СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА Педагогическим советом МБОУ СОШ №149 (протокол от 29.08.2024 №1) приказом МБОУ СОШ №149 от 29.08.2024 №143 Рабочая программа по предмету: литературное чтение Уровень образования: начальный общий 3 класс Екатеринбург, 2024 ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 3 КЛАСС (4 часа в неделю –136часов) Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся с задержкой психического развития (далее–ЗПР) 3 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598) (далее – ФГОС НОО ОВЗ), Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1023), Федеральной рабочей программы по предмету «Литературное чтение» для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне начального общего образования, разработанной ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» и размещенной на сайте https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/, Федеральной программы воспитания, Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ СОШ № 149 (вариант 7.2). Цель: повышение уровня коммуникативной культуры у обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР), умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках. Формирование общей культуры. Задачи. 1. Формировать положительная мотивация к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества. 2. Способствовать достижению необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития; формируется первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества. 3. Развивать элементарные умения анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами. 4. Овладение обучающимися техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации для решения учебных задач. Обучающиеся с ЗПР, наряду с другими учебными трудностями, испытывают затруднения при формировании навыка чтения. Они долго и с большим трудом овладевают техникой чтения, недостаточно понимают смысл прочитанного, во время чтения могут допускать большое количество разнообразных ошибок (пропуски, замены, перестановки букв, ударение, чтение по догадке и др.). Обучающиеся с ЗПР часто оказываются не в состоянии самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем незнакомых слов и выражений. Они затрудняются передать главную мысль прочитанного, установить причинно-следственные связи, самостоятельно охарактеризовать героев произведения и дать оценку их поступкам. Обучающиеся с ЗПР долгое время затрудняются в правильном интонировании при чтении. Содержание учебного предмета «Литературное чтение» 3 класс О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история важные темы произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов XIX и ХХ веков. Осознание нравственноэтических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения. Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Наше отечество», М.М. Пришвин «Моя Родина», С.А. Васильев «Россия», Н.П. Кончаловская «Наша древняя столица» (отрывки) и другое (по выбору). Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В.И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России. Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (например, картины В.М. Васнецова, иллюстрации Ю.А. Васнецова, И.Я Билибина, В.М. Конашевич). Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки. Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии, Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения. Произведения для чтения: малые жанры фольклора, русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк», былина об Илье Муромце и другие (по выбору). Творчество А.С. Пушкина. А.С. Пушкин великий русский поэт. Лирические произведения А.С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А.С. Пушкина в стихах (по выбору, например, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»). Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И.Я. Билибин — иллюстратор сказок А.С. Пушкина. Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...» и другие (по выбору). Творчество И.А. Крылова. Басня произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях. И.А. Крылов великий русский баснописец. Басни И.А. Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи. Произведения для чтения: И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград», «Мартышка и очки» и другие (по выбору). Картины природы в произведениях поэтов и писателей XIX-XX веков. Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Майков, Н.А. Некрасов, А.А. Блок, С.А. Есенин, И.А, Бунин, А.П. Чехов, К.Г. Паустовский и другие. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное значение. Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения. Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция. Произведения для чтения: Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», А.А. Фет «Кот поёт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из окошка…», А.Н. Майков «Осень», С.А. Есенин «Берёза», Н.А. Некрасов «Железная дорога» (отрывок), А.А. Блок «Ворона», И.А. Бунин «Первый снег» и другие (по выбору). Творчество Л.Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л.Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений), Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения. Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы», «Прыжок», «Акула» и другие. Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения: произведения В.М. Гаршина, М. Горького, И.С. Соколова-Микитова и других. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации. Произведения для чтения: В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница», И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек», М. Горький «Случай с Евсейкой» и другие (по выбору). Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения (по выбору, не менее четырёх произведений): произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина, Б.С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера). Произведения для чтения: Б.С. Житков «Про обезьянку», К.Г. Паустовский «Барсучий нос», «Кот Варюга», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш», А.И. Куприн «Барбос и Жулька» и другое (по выбору). Произведения о детях. Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору двух-трёх авторов). Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время. Произведения для чтения: Л. Пантелеев «На ялике», А. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывки), Л. Кассиль и другие (по выбору). Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов (не менее двух произведений): М.М. Зощенко, Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский и другие (по выбору). Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (12 произведения), Н.Н. Носов «Весёлая семейка» (1-2 рассказа из цикла) и другие (по выбору). Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трёх авторов по выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Р. Киплинга. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы зарубежных писателей о животных. Известные переводчики зарубежной литературы: С.Я. Маршак, КИ. Чуковский, Б.В. Заходер. Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Гадкий утёнок», Ш. Перро «Подарок феи» и другие (по выбору). Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами. Изучение литературного чтения в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. № п/п Раздел курса Количество часов 1 Устное народное творчество. (18 ч) 18 2 Поэтическая тетрадь( 10 ч.) 10 3 Великие русские писатели ( 25 ч.) 25 4 Литературные сказки ( 10 ч.) 10 5 Были и небылицы (13ч) 13 6 Поэтическая тетрадь ( 10 ч.) 10 7 Люби всё живое (15 ч.) 15 8 Поэтическая тетрадь (11 ч.) 11 9 Собирай по ягодке- наберешь кузовок (14 ч.) 14 10 Зарубежная литература 10 Всего 136 Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты Личностные результаты освоения программы по литературному чтению достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности обучающегося, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы по литературному чтению отражают освоение обучающимися социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике. В результате изучения литературного чтения на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие личностные результаты: Гражданско-патриотическое воспитание: становление ценностного отношения к своей Родине, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственное воспитание: освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетическое воспитание: проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; неприятие действий, приносящих вред окружающей среде. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словеснохудожественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. Метапредметные результаты В результате изучения литературного чтения на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: сравнивать произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать после совместного анализа основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; определять с помощью учителя существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам; находить после совместного анализа закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинноследственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев. Базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); формулировать с помощь. учителя выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: выбирать источник получения информации; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-коммуникационной сети «Интернет»; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить с помощью взрослого небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР формируются регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий, придерживаться последовательности действий в соответствии с целью. Самоконтроль: устанавливать после совместного анализа причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Совместная деятельность: с помощью учителя формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать после совместного анализа свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. Предметные результаты: к концу обучения в 3 классе обучающийся научится: — с помощью учителя отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений; — читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); — читать вслух целыми словами (проводится дополнительная работа со словами сложной слоговой структуры) без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания); читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений; — различать художественные произведения и познавательные тексты; различать прозаическую и стихотворную речь: — называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического после совместного анализа; — понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам; — различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России; — владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный); — характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей под контролем учителя; — выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки после совместного анализа по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту); — отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать с помощью учителя отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера; — объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить после совместного анализа в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); — уметь применять изученные понятия с опорой на визуализацию термина (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение); — участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; — использовать в беседе изученные литературные понятия; — пересказывать произведение (устно) подробно с опорой на план, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица; — при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов; читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения; — составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного (прослушанного) текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5-6 предложений устно, 3-4 письменно); — составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму; — придумывать продолжение прочитанного произведения; использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания: обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания; — выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге; — использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные образовательные и информационные ресурсы, включённые в федеральный перечень. Критерии и нормы оценки планируемых результатов Оценка личностных результатов Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у обучающихся универсальные учебные действия. Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсофицированных мониторингованных исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности. Вторым методом оценки личностных результатов, обучающихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию обучающихся с ЗПР культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. В конце года проводится мониторинг сформированности УУД в урочное и внеурочное время. Промежуточная диагностическая работа включает в себя задания на выявление планируемых результатов. Оценка метапредметных результатов Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебнопознавательных и практических задач; способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка предметных результатов Критерии и нормы оценки планируемых результатов, обучающихся с ЗПР разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР и ориентированы на выявление и оценку образовательных достижений, обучающихся с ЗПР. Структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю. Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п. Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуете? соответствующей схемой. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв слогов, слов); неправильная постановка ударений (более 2); чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения; неправильные ответы на вопросы по содержанию текста; неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания, прочитанного; нарушение при пересказе последовательности событий в произведении; нетвердое знание наизусть подготовленного текста; монотонность чтения, отсутствие средств выразительности. Недочеты: не более двух неправильных ударений; отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное; неточности при формулировке основной мысли произведения; нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа. Критерии сформированности навыка чтения третьеклассников: умение читать текст бегло, выразительно; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 50-60 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев; - безошибочность чтения. К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу: «3» - если сделано не менее 50% объёма работы; «4» - если сделано не менее 75% объёма работы; «5» - если работа не содержит ошибок. К концу второго полугодия в третьем классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений. Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие: - индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное); - индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного; - индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости - в соответствии с характером текста); - индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом. 3 класс 1 полугодие 2 полугодие Без ошибок; 40-45 сл. в мин. 1-2 ошибки, 35-40 сл. 50-60 сл. без ошибок. Читать целым словом (малоизвестные слова сложной слоговой структуры – по слогам). Владеть громкостью, тоном, мелодикой речи. 1-2 ошибки, 40-50 сл. 3-5 ошибок, 30-35 сл. 3-5 ошибок, 30 – 40 сл. 6 и более ошибок, менее 6 и более ошибок, менее 30 сл. 30 сл. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Учебные материалы для обучающегося Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. Учебник. 3 класс. Часть 1, 2. Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. Методические материалы для учителя Федеральная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.); https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/ Учебник Литературное чтение 3 класс Климанова. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч./ В.П. Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной, В.Г. Горецкого, Л.А. Виноградской, М.В. Головановой (учебно – методический комплекс «Школа России»). - 6 -е изд. - М: Просвещение, 2023г.: https://uchebnikirabochietetradi.com/knijka1043listat/num1043.html Пособие с поурочными разработками.Авторы: Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина (учебно – методический комплекс «Школа России»). УМК «Школа России». https://catalog.prosv.ru Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет 1. Сферум. https://sferum.ru 2. Научно – познавательный журнал https://n-shkola.ru/ 3. Электронное приложение к учебнику ОАО «Издательство «Просвещение», https://media.prosv.ru Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. 4. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. https://uchi.ru/ 5. Официальный сайт «Просвещение». https://prosv.ru/ 6. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 3 КЛАСС (4 часа в неделю –136часов) № Наименование разделов и тем программы Программное содержание Виды деятельности обучающихся Методы и формы организации обучения Устное народное творчество. (18 ч) 1 2 Введение. Знакомство с учебником. Что уже знаем и умеем В мире книг. Волшебная сказка. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Пользоваться словарём в конце учебника. Прогнозировать содержание раздела. Развивать творческие способности и познавательный интерес; развитие навыка связного устного высказывания и монологической Научатся ориентироваться в учебнике по литературному чтению, применять систему условных обозначений при выполнении заданий, находить нужную главу и произведение в учебнике Методы обучения: наглядный, словесный, самопроверка. Формы Наблюдение за особенностями построения волшебной сказки (зачин, троекратные повторы, концовка), выделение смысловых частей сказки в соответствии с сюжетом, определение последовательности событий в произведении. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. работы: фронтальная, индивидуальная. Формы работы: формы устной речи при работе над пересказом по плану. 3 4 5 Учебный диалог: осознание нравственноэтических норм: смелость, храбрость, доброта, трудолюбие, честность в народных и литературных (авторских) произведениях, нахождение особенностей сказок, определение их вида (бытовая, о животных, волшебная). фронтальная, индивидуальная, работа в парах Развивать творческие способности и познавательный интерес; развитие навыка связного устного высказывания и монологической формы устной речи при работе над пересказом по плану; коррекция фонетической стороны речи на основе Докучные сказки. Сочинение докучных выделения звуков в словах; сказок Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Знакомство с шуточными народными песнями. Моделировать песенки. анализу одной по аналогичному произведению). Методы обучения: наглядный, словесный, проблемное обучение. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Методы обучения: наглядный, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы Народные промыслы. Познакомить учащихся с изделиями прикладного искусства, учить различать малые жанры, развивать память и внимание Знать предметы прикладного искусства Песенки народов России. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. работы: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, Формы работы: фронтальная, индивидуальная, 6,7 8-10 11-13 Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», учить делить текст на части. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Методы обучения: наглядный, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Русская народная сказка «Иванцаревич и Серый волк». Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый волк», обогащать словарный Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное запас учащихся, развивать внимание, память, творческие способности особенности текста называть волшебные волшебные события. Русская народная Познакомить учащихся с сказка «Сивкабурка». русской народной сказкой «Сивка-бурка», учить делить текст на части, обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие способности Формы работы: фронтальная, индивидуальная. волшебных сказок, обучение, предметы, описывая взаимопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, дифференцированногрупповая форма. Методы обучения: Читать текст целыми словами, без ошибок и наглядный, повторов. Осмысливать содержание практический, прочитанного текста (с помощью вопросов, словесный, проблемное пересказа, самостоятельно). Определять обучение, самопроверка. особенности текста волшебных сказок, Формы работы: называть волшебные предметы, описывая фронтальная, волшебные события. Сравнивать содержание индивидуальная. сказок и иллюстрации к ним. 14 15 16 17 18 Художники В.Васнецов и И.Билибин Поговорим о самом главном КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество») Проверка техники чтения. Проект «Сочиняем волшебную сказку» Рублика «Проверим себя» Познакомить с биографией и творчеством художников, учить сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства, находить отрывки из текста к иллюстрациям. Учить чувствовать и понимать образный язык народного творчества, выразительные средства языка Раскрывать смысл русских народных пословиц; предлагать варианты решения нравственной проблемы Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Обобщить знания по теме Систематизировать и проверить свои знания по «Устное народное данной теме. Отвечать на вопросы, творчество») формулировать выводы по теме. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Проверять себя и оценивать Обучить учащихся свои достижения. Применять на практике сочинению волшебной полученные знания. сказки Поэтическая тетрадь( 10 ч.) Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, , проблемное обучение ,самопроверка. Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная 19 20 Знакомство названием раздела Как научиться читать стихи с Познакомить учащихся с новым разделом, обучать правильному чтению стихов. развивать внимание, память, речь, мышление Познакомить учащихся со статьёй Я.Смоленского, обучать правильному чтению стихов. Уметь прогнозировать содержание раздела, видеть образ осени в загадках, соотносить загадки и отгадки. Методы обучения: практический, словесный, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная Уметь прогнозировать содержание статьи, Методы обучения: наглядный, использовать приёмы интонационного чтения практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Ф.Тютчев «Листья» Познакомить учащихся со стихотворением Ф.Тютчев «Листья», обучать правильному чтению стихов. развивать внимание, память, речь, мышление. Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Методы обучения: практический, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. А.А.Фет «Мама, глянь-ка, из окошка…». Познакомить учащихся со стихотворением А.А.Фет «Мама, глянь-ка, из окошка…», обучать правильному чтению стихов. Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Методы обучения: практический, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. 21 22 23 И.С.Никитин «Встреча зимы» Познакомить учащихся со стихотворением И.С.Никитина «Встреча зимы», …», Познакомить учащихся со стихотворением И.З.Сурикова «Детство.» Познакомить учащихся со стихотворением И.З.Сурикова «Зима» обучать правильному чтению стихов. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). 24 И.З.Суриков «Детство.» 25 И.З.Суриков «Зима» 26 Н.Некрасов «Не ветер бушует над бором…» Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.Некрасов с его стихотворением «Не ветер бушует над бором…» обучать правильному чтению стихов. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. 27 Обобщение. Страницы русской классики. Обобщить знания по разделу «Поэтическая тетрадь», развивать внимание, память, творческие способности Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. 28 Рублика «Проверим себя» Оценка достижений Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: Умеет декламировать стихотворения, находить фронтальная, парная, средства художественной выразительности. индивидуальная. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Уметь видеть и понимать настроение лирического героя. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: наглядный, практический, словесный. Формы работы: фронтальная, самопроверка, индивидуальная. Великие русские писатели ( 25 ч.) 29 30 31 Знакомство с названием раздела Развитие речи: как рассказать о герое А.С.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина» Познакомить учащихся с новым разделом,. развивать внимание, память, мышление Уметь прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности Уточнить понятие «герой произведения» и понятие «главный герой произведения»; выявить, какими качествами должен обладать настоящий герой, «примерить» их на того или иного литературного героя; развивать речь учащихся, умение формулировать свои эмоционально-оценочные суждения. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С.Пушкина, развивать умения выразительно читать произведение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам. Учащиеся должны уметь определять главного героя произведения, его поступки и их мотивы, отношение героя к другим персонажам произведения и отношение к нему; оценивать свое отношение к герою. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, самопроверка. Уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности, понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному. Методы обучения: наглядный, словесный, самопроверка. Методы обучения: наглядный, практический, словесный. Формы работы: фронтальная, парная. Формы работы: фронтальная, самопроверка, индивидуальная. Формы работы: фронтальная, самопроверка, индивидуальная. 32 33 34 35-38 А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. (Уж небо осенью дышало», «В тот год Продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством А.С.Пушкина, понимать смысл Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Методы обучения: наглядный, словесный, проблемное обучение, самопроверка. осенняя погода», «Опрятней модного паркета» стихотворения и настроение лирического героя. Познакомить учащихся со стихотворениями «Зимнее утро» и «Зимний вечер» развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение. Учить находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь, мышление, прививать интерес к чтению Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная. Умеет декламировать стихотворения, находить средства художественной выразительности. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер» А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Формы работы: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная. Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Рисунки И.Билибина Познакомить с биографией к сказке. и творчеством художникаиллюстратора И.Билибина, учить сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства, находить отрывки из текста к иллюстрациям, раскрывать нравственный смысл сказки А.С.Пушкина 41 И.А.Крылов жизнь и творчество. «Мартышка и очки» 42 «Ворона и Лисица» Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. 43 Басни И.А.Крылова 39 40 Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А.Крылова, развивать умения выразительно читать произведение, Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная. передавая интонацией настроение. Развитие навыка связного устного высказывания и монологической формы устной речи при работе над пересказом по плану Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, дифференцированно групповая форма. 44 45 46 47 48 49 50 М.Ю.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова М.Ю.Лермонтов «Утес» М.Ю.Лермонтов «Горные вершины» «На севере диком стоит одиноко…» Детство Л.Н.Толстой (из воспоминаний писателя) Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» А.Н.Толстой «Акула» А.Н.Толстой «Прыжок» Познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова, развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам. Подготовить сообщение о М.Ю. Лермонтове на основе статьи учебника, книг о Лермонтове. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстой, развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения, прививать любовь к чтению. Прививать умение проверять себя и Подготовить сообщение о писателе на основе статьи учебника. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Сравнивать прочитанные рассказы (тема, главная мысль, события, герои). Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. 51 52 Произведения самостоятельно оценивать свои достижения Л.Н.Толстого Проверим себя. Оценка достижений. Уметь осознанно читать текст художественного произведения «про себя», определять тему и главную мысль произведения Формы работы: фронтальная, парная, самостоятельная, индивидуальная. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. 53 Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели») Повторить и обобщить Учиться отвечать на поставленные вопросы по Методы обучения: наглядный, изученный материал, теме раздела, работать самостоятельно. практический, развивать умения словесный, проблемное ориентироваться в обучение, самопроверка. прочитанных Формы работы: произведениях и фронтальная, анализировать их, индивидуальная. творческие способности, речь, память, мышление. Литературные сказки ( 10 ч.) 54 Знакомство с названием раздела Познакомить учащихся с новым разделом, развивать внимание, память, мышление Уметь прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. 55 Д.И.Мамин-Сибиряк Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни Д.И.МаминСибиряк» Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстой, развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, учить отвечать на вопросы, выделять главную мысль, воспитывать доброту, милосердие. Уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности, понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. 56 57-59 60 61 Д.И.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»». В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Учить читать осознанно текст, понимать прочитанное, читать присказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ф.Одоевского. Учить читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения, сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. В.М.Гаршин Познакомить учащихся с «Лягушкапутешественница». жизнью и творчеством В.М.Гаршина, развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, учить отвечать на вопросы, выделять главную мысль, воспитывать доброту, милосердие. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение, уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности, выделять особенности литературной сказки. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Умеет задавать вопросы по содержанию Методы обучения: наглядный, произведения и отвечать на них практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Составлять картинный план. Определять авторское отношение к изображаемому. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. 62 63 КВН (обобщающий урок по Повторить и обобщить 1 части учебника) изученный материал, развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и Контрольная работа. Оценка достижений. анализировать их, творческие способности, речь, память, мышление. Проверить полученные при изучении раздела знания Научиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно Методы обучения: наглядный, практический, Формы работы: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная. Научиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно Методы обучения: практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Были и небылицы (13ч) 64 Знакомство с названием раздела. Что уже знаем и умеем Познакомить учащихся со второй частью учебника; ввести в новый раздел, добиться понимания его содержания; развивать умение переводить зрительную информацию в словесную; совершенствовать навыки выразительного, правильного и беглого чтения; прививать любовь к чтению Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. 65 66,67 68-70 71 В мире книг. Составление текста о творчестве М.Горького М.Горький «Случай с Евсейкой». К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей» Познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Горького, учить анализировать, сравнивать, читать выразительно; проанализировать содержание сказки Познакомить с рассказом К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей»; расширить знания учащихся Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Уметь составлять монологическое высказывание, оценивать события, героев произведения Поговорим о самом о жизни и творчестве писателя, развивать главном эстетические чувства, доброжелательность. 72-74 А.И.Куприн «Слон» Отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь, мышление, прививать интерес к чтению. Методы обучения: проектный, исследовательский. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в рассказе. Читать рассказ, передавая с помощью интонации настроение автора. Делить текст на части, озаглавливать каждую из них. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. 75 76 77 78 79 Повторить и обобщить Умеет находить средства художественной изученный материал, выразительности. развивать умения Проверять себя и самостоятельно ориентироваться в оценивать свои достижения. прочитанных Проверим себя. произведениях и Оценка достижений. анализировать их, творческие способности, речь, память, мышление. Поэтическая тетрадь ( 10 ч.) Знакомство с Познакомить учащихся с Прогнозировать содержание раздела. разделом, Читать стихотворение, отражая названием раздела. новым развивать память, речь, настроение. Находить в стихотворении Что уже знаем и мышление яркие, образные слова и выражения. умеем Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Саша Черный Познакомить Определять различные средства учащихся с выразительности. Наблюдать за жизнью «Воробей» Саша произведениями Саша слов в художественном тексте. Наблюдать Черный «Что ты Черного, с его жизнью за повторением ударных и безударных тискаешь и творчеством, обучать слогов в слове (ритмом). Объяснять утенка?», «Слон» правильному чтению интересные Урок-путешествие по разделу «Были и небылицы» стихов, развивать речь, мышление Методы обучения: практический, словесный, самопроверка. Формы работы: фронтальная, дифференцированногрупповая форма, индивидуальная. Методы обучения: наглядный, проблемное самопроверка. словесный, обучение, Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. память, выражения в тексте. Читать стихотворение выразительно в лицах. Умеет декламировать стихотворения, находить средства художественной выразительности. Формы работы: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная. 80 81 82 А.А.Блок «Ворона» Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.А.Блока, обучать правильному чтению стихов. Развивать фонематический слух, умения наблюдать за словами, за их звучанием, словесное творчество Поговорим о самом Познакомить учащихся с главном. М.Пришвин жизнью и творчеством «Моя Родина» М.Пришвина; показать роль заголовка как «входной двери» в текст, развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к Родине, её природе и интерес к чтению Твардовский А. Т. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Т. «Рассказ танкиста» Твардовского, обучать правильному чтению стихов. Развивать фонематический слух, умения наблюдать за словами, за их звучанием, словесное творчество Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному, создавать сообщение о писателе. Методы обучения: наглядный, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом. Формы работы: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. 83 84 85 86 Сурков А. А. «Красоту, что дарит нам природа…» Познакомить учащихся с Соотносить заглавие стихотворения с темой и жизнью и творчеством А. А. главной мыслью, отвечать на вопросы по Сурковаобучать содержанию. Выбирать эпизоды из текста, правильному чтению подтверждать свой ответ выборочным стихов. текстом. Развивать фонематический слух, умения наблюдать за словами, за их звучанием, словесное творчество С.А.Есенин Познакомить учащихся с Читать стихотворение, отражая настроение. биографией и «Черемуха» Наблюдать за жизнью слов в художественном стихотворением С.А.Есенин тексте. Иллюстрировать стихотворение. Умеет «Черемуха». декламировать стихотворения, находить Развивать фонематический средства художественной выразительности слух, умения наблюдать за словами, за их звучанием. Урок-викторина по Повторить и обобщить Отвечать на поставленные вопросы по теме изученный материал, раздела, работать самостоятельно и в группе. разделу развивать умения Проверять себя и самостоятельно оценивать «Поэтическая ориентироваться в свои достижения. тетрадь» Проверим себя. прочитанных Оценка достижений. произведениях и анализировать их, творческие способности, речь, память, мышление. Люби всё живое (15 ч.) Методы обучения: практический, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, взаимопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. 87 88, 89 90 Знакомство названием раздела. Что уже знаем и умеем с Познакомить учащихся с новым разделом, ввести понятия раздела; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения, прививать любовь к животным и интерес к чтению. Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.С. Соколова-Микитова, учить видеть и понимать окружающую природу; И.С. развивать воображение, СоколовМикитов. связную речь, навыки Подготовка выразительного чтения, сообщения «Что прививать любовь к интересного я узнал о жизни и творчестве природе и интерес к чтению. И.С. Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, самопроверка. Формы Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Пересказывать произведение на основе плана. Умеет давать личную оценку произведению. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. И.С. СоколовМикитов «Листопадничек» 91 СоколоваМикитова. В.И.Белов «Малька провинилась» 92 В.И.Белов «Еще про Мальку» Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова, учить видеть и понимать окружающую природу; прививать любовь к природе и интерес к чтению. Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная. работы: фронтальная, индивидуальная Формы работы: фронтальная, индивидуальная. 93 94 95 96-98 99 В.Ю.Драгунский «Он живой и светится» Творчество В.Ю.Драгунского В.П.Астафьев «Капалуха» Б.С.Житков «Про обезьянку» Б.С.Житков. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни Б.С.Житкова» Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю.Драгунского и его рассказом «Он живой и светится»; , учить видеть и понимать окружающую природу; прививать любовь к природе и интерес к чтению. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева; учить видеть и понимать поступки героев, рассказывать о герое, подбирать в Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Объяснять смысл непонятных слов с опорой на текст, с помощью Методы обучения: наглядный, практический, словесный, самопроверка. произведении слова определения, характеризующие его поступки. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.С.Житков и его рассказом «Про обезьянку»; находить нужный материал, нужную информацию; учить видеть и понимать поступки героев. словаря в учебнике или толкового словаря. Уметь давать личную оценку произведению. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Пересказывать произведение на основе плана. Давать характеристику героя. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Методы обучения: проектов, Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. исследовательский, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. 100 101 102 Формировать умения Осознавать задачу предстоящей деятельности, самостоятельно находить в намечать пути её осуществления, составлять учебнике, справочной собственный план, выступить с его литературе необходимую презентацией. информацию и использовать её для выполнения учебных заданий. Проверим себя. Повторить и обобщить Отвечать на поставленные вопросы по теме изученный материал, раздела, работать самостоятельно и в группе. Оценка достижений. развивать умения Проверять себя и самостоятельно оценивать ориентироваться в свои достижения. прочитанных произведениях и анализировать их, развивать творческие способности, речь, память, мышление. Поэтическая тетрадь (11 ч.) Урок-конференция «Земля- наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое») Знакомство с названием раздела. Что уже знаем и умеем Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Познакомить учащихся с новым разделом, ввести понятия раздела; развивать воображение, связную речь, Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Объяснять смысл выражений с Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. навыки выразительного чтения, прививать любовь к животным и интерес к чтению. опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. 103 104 105 106 107 В мире книг. Как сочинять стихотворение Познакомить учащихся с книгами нового раздела, как сочинять стихотворение, развивать творческие способности, речь, память, мышление Читать стихотворение, отражая настроение. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Иллюстрировать стихотворение. Умеет декламировать стихотворения, находить средства художественной выразительности Методы обучения: наглядный, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы Познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я Маршака, обучать правильному чтению стихов, развивать творческие способности, речь, память, мышление Прогнозировать содержание произведения. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством обучать А.Л.Барто «В театре» А.Л.Барто, правильному чтению стихов, развивать творческие способности, речь, память, мышление Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать стихотворение выразительно. Рассказывать о герое, подбирая в произведении словаопределения, характеризующие его поступки и характер. Методы обучения: наглядный, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы С.В.Михалков «Если» Умеет высказывать свое содержанию произведения С.Я Маршак «Гроза днем», «Голос в лесу». А.Л.Барто «Разлука» Познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.В.Михалкова, обучать правильному чтению стихов, развивать творческие способности, речь, память, мышление отношение работы: фронтальная, индивидуальная. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. работы: фронтальная, индивидуальная. к Методы обучения: наглядный, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. 108 109 110 Поговорим о самом главном Познакомить учащихся со стихотворениями М.Дружининой и Т.Боковой. Учить понимать смысл стихотворений; развивать эмоциональнонравственную отзывчивость Дружинина М. В.. Расширить знания учащихся «Мамочка – мамуля» с жизни и творчестве М. В. Дружининой, обучать правильному чтению стихов, развивать творческие способности. Карганова Е. Г. «В Формировать умения доме пусто…» самостоятельно находить в учебнике, справочной литературе необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий. Читать выразительно стихи. Высказывать своё мнение о героях, подбирая в произведении слова-определения. Понимать и сопереживать чувствам других людей. Методы обучения: наглядный, практический. Читать выразительно стихи. Высказывать своё мнение о героях, подбирая в произведении слова-определения. Уметь декламировать стихотворение, находить средства художественной выразительности Методы обучения: словесный, проблемное обучение, самопроверка. Осознавать задачу предстоящей деятельности, намечать пути её осуществления, составлять собственный план, выступить с его презентацией. Методы обучения: практический, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Формы работы: дифференцированно групповая индивидуальная. 111 112 Никишин Д «Белка» Турбина Н. «День утонул в ночи» Вовлечь каждого ученика в творческий процесс создания проекта, учить представлять свои творческие работы. Повторить и обобщить изученный материал, развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их Осознавать задачу предстоящей деятельности, намечать пути её осуществления, составлять собственный план, выступить с его презентацией. Отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно и в группе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Собирай по ягодке- наберешь кузовок (14 ч.) 113 114 Знакомство названием раздела. Что уже знаем и умеем с Познакомить учащихся с новым разделом, ввести понятия раздела; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения, прививать любовь к животным и интерес к чтению. Б.В.Шергин Познакомить учащихся с «Собирай по ягодке жизнью и творчеством – наберешь кузовок» Б.В.Шергина; воспитывать положительные качества личности; продолжить формировать навыки беглого чтения и правильной речи Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. 115, 116 117, 118 119 120 М.М.Зощенко «Золотые слова» М.М.Зощенко «Великие путешественники» Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни и творчестве М.М.Зощенко» Н.Н.Носов «Федина задача» Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, учить понимать юмористический текст, делить его на части. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Читать по ролям. Методы обучения: наглядный, практический, словесный. Учить анализировать юмористический текст, делить его на части, продолжить формировать навыки беглого чтения и правильной речи, воспитывать любовь и уважение к близким людям. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.Н.Носова; воспитывать Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Уметь участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Создавать сообщение о писателе. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. уважение к пожилым людям; учить анализировать текст, делить его на части; продолжить формировать навыки беглого чтения и правильной речи событиям и героям. Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять главную мысль текста. Соотносить название с содержанием произведения. Уметь составлять монологическое высказывание, оценивать события, героев произведения Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Понимать особенности юмористических Методы обучения: произведений; выделять эпизоды, которые наглядный, вызывают смех; определять отношение автора к практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. 121, 122 123 124 125 126 Поговорим о самом главном. А.Платонов «Цветок на земле» Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; воспитывать уважение к пожилым людям; учить понимать , что является главным на земле: труд, жизнь, любовь, счастье Н.Н.Носов Учить анализировать текст, делить его на части; «Телефон» продолжить формировать навыки беглого чтения и Подготовка сообщения «Что правильной речи; находить интересного я узнал нужный материал, нужную о жизни и творчестве информацию; повторить правила пользования Н.Н.Носова» телефоном. Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке- наберешь кузовок» Проверим себя. Оценка достижений. Прогнозировать содержание произведения. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Прогнозировать содержание текста. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение. Создавать сообщение о писателе. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Повторить и обобщить Учиться отвечать на поставленные вопросы по Методы обучения: наглядный, изученный материал, теме раздела; оценивать свои достижения. практический, развивать умения словесный, проблемное ориентироваться в обучение, самопроверка. прочитанных произведениях Формы работы: и анализировать их; фронтальная, проверить полученные при индивидуальная. изучении раздела знания. Зарубежная литература (10 ч.) 127 128 129131 132 133 Знакомство с названием раздела. Что уже знаем и умеем В мире книг. Что такое перевод Познакомить учащихся с новым разделом, ввести понятия раздела; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения. Продолжить работу с новым разделом, учить прогнозировать его содержание; создать дневник читателя, научить работать в нем, продолжить формирование навыков связной речи. Г.Х.Андерсен Познакомить учащихся с жизнью и творчеством «Гадкий утенок» Г.Х.Андерсена, сказкой «Гадкий утенок»; учить анализировать текст, делить Г.Х.Андерсен его на части; воспитывать Подготовка внимательное отношение к сообщения «Что окружающим. интересного я узнал о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена Развивающий час по Обобщить знания по разделу «Зарубежная теме «Зарубежная литература» литература» Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Оформить свой дневник читателя Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя). Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Иллюстрировать сказку. Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя). Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, взаимопроверка. Сравнение действия и персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими). Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. 134 Итоговая контрольная работа 135 Брейн-ринг (обобщающий урок) Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний Проверять себя и самостоятельно оценивать Формы работы: свои достижения фронтальная, индивидуальная. Осознавать цели и ситуации устного общения в Методы обучения: наглядный, процессе обсуждения литературных практический, произведений словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. 136 Резервный урок Учить определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказа. Умеет безошибочно читать незнакомый текст Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная.