РП АООП НОО ЗПР Окружающий мир 1 класс (дополнительно)

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом МБОУ СОШ №149
(протокол от 29.08.2024 №1)

приказом МБОУ СОШ №149
от 29.08.2024 №143

Рабочая программа
по предмету: окружающий мир
Уровень образования: начальный общий
1 дополнительный класс

Екатеринбург, 2024

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
(2 часа в неделю – 66 часов)
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
для
обучающихся с задержкой психического развития (далее–ЗПР)1 дополнительного
класса на уровне начального общего образования составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства
образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) (далее – ФГОС НОО ОВЗ),
Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ
Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1023), Федеральной рабочей
программы по окружающему миру для обучающихся с задержкой психического
развития (далее – ЗПР) на уровне начального общего образования, разработанной
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» и размещенной на сайте https://ikprao.ru/frc-ovz3/, Федеральной программы воспитания, Адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с
задержкой психического развития МБОУ СОШ № 149 (вариант 7.2).
Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание
и естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у обучающихся с
задержкой психического развития (далее ЗПР) формируются предпосылки научного
мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются условия для
самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного
предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической
жизнью. У обучающихся с ЗПР, которым рекомендовано обучение по варианту
программы 7.2, мал запас дошкольных знаний и умений, недостаточен практический
опыт, даже если они уже неоднократно встречались с теми или иными объектами и
явлениями. Вместе с тем эмоциональная окрашенность большинства тем, изучаемых
в рамках предмета, яркость иллюстраций учебников и пособий, возможность
видеосопровождения и наличие компьютерных программ, которые можно
использовать в качестве обучающих, делает этот учебный предмет потенциально
привлекательным для детей. В 1 дополнительном классе будут получать образование
школьники, обучавшиеся ранее в обычном 1 классе, а также закончившие обучение в
1 классе по программе 7.2. Пролонгация обучения в 1 классе на два года позволяет
обеспечить более надежное закрепление знаний и представлений об окружающем
природном и социальном мире. Предположительно уровень сформированности
представлений об окружающем и базовых учебных навыков, позволяющих осваивать
планируемое учебное содержание, у обучающихся из разных педагогических условий
будет близок.
Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» заключается в
формировании начальных знаний о природе и обществе – предпосылок для изучения
широкого спектра учебных предметов в основной школе.
Общие задачи предмета:

 сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
 сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира,
заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
 способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей
между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и
происходящими изменениями в окружающей среде;
 развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и
действий, совершаемых другими людьми.

В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются
следующим образом:

формирование знаний о Родине, ее столице, многонациональном народе;

уточнение существующих и получение новых знаний об условиях жизни
людей, растений и животных, бытовых и природных явлениях;

формирование и уточнение пространственно-временных представлений;

формирование представлений о многообразии растительного и
животного мира и начальных экологических представлений;

расширение круга представлений о ближайшем и более удаленном
социальном окружении;

выработка умения взаимодействовать с окружающим миром и
формирование знаний о безопасном поведении;

формирование
любознательности,
интереса
к
окружающему
предметному и социальному миру, познавательной мотивации.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного
предмета
Включение учебного предмета «Окружающий мир» в качестве обязательного
для обучающихся получающих образование по варианту 7.2 обусловлено не только
«цензовым» характером их образования. Этот предмет, как никакой другой,
способствует формированию картины природного и социального мира.
Коррекционно-развивающее значение предмета было показано работами С.Г.
Шевченко. Обучающиеся с ЗПР преимущественно не умеют:

вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего
мира, не могут вспомнить и словесно обозначить даже то, что они многократно
видели;

задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях;

целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления;

выделять существенные и не существенные признаки в различных
объектах и явлениях окружающей действительности.
Практическая направленность этого учебного предмета может способствовать
повышению сниженной познавательной активности обучающихся с ЗПР,
пробуждению интереса к природному и социальному окружению. Через предметное
содержание у детей формируется элементарная система знаний о природе о природе
и обществе. Помимо этого, достигаются запланированные личностные результаты

образования: осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России, своей этнической и
национальной принадлежности, формирование уважительного отношения к иному
мнению, истории и культуре других народов.
В соответствии с ФГОС ОВЗ именно в 1 дополнительном классе обучение
предполагает усиленное внимание к формированию у детей понимания того, в какой
стране они живут, закрепление знаний о государственной символике,
многонациональном народе нашей страны, закладывает основы этнической
толерантности. Специальное внимание уделяется уточнению представлений о семье,
профессиях, прошлом и будущем, в том числе индивидуальном.
Изучение предмета имеет большое воспитательное значение. Обучающийся
учит любить природу, беречь ее, а также принимать меры по сохранению своего
здоровья.
Для получения более точных представлений обязательно планируются
экскурсии, где ребенок через чувственное восприятие формирует представления об
определенном характере погоды, особенностях явлений неживой природы,
определяет состояние растительного мира в конкретный сезон, а также обращает
внимание обучающихся на характер труда людей, социальные явления.
Формирование знаний о живой природе начато в первом классе. Однако
учитель всегда может разнообразить изучаемый материал, актуализировав прошлые
знания и дополнив его новыми сведениями. Обучающиеся обращаются к тематике
живой природы, получая сведения о растениях и животных, а также начальные
экологические знания.
Школьники учатся различать растения, выделять части растений (лист,
стебель, корень и т.д.), узнают об их функциональном назначении. Расширяются
представления о декоративных и комнатных растениях, деревьях и кустарниках, их
значении для человека. В процессе изучения программы у детей формируется
представление об изменениях состояния растений в разные времена года, некоторые
сведения об уходе за растениями. Специально выделен раздел «Законы природы».
Сведения о Солнце и Земле, Луне, небе приведены в соответствие с уровнем развития
обучающихся с ЗПР. Усиленно формируются временные представления (время суток,
день недели, время года, месяц). Начинается заполнение календаря погоды. В
обучение включаются символические обозначения погоды. Тематика неживой
природы изучается и в других разделах, в частности, посвященных охране
окружающей среды.
Раздел, посвященный животным, изучается существенно дольше, в отличие от
конкретного характера материала в предшествующий год обучения, в этом году при
изучении животных основной упор делается на выделение существенных
обобщающих признаков. В программе предусмотрены темы, которые знакомят
школьников с наиболее часто встречающимися животными, птицами, насекомыми.
Основная задача данных уроков – научить детей выделять основные характерные
признаки групп животных, разнообразие животного мира, уточняет знания о диких
животных, местах их обитания, правилах ухода за домашними любимцами, помощи
птицам.
Тематика, связанная с правилами безопасного поведения также чрезвычайно
важна. В учебнике в большинстве случаев она дана без дополнительных разъяснений,
в которых обучающиеся с ЗПР очень нуждаются. Учителю следует постоянно

помнить о том, что формирование жизненной компетенции является одной из
приоритетных задач. Поэтому в рабочей тетради многие сведения объединены
именно в этот раздел. Обучающиеся получают знания о пользе и вреде компьютера,
правилах безопасного поведения в автомобиле, поезде, на воде и в самолете.
При ознакомлении с тематикой бытовых приборов, средств связи, транспорта
также следует избегать избыточной терминологии, в том числе связанной с
выделением функциональных частей объекта. Первоочередное внимание следует
уделять тем объектам, с которыми дети встречаются в повседневной жизни.
Информация о них может быть более развернутой (однако доступной детскому
пониманию, функционально целесообразной).
Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией
процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР, «пошаговым» предъявлением материала, опорой на
практический опыт и непосредственные впечатления, многократным повторением,
обучением переносу усвоенных знаний в новые ситуации взаимодействия с
действительностью, а также упрощением системы учебно-познавательных задач,
решаемых в ходе обучения предмету. Учителю начальных классов рекомендуется
активно привлекать родителей обучающегося к изучению предмета «Окружающий
мир», поскольку только с их помощью может быть усвоено предметное содержание
и повышена степень жизненной компетентности ребенка.
Значение предмета «Окружающий мир» в общей системе коррекционноразвивающей работы
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет имеет важное
значение. Младший школьный возраст является периодом, когда у обучающихся с
ЗПР растут возможности использования знаково-символических средств в качестве
опор для запоминания, воспроизведения, организации мыслительных процессов. В
первом дополнительном классе школьников учат использовать знаки и символы: при
заполнении календаря погоды, в дидактических играх, при выполнении заданий в
рабочей тетради. Основное значение имеет естественнонаучный характер
предоставляемых знаний. Последнее ложится в основу для формирования научного
мировоззрения. Однако в первом дополнительном классе намного важнее
обогащение новыми и разнообразными знаниями, представленными в учебнике и
рабочей тетради.
Учебный материал по большинству тем способствует коррекции существенных
недостатков познавательной деятельности. Задания в рабочей тетради предполагают
постоянную активизацию мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения,
абстрагирования. Большое количество загадок, стихов, разнообразных форм заданий,
требующих от ребенка практических действий, работа в парах и группах, нацелены
на поддержание устойчивого интереса. Кроме того, задания в рабочей тетради
дифференцированы по уровням сложности. Благодаря этому каждый обучающийся
должен быть успешным.
Предмет «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для
улучшения учебных высказываний, преодоления речевой инактивности детей с ЗПР.
Весьма полезным является использование IT-технологий (специальных
компьютерных инструментов, позволяющих детям уточнять представления об
окружающем мире с помощью анимированной наглядности). Все в совокупности

призвано активизировать у обучающихся познавательный интерес, побуждать их к
выполнению различных заданий.
Изучение предмета «Окружающий мир» связано с программой формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также программой
духовно-нравственного развития (воспитания) поскольку с их помощью решаются
общие задачи социализации ребенка. Практическая ориентация изучаемой тематики
способствует формированию сферы жизненной компетенции.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный
коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия,
взаимной помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых. Рабочее
место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного
оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на
учебном месте.
Режим труда и отдыха.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции.
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной
помощи взрослым. Свои фамилия, имя, отчество, возраст. Имена и фамилии членов
семьи и их профессии. Домашний адрес.
Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России (герб, флаг,
гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего
населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края.
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа – среда обитания человека. Природа — это то, что нас окружает, но не
создано человеком. Природа и предметы, созданные человеком. Природные
материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая
природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение
температуры воздуха (воды) по термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой.
Правила нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние,
краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные
растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни
растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила
содержания и ухода.
Мир животных. Разные группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери, их
отличия. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).
Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни).
Забота о домашних питомцах.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла
для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и
размерах Земли. Глобус как модель Земли.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг

Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе
наблюдений.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в
том числе на примере окружающей местности). Посильное участие в охране природы.
Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Здоровый образ
жизни, соблюдение режима, профилактика нарушений деятельности нервной
системы.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания
и личной гигиены. Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности
в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода
(дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети «Интернет»
(электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
Название раздела

Количество часов

Человек и общество
19 часов
Человек и природа
39 часов
Правила безопасной жизни
8 часов
Итого:
66ч
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования
направлено
на
достижение
обучающимися
личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Личностные
результаты изучения
предмета
«Окружающий мир»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми
в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение
первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание
особой роли многонациональной России в современном мире;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной
общности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;

проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам;

первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание
прав и ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:

проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их
взглядам, признанию их индивидуальности;

принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении
гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;

применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:

понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:

соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в
окружающей среде (в том числе информационной);

приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:

осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:

осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических
норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих
ей вред.
Ценности научного познания:

осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;

проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с
использованием различных информационных средств.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:

понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в
изменяющейся действительности;

на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина –
следствие; изменения во времени и в пространстве) по наводящим вопросам;


сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии по предложенному плану, опорной схеме;

объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;

находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма с помощью учителя.
2) Базовые исследовательские действия:

проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану
или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;

проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя;

определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов;

формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;

моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в
природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в
социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его
результаты и др.);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть –
целое, причина – следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:

использовать различные источники для поиска информации, выбирать
источник получения информации с учётом учебной задачи;

находить в предложенном источнике информацию, представленную в
явном виде, согласно заданному алгоритму;

распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;

находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;

читать и интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, иллюстрацию);

соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет
(с помощью учителя);

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;


фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:

в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;

признавать возможность существования разных точек зрения; корректно
и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей
правоты;

соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;

использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли
текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);

конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;

находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;

готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией
(текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:

планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебной задачи;

выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:

осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;

корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);

предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях,
опасных для здоровья и жизни.

объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою
оценку с оценкой учителя;

оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:

понимать значение коллективной деятельности для успешного решения
учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании
краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе
изученного материала по окружающему миру);

коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;


выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять
и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не
допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия
взрослого;

ответственно выполнять свою часть работы.
Предметные результаты
К концу обучения в 1 дополнительном классе обучающийся научится:
 правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);

различать флаг и герб России;
 называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии
членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; по именам, отчествам и
фамилиям членов своей семьи;

проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать
правила нравственного поведения в социуме и на природе;

приводить примеры культурных объектов родного края, школьных
традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;

различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные
человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок,
плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);

описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном
крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные
явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы
животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные
признаки;

проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые
и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе
своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру
воздуха) и опыты под руководством учителя;

использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и
обществе;

оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное
отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах;

соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время
наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;

соблюдать правила использования электронных средств, оснащённых
экраном;

соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;

соблюдать правила безопасного поведения пешехода;

соблюдать правила безопасного поведения в природе;

различать изученные объекты природы (камни, растения, животных,
созвездия);

определять с помощью атласа-определителя растения и животных;

описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца
(кошку, собаку);
 находить на глобусе холодные и жаркие районы;










различать прошлое, настоящее и будущее;
называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
соотносить времена года и месяцы;
объяснять причины возникновения дождя и ветра;
ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
различать виды транспорта;
соблюдать правила безопасности в транспорте.

Критерии и нормы оценки планируемых результатов
Критерии и нормы оценки планируемых результатов обучающихся с ЗПР
разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, с
учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР и ориентированы на выявление и оценку образовательных
достижений обучающихся с ЗПР.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по
итогам освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР) аттестации обучающихся с ЗПР
включают: особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную)
с учетом особых образовательных потребностей индивидуальных особенностей
обучающихся с ЗПР; привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя,
наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем,
шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале работы этапа
общей организации деятельности; адаптирование инструкции с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1)
упрощение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению;
2)
упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на
короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения
задания;
3)
в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости,
она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими
смысловыми акцентами;
4)
при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР
(более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого;
5)
упрощение
формулировок
задания
по
грамматическому
и
семантическому оформлению и др.);
6)
при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
стимулирующей
(одобрение,
эмоциональная
поддержка)
организующей
(привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о
необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение
инструкции к заданию);
7)
увеличение времени на выполнение заданий; возможность организации
короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений
утомления, истощения; недопустимыми являются негативные реакции со стороны

педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию
ребенка.
Особенностями системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных,
метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование
планируемых
результатов
освоения
основных
образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на
основе деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению
учебно-практических и учебно-познавательных задач;
-оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества
образования;
- использование персонифицированных процедур итоговой оценки и
аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и
тенденций развития системы образования;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и
представлению их;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио),
характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными
работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы,
творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Оценка личностных результатов
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у
обучающихся универсальные учебные действия.
Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних
не персонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не
работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере
психолого-медико-педагогической диагностики развития личности. Вторым методом
оценки личностных результатов обучающихся используемым в образовательной
программе является оценка личностного прогресса обучающегося с помощью
портфолио, способствующего формированию у него культуры мышления, логики,
умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
В конце года проводится мониторинг сформированности УУД в урочное и
внеурочное время. Промежуточная диагностическая работа включает в себя задания
на выявление планируемых результатов.
Оценка метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных
учебных
действий
обучающихся
(регулятивных,
коммуникативных,
познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые
направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним
относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и
задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной

задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение
контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на
основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность
в обучении;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение
существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и
практических задач;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий,
отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных
проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных
компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в
обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени
начального общего образования строится вокруг умения учиться.
Оценка предметных результатов
Оценка предметных результатов
В первом дополнительном классе ведется безотметочное обучение в
соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 (далее – СП 2.4.3648-20). Не подлежит никакому оцениванию
темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических
процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.)
В первом дополнительном классе используются три вида оценивания – без
выставления бальной отметки, но сопровождающееся словесной оценкой.
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения.
Основная цель оценивания – анализ хода формирования знаний и умений учащихся
на уроках литературного чтения. Это позволяет участникам образовательного
процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять
меры по устранению.
Тематическое оценивание – проводится во втором полугодии с помощью
заданий учебника, помещенных в конце раздела.
Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются
комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику
оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные
ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении
учебных заданий, но и при решении жизненных задач.
Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень
сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность
первоклассника в решении разнообразных проблем.
Оценка усвоения знаний в 1дополнительном классе осуществляется через
выполнение обучающимся продуктивных заданий в учебниках, текстовых заданий
электронного приложения к учебнику, в самостоятельных и проверочных работах.

Текущее, тематическое и итоговое оценивание ведётся без выставления бальной
отметки, сопровождаемые словесной оценкой.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебные материалы для ученика
1.
Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2ч М.: Просвещение, 2021
2.
Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.:
Просвещение,2023
Методические материалы для учителя

Федеральная рабочая программа начального общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.); https://ikp-rao.ru/frcovz3/

Окружающий
мир.
Методические
рекомендации.
1
класс.
Автор(ы): Плешаков А. А., Ионова М. А., Кирпичева О. Б. и др.

Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу окружающий мир к
УМК А.А. Плешакова «Школа России». М.: Вако, 2022

Книги серии «школьный словарик». М.: Вако, 2022
Цифровые образовательные ресурсы
1.
Интернет и единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
2.
Официальный сайт образовательной программы «Школа
России»: school-russia.prosv.ru
3.
Российская электронная школа:https://resh.edu.ru/
4.
Образовательная платформа: https://infourok.ru/

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
(2часа в неделю - 66часов)
№

Тема

Программное содержание

Виды деятельности обучающихся

Методы и формы
организации
обучения

ЧТО? И КТО? (8 ч)
1

Что мы знаем о
Родине?

2

Что мы знаем о
народах России?

3
4

Проект «Моя
малая Родина».

5

Как живёт семья?

Россия – наша Родина. Москва – столица России.
Символы России (герб, флаг, гимн).

Составляют план и последовательность
действий;
составляют в устной форме
высказывание о столице нашей Родины –
Москве; осуществляют поиск
существенной информации (из рассказа
педагога, родителей, из собственного
жизненного опыта, из фильмов)
Народы России.
Определяют какие народы населяют
нашу страну, рассказывают об их
национальных праздниках.
Первоначальные сведения о родном крае. Название
Составляют устный рассказ, находят
своего населённого пункта (города, села), региона.
соответствующую тематике информацию
Культурные объекты родного края.
и фотоматериал художественно - творческой деятельности.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные Составляют устный рассказ о семье, ее
традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь традициях, рассказывают о жизни семьи,
членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. об интересных событиях в жизни своей
Свои фамилия, имя, отчество, возраст.
семьи; называют по именам (отчеству и
фамилии) членов своей семьи.

коллективная
(фронтальная)
беседа

коллективная
(фронтальная)
беседа
Индивидуальная
(защита проекта)
коллективная
(фронтальная)
беседа

6
7

8

9

10
11

12

Дорога от дома
до школы. Что
вокруг нас может
быть опасным?
Что нас окружает
дома?

Дорога от дома до школы. Правила безопасного Определяют
сигналы
светофора; коллективная
поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная составляют правила перехода через (фронтальная)
разметка, дорожные сигналы). Домашний адрес.
улицу.
беседа
Правила безопасности в быту: пользование бытовыми Группируют предметы домашнего оби- коллективная
электроприборами, газовыми плитами.
хода; формулируют правила обращения я (фронтальная)
с бытовыми предметами.
беседа
ГДЕ И КОГДА? (27 ч)

Когда
учиться
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес
интересно?
школы. Классный, школьный коллектив. Друзья,
взаимоотношения между ними; ценность дружбы,
согласия, взаимной помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками – учёба,
игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное
размещение
учебных
материалов
и
учебного
оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила
безопасной работы на учебном месте.
Проект
«Мой
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес
класс
и
моя школы. Классный, школьный коллектив. Друзья,
школа»
взаимоотношения между ними; ценность дружбы,
согласия, взаимной помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками – учёба,
игры, отдых.
Экскурсия
Природа – среда обитания человека. Природа — это то,
«Осенние
что нас окружает, но не создано человеком. Наблюдение
изменения
в за погодой своего края. Погода и термометр.
природе»
Определение температуры
воздуха (воды)
по
термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи
между человеком и природой.

Вспоминают и называют правила коллективная
поведения в школе, правила безопасной (фронтальная)
работы на учебном месте.
Знакомятся с учебниками и тетрадями.
беседа
Работают с учебником, рабочей тетрадью.

Готовятся к выполнению проекта: Индивидуальная
знакомятся с материалами учебника, (защита проекта)
распределяют
задания,
обсуждают
способы и сроки работы.
Коллективно составляют рассказ о классе.
Наблюдают за погодой своего края. Экскурсия
Учатся определять температуру воздуха наблюдение
(воды) по термометру.
беседа
Наблюдают осенние изменения окраски
листьев на деревьях, сравнивают и
группируют листья по различным признакам; определяют названия деревьев по листьям.

13

14
15

16
17

18

Осенние явления
в
неживой
и
живой природе,
их взаимосвязь
Лиственные
и
хвойные
растения.

Природа и предметы, созданные человеком. Природные
материалы. Бережное отношение к предметам, вещам,
уход за ними. Неживая и живая природа. Правила
нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения
(узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и
хвойные растения, их различия.

Дикорастущие и Дикорастущие и культурные растения. Части растения
культурные
(называние, краткая характеристика значения для жизни
растения.
растения): корень, стебель, лист, цветок,
плод, семя.
Что растет на Комнатные растения, правила содержания и ухода.
подоконнике?

19
20

Когда
придёт
суббота?

21
22

Когда
лето?

23
24
25

Многообразие
животных.
Насекомые,
рыбы, птицы,
звери.

наступит

Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений).
Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены
времён года. Смена времён года в родном крае на основе
наблюдений.
Мир животных. Разные группы животных: насекомые,
рыбы, птицы, звери, их отличия. Условия, необходимые
для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

Составляют рассказ о характерных коллективная
признаках осени в неживой и живой (фронтальная)
природе.
наблюдение
беседа
Различают лиственные
и хвойные коллективная
деревья; сравнивают ель и сосну
(фронтальная)
наблюдение
беседа
Различают дикорастущие и культурные
коллективная
растения;
(фронтальная)
находят у растений их части, показывают наблюдение
и называют их.
беседа
Наблюдают за комнатными растениями в коллективная
школе и узнают их по рисункам,
(фронтальная)
формулируют
правила
ухода
за наблюдение
комнатными растениями
беседа
Работают с учебником, рабочей тетрадью. коллективная
Выполняют
задание
из
учебника. (фронтальная),
Выполняют взаимопроверку в парах. работа в парах
Называют
последовательность
дней
недели.
беседа
Работают с учебником, рабочей тетрадью. коллективная
Анализируют течение времени.
(фронтальная)
Описывают сезонные изменения в
природе. Характеризуют признаки времен наблюдение
года. Описывают на основе наблюдений
связь
жизнедеятельности
растений, беседа
животных и времени года.
Делят животных по группам; выделяют и коллективная
сравнивают признаки этих групп. (фронтальная).
Работают в группе: выполняют задания, групповая
формулируют выводы, осуществляют
самопроверку.
беседа

Земноводные и
пресмыкающиеся

26

27

28
29

Зависимость
строения
животных от их
образа жизни.
Где живут белые
Солнце — ближайшая к нам звезда, источник Практическая работа в паре: находить на
медведи?
света и тепла для всего живого на Земле. Земля — глобусе Северный Ледовитый океан и
планета, общее представление о форме и размерах Антарктиду. Работают с учебником,
Земли. Глобус как модель Земли.
рабочей тетрадью
Приводят примеры животных холодных
районов. Устанавливают связь между
строением, образом жизни животных и
природными условиями.
Где живут слоны?

Солнце — ближайшая к нам звезда, источник Практическая работа в паре: находить на
света и тепла для всего живого на Земле. Земля — глобусе экватор и жаркие районы Земли,
планета, общее представление о форме и размерах характеризовать
их,
осуществлять
Земли. Глобус как модель Земли.
самопроверку. Работают с учебником,
рабочей тетрадью.
Анализируют
рисунок
учебника,
рассказывают по плану о полученной
информации;
Приводят примеры животных жарких
районов. Устанавливают связь между
строением, образом жизни животных и
природными условиями.
Перелетные
и
Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Работают с учебником, рабочей тетрадью.
зимующие птицы. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Группируют (классифицируют) птиц с
Где
зимуют Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены использованием цветных фишек;
птицы?

коллективная
(фронтальная),
работа в парах
беседа

коллективная
(фронтальная),
работа в парах
беседа

коллективная
(фронтальная),
работа в парах

30

31

32

времён года. Смена времён года в родном крае на основе Работают
в
паре:
выдвигают
наблюдений.
предположения о местах зимовок птиц и
доказывают их.
Объясняют причины отлёта птиц в тёплые
края;
Приводят
примеры
зимующих
и
перелётных птиц.
Что такое
Положительное и отрицательное влияние деятельности Работают
в
паре,
осуществляют
Красная книга?
человека на природу (в том числе на примере
самопроверку,
рассматривают
и
окружающей местности). Посильное участие в охране
сравнивают рисунки учебника, оценивают
природы. Личная ответственность каждого человека за
поступки других людей и свои
сохранность природы. Необходимость оснащения
собственные
по
отношению
к
Красной книги. Красная книга России и региональные
природе, формулируют
правила
Красной книги
поведения в природе, сопоставляют их с
эталоном.
Когда появилась История одежды, разнообразие современной моды Прослеживают с помощью иллюстраций
одежда?
(деловая, спортивная, рабочая, домашняя).
учебника историю появления одежды и
развития моды; описывают одежду людей
по рисунку;
отличают национальную одежду своего
народа от одежды других народов;
работают в паре: различают типы одежды
в зависимости от её назначения,
подбирают одежду для разных случаев;
работают со взрослыми: изготавливают
маскарадный костюм;
отвечают на итоговые вопросы и
оценивают свои достижения на уроке
Когда изобрели Устройство
велосипеда.
История
изобретения Сравнивают старинные и современные
велосипед?
велосипеда. Разнообразие современных моделей велосипеды;
велосипеда.
работают в паре: извлекают из учебника
информацию
об
устройстве
велосипеда, осуществляют самопроверку;

беседа

коллективная
(фронтальная),
работа в парах
беседа

коллективная
(фронтальная),
работа в парах
беседа

коллективная
(фронтальная),
работа в парах
беседа

33
34

Когда мы станем
взрослыми?

обсуждают роль велосипеда в нашей
жизни; запоминают правила безопасной
езды на велосипеде; отвечают на итоговые
вопросы и оценивать свои достижения на
уроке
Имена и фамилии членов семьи и их профессии.
Сравнивают жизнь взрослого и ребёнка;
Положительное и отрицательное влияние деятельности определяют по фотографиям в учебнике
человека на природу (в том числе на примере
профессии людей, рассказывают о
окружающей местности). Посильное участие в охране
профессиях родителей и старших членов
природы. Личная ответственность каждого человека за
семьи, обсуждают, какие профессии будут
сохранность природы.
востребованы в будущем;
работают в паре: сравнивают рисунки
учебника, формулируют выводы в
соответствии с заданием;
рассуждают о том, что в окружающем
мире зависит от наших поступков;
отвечают на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
Закрепление знаний обучающихся по разделу «Где и
Выполняют тестовые задания учебника;
когда?»
Выступают
с
подготовленными
сообщениями,
иллюстрируют
их
наглядными материалами;
обсуждают выступления одноклассников;
оценивают свои
достижения
и
достижения других учащихся.
ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ? (31 ч)

35

Проверим себя и
оценим
свои
достижения
по
разделу «Где и
когда?»

36
37

Звёзды и планеты. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как
Почему Солнце причина смены дня и ночи.
светит днём, а Солнце - ближайшая к Земле звезда.
звёзды – ночью?

Сопоставляют видимые и реальные
размеры звёзд, в том числе и Солнца;
работают в паре: моделируют форму,
цвет, сравнительные размеры некоторых
звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце,
Сириус),проводят взаимопроверку;

коллективная
(фронтальная),
работа в парах
беседа

Индивидуальная
(тест)

коллективная
(фронтальная),
работа в парах
беседа

38

39
40

41
42

Почему
Луна
бывает разной?

Почему
дождь и
ветер?

Почему
звонок?

идёт
дует

звенит

используют
атлас-определитель
для
получения
нужной
информации;
моделируют созвездие Льва;
отвечают на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
Естественный спутник Земли - Луна, ее особенни.
Анализируют схемы движения Луны
вокруг Земли и освещения её поверхности
Солнцем; формулируют выводы о
причинах изменения внешнего вида
Луны; моделируют из пластилина форму
Луны; рассказывают с помощью рисунков
в
учебнике
об
изучении
Луны
учёными, осуществляют самопроверку;
работают со взрослыми: наблюдают за
изменениями
внешнего
вида
Луны, фиксируют
результаты
наблюдений в рабочей тетради;
отвечают на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
Природное явление дождь и ветер, причины Наблюдают за дождями и ветром;
возникновения, значение этих явлений для человека, работают в группе: рассказывают по
растений и животных.
рисунку учебника о видах дождя (ливень,
косохлёст, ситничек); отбирают из списка
слов те, которые подходят для описания
ветра; объясняют причины возникновения
дождя
и
ветра;
осуществляют
самопроверку;
сочиняют и рассказывают сказку по
рисунку; отвечают на итоговые вопросы и
оценивают свои достижения на уроке
Звуки, их возникновение, распространение, эхо;
Анализируют рисунок учебника и
разнообразие звуков окружающего мира.
передают голосом звуки окружающего
мира;

коллективная
(фронтальная),
работа в парах
беседа

коллективная
(фронтальная),
групповая
беседа

коллективная
(фронтальная),
работа в парах

43
44

Почему
радуга Причины появления радуги, разнообразие цветов и
разноцветная?
последовательность цветов радуги.

45

Домашние
и
Домашние и дикие животные (различия в
дикие животные
условиях жизни).

46

Почему
мы Забота о домашних питомцах.
любим кошек и
собак?

практическая работа в паре: исследуют
возникновение и распространение
звуков; обсуждают, почему и как следует
беречь уши; высказывают
предположения о причине возникновения
эха, осуществляют самопроверку;
сочиняют и рассказывают сказку по
рисунку; отвечают на итоговые вопросы
и оценивают свои достижения на уроке
Описывают чувства, возникающие при
виде радуги; называют цвета радуги по
своим наблюдениям и рисунку учебника;
запоминают последовательность цветов
радуги с помощью мнемонического
приёма;
высказывают предположения о причинах
возникновения радуги, осуществляют
самопроверку;
работают в паре: отображают
последовательность цветов радуги с
помощью цветных полосок,
осуществляют взаимопроверку;
сочиняют и рассказывают сказочную
историю по рисунку;
отвечают на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке

Описывают по плану своего домашнего
питомца (кошку, собаку);

беседа

коллективная
(фронтальная),
работа в парах
беседа

коллективная
(фронтальная),
работа в парах
беседа
коллективная
(фронтальная),
работа в парах

47
48

Проект
«Мои
домашние
питомцы».

49
50

Почему мы не
будем
рвать
цветы и ловить
бабочек?

Положительное и отрицательное влияние деятельности
человека на природу (в том числе на примере
окружающей местности). Личная ответственность
каждого человека за сохранность природы.

обсуждают наше отношение к домашним
питомцам;
рассказывают по рисункам учебника об
уходе за кошкой и собакой;
практическая работа в паре: предметы
ухода за кошкой и собакой и их
назначение;
участвуют в ролевой игре,
моделирующей взаимоотношения
хозяина и домашнего любимца;
отвечают на итоговые вопросы и
оценивают свои достижения на уроке
В ходе выполнения проекта дети с
помощью взрослых:
наблюдают за домашним любимцем и
фиксируют результаты наблюдений;
фотографируют свою кошку (собаку) в
наиболее интересных ситуациях;
составляют рассказ о своей кошке
(собаке), её характере, повадках, играх;
презентуют свой проект с
демонстрацией фотографий (слайдов);
оформляют фотовыставку;
оценивают результаты собственного
труда и труда товарищей
Работают в паре: определяют цветы и
бабочек с помощью атласа-определителя,
осуществляют самопроверку;
рассматривают и сравнивают рисунки
учебника, оценивают поступки других
людей и свои собственные по отношению
к природе, формулируют правила

игра
беседа

индивидуальная
(Защита проекта)

коллективная
(фронтальная),
работа в парах
беседа

51

52

поведения в природе, сопоставляют их с
эталоном;
устанавливают взаимосвязь цветов и
бабочек на основе информации учебника;
сочиняют и рассказывают сказочную
историю по рисунку;
отвечают на итоговые вопросы и
оценивают свои достижения на уроке
Почему в лесу мы Мир животных.
Определяют лесных обитателей по
будем соблюдать Положительное и отрицательное влияние деятельности звукам, которые они издают; передают
тишину?
человека на природу (в том числе на примере
голосом звуки леса;
окружающей местности).
объясняют (с опорой на рисунок
учебника), почему в лесу нужно
соблюдать тишину;
работают в паре: устанавливают
причинно-следственные связи (на основе
информации учебника), осуществляют
самопроверку;
оценивают своё поведение в лесу и
поведение других людей на основании
чтения (прослушивания) рассказов из
книги «Великан на поляне»;
формулируют правила поведения в
природе; отвечают на итоговые вопросы
и оценивают свои достижения на уроке
Зачем мы спим
Режим труда и отдыха.
Сравнивают рисунки учебника, делают
ночью?
Понимание необходимости соблюдения режима дня.
выводы о значении сна в жизни человека;
Здоровый
образ
жизни,
соблюдение
режима, работают в паре: рассказывают о
профилактика нарушений деятельности нервной правилах подготовки ко сну, используют
системы.
для выполнения задания цветные фишки,
осуществляют взаимопроверку;
оценивают правильность своей
подготовки ко сну;

коллективная
(фронтальная),
работа в парах
беседа

коллективная
(фронтальная),
беседа

53

54

Почему
нужно
есть
много
овощей
и
фруктов?

Почему
нужно
чистить зубы и
мыть руки?

рассказывают на основе наблюдений) о
сне животных; обсуждать информацию о
животных, которые ночью не спят,
содержащуюся в книге «Зелёные
страницы»;
определяют по рисункам профессии
людей и рассказывают об их работе;
отвечают на итоговые вопросы и
оценивают свои достижения на уроке
Понимание
необходимости
соблюдения
правил Различают овощи и фрукты; группируют
здорового питания.
(классифицируют) их с использованием
цветных фишек, осуществляют
самопроверку;
работают в группе: находят в учебнике
ин формацию о витаминах в
соответствии с заданием; сравнивают
роль витаминов А, В и С в жизни
деятельности организма;
сочиняют и рассказывают сказочную
историю по рисунку;
запоминают правила гигиены при
употреблении овощей и фруктов;
отвечают на итоговые вопросы и
оценивают свои достижения на уроке
Понимание необходимости соблюдения личной гигиены Обосновывают необходимость чистки
зубов и мытья рук,
отбирают из предложенных нужные
предметы гигиены, объясняют их
назначение;
рассказывают по рисункам, в каких
случаях следует мыть руки;

коллективная
(фронтальная),
групповая
беседа

коллективная
(фронтальная),
беседа

55
56

57

58

Зачем
телефон
телевизор?

нам
Современные средства связи и средства массовой
и информации.
Безопасность
в
информационнокоммуникационной сети «Интернет» (электронный
дневник и электронные ресурсы школы) в условиях
контролируемого
доступа
в
информационнотелекоммуникационную сеть «Интернет».

Зачем
нужны Устройство, разнообразие автомобилей, история разавтомобили?
вития автомобиля.

Зачем
поезда?

нужны Назначение и устройство поездов и железных дорог.

запоминают, что зубная щётка и
полотенце у каждого человека должны
быть личные;
формулируют основные правила гигиены;
отвечают на итоговые вопросы и
оценивают свои достижения на уроке
Различают средства связи и средства
массовой информации;
Рассказывают (с опорой на фотографии в
учебнике) о видах телефонов; объясняют
назначение радиоприёмника, телевизора,
газет и журналов;
обсуждают назначение Интернета;
моделируют ситуации вызова экстренной
помощи по телефону;
отвечают на итоговые вопросы и
оценивают свои достижения на уроке
Классифицируют автомобили и
объясняют их назначение;
работают в паре: по рисунку-схеме
знакомятся с устройством автомобиля,
проводят взаимопроверку;
используют представленную в учебнике
ин формацию для выполнения задания;
сочиняют и рассказывают сказочную
историю по рисунку; отвечают на
итоговые вопросы и оценивают свои
достижения на уроке
Классифицируют поезда в зависимости
от их назначения;
работают в паре: рассказывают об
устройстве железной дороги,
осуществляют самоконтроль;

коллективная
(фронтальная),
беседа

коллективная
(фронтальная),
работа в парах
беседа

коллективная
(фронтальная),
работа в парах
беседа

59
60

61

62

Зачем
корабли?

строят Назначение различных судов, спасательных средств на
корабле.

Зачем
строят Назначение, устройство и разнообразие самолетов.
самолеты?

Почему в
автомобиле и
поезде нужно
соблюдать
правила
безопасности?

Безопасное поведение в автомобиле и поезде.

используют информацию учебника для
выполнения задания, сравнивают
старинные и со временные поезда;
отвечают на итоговые вопросы и
оценивают свои достижения на уроке
Классифицируют корабли в зависимости
от их назначения;
рассказывают о своих впечатлениях от
плавания на корабле;
работать в паре: по рисунку-схеме
знакомятся с устройством корабля,
проводят самопроверку и
взаимопроверку;
отвечают на итоговые вопросы и
оценивают свои достижения на уроке
Классифицируют самолёты в
зависимости от их назначения;
рассказывают о своих впечатлениях от
полёта на самолёте;
работают в паре: по рисунку-схеме
знакомятся с устройством самолёта,
проводят самопроверку и
взаимопроверку;
отвечают на итоговые вопросы и
оцениваютсвои достижения нa уроке
Обобщают сведения о транспорте,
полученные на предыдущих уроках;
обсуждают необходимость соблюдения
правил безопасности в транспорте;
работают в группе: знакомятся с
правилами безопасности в автомобиле,
поезде и на железной дороге;

коллективная
(фронтальная),
работа в парах
беседа

коллективная
(фронтальная),
работа в парах
беседа

коллективная
(фронтальная),
групповая
игра
беседа

63

64

65

Почему на
корабле и
самолете нужно
соблюдать
правила
безопасности?

Зачем осваивают
космос?

Почему мы часто
слышим слово
«экология»?

Безопасное поведения на водном и воздушном
транспорте.

Космос, искусственные спутники Земли, их назначение,
космические станции.

Природа – среда обитания человека.
Положительное и отрицательное влияние деятельности
человека на природу (в том числе на примере
окружающей местности). Посильное участие в охране
природы. Личная ответственность каждого человека за
сохранность природы.

рассказывают о правилах безопасности в
автобусе, троллейбусе, трамвае;
участвуют в ролевой игре,
моделирующей правила безопасности в
транспорте и действия в опасной
ситуации; отвечают на итоговые вопросы
и оценивают свои достижения на уроке
Работают в группе: знакомятся с
правилами безопасности и
спасательными средствами на корабле и
в самолёте;
участвуют в ролевой игре,
моделирующей правила безопасности на
водном и воздушном транспорте и
действия в опасной ситуации;
отвечают на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
Рассказывают об освоении человеком
космоса, опираясь на иллюстрации
учебника;
работают в группе: высказывают
предположения по вопросам учебника,
осуществляют самопроверку;
моделируют экипировку космонавта;
отвечают на итоговые вопросы и
оценивают свои достижения на уроке
Находят в тексте учебника ответы на
вопросы;
приводят примеры взаимосвязей между
человеком и природой;
оценивают свои поступки по отношению
к природе и рассказывают о них;

коллективная
(фронтальная),
групповая
игра
беседа

коллективная
(фронтальная),
групповая
беседа

коллективная
(фронтальная),
беседа

66

Проверим себя и
оценим свои
достижения по
разделу.

Закрепление знаний обучающихся по разделу «Почему
и зачем?»

отвечают на итоговые вопросы и
оценивают свои достижения на уроке
Выполняют тестовые задания учебника;
выступают с подготовленными
сообщениями, иллюстрируют их
наглядными материалами;
обсуждают выступления товарищей;
оценивают свои достижения и
достижения других обучающихся

Индивидуальная
(тест)


Наверх

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».