РП АООП НОО ЗПР Окружающий мир 4 класс

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом МБОУ СОШ №149
(протокол от 29.08.2024 №1)

приказом МБОУ СОШ №149
от 29.08.2024 №143

Рабочая программа
по предмету: окружающий мир
Уровень образования: начальный общий
4 класс

Екатеринбург, 2024

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
4 КЛАСС
(2 часа в неделю – 68 часов)
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для
обучающихся с задержкой психического развития (далее–ЗПР) 4 класса на
уровне начального общего образования составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства
образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598) (далее – ФГОС НОО ОВЗ),
Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1023), Федеральной
рабочей программы по окружающему миру для обучающихся с задержкой
психического развития (далее – ЗПР) на уровне начального общего образования,
разработанной ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» и размещенной
на сайте https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/ , Федеральной программы воспитания,
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ СОШ №
149 (вариант 7.2).
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о
природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём,
соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и
направлено на достижение следующих целей:
—
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и
социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих,
нравственно этических понятий, представленных в содержании данного
учебного предмета;
—
развитие умений и навыков применять полученные знания в
реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность),
так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой,
изобразительной, художественной деятельности;
—
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
России, понимание своей принадлежности к Российскому государству,
определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям
народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по
созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
—
развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия
гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоциональноположительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности

Практическая направленность этого учебного предмета может
способствовать
повышению
сниженной
познавательной
активности
обучающихся с ЗПР, пробуждению интереса к природному и социальному
окружению. Через предметное содержание у детей формируется элементарная
система знаний о природе и обществе.
Предмет обладает широкими возможностями для формирования у
обучающихся фундамента экологической и культурологической грамотности и
соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе,
ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила
здорового образа жизни. Это позволит обучающимся с ЗПР освоить основы
адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей
природной и социальной среде, заложит основу для осмысления личного опыта,
позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и
предсказуемыми, давая обучающемуся с ЗПР возможность найти свое место в
ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных
интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая
в дальнейшем свое личное и социальное благополучие, что особенно важно для
обучающихся с ЗПР.
Практическая направленность этого учебного предмета может
способствовать
повышению
сниженной
познавательной
активности
обучающихся с ЗПР, пробуждению интереса к природному и социальному
окружению. Через предметное содержание у детей формируется элементарная
система знаний о природе и обществе.
Содержание учебного предмета
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и
обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской
Федерации – глава государства. Политико-административная карта России.
Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности,
знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических
событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый
год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и
труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции.
Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории,
традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта,
труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей.

Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в
России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное
участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного
наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям
независимо от их национальности, социального статуса, религиозной
принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения,
измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце –
ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы
России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на
основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как
водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и
озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края
(названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в
России и за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны
(климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в
природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы
взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха,
полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного
поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных
местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения
велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты
велосипедиста, правила использования самоката и других средств
индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск
достоверной информации, опознавание государственных образовательных
ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого
доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.

№

Наименование раздела

Кол-во
часов
32
35
безопасной
1

Человек и общество
Человек и природа
Правила
жизнедеятельности
Итого:
68ч
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
1.
2.
3.

Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы по окружающему миру
характеризуют готовность обучающихся с ЗПР руководствоваться
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в
части:
1)
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание
особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей
этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление
интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене
общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества;
2)
духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их
взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе
нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений,
которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и
доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление
способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных
на причинение физического и морального вреда другим людям;
3)
эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
4)
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в
окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта
эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью;

5)
трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям;
6)
экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических
норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий,
приносящих ей вред;
7)
ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в
расширении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося ЗПР к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
участие в социально значимой деятельности;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение
социально-бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий.
В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего
образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД
1)
Базовые логические действия:
—
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в
изменяющейся действительности;
—
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина —
следствие; изменения во времени и в пространстве);
—
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания
для сравнения, устанавливать аналогии;

объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;
—
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
—
выявлять недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма
2)
Базовые исследовательские действия:
—
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному
плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
—
определять разницу между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
—
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе
(живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме
(лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его
результаты и др. );
—
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть - целое, причина - следствие);
—
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3)
Работа с информацией:
—
использовать различные источники для поиска информации,
выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
—
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
—
распознавать достоверную и недостоверную информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
—
находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
—
читать и интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, иллюстрацию);
—
соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
—
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
—
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
—
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников;
—
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить
—
—

доказательства своей правоты;
—
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;
—
использовать смысловое чтение для определения темы, главной
мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках
людей;
—
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
—
конструировать обобщения и выводы на основе полученных
результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
—
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
—
готовить небольшие публичные выступления с возможной
презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1)
Самоорганизация:
—
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебной задачи;
—
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2)
Самоконтроль:
—
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
—
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с не большой помощью
учителя);
—
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских
ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3)
Самооценка:
—
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить
свою оценку с оценкой учителя;
—
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
—
понимать значение коллективной деятельности для успешного
решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании
краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе
изученного материала по окружающему миру);
—
коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
—
проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
—
выполнять правила совместной деятельности: справедливо
распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием
разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно
разрешать без участия взрослого;
—
ответственно выполнять свою часть работы.

Предметные результаты
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего
народа и других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
показывать с помощью учителя на физической карте изученные крупные
географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие
территорию России);
показывать с помощью учителя на исторической карте места изученных
исторических событий;
иметь представление о месте изученных событий на «ленте времени»;
иметь представление об основных правах и обязанностях гражданина Российской
Федерации;
иметь представление о соотнесении изученных исторических событий и
исторических деятелей с веками и периодами истории России; рассказывать с
опорой на план/опорные слова о государственных праздниках России, наиболее
важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических
деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного
края; описывать на основе предложенного плана/опорных слов изученные
объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную
символику России и своего региона;
проводить по предложенному плану несложные наблюдения, опыты с
объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования
и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по
их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
группировать с опорой на образец изученные объекты живой и неживой
природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить
простейшие классификации (при необходимости при помощи учителя);
сравнивать с порой на образец/алгоритм/схему объекты живой и неживой
природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств
(после предварительного анализа);
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших
явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён
года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены
природных зон) с опорой на наглядные дидактические материалы;
иметь представление о наиболее значимых природных объектах
Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
иметь представление об экологических проблемах и путях их решения;
создавать по заданному плану собственные высказывания о природе и
обществе; использовать под руководством учителя различные источники
информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
иметь представление о возможных последствиях вредных привычек для
здоровья и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов
транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах,

торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях,
библиотеках и других);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде,
самокате и других средствах индивидуальной мобильности;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и
верифицированной информации в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» под руководством учителя/родителей;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных
образовательных и информационных ресурсов.
Критерии и нормы оценки планируемых результатов
В соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ
в МБОУ СОШ № 149 разработана система оценки, ориентированная на
выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с ЗПР.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой
(по итогам освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР) аттестации
обучающихся с ЗПР включают: особую форму организации аттестации (в малой
группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей
индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР; привычную обстановку в
классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся
мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения
заданий); присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1)
упрощение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению;
2)
упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на
короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения
задания;
3)
в дополнение к письменной инструкции к заданию, при
необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном
темпе с четкими смысловыми акцентами; при необходимости адаптирование
текста задания с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое
отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по
грамматическому и семантическому оформлению и др.); при необходимости
предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение,
эмоциональная
поддержка)
организующей
(привлечение
внимания,
концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости
самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к
заданию); увеличение времени на выполнение заданий; возможность
организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении
ребенка проявлений утомления, истощения; недопустимыми являются
негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к
эмоциональному травмированию ребенка.
Особенностями системы оценки являются:

комплексный подход к оценке результатов образования (оценка
предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения
основных образовательных программ в качестве содержательной и
критериальной базы оценки;
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных
предметов на основе деятельностного подхода, проявляющегося в способности к
выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения
качества образования;
использование персонифицированных процедур итоговой оценки и
аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния
и тенденций развития системы образования;
уровневый подход к разработке планируемых результатов,
инструментария и представлению их;
использование накопительной системы оценивания (портфолио),
характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование наряду со стандартизированными письменными или
устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические
работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные
у учащихся универсальные учебные действия.
Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе
внешних не персонифицированных мониторинговых исследований
специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой
компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития
личности. Вторым методом оценки личностных результатов обучающихся
используемым в образовательной программе является оценка личностного
прогресса обучающегося с помощью портфолио, способствующего
формированию у него культуры мышления, логики, умений анализировать,
обобщать, систематизировать, классифицировать.
В конце года проводится мониторинг сформированности УУД в урочное и
внеурочное время. Промежуточная диагностическая работа включает в себя
задания на выявление планируемых результатов.
Оценка
метапредметных
результатов
предполагает
оценку
универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных,
познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые
направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К
ним относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и
задачи;
самостоятельно
преобразовывать
практическую
задачу
в
познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии
с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её
осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить
коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок,
проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение
существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебнопознавательных и практических задач;
способность к осуществлению логических операций сравнения,
анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению
аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении
учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих
действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт
основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов,
представленных в обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени
начального общего образования строится вокруг умения учиться.
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную
область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы
контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала,
умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения,
приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные
знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой
образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные
проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого
ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические
работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют
учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной
теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы.
Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности
усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких
вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал
(повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение
сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти
причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические
особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно
выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и
рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание
объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные
признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота
раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта,
логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету.
Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста
учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами,

привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается
использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала,
самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно
обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные,
пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в
нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид
опроса очень важен для проверки уровня развития школьника,
сформированности логического мышления, воображения, связной речирассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и
обществоведческого направления используются также контрольные работы,
которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с
недостаточными возможностями письменной речи младших школьников.
Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск
ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют
большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети
заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают
правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как
дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе
индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменной формой контроля сформированности
представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь
учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение
передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как
устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным
оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на
уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель
этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников
работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести
самостоятельно практическую работу.
Основная цель контроля по окружающему миру - проверка знания фактов
учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать
обобщенные суждения приводить примеры из дополнительных источников,
применять комплексные знания.
Проверочные работы имеют своей целью проверку усвоения изученного
программного материала (по всей теме или по определенному ее разделу). Для
проведения проверочных работ учитель может отвести весь урок или его часть
(10-15 минут).
Проверочные задания по ознакомлению с окружающим миром и развитию
речи направлены на выявление:
1.
уровня представлений и знаний о предметах и явлениях
ближайшего окружения, их свойствах;
2.
уровня сенсорного и умственного развития;
3.
сформированности обобщенных представлений на основе выделения
общих существенных признаков;

4.
умения проводить сравнение двух и более предметов с
установлением их общих и отличительных признаков;
5.
умения рассказать о признаках предметов из своего ближайшего
окружения по определенному плану;
умения узнавать в природе и на
картинке цветы, деревья, кустарники, плоды, птиц,
домашних и диких
животных;
6.
уровня развития речи, степени систематизации словаря;
7.
умения различать взаимное расположение предметов и обозначать
эти отношения соответствующими словами;
8.
умения работать по плану, инструкции, алгоритму;
9.
умения вести наблюдения, анализировать их и делать выводы;
10. умения выбирать способ обследования предмета;
11. умения давать полные ответы на вопросы об увиденном, о собственных
впечатлениях, наблюдениях и практической деятельности;
12. умения описывать предметы, явления, излагать события или
рассуждать о них в определенной последовательности;
13. уровня овладения навыками предметно-практической деятельности;
14. умения составлять рассказы по сюжетной картине, по серии
картинок, опорному слову, образцу;
15.
выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи,
делать выводы.
Виды проверочных работ
Выбор вида проверочных работ определяется необходимостью проверки
знаний, умений и навыков учащихся по отдельным существенным вопросам
изучаемой темы.
Основными видами проверочных работ по ознакомлению с окружающим
миром и развитию речи являются:
- устные и письменные ответы на вопросы с использованием справочного
материала;
-составление рассказов по опорным словам, иллюстрируемым картинкой;
-составление рассказов по серии картинок;
-составление рассказов по серии сюжетных картинок, предлагаемых в
нарушенной последовательности;
-составление рассказов по сюжетным картинам;
-составление плана рассказа при помощи картинок;
-составление рассказов о наблюдениях в природе и за деятельностью
человека по плану, алгоритму;
-работа с деформированным предложением, текстом;
-пересказ по готовому образцу;
-решение речевых логических задач;
-работа по перфокартам;
-распределение (группировка) предметных картинок по заданным
признакам,
-работа с лекалами, трафаретами, контурными изображениями;
-конструирование (аппликация) из палочек, геометрических фигур,
природного материала, бумаги, картона, дерева:
-выполнение коллективных работ по предварительно обсужденному

замыслу,
-ролевой тренинг,
-выполнение тестовых заданий.
Речевая логическая задача - рассказ-загадка о явлениях природы,
предметах ближайшего окружения, ответ на которого может быть получен при
уяснении связей и закономерностей между рассматриваемыми предметами,
явлениями, событиями. Решение логических задач активизирует приемы
умственной
деятельности
(сравнение,
сопоставление,
построение
умозаключений), стимулирует развитие словесно-логического мышления.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Отметка «5»ставится обучающемуся, если он даст правильный,
логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в
природе и окружающем мире, на результаты практических работ; раскрывает
возможные взаимосвязи; умеет ориентироваться в тексте учебника и находить
правильные ответы, пользоваться планом, алгоритмом, применять свои знания на
практике; дает полные ответы на поставленные вопросы.
Отметка «4» ставится, если ответ в основном соответствует
требованиям, установленным для оценки «5», но обучающийся допускает
отдельные неточности, нарушения логической последовательности в изложении
фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает
трудности в применении знаний на практике. При оказании учителем обучающей
помощи эти недочеты ученик исправляет сам.
Отметка «3» ставится, если обучающийся усвоил учебный материал, но
допускает фактические ошибки; не умеет использовать результаты практических
работ, затрудняется в установлении связей между объектами и явлениями природы,
между природой и человеком: излагает материал с помощью наводящих вопросов
учителя, частично использует в ответах результаты наблюдений, ограничивается
фрагментарным изложением фактического материала и не может
самостоятельно применять знания на практике, но с помощью учителя
исправляет перечисленные недочеты.
Отметка «2» ставится обучающемуся, если он обнаруживает незнание
большей части программного материала, не справляется с выполнением
практических работ даже с помощью учителя, не отвечает ни на один из
поставленных вопросов или отвечает на них неправильно.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебные материалы для ученика
Учебник "Окружающий мир" в 2-х частях А.А.Плешакова;
Методические материалы для учителя

Федеральная рабочая программа начального общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.); https://ikprao.ru/frc-ovz3/

Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс.
Автор(ы): Плешаков А. А., Ионова М. А., Кирпичева О. Б. и др.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://schoolcollection.edu.ru
2.Презентации уроков «Начальная школа».
3. Электронное приложение к учебнику.
4. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии
в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
5. Официальный сайт УМК «Перспектива».
6. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
7. 9. https://resh.edu.ru/ - информационно-образовательная среда
10. https://education.yandex.ru/ - российская образовательная платформа
11. https://www.yaklass.ru/ - цифровой образовательный ресурс для школ
12. https://sferum.ru/ - цифровой помощник для учителей, учеников и
родителей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
4 КЛАСС
(2часа в неделю – 68ч)
№

Наименование
разделов и тем
программы

Программное содержание

Виды деятельности
обучающихся

Методы и формы
организации обучения

Раздел 1. Человек и природа (32ч)
1

2

3

4

5

Мир глазами астронома.

Иметь общие представления о Понимать учебные задачи урока.
строении
Солнечной
системы, Анализировать
информацию,
перечислять планеты.
полученную на уроке, и делиться
своими знаниями.
Планеты
Солнечной Познакомить с планетами Солнечной Читать,
извлекая
нужную
системы.
системы,
сформировать информацию, выполнять учебнопредставление о том, отчего на земле познавательные действия.
происходит смена дня и ночи, времён
года.
Звёздное небо – Великая Сформировать
представления
о Уметь работать с готовыми
книга.
звёздах,
познакомиться
с моделями (глобусом и картой),
созвездиями, как участками звёздного создавать несложные модели
неба.
планет и созвездий
Мир глазами географа.
Познакомить с географией как Уметь показывать на карте,
наукой, формировать представление о глобусе материки и океаны,
глобусе и карте.
горы, равнины, моря
Мир глазами историка.

Фронтальный
опрос,
практическая работа.
Фронтальный
опрос,
индивидуально
–
групповая, словесно –
наглядный.

Фронтальный
опрос,
индивидуально
–
групповая, словесно –
наглядный.
Фронтальный
опрос,
индивидуально
–
групповая, словесно –
наглядный. Практическая
работа.
Сформировать представление об Уметь описывать отдельные Фронтальный
опрос,
окружающем мире с точки зрения (изученные) события из истории индивидуально
–
историков и представление об Отечества.
групповая, словесно –
истории как науке, изучающей
наглядный. Практическая
длинный путь развития человечества,
работа.
познакомить с летоисчислением.

6

Когда и где? Лента « Познакомить с понятиями «век», Уметь описывать отдельные
времени».
«тысячелетие», «летоисчисление».
(изученные) события из истории
Отечества, использовать ленту
времени.

7

Прошлое и настоящее Дать представление о взаимосвязи
глазами эколога.
человека и окружающей среды, об
ответственности
человека
за
состояние природы.

8

Сокровища Земли под
охраной человечества.
Всемирное наследие.

9

Сокровища Земли под
охраной человечества.
Международная Красная
книга.

10 Равнины и горы России.

11 Моря, озёра и реки России.

12 Природные зоны России.

13 Зона арктических пустынь.

Фронтальный
опрос,
индивидуально
–
групповая, словесно –
наглядный.
Дидактическая работа.
Фронтальный
опрос,
индивидуально
–
групповая, словесно –
наглядный. Практическая
работа.

Уметь
использовать
приобретенные
знания
для
оценки воздействия человека на
природу, выполнение правил
поведения в природе и участие в
ее охране.
Познакомятся
с
объектами Знать
правила
поведения Фронтальный
опрос,
Всемирного
наследия,
с человека, памятники истории и индивидуально
–
международной Красной книгой.
культуры.
групповая, словесно –
наглядный.
Познакомятся
с
объектами Уметь использовать знания для Фронтальный
опрос,
Всемирного
наследия,
с оценки воздействия человека на индивидуальная
(
международной Красной книгой. природу.
сообщения).
Научатся читать и отвечать на
поставленные вопросы.
Познакомятся с горами и равнинами Знать
понятия
«равнины», Фронтальный
опрос,
на территории России, научатся «горы». Уметь показывать на индивидуально
–
находить их на карте.
карте, глобусе материки и групповая, словесно –
океаны, горы, равнины, моря, наглядный.
реки (без указания названий)
Познакомятся с морями, озёрами и Знать виды водоемов. Уметь Фронтальный
опрос,
реками России, научатся находить их показывать на карте, глобусе индивидуально
–
на карте.
материки и океаны, горы, групповая, словесно –
равнины, моря, реки (без наглядный.
указания названий)
Познакомятся с природными зонами, Знать
общие
условия, Фронтальный
опрос,
чередованием природных зон на необходимые для жизни живых индивидуально
–
территории планеты.
организмов. Уметь приводить групповая, словесно –
примеры природных зон.
наглядный.
Учиться находить Арктику на карте Знать
общие
условия, Фронтальный
опрос,
полушарий,
ознакомятся
с необходимые для жизни живых индивидуально
–

особенностями
использованием.

14

15

16

17

18

природы,

её организмов. Уметь приводить
примеры представителей разных
групп растений и животных
арктических пустынь
Тундра.
Познакомятся с географическим Знать
общие
условия,
положением этой природной зоны, необходимые для жизни живых
климатическими
условиями, организмов. Уметь приводить
растительным и животным миром, примеры представителей разных
деятельностью человека.
групп растений и животных
тундры
Леса России.
Осознавать роль леса в жизни Знать
общие
условия,
человека, и природы, ознакомятся с необходимые для жизни живых
экологическими проблемами леса.
организмов, правила поведения в
природе. Уметь приводить примеры представителей разных
групп растений и животных леса
Растения и животные леса. Наблюдать явления и объекты Понимать основные правила
природы. Определять природные поведения в окружающей среде.
объекты с помощью атласа – Уметь
приводить
примеры
определителя.
представителей разных групп
растений и животных (2-3
представителя из изученных),
раскрывать особенности их
внешнего вида и жизни
Лес и человек.
Объяснять влияние человека на Рассказывать о роли леса в
природу изучаемых природных зон.
природе и жизни людей.
Называть
экологические
проблемы зоны лесов. Называть
животных и растения леса.
Зона степей.
Ознакомятся
с
географическим Знать
общие
условия,
положением этой природной зоны, необходимые для жизни живых
климатическими
условиями, организмов. Уметь приводить
растительным и животным миром, примеры представителей разных
деятельностью человека.
групп растений и животных
степей

групповая, словесно
наглядный.

–

Фронтальный
опрос,
индивидуально
–
групповая, словесно –
наглядный.
Фронтальный
опрос,
индивидуально
–
групповая, словесно –
наглядный.
Фронтальный
опрос,
индивидуально
–
групповая, словесно –
наглядный.

Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.
Письменная работа.
Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.
Практическая работа.

19 Пустыни.

20

21

Ознакомятся
с
географическим
положением этой природной зоны,
климатическими
условиями,
растительным и животным миром,
деятельностью человека.

У Чёрного моря.

Познакомятся с субтропической
зоной Черноморского побережья
Кавказа,
её
географическим
положением,
растительным
и
животным миром, деятельностью
людей.
Обобщение по разделу Уметь использовать
полученные
«Природа России»
знания для поиска дополнительной
информации о родной стране.

22

Наш край.

23

Поверхность нашего края.

24

Водные богатства нашего Ознакомятся с естественными и
края.
искусственными водоёмами своего
края, со значением водоёмов и их
охраной.
Наши
подземные Ознакомятся
с
полезными
богатства.
ископаемыми,
их
применением,
свойствами,
способами
добычи,
охраной подземных богатств.

25

Познакомятся
с
особенностями
природы,
разнообразием
растительного и животного мира
своего края, их значением в природе и
жизни человека.
Познакомятся
с
поверхностью
родного края, с понятиями «овраг,
балка, карьер, терриконы».

Знать
общие
условия,
необходимые для жизни живых
организмов. Уметь приводить
примеры представителей разных
групп растений и животных
пустыни
Знать общие
условия,
необходимые для жизни живых
организмов. Уметь приводить
примеры представителей разных
групп растений и животных
Черноморского побережья.
Уметь использовать полученные
знания
для
поиска
дополнительной информации о
родной стране.
Знать название родного города.
Уметь показывать
на
карте
родной
край,
выполнять
основные правила поведения в
окружающей среде.
Уметь показывать на карте,
глобусе горы, равнины, реки,
различать объекты природы и
изделия; объекты неживой и
живой природы.
Уметь показывать на карте,
глобусе материки и океаны,
моря, реки.

Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.
Практическая работа.

Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.
Практическая работа.

Письменная
работа,
фронтальный
опрос,
индивидуальная.
Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.
Практическая работа.
Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.

Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.

Уметь использовать полученные Фронтальный
опрос,
знания для
удовлетворения словесно – наглядный.
познавательных
интересов,
поиска
дополнительной
информации
о
подземных
богатствах.

26

Земля – кормилица.

27

Жизнь леса.

28

29

30

31

32

Познакомятся с различными видами
почв
и
их
составом,
природоохранительной
деятельностью
человека,
со
значением почвы для растений и
живых организмов.

Сформировать представление о лесе
как
природном
сообществе,
ознакомятся с разнообразием лесных
обитателей, ярусами леса, лесной
подстилкой,
микроорганизмами,
ролью грибов.
Жизнь луга.
Сформировать представление о луге
как
природном
сообществе,
ознакомятся с разнообразием лесных
обитателей, с ролью человека.
Жизнь в пресных водах.
Сформировать
представление
о
жизни пресного водоёма, ознакомятся
с
разнообразием
растений
и
животных пресного водоёма, с ролью
человека. Познакомить с планом
создания проекта.
Растениеводство в нашем Ознакомятся
с
отраслями
крае.
растениеводства,
сформируется
представление о растениеводстве
своего края.
Проверим себя и оценим Сформируют адекватную оценку
свои достижения.
своих достижении. Научатся читать и
отвечать на поставленные вопросы.

Знать понятие «почва», состав Фронтальный
опрос,
воды и почв. Уметь определять словесно – наглядный.
признаки различных объектов
природы
(цвет,
форму,
сравнительные
размеры);
различать объекты природы и
изделия; объекты неживой и
живой природы.
Уметь использовать полученные
знания
для
удовлетворения
познавательных
интересов,
поиска
дополнительной
информации о родном крае, о
жизни леса, луга и пресного
водоема, приводить примеры
представителей разных групп
растений и животных (2–3
представителя из изученных),
леса, луга и пресного водоема,
раскрывать особенности их
внешнего
вида
и
жизни,
различать
части
растения,
отображать их в рисунке (схеме).

Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.

Знать отрасли растениеводства в
родном крае.
Уметь выполнять правила ухода
за культурными растениями.
Знать природные
сообщества
родного края.
Уметь выполнять
правила
поведения в природе.
Животноводство в нашем Познакомятся с отраслью сельского Знать отрасли животноводства в
крае.
хозяйства – животноводством, с родном крае.
отраслями животноводства.

Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.
Практическая работа.

Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.
Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.

Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.
Письменная работа.
Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.
Практическая работа.

Уметь ухаживать за домашними
животными.

Раздел 2. Человек и общество (35ч)
33

34

35

36

37

38

39

Начало
человечества.

истории Получат представление
первобытных людей.

о

жизни Знать, что
изучает
наука
«история». Использовать ленту
времени.
Мир древности: далёкий и Познакомятся с древними Египтом, Знать историю древнего мира.
близкий.
Грецией и Римом.
Использовать ленту времени.

Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.

Средние
века:
рыцарей и замков.

Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.

время Формировать
представление
о
Средневековье, познакомиться с
эпохой
Средних
веков,
достижениями,
особенностями,
нормами морали.
Новое время: встреча Познакомятся
со
знаменитыми
Европы и Америки.
людьми
Нового
времени,
их
изобретениями,
географическими
открытиями, научатся отличать эпоху
Нового времени от других эпох.
Новейшее время: история Познакомятся с открытиями учёных,
продолжается сегодня.
знаменитыми людьми 20 века, их
достижениями. Научатся читать и
отвечать на поставленные вопросы.
Обобщение по разделу Характеризовать
изменения
в
«Страницы
всемирной политическом устройстве стран мира.
истории»
Называть научные открытия и
технические изобретения ХХ – ХХI
веков.
Называть
выдающихся
людей
новейшего времени. Понимать, что
ХХ столетие – это время двух самых
кровопролитных войн.
Жизнь древних славян.
Познакомятся с жизнью древних
славян.

Знать историю средних веков.

Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.

Знать выдающихся
людей Фронтальный
опрос,
нового времени. Уметь работать словесно – наглядный.
с географической картой.
Знать
выдающихся
новейшего времени.

людей Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.
Практическая работа.

Уметь использовать
Фронтальный
опрос,
приобретенные знания и умения словесно – наглядный.
в практической деятельности и Письменная работа.
повседневной
жизни
для
обогащения жизненного опыта,
решения
практических
задач.
Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.

40
41

42

43

44
45
45

47

48
49

Во времена Древней Руси.

Формировать
представление
Древней Руси, русских князьях.
Формировать
представление
городах 10-11 века Киеве
Новгороде.

о Знать название нашей родной
страны и ее столицы, историю
Страна городов.
о Древней Руси.
и
Уметь показывать
на
карте
границы России, некоторые
города
России,
описывать
отдельные (изученные) события
из истории Отечества.
Из
книжной Формировать
представление
о Знать музеи России.
сокровищницы Древней возникновении славянской азбуки, Уметь описывать
отдельные
Руси.
появлении письменности на Руси.
(изученные) события из истории
Отечества.
Трудные
времена
на Формировать
представление
о Знать историю Древней Руси,
Русской земле.
военном деле на Руси, ознакомятся с выдающихся людей, патриотов.
героическими страницами истории Уметь показывать
на
карте
Отечества.
границы России, некоторые
России,
описывать
Русь расправляет крылья.
Формировать
представление
о города
события
Куликовской
возрождении Руси.
Куликовская битва.
Сформировать
представления
о битвы.
подвигах защитников Руси.
Иван Третий.
Сформировать
представление
о Знать реформы Ивана Третьего.
Москве времён Ивана 3, сравнить со Уметь описывать
отдельные
временем правления Ивана Калиты и (изученные) события из истории
Дмитрия Донского.
Отечества.
Мастера печатных дел.
Сформировать
представление
о Знать историю книгопечатания
появлении первой печатной книги на на Руси, патриотов России,
Руси, книгопечатания.
реформы Петра Великого.
Патриоты России.
Познакомятся
с
понятиями
«патриот»,
«патриотизм»,
со Уметь использовать полученные
знания
для
удовлетворения
значением народного ополчения.
Пётр Великий.
интересов,
Сформировать
представление
о познавательных
дополнительной
времени правления Петра 1, его поиска
информации о родной стране.
реформах.

Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.
Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.
Практическая работа.

Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.
Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.
Практическая работа.
Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.
Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.
Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.
Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.
Практическая работа.
Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.
Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.

50- Михаил Васильевич
51 Ломоносов.

Знать историю
развития Фронтальный
опрос,
образования на Руси.
словесно – наглядный.
Знать реформы
Екатерины Практическая работа.
Великой.

52

Сформировать
представление
о
жизни
и
деятельности
Екатерина Великая.
М.В.Ломоносова;
формировать
представление о жизни в России во
времена правления Екатерины 2.
Отечественная война 1812 Познакомить
с
историческим
года.
периодом Отечественной воны 1812
года,
основными
этапами
и
событиями, героями.
Страницы истории XIX века. Сформировать
представление
о
жизни в 19 веке, о технических
изобретениях того времени.
Сформировать
представления
о
важнейших событиях в России в
начале 20 века.

Знать значение и полководцев
Отечественной войны 1812 года.
Уметь работать с исторической
картой.
Знать историю России XIX века.
Уметь показывать на карте
границы России, некоторые
города России.
Уметь использовать полученные
знания для удовлетворения
познавательных интересов о
родной стране, описывать
отдельные (изученные) события
из истории Отечества.
Знать страницы истории России
в 1920–1930-х годах.
Уметь описывать исторические
события в начале XX века в
России.
Знать значение
победы
в
Великой Отечественной войне
1941–1945 гг., героев Вов;
первого
космонавта,
выдающихся людей.

Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.
Практическая работа.

53

54

Россия вступает в XX век.

55 Страницы истории 1920 – Сформировать
1930-х годов.

56 Великая война и великая
Победа.

57 Великая война и великая
Победа.

58 Страна, открывшая путь в
космос.

представление
жизни страны в1920-30 годов.

о

Сформировать
представления
о
Великой Отечественной войне и её
героях, создать образ войны, как
тяжелейшего испытания, выпавшего
на долю всех жителей нашей страны.
Сформировать представления о
жизни страны в послевоенное время.
Научатся читать и отвечать на
поставленные вопросы.
Рассказывать о достижениях нашей
Уметь описывать исторические
страны в освоении космоса, о полёте события,
пользуясь
в космос Юрия Гагарина.
исторической картой.

Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.
Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.
Практическая работа.

Фронтальный
опрос,
словесно – наглядный.

Фронтальный
опрос,
индивидуально
–
групповая, словесно –
наглядный.
Фронтальный
опрос,
индивидуально
–
групповая, словесно –
наглядный.
Фронтальный
опрос,
индивидуально
–

59 Основной закон России и
права человека.

Рассказывать о крупных стройках
послевоенного времени в СССР.
Называть экологические проблемы
того времени. Называть события,
которые произошли в нашей стране в
1991 году.
Дать
представление
о
государственном устройстве нашей
страны, её основных документах, её
главной идее.

60 Мы – граждане России.

Формировать представления о том,
что значит быть гражданином, о главе
государства, Федеральном собрании и
их работе.

61 Славные символы России.

Формировать
представление
государственных символах.

62 Такие разные праздники.

Сформировать
представление
о
праздниках России, их различиях,
особенностях.

63 Проверим себя и оценим

Дать представление о том, насколько
велика наша страна, познакомить с
народами, населяющими России, их
обычаями.

свои достижения.

о

групповая, словесно
наглядный.

Знать государственные
праздники, Основной закон
России.
Уметь использовать знания для
удовлетворения познавательных
интересов,
поиска
дополнительной информации.
Знать основной закон России и
права человека, название нашей
родной страны и ее столицы.
Уметь описывать
традиции,
обычаи, народов, населяющих
Россию.
Знать государственную
символику России.
Уметь описывать
историю
создания гимна, герба, флага.
Знать государственные
праздники.
Уметь описывать
государственные
праздники,
традиции народов России.

–

Фронтальный
опрос,
индивидуально
–
групповая, словесно –
наглядный.

Фронтальный
опрос,
групповая, словесно –
наглядный. Практическая
работа.
Фронтальный
опрос,
индивидуально
–
групповая, словесно –
наглядный.
Фронтальный
опрос,
индивидуально
–
групповая, словесно –
наглядный.

Знать города России, правила Письменная
работа,
работы с географической картой. фронтальный опрос.
Уметь показывать
на
карте
границы России, некоторые
города России (родной город,
столицу,
1–2
города),
использовать
знания
для
удовлетворения познавательных

64

65

66

интересов,
поиска
дополнительной информации о
родном крае, родной стране.
Путешествие по России
Называть народы России.
Знать города России, правила Фронтальный опрос,
(по Дальнему Востоку, на Рассказывать об обычаях и традициях работы с географической картой. индивидуально –
просторах Сибири).
народов России.
групповая, словесно –
Рассказывать о городах России.
наглядный.
Путешествие по России
Называть народы России.
Уметь показывать
на
карте Фронтальный
опрос,
(по Уралу, по северу
Рассказывать об обычаях и традициях границы России, некоторые индивидуально
–
европейской России).
народов России.
города России (родной город, групповая, словесно –
Рассказывать о городах России.
столицу,
1–2
города), наглядный.
использовать
знания
для
удовлетворения познавательных Фронтальный
Путешествие по России
Называть народы России.
опрос,
поиска индивидуально
(по Волге, по югу России). Рассказывать об обычаях и традициях интересов,
–
дополнительной информации о групповая, словесно –
народов России.
родном крае, родной стране.
Рассказывать о городах России.
наглядный.

Правила безопасной жизнедеятельности(1ч)
67

Безопасность в
повседневной жизни
Правила безопасной
жизни. Здоровый образ
жизни:профилактика
вредных привычек.

68 Что мы узнали и чему
научились за год.
Проверочная работа.

Учебный диалог по теме «Послушаем
друг друга: как я выполняю правила
безопасной жизни»;
Работа в группах: составление текста
по теме, «Какие опасности можно
встретить на улице, в зонах отдыха, в
общественных местах»;

Пользуясь учебником и другими
источниками
информации,
раскрыть зависимость между
поведением, питанием, занятием
спортом, режимом дня как
здоровым образом жизни.

Описывать
исторические
и Оценивать свои достижения.
культурные памятники на основе
иллюстративного материала или
непосредственного
наблюдения,
подготавливать рассказ о важнейших
изученных событиях из истории
Отечества.

Фронтальный
опрос,
индивидуально
–
групповая, словесно –
наглядный.

Фронтальный
индивидуальная.

опрос,


Наверх

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».