Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 149 (МБОУ СОШ № 149) СОГЛАСОВАНЫ УТВЕРЖДЕНЫ Педагогическим советом МБОУ СОШ № 149 приказом МБОУ СОШ № 149 (протокол от 29.08.2024 № 1) от 29.08.2024 № 143 СОГЛАСОВАН Советом родителей МБОУ СОШ № 149 (протокол от 29.08.2024 № 1) Положение об оказании логопедической помощи 1. Общие положения 1.1. Положение об оказании логопедической помощи МБОУ СОШ № 149 (далее – Положение) регламентирует деятельность МБОУ СОШ № 149 (далее – школа) в части оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи (далее – обучающиеся) и трудности в освоении ими основных общеобразовательных программ, в том числе адаптированных. 1.2. Задачами школы по оказанию логопедической помощи являются: организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся; организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи; организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам; консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися. 1.3. Обучающиеся вправе получать логопедическую помощь независимо от формы получения образования и формы обучения. 2. Порядок оказания логопедической помощи в школе 2.1. Логопедическая помощь оказывается школой собственными силами, а также в рамках сетевой формы реализации образовательных программ. 2.2. При оказании логопедической помощи учитель-логопед ведет документацию согласно приложению 1 к настоящему положению. Срок и порядок хранения документов определяются локальными нормативными актами школы и настоящим положением. Срок хранения документации учителя-логопеда составляет не менее трех лет с момента завершения оказания логопедической помощи. 2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется школой исходя из: количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медикопедагогической комиссии (далее – ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 5 (6)–12 указанных обучающихся; количества обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума (далее – ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся; количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом школы, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся. 2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. 2.5.1. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося. 2.5.2. По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной и (или) письменной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником им должна быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение 2 к Положению) обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной и (или) письменной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед (учителя-логопеды) проводит диагностические мероприятия. 2.6. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк. 2.7. Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляются на основании приказа директора школы. Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года. 2.8. Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка. 2.9. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителемлогопедом с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк. 2.10. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы школы. 2.11. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителемлогопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики. 2.12. Логопедические занятия проводятся в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям. 2.13. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников школы, родителей (законных представителей)), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию: постоянно действующей консультативной службы для родителей; индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников школы; информационных стендов. 3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования 3.1. Периодичность проведения логопедических занятий: для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе общего образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы и составляет (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) не менее трех логопедических занятий в неделю для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и не менее одного-двух логопедических занятий в неделю для других категорий обучающихся с ОВЗ; для обучающихся, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет (в форме групповых и индивидуальных занятий) не менее двух логопедических занятий в неделю; для обучающихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленных по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психологопедагогического сопровождения МБОУ СОШ № 149. 3.2. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет: в 1-х дополнительных и 1-х классах групповое занятие – 35–40 мин., индивидуальное – 20–40 мин.; во 2–11-х классах групповое занятие – 40–45 мин., индивидуальное – 20–45 мин. 3.3. Предельная наполняемость групповых занятий: для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе общего образования, не более 6–8 человек; для обучающихся, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, не более 6–8 человек; для обучающихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется программой психолого-педагогического сопровождения МБОУ СОШ № 149. Приложение 1 к Положению об оказании логопедической помощи в МБОУ СОШ № 149 Документация организации при оказании логопедической помощи 1. Программы и (или) планы логопедической работы. 2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов). 3. Расписание занятий учителей-логопедов. 4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь. 5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий. 6. Отчетная документация по результатам логопедической работы. Приложение 2 к Положению об оказании логопедической помощи в МБОУ СОШ № 149 на обучающегося Антонова Антона Антоновича, 20.02.2017 года рождения, учащегося 2 «Б» Общие сведения <…>