СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА Педагогическим советом МБОУ СОШ №149 (протокол от 29.08.2024 №1) приказом МБОУ СОШ №149 от 29.08.2024 №143 Рабочая программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития МУЗЫКА Екатеринбург, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Музыка Рабочая программа по «Музыке» для обучающихся с задержкой психического развития (далее–ЗПР) на уровне основного общего образования составлена на основе Федеральной рабочей программы по «Музыке» для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования, разработанной ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» и размещенной на сайте https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/ Федеральная рабочая программа по «Музыке» для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287) (далее – ФГОС ООО), Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1025), Федеральной рабочей программы основного общего образования по учебному предмету «Математика», Федеральной программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития. Общая характеристика учебного предмета «Музыка» Учебный предмет «Музыка», входящий в предметную область «Искусство», способствует эстетическому и духовно-нравственному воспитанию, формированию способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству и миру в целом, коррекции и развитию эмоциональной сферы, социализации обучающихся с ЗПР. Учебный предмет развивает у обучающихся с ЗПР творческое воображение, ассоциативнообразное мышление, умение воспринимать информацию, передаваемую через художественные образы. Программа отражает содержание обучения предмету «Музыка» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. При организации обучения на уровне основного общего образования важно учитывать особенности познавательного развития, эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся с ЗПР, специфику усвоения ими учебного материала. Общими для всех детей с ЗПР являются трудности произвольной саморегуляции, замедленный темп и неравномерное качество становления высших психических функций, мотивационных и когнитивных составляющих познавательной деятельности. Для значительной части детей и подростков с ЗПР типичен дефицит социально-перцептивных и коммуникативных способностей, нередко сопряженный с проблемами эмоциональной регуляции, что в совокупности затрудняет их продуктивное взаимодействие с окружающими. В целом у всех обучающихся с ЗПР отмечается слабость волевых процессов, что проявляется в невозможности сделать волевое усилие при учебных и иных трудностях. Недостатки саморегуляции снижают способность к планированию, приводят к неопределенности интересов и жизненных перспектив. Для подростков с ЗПР характерна слабость речевой регуляции действий, они испытывают затруднения в речевом оформлении, не могут спланировать свой действия и рассказать о них, дать вербальный отчет. По причине недостаточности словарного запаса они часто испытывают трудности в коммуникации. Низкая эмоциональная регуляция проявляется в нестабильности эмоционального фона, недостаточности контроля проявлений эмоций, склонности к аффективным реакциям, раздражительности, вспыльчивости. У учащихся с ЗПР нарушено развитие самосознания, для них характерна нестабильная самооценка, завышенные притязания, стойкость эгоцентрической позиции личности, трудности формирования образа «Я». В связи с этим в образовательном процессе используются специальные приемы, позволяющие корректировать и ослаблять проявления нарушений в развитии обучающихся. Особое внимание уделяется формированию жизненных компетенций. Посредством привлечения обучающихся с ЗПР к духовной, составляющей предмета у них, формируются устойчивые нравственные позиции, культурные ценности, социально значимые интересы и увлечения. Расширение кругозора способствует повышению общего уровня культурного развития обучающегося с ЗПР, его социальной адаптации, осознанию себя членом общества с его культурой и традициями. Коррекционная направленность уроков музыки предполагает включение заданий на развитие внимания, приемов запоминания, ассоциативно-образного мышления, чувства ритма. Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Музыка» необходим подбор эмоционально привлекательного и доступного музыкального материала, дополнительная визуализация и наглядность при изучении теоретического материала, регулярная смена видов деятельности на уроке, поощрение любых проявлений активности, включение специальной речевой работы по разъяснению новых терминов и пополнению словаря. Обучающиеся с ЗПР также нуждаются в том, чтобы на уроках музыки учитель постоянно побуждал их высказываться, давать словесный отчет по совершаемым учебным действиям; способствовал осознанности изучаемого материала посредством установления обратной связи; разъяснял пользу изучаемого материала, связь с жизненными ситуациями и применимость полученных знаний в жизни, формировал мотивацию слушания музыки за пределами урока. Объектами изучения в учебном процессе - являются музыкальные произведения в их жанровой и историко – культурной специфике. Постижение произведений происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков активного слушания музыки, анализа музыкального произведения, формирования навыков вокального пения, творческого мышления, последовательно формирующихся на уроках музыки. Цели обучения предмету музыки, на этапе основного общего образования, является личностное развитие обучающихся, через формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры. Специальной целью реализации программы предмета «Музыка» в отношении обучающихся с ЗПР является расширение их музыкальных интересов, обеспечение интеллектуально-творческого развития, развитие активного познавательного поиска в сфере искусства, стимулирование самостоятельности в освоении различных учебных действий. Изучение музыки направлено на решение задач: формирование устойчивого интереса к музыке, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира; - формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; воспитание и развитие заушательской культуры, способности воспринимать содержание музыки, воплощать его в разных формах творческой деятельности; освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества; развитие навыков самостоятельной творческой деятельности (хоровое и сольное пение, ритмопластическое и танцевальное движение, игра на элементарных музыкальных инструментах). В процессе изучения предмета «Музыка» создаются условия для: развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования; развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности; формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности; Структура программы по предмету «Музыка» В основе построения материала по учебному предмету «Музыка» лежит модульный принцип. В результате освоения предмета «Музыка» обучающиеся формируют представления о музыке как о виде искусства, значении музыки в художественной культуре, об основных жанрах народной и профессиональной музыки, о формах музыки, характерных чертах и образцах творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов, видах оркестров, известных инструментах, выдающихся композиторах и музыкантах-исполнителях, приобретают навыки эмоционально-образного восприятия музыкальных произведений, определения на слух произведений русской и зарубежной классики, образцов народного музыкального творчества, произведений современных композиторов, исполнения народных песен, песен композиторов классиков и современных композиторов, выявления общего и особенного при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, различения звучания отдельных музыкальных инструментов, видов хора и оркестра Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 «Музыка моего края»; модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Европейская классическая музыка»; модуль № 5 «Русская классическая музыка»; модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»; модуль модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления». модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»; модуль № 9 «Жанры музыкального искусства»; Тематическое наполнение модулей допускает перекомпоновку, исключение отдельных блоков, с учётом возможностей региона, образовательной организации, возможностей дополнительного образования и внеурочной деятельности, уровня общего и музыкального развития обучающихся. В этой связи в Примерной рабочей программе для обучающихся с ЗПР дается корректировка содержания учебного предмета «Музыка» в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся Место предмета в учебном плане. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 7 класс включительно (содержание учебного предмета в 8 классе может быть интегрировано в другие предметы и предметные области («Литература», «География», «История», 12 «Обществознание», «Иностранный язык» и др.) или обеспечиваться временем за счет часов внеурочной деятельности). Содержание учебного предмета «М Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся с ЗПР, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «Обществознание», «Иностранный язык» и др. «География», «История», Содержание учебного курса «музыка» (по годам обучения) 5 класс Модуль «Музыка моего края» Фольклор – народное творчество Традиционная музыка – отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.). Календарный фольклор Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние – на выбор учителя). Mодуль «Европейская классическая музыка» Национальные истоки классической музыки Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др. Значение и роль композитора – основоположника национальной классической музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка. Музыкант и публика Кумиры публики (на примере творчества В. А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и др.). Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня. Модуль «Русская классическая музыка» Образы родной земли Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.). Русская исполнительская школа Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и др.). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П. И. Чайковского. Модуль «Связь музыки с другими видами искусства» «Музыка и литература» Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов. Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.). Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др.). Программная музыка. Музыка и живопись Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков. Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия – мелодия, пятно – созвучие, колорит – тембр, светлотность – динамика и т. д. Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А.К. Лядова и др.). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ценностное отношение к достижениям своей Родины – России в музыкальном искусстве, музыкальным традициям разных народов, проживающих в родной стране; осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; установка на осмысление опыта прослушивания произведений классической музыки; умение управлять собственным эмоциональным состоянием благодаря музыкальному воздействию; способность обучающихся с ЗПР к осознанию своих дефицитов (в речевом, волевом развитии) и проявление стремления к их преодолению; способность к саморазвитию, умение оценивать собственные возможности, склонности и интересы; освоение культурных форм выражения своих чувств; умение передать свои впечатления так, чтобы быть понятым другим человеком. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными учебными познавательными действиями: использовать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, устанавливать аналогию в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкальнотворческой деятельности; применять знаки и символы для решения учебных задач (владение элементарной нотной грамотой); аргументировать свою позицию, мнение; 22 с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам прослушивания музыкальных произведений. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств при прослушивании музыкальных произведений; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения: осознанно строить речевое высказывание о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации. продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: владеть основами самоконтроля, самооценки и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи; понимать причины, по которым не был достигнут результат деятельности. анализировать причины эмоций; регулировать способ выражения эмоций. осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений. 5 класс Модуль «Музыка моего края»: знать музыкальные традиции своей республики, края, народа; характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края; исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины. Модуль «Европейская классическая музыка»: различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм); исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторовклассиков; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений. Модуль «Русская классическая музыка»: различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений. Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»: определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств; различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств; импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора; высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР ПО МУЗЫКЕ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ Критерии Параметры «3» Музыкальная эмоциональн ость, активность, участие в диалоге Распознаван ие музыкальных жанров, средств музыкальной выразительн ости, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм Узнавание музыкальног о произведени я, (музыкальна я викторина – устная или письменная) «4» При слушании К слушанию музыки ребенок рассеян, проявляет не всегда невнимателен. Не устойчивый интерес проявляет интереса к музыке. «5» Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений. Суждения о музыке Восприятие Восприятие односложны. музыкального музыкального Распознавание образа на уровне образа на уровне музыкальных переживания. переживания. Рас жанров, средств Распознавание познавание музыкальной музыкальных музыкальных выразительности, жанров, средств жанров, средств элементов строения музыкальной музыкальной музыкальной речи, выразительности, выразительности, музыкальных форм, элементов строения элементов выполнены с музыкальной речи, строения помощью учителя музыкальных форм музыкальной выполнены речи, самостоятельно, но с музыкальных 1-2 наводящими форм вопросами Высказанное суждение обосновано. Не более 50% 80-60% правильных 10090% правильных ответов на ответов на ответов на музыкальной музыкальной. музыкальной викторине. Ответы Ошибки при викторине. обрывочные, определении неполные, автора музыкальног Правильное и полное показывают о произведения, незнание автора или музыкального жанра определение названия, названия произведе автора музыкальн ния, музыкального жанра произведения ого произведения, музыкального жанра ОСВОЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ О МУЗЫКЕ Критерии Параметры «3» «4» Знание Учащийся слабо Учащийся знает музыкальной знает основной основной материал и литературы материал. На отвечает с 1поставленные 2 наводящими вопросы отвечает вопросами односложно, только при помощи учителя Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты Задание выполнено менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы Задание выполнено на 6070%, допущены незначительные ошибки «5» Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы Задание выполнено на 90100% без ошибок, влияющих на качество ИСПОЛНЕНИЕ ВОКАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА Критерии певческого развития Параметры «3» «4» «5» Исполнение Нечистое, интонационноХудожественное вокального фальшивое ритмически и исполнение номера интонирование по дикционное и вокального номера всему диапазону точное исполнение вокального номера Участие во художественное внеклассных исполнение мероприяти вокального номера на ях и концерте концертах Тематическое планирование предмета «Музыка» 5 класс № п/п 1.1 Наимено вание разделов и тем програм мы Фольклор — народное творчеств о Кол Репертуар иче ств о час ов 5 Виды деятельности Модуль 1. Музыка моего края Русская народная Знакомство со песня «Бородино», звучанием сл. М. Лермонтова, фольклорных В. Кикта. «Мой образцов в аудио- и край видеозаписи. тополиный»(сл. И. Определение на слух: Векшегоновой); Н. ; принадлежности к Римский- Корсаков. народной или Опера«Снегурочка композиторской музыке; ; » ("Проводы исполнительского Масленицы) состава (вокального, Народные инструментального, музыкальные смешанного); ; жанра, произведения основного России, М. И. настроения, характера Глинка. музыки.; Камаринская Вид ы, фор мы кон тро ля Электронн ые (цифровые) образовател ьные ресурсы https://resh.e Устн du.ru/subject/ ый lesson/7421/s опр tart/314766/ ос; Пра ктич еска я рабо та; Веснянки, колядки, масленичные песни 1.2 Календар ный фольклор 3 Н. РимскийКорсаков. Опера «Снегурочка» (хороводная песня«А мы просо сеяли»); Кубанский казачий хор. «Распрягайте, хлопцы, коней»; детский фольклорный ансамбль «Зоренька», Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого. Знакомство с символикой календарных обрядов, поиск информации о соответствующих фольклорных традициях.; Устн ый опр ос; https://resh.e du.ru/subject/ lesson/7420/s tart/298442/ «Вдоль по улице широкой» Осенние песни, обрядовые песни на Троицу В. Гаврилин. «Перезвоны». По прочтении В. Шукшина (симфония- действо для солистов, хора, гобоя и ударных); Г. Свиридов. Кантата "Снег идет"; К. Волков. Кантата "Тихая моя Родина..." Итого по модулю 2.1 Образы родной земли 8 5 Модуль 2. Русская классическая музыка Г. Свиридов. Повторение, «Музыкальные обобщение опыта иллюстрации к слушания, повести А. проживания, анализа Пушкина музыки русских «Метель»(«Тройка» композиторов, , «Вальс», «Весна и полученного в осень», начальных классах. «Романс»,«Пастора Выявление ль», «Военный мелодичности, марш»,«Венчание») широты дыхания, ; П. интонационной Чайковский. близости русскому Фортепианный фольклору.; Рисование цикл «Времена по мотивам года» («На прослушанных тройке»,«Баркарола музыкальных »); М. произведений.; Мусоргский. Опера (вступление); С. Рахманинов. Сюита для двух фортепиано № 1; Н. Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка" (Третья песня Леля (ΙΙΙ д.), М. Мусоргский. Фортепианная сюита «Картинки с выставки». Д. Кабалевский. «Реквием» на стихи Устн ый опр ос; https://resh.e du.ru/subject/ lesson/7423/s tart/255279/ 2.2 Русская 1 исполните льская школа Итого по модулю 3.1 Национал ьные истоки классичес кой музыки Р. Рождественского («Наши дети», «Помните!») С. В. Рахманинов. Поэма "Колокола", Кантата «Александр Невский» ("Вставайте, люди русские"), С. Рахманинов. «Вокализ», Н. Римский- Корсаков. Романс«Горные вершины» (ст. М. Лермонтова); А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова) М. Глинка. «Патриотическая песня» (сл. А. Машистова) С. Рахманинов. Романс «Сирень»(сл. Е. Бекетовой) А.Варламов «Горные вершины»(сл. М. Лермонтова). «Красный сарафан»(сл. Г. Цыганова); М. Глинка. Романс "Жаворонок"; Слушание одних и тех же произведений в исполнении разных музыкантов, оценка особенностей интерпретации; Создание домашней фоно- и видеотеки из понравившихся произведений.; Устн ый опр ос; https://resh.e du.ru/subject/ lesson/7431/s tart/291880/ Устн ый опр ос; https://resh.e du.ru/subject/ lesson/7422/s tart/255314/ 7 Модуль 3. Европейская классическая музыка 8 Фортепианные Знакомство с образцами музыки миниатюры из разных жанров, сборников типичных для «Лирические пьесы», песни рассматриваемых национальных стилей, «Лебедь», творчества изучаемых «Избушка», композиторов.; «Люблю тебя!», «Сердце поэта», Музыкальная две сюиты к драме викторина на знание Генрика Ибсена музыки, названий и «Пер Гюнт», авторов изученных Концерт для произведений.; 3.2 Музыкант и публика Итого по модулю 4.1 2 фортепиано с оркестром Тематический песенный репертуар В. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для фортепиано ре минор. Соната до мажор (эксп. Ι ч.). Ф.Шопен Вальс № 7 (до диез минор). Вальс № 10 (си минор); И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для ф-но Д.Б. Кабалевского); Л. Бетховен. Соната№ 14 («Лунная») В.Моцарт «Маленькая ночная серенада» (Рондо). Фрагменты из оперы «Волшебная флейта»; Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Тематический песенный репертуар Произведения Ф.Листа, Н Паганини, Ф.Шопена Просмотр художественных и документальных фильмов о творчестве выдающих европейских композиторов с последующим обсуждением в классе Знакомство с образцами виртуозной музыки. Размышление над фактами биографий великих музыкантов — как любимцев публики, так и непóнятых современниками.; Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.; Создание тематической подборки музыкальных произведений для домашнего прослушивания; Пра ктич еска я рабо та; https://resh.e du.ru/subject/ lesson/7427/s tart/305962/ 10 Модуль 4. Связь музыки с другими видами искусства Музыка и 5 С. Прокофьев. Знакомство с литератур Кантата образцами вокальной а «Александр и инструментальной Невский» (Ледовое музыки.; Рисование побоище); П. образов программной Чайковский. музыки.; https://resh.e du.ru/subject/ lesson/7419/s tart/255185/ Торжественная увертюра «1812 год»; М. Мусоргский. Опера«Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами); А. Бородин. Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога «Солнцу красному слава!», Ария Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с хором из II д., Плач Ярославны из IV д.); К. Волков. Кантата "Слово" Тематический песенный репертуар П. И. Чайковский. "Вальс цветов"; М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки»; Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» ("Утро"); А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного квинтета, органа и чембало «Времена года» («Весна», «Зима»), С. Рахманинов. Романс «Весенние воды» (сл. Ф. Тютчева). "Островок"; Народная песня "Вот мчится тройка удалая"; Л. Бетховен. Соната№ 14 («Лунная»); П. Чайковский. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; Опера «Евгений Онегин» (Хор девушек "Девицы Итого по модулю Общее количество часов по программе 9 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Тема урока 1 четверть Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка. «Россия, Россия, нет слова красивей...». «Песня русская в березах, песня русская в хлебах...». Звучащие картины. «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно..» Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора...» «Что за прелесть эти сказки» Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. П.И. Чайковский и Э. Григ, Н.А. Римский Корсаков и С. Рахманинов Вторая жизнь песни. Н. А. Римский – Корсаков, С.В. Рахманинов 2 четверть «Всю жизнь мою несу родину в душе...». Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере. Г.В. Свиридов. Ф. Шопен. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь...». Первое путешествие в музыкальный театр. Опера Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Музыка в театре, кино на телевидении. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Мир композитора 3 четверть Что роднит музыку с изобразительным искусством. Небесное и земное к настоящему. Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский» кинофильм и кантата. «Ледовое побоище» - Музыкальная картина. Музыкальная живопись и живописная музыка. «Ты раскрой мне, природа, объятья...» Музыке весны. Колокольность в музыке в изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. 4 четверть Застывшая музыка. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Полифония в музыке и живописи. Музыка на мольберте. Импрессионизм в музыке и живописи. О подвигах, о доблести о славе В каждой мимолетности я вижу миры Прокофьев Музыка и молодость в расцвете. Музыкальная живопись Мусоргского. 34 Мир композитора. С веком наравне. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 28 29 30 31 32 33 1 1 1 1 1 1 1 34 Содержание учебного курса «музыка» 5 класс Модуль «Народное музыкальное творчество России» Россия – наш общий дом Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов. Фольклорные жанры Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец. Фольклор в творчестве профессиональных композиторов Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий. Mодуль «Европейская классическая музыка» Музыка – зеркало эпохи Искусство как отражение, с одной стороны – образа жизни, с другой – главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества И.С. Баха и Л. ван Бетховена. Музыкальный образ Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека – судьба человечества (на примере творчества Л. Ван Бетховена, Ф. Шуберта и др.). Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Модуль «Русская классическая музыка» Золотой век русской культуры Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Увлечение западным искусством, появление своих гениев. Синтез западно-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на примере творчества М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др.). История страны и народа в музыке русских композиторов Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов – членов «Могучей кучки», С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.). Модуль «Жанры музыкального искусства» Камерная музыка Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ и др.). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др.). Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма. Куплетная форма. Циклические формы и жанры Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных). Принцип контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трёхчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ценностное отношение к достижениям своей Родины – России в музыкальном искусстве, музыкальным традициям разных народов, проживающих в родной стране; осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; установка на осмысление опыта прослушивания произведений классической музыки; умение управлять собственным эмоциональным состоянием благодаря музыкальному воздействию; способность обучающихся с ЗПР к осознанию своих дефицитов (в речевом, волевом развитии) и проявление стремления к их преодолению; способность к саморазвитию, умение оценивать собственные возможности, склонности и интересы; освоение культурных форм выражения своих чувств; умение передать свои впечатления так, чтобы быть понятым другим человеком. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными учебными познавательными действиями: использовать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, устанавливать аналогию в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкальнотворческой деятельности; применять знаки и символы для решения учебных задач (владение элементарной нотной грамотой); аргументировать свою позицию, мнение; 22 с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам прослушивания музыкальных произведений. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств при прослушивании музыкальных произведений; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения: осознанно строить речевое высказывание о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации. продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: владеть основами самоконтроля, самооценки и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи; понимать причины, по которым не был достигнут результат деятельности. анализировать причины эмоций; регулировать способ выражения эмоций. осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений. Модуль «Народное музыкальное творчество России»: определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных фольклорных традиций на выбор учителя); различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны. Модуль «Европейская классическая музыка»: различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм); исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторовклассиков; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений. Модуль «Русская классическая музыка»: различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений. Модуль «Жанры музыкального искусства»: различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т.д.), знать их разновидности, приводить примеры; рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра; выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР ПО МУЗЫКЕ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ Критерии Параметры «3» «4» Музыкальная эмоциональн ость, активность, участие в диалоге При слушании К слушанию музыки ребенок рассеян, проявляет не всегда невнимателен. Не устойчивый интерес проявляет интереса к музыке. Распознаван ие музыкальных жанров, средств музыкальной выразительн ости, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм Суждения о музыке односложны. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя Узнавание музыкальног о произведени я, Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, «5» Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений. Восприятие Восприятие музыкального музыкального образа на уровне образа на уровне переживания. переживания. Рас Распознавание познавание музыкальных музыкальных жанров, средств жанров, средств музыкальной музыкальной выразительности, выразительности, элементов строения элементов музыкальной речи, строения музыкальных форм музыкальной выполнены речи, самостоятельно, но с музыкальных 1-2 наводящими форм вопросами Высказанное суждение обосновано. 80-60% правильных 10090% правильных ответов на ответов на музыкальной. музыкальной Ошибки при викторине. определении (музыкальна я викторина – устная или письменная) неполные, автора музыкальног показывают о произведения, незнание автора или музыкального жанра названия произведе ния, музыкального жанра произведения Правильное и полное определение названия, автора музыкальн ого произведения, музыкального жанра ОСВОЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ О МУЗЫКЕ Критерии Параметры «3» «4» Знание Учащийся слабо Учащийся знает музыкальной знает основной основной материал и литературы материал. На отвечает с 1поставленные 2 наводящими вопросы отвечает вопросами односложно, только при помощи учителя Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты Задание выполнено менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы Задание выполнено на 6070%, допущены незначительные ошибки «5» Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы Задание выполнено на 90100% без ошибок, влияющих на качество ИСПОЛНЕНИЕ ВОКАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА Критерии певческого развития Параметры «3» «4» «5» Исполнение Нечистое, интонационноХудожественное вокального фальшивое ритмически и исполнение номера интонирование по дикционное и вокального номера всему диапазону точное исполнение вокального номера Участие во художественное внеклассных исполнение мероприяти вокального номера на ях и концерте концертах Тематическое планирование предмета «Музыка» 6класс №п/п Наименован ие разделов и тем программы Коли честв о часов Виды деятельности Деятельност ь учителя с учетом рабочей программы воспитания Виды, Электрон формы ные контрол (цифров я ые) образова тельные ресурсы Модуль 1. Народное музыкальное творчество России Посещение концерта, воспитание Самооце https://res 1.1 Россия – наш 5 спектакля (просмотр творческого нка с h.edu.ru/s общий дом. фильма, телепередачи), потенциала и использ ubject/less посвящённого данной формировани ованием on/7166/st теме; е «Оценоч art/254667 Обсуждение в классе высоконравст ного / и/или письменная венной листа». https://res рецензия по личности h.edu.ru/s результатам просмотра. через ubject/less приобщение к on/7167/st искусству в art/254442 целом -воспитание гармонично развитой личности, деятельность которой отличается творческим и созидательны м трудом; Устный https://res Фольклор в Сравнение -создание 1.2 3 опрос. творчестве аутентичного звучания условий h.edu.ru/s профессионал фольклора и для ubject/less ьных фольклорных мелодий сохранения и on/7165/st композиторов в композиторской укрепления art/291944 обработке. нравственнос Разучивание, ти; исполнение народной – песни в формировани композиторской е обработке. понимания значимости здоровья для самоутвержде ния. Итого по модулю: 8 Модуль 2. Русская классическая музыка 2.1 Золотой век русской культуры. 3 2.2 История страны и народа в музыке русских композиторов . 4 Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения лирического характера, сочинённого русским композиторомклассиком. -формирование у обучающихся таких личностных качеств, как старание, внимательность, добросовестность, организованность, целеустремлённость; -воспитание любви к Родине -приобщение к социальным ценностям – Знакомство с патриотизму, шедеврами русской музыки гражданственности, XIX—XX веков, исторической памяти, анализ художественного долгу; формирование содержания и основы способов национального выражения патриотической самосознания идеи, гражданского пафоса. Устный https://res опрос; h.edu.ru/s Самооце ubject/less нка с on/7163/st использ art/254346 ованием / «Оценоч ного листа». Самооце https://res нка с h.edu.ru/s использ ubject/less ованием on/7168/st «Оценоч art/315709 ного / листа». Итого по модулю: 7 Модуль 3. Европейская классическая музыка Музыка – Знакомство с образцами -воспитание 3.1 7 зеркало полифонической и уважения к эпохи. гомофоннонародной гармонической музыки культуре разных стран; формировани е активной жизненной позиции; -воспитание образного мышления, приобщение обучающихся к мировой 3.2 3 Музыкальный Узнавание на слух сокровищниц образ. мелодий, интонаций, е ритмов, элементов художественн музыкального языка ой культуры; изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмоинтонации. Итого по модулю: 10 Модуль 4. Жанры музыкального искусства Устный опрос; Самооце нка с использ ованием «Оценоч ного листа». https://res h.edu.ru/s ubject/less on/7169/st art/308396 / https://res h.edu.ru/s ubject/less on/7162/st art/254378 / Самооце https://res нка с h.edu.ru/s использ ubject/less ованием on/7164/st «Оценоч art/315677 ного / листа». 4.1 4.2 Камерная музыка. Циклические формы и жанры. 3 6 Выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд. Знакомство с циклом миниатюр; Определение принципа, основного художественного замысла цикла. воспитание образного мышления, приобщение обучающихся к мировой сокровищниц е художественн ой культуры; -воспитание духа коллективизм а, желания жить и трудиться в коллективе - воспитание у обучающихся гражданских качеств, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей; формировани е позитивной самооценки, самоуважения , конструктивн ых способов самореализац ии Устный опрос. https://res h.edu.ru/s ubject/less on/7173/st art/254410 / https://res h.edu.ru/s ubject/less on/7174/st art/315914 / https://res h.edu.ru/s ubject/less on/7172/st art/315948 / Самооце https://res нка с h.edu.ru/s использ ubject/less ованием on/7175/st «Оценоч art/315980 ного / листа». https://res h.edu.ru/s ubject/less on/7171/st art/292008 / https://res h.edu.ru/s ubject/less on/7176/st art/281849 / https://res h.edu.ru/s ubject/less on/7177/st art/302987 / Итого по модулю: Общее количество часов по программе: 9 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема урока 1 четверть Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. «Уноси моё сердце в звенящую даль…» Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь» 2 четверть Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт. «Фрески Софии Киевской» «Перезвоны». Молитва. Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха 15 Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал. 16 Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. 17 Авторская песня: прошлое и настоящее. 3 четверть 18 Джаз – искусство 20 века 19 Вечные темы искусства и жизни. 20 Образы камерной музыки. 21 Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. 22 Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». 23 «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея. 24 Образы симфонической музыки. «Метель». 25 Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина 26 Симфоническое развитие музыкальных образов. 4 четверть 27 «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. 28 Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». 29 Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». 30 Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» балет 31 Мир музыкального театра. «Вестсайдская история» 32 Мир музыкального театра. «Вестсайдская история» 33 Образы киномузыки 34 Музыка в отечественном кино Общее количество часов по программе 12 13 14 Количест во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Содержание учебного курса «музыка» 7 класс Модуль «Музыка народов мира» Музыка — древнейший язык человечества Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних. Древняя Греция – колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии и др.). Музыкальный фольклор народов Европы Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора. Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов. Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА» Музыкальная драматургия Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма – строение музыкального произведения Модуль «Связь музыки с другими видами искусства» Музыка и театр Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э. Грига, Л. ван Бетховена, А.Г. Шнитке, Д.Д. Шостаковича и др.). Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии Музыка кино и телевидения Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке) Модуль «Жанры музыкального искусства» Симфоническая музыка Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония. Модуль «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки» Храмовый синтез искусств Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение a capella / пение в сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения. Развитие церковной музыки Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидо д’Ареццо, протестантский хорал). Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение). Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием. Музыкальные жанры богослужения Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ценностное отношение к достижениям своей Родины – России в музыкальном искусстве, музыкальным традициям разных народов, проживающих в родной стране; осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; установка на осмысление опыта прослушивания произведений классической музыки; умение управлять собственным эмоциональным состоянием благодаря музыкальному воздействию; способность обучающихся с ЗПР к осознанию своих дефицитов (в речевом, волевом развитии) и проявление стремления к их преодолению; способность к саморазвитию, умение оценивать собственные возможности, склонности и интересы; освоение культурных форм выражения своих чувств; умение передать свои впечатления так, чтобы быть понятым другим человеком. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными учебными познавательными действиями: использовать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, устанавливать аналогию в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкальнотворческой деятельности; применять знаки и символы для решения учебных задач (владение элементарной нотной грамотой); аргументировать свою позицию, мнение; 22 с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам прослушивания музыкальных произведений. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств при прослушивании музыкальных произведений; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения: осознанно строить речевое высказывание о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации. продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: владеть основами самоконтроля, самооценки и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи; понимать причины, по которым не был достигнут результат деятельности. анализировать причины эмоций; регулировать способ выражения эмоций. осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений. Модуль «Музыка народов мира»: определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западноевропейской, латино-американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным традициям; различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурнонациональных традиций и жанров). Модуль «Европейская классическая музыка»: различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм); исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторовклассиков; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений. Модуль «Жанры музыкального искусства»: различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т.д.), знать их разновидности, приводить примеры; рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра; выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров. Модуль «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»: различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки; исполнять произведения русской и европейской духовной музыки; приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора. Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»: определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств; различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств; импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора; высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР ПО МУЗЫКЕ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ Критерии Параметры «3» «4» «5» Музыкальная эмоциональн ость, активность, участие в диалоге Распознаван ие музыкальных жанров, средств музыкальной выразительн ости, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм Узнавание музыкальног о произведени я, (музыкальна я викторина – устная или письменная) При слушании К слушанию музыки ребенок рассеян, проявляет не всегда невнимателен. Не устойчивый интерес проявляет интереса к музыке. Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений. Суждения о музыке Восприятие Восприятие односложны. музыкального музыкального Распознавание образа на уровне образа на уровне музыкальных переживания. переживания. Рас жанров, средств Распознавание познавание музыкальной музыкальных музыкальных выразительности, жанров, средств жанров, средств элементов строения музыкальной музыкальной музыкальной речи, выразительности, выразительности, музыкальных форм, элементов строения элементов выполнены с музыкальной речи, строения помощью учителя музыкальных форм музыкальной выполнены речи, самостоятельно, но с музыкальных 1-2 наводящими форм вопросами Высказанное суждение обосновано. Не более 50% 80-60% правильных 10090% правильных ответов на ответов на ответов на музыкальной музыкальной. музыкальной викторине. Ответы Ошибки при викторине. обрывочные, определении неполные, автора музыкальног Правильное и полное показывают о произведения, незнание автора или музыкального жанра определение названия, названия произведе автора музыкальн ния, музыкального ого произведения, жанра произведения музыкального жанра ОСВОЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ О МУЗЫКЕ Критерии Параметры «3» «4» Знание Учащийся слабо Учащийся знает музыкальной знает основной основной материал и литературы материал. На отвечает с 1поставленные 2 наводящими вопросы отвечает вопросами односложно, только при помощи учителя Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты Задание выполнено менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы Задание выполнено на 6070%, допущены незначительные ошибки «5» Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы Задание выполнено на 90100% без ошибок, влияющих на качество ИСПОЛНЕНИЕ ВОКАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА Критерии певческого развития Параметры «3» «4» «5» Исполнение Нечистое, интонационноХудожественное вокального фальшивое ритмически и исполнение номера интонирование по дикционное и вокального номера всему диапазону точное исполнение вокального номера Участие во художественное внеклассных исполнение мероприяти вокального номера на ях и концерте концертах Тематическое планирование предмета «Музыка» 7 класс №п/п Наименован ие разделов и Коли честв Виды деятельности Деятельно сть Виды, формы Электронн ые тем программы о часов 1.1 Музыка – древнейший язык человечества. 5 1.2 Музыкальный фольклор народов Европы. 3 учителя с учетом рабочей программ ы воспитани я Модуль 1. Музыка народов мира Экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с экспозицией музыкальных артефактов древности, последующий пересказ полученной информации. . Выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора народов России контрол я (цифровые) образовател ьные ресурсы Самооце нка с использ ованием «Оценоч ного листа». https://www. youtube.com/ watch?v=M9 Opg0Zy2NA &t=9s Устный опрос. https://www. youtube.com/ watch?v=j2qs kSJ7O1I Итого по модулю 8 Модуль 2. Истоки и образы русской и европейской духовной музыки Храмовый Повторение, обобщение Устный https://www. 2.1 3 синтез и систематизация опрос; youtube.com/ искусств. знаний о христианской Самооце watch?v=Fv культуре нка с MONJXDuZ западноевропейской использ 0&t=8s традиции и русского ованием православия, «Оценоч полученных на уроках ного музыки и ОРКСЭ в листа». начальной школе. Осознание единства музыки со словом, живописью, скульптурой, архитектурой как сочетания разных проявлений единого мировоззрения, основной идеи христианства. Музыкальные Слушание духовной Самооце https://resh.e 2.2 4 жанры музыки. нка с du.ru/subject/ богослужения Определение на слух: использ lesson/3170/s состава исполнителей, ованием tart/ типа фактуры «Оценоч (хоральный склад, ного листа». полифония), принадлежности к русской или западноевропейской религиозной традиции. Итого по модулю 7 Модуль 3. Европейская классическая музыка 3.1 Музыкальный 5 Знакомство с Устный https://resh.e образ. произведениями опрос; du.ru/subject/ композиторов — Самооце lesson/3176/s венских классиков, нка с tart/ композиторовиспольз романтиков, сравнение ованием образов их «Оценоч произведений. ного Сопереживание листа» музыкальному образу, идентификация с лирическим героем произведения. Итого по модулю 5 Модуль 4. Жанры музыкального искусства Симфоническ Знакомство с Самооцен https:/ 4.1 5 ая музыка. образцами ка с /resh.e симфонической использов du.ru/ музыки: программной анием subjec увертюры, «Оценочн t/lesso классической ого n/318 четырехчастной листа». 1/start симфонии. / https:/ /resh.e du.ru/ subjec t/lesso n/318 5/start / Итого по модулю 5.1 5.2 5 Модуль 5. Связь музыки с другими видами искусства 3 Музыка и Знакомство с Устный театр. образцами музыки, опрос созданной отечественными и зарубежными композиторами для драматического театра. Музыка кино и телевидения. 6 Разучивание, исполнение песни из фильма. Самооце нка с использ ованием «Оценоч https://resh.e du.ru/subject/ lesson/3250/s tart/ https://resh.e du.ru/subject/ lesson/3248/s tart/ https://resh.e du.ru/subject/ lesson/3179/s tart/ ного листа» Итого по модулю Общее количество часов по программе: 9 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Тема урока 1 четверть Классика и современность. В музыкальном театре. Опера Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Опера «Иван Сусанин». Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. В музыкальном театре Балет. «Балет «Ярославна». Б.И. Тищенко. Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. В музыкальном театре. «Мой народ - американцы..». 2 четверть «Порги и Бесс» Первая американская опера. Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Сюжеты и образы духовной музыки «Высокая месса». «От страдания к радости». «Всенощное бдение». Музыкальное зодчество России. Рок - опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Рок - опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизорская сказка». «Музыканты - извечные маги». 3 четверть Музыкальная драматургия - развитие музыки Два направления музыкальной культуры. Духовная и светская музыка. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке. Циклические формы инструментальной музыки. «Сюита в старинном стиле». А. Шнитке. Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л.В. Бетховена. Соната № 2 С. Прокофьева. Соната № 11 В.А. Моцарта. Симфоническая музыка. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). И Гайдна. Симфония № 40 В.А. Моцарта. 4 четверть Симфония № 1 «Классическая». С. Прокофьева. Симфония № 5 Л.В. Бетховена. Симфония № 8 («Неоконченная)». Ф. Шуберт. Симфония № 1 В. Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д .Шостаковича. Количест во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 «Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси» «Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина». 33 Инструментальный Концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатурян 34 Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзикла и рок - опер. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 32 1 1 1 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА: Музыка, 5 класс /Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; 2019. Музыка, 6 класс /Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; 2019. Музыка, 7 класс /Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; 2019. Музыка, 8 класс /Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; 2019. 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс [Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс [Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс [Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 8 класс [Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019. Музыка. Фонохрестоматия. 5 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск ( CD- ROM). Музыка. Фонохрестоматия. 6 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск ( CD- ROM). Музыка. Фонохрестоматия. 7 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск ( CD- ROM). Музыка. Фонохрестоматия. 8 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск ( CD- ROM). Музыка. 5 - 8 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова]. – 4- е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 126 с. Уроки музыки. Поурочные разработки . 5- 6 классы / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - 3- е изд. - М.: Просвещение, 2019. - 230 г. Уроки музыки. Поурочные разработки. 7 - 8 классы / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - 3- е изд. - М.: Просвещение, 2019. - 331 г. 3. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ: 1. Единая коллекция - http://collection. cross- edu. ru/catalog/rubr/ f544 b3 b7 - f1 f45 b76- f453- 552 f31d9 b164 2. Российский общеобразовательный портал - http://music. edu. ru/ 3. Детские электронные книги и презентации - http://viki. rdf. ru/ 4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Р есурсов. – Режим доступа: http://school- collection. edu. ru 5. Российская Электронная Школа МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Электронная доска, ноутбук, наушники, синтезатор, колонки.