СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА Педагогическим советом МБОУ СОШ №149 (протокол от 29.08.2024 №1) приказом МБОУ СОШ №149 от 29.08.2024 №143 Рабочая программа по предмету: Основы религиозных культур и светской этики Уровень образования: начальный общий 4 класс Екатеринбург, 2024 КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ», МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (1 час в неделю – 34 часа) Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКЭС), модуль «Основы светской этики», для обучающихся с задержкой психического развития (далее–ЗПР) 4 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598) (далее – ФГОС НОО ОВЗ), Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1023), Федеральной рабочей программы по ОРКЭС модуль «Основы светской этики» для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне начального общего образования, разработанной ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» и размещенной на сайте https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/ , Федеральной программы воспитания, Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ СОШ № 149 (вариант 7.2). Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося с задержкой психического развития (далее – ЗПР) мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основными задачами ОРКСЭ являются: — знакомство обучающихся с ЗПР с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); — развитие представлений обучающихся с ЗПР о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества; — обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностносмысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; — развитие способностей обучающихся с ЗПР к общению в полиэтничной, разномировозренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Особенности речевого и познавательного развития детей с ЗПР определяют необходимость при данном подходе дополнительного использования смысловых опор, речевых шаблонов, планов речевого высказывания. Обязательным компонентом уроков должна стать словарная работа по выяснению лексического значения новых/малознакомых слов и расширению словарного запаса. В некоторых случаях возможна адаптация речевого материала, упрощение сложности текстов и их объема. Содержание учебного предмета Модуль «Основы светской этики» Россия — наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах разных народов России. Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция) в государстве как источник российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Семейные ценности и этика семейных отношений. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Введение(1ч) Этика — наука о нравственной жизни человека. Раздел 1. Этика общения(4ч) Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил — добрые слова и поступки. Каждый интересен. Раздел 2. Этикет(4ч) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. Раздел 3. Этика человеческих отношений(4ч) В развитии добрых чувств — творение души. Природа — волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Раздел 4. Этика отношений в коллективе (4ч) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс — мои друзья. Скажи себе сам. II часть. Раздел 1. Простые нравственные истины(5ч) Ежели душевны вы и к этике не глухи... Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие — закон жизни. Жить во благо себе и другим. Раздел 2. Душа обязана трудиться (4ч) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Раздел 3. Посеешь поступок — пожнёшь характер(4ч) Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» — вместе. Раздел 4. Судьба и Родина едины (4ч) С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек — чело века. Слово, обращённое к себе. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Наименование разделов Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека. Этика общения. Этикет. Этика человеческих отношений. Этика отношений в коллективе. Простые нравственные истины. Душа обязана трудиться. Посеешь поступок – пожнешь характер. Судьба и Родина едины. Итого: Всего часов 1 4 4 4 4 5 4 4 4 34ч ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль « Основы светской этики») в 4 классе у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие личностные результаты: понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину; формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни; понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии; строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму; соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания; строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь; понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; уметь подбирать и использовать соизмеримые с ситуацией речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Универсальные учебные действия Познавательные УУД: ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного); использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление); применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала; признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Работа с информацией: воспроизводить на доступном уровне прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике; использовать под руководством педагога разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео); находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность. Коммуникативные УУД: использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения; создавать после совместного анализа небольшие тексты-описания, текстырассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике. Регулятивные УУД: соблюдать этические нормы и дисциплинарные требования, корректировать свое поведение в соответствии с правилами, в ответ на замечание; проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения; проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении; анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности); выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла; проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета. Совместная деятельность: выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать; владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты; готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией. Предметные результаты Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность умений: выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности (при необходимости с использованием плана речевого высказывания); выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры по образцу; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; раскрывать с помощью педагогического работника основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»; высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры; первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики; рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда; раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России; объяснять своими словами на доступном уровне роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов; приводить по образцу примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике. Критерии и нормы оценки предметных результатов Система оценки достижений планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ должна ориентировать образовательный процесс на духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривать использование разнообразных методов и форм. Уроки по курсу ОРКСЭ – уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность обучающегося, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры, религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Но это не значит, что нет необходимости и возможности в контроле усвоения знаний обучающимися. Так как этот процесс индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым обучающимся уровня обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубину сформированности учебных умений. Контрольные работы не проводятся. Домашние задания носят творческий характер (обсуди высказывание с родителями, составь рассказ, составь ребусы, сочини частушку о родине, напиши эссе и т.п.). Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса Литература для обучающихся: Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс:учеб.для общеобразоват. организаций / А.И. Шемшурина. – М. : Просвещение. Литература для учителя: Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики: кн. для родителей / А.Я.Данилюк. - М.: Просвещение. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. И. Шемшурина. — М. : Просвещение. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение. Интернет-ресурсы http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_ tainstv/ http://relig.info/ http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=r-33 http://www.abc-people.com/typework/art/doc-l.htm http://www.krugosvet.ru/ http://www.religio.ru/news/index.html http://www.visaginart.narod.ru/ http://www.worldreligion.ru/ Журнал «Вестник образования России»: http://www. vestniknews.ru Российский портал открытого образования: http://www. openet.edu.ru Учительская газета: http://www.ug.ru ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» 4 КЛАСС (1час в неделю – 34ч) № 1 Наименование разделов и тем программы Программное содержание Введение. Этика — наука Формировать первичные о нравственной жизни представления об этике как человека. науке и о содержании курса, который предстоит изучать. Виды деятельности обучающихся Методы и формы организации обучения Вести учебный, социокультурный диалог. Аргументировать свою точку зрения. Применять полученные знания в жизни. Творческая работа «Составление предложений со словами этика, нравственность» Фронтальный опрос, объяснительно – иллюстративный. Этика общения (4ч) 2 3 Добрым жить на белом Устанавливать взаимосвязи Вести учебный, социокультурный диалог. свете веселей между культурой, моральными Определять понятия добра и зла. традициями и поведением Сопоставлять проявления добра и зла. людей. Аргументировать свою точку зрения. Применять полученные знания в жизни. Составлять небольшой текст-рассуждение на темы добра и зла. Правила общения для Познакомить с основными Объяснять значение изучаемых понятий. всех. нормами светской морали, Определять основные характеристики понимание их значения в общения. Анализировать особенности выстраивании конструктивных общения на основе золотого правила отношений в семье и обществе. нравственности. Аргументировать свою позицию. Беседа, самостоятельная работа с источником информации, объяснительно – иллюстративный. Фронтальный опрос Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации. 4 От добрых правил добрые Устанавливать взаимосвязи слова и поступки. между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия. Различать проявления добра и зла. Осмысливать с этих позиций своё поведение и поведение окружающих. Осознавать с позиции нравственности свои поступки. Характеризовать примеры добрых правил. Уметь вести диалог о значении добрых слов и поступков. Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными». Устный опрос; словесно – наглядный. 5 Каждый интересен. Определять особенности индивидуального проявления окружающих. Находить нужные слова при общении с другими. Осознанно определять значение моральных норм во взаимодействии людей. С пониманием отвечать на учебные вопросы разных типов. Самостоятельная работа «Найти в тексте определения моральных норм, морали», индивидуальная, наглядный. Устный опрос. Формировать у обучающихся первоначальные представления о светской этике, её роли в культуре России. Этикет (4ч) 6 Премудрости этикета. 7 Красота этикета. 8 Формировать первоначальные Уметь охарактеризовать правила этикета. представления о светской этике, Осознанно соблюдать правила этикета. её роли в культуре России. Вырабатывать в поведении соответствие правилам этикета. Формировать культуру поведения обучающихся начальной школы, убеждений и привычек культурного образа жизни, расширение знания о правилах вежливости, выработка практических навыков поведения за столом и в общественных местах. Простые школьные и Узнать основные правила домашние правила школьного и домашнего этикета. этикета. Формирование у школьников мотивации к Обозначать сущность понятия «этикет». Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета. Накапливать знания по правилам этикета, уметь аргументировать их значение и смысл. Фронтальный опрос, парная. «Составить план статьи». Составить правила поведения в общественных местах Устный опрос; индивидуально – групповая. Знать основные правила этикета. Уметь Составить правила обосновать необходимость соблюдения поведения в гостях, в правил этикета в школе и дома, обозначать школьной столовой. Устный опрос; 9 Чистый речи. ручеёк осознанному нравственному поведению. нашей Показать учащимся значимость речевого этикета. Рассказать о правилах общения в различных ситуациях. Продолжить обучение приемам релаксации для получения положительных эмоций и пополнения жизненных сил. их перечень. Осознанно комментировать текст учебника. Осознавать значение понятия «речь». Видеть и выражать многогранность взаимосвязи понятий «речь» и «речка». Характеризовать образную выразительность слова. Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи. Составлять небольшой рассказ, используя образные речевые средства. Составить рассказблагодарность своему соседу по парте, индивидуальная, словесный. Устный опрос. Этика человеческих отношений (4ч) 10 В развитии добрых чувств Формировать понимание души, — творение души. духа, духовности человека. Формирование духовнонравственных качеств, системы духовных ценностей. 11 Природа — волшебные Устанавливать взаимосвязи двери к добру и доверию. между культурой, моральными традициями и поведением людей. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения. 12 Чувство Родины. Обучать толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. Объяснять, в чём этическая и эмоциональная основа понятия «душа». Использовать индивидуальные знания по предметам «Окружающий мир» и «Литературное чтение» для объяснения данного понятия. Осознанно характеризовать понятия «духовность», «душевность». Соотносить понятия «душа», «духовность». Определять смысловое значение понятия «справедливость». Иллюстрировать примеры значимости природы в жизни человека из личного опыта и опыта других людей. Осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, аргументировать свои высказывания. Объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина». Осознанно определять, что значит быть патриотом. Анализировать текст учебника в соответствии с изучаемыми понятиями. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему родины, патриотизма. Находить в Беседа, фронтальный опрос, индивидуально – групповая. Беседа, устный опрос; индивидуальная работа «Составить план статьи». Индивидуальная работа «Составить план статьи». Фронтальный опрос, объяснительно – иллюстративный. 13 Жизнь протекает среди Познакомить с основными людей. нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе. литературе иллюстрации обсуждаемых понятий. Понимать значение понятия Словарный диктант по «человечности». Осознанно содержанию аргументировать влияние взаимодействий с уроков. Устный опрос. людьми на нравственный рост человека. Расширять знания, дополненные другими учебными предметами, обогащённые личным опытом и опытом людей, в определении изучаемых понятий. Осознанно комментировать текст учебника. Этика отношений в коллективе (4ч) 14 Чтобы быть коллективом. Познакомить с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе. 15 Коллектив начинается с Знакомство со значением меня. этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. 16 Мой класс — мои друзья. Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. 17 Скажи себе сам. Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Отвечать на вопрос «Что такое коллектив?» Анализировать особенности коллектива. Объяснять соотношение понятий «коллектив» и «личность». Приводить примеры взаимодействия коллектива и личности из собственного опыта и материала других предметов. Осознавать понятия «индивидуальность», «дружба», «уважение». Анализировать возможности улучшения отношений в коллективе. Уметь вырабатывать правила для себя и для других. Умение понять состояние другого человека. Разумно, с пониманием реагировать на состояние другого человека. Осознавать значение семьи для человека, общества и государства. Стремиться корректировать своё поведение в процессе преодоления обид. Применять на практике полученные знания. Уметь планировать свою деятельность. Раскрывать содержание изучаемых понятий. Понимать необходимость Записать 2-3 предложения о коллективе Фронтальный опрос Назвать и записать пословицы о дружбе, товарищах. Устный опрос; групповая. Словарный диктант по содержанию уроков. Фронтальный опрос. Устный опрос; индивидуальная. Написать сочинение о своем классе. осознанного отношения к собственным поступкам. Простые нравственные истины (5ч) 18 Ежели душевны вы и к этике не глухи... Формировать представления о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности. 19 Жизнь священна. 20 Человек добра. 21 Милосердие жизни. 22 Жить во благо себе и Знакомство со значением другим. этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. рождён — для Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.). закон Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Осознавать значение золотого правила этики. Размышлять о причинах появления золотого правила этики и его применении. Объяснять сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Понимать значение понятий «смысл», «нравственный закон», «жизнь». Уметь размышлять о том, какую роль играют духовные ценности в жизни человека. Характеризовать понятия «бескорыстность», «доброта», «совесть». Объяснять смысл сказок и народных пословиц, связь между ними. Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам. Объяснять значение понятий «сочувствие» и «сопереживание», «сострадание» и «милосердие». Использовать знания по литературному чтению, примеры из личного опыта и опыта других людей для характеристики действия совести. Анализировать конфликтную ситуацию, обозначая возможные способы выхода из неё. Доброжелательно взаимодействовать с людьми любой национальности. Осознанно следовать правилам тактичного поведения. Применять усвоенные знания в общении. Беседа, устный опрос; словесный. Беседа, устный опрос, самостоятельная работа. Устный опрос; индивидуальная. Назвать и записать пословицы о добре. Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа. Фронтальный групповая, тестирование. опрос, Душа обязана трудиться (4ч) 23 Следовать нравственной Устанавливать взаимосвязи Устанавливать связь между намерением и Фронтальный опрос, установке. между культурой, моральными поступком. Сопоставлять понятия парная, словесно – наглядный. традициями людей. 24 25 26 поведением «нравственная установка», «нравственные усилия». Составлять небольшой текст-рассуждение на тему «Образцы нравственного поведения в современной жизни». Достойно жить среди Познакомить с новыми Обосновывать значение понятий людей. понятиями; сформировать «достоинство», «бескорыстие», представление о роли Петра I в «гуманность». Анализировать свои истории России, познакомить с поступки, чувства, помыслы. Осознавать цитатами из книги «Юности необходимость соблюдения норм этикета. честное зерцало»; создать Совершенствовать умения в области условия для правильного коммуникации. представления о смысле человеческой жизни и счастье; учить рассуждать на нравственные темы. Уметь понять и простить. расширить представления о Чётко представлять, что такое понимание, прощении как ценности, гармония, прощение. Составлять раскрывать значение понятия небольшой текст-рассуждение на заданную «прощение»; развивать тему. Контролировать свои поступки и способность понимать и умение высказывания. прощать; воспитывать великодушие, терпение в общении с другими людьми. Простая этика поступков. и Анализировать моральные и этические требования, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. объяснять, что означает нравственный выбор. Совершенствовать умения в области общения. Корректировать свои высказывания и поведение с учётом этики поступков. Проявлять терпимость и дружелюбие при взаимодействии с окружающими. Посеешь поступок – пожнешь характер (4ч) Фронтальный тестирование. опрос, Беседа, наглядно иллюстративный, групповая. Составить план статьи из пособия». Парная, словесная. Найти в тексте пособия, что предполагает свободный выбор». – 27 Общение и источники Формировать первичные Комментировать основное содержание преодоления обид. представления об урока и его важнейшие понятия. ответственности как Отвечать на учебные вопросы. нравственном качестве, Систематизировать и обобщать о значении ответственности в полученные знания. Делать выводы. жизни людей. Адекватно использовать полученные знания в практике общения. Беседа, фронтальный опрос, наглядно – иллюстративный. 28 Ростки нравственного Формировать у обучающихся опыта поведения. мотивацию к осознанному поведению по моральным правилам справедливого человека, представления о том, что «нравственный поступок» и «мораль» важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека, создание у школьников представления о нравственных ценностях для понимания их значения в жизни. Доброте сопутствует Разделить в представлении терпение. учащихся понятия «добро», «зло», «терпение», терпимость; убедить в необходимости добра и недоступности зла. Объяснять понятие «нравственность». Систематизировать и обобщать полученные знания. Анализировать и сопоставлять факты. Находить аналогии. Соотносить моральнонравственные проблемы с анализом личного опыта поведения. Беседа, фронтальный опрос, индивидуальная. Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными». Осознанно раскрывать суть понятий «терпение», «терпимость», «деликатность». Соотносить свои представления с опытом поведения других людей. Анализировать своё поведение и высказывания. Обобщать полученные знания. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. Действия с приставкой Формировать духовные «со». ценности и нравственный выбор человека через проявление милосердия, заботы о слабых. Систематизировать и обобщать этические знания. Анализировать и сопоставлять факты поведения человека. Находить аналогии. Фронтальный опрос, словесно-наглядный, индивидуальная. Самостоятельная работа «Выписать основные особенности морали как вида духовнонравственной культуры». 29 30 Судьба и Родина едины (4ч) 31 32 33 34 С чего Родина... начинается Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия как основы культурной традиции многонационального народа В тебе рождается патриот России. и гражданин. Формировать у младшего школьника мотивацию к осознанному нравственному поведению; - воспитание нравственных чувств через присвоение таких Человек — чело века. ценностей, как нравственный выбор, милосердие, сострадание, сочувствие. Слово, обращенное к себе. Обобщить знания учащихся по предмету; на основе примеров и жизненного опыта детей помочь учащимся осознать важность морально-этических ценностей в обществе. Соотносить понятия «Родина», «Отечество». Анализировать изучаемые понятия. Находить аналогии. Вырабатывать умение, рассуждать на морально- этические темы и делать выводы. Осмысливать морально-нравственные проблемы в соотнесении с личным опытом поведения. Осознанно раскрывать понятия «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность». Выделять главное в тексте учебника. Соотносить полученные знания с собственным опытом поведения, уметь анализировать его. Фронтальный опрос. Назвать и записать пословицы о Родине. Беседа, словесно наглядный. Составить предложения с понятиями «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность». Фронтальный опрос, словесно - наглядный, беседа, чтение стихов о Родине, о родителях. Сравнивать чувство любви к Родине и матери. Выделять общее и различия. Аргументировать свои высказывания. Объяснять, что значит быть защитником Отечества. Обобщать знания, полученные при Защита проектов. изучении курса. Применять на практике полученные знания. Уметь планировать свою работу. Подводить её итоги, представлять результаты.