РП АООП ООО ЗПР КРЗ Психология

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом МБОУ СОШ №149
СОШ№ 149 (протокол от 29.08.2024 №1)

приказом МБОУ
от 29.08.2024 №143

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Средней общеобразовательной школы № 149

Екатеринбург
2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коррекционный
курс
«Психокоррекционные
занятия
(психологические)»
является
обязательной
частью
коррекционноразвивающей области АООП ООО для обучающихся с ЗПР. Курс реализуется
в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных,
подгрупповых и групповых занятий педагога-психолога и обеспечивается
системой психолого-педагогического сопровождения обучающихся 5–9
классов, получающих образование в соответствии с АООП ООО.
Общая характеристика курса «Психокоррекционные занятия
(психологические)»
Коррекционный
курс
«Психокоррекционные
занятия
(психологические)» направлен на развитие личности обучающегося с ЗПР
подросткового возраста, его коммуникативных и социальных компетенций,
гармонизацию его взаимоотношений с социумом.
У обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования
сохраняются трудности и замедленный темп развития отдельных
познавательных процессов, навыков саморегуляции поведения и
деятельности. Для них характерна общая эмоциональная незрелость,
невысокий уровень развития коммуникативных компетенций. Адаптивные
ресурсы у таких обучающихся снижены, что затрудняет социализацию в
целом, создает трудности в процессе самостоятельного осуществления
жизненных выборов.
Педагог-психолог
осуществляет
психологическую
помощь,
направленную на преодоление трудностей в развитии познавательных
процессов, эмоционально-личностной сферы, коммуникативной сферы,
регуляторной сферы, отклоняющегося поведения обучающихся с ЗПР. В ходе
психолого-педагогического
сопровождения
проводится
работа
по
формированию
социально-ориентированной,
конкурентоспособной,
творческой личности, способной к самоопределению, саморегуляции,
самопознанию, саморазвитию.
Педагог-психолог работает в тесном сотрудничестве с другими
специалистами
сопровождения
(учителем-логопедом,
учителемдефектологом), а также с родителями обучающегося, что обеспечивает
комплексный подход в решении задач предотвращения/минимизации
трудностей обучающегося с ЗПР. Проведение коррекционно-развивающих
занятий обеспечивает реализацию возрастных и индивидуальных
возможностей психофизического развития обучающихся с ЗПР посредством
индивидуализации содержания курса с учетом их особых образовательных
потребностей.

Цель и задачи курса
Цель
коррекционного
курса
«Психокоррекционные
занятия
(психологические)» – развитие и коррекция познавательной, личностной,
эмоциональной, коммуникативной, регуляторной сфер обучающегося,
направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии,
гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи курса:
 формирование
учебной
мотивации,
стимуляция
развития
познавательных процессов;
 коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной
деятельности, эмоций и поведения, формирование навыков
самоконтроля;
 гармонизация
психоэмоционального
состояния,
формирование
позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе,
формирование адекватной самооценки;
 развитие личностного и профессионального самоопределения,
формирование целостного «образа Я»;
 развитие
различных
коммуникативных
умений,
приемов
конструктивного общения и навыков сотрудничества;
 стимулирование интереса к себе и социальному окружению;
 развитие продуктивных видов взаимоотношений с окружающими
сверстниками и взрослыми;
 предупреждение школьной и социальной дезадаптации;
 становление и расширение сферы жизненной компетенции.
Особенности построения курса
Федеральная
рабочая
программа
коррекционного
курса
«Психокоррекционные занятия (психологические)» построена по модульному
принципу и предусматривает гибкость содержательного наполнения модулей
и конкретных тем.
Модульный принцип подразумевает определение приоритетности
изучения того или иного модуля программы в зависимости от
индивидуальных особенностей ребенка или группы детей. Специалист может
один или более модулей в качестве базовых, а другие изучать в меньшем
объеме. Педагог-психолог может гибко варьировать распределение часов на
изучение конкретного модуля.
Каждый модуль представляет собой систему взаимосвязанных занятий,
выстроенных в определенной логике с постепенным усложнением и
включением новых тем, направленную на развитие дефицитарных
психических функций обучающихся с ЗПР в соответствии с направленностью
соответствующего модуля.
При этом из общего содержания модулей данного курса возможно
выделение конкретных тематических блоков с учетом индивидуальных
особенностей развития и особых образовательных потребностей конкретных

обучающихся с ЗПР, зачисленных на психокоррекционные занятия. За счет
этого возможно формирование индивидуализированных коррекционноразвивающих программ, направленных на коррекцию и развитие
дефицитарных психических функций, профилактику возникновения
вторичных отклонений в развитии, оптимизацию социальной адаптации и
развития обучающихся с ЗПР.
В соответствии с целями и задачами коррекционного выделяются
следующие модули и разделы программы:
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и
поведения» состоит из разделов «Развитие регуляции познавательных
процессов» и «Развитие саморегуляции эмоциональных и функциональных
состояний» и направлен на формирование произвольной регуляции
поведения, учебной деятельности и собственных эмоциональных состояний у
обучающихся.
В процессе коррекционно-развивающих занятий идет развитие
способности управлять собственными психологическими состояниями, а
также поступками и действиями. Проводится работа над способностью
самостоятельно выполнять действия по усвоенной программе, самостоятельно
выполнять действия по внутренней программе и переносить ее на новый
материал. Также большое внимание уделяется развитию регуляции
собственного поведения и эмоционального реагирования. Формируется
способность управлять, понимать и различать чужие эмоциональные
состояния, проявлять адекватные эмоции в ситуации общения в различных
статусноролевых позициях, развивается умение определять конкретные цели
своих поступков, искать и находить, адекватные средства достижения этих
целей.
Модуль «Формирование личностного самоопределения» состоит из
разделов «Развитие личностного самоопределения» и «Развитие
профессионального самоопределения» и направлен на осознание и принятие
своих индивидуальных личностных особенностей, позитивное реалистичное
отношение к себе, первичное определение своей жизненной стратегии в части
профессионального самоопределения и обучения.
Значимым в коррекционно-развивающей работе является развитие
осознания и принятия общепринятых жизненные ценностей и нравственных
норм, умения анализировать социальные ситуации, принимать обдуманные,
взвешенные решения, нести ответственность за свои поступки. В ходе
коррекционной работы основное внимание уделяется развитию способности к
осознанию себя как социального субъекта, умения адекватно воспринимать
себя и свои действия, поступки других людей, видеть перспективу развития
социальной ситуации и оценивать уже свершившиеся события, выстраивать
жизненную перспективу, жизненные планы.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» состоит из
разделов «Развитие коммуникативных навыков» и «Развитие навыков
сотрудничества» и направлен на развитие навыков личностного общения со

сверстниками и навыков продуктивной коммуникации в социальном
окружении.
Важным в коррекционно-развивающей работе является развитие
своевременной и точной ориентировки в ситуации взаимодействия,
адекватной включенности в ситуацию общения, способности проявлять
гибкость в общении, умения адекватно выстраивать коммуникацию в разных
статусноролевых позициях. Для развития эффективного коммуникативного
процесса в подростковом возрасте имеет значение развитие чувствительности
к вербальной и невербальной экспрессии собеседника, способность проявлять
гибкость ролевых позиций в процессе общения, динамично меняя их в
соответствии с поведением собеседников и с контекстом ситуации общения.
Также на занятиях происходит формирование умения уверенно отстаивать
свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя к агрессии или
пассивно-зависимому поведению. В ходе коррекционной работы основное
внимание уделяется развитию навыков продуктивного взаимодействия с
социальным
окружением,
расширению
вариантов
эффективных
поведенческих стратегий, готовности к сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми в учебных и внеучебных ситуациях. Также важными являются
умения анализировать социальный и эмоциональный контексты
коммуникативной ситуации, выбирать адекватную стратегию поведения в
условиях конфликта, учитывать позицию и интересы партнера по совместной
деятельности, эффективно взаимодействовать с социальным окружением.
Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное
освоение содержания курса
Коррекция трудностей психологического развития и социальной
адаптации осуществляется с учетом особых образовательных потребностей,
обучающихся с ЗПР на основе специальных подходов, методов и способов,
учитывающих особенности подросткового возраста. При выборе форм и
приемов работы необходимо опираться на ведущую деятельность
подросткового возраста – общение. В ходе коррекционно-развивающего
занятия педагогу-психологу важно учитывать принцип активного включения,
обучающегося в совместную со сверстниками и взрослым деятельность,
предполагающий обязательное участие подростка в процессе обсуждения,
беседы, диалога. Также в процессе работы необходимо сохранять
руководящий контроль со стороны взрослого, обеспечивать положительную
обратную связь, делать акцент на развитии навыков саморегуляции.
Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в
соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося с
ЗПР. Учитывая сниженную общую работоспособность, повышенную
утомляемость, низкий темп переработки информации, снижение
эмоциональной саморегуляции у такого обучающегося, педагог-психолог
придерживается строгой этапности при проведении занятия. Каждое
отдельное занятие по своей структуре делится на вводную, основную и

заключительную части и проводится с использованием игровых упражнений
и работы с бланковыми материалами, а также предусматривает включение в
занятия динамических и релаксационных пауз. Вводная часть занятия
включает в себя ритуал приветствия, который позволяет обучающимся
ощутить атмосферу группового доверия и принятия, и разминку, которая
активизирует продуктивную групповую деятельность и способствует
эмоциональной стабильности участников группового занятия. Основная часть
предполагает последовательное выполнение различных упражнений,
направленных на развитие определенных сфер личности обучающегося с ЗПР
в соответствии с общим содержанием конкретного модуля. Заключительная
часть занятия включает в себя рефлексию проведенной работы, обмен
мнениями и эмоциональными впечатлениями и ритуал прощания,
укрепляющий чувство групповой сплоченности.
При изучении большинства тем широко задействованы активные формы
работы с обучающимися: подвижные игры и упражнения, работа с
психологическими сказками, элементы арт-терапии и тренинговых занятий.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом АОП ООО для обучающихся с ЗПР
на изучение курса «Психокоррекционные занятия (психологические)»
отводится 2 часа в неделю (68 часов в учебном году).
Коррекционно-развивающие занятия проходят во второй половине дня
в рамках внеурочной деятельности в специально оборудованном кабинете.
Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы,
индивидуального образовательного маршрута, обучающегося с ЗПР и в
соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с администрацией
школы.
В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционноразвивающих занятий предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и
групповые формы работы. Наиболее эффективная и целесообразная
организация коррекционно-развивающей работы предполагает проведение
занятий в подгруппах от 2 до 12 человек продолжительностью 30 – 40 минут
и периодичностью 2 раза в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)» ПО
ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и
поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Обучающийся научится и будет (сможет):

с помощью взрослого планировать пути достижения цели,
выбирать наиболее оптимальные способы решения познавательных задач;

контролировать время выполнения учебной работы ориентируясь
на определенные таймером временные рамки;

ориентироваться в задании и условиях, необходимых для его
выполнения с помощью взрослого;

определять последовательность действий в краткосрочном
периоде для достижения поставленной задачи с помощью взрослого;

соотносить свои действия с планом, корректировать свои действия
на основании расхождений результата с эталоном с развернутой помощью
взрослого;

оценивать правильность выполнения задания на основе сличения
с конечным результатом;

уметь давать словесный отчет о выполнении задания;

уметь действовать индивидуально и в группе по заданному
взрослым алгоритму.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и
функциональных состояний»
Обучающийся научится и будет (сможет):

выделять различные эмоциональные состояния и соотносить их с
соответствующими внешними проявлениями (мимика, жесты, пантомимика,
поза, интонация);

определять широкий спектр эмоциональных состояний по
внешним проявлениям (включая противоречивые эмоции);

обращать внимание на свое эмоциональное состояние и уметь
идентифицировать его и обозначать вербально;

владеть базовыми навыками релаксации, как способом регуляции
эмоций;

сдерживать непосредственные (негативные) эмоциональные
реакции в процессе деятельности и при оценке достигнутого результата;

управлять проявлением негативных эмоций при неудаче в учебной
ситуации;

регулировать свое поведение в эмоционально напряженной
коммуникативной ситуации;


соблюдать нормы и правила общественного поведения;

осознавать необходимость прилагать усилия для полноценного
выполнения заданий.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
 демонстрировать интерес к самопознанию;
 владеть навыками самопрезентации (рассказывать о своих
интересах, увлечениях, личностных качествах);
 иметь представление об основных социальных ролях, их
разнообразии в жизни человека, осознавать собственные социальные роли;
 иметь представления о своих обязанностях перед семьей,
обществом;
 владеть навыками самооценивания, выделять свои положительные
качества;
 владеть навыками учебного самооценивания, критично оценивать
результат деятельности, осознавать, что удалось выполнить, что нет.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):

понимать значение профессиональной деятельности в жизни
человека;

иметь первичные представления о мире профессий;

соотносить собственные желания и возможности с различными
направлениями профессиональной деятельности.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Обучающийся научится и будет (сможет):

владеть базовыми средствами вербального и невербального
общения;

использовать в коммуникации со сверстниками позитивную
лексику, комплименты, правила этики общения;

определять качества личности и способы поведения, которые
способствуют или препятствуют продуктивной коммуникации;

слушать и слышать информацию, передаваемую собеседником,
уточнять ее с помощью вопросов, поддерживать тему разговора.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Обучающийся научится и будет (сможет):
 поддерживать учебное сотрудничество и совместную деятельность со
сверстниками с помощью взрослого;
 договариваться о правилах совместной работы;
 уметь работать в группе над выполнением задания;
 участвовать в коллективном обсуждении работы.

6 КЛАСС
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и
поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Обучающийся научится и будет (сможет):
 ориентироваться в задании и оценивать необходимые для его
выполнения условия (временные, пространственные, функциональные и
т. д.) с помощью взрослого;
 распределять время и силы при выполнении нескольких заданий, уметь
определять состояние снижения работоспособности и сообщать об этом
взрослому;
 определять последовательность действий для достижения поставленной
задачи;
 соотносить свои действия с планом, корректировать свои действия на
основании расхождений результата с эталоном со стимулирующей
помощью взрослого;
 уметь действовать по готовой инструкции при индивидуальной и
групповой работе;
 оценивать правильность выполнения задания в соответствии с образцом,
приведенным в инструкции;
 осуществлять пошаговый и итоговый контроль при выполнении
задания;
 проявлять интерес к мнению окружающих по поводу оценочных
суждений результата своей деятельности, в случае ошибки
корректировать результат с помощью взрослого.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и
функциональных состояний»
Обучающийся научится и будет (сможет):
 осознавать переживаемые эмоции в прошлом, настоящем и будущем,
уметь называть их;
 уметь сосредотачиваться на телесных ощущениях, мышечных
напряжениях, выражении лица при переживании той или иной эмоции,
называть их в моделируемых ситуациях под контролем взрослого;
 выделять позитивные и негативные эмоции, иметь представление об их
влиянии на эффективность общения и продуктивность деятельности;
 владеть разными приемами релаксации;
 иметь представление об основных техниках и приемах регуляции
эмоций;
 совершать элементарное волевое усилие при трудностях в учебной
работе;
 уметь минимизировать волнение в эмоционально напряженных
ситуациях (самостоятельные и контрольные работы).
























Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
демонстрировать интерес к самопознанию и саморазвитию;
иметь представление о своих индивидуальных особенностях, качествах,
чертах характера;
различать положительные и отрицательные качества, черты характера;
оценивать свои качества, черты характера;
иметь представление о своих задатках и склонностях;
демонстрировать позитивное само отношение.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
проявлять интерес к миру профессий и приобретению профессии;
иметь представление о разнообразии профессий в современном мире,
основных направлениях профессиональной деятельности;
иметь первичное представление о понятии карьера;
оценивать собственные склонности и познавательные способности,
понимать их значение при определении направления профессиональной
деятельности.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Обучающийся научится и будет (сможет):
выстраивать коммуникацию в различных социальных ситуациях;
использовать вербальные и невербальные средства общения адекватные
социально-эмоциональному контексту ситуации;
уметь вести диалог, поддерживать беседу на заданную тему;
понимать наличие другой, альтернативной точки зрения в процессе
общения со сверстниками;
конструктивно доносить свою позицию до других участников
коммуникации.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Обучающийся научится и будет (сможет):
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со
сверстниками с помощью взрослого;
определять цели и функции участников совместной деятельности,
способы взаимодействия;
поддерживать совместную работу, конструктивно взаимодействовать;
с помощью вопросов уточнять недостающую информацию в процессе
совместной деятельности;
принимать точки зрения, отличные от собственной, конструктивно
отстаивать свои интересы.

7 КЛАСС
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и
поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Обучающийся научится и будет (сможет):
 самостоятельно оценивать необходимые для выполнения поставленной
задачи условия (временные, пространственные, функциональные и т.
д.);
 определять последовательность действий для достижения совокупности
поставленных задач;
 самостоятельно планировать последовательность своих действий в
соответствии с поставленной задачей;
 соотносить свои действия с планом, корректировать самостоятельно
свои действия на основании плана, проводить проверку по результату;
 оценивать правильность выполнения поставленной задачи при
индивидуальной работе;
 сдерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в
плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и
функциональных состояний»
Обучающийся научится и будет (сможет):
 осознавать телесные ощущения, соотносить их с эмоциями и
использовать их для снятия психоэмоционального напряжения;
 иметь представление о различных техниках и приемах регуляции
эмоций;
 использовать при необходимости приемы релаксации в разных
жизненных ситуациях;
 совершать целенаправленное волевое усилие в ситуации пресыщения,
при выполнении однообразной учебной работы;
 сдерживать непосредственное эмоциональное реагирование при
возникновении помех в деятельности;
 уметь справляться с волнением в эмоционально напряженных ситуациях
(самостоятельные и контрольные работы).







Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
демонстрировать интерес и готовность к самопознанию
саморазвитию;
демонстрировать адекватно позитивное самоотношение;
иметь представление о своих личностных особенностях;
иметь уровень притязаний, адекватный своим возможностям;
иметь представление об ответственном поведении;

и

 самостоятельно оценивать последствия своих действий, выбирать как
поступить (в том числе в неоднозначных ситуациях) и отвечать за свой
выбор;
 иметь развернутое представление о социальных ролях в обществе,
различных моделях поведения в соответствии с этими ролями, правилах
и нормах поведения;
 строить жизненные планы во временной перспективе.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
 демонстрировать мотивацию к приобретению профессии в
определенной области трудовой деятельности;
 ориентироваться в современном мире профессий, перечислять и давать
краткую характеристику основным направлениям профессиональной
деятельности;
 иметь первичное представление о понятии профессиональной
направленности личности;
 иметь представление о карьере как о профессиональном пути в жизни
человека;
 выделять собственные интересы и склонности, соотносить их с будущей
профессиональной деятельностью;
 иметь первичное представление о понятии профессиональной
пригодности
в
основных
направлениях
профессиональной
деятельности;
 соотносить
собственные
способности
с
профессиональной
пригодностью
в
основных
направлениях
профессиональной
деятельности.








Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Обучающийся научится и будет (сможет):
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владеть приемами активного слушания;
уметь
ориентироваться
в
ситуации
общения,
определять
коммуникативное намерение свое и партнера, оценивать степень его
реализации в общении;
уметь спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
принимать позицию собеседника, выделяя его точку зрения и аргументы
в пользу его позиции;
уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Обучающийся научится и будет (сможет):

 уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
 планировать совместные действия для достижения общей цели;
 планировать и реализовывать общие способы работы с партнерами по
совместной деятельности;
 прогнозировать результат коллективной работы;
 уметь согласовывать свои действия с действиями партнера для
достижения общего результата;
 брать на себя инициативу в организации совместного действия.
8 КЛАСС
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и
поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Обучающийся научится и будет (сможет):
 осознавать цель и самостоятельно определять задачи в соответствии с
ней, последовательность действий в краткосрочной перспективе;
 организовывать свою деятельность при индивидуальной и групповой
работе с учетом условий, необходимых для выполнения поставленных
задач;
 самостоятельно осуществлять контроль своей деятельности;
 проводить оценку результата своей деятельности;
 оценивать работу группы сверстников и свой вклад в ее работу.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и
функциональных состояний»
Обучающийся научится и будет (сможет):
 иметь представление о возможности сознательно влиять на свое
эмоциональное состояние с помощью специальных приемов при
необходимости в различных жизненных ситуациях;
 использовать приемы релаксации в разных жизненных ситуациях для
снижения интенсивности негативных эмоциональных состояний;
 уметь направить усилия для сконцентрированной кратковременной
работы, ориентируясь на продуктивный результат;
 регулировать проявление собственных эмоций (положительных и
отрицательных) в соответствии с социальным контекстом
коммуникативной ситуации;
 сдерживать проявление негативных эмоций в отношении собеседника в
ситуации возникновения разногласий, конфликта;
 сохранять ровный эмоциональный фон при отстаивании своего мнения
в ситуации учебного сотрудничества;
 принимать замечания от значимых взрослых по поводу своих действий
и поступков, учитывать их при изменении своего поведения,
прогнозировать последствия своего поведения.





















Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
демонстрировать мотивацию к самопознанию, потребность к
саморазвитию;
иметь уровень притязаний, адекватный своим возможностям,
способностям, индивидуальным особенностям;
проявлять ответственность, относительную независимость и
устойчивость в отношении негативных воздействий среды,
окружающих людей на собственное поведение;
оценивать себя и свои поступки с учетом общепринятых социальных
норм и правил;
представлять временную перспективу жизни, где события прошлого,
настоящего и будущего занимают соответствующее место и наделяются
соответствующим статусом.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
ориентироваться в современном мире профессий, перечислять и давать
краткую характеристику различным профессиям, актуальным для
современного рынка труда;
иметь представление о понятии профессиональной направленности
личности и ее структуре;
иметь
первичные
представления
о
перспективах
своего
профессионального образования и будущей профессиональной
деятельности;
иметь представления о собственных профессиональных склонностях и
профессиональном потенциале;
знать об ограничениях при выборе профессии, учитывать ограничения
профессиональной пригодности при выборе будущей профессии;
моделировать образ желаемого профессионального будущего, пути и
средства его достижения.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Обучающийся научится и будет (сможет):
уметь вести конструктивный диалог;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;
выделять и признавать ошибочность своего мнения (если оно таково);
выделять общую точку зрения в дискуссии;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с
партнерами по общению, имеющими иную точку зрения;
демонстрировать уважительное отношение к партнерам, внимание к
личности другого в процессе общения.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»








Обучающийся научится и будет (сможет):
иметь представление о понятии «конфликт» в ситуации сотрудничества;
иметь представление о различных стратегиях и правилах поведения в
конфликтной ситуации;
уметь выбрать адекватную стратегию поведения при возникновении
конфликтной ситуации в процессе учебного сотрудничества;
поддерживать конструктивное общение в группе, контролируя
собственные эмоциональные проявления;
иметь представление о компромиссном решении конфликтных
ситуаций;
уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою
позицию социально приемлемым способом.
9 КЛАСС

Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и
поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Обучающийся научится и будет (сможет):
 самостоятельно определить цели и задачи своих действий в
среднесрочной перспективе;
 планировать действия при индивидуальной и групповой работе с учетом
ресурсов, необходимых для выполнения поставленных задач, в том
числе с точки зрения альтернативы;
 контролировать и корректировать выполнение своих действий в ходе
совместной групповой работы как по завершению, так и по ходу ее
реализации;
 объективно оценивать результат своей работы;
 оценивать работу группы сверстников и индивидуальный вклад в ее
работу каждого участника.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и
функциональных состояний»
Обучающийся научится и будет (сможет):
 регулировать проявления своих эмоций в ситуации дискуссии, учебного
спора;
 вести себя в соответствии с общим эмоциональным фоном
коммуникативной ситуации;
 иметь представление о состоянии стресса, его проявлениях и влиянии
на продуктивность общения и деятельности;
 иметь представление о стратегиях поведения в стрессовых
ситуациях;
 иметь представление о возможностях профилактики стрессовых
состояний на примере ситуации подготовки к государственной
итоговой аттестации;

 владеть техниками контроля своего эмоционального состояния в
ситуации экзамена, уметь минимизировать волнение;
 уметь прилагать волевые усилия при возникновении утомления в
моделируемой ситуации экзамена;
 сохранять устойчивость социально приемлемой позиции в ситуациях
негативного воздействия со стороны окружающих.


















Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
оценивать свои возможности, осознавать собственные склонности,
интересы и увлечения;
выстраивать с помощью взрослого жизненную перспективу, жизненные
планы, включающие последовательность целей и задач в их
взаимосвязи;
планировать пути и средства достижения жизненных планов на основе
рефлексии смысла реализации поставленных целей;
соизмерять свои поступки с общепринятыми нравственными
ценностями, осознанно и ответственно относиться к собственным
поступкам;
иметь начальные представления о личном бюджете, личных
финансовых расходах, финансовом мошенничестве, махинациях;
уметь противостоять вовлечению в финансовую зависимость в
моделируемых ситуациях.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
иметь конкретные реалистичные представления о перспективах своего
профессионального образования и будущей профессиональной
деятельности;
иметь реалистичные представления о социальных и финансовых
составляющих различных профессий;
с помощью взрослого выбирать и выстраивать дальнейшую
индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов;
владеть способами и приемами поиска информации, связанной с
профессиональным образованием и профессиональной деятельностью;
иметь представление об индивидуальной стратегии выбора профессии.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Обучающийся научится и будет (сможет):
владеть навыками конструктивного общения;
уметь в дискуссии выдвигать контраргументы, перефразировать свою
мысль;

 критически относиться к своему мнению, признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 уметь при необходимости корректно убедить других в правоте своей
позиции;
 понимать систему взглядов и интересов другого.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Обучающийся научится и будет (сможет):
 владеть навыками эффективного сотрудничества в различных учебных
и социальных ситуациях;
 уметь договариваться в процессе сотрудничества, включая конфликтные
ситуации;
 оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе
достижения общей цели совместной деятельности;
 самостоятельно
организовывать
совместную
деятельность
в
продуктивном сотрудничестве (ставить цели, определять задачи,
намечать совместный план действий, прогнозировать результат общей
деятельности и достигать его);
 находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации на основе
согласования позиций и учета интересов участников группы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Коррекционный
курс
«Психокоррекционные
занятия
(психологические)» является частью программы коррекционной работы и
обязателен
для
изучения.
Содержание
коррекционного
курса
«Психокоррекционные занятия (психологические)», представленное в
федеральной рабочей программе ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР,
соответствует ФГОС ООО. В соответствии с учебным планом ФАОП ООО для
обучающихся с ЗПР на изучение курса «Психокоррекционные занятия
(психологические)» отводится 2 часа в неделю (68 часов в учебном году).
Основные виды деятельности обучающихся с ЗПР перечислены при
изучении каждой темы и направлены на достижение планируемых результатов
обучения.
5 КЛАСС
На изучение курса отводится 68 часов в год.
Основные виды
Основное
Тематические блоки,
деятельности
содержание
темы
обучающихся
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Знакомство со способами
Планировать пути
Развитие регуляции
ориентировки в задании и
достижения цели, выбирать
познавательных
способами определения
наиболее оптимальные
процессов
(11 часов)
цели. Выполнение анализа
способы решения
образца по заданному
познавательных задач с
плану действий и
помощью взрослого.
следование образцу в
Выполнять работу,
заданиях на зрительноориентируясь на
моторную координацию.
определенные таймером
Сличение с образцом,
временные рамки.
корректировка ошибочных Ориентироваться в задании
элементов. Отработка
и условиях, необходимых
навыка следования
для его выполнения с
словесной инструкции.
помощью взрослого;
Удержание
определять
последовательности
последовательность
действий на основании
действий в краткосрочном
следования, инструкции.
периоде для достижения
Удержание в умственном
поставленной задачи с
плане условий выполнения помощью взрослого
задания, с сохранением их
Соотносить свои действия с
до конца работы
планом, корректировать
(упражнения на развитие
свои действия на основании
концентрации и
расхождений результата с
переключения внимания:
эталоном с развернутой
графический диктант с
помощью взрослого.
условием).
Оценивать правильность
Определение
выполнения задания на

Развитие саморегуляции
поведения,
эмоциональных и
функциональных
состояний
(11 часов)

последовательности своих
действий при решении
познавательных задач
(копирование сложной
фигуры). Планирование
этапов выполнения задания.
Отработка поэлементного
выполнения программы.
Корректировка своих
действий на основании
расхождений результата с
эталоном с помощью
взрослого. Отработка
навыков промежуточного
контроля. Оценка
правильности выполнения
задания на основе сличения
с конечным результатом.
Представление словесного
отчета по результатам
выполнения задания.
Эмоции и эмоциональные
состояния, их соотношение
с соответствующими
внешними проявлениями.
Различение мимики,
жестов, позы, интонации.
Противоречивые эмоции,
анализ внешних
проявлений при целостном
восприятии контекста
социальной ситуации.
Понимание и словесное
обозначение своего
эмоционального состояния.
Базовые навыки релаксации
как способ регуляции
эмоций. Знакомство с
базовыми навыками
контроля эмоциональных
состояний, со способами
управления проявлением
негативных эмоций при
неудаче в учебной
ситуации. Способность
прилагать волевое усилие
при выполнении заданий.
Моделирование социально
приемлемого поведения в
эмоционально
напряженных
коммуникативных

основе сличения с
конечным результатом.
Формулировать словесный
отчет о выполнении
задания.

Выделять различные
эмоциональные
состояния и соотносить
их с соответствующими
внешними
проявлениями (мимика,
жесты, пантомимика,
поза, интонация).
Определять широкий
спектр эмоциональных
состояний по внешним
проявлениям (включая
противоречивые
эмоции);
Владеть базовыми
навыками релаксации,
как способом регуляции
эмоций.
Регулировать свое
поведение в
эмоционально
напряженной
коммуникативной
ситуации,
соблюдать нормы и
правила общественного
поведения.

ситуациях, простые
способы регуляции своего
поведения.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Знакомство с базовыми
Владеть навыками
Развитие личностного
навыками
самопрезентации
самоопределения
(12 часов)
самопрезентации.
(рассказывать о своих
Основные социальные
интересах, увлечениях,
роли, их разнообразие в
личностных качествах).
жизни человека. Личная
Формулировать общее
ответственность и
представление об
обязанности по отношению
основных социальных
к семье и обществу.
ролях, их разнообразии
Отработка навыков
в жизни человека,
самооценивания в
осознавать собственные
моделируемых ситуациях
социальные роли.
(учебные ситуации),
Владеть навыками
выделение сильных сторон
самооценивания,
и положительных качеств
выделять свои
личности. Знакомство с
положительные
навыками критичного
качества, владеть
оценивания результатов
навыками учебного
своей деятельности.
самооценивания,
критично оценивать
результат деятельности,
проводить анализ, что
удалось выполнить, что
нет.
Значение
Формулировать
Развитие
профессиональной
значение
профессионального
деятельности в жизни
профессиональной
самоопределения
(16 часов)
человека. Первичные
деятельности в жизни
представления о мире
человека, первичные
профессий. Определение и
представления о мире
словесное обозначение
профессий.
собственных желаний и
Соотносить
возможностей в сфере
собственные желания и
профессий. Соотнесение
возможности с
своих желаний и
различными
возможностей с
направлениями
направлениями
профессиональной
профессиональной
деятельности.
деятельности.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Знакомство с базовыми
Владеть базовыми
Развитие
средствами вербального и
средствами вербального
коммуникативных
невербального общения.
и невербального
навыков
(8 часов)
Отработка использования
общения.
позитивной лексики,
Использовать в
комплиментов, правил
коммуникации со
этики общения.
сверстниками
Психологические помехи в
позитивную лексику,

Развитие навыков
сотрудничества
(10 часов)

общении: психологические
качества личности,
особенности поведения.
Особенности личности и
модели поведения,
способствующие
продуктивному общению.
Отработка навыков
установления и
поддержания
продуктивного
коммуникативного
контакта в моделируемых
ситуациях. Способы
передачи информации
между собеседниками.
Знакомство с навыками
активного слушания.
Отработка приемов
поддержания беседы.
Отработка навыков
поддержания учебного
сотрудничества и
совместной деятельности
со сверстниками с
помощью взрослого.
Знакомство с правилами
совместной работы в
группе. Коллективное
обсуждение работы в
моделируемых ситуациях.

комплименты, правила
этики общения.
Выделять качества
личности и способы
поведения, которые
способствуют или
препятствуют
продуктивной
коммуникации.
Анализировать
информацию,
передаваемую
собеседником, уточнять
ее с помощью вопросов,
поддерживать тему
разговора.

Поддерживать учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность со
сверстниками с
помощью взрослого.
Использовать в
процессе
сотрудничества правила
совместной работы.
Работать в группе над
выполнением задания,
принимать участие в
коллективном
обсуждении работы.

Итого: 68 часов

6 КЛАСС
На изучение курса отводится 68 часов в год.
Тематические блоки,
темы

Основные виды
деятельности
обучающихся
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Отработка способов
Ориентироваться в задании
Развитие регуляции
ориентировки в задании.
и оценивать необходимые
познавательных
Оценка условий,
для его выполнения условия
процессов
(11 часов)
необходимых для
(временные,
выполнения задания, с
пространственные,
помощью взрослого.
функциональные и т. д.) с
Работоспособность и
помощью взрослого.
утомление: оценка
Распределять время и силы
собственных ресурсов,
при выполнении нескольких
Основное
содержание

распределение времени и
сил при выполнении
заданий. Определение
последовательности своих
действий при решении
познавательных задач (с
использованием
цифробуквенного
материала). Соотнесение
своих действий с планом
выполнения задания.
Корректировка своих
действий на основании
расхождений результата с
эталоном со
стимулирующей помощью
взрослого. Выполнение
заданий по готовой
инструкции при
индивидуальной и
групповой работе.
Отработка навыков
пошагового и итогового
контроля при выполнении
задания.

Развитие саморегуляции
поведения,
эмоциональных и
функциональных
состояний
(11 часов)

Понимание и словесное
обозначение своих эмоций
в прошлом, настоящем и
будущем. Определение
физических проявлений
различных эмоциональных
состояний: телесные
ощущения, мышечное
напряжение, мимические и
пантомимические
движения. Соотнесение
физических проявлений с
конкретными эмоциями в
моделируемых ситуациях
под контролем взрослого.
Позитивные и негативные
эмоции, их влияние на
эффективность общения и
продуктивность
деятельности. Отработка
различных приемов
релаксации. Знакомство с
основными техниками и

заданий, уметь определять
состояние
снижения
работоспособности
и
сообщать
об
этом
взрослому.
Определять
последовательность
действий для достижения
поставленной задачи.
Соотносить свои действия с
планом,
корректировать
свои действия на основании
расхождений результата с
эталоном
со
стимулирующей помощью
взрослого.
Действовать по готовой
инструкции
при
индивидуальной
и
групповой работе.
Оценивать
правильность
выполнения
задания
в
соответствии с образцом,
приведенным в инструкции.
Осуществлять пошаговый и
итоговый контроль при
выполнении
задания,
корректировать результат с
помощью взрослого.
Определять и называть
переживаемые эмоции в
прошлом, настоящем и
будущем.
Выделять телесные
ощущения, мышечные
напряжения, выражение
лица при переживании
той или иной эмоции,
называть их в
моделируемых ситуациях
под контролем
взрослого. Оценивать
роль позитивных и
негативных эмоций в
общении и их влияние на
эффективность общения
и продуктивность
деятельности
Владеть разными
приемами релаксации,
использовать основные
техники и приемы

приемами регуляции
эмоций. Способность
совершать элементарное
волевое усилие при
трудностях в учебной
работе. Отработка навыков
снижения волнения и
уровня тревоги в
эмоционально
напряженных ситуациях
(самостоятельные и
контрольные работы).

регуляции эмоций в
моделируемых ситуациях
под контролем
взрослого.
Совершать элементарное
волевое усилие при
трудностях в учебной
работе.
С помощью специальных
приемов снижать
волнение в
эмоционально
напряженных ситуациях
(самостоятельные и
контрольные работы).
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Индивидуальные
Выделять
свои
Развитие личностного
особенности человека,
индивидуальные
самоопределения
(12 часов)
психологические качества и особенности, качества,
черты характера.
черты характера.
Различение положительных Различать
и отрицательных качеств и положительные
и
черт характера на примере
отрицательные качества,
вымышленных и реальных черты характера.
персонажей. Отработка
Оценивать свои качества,
навыков оценивания
черты характера.
собственных качеств и черт Выделять свои задатки и
характера. Общая
склонности на основе
характеристика задатков и
самоанализа
под
склонностей человека.
контролем взрослого.
Разнообразие профессий в
Формулировать общие
Развитие
современном мире,
представление о
профессионального
основные направления
разнообразии профессий
самоопределения
(16 часов)
профессиональной
в современном мире,
деятельности. Первичное
основных направлениях
представление о понятии
профессиональной
«карьера». Значение
деятельности.
склонностей и
Формулировать общее
познавательных
представление о понятии
способностей при
карьера.
определении направления
Оценивать собственные
профессиональной
склонности и
деятельности. Определение познавательные
и первичный анализ своих
способности, понимать
склонностей и
их значение при
познавательных
определении
способностей.
направления
профессиональной
деятельности.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Отработка навыков
Выстраивать
Развитие
общения в различных
коммуникацию в
коммуникативных

навыков
(8 часов)

моделируемых социальных
ситуациях. Соотнесение
вербальных и невербальных
средств общения с
социально-эмоциональным
контекстом ситуации.
Отработка навыков ведения
диалога, поддержания
беседы на заданную тему.
Альтернативная точка
зрения собеседника,
способы поддержания
разговора, использование
речевых клише.
Представление собственной
позиции социально
приемлемыми способами.

Развитие навыков
сотрудничества
(10 часов)

Организация учебного
сотрудничества и
совместной деятельности
со сверстниками с
помощью взрослого.
Отработка навыков
поддержания совместной
работы и конструктивного
взаимодействия. Уточнение
недостающей информации
в процессе совместной
деятельности с помощью
вопросов в моделируемых
ситуациях. Принятие
различных точек зрения в
ходе совместной работы в
моделируемых ситуациях
под контролем взрослого.
Знакомство со способами
конструктивного
отстаивания своих
интересов в ходе
совместной деятельности.

различных социальных
ситуациях.
Использовать
вербальные и
невербальные средства
общения адекватные
социальноэмоциональному
контексту ситуации.
Вести диалог,
поддерживать беседу на
заданную тему в
моделируемых ситуациях
под контролем
взрослого.
Сравнивать другую,
альтернативную точку
зрения со своей в
процессе коммуникации
со сверстниками при
помощи взрослого..
Конструктивно доносить
свою позицию до других
участников
коммуникации.
Организовывать учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность со
сверстниками с помощью
взрослого.
Определять цели и
функции участников
совместной
деятельности, способы
взаимодействия.
Поддерживать
совместную работу,
конструктивно
взаимодействовать.
С помощью вопросов
уточнять недостающую
информацию в процессе
совместной
деятельности.
Выделять и сравнивать
точки зрения, отличные
от собственной,
конструктивно
отстаивать свои
интересы в
моделируемых ситуациях

под контролем
взрослого.
Итого: 68 часов

7 КЛАСС
На изучение курса отводится 68 часов в год.
Тематические блоки,
темы

Основные виды
деятельности
обучающихся
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Самостоятельная оценка
Самостоятельно оценивать
Развитие регуляции
условий, необходимых для необходимые для
познавательных
выполнения задачи.
выполнения поставленной
процессов
(11 часов)
Определение
задачи условия (временные,
последовательности
пространственные,
действий для достижения
функциональные и т. д.).
совокупности
Определять
поставленных задач
последовательность
(параллельные ряды).
действий для достижения
Самостоятельное
совокупности
планирование своих
поставленных задач;
действий при выполнении
самостоятельно
задания с учетом заданного планировать
правила. Соотнесение
последовательность своих
своих результатов с
действий в соответствии с
заданным планом
поставленной задачей.
выполнения заданий.
Соотносить свои действия с
Самостоятельная
планом, корректировать
корректировка своих
самостоятельно свои
действий на основании
действия на основании
расхождений результата с
плана, проводить проверку
эталоном. Отработка
по результату.
навыков выполнения
Оценивать правильность
поставленной задачи при
выполнения поставленной
индивидуальной работе.
задачи при индивидуальной
Отработка приемов,
работе.
помогающих сохранить
Сдерживать
концентрацию при
непосредственные
выполнении задания.
импульсивные реакции,
действовать в плане
заданного, не отвлекаясь на
посторонние раздражители.
Отслеживать телесные
Развитие саморегуляции Отработка навыков
соотнесения телесных
ощущения, соотносить
поведения,
ощущений и эмоций.
их с эмоциями и
эмоциональных и
Знакомство с приемами
использовать их для
функциональных
снятия
снятия
состояний
(11 часов)
психоэмоционального
психоэмоционального
напряжения посредством
напряжения.
работы с телесными
Использовать различные
Основное
содержание

ощущениями. Отработка
техники и приемы
различных техник и
регуляции эмоций,
приемов регуляции эмоций. использовать приемы
Использование приемов
релаксации в разных
релаксации в разных
моделируемых
моделируемых жизненных
ситуациях.
ситуациях. Признаки
Совершать
состояний утомления и
целенаправленное
пресыщения. Способность
волевое усилие в
совершать
ситуации пресыщения,
целенаправленное волевое
при выполнении
усилие в ситуации
однообразной учебной
пресыщения, при
работы.
выполнении однообразной Сдерживать
учебной работы. Отработка непосредственное
умения сдерживать
эмоциональное
непосредственное
реагирование при
эмоциональное
возникновении помех в
реагирование при
деятельности.
возникновении помех в
Использовать
деятельности в
специальные приемы для
моделируемых ситуациях
того, чтобы справляться
под контролем взрослого.
с волнением в
Отработка способов
эмоционально
снижения волнения и
напряженных ситуациях
уровня тревоги в
(самостоятельные и
эмоционально
контрольные работы) на
напряженных ситуациях
примере моделируемых
(самостоятельные и
ситуаций.
контрольные работы),
выделение наиболее
предпочтительных и
эффективных.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Определение и вербальная
Формулировать
Развитие личностного
характеристика своих
развернутые
самоопределения
(12 часов)
личностных особенностей.
самооценочные
Знакомство с понятием
суждения.
«уровень притязаний»,
Выделять свои
связь уровня притязаний с
личностные особенности.
и реальными
Формулировать общие
возможностями.
представления об
Определение своего уровня ответственном
притязаний и соотнесение
поведении.
его с собственными
Самостоятельно
способностями и
оценивать последствия
возможностями.
своих действий,
Представление об
выбирать как поступить
ответственном поведении,
(в том числе в
выборе способа действий в неоднозначных
жизненных ситуациях и
ситуациях).
последствиях своего
Формулировать

поведения.
Прогнозирование
возможных последствий
поведения в моделируемых
ситуациях, оценка
различных вариантов
поведения. Социальные
роли в современном
обществе, различные
модели поведения в
соответствии с этими
ролями, правила и нормы
поведения. Знакомство с
понятием жизненного
плана и его временной
перспективы.
Краткая характеристика
основных направлений
профессиональной
деятельности, определение
соответствующих им
профессий.
Профессиональная
направленность личности,
определение собственной
профессиональной
направленности.
Выделение собственных
интересов и склонностей,
соотнесение их с будущей
профессиональной
деятельностью. Карьера как
профессиональный путь в
жизни человека.
Профессиональная
пригодность в основных
направлениях
профессиональной
деятельности. Соотнесение
своих способностей и
возможностей с
профессиональной
пригодностью в основных
направлениях
профессиональной
деятельности, построение
плана саморазвития на этой
основе.

собственное развернутое
представление о
социальных ролях в
обществе, различных
моделях поведения в
соответствии с этими
ролями, правилах и
нормах поведения.
Выстраивать жизненные
планы во временной
перспективе в рамках
моделируемого
взаимодействия со
взрослым.

Ориентироваться в
современном мире
профессий, перечислять
и давать краткую
характеристику
основным направлениям
профессиональной
деятельности.
Давать краткую
характеристику понятию
профессиональной
направленности
личности, понятию
карьеры.
Выделять собственные
интересы и склонности,
соотносить их с будущей
профессиональной
деятельностью.
Формулировать общее
представление о понятии
профессиональной
пригодности в основных
направлениях
профессиональной
деятельности.
Соотносить собственные
способности с
профессиональной
пригодностью в
основных направлениях
профессиональной
деятельности.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Отработка навыков
Выражать свои мысли в
Развитие
активного слушания,
соответствии с задачами
коммуникативных

Развитие
профессионального
самоопределения
(16 часов)

навыков
(8 часов)

Развитие навыков
сотрудничества
(10 часов)

полного и точного
словесного представления
своих мыслей с учетом
задач, и условий
коммуникации.
Определение
коммуникативного
намерения (своего и
партнера), оценивание его
реализации в общении.
Условия, способствующие
реализации
коммуникативных
намерений собеседников в
ходе общения. Отработка
навыков ведения
дискуссии, использования
различных речевых клише.
Использование различных
речевых средств для
аргументации своей
позиции. Определение и
словесное обозначение
позиции собеседника в
моделируемых ситуациях
под контролем взрослого.
Анализ точки зрения
собеседника, выделение
аргументов в пользу его
позиции.
Отработка навыков
выстраивания
продуктивного
взаимодействия со
сверстниками и взрослыми.
Планирование и реализация
общих способов работы с
партнерами по совместной
деятельности для
достижения общей цели.
Прогнозирование
результата коллективных
решений в моделируемых
ситуациях под
руководством взрослого.
Отработка навыков
согласования своих
действий с действиями
партнера для достижения
общего результата.
Организация совместного
действия по собственной

и условиями
коммуникации;
владеть приемами
активного слушания.
Ориентироваться в
ситуации общения,
определять
коммуникативное
намерение свое и
партнера, оценивать
степень его реализации в
общении.
Спрашивать,
интересоваться чужим
мнением и высказывать
свое в социально
приемлемой форме.
Вставать в позицию
собеседника, выделяя его
точку зрения и
аргументы в пользу его
позиции в моделируемых
ситуациях под контролем
взрослого.
Использовать речевые
средства для дискуссии и
аргументации своей
позиции социально
приемлемым способом.
Строить продуктивное
взаимодействие со
сверстниками и взрослыми.
Планировать совместные
действия для достижения
общей цели.
Планировать и
реализовывать общие
способы работы с
партнерами по совместной
деятельности.
Прогнозировать результат
коллективной работы.
Согласовывать свои
действия с действиями
партнера для достижения
общего результата в
моделируемых ситуациях.
Инициировать организацию
совместного действия.

инициативе в
моделируемых ситуациях.
Итого: 68 часов

8 КЛАСС
На изучение курса отводится 68 часов в год.
Тематические блоки,
темы

Основные виды
деятельности
обучающихся
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Самостоятельное
Выделять цель и
Развитие регуляции
определение цели и задачи самостоятельно определять
познавательных
деятельности,
задачи в соответствии с
процессов
(11 часов)
последовательность
ней, последовательность
действий в краткосрочной
действий в краткосрочной
перспективе при
перспективе.
выполнении
Организовывать свою
познавательных задач.
деятельность при
Организация своей
индивидуальной и
деятельности при
групповой работе с учетом
индивидуальной и
условий, необходимых для
групповой работе с учетом выполнения поставленных
условий, необходимых для задач.
выполнения задания
Самостоятельно
(проектные задачи).
осуществлять контроль
Самостоятельное
своей деятельности.
планирование этапов своей Оценивать результат своей
деятельности. Отработка
деятельности.
навыков самостоятельного
Оценивать работу группы
контроля всех этапов своей сверстников и свой вклад в
деятельности при
ее работу.
выполнении задания в
рамках индивидуальной и
групповой работы.
Отработка навыков оценки
результатов своей
деятельности, результатов
работы группы,
результативности своего
участия в групповой
работе.
Использовать приемы
Развитие саморегуляции Отработка специальных
приемов регуляции своего
релаксации в разных
поведения,
эмоционального состояния жизненных ситуациях (в
эмоциональных и
в различных моделируемых моделируемых
функциональных
жизненных ситуациях.
ситуациях) для снижения
состояний
(11 часов)
Отработка приемов
интенсивности
релаксации в разных
негативных
жизненных ситуациях для
эмоциональных
Основное
содержание

снижения интенсивности
состояний.
негативных эмоциональных Направлять усилия для
состояний. Регуляция
сконцентрированной
проявлений собственных
кратковременной работы,
эмоций (положительных и
ориентируясь на
отрицательных) в
продуктивный результат.
соответствии с социальным Регулировать проявление
контекстом
собственных эмоций
коммуникативной
(положительных и
ситуации. Знакомство с
отрицательных) в
навыками регуляции
соответствии с
негативных эмоций в
социальным контекстом
отношении собеседника в
коммуникативной
ситуации возникновения
ситуации (в
разногласий, конфликта.
моделируемых
Способность сохранения
ситуациях).
ровного эмоционального
Регулировать проявление
фона при отстаивании
негативных эмоций в
своего мнения в ситуации
отношении собеседника
учебного сотрудничества.
в ситуации
Ориентация на мнение
возникновения
значимых взрослых при
разногласий, конфликта
регуляции своего
в моделируемых
поведения. Отработка
ситуациях под контролем
умения прикладывать
взрослого.
волевые усилия для
Анализировать и
сконцентрированной
прогнозировать
кратковременной работы,
последствия своего
ориентируясь на
поведения.
продуктивный результат.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Соотнесение уровня
Анализировать свои
Развитие личностного
притязаний со своими
уровень притязаний,
самоопределения
(12 часов)
возможностями,
соотносить его со своими
способностями,
возможностями,
индивидуальными
способностями,
особенностями.
индивидуальными
Способность противостоять особенностями.
негативным воздействиям
Формулировать
среды, окружающих людей социально одобряемую
на собственное поведение.
позицию в отношении
Отработка способов
негативных воздействий
поведения в
среды, окружающих
провокационных ситуациях людей на собственное
под контролем взрослого.
поведение при анализе
Оценка себя и своих
моделируемых ситуаций.
поступков с учетом
Оценивать себя и свои
общепринятых социальных поступки с учетом
норм и правил. Временная
общепринятых
перспектива жизни,
социальных норм и
выстраивание событий
правил.
прошлого, настоящего и
Моделировать

будущего в единую линию
с учетом связей,
последствий и перспектив.

временную перспективу
жизни, где события
прошлого, настоящего и
будущего занимают
соответствующее место и
наделяются
соответствующим
статусом с помощью
взрослого.
Профессии, актуальные для Ориентироваться в
Развитие
современного рынка труда. современном мире
профессионального
Первичные представления
профессий, перечислять
самоопределения
(16 часов)
о перспективах своего
и давать краткую
профессионального
характеристику
образования и будущей
различным профессиям,
профессиональной
актуальным для
деятельности.
современного рынка
Профессиональная
труда.
направленности личности и Давать характеристику
ее структура.
понятию
Профессиональные
профессиональной
склонности и
направленности
профессиональный
личности и ее структуре.
потенциал.
Моделировать общие
Профессиональная
перспективы своего
пригодность, ограничения
профессионального
при выборе профессии.
образования и будущей
Моделирование образа
профессиональной
желаемого
деятельности с помощью
профессионального
взрослого.
будущего, пути и средства
Давать характеристику
его достижения.
собственных
профессиональных
склонностей и
профессиональному
потенциалу.
Перечислять
ограничения при выборе
профессии с учетом
ограничения
профессиональной
пригодности при выборе
будущей профессии.
Моделировать образ
желаемого
профессионального
будущего, пути и
средства его достижения.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Отработка навыков ведения Вести конструктивный
Развитие
конструктивного диалога.
диалог в моделируемых
коммуникативных
Отработка навыков ведения ситуациях.
навыков

(8 часов)

Развитие навыков
сотрудничества
(10 часов)

групповой дискуссии,
способности выделять
общую точку зрения в
дискуссии, корректно и
аргументированно
отстаивать свою точку
зрения, выделять и
признавать ошибочность
своего мнения (если оно
действительно ошибочно).
Позиции восприятия и
осмысление
коммуникативной
ситуации. Отработка
умения договариваться с
партнерами по общению,
имеющими иную точку
зрения. Уважительное
отношение к партнерам по
общению, внимание к
личности другого в
процессе общения.
Конфликт: причины, виды,
структура. Стратегии и
правила поведения в
конфликтной ситуации.
Знакомство с различными
стратегиями поведения при
возникновении
конфликтной ситуации в
процессе учебного
сотрудничества.
Компромисс как решение
конфликтных ситуаций.
Отработка навыков
поведения в моделируемых
конфликтных ситуациях
под руководством
взрослого. Отработка
навыков самоконтроля
эмоциональных проявлений
для поддержания
конструктивного общения в
группе. Отработка умения
аргументировать свою
точку зрения, спорить и
отстаивать свою позицию
социально приемлемым
способом.
Итого: 68 часов

Корректно и
аргументированно
отстаивать свою точку
зрения,
выделять и признавать
ошибочность своего
мнения (если оно
таково),
выделять общую точку
зрения в дискуссии (в
моделируемых ситуациях
при контроле взрослого).
Договариваться с
партнерами по общению,
имеющими иную точку
зрения при решении
практических задач в
моделируемых
ситуациях.

Давать характеристику
понятию «конфликт» в
ситуации
сотрудничества.
Давать характеристику
различным стратегиям и
правилам поведения в
конфликтной ситуации.
Выбирать адекватную
стратегию поведения при
возникновении
конфликтной ситуации в
процессе сотрудничества
со сверстниками в
моделируемой ситуации
под контролем
взрослого.
Поддерживать
конструктивное общение
в группе.
Аргументировать свою
точку зрения, спорить и
отстаивать свою
позицию социально
приемлемым способом в
моделируемых
ситуациях.

9 КЛАСС
На изучение курса отводится 68 часов в год.
Тематические блоки,
темы

Основные виды
деятельности
обучающихся
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Самостоятельное
Самостоятельно определять
Развитие регуляции
определение цели и задачи цели и задачи своих
познавательных
деятельности в
действий в среднесрочной
процессов
(11 часов)
среднесрочной перспективе перспективе.
при выполнении
Планировать действия при
познавательных задач.
индивидуальной
и
Самостоятельное
групповой работе с учетом
планирование своих
ресурсов, необходимых для
действий при
выполнения поставленных
индивидуальной и
задач, в том числе с точки
групповой работе с учетом зрения альтернативы.
ресурсов, необходимых для Контролировать
и
выполнения поставленных
корректировать выполнение
задач. Оценка
своих действий в ходе
альтернативных ресурсов
совместной
групповой
для выполнения
работы как по завершению,
поставленной задачи.
так и по ходу ее реализации.
Отработка навыков
Объективно
оценивать
самостоятельного контроля результат своей работы.
и корректировки своих
Оценивать работу группы
действий при совместной
сверстников и
групповой работе (как в
индивидуальный вклад в ее
процессе ее реализации, так работу каждого участника.
и после завершения).
Объективная оценка
результатов своей работы с
учетом экспертного мнения
взрослого. Отработка
навыков оценки
результатов работы группы,
результативности участия в
групповой работе (своего и
других участников группы).
Использовать
Развитие саморегуляции Закрепление навыков
регуляции проявлений
специальные приемы
поведения,
своих эмоций в ситуации
регуляции проявления
эмоциональных и
дискуссии, учебного спора. своих эмоций в ситуации
функциональных
Состояние стресса, его
дискуссии, учебного
состояний
(11 часов)
проявления и влияние на
спора в моделируемых
продуктивность общения и ситуациях под контролем
деятельности. Стратегии
взрослого.
поведения в стрессовых
Давать характеристику
Основное
содержание

ситуациях. Знакомство со
способами профилактики
стрессовых состояний на
примере ситуации
подготовки к
государственной итоговой
аттестации. Отработка
техник контроля своего
эмоционального состояния
в ситуации экзамена,
способствующих
минимизации волнения и
тревоги. Отработка умения
прилагать волевые усилия
при возникновении
утомления в моделируемой
ситуации экзамена.

поведению,
соответствующему
общему эмоциональному
фону различных
коммуникативных
ситуаций.
Давать краткую
характеристику
состоянию стресса, его
проявлениям и влиянию
на продуктивность
общения и деятельности.
Давать характеристику
стратегиям поведения в
стрессовых ситуациях,
стратегиям
профилактики
стрессовых состояний на
примере ситуации
подготовки к
государственной
итоговой аттестации.
Использовать техники
контроля своего
эмоционального
состояния в ситуации
экзамена, уметь
минимизировать
волнение в
моделируемых
ситуациях.
Использовать
специальные приемы
поддержания
работоспособности при
возникновении
утомления в
моделируемой ситуации
экзамена.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Индивидуальные
Давать оценку своим
Развитие личностного
возможности, склонности,
возможностям,
самоопределения
(12 часов)
интересы и увлечения, их
характеризовать
оценка. Выстраивание с
собственные склонности,
помощью взрослого
интересы и увлечения.
жизненной перспективы,
Моделировать с
жизненных планов.
помощью взрослого
Планирование путей и
жизненную перспективу,
средств достижения
жизненные планы,
жизненных планов на
включающие
основе рефлексии смысла
последовательность
реализации поставленных
целей и задач в их

целей. Соотнесение своих
поступков с
общепринятыми
нравственными
ценностями, осознанное и
ответственное отношение к
собственным поступкам.
Начальные представления о
личном бюджете, личных
финансовых расходах,
финансовом
мошенничестве,
махинациях. Отработка
навыков противостояния
вовлечению в финансовую
зависимость в
моделируемых ситуациях.

Развитие
профессионального
самоопределения
(16 часов)

Перспективы
профессионального
образования и будущей
профессиональной
деятельности, их
конкретность и
реалистичность по
отношению к собственной
жизненной перспективе.
Индивидуальная стратегия
выбора будущей
профессии. Выбор и
выстраивание с помощью
взрослого дальнейшей
индивидуальную
траекторию образования на
базе ориентировки в мире
профессий и
профессиональных
предпочтений, с учетом
устойчивых
познавательных интересов.

взаимосвязи.
Планировать пути и
средства достижения
жизненных планов.
Сопоставлять свои
поступки с
общепринятыми
нравственными
ценностями.
Давать характеристику
понятиям личного
бюджета, личных
финансовых расходов.
Давать характеристику
моделям поведения,
позволяющим
противостоять
вовлечению в
финансовую зависимость
в моделируемых
ситуациях.
Моделировать
перспективы своего
профессионального
образования и будущей
профессиональной
деятельности с учетом
общих особенностей
современного рынка
труда.
Давать характеристику
социальным и
финансовым
составляющим
различных профессий.
С помощью взрослого
моделировать
дальнейшую
индивидуальную
траекторию образования
на базе ориентировки в
мире профессий и
профессиональных
предпочтений, с учетом
устойчивых
познавательных
интересов.
Использовать способы и
приемы поиска
информации, связанной с
профессиональным
образованием и

профессиональной
деятельностью.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Закрепление навыков
Использовать навыки
Развитие
конструктивного общения. конструктивного
коммуникативных
Отработка умения
общения.
навыков
(8 часов)
выдвигать контраргументы Выдвигать
в дискуссии,
контраргументы в
перефразировать свою
дискуссии со
мысль. Понимание системы сверстниками,
взглядов и интересов
перефразировать свою
другого. Отработка умения мысль.
при необходимости
Оценивать свою точку
корректно убедить других в зрения, признавать
правоте своей позиции,
ошибочность мнения
умения критически
(если оно таково) и
относиться к своему
корректировать его в
мнению, признавать
моделируемых
ошибочность своего
ситуациях.
мнения (если оно
Давать адекватную
действительно ошибочно) и оценку альтернативной
корректировать его.
точке зрения.
Аргументированно
отстаивать свое мнение в
моделируемых
ситуациях.
Закрепление навыков
Использовать навыки
Развитие навыков
эффективного
эффективного
сотрудничества
(10 часов)
сотрудничества в
сотрудничества в
различных учебных и
различных
социальных ситуациях.
моделируемых учебных
Отработка умения
и социальных ситуациях.
договариваться в процессе
Договариваться в
сотрудничества, в т. ч. в
процессе
конфликтных ситуациях.
сотрудничества, включая
Знакомство со способами
конфликтные ситуации в
оказания помощи и
моделируемых условиях
эмоциональной поддержки под контролем
партнерам в процессе
взрослого.
достижения общей цели
Давать характеристику
совместной деятельности.
способам оказания
Закрепление навыков
помощи и
организации совместной
эмоциональной
деятельности в
поддержки партнерам в
продуктивном
процессе достижения
сотрудничестве (ставить
общей цели совместной
цели, определять задачи,
деятельности.
намечать совместный план Самостоятельно
действий, прогнозировать
организовывать
результат общей
совместную
деятельности и достигать
деятельность в
его).
продуктивном

сотрудничестве (ставить
цели, определять задачи,
намечать совместный
план действий,
прогнозировать
результат общей
деятельности и достигать
его).
Использовать стратегии
поведения, позволяющие
находить общее решение
и разрешать
конфликтные ситуации
на основе согласования
позиций и учета
интересов участников
группы в моделируемых
ситуациях.
Итого: 68 часов


Наверх

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».