РП АООП ООО ЗПР ОДНКР

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом МБОУ СОШ №149
(протокол от 29.08.2024 №1)

приказом МБОУ СОШ №149
от 29.08.2024 №143

Рабочая программа
основного общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития
ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ

Екатеринбург, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» (далее – ОДНКР) для обучающихся с задержкой психического развития (далее–
ЗПР) на уровне основного общего образования составлена на основе Федеральной рабочей
программы по ОДНКР для обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования,
разработанной ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» и размещенной на сайте
https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/.
Федеральная рабочая программа по ОДНКР для обучающихся с ЗПР на уровне
основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения
России от 31.05.2021 г. № 287) (далее – ФГОС ООО), Федеральной адаптированной
образовательной программы основного общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения России от 24 ноября
2022 г. № 1025), Федеральной рабочей программы основного общего образования по
учебному предмету «ОДНКР», Федеральной программы воспитания, с учетом
распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Федеральной
адаптированной образовательной программы основного общего образования для
обучающихся с ЗПР.
Общая характеристика учебного предмета «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» направлен
на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности. Расширение знаний обучающихся
сочетается с воспитанием ценностного отношения к изучаемым явлениям: внутренней
установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и
взаимоотношений в обществе, ценить и гордиться своей Родиной, проявлять уважение к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, бережно относиться к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» имеет
интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и социализацию
подростка при особом внимании к его социально-эмоциональному развитию. В этой связи
учебный предмет играет большую роль в формировании сферы жизненной компетенции
обучающихся с ЗПР, создавая предпосылки для формирования целостной картины
общества, основ духовной культуры, общероссийской гражданской и культурной
идентичности, патриотизма, социальной ответственности. Осмысление и применение
полученных на уроках знаний позволит продуктивно решать типичные задачи в области
социальных отношений, межличностных отношений, включая отношения между людьми
различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере,
соотносить собственное поведение и поступки других людей с нравственными ценностями
и принятыми в российском обществе правилами и нормами.
Рабочая программа отражает содержание обучения предмету «Основы духовнонравственной культуры народов России» с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «Основы духовно-нравственной
культуры народов России», осмысление и усвоение информации морально-нравственного
характера представляет определенную сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано с
особенностями их эмоционально-волевой сферы, мыслительной деятельности,
недостаточностью общего запаса знаний, пониженным познавательным интересом к
предметному и социальному миру, низким уровнем речевого развития. Для преодоления
трудностей в изучении учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры

народов России» объем и характер учебного материала адаптированы к познавательным
возможностям обучающихся с ЗПР: учебный материал преподносится небольшими
порциями, определены способы адаптации трудных заданий; применяются алгоритмы,
дополнительная визуальная поддержка, опорные схемы при решении учебнопознавательных задач и работе с учебной информацией; используется разносторонняя
проработка учебного материала, стимулирование применения навыков и компетенций в
различных жизненных ситуациях; увеличена доля практико-ориентированного материала,
связанного с жизненным опытом обучающегося с ЗПР; предусмотрено разнообразие и
вариативность предъявления и объяснения учебного материала при трудностях в усвоении
и переработке информации.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
Целями изучения учебного курса являются:
- формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через
изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте
процессов
этноконфессионального
согласия
и
взаимодействия,
взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных
культур;
- создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию
своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
- формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений;
- идентификация собственной личности как полноправного субъекта
культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Специальной целью изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» обучающимися с ЗПР является их приобщение к культурному наследию
народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений,
воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях
(нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного
гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному
совершенствованию и развитию.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
расширение и систематизация знаний и представлений обучающихся с ЗПР о культуре и
духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при освоении
программы начального общего образования;
формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России,
их роли в культуре, истории российского общества;
формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих
поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьей,
страной;
воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным
традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой
культуры;
развитие информационной культуры обучающихся с ЗПР.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают
дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России», направленные на социально-эмоциональное
развитие, развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной

активности, повышение коммуникативной компетентности в разных социальных условиях.
Особенности отбора и адаптации учебного материала
Обучение учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» строится на создании оптимальных условий для усвоения программного материала
обучающимися с ЗПР. Большое внимание уделено отбору учебного материала в
соответствии с принципами доступности при сохранении общего базового уровня. Учебный
материал по содержанию и объему адаптирован для обучающихся с ЗПР, освобожден от
излишней детализации; используются специальные методы и приемы: объяснение с
систематическим повторением, использование разнообразных приемов актуализации
(визуальная опора, памятка и т.д.), опора на личный опыт подростка, привлечение
краеведческого материала.
Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение
содержании образования по предмету «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их особыми
образовательными потребностями. Помимо широко используемых в ПООП ООО общих
для всех обучающихся видов деятельности усилены виды деятельности, специфичные для
данной категории детей, обеспечивающие осмысленное освоение содержания образования
по предмету: усиление предметно-практической деятельности; чередование видов
деятельности; освоение материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении
материала; использование дополнительной визуальной опоры (схемы, шаблоны, опорные
таблицы); речевой отчет о процессе и результате деятельности; выполнение специальных
заданий, обеспечивающих коррекцию регуляции учебно-познавательной деятельности и
контроль собственного результата. При закреплении изученных тем полезно использовать
такие виды деятельности как обсуждение произведений художественной литературы и
живописи, фрагментов фильмов; организация экскурсий в музеи, к памятникам истории, к
местным достопримечательностям; моделирование ситуаций социального взаимодействия;
подготовка сообщения на заданную тему с поиском необходимой информации,
коллективные проектные работы.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ПООП ООО. Для
обучающихся с ЗПР существенными являются приемы работы с лексическим материалом
по предмету. Проводится специальная работа по введению в активный словарь
обучающихся соответствующей терминологии. Каждое новое слово закрепляется в речевой
практике обучающихся. Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе,
обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для
актуализации терминологии.
Место учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» в учебном плане
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5
классе 1час в неделю. Общий объем составляет 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»

Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные
ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и
нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовнонравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации.
Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент
культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа
российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие.
Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения.
Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие
культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между
материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность Мораль, нравственность,
ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как
реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как
ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о
культуре народов России.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»

Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь
сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и
семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как
трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического
творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе
и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда.
Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с
использованием фотографий, книг,писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между
обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир
человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре.
Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы
культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как
реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни
человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм,
патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа,
государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её
фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.

Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем
нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен
ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ
формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права
и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины
культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего
Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные
праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура
как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории.
Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных
связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и
инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному
искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика.
Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка.
Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности.
Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием
разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта.
Описание регионов в соответствии с их особенностями.

Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций,
единые духовно-нравственные ценности народов России.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для организации проверки, учета и контроля знаний обучающихся с ЗПР предусмотрен
контроль в виде: устных опросов, тестирования, практических работ.
Для обучающихся с ЗПР возможно изменение формулировки заданий на «пошаговую»,
адаптация предлагаемого тестового материала: использование устных и письменных
инструкций, упрощение длинных сложных формулировок инструкций; предоставление
образца или возможности использования справочной информации.
Нормы отметок (устный и письменный ответ)
Отметка «5»:
материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы
и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни
Отметка «4»:
в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно
систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и
обобщениях имеются некоторые неточности
Отметка «3»:
в усвоении материала имеются пробелы, он излагается бессистемно, отдельные умения
недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них
допускаются ошибки
Отметка «2»:
основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет
Отметка «1»:
материал не усвоен, ответ по существу отсутствует
Нормы отметок при выполнении теста
% выполнения
Отметка

0-35
«2»

36-60
«3»

61-85
«4»

86-100
«5»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие
мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим
людям и жизни в целом.
1.
Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и

настоящему многонационального народа России через представления об исторической
роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в
становлении российской государственности.
2.
Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и
знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью
воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию.
3.
Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности
и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4.
Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного
края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного вы- бора, нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения
семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России;
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потреблении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности
и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы
с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1.
Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия включают:
■
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы
(логические УУД);
■
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические /
моделирование);
■
смысловое чтение;
■
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем.
2.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
■
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
■
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
■
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные
универсальные
учебные
действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
■ умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач (планирование);
■ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);
■ умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения (оценка);
■ владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная
рефлексия, саморегуляция) деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и
способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания,
его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании проектов.
■

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?
■ Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры

народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих
религий для формирования личности гражданина России;
■ иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях
«мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовнонравственному единству страны;
■ понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно- нравственным развитием
личности и социальным поведением.
Тема 2. Наш дом — Россия
■ Иметь представление об историческом пути формирования многонационального
состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его
формирования;
■ знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов
Российской Федерации, причинах культурных различий;
■ понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и
взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями,
обосновывать их необходимость.
Тема 3. Язык и история
■ Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на
миропонимание личности;
■ иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовнонравственных смыслов культуры;
■ понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации
межкультурного диалога и взаимодействия;
■ обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка,
важности лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей
■ Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его
взаимосвязи с языками других народов России;
■ знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка
народов России, важность его для существования государства и общества;
■ понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры,
но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить
примеры;
■ иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры
■ Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
■ осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные
формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными
проявлениями культурного многообразия;
■ уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение
и причины.
Тема 6. Материальная культура
■ Иметь представление об артефактах культуры;
■ иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии,
скотоводстве, охоте, рыболовстве;
■ понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной
культуры;
■ понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от
географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими
этносами.

Тема 7. Духовная культура
■ Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука»,
«религия»;
■ знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные
ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
■ понимать смысл и взаимосвязь
названных терминов с формами их
репрезентации в культуре;
■ осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл
культурных артефактов;
■ знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными
явлениями, с которыми они связаны.
Тема 8. Культура и религия
■ Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни
общества и основные социально-культурные функции;
■ осознавать связь религии и морали;
■ понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
■ уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.
Тема 9. Культура и образование
■ Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности
и общества;
■ иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;
■ понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
■ приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и
профессиональным ростом человека;
■ понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества,
осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения
новых сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)
■ Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и
истории народов, их культурных особенностях;
■ выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре
своего народа;
■ предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
■ обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовнонравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей
■ Знать и понимать смысл термина «семья»;
■ иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями
семейного быта и отношений в семье;
■ осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными
особенностями своего времени;
■ уметь составить рассказ о своей семье в соответствии
с культурноисторическими условиями её существования;
■ понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное

счастье»;
■ осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её
воспитательную роль;
■ понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать
нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны
государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи
■ Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
■ осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
■ понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;
■ обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа,
государства, человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
■ Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как
ключевых элементах семейных отношений;
■
знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;
■ уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России,
собственной семьи;
■
осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции
ценностей, духовно-нравственных идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
■ Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье,
семейных обязанностях;
■ уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в
фольклорных сюжетах;
■ знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных
произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в
произведениях художественной культуры;
■ понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием
различного иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи
■
Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
■ понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института,
характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в
семье;
■
осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социальноэкономической структурой общества в форме большой и малой семей;
■ характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для
укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
■ Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в
культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на
региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;
■ выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре
различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
■ предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями семьи;

■ обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовнонравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной
преемственности.
Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
■ Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной
культуры;
■ уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества,
человека и культуры;
■ понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту,
в контексте культуры и творчества;
■ знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры
■ Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы
их применимости;
■ осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в
творчестве;
■ обосновывать важность творчества как реализацию духовно- нравственных
ценностей человека;
■ доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
■ знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
■ Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни
человека;
■ обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и
зла;
■ понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
«взаимопомощь»,
«сострадание»,
«милосердие»,
«любовь»,
«дружба»,
«коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
■ Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические
периоды и уметь выделять их сущностные черты;
■ иметь представление о значении и функциях изучения истории;
■ осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического
процесса. Знать о существовании связи между историческими событиями и
культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного
долга гражданина и патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры
■ Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного
творчества;
■ рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые
выразительные средства литературного языка;
■ обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как
формы трансляции культурных ценностей;

■ находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в
литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур
■ Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур»,
«культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовнонравственных идеалов общества;
■ понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
■ знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной
коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа
■ Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно- нравственных
ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным,
гуманизм,
милосердие,
справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь, историческая па- мять и преемственность поколений, единство
народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского
народа:
■ осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских
ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
■ Понимать принципы федеративного устройства России и концепт
«полиэтничность»;
■ называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно
проживают;
■ уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской
Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
■ понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской
Федерации;
■ демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного
согласия в России;
■ уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их
значение и причины.
Тема 25. Праздники в культуре народов России
■ Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как
элементов культуры;
■ устанавливать
взаимосвязь праздников и
культурного уклада;
■ различать основные типы праздников;
■ уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;
■ анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
■ понимать основной смысл семейных праздников:
■ определять нравственный смысл праздников народов России;
■ осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России,
как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России
■ Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников

архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и
этапами исторического развития;
■ понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
■ осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического
развития и типами жилищ;
■ осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и
духовно-нравственными ценностями народов России;
■ устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать
памятники истории и культуры;
■ иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России
■ Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества,
рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые
выразительные средства музыкального языка;
■ обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей;
■ находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
музыкальных произведений;
■ знать основные темы музыкального творчества народов России, народные
инструменты
Тема 28. Изобразительное искусство народов России
■ Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов
художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных
средствах изобразительного искусства;
■ уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные
орнаменты;
■ обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного
явления, как формы трансляции культурных ценностей;
■ находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
изобразительного искусства;
■ знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России
■ Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и
нужность этих языковых выразительных средств;
■ понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
■ воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как
отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
■ знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
■ оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
■ Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями
проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;
■ уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных,
духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
■ уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между
людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном

для пятиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);
■ понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм,
патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)
■ Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и
политической географии;
■ понимать, что такое культурная карта народов России;
■ описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их
особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России
■ Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов
России для обоснования её территориального, политического и экономического
единства;
■ понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед
требованиями национального самоопределения отдельных этносов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1

2

Тема

Основное
содержание

Основные виды
деятельности
обучающихся
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»

Зачем изучать курс
«Основы духовнонравственной культуры
народов
России»?

Формирование
и
закрепление
гражданского единства.
Родина и Отечество.
Традиционные
ценности и ролевые
модели. Традиционная
семья.
Всеобщий
характер
морали
и
нравственности.
Русский язык и единое
культурное
пространство. Риски и
угрозы
духовнонравствен- ной культуре
народов России

Наш дом — Россия

Россия
—
многонациональная
страна.
Многонациональный
народ
Российской
Федерации. Россия как
общий дом. Дружба
народов

Формировать
представление
об
особенностях курса
««Основы
духовнонравственной
культуры
народов
России».
Слушать
и
понимать
объяснения учителя
по теме урока.
Вести
самостоятельную
работу
с
учебником
Слушать
и
понимать
объяснения
учителя по теме
урока.
Формировать
представление
о
необходимости
и
важности

межнационального и
межрелигиозного
сотрудничества,
взаимодействия.
Выполнять задания на
понимание
и
разграничение понятий
по курсу
3

Язык и история

Что такое язык? Как в
языке
народа
отражается его история?
Язык как инструмент
культуры.
Важность
коммуникации между
людьми. Языки народов
мира, их взаимосвязь

4

Русский язык —
язык общения и
язык возможностей

Русский
язык
—
основа
российской
культуры.
Как
складывался русский
язык: вклад народов
России в его развитие.
Русский
язык
как
культурообразующий
проект
и
язык
межнационального
общения.
Важность
общего языка для всех
народов
России.
Возможности, которые
даёт русский язык

Формировать
представление
о
русском языке как
языке
межнационального
общения.
Слушать объяснения
учителя,
стараясь
выделить главное.
Объяснять
наблюдаемые
в
практике
изучения
языка явления

5

Истоки
культуры

Что такое культура.
Культура и природа.
Роль культурыв жизни
общества.
Многообразие культур
и
его
причины.
Единство культурного
пространства России

Формировать
представление о том,
что такое культура, об
общих
чертах
в
культуре
разных
народов.
Слушать и понимать
объяснения учителя по
теме урока.

родной

Формировать
представления о языке
как носителе духовнонравственных смыслов
культуры.
Понимать
особенности
коммуникативной
роли языка.
Слушать
и
анализировать
выступления
одноклассников,
отбирать
и
сравнивать учебный
материал
по
нескольким
источникам

Выполнять задания на
понимание
и
разграничение понятий
по теме
Материальная
культура

Материальная культура:
архитектура,
одежда,
пища,
транспорт,
техника. Связь между
материальной культурой
и
духовнонравственными
ценностями общества

7

Духовная культура

Духовно-нравственная
культура. Искусство,
наука,
духовность.
Мораль,
нравственность,
ценности.
Художественное
осмысление
мира.
Символ
и
знак.
Духовная культура как
реализация ценностей

8

Культура и религия

Религия и культура. Что
такое религия, её роль в
жизни
общества
и
человека.
Государствообразующие
религии
России.
Единство ценностей в
религиях России

Формировать
представление о понятии
«религия»,
понимать и уметь
объяснять,
в
чём
заключается
связь
культуры и религии.
Слушать объяснения
учителя, работать с
научно-популярной
литературой по теме

9

Культура и
образование

Зачем нужно учиться?
Культура как способ
получения
нужных
знаний.
Образование
как
ключ
к

Понимать
смысл
понятия «образование»,
уметь
объяснять важность
и
необходимость

6

Формировать
представление о традиционных
укладах
жизни разных народов.
Слушать
и
анализировать
выступления
одноклассников.
Работать
с
учебником,
анализировать
проблемные ситуации
Формировать
представление
о
духовной
культуре
разных народов.
Понимать
взаимосвязь
между
проявлениями
материальной
и
духовнойкультуры.
Выполнять задания
на
понимание
и
разграничение
понятий по теме.
Учиться работать с
текстом
и
зрительным
рядом
учебника

10

11

12

Многообразие
культур России
(практическое занятие)

социализации
и
духовно-нравственному
развитию человека

образования
для
общества. Слушать
объяснения учителя,
отбирать
и
сравнивать учебные
материалы по теме

Единство культур
народов России. Что
значит быть
культурным
человеком? Знание о
культуре народов
России

Отбирать материал
по нескольким
источникам,
готовить доклады,
работать с научнопопулярной литературой.
Слушать
выступления
одноклассников

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Семья — хранитель
Семья — базовый
Понимать,
что
духовных ценностей
элемент
общества.
такое
семья,
Семейные ценности,
формировать
традиции и культура.
представление
о
Помощь сиротам как
взаимосвязях между
духовнотипом культуры и
нравственный
долг
особенностями
человека
семейного уклада у
разныхнародов.
Понимать значение
термина
«поколение».
Слушать
объяснения
учителя,
решать
проблемные задачи
Родина начинается с
История семьи как Понимать
и
семьи
часть истории народа,
объяснять,
как
и
почему
история
государства,
человечества.
Как каждой семьи тесно
связаны
Родина
и связана с историей
семья?
Что
такое страны, народа.
Родина и Отечество?
Слушать объяснения
учителя,
разграничивать понятия
по теме,
систематизировать
учебный материал

13

Традиции
семейного
воспитания в России

Семейные
традиции
народов
России.
Межнациональные
семьи.
Семейное
воспитание
как
трансляция ценностей

14

Образ
культуре
России

семьи
в
народов

Произведения устного
поэтического
творчества
(сказки,
поговорки и т. д.) о
семье и
семейных
обязанностях.
Семья в литературе и
произведениях разных
видов искусства

15

Труд в истории семьи

Социальные роли в
истории семьи. Роль
домашнего труда. Роль
нравственных норм в
благополучии семьи

Понимать
и
объяснять, что такое
традиция,
уметь
рассказывать о традициях своей семьи,
семейных
традициях
своего народа и других
народов России.
Уметь объяснять и
разграничивать
основные понятия по
теме. Просматривать
и
анализировать
учебные
фильмы,
работать
с
раздаточным
материалом
Знать
основные
фольклорные сюжеты
о семье, семейных
ценностях.
Знать и понимать
моральнонравственное
значение семьи.
Работать
с
научнопопулярной
литературой,
просматривать и
анализировать
учебные фильмы,
систематизировать
учебный материал
Понимать, что такое
«семейный
труд»,
сознавать
и
характеризовать
важного
общего
семейного труда для
укрепления
целостности семьи.
Слушать
объяснения учителя,
самостоятельно
работать
с
учебником

16

17

18

Семья в современном
мире (практическое
занятие)

Рассказ о своей семье (с
использованием
фотографий,
книг,
писем и др.). Семейное
древо.
Семейные
традиции

Духовный
мир
человека. Человек творец культуры

Культура как духовный
мир человека. Мораль.
Нравственность.
Патриотизм.
Реализация ценностей в
культуре.
Творчество: что это
такое?
Границы
творчества. Традиции и
новации в культуре.
Границы
культур.
Созидательный труд.
Важность труда как
творческой деятельности, как реализации

Понимать,
почему
важно
изучать
и
хранить
историю
своей семьи, передавать её следующим
поколениям.
Готовить
доклад,
сообщение;
создавать
семейное
древо; отбирать и
сравнивать
материал
из
нескольких
источников
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Личность- общество- Что делает человека Знать,
что
такое
человеком?
Почему гуманизм, понимать,
культура
человек не может жить что делает человека
вне общества. Связь человеком
и какие
людей
между обществом и проявления
культрой
как можно
назвать
гуманными.
реализация
духовноРаботать с научнонравственных
популярной
литеценностей
ратурой,
уметь
разграничивать
понятия,
осваивать
смысловое
чтение
(решать
текстовые
задачи)
Понимать и объяснять
значение
слова
«человек» в контексте
духовно- нравственной
культуры.
Слушать объяснения
учителя, работать с
учебником,
уметь
понимать
и
разграничивать
основные понятия по
теме

19

Личность и духовнонравственные
ценности

Мораль
и
нравственность вжизни
человека.
Взаимопомощь,
сострадание,
милосердие, любовь,
дружба,
коллективизм,
патриотизм,
любовь к близким

Понимать
и
объяснять, что такое
мораль
и
нравственность,
любовь кблизким.
Показывать
на
примерах
важность
таких ценностей как
взаимопомощь,
сострадание,
милосердие,
любовь,
дружба и др.
Разграничивать
и
определять основные
понятия,
решать
текстовые
задачи,
работать
с
учебником

Тематический блок 4. «Культурное единство России»
20

Историческая
память как духовнонравственная
ценность

Что такое история и
почему она важна?
История семьи — часть
истории народа, государства, человечества.
Важность
исторической памяти,
недопустимость
её
фальсификации.
Преемственность
поколений

Объяснять
смысл
термина
«история»,
понимать
важность
изучения истории.
Понимать
и
объяснять, что такое
историческая память,
как история каждой
семьи
связана
с
историей страны.
Работать
с
учебником, выделять
и
определять
основные
понятия,
слушать
и
анализировать
выступления
одноклассников

21

Литература как язык
культуры

Литература
как
художественное
осмысление
действительности. От
сказки к роману. Зачем
нужны литературные
произведения?
Внутренний
мир
человека и его духовность

Понимать
особенности
литературы,
её
отличия от других
видов
художественного творчества.
Объяснять
средства
выражения духовного
мира
человека,
его
морали
и
нравственности
в
произведениях

литературы.
Слушать объяснения
учителя, работать с
художественной
литературой, изучать и
анализировать
источники

22

Взаимовлияние
культур

23

Духовнонравственные
ценности
российского народа

24

Регионы
России:
культурное
многообразие

Взаимодействие
культур.
Межпоколенная
и
межкультурная
трансляция.
Обмен
ценностными
установками и идеями.
Примеры
межкультурной коммуникации
как
способ
формирования общих
духовно-нравственных
ценностей

Иметь
представление
о
значении
терминов
«взаимодействие
культур»,
«культурный обмен».
Понимать
и
объяснять важность
сохранения
культурного наследия.
Слушать объяснения
учителя, пони- мать и
разграничивать
понятия, отбирать и
сравнивать материал
по
нескольким
источникам

Жизнь,
достоинство,
права
и
свободы
человека, патриотизм,
гражданственность, служение
Отечеству и
ответственность за его
судьбу,
высокие
нравственные идеалы,
крепкая
семья,
созидательный
труд,
приоритет духовного
над
материальным,
гуманизм, милосердие,
справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь,
историческая память и
преемственность
поколений,
единство
народов России
Исторические
и
социальные причины
культурного
разноо-

Уметь
объяснять
значение
основных
понятий,
отражающих
духовнонравственные
ценности.
Осознавать
их
и
защищать в качестве
базовых
общегражданских
ценностей российского
общества.
Слушать объяснения
учителя, работать с
учебником (смысловое
чтение)

Понимать принципы
федеративного
устройства
России,

бразия. Каждый регион
уникален.
Малая
Родина
—
часть
общего Отечества

25
26

Праздники
в
культуре
народов
России

Что такое праздник?
Почему
праздники
важны.
Праздничные
традиции в России.
Народные
праздники
как память культуры,
как
воплощение
духовно-нравственных
идеалов

27

Памятники
в
культуре
народов
России

Памятники как часть
культуры:
исторические, художественные,
архитектурные.
Культура как память.
Музеи. Храмы. Дворцы.
Исторические
здания
как свидетели истории.
Архитектура
и
духовно-нравственные
ценности
народов
России

объяснять
понятие
«полиэтничность»
Понимать
ценность
многообразия
культурных
укладов
народов
России.
Уметь рассказывать о
культурном
своеобразии
своей
малой родины.
Слушать
и
анализировать
выступления
одноклассников,
работать
с
источниками
Понимать
и
объяснять, что такое
«народный праздник».
Уметь рассказывать
о
праздничных
традициях
разных
народов и своей семьи.
Понимать
и
объяснять нравственный смысл народного
праздника.
Работать
с
учебником,
просматривать
и
анализировать
учебные фильмы
Устанавливать связь
между
историей
памятника и историей
края.
Характеризовать
памятники истории и
культуры.
Понимать
нравственный
и
научный
смысл
краеведческой работы.
Слушать объяснения
учителя, работать с
научно-популярной
литературой,
просматривать и
анализировать
учебные фильмы

28

Музыкальная
культура
народов
России

29

Изобразительное
искусство
народов
России

Художественная
реальность. Скульптура:
от
религиозных
сюжетов
к
современному
искусству.
Храмовые
росписи и фольклорные
орнаменты. Живопись,
графика. Выдающиеся
художники разных народов России

30

Фольклор
литература
России

Пословицы
и
поговорки. Эпос и
сказка. Фольклор как
отражение
истории
народа
и
его
ценностей, морали и
нравственности.
Национальная
литература. Богатство

и
народов

Музыка. Музыкальные
произведения. Музыка
как форма выражения
эмоциональных связей
между
людьми.
Народные
инструменты. История
народа в его музыке и
инструментах

Понимать особенности
музыки
как
вида
искусства.
Знать
и
называть
основные
темы
музыкального
творчества
народов
России, понимать, как
история
народа
отражается
в
его
музыке.
Слушать объяснения
учителя, работать с
научно-популярной
литературой,
просматривать
и
анализировать
учебные фильмы
Понимать
и
объяснять
особенности
изобразительного
искусства как вида
художественного
творчества.
Понимать
и
обосновывать
важность искусства
как
формы
трансляции
культурных
ценностей.
Знать
и называть
основные темы искусства народов России.
Слушать объяснения
учителя, работать с
научно-популярной
литературой,
просматривать
и
анализировать
учебные фильмы
Понимать,
что
такое национальная
литература.
Объяснять
и
показывать
на
примерах,
как
произведения
фольклора
отражают
историю

культуры народа в его
литературе

31
32

Бытовые
традиции
народов
России:
пища, одежда, дом
(практическое
занятие)

Рассказ
о
бытовых
традициях своей семьи,
народа, региона. Доклад
с
использованием
разнообразного зрительного ряда и других
источников

33

Культурная
карта
России
(практическое
занятие)

География
культур
России.
Россия
как
культурная
карта.
Описание регионов в
соответствии
с
их
особенностями

34

Единство страны —
залог
будущего
России

Россия — единая страна.
Русский мир. Общая
история,
сходство
культурных традиций,
единые
духовнонравственные ценности
народов России

народа, его духовнонравственные ценности.
Отбирать
и
сравнивать
материал
из
нескольким
источникам, решать
текстовые
задачи, слушать и
анализировать
выступления
одноклассников
Отбирать
и
сравнивать
учебный
материал
по
нескольким
источникам,
решать
текстовые
задачи,
слушать
и
анализировать
выступления
одноклассников, работать
с научно-популярной
литературой
Отбирать
и
сравнивать
несколько
источников, решать
текстовые
задачи,
слушать
и
анализировать
выступления
одноклассников,
работать с научнопопулярной
литературой
Понимать и объяснять
значение
общих
элементов и черт в
культуре
разных
народов России для
обоснования
её
культурного,
экономического единства.
Слушать объяснения
учителя,
систематизировать
учебный материал


Наверх

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».