работа. Выразительное чтение произведения. Словесный метод. Понимание мыслей автора. Отработка умения Наглядный метод. распознавать эмоциональную основу Фронтальная работа. произведения. Чтение текста рассказа. Пересказ текста на Словесный метод. основе опорных слов. Наглядный метод. Фронтальная работа. Осмысленное чтение научно – Словесный метод. познавательного текста, ответы на вопросы Наглядный метод. по содержанию текста, анализ текста. Фронтальная работа. Чтение текста рассказа. Пересказ текста на Словесный метод. основе опорных слов. Наглядный метод. Фронтальная работа. Выразительное чтение текста. Понимание Словесный метод. мысли автора. Тренировка творческих Наглядный метод. способностей. Фронтальная работа. Чтение текста рассказа. Анализ. Пересказ Словесный метод. текста на основе опорных слов. Наглядный метод. Фронтальная работа. Чтение текста рассказа. Пересказ текста на Словесный метод. основе опорных слов. Наглядный метод. Фронтальная работа. 129 Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» 130 Проверка техники чтения Проект «Наш класс – дружная семья» 131 132 Библиографическая культура (работа с детской книгой) Экскурсия в библиотеку Рассказывание по прочитанному произведению. Рассматривание и чтение книг детских писателей. Проверочная работа. Самостоятельное чтение. Рассматривание Словесный метод. Наглядный метод. представленной выставки книг. Фронтальная работа. Осмысленное чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию текста. Подведение итогов года. Беседа. Представление проектов. Библиографическая культура - работа с детской книгой (1 час) Проверочная работа. Представление о том, что книга – источник необходимых знаний. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке. Экскурсия в библиотеку. Участие в беседе: обсуждение важности чтения для развития и обучения. Творческая работа.