СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА Педагогическим советом МБОУ СОШ №149 (протокол от 29.08.2024 №1) приказом МБОУ СОШ №149 от 29.08.2024 №143 Рабочая программа по предмету: литературное чтение Уровень образования: начальный общий 4 класс Екатеринбург, 2024 ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 КЛАСС (3 часа в неделю – 102 часов) Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся с задержкой психического развития (далее–ЗПР) 4 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598) (далее – ФГОС НОО ОВЗ), Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1023), Федеральной рабочей программы по предмету «Литературное чтение» для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне начального общего образования, разработанной ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» и размещенной на сайте https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/, Федеральной программы воспитания, Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ СОШ № 149 (вариант 7.2). Цели и задачи изучения учебного предмета Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач: совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; создание вариативных условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья; создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить в образовательном учреждении полноценную интеграцию и личностную самореализацию детей с ЗПР; усиление работы по формированию культурного и безопасного образа жизни учащихся для сохранения и укрепления их психического и физического здоровья; развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей; обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества; становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения; работать с различными видами текстов. Обучающиеся с ЗПР, наряду с другими учебными трудностями, испытывают затруднения при формировании навыка чтения. Они долго и с большим трудом овладевают техникой чтения, недостаточно понимают смысл прочитанного, во время чтения могут допускать большое количество разнообразных ошибок (пропуски, замены, перестановки букв, ударение, чтение по догадке и др.). Обучающиеся с ЗПР часто оказываются не в состоянии самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем незнакомых слов и выражений. Они затрудняются передать главную мысль прочитанного, установить причинно-следственные связи, самостоятельно охарактеризовать героев произведения и дать оценку их поступкам. Обучающиеся с ЗПР долгое время затрудняются в правильном интонировании при чтении. Содержание учебного предмета Предмет «Литературное чтение» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовнонравственном развитии и воспитании младших школьников. Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений. Летописи, былины, сказания, жития (10 ч) О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского». Чудесный мир классики (18 ч) П.П. Ершов «Конек-горбунок» (отрывок); А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок), «АшикКериб»; А.П. Чехов «Мальчики». Поэтическая тетрадь (9 ч) Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А.II. Плещеев «Дети и птичка»; И.С. Никитин «В синем небе плывут над поля ми...»; Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И.А. Бунин «Листопад». Литературные сказки (14 ч) В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»; П.П. Бажов «Серебряное копытце»; С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»; В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Делу время - потехе сейчас (11 ч) Е.Д. Шварц «Сказка о потерянном времени»; В.Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»; В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Стран детства (10 ч) Б.С. Житков «Как я ловил человечков»; К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; М.М. Зощенко «Елка». Поэтическая тетрадь (4 ч) В.Я. Брюсов «Опять сон»; В.Я. Брюсов «Детская»; С.А. Есенин «Бабушкины сказки»; М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М.И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь». Природа и мы (16 ч) Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»; А.И. Куприн «Барбос и Жулька»; М.М. Пришвин «Выскочка»; К.Г. Паустовский «Скрипучие половицы»; Е.И. Чарушин «Кабан»; В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Поэтическая тетрадь (6ч) Б.Л. Пастернак «Золотая осень»; С.А. Клычков «Весна в лесу»; Д.Б. Кедрин «Бабье лето»; Н.М. Рубцов «Сентябрь»; С.А. Есенин «Лебедушка». Родина (8 ч) И.С. Никитин «Русь»; С.Д. Дрожжин «Родине»; Л.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б.А. Слуцкий «Лошади в океане». Страна Фантазия (9 ч) Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»; К. Булычев «Путешествие Алисы». Зарубежная литература (21 ч) Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»; Г.X. Андерсен «Русалочка»; М. Твен «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете». № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Наименование разделов и тем Летописи, былины, жития Чудесный мир классики Поэтическая тетрадь 1 Литературные сказки Делу время – потехе час Страна детства Поэтическая тетрадь 2 Природа и мы Поэтическая тетрадь 3 Родина Страна Фантазия Зарубежная литература Итого: Всего часов 6 12 9 10 11 10 4 16 6 8 6 8 102 Планируемые результаты освоения программы Планируемые образовательные результаты Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. Личностные результаты Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике. Гражданско-патриотическое воспитание: — становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственное воспитание: — освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; — осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; — выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетическое воспитание: — проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоциональноэстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словеснохудожественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; — овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; — потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. Метапредметные результаты В результате изучения литературного чтения на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: сравнивать произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать после совместного анализа основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; определять с помощью учителя существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам; находить после совместного анализа закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев. Базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); формулировать с помощью учителя выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: выбирать источник получения информации; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-коммуникационной сети «Интернет»; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Коммуникативные универсальные учебные действия соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы к учебным и художественным текстам; пересказывать текст в соответствии с учебной задачей; рассказывать о тематике детской литературы, о любимом писателе и его произведениях; оценивать мнение авторов о героях и своё отношение к ним; использовать элементы импровизации при исполнении фольклорных произведений; сочинять небольшие тексты повествовательного и описательного характера по наблюдениям, на заданную тему, принимать участие в коллективном поиске средств решения поставленных задач, договариваться о распределении функций. Регулятивные универсальные учебные действия выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно; понимать значение чтения для самообразования и саморазвития; самостоятельно организовывать читательскую деятельность во время досуга; определять цель выразительного исполнения и работы с текстом; оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения передачи настроения, особенностей произведения и героев. Совместная деятельность: участвовать в театрализованной деятельности: инсценировании и драматизации (читать по ролям, разыгрывать сценки); соблюдать правила взаимодействия; ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело. Предметные результаты К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: — с помощью учителя отвечать на вопрос о значимости художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений; — демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения; читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); — читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 70 - 80 слов в минуту (без отметочного оценивания); — читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений; — различать художественные произведения и познавательные тексты; различать прозаическую и стихотворную речь: — называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического; — понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать и формулировать вопросы с помощью учителя (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам; — различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России; — соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира; — владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; — характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей под контролем учителя, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; — находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинноследственные связи событий, явлений, поступков героев; — объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; — находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора); — уметь применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ); — участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); — устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного (прочитанного) текста, подтверждать свой ответ примерами из текста; — составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица; — читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения; — составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 6 - 7 предложений устно, 4 - 5 письменно), писать сочинения на заданную тему используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение); — корректировать собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи; — составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму; — сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 7 - 9 предложений); — использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложка, оглавление, аннотация, иллюстрация, предисловие, приложение, сноски, примечания); — выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге; — использовать справочную литературу, электронные образовательные и информационные ресурсы информационнокоммуникационной сети «Интернет» (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. Критерии и нормы оценки планируемых результатов В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ЗПР разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с ЗПР. Особенностями системы оценки являются: — комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); — использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; — оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; — оценка динамики образовательных достижений обучающихся; — сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; — использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования; — уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; — использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; — использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др. Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у обучающихся универсальные учебные действия. Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних не персонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности. Вторым методом оценки личностных результатов, обучающихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса обучающегося с помощью портфолио, способствующего формированию у него культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. В конце года проводится мониторинг сформированности УУД в урочное и внеурочное время. Промежуточная диагностическая работа включает в себя задания на выявление планируемых результатов. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка предметных результатов Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность обучающихся с ЗПР решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования. Не подлежит никакому оцениванию темп работы обучающегося, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.) В 4 классе используются три вида оценивания: Текущее оценивание по литературному чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п. Тематическое оценивание проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. Итоговое оценивание по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Текст для замеров должен быть незнакомым, но все слова дети должны хорошо знать. Числительных быть не должно, прилагательных может быть от 8% до12%. Короткие слова надо учитывать, написанные через чёрточку (ну-ка, из-за) считать, как 2 слова. Если в начале замера скорость мала, то надо дать ученику возможность вчитаться в текст и только после этого проводить замер. Замеры проводит учитель, дается инструкция, чтобы ребенок прочитал текст в том темпе, в котором ему удобно, а потом ответил на вопросы по содержанию. Результаты фиксируются в таблице. Нормы оценок по технике чтения (4 класс) 4 класс Отметка 1 полугодие Отметка 2 полугодие 5 4 3 2 Без ошибок; 60-75 сл. в мин. 5 1-2 ошибки, 55-60 сл. 3-5 ошибок, 50-55 сл. 6 и более ошибок, менее 50 сл. 4 3 2 70-80 сл. без ошибок, бегло с соблюдением орфоэпических норм, делать паузы, логические ударения. 1-2 ошибки, 60-70 сл. 3-5 ошибок, 55 – 60 сл. 6 и более ошибок, менее 55 сл. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: - искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв слогов, слов); - неправильная постановка ударений (более 2); чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; - непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения; - неправильные ответы на вопросы по содержанию текста; - неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания, прочитанного; - нарушение при пересказе последовательности событий в произведении; - нетвердое знание наизусть подготовленного текста; - монотонность чтения, отсутствие средств выразительности. Недочеты: - не более двух неправильных ударений; - отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное; - неточности при формулировке основной мысли произведения; нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа. Критерии сформированности навыка чтения четвероклассников: - умение читать текст бегло, выразительно; - осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 70-80 слов в минуту (на конец года); - умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев; - безошибочность чтения. К концу второго полугодия в четвертом классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений. Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие: - индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное); - индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного; - индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости - в соответствии с характером текста); индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Учебные материалы для учителя Федеральная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.) Литературное чтение. https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/ Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение. 2. Н.А. Стефаненко, Е.А. Горелова. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение. Учебные материалы для ученика Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. - М.: Просвещение. Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет 1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru 2.Презентации уроков «Начальная школа». 3. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой, ОАО «Издательство «Просвещение». 4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ education 5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru 6. Официальный сайт УМК «Перспектива». 7. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы. 8. https://uchi.ru/ - интерактивная образовательная онлайн-платформа 9. https://resh.edu.ru/ - информационно-образовательная среда 10. https://education.yandex.ru/ - российская образовательная платформа 11. https://www.yaklass.ru/ - цифровой образовательный ресурс для школ 12. https://sferum.ru/ - цифровой помощник для учителей, учеников и родителей. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 КЛАСС (3ч в неделю = 102ч) № Наименование разделов и тем программы Программное содержание Виды деятельности обучающихся Методы и формы организации обучения Летописи, былины, жития (10ч) 1 2 3 4 Знакомство с названием раздела. Из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Летописи. «И вспомнил Олег про коня своего». Поэтический текст былины Познакомить с новым учебником литературного чтения, с его содержанием, системой условных обозначений, словарем, с обращением авторов; обобщить знания, полученные на уроках литературного чтения в 3 классе. Понимать значение слова «летопись». Оценивать свои знания и достижения. Правильно, осознанно читать летописи, понимать глубину содержания произведения, отвечать на вопросы. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать отрывки из древнерусской летописи. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. Продолжать знакомить обучающихся с литературными произведениями Древней Руси – летописями; учить понимать смысл, заключённый в летописях; показать роль князя Олега в истории Руси. Продолжать знакомить обучающихся с многообразием устного творчества русского народа; дать представление о Групповая, частично – Сравнивать текст летописи и исторических поисковый. источников Из летописи « И вспомнил Олег коня своего» Фронтальная, объяснительно иллюстративный. Фронтальная, частично – поисковый. Смысловое чтение как осмысление цели Совместная работа: чтения, построение логической цепочки словарная работа по « Ильины три поездочки». былине как русской народной эпической рассуждений, песне. утверждений. анализ истинности уточнению лексического значения слов. Фронтальная, объяснительно иллюстративный. 5 6 7 Поэтический текст былины « Ильины три поездочки». Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой « Три поездки Ильи Муромца». Сергий Радонежский – святой земли Русской. Познакомить с поэтическим текстом Определять тему и главную мысль былины «Ильины три поездочки»; произведения. обобщить и обогатить знания о былинах; учить правильно читать их, понимать исторический текст; работать над содержанием былины; обучать выразительному чтению, находить аналогии с реальными историческими событиями. Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. Познакомить с прозаическим текстом Пересказывать текст, использовать былины «Три поездки Ильи Муромца» в приобретённые умения для пересказе И. Карнауховой; обобщить и самостоятельного чтения книг. обогатить знания о былинах; учить правильно, читать их, понимать исторический текст; работать над содержанием былины; находить аналогии с реальными историческими событиями; Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. Познакомить с краеведческими фактами и Читать отрывки из древнерусских материалами (история храма в селе Ново- летописей, былины, жития о Сергии Сергиево), с отрывком из «Жития Сергия Радонежском. Радонежского»; формировать устойчивый интерес к предмету, желание больше узнавать о православной культуре России; Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. Фронтальная, объяснительно иллюстративный. Фронтальная, объяснительно иллюстративный. Фронтальная, объяснительно иллюстративный. 8 Житие Сергия Радонежского. Уметь анализировать язык произведения, Делить текст на части, составлять план Совместная работа: (совместно с учителем), оценивать мотивы поведения героев, словарная работа по пересказывать доступный по объему уметь пересказывать текст по плану. уточнению текст, делить текст на смысловые части, лексического значения составлять его простой план. слов. Фронтальная, объяснительно иллюстративный. 9 Обобщающий урок – игра « Летописи, былины, сказания, жития». Проверка навыка чтения. Обобщить знания по разделу; учить Знать название и основное содержание прислушиваться к мнению товарищей, изученных произведений. принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения. Комбинированный опрос 10 Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий». Оценивать результаты своей читательской Участвовать в проектной деятельности. деятельности, вносить коррективы. Составлять летопись современных важных Осознанно и произвольно строить событий (с помощью учителя). высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста. Творческие сообщения Подготовка презентации. Чудесный мир классики (18ч) 11 Знакомство с названием раздела. П.П. Ершов « Конек – Горбунок». Познакомить с новым разделом; учить формулировать тему урока на основе ключевых слов, познакомить с жизнью и творчеством П.П. Ершова; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. настроение, находить нужный отрывок в разговорной речи, осмысливая его Фронтальная, тексте по вопросам. содержание. Наблюдать за развитием объяснительно событий в сказке. иллюстративный. 12, 13 14,15 16 П.П. Ершов « Конек – Горбунок». Познакомить с жизнью и творчеством П.П. Ершова; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам. Характеризовать героев произведения. Иллюстрировать сказку и объяснять роль иллюстрации в понимании произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного текста, отвечать на них. Объяснять мотивы поведения героев, своё и авторское отношения к событиям и персонажам Рассказывать о А.С. Пушкине. Наблюдать за выразительностью литературного языка. Читать выразительно, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусств. А. С. Пушкин « Няне». А. С. Пушкин « Туча», « Унылая пора! Очей очарованье!..». познакомить с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам. А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Познакомить со сказкой А.С. Пушкина; Характеризовать героев произведения. учить анализировать поступки героев; Воспринимать и понимать их эмоциональнообучать грамотному, выразительному нравственные переживания. Наблюдать за чтению выразительностью литературного языка. Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. Чтение наизусть. Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. Фронтальная, объяснительно иллюстративный. 17 А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Учить сравнивать сказки народные и литературные, делить текст на части; формировать умения анализировать литературное произведение, Участвовать в диалоге при обсуждении Совместная работа: прослушанного (прочитанного) словарная работа по произведения. Ставить вопросы по уточнению содержанию прочитанного, отвечать на них. аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках. лексического значения слов. Индивидуально – групповая, выразительное чтение. 18, 19 А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». 20 М. Ю. Лермонтов « Дары Терека». 21 М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Учить сравнивать сказки народные и литературные, делить текст на части; формировать умения анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; учить различать положительных и отрицательных героев, давать краткую характеристику главных героев, оценку их поступкам; обучать работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст. Познакомить с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; дать представление о разнообразии жанров произведений автора (стихи, сказки); учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; закрепить знания о средствах художественной выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения); отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Определять тему, главную мысль. Описывать события, последовательность сказки. Учебный диалог, тестирование. Рассказывать о М.Ю. Лермонтове. Наблюдать за выразительностью литературного языка. Воспринимать и понимать эмоционально-нравственные переживания героя. Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. Фронтальная, объяснительно иллюстративный. Наблюдать за выразительностью литературного языка. Читать по ролям. Понимать основное содержание произведения Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. 22, 23 М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Выявлять специфические особенности сказки. Оценивать поступки героев и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей. Находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге. Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. Излагать устно текст по плану. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Анализировать поступки героев Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. Фронтальная, объяснительно иллюстративный. 24 Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Л. Н. Толстой « Детство» Познакомить с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого. Читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Рассказывать о Л.Н. Толстом. Наблюдать за выразительностью литературного языка. Называть произведения классической литературы. Определять жанры литературных произведений. Осознанно, выразительно читать текст. Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. Фронтальная, объяснительно иллюстративный. 25 Л. Н. Толстой « Как мужик камень убрал». Басня Читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Называть особенности басни. Определять тему, главную мысль. Характеризовать события, устанавливать последовательность. Наблюдать за выразительностью литературного языка. Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. Фронтальная, объяснительно иллюстративный. 26 А. П. Чехов « Мальчики» Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Отвечать на вопросы по прочитанному. Рассказ о А.П. Чехове. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям. Понимать основное содержание услышанного. Характеризовать героев произведения. Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. Фронтальная, объяснительно иллюстративный. 27 28 А. П. Чехов « Мальчики». Обобщающий урок – КВН « Чудесный мир классики» Определять тему, главную мысль, Понимать основное содержание услышанного. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Определять тему, главную мысль, понимать основное содержание услышанного. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Знать произведения разных авторов, их содержание. Уметь сравнивать их. Сравнивать произведения разных жанров. Характеризовать героев разных жанров. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. Работа в группах, проблемный вопрос. Поэтическая тетрадь № 1 (9ч) 29 Знакомство с названием раздела. Ф. И. Тютчев « Еще земли печален вид..», Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего Познакомить с названием раздела, прогнозирование его содержания Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. 30 31 32 « Как неожиданно и ярко…» соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Самостоятельно оценивать своё чтение. А.А. Фет « Весенний дождь», « Бабочка» Характеризовать картины природы в лирическом стихотворении. Определять ритм, интонации (тон, паузы, темп) стихотворения. Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...», « Где сладкий шепот…» А. Н. Плещеев « Дети и птичка». Передавать настроение и чувства в стихотворении. Называть лирические произведения о весне. Развивать умения воссоздавать художественные образы. Определять ритм стихотворения. Беседа, объяснительно - иллюстративный. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения. Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. Фронтальная, объяснительно иллюстративный. Фронтальная, объяснительно иллюстративный. индивидуальная, объяснительно иллюстративный. 33 И. С. Никитин Прослеживать изменения картин природы Читать выразительно стихотворение, в стихотворении. Называть произведения о передавая настроение автора. Совместная работа: словарная работа по « В синем небе плывут над полями…» 34 35 Н. А. Некрасов « Школьник» Н. А. Некрасов « В зимние сумерки нянины сказки..» Родине. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы, умение находить необычное в обычных предметах. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. уточнению лексического значения слов. Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства. Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. индивидуальная, объяснительно иллюстративный. индивидуальная, объяснительно иллюстративный. Анализировать средства художественной Читать выразительно стихотворение, выразительности. передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. индивидуальная, объяснительно иллюстративный. 36 И. А. Бунин « Листопад». Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. Описывать картины осени в стихотворении. Определять слово как средство художественной выразительности. Называть произведения русских поэтов. Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. индивидуальная, объяснительно иллюстративный. Читать стихи выразительно, передавая Работа в парах, изменения в настроении, выраженные объяснительно автором. Объяснять интересные выражения иллюстративный. в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Литературные сказки (14ч) 37 Обобщающий урок – игра « Поэтическая тетрадь № 1» Называть изученные литературные произведения и их авторов. Понимать значение слова «строфа». 38 Знакомство с названием раздела. В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке». В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке». Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Читать выразительно и осознанно произведение. Прогнозировать содержание раздела. Беседа, объяснительно Планировать работу на уроке, выбирать - иллюстративный. виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Отвечать и задавать вопросы. Называть особенности данного литературного жанра. Прогнозировать жанр произведения, определять мотив поведения героев путём выбора правильного ответа из текста. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки и опорные слова. 39-40 41 В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе». Называть особенности данного литературного жанра. Определять сказка или рассказ. Находить текст-описание в содержании художественного произведения. Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. Воспринимать на слух тексты литературных Фронтальная, сказок, высказывать своё мнение, объяснительно отношение. Читать сказку вслух и про себя, иллюстративный. использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Сравнивать героев в литературной 42 В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе». 43 П.П. Бажов « Серебряное копытце». сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Работать с Читать сказку вслух и про себя, Индивидуальный иллюстрациями, анализировать мотивы использовать приёмы выразительного опрос. Выразительное поведения героев, пересказывать по плану. чтения. чтение. Сопоставлять особенности Наблюдать за развитием и художественных образов, давать последовательностью событий в эмоционально-эстетическая оценка литературной сказке. изображения героев. Определять мотивы народных сказок в авторском тексте. Рассказывать об авторском отношении к героям произведения. Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. Работа в группах, объяснительно иллюстративный. 44 П.П. Бажов « Серебряное копытце». 45 П.П. Бажов « Серебряное копытце». 46 С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений. Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы. Определять авторское отношение к изображаемому. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. Фронтальная, объяснительно иллюстративный. Фронтальная, объяснительно иллюстративный. 47-49 С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. 50 Обобщающий урок – игра « Крестики – нолики» Создавать небольшой устный текст на заданную тему. Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию, оценивать свой ответ. 51 52-54 Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Проверять себя и оценивать свои достижения. Внеклассное чтение. Выявлять специфические особенности Обобщить знания по Сказки любимых сказок; умение анализировать книги, разделу. Наблюдать над писателей. представленные на выставке, планировать изобразительностью и выразительностью свою деятельность по решению учебной слова, привитие нравственно – эстетической задачи, работать в группе. оценки описываемого. Делу время – потехе час (11 ч) Знакомство с названием раздела. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Определять особенности данного литературного жанра. Объяснять заглавие и называть главных героев литературной сказки. Различать сказки народные и литературные, высказывать оценочные суждения о прочитанном. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Характеризовать главных героев в сказке. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. Читать сказку по ролям. Характеризовать героев произведения, воспринимать и понимать их эмоциональнонравственные переживания. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Составление плана Пересказ текста по плану Фронтальная, объяснительно иллюстративный. Индивидуально – групповая, объяснительно иллюстративный. Фронтальный опрос. Оценка чтения и понимания. 55-56 57-58 В. Ю. Драгунский « Главные реки». В. Ю. Драгунский « Что любит Мишка». 59 В. В. Голявкин « Никакой горчицы я не ел». 60 В. В. Голявкин « Никакой горчицы я не ел». 61 Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге. Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Определять основную мысль рассказа. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе. Объяснять авторское и собственное Определять жанр произведения. Понимать отношение к персонажам, составлять нравственный смысл рассказа. Определять небольшое монологическое высказывание основную мысль рассказа. Соотносить с опорой на авторский текст. название с содержанием произведения. Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Индивидуальный опрос Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Работа с учебным текстом. объяснительно иллюстративный. Обобщить знания по разделу. Наблюдать над изобразительностью и выразительностью слова, привитие нравственно – эстетической оценки описываемого. Индивидуально – групповая, Выявлять специфические особенности сказок; умение анализировать книги, представленные на выставке, проявление интереса к творчеству Л.Н. Толстого. объяснительно иллюстративный. Подробный пересказ. Объяснительно иллюстративный. Оценка чтения понимания. Инсценирование произведения. объяснительно иллюстративный. и 62 Обобщающий урок « Делу время – потехе час». Называть авторов, которые пишут Оценивать свой ответ, планировать юмористические рассказы. Поддерживать возможный вариант исправления диалог, вступать в дискуссию. допущенных ошибок. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения. Фронтальный опрос. Тестирование. Страна детства (10 ч) 63-64 Знакомство с названием раздела. Б.С. Житков « Как я ловил человечков». 65 Б.С. Житков « Как я ловил человечков». 66-68 Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, создать небольшой устный текст на заданную тему Пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы К. Г. Паустовский « Прогнозировать содержание текста по Корзина с еловыми заголовку; участвовать в диалоге; читать шишками». осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. Определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Определять основную мысль рассказа. Индивидуальный опрос (устный) Самостоятельная работа Фронтальный опрос Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие главную мысль. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Характеризовать героев произведения, их восприятие и понимание эмоциональнонравственных переживаний. Индивидуально групповая, – Комбинированный опрос Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. 69-70 М.М. Зощенко « Ёлка». 71 Обобщающий урок « Страна детства» 72 73 Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Составлять план, пересказывать произведение. Называть изученные литературные произведения и их авторов, рассказывать основное содержание изученных литературных произведений. Подбирать книги по теме. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Внеклассное чтение. Познакомить с сериями книг, показать их Выбирать книгу для самостоятельного Что такое серии назначение; прививать любовь и интерес к чтения; оценивать результаты своей книг и каково их книге. читательской деятельности; пользоваться назначение. справочными источниками. Поэтическая тетрадь № 2 (4ч) Знакомство с названием раздела. В. Я. Брюсов « Опять сон», « Детская» 74 С. А. Есенин « Бабушкины сказки» 75 М. И. Цветаева Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Анализировать средства художественной выразительности Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Комбинированный опрос. Составление плана. Пересказ. Индивидуальный опрос (устный) Тестирование Фронтальный опрос Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения в тексте. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Комбинированный опрос Выразительное чтение Фронтальная, объяснительно иллюстративный. Комбинированный опрос Выразительное чтение « Бежит тропинка с бугорка», « Наши царства» 76 77 Выразительно читать использовать интонацию стихотворение, Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, грусть, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Устный журнал Называть произведения русских Участвовать в конкурсе чтецов со своим «Поэтическая поэтов. Анализировать средства любимым стихотворением. тетрадь». художественной выразительности, Проверять себя и самостоятельно оценивать выразительно читать текст, использовать свои достижения. интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения Природа и мы (16 ч) Знакомство с названием раздела. Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приемыш». Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Индивидуально – групповая, Комбинированный опрос Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. Фронтальная, объяснительно иллюстративный. Делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение. 78-79 Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приемыш». 80-82 Определять тему и главную мысль А. И. Куприн « Барбос и Жулька». рассказа, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения. Составлять простой план текста Индивидуально самостоятельно, сложный план – с помощью групповая, учителя. Пересказывать текст подробно, Комбинированный сжато, выборочно. опрос Определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев – произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. 83-85 М.М. Пришвин « Выскочка». Определять тему и главную мысль Определять основную мысль рассказа. произведения; выделять в тексте главное и Сравнивать свои наблюдения за жизнью второстепенное; ставить вопросы к животных с рассказом автора. прочитанному. Фронтальная, объяснительно иллюстративный. 86-87 Е. И. Чарушин « Кабан» Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. Выборочный пересказ 88-90 В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. 91 Обобщающий урок – конкурс Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, составлять план, создать устный текст на заданную тему. « Природа и мы» Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Характеризовать героев на основе их поступков. Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать от имени героя, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Проверять составленный план, сверяя его с текстом. Оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы. План произведения. Выборочный пересказ. Комбинированный опрос, самостоятельная работа. Презентация проектов. 92 Проект « Природа и мы». Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Поэтическая тетрадь № 3 (6 ч) 93 Знакомство с названием раздела. Б.Л. Пастернак « Золотая осень» Участвовать в анализе содержания, Прогнозировать содержание раздела. Совместная работа: определять тему и главную мысль Планировать работу с произведением на словарная работа по произведения. уроке, используя условные уточнению обозначения. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; лексического значения сравнивать их, самостоятельно слов. дополнять. Наблюдать связь произведений Фронтальная, литературы с другими видами искусства. объяснительно иллюстративный. 94 С.А. Клычков « Весна в лесу» Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворение наизусть. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение) 95-96 Д. Б. Кедрин « Бабье лето» Н.М. Рубцов «Сентябрь» 97 С.А. Есенин « Лебедушка» Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения. Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. 98 Урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы». Чтение стихотворений наизусть. Обобщение по Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Сопоставлять произведения Комбинированный художественной литературы и произведения опрос живописи. Выразительное чтение Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Читать выразительно стихотворение, Комбинированный передавая настроение автора. опрос Использовать приёмы интонационного Чтение наизусть чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) Выражать личное отношение к Комбинированный прочитанному, аргументировать свою опрос позицию с привлечением текста Выразительное чтение произведения. Выразительно читать с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Читать наизусть (по выбору) стихотворение. Индивидуальный Выражать личное отношение к опрос (устный) прочитанному. Наблюдать за Тестирование особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусства. разделу «Поэтическая тетрадь». Родина (8ч) 99100 Знакомство с названием раздела. И.С. Никитин « Русь». 101 С.Д. Дрожжин « Родине». 102103 А.В. Жигулин « О, Родина! В неярком блеске…» 104 Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач. Использование разных способов выполнения задания Называть произведения русских поэтов. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль Комбинированный опрос Выразительное чтение Определять жанр произведения. Рассказывать о Родине, подбирая в произведении слова-определения. Определять основную мысль рассказа Комбинированный опрос Выразительное чтение Показать богатство литературы, повествующей о ратных подвигах нашего народа; воспитывать патриотические чувства; развивать память, речь. Выбирать книгу для самостоятельного чтения; оценивать результаты своей читательской деятельности; пользоваться справочными источниками. Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. Фронтальная, объяснительно иллюстративный. Фронтальная, объяснительно иллюстративный. 105 Проект: «Они защищали Родину». Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение. 106 Обобщение по разделу «Родина». 107 Знакомство с названием раздела. Е. С. Велтистов « Приключение Электроника». 108109 Е. С. Велтистов « Приключение Электроника». 110111 К. Булычев « Путешествие Алисы». Определять смысл произведения, поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения Защита проектов. Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Называть авторов, которые пишут о Проверять себя и самостоятельно оценивать Индивидуальный Родине. Поддерживать диалог, вступать в свои достижения опрос (устный) дискуссию Тестирование Страна Фантазия (9 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Определять особенности фантастического жанра. Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Определять особенности фантастического жанра. Прогнозировать содержание текста по заголовку. Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения. Индивидуальный опрос (устный) Тестирование Фронтальный опрос Фронтальный опрос Работа с книгой Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения. Фронтальная, объяснительно иллюстративный. произведения. Определять особенности фантастического жанра 112113 К. Булычев « Путешествие Алисы». Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Определять главную мысль. Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения. Индивидуальный опрос (устный) Самостоятельная работа 114 Путешествие по стране Фантазии. Проверка навыка чтения. Сравнивать героев рассказов фантастического жанра. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Придумывать фантастические истории. Комбинированный опрос 115 Урок-путешествие по теме: Страна «Фантазия». Обобщающий урок. Прогнозировать содержание раздела и произведения. Определение особенностей фантастических рассказов, таланта читателя, читательского воображения в процессе чтения фантастических произведений, самостоятельное составление фантастических рассказов. Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно. Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке. Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Зарубежная литература (21 ч) Комбинированный опрос 116117 Знакомство с названием раздела. Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». Использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; давать персонажам достаточную характеристику. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, Совместная работа: словарная работа по уточнению лексического значения слов. 118120 Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». 121122 Г. Х. Андерсен « Русалочка». 123 124 Г. Х. Андерсен « Русалочка». 125128 М. Твен « Приключения Тома Сойера». Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения. Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение. Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Фронтальная, объяснительно иллюстративный. Определять эмоциональный характер читаемого произведения; читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости), выразительно; высказываться о чтении товарища. Комбинированный опрос Работа с учебным текстом. Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Уметь пересказывать текст, анализировать Характеризовать поступки героев произвемотивы поведения героев, отвечать на дения. Пользоваться списком вопросы. рекомендованной литературы для выбора книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Понимать заглавие произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Составлять план: в виде назывных предложений из текста, вопросов, самостоятельно сформулированного высказывания. План произведения. Выборочный пересказ. Комбинированный опрос Работа с учебным текстом. Читать и воспринимать на слух художе- Работа с учебным текстом, фронтальный ственное произведение, читать диалоги опрос выразительно. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении. 129130 Библейские сказания. Сельма Лагерлеф. «Святая ночь». 131 Сказания о Христе. Сельма Лагерлеф « В Назарете». 132 Обобщающий урок « Зарубежная литература». 133 Презентация проект а “Мир приключений”. Урок – игра « Литературные тайны». 134135 Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план. Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя). Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Высказывать своё мнение о прочитанном Работа с учебным текстом, фронтальный произведении. Характеризовать поступки героев произведения. Пользоваться списком опрос рекомендованной литературы для выбора книги. Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Самостоятельно оценивать свои Знать зарубежную литературу, определять достижения. Обмен мнениями с ее особенности, составлять пересказы самых одноклассниками по поводу читаемых интересных эпизодов из произведений от произведений. лица главных героев, самостоятельно составлять рассказы о герое с использование авторского текста. Оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы. Находить необходимую информацию в Оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы. разных источниках для подготовки выступления по теме. Устанавливать аналогии, формулировка Самостоятельно давать характеристику собственного мнения и позиции, героя (портрет, черты характера и поступки, выделение существенной информации. речь, отношение автора к герою; Обмен мнениями с одноклассниками по собственное отношение к герою) Относить поводу читаемых произведений. прочитанное произведение к определенному периоду. Соотносить автора, его произведения со временем их создания, с тематикой детской литературы. Работа с учебным текстом, фронтальный опрос Фронтальный, индивидуальный, самостоятельная работа. Творческие сообщения Фронтальный опрос 136 Внеклассное чтение: «В стране литературных героев» Книги, рекомендуемые для прочтения летом. Уметь использовать полученные знания для самостоятельного чтения книг. Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Устанавливать аналогии, формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Индивидуальный опрос (устный) Тестирование