Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 149 (МБОУ СОШ № 149) СОГЛАСОВАНЫ УТВЕРЖДЕНЫ Педагогическим советом МБОУ СОШ № 149 приказом МБОУ СОШ № 149 (протокол от 29.08.2024 № 1) от 29.08.2024 № 143 СОГЛАСОВАН Советом родителей МБОУ СОШ № 149 (протокол от 29.08.2024 № 1) Положение о проектной деятельности обучающихся 1. Общие положения 1.1. Положение о проектной деятельности обучающихся МБОУ СОШ № 149 (далее – положение) регулирует организационные вопросы проектной деятельности обучающихся, которая является составной частью образовательного процесса в МБОУ СОШ № 149 (далее – школа) и осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. 1.2. Положение разработано в соответствии с федеральным и региональным законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования, федеральными образовательными программами, утвержденными приказами Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372, № 370, № 371. 1.3. Школа планирует и организует проектную деятельность в рамках основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – ООП НОО, ООО и СОО соответственно, ООП). 2. Организация проектной деятельности 2.1. Результаты выполнения групповых и (или) индивидуальных учебных исследований и проектов обучающихся используются для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, достижения метапредметных и предметных результатов. 2.2. На уровне начального общего образования проектная деятельность обучающихся реализуется в рамках урочной и внеурочной деятельности в соответствии с ООП НОО и локальными нормативными актами школы. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся может быть одним из направлений внеурочной деятельности и обеспечивать углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. 2.3. На уровне основного общего и среднего общего образования групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты (далее – проект) выполняются обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на межпредметной основе с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебнопознавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и другие). 2.4. Выбор темы проекта осуществляется обучающимися самостоятельно. 2.5. Результатом проекта является одна из следующих работ: письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад, отчетные материалы по социальному проекту и другие); художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и других; материальный объект, макет, иное конструкторское изделие. 2.6. Выполнение обучающимися индивидуального проекта не исключает их участие в групповых проектах. 2.7. Индивидуальные и групповые проекты выполняются самостоятельно под руководством учителя (тьютора). обучающимися 2.8. Тьюторы назначаются приказом директора. 2.9. Тьюторы: формулируют совместно с обучающимися темы, предлагаемые для выполнения обучающимися; организуют очно и дистанционно индивидуальные и групповые консультации для обучающихся в процессе выполнения проектов (как плановые, так и по запросам обучающихся), осуществляют контроль деятельности обучающихся и несут ответственность за качество представляемых на защиту работ; проводят индивидуальные консультации с обучающимися, представляющими свои проекты на конкурсы разного уровня. Для участия проектной работы в конкурсных мероприятиях разного уровня (муниципальных, окружных, региональных, федеральных) тьютор организует оформление сопровождающей документации, предусмотренной форматом данного конкурса, и согласовывается с директором школы. 2.10. После выбора темы проекта обучающиеся согласуют ее с тьютором. 2.11. Обучающиеся самостоятельно при поддержке тьютора определяют цель (продукт) проекта, его особенности, согласуют с тьютором план-график выполнения проекта. 2.12. Результаты выполнения проекта могут учитываться как результаты промежуточной аттестации согласно ООП и локальным нормативным актам школы. 2.13. Оценка проектов обучающихся проводится в форме их защиты обучающимися на заседании экспертной комиссии школы. 2.14. Состав экспертной комиссии школы по рассмотрению и оценке проектов обучающихся определяется директором. 2.15. Экспертная комиссия школы по рассмотрению и оценке проектов обучающихся: проводит предварительное рассмотрение проектов обучающихся, представляемых к защите; определяет даты защиты проектов обучающихся; организует и проводит оценивание проектов обучающихся; инициирует выдвижение лучших проектов для участия в конкурсных мероприятиях разного уровня. 3. Требования к проекту в форме письменной работы 3.1. Результаты проекта в форме письменной работы оформляются в письменном виде со следующей структурой: титульный лист (по образцу согласно приложению 1 к положению); оглавление; введение; основная часть; заключение; список литературы (библиографический список); приложения. 3.2. Введение должно включать в себя: формулировку предпроектной идеи; обоснование актуальности темы; описание степени изученности данного вопроса; формулировку поставленной проблемы; определение целей и задач; описание необходимых ресурсов, в том числе краткий обзор используемой литературы и источников; описание собственного опыта работы в решении избранной проблемы. 3.3. Основная часть письменной работы делится на главы и должна содержать информацию, собранную и обработанную в ходе создания проекта, в том числе: описание основных рассматриваемых фактов; характеристику методов решения проблемы; сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения; описание собственного исследования или обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т. д.). 3.4. В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором, направления дальнейших исследований и предложения по возможному практическому использованию результатов представленного проекта. 3.5. В списке используемых источников указываются публикации, издания и другие источники, использованные автором. Каждый источник оформляется следующим образом: фамилия, инициалы автора; название издания; выходные данные издательства; год издания; номер выпуска (если издание периодическое); количество страниц, ссылка на публикацию в интернете. Все источники должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке. Список использованной литературы и других источников составляется в следующей последовательности: законы, постановления правительства; официальные справочники; художественные произведения; специальная литература; периодические издания; интернет-источники. 3.6. Основной текст письменной работы печатается на страницах формата А4. Шрифт – Times New Roman, размер – 12 пт, межстрочный интервал – 1,5. Поля: слева – 25 мм, справа – 10 мм, снизу и сверху – 20 мм. Допустимо рукописное оформление отдельных фрагментов по желанию обучающегося – автора проекта. 3.7. Общий объем текста работы – от 5 до 20 страниц (не считая титульного листа). Приложения могут занимать до пяти дополнительных страниц. Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены. 4. Порядок защиты проекта 4.1. Публичная защита проекта проводится лично автором (авторами) в устной форме на заседании экспертной комиссии школы. 4.2. Даты защиты проектов определяются экспертной комиссией школы по рассмотрению и оценке проектов обучающихся и утверждаются директором не позднее чем за месяц до дня защиты. 4.3. На публичной защите автору (авторам) обеспечивается возможность: представить результаты своей работы в форме письменных отчетных материалов, готового проектного продукта, устного выступления и электронной презентации; публично обсудить результаты деятельности с другими обучающимися, педагогами, родителями, специалистами-экспертами, организациямипартнерами; получить квалифицированную оценку результатов своей деятельности от членов педагогического коллектива и независимого экспертного сообщества (представители вузов, научных организаций и других). 4.4. Учитель (тьютор) заранее знакомит обучающихся с регламентом проведения защиты проекта, параметрами и критериями оценки – минимум за две недели до публичной защиты. 4.5. На публичной защите проекта речь обучающегося должна включать: актуальность проекта; положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей; ресурсы (материальные и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов; риски реализации проекта и сложности, которые ожидают при массовой реализации данного проекта. 4.6. Обучающийся вправе использовать в ходе публичной защиты проекта презентацию, аудио-, видео- и другие материалы. 4.7. Продолжительность выступления обучающегося не должна превышать 10 минут. После завершения выступления автор проекта отвечает на вопросы членов экспертной комиссии школы по рассмотрению и оценке проектов обучающихся (не более 5 минут). 5. Оценка проектной работы 5.1. Оценка проектов обучающихся проводится экспертной комиссией школы по рассмотрению и оценке проектов обучающихся по следующим критериям: сформированность познавательных универсальных учебных действий: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и других; сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий; сформированность регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; сформированность коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы. 5.2. Во время оценки проектов обучающихся члены комиссии заполняют лист оценки согласно приложению 2 к положению. 6. Особенности индивидуальных проектов на уровне СОО 6.1. Перечень выбранных обучающимися тем индивидуальных проектов на уровне СОО утверждается приказом директора. 6.2. Утвержденная тема индивидуального проекта на уровне СОО может быть изменена не позднее 31 декабря текущего учебного года по согласованию с тьютором, руководящим выполнением проекта, и заместителем директора, курирующим проектную и учебно-исследовательскую деятельность в школе. 6.3. Выполнение индивидуального проекта на уровне СОО происходит в соответствии со следующими этапами и сроками: 6.3.1. подготовительный этап – сентябрь текущего учебного года: определяется тема проекта; разрабатывается план реализации проекта; 6.3.2. основной этап – октябрь–февраль текущего учебного года: осуществляется поиск и анализ необходимой литературы, других материалов; проводится исследование с учетом отобранных методов; оформляется текстовая часть работы; оформляется презентация для проведения защиты проекта; осуществляется промежуточная защита и корректировка работы при необходимости; 6.3.3. заключительный этап – март текущего учебного года: осуществляется подготовка проекта к защите; проводится защита проекта и анализ оценки результатов. 6.4. В состав индивидуального проекта, выносимого на защиту, входят: продукт проектной деятельности; письменная работа, оформляемая в соответствии с разделом 3 положения; мультимедийная презентация. 6.5. За выполнение индивидуального проекта на уровне СОО устанавливается отметка по пятибалльной системе, которая заносится в электронный журнал и выставляется в аттестат о среднем общем образовании. Приложение 1 к Положению о проектной деятельности обучающихся Образец титульного листа проекта обучающегося Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 149 (МБОУ СОШ № 149) Индивидуальный проект (или учебный проект/ учебное исследование) на тему: «Применение робототехники на уроках биологии в качестве опытных моделей живых организмов» Обучающийся: Иванов Иван Иванович Руководитель проекта: Петров Петр Петрович, учитель биологии г. Екатеринбург, 2024 Приложение 2 к Положению о проектной деятельности обучающихся Лист оценки индивидуального (группового) проекта на уровне ООО и СОО Дата проведения защиты: 24.03.2025 Ф.И.О. обучающегося, класс Иванцов Евгений Петрович, 11 «А» класс Тема проекта: Применение робототехники на уроках биологии в качестве опытных моделей живых организмов Критерии Параметры Оценка (от 1 до 5 баллов) Тема проекта Тема проекта актуальна с позиций индивидуальных потребностей и интересов обучающихся Тема отражает ключевую идею проекта и ожидаемый продукт проектной деятельности Тема сформулирована креативно, вызывает интерес аудитории Разработанность проекта Структура проекта соответствует его теме Разделы проекта отражают его основные этапы Актуальность и перечень задач проектной деятельности согласованы Ход проекта по решению поставленных задач представлен Выводы по результатам проектной деятельности зафиксированы Приложения, иллюстрирующие достижение результатов проектной деятельности, включены в текст проектной работы Значимость обучающегося проекта для Содержание проекта отражает индивидуальный познавательный стиль обучающегося, его склонности и интересы Идея проекта значима для обучающегося с позиций предпрофильной ориентации и (или) увлечений и интересов в системе дополнительного образования В тексте проектной работы и (или) в ходе презентации проекта обучающийся демонстрирует свой интерес к результатам проекта, уверенно аргументирует самостоятельность его выполнения, показывает возможные перспективы использования результатов проекта Оформление работы текста проектной Текст проектной работы (включая приложения) оформлен в соответствии с принятыми в школе требованиями В оформлении текста проектной работы использованы оригинальные решения, способствующие ее положительному восприятию Защита проекта Защита письменной работы сопровождается презентацией, которой достаточно для понимания концепции проекта без чтения текста проектной работы Защита проекта в иной форме оригинальна и соответствует сути проекта, раскрывает его тему и значение Обучающийся уверенно отвечает на вопросы по содержанию проектной деятельности Обучающийся демонстрирует осведомленность в вопросах, связанных с содержанием проекта; способен дать развернутые комментарии по отдельным этапам проектной деятельности Максимальный балл – 90 ИТОГО: Общая оценка проектной деятельности обучающегося Критерий Фактический показатель Сформированность познавательных УУД Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения Поиск и информации обработка Формулировка выводов и (или) обоснование и реализация принятого решения Обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и других Сформированность предметных Умение раскрыть знаний и способов действий содержание работы Умение грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий Сформированность регулятивных УУД Умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени Проставить «V» напротив показателя, который соответствует оценке обучающегося Умение использовать ресурсные возможности для достижения целей Умение осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях Сформированность коммуникативных УУД Умение ясно изложить и оформить выполненную работу Умение представить результаты работы Умение аргументированно ответить на вопросы Итоговая отметка (по пятибалльной системе): Подписи членов экспертной комиссии: Заместитель директора Колокольцева Колокольцева Е.Ю. Социальный педагог Авраменко Авраменко Е.Е. Председатель Совета родителей Колупакин Колупакин К.К. Председатель родительского комитета Любашкина Любашкина К.У. Секретарь учебной части Сидорова Сидорова К.А.