Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 149 (МБОУ СОШ № 149) СОГЛАСОВАНА Педагогическим советом МБОУ СОШ № 149 (протокол от 29.08.2024 № 1) УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ СОШ № 149 от 29.08.2024 № 143 Основная программа профессионального обучения программа профессиональной подготовки по должности служащего «Младший воспитатель» Код профессии: 24236 Составитель: О.С. Рябенко, директор МБОУ СОШ № 149 г. Екатеринбург, 2024 1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Основная программа профессионального обучения – программа профессиональной подготовки по должности служащих 24236 «Младший воспитатель» (далее - Программа), разработана разработан на основе действующих законодательных документами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Минпросвещения России от 26.08.2020 № 438 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»; Приказ Минпросвещения России от 14.07.2023 № 534 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»; Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"»; Профессиональный стандарт «Специалист по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста» (проект); Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 149; Положение об организации профессионального обучения в МБОУ СОШ №149. Программа направлена на приобретение лицами разного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратнопрограммными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. Под профессиональным обучением по Программе понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. Под профессиональным обучением Программе понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности. Под профессиональным обучением по Программе понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня. Профессиональное обучение по Программе в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно. Слушатель – обучающийся, осваивающий Программу. На обучение по Программе на безвозмездной основе принимаются обучающиеся 10 или 11 класса МБОУ СОШ №149. Заявление о приеме на обучение подает родитель (законный представитель) обучающегося или обучающийся самостоятельно после получения основного общего образования или после достижения 18 лет. Нормативный срок освоения программы 1 год, 150 часов. Цель программы: Обеспечить теоретико-практическую готовность учебновспомогательного персонала системы дошкольного образования для реализации взаимодействия с детьми раннего и дошкольного возраста; развитие профессиональной компетентности 2 специалистов по присмотру и уходу за детьми дошкольного возрастав области сопровождения образовательного процесса в современном дошкольном учреждении. Задачи программы: 1. Сформировать представления обучающихся о законах и иных нормативно-правовых актах, регламентирующих образовательную деятельность в вопросах дошкольного образования. 2. Сформировать у обучающихся знания о правилах охраны жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми, о санитарно-гигиенических нормах содержания помещений, оборудования, инвентаря, правилах внутреннего трудового распорядка дошкольной образовательной организации; правилах по охране труда и пожарной безопасности. 3. Сформировать у обучающихся представления о современных подходах к пониманию сущности и организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. 4. Познакомить с современными методами и формами воспитания детей дошкольного возраста, сформировать начальные навыки проектирования образовательного процесса. 5. Сформировать у обучающихся готовность к самообразованию, самостоятельному освоению продуктивных методик и технологий образования дошкольников. 6. Сформировать представления о реализации и анализе образовательной работы дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. 7. Развивать навык организации различных видов деятельности детей с учетом специфики образовательного процесса ДОО. 8. Сформировать навык выстраивания партнерского взаимодействия с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста, для решения образовательных задач. 9. Сформировать компетенцию создания и постоянного обогащения культурноинформационной и развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. Связь программы обучения с профессиональными стандартами. В соответствии с гл. 5 ст.76 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. при разработке содержания программы, помимо учета требований Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования к должности «Младший воспитатель», были учтены отдельные положения проекта профессионального стандарта «Специалист по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста». Наименование выбранного Специалист по присмотру и уходу за детьми дошкольного профессионального возраста (проект) стандарта Наименование вида Организация повседневной жизнедеятельности детей с профессиональной целью их духовного и физического развития, охраны деятельности жизни и здоровья, социальной адаптации Наименование обобщенной Организация повседневной жизнедеятельности детей трудовой функции Охрана жизни и здоровья детей Наименовании трудовой Организация повседневной жизнедеятельности детей в функции соответствии с распорядком дня Участие в организации мероприятий по социальной адаптации, духовному и физическому развитию детей Взаимодействие с родителями воспитанников (лицами, их заменяющими) Присмотр за детьми Уход за детьми, оказание им помощи в самообслуживании 3 Возможные наименования должностей Трудовые действия Необходимые умения Необходимые знания Обеспечение санитарного состояния помещений и оборудования Младший воспитатель Помощник воспитателя Няня 1. Участие в планировании повседневной жизнедеятельности детей. Проведение мероприятий в соответствии с распорядком дня. Профилактика отклоняющегося поведения детей. 2. Участие в планировании, подготовке и проведении мероприятий по духовному и физическому развитию детей. Осуществление под руководством воспитателя мероприятий по социальной адаптации и реабилитации детей. 3. Проведение собеседований, консультирования родителей (лиц, их заменяющих) по организации жизнедеятельности детей, организация оперативного контакта с родителями (лицами, их заменяющими) 4. Контроль за психологическим, физическим состоянием детей, их социальными взаимоотношениями в группе, выполнение правил по охране труда и пожарной безопасности. 5. Уход за детьми в повседневной жизнедеятельности, оказание помощи детям в самообслуживании. 6. Контроль за санитарным состоянием помещений и оборудования 1. Планировать и организовывать повседневную жизнедеятельность детей на основе ФГОС ДО в соответствии с распорядком дня, применять социально-педагогические методы профилактики отклоняющегося поведения детей. 2. Планировать и организовывать деятельность детей в рамках мероприятий по их духовному и физическому развитию. 3. Организовывать оперативное взаимодействие и осуществлять консультирование и собеседования с родителями (лицами, их заменяющими) по организации жизнедеятельности детей. 4. Выполнять требования ФРОС ДО и СанПиН к обеспечению безопасности детей в ходе мероприятий по их образованию, воспитанию и развитию. 5. Осуществлять деятельность по уходу за детьми разного возраста. 6. Выполнять требования СанПиН к санитарному состоянию помещений и оборудования 1. Подходы к организации, формы и методы проведения мероприятий с детьми в соответствии с распорядком дня. Требования ФГОС ДО, СанПиН к 4 составлению распорядка дня. 2. Виды деятельности, формы и методы организации деятельности детей, обеспечивающей их духовное и физическое развитие, особенности психологического и физического развития детей дошкольного возраста. 3. Формы и методы консультирования, способы проведения собеседований с родителями (лицами, из заменяющими). 4. Механизмы обеспечения охраны жизни и здоровья детей в процессе образования, воспитания и развития. 5. Требования ФГОС ДО и СанПиН к осуществлению ухода за детьми разного возраста и организации деятельности детей по самообслуживанию. 6. Требования СанПиН к санитарному состоянию помещений и оборудования, требования ФГОС ДО к организации развивающего пространства Результаты освоения программы соотносятся с целью программы, квалификационными характеристиками и проектом профессионального стандарта специалиста по присмотру и уходу за детьми раннего и дошкольного возраста. Цель программы Знания Умения Навыки Обеспечить 1. Концептуальные 1. Анализировать 1. Планирование теоретикоположения ситуации мероприятий по практическую ФГОС ДО, жизнедеятельности духовному и готовность СанПиН. детей для физическому учебно2. Возрастные и выявления их развитию детей. вспомогательного психологические потребностей. 2. Осуществление персонала особенности 2. Выявлять и мероприятий с системы детей раннего и учитывать детьми в дошкольного дошкольного индивидуальные соответствии с образования для возраста. потребности и распорядком дня. реализации 3. Сущность, особенности детей 3. Реализация взаимодействия с содержание, дошкольного мероприятий по детьми раннего и структура возраста в обеспечению дошкольного организации организации ухода санитарного возраста; развитие мероприятий по за ними в состояния профессиональной воспитанию, повседневной помещений и компетентности духовному и деятельности. оборудования. специалистов по физическому 3. Организовывать 4. Уход за детьми в присмотру и уходу развитиюдетей мероприятия по повседневной за детьми дошкольного духовному и жизнедеятельности, дошкольного возраста. физическому оказание помощи возрастав области 4. Механизмы развитию детей детям в сопровождения обеспечения дошкольного самообслуживании образовательного охраны жизни и возраста. процесса в здоровья детей в 4. Оказывать помощь современном процессе воспитателю в образования, развитии у детей 5 дошкольном учреждении воспитания развития и актуального социального опыта, социальных представлений и навыков. 5. Осуществлять деятельность по уходу за детьми дошкольного возраста Организационно-педагогические условия реализации программы Методические и технические средства обучения: информационно-библиотечный центр с новинками периодических изданий по дошкольному образованию; компьютерный класс с выходом в интернет; классы, оборудованные мультимедийными демонстрационными комплексами; опорные площадки на базе ДОО для организации и проведения практических занятий. Принципы построения программы: адресность (учет образовательных запросов); андрагогичность (соответствие специфике обучения взрослых, развитие образовательных потребностей и индивидуализация образования); практикоориентированность (направленность на решение актуальных профессиональных задач); непрерывность (мотивирование обучающихся к дальнейшему образованию, в том числе самообразованию). В основу содержания программы заложены ведущие принципы дошкольного образования по ФГОС ДО. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего, и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей. В процессе обучения используются следующие образовательные технологии: 1) технология игрового и ситуационного моделирования; 2) проектная технология; 3) технология проблемного обучения; 4) кейс-технология; 5) информационно-коммуникационная технология; 6) технология педагогических мастерских; 7) технология исследовательской деятельности. Программой предусмотрено проведение учебных занятий как в классической форме (урокилекции), так и современных — практикоориентированных, реализующихся на основе деятельностного подхода (семинары-практикумы, дискуссии, круглые столы, деловые игры, 6 тренинги, мастер-классы). Ориентацию на деятельностный подход задает количество часов, отводимых на практические занятия (70 ч. — практические занятия, 46 ч. — лекционные, 34 ч. — самостоятельная практическая работа). В процессе освоения программы обучающимися нарабатываются материалы, которые могут быть использованы в их практической работе, в деятельности приобретают опыт группового взаимодействия и умение совместно выполнять различные задания. В процессе изучения программы каждый обучающийся может получить индивидуальные консультации по вопросам организации деятельности в ДОО. Завершение курса предполагает выполнение аттестационной работы в дистанционной форме. Кадровый ресурс. Для реализации программы привлекаются преподаватели общепрофессиональных дисциплин, имеющие высшее образование по профилю преподаваемой дисциплины и стаж работы по специальности не менее пяти лет. УЧЕБНЫЙ ПЛАН основной программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по должности служащего «Младший воспитатель» Код 24236 «Младший воспитатель» Требования к имеющемуся уровню образования и направлению подготовки слушателей: основное общее образование. Срок освоения программы: 150 часов. Форма обучения: очно-заочная. Режим занятий: 2 сессии. Вид профессиональной деятельности: деятельность по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. Документ по окончании обучения: свидетельство о профессии рабочего, должности служащего. Формы организации, часы Шифр Наименование разделов и Ауд. зан. Всего час Сам. дисциплины дисциплин Лекц. Практ. раб. зан. зан. БАЗОВАЯ ЧАСТЬ 6 6 12 Нормативно-правовой раздел НПР НПР 1 ДПс ДПс 1 ДПс 2 ДП ДП 1 Государственная политика в 6 сфере образования 8 Детская психология Возрастные особенности детей 4 дошкольного возраста Эмоциональное благополучие 4 детей в группе ПРОФИЛЬНАЯ ЧАСТЬ 24 Дошкольная педагогика Планирование и организация 18 образовательной работы с детьми дошкольного возраста 7 6 12 10 2 18 6 8 12 32 20 24 18 80 56 Инклюзивное образование детей с ОВЗ Педагогическое взаимодействие в дошкольном ДП 3 образовании Санитарноэпидемиологические СЭТ требования Санитарноэпидемиологические СЭТ 1 требования в ДОО ОЖЗ Охрана жизни и здоровья Охрана жизни и здоровья детей дошкольного возраста и ОЖЗ 1 работников ДОО Консультирование по подготовке к сдаче квалификационного экзамена ДП 2 Шифр дисциплины Наименование разделов и дисциплин Квалификационный экзамен ВСЕГО: 4 2 2 10 6 18 4 8 10 22 4 8 10 22 4 4 8 8 12 12 4 4 Формы организации, часы Ауд. зан. Сам. Лекц. Практ. раб. зан. зан. 2 46 70 34 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК основной программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по должности служащего «Младший воспитатель» Код 24236 «Младший воспитатель» Наименование Трудоемкость, часы структурного компонента Всего час. Лекц. Практ. Сам. программы зан. зан раб. БАЗОВАЯ ЧАСТЬ Нормативно-правовой раздел 12 6 Детская психология 18 8 10 ПРОФИЛЬНАЯ ЧАСТЬ Дошкольная педагогика 80 24 32 24 Санитарно22 4 8 10 эпидемиологические требования Охрана жизни и здоровья 12 4 8 Консультирование по 4 4 подготовке к сдаче квалификационного экзамена 8 Всего час. 2 150 Колво 2 з 12 2 0,5 Квалификационный экзамен 2 2 0,2 Итого: 150 46 70 34 23 * Программой предусмотрено, что в один день обучающийся осваивает 6-8 часов. УЧЕБНЫЙ ПЛАН СЕССИЙ основной программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по должности служащего «Младший воспитатель» Код 24236 «Младший воспитатель» Учебный план I сессии Формы организации, часы Ауд. зан. Шифр Практ. Сам. раб. Всего Наименование разделов и дисциплин Лекц. дисциплины час зан. зан. Дистанц. обчение НПР 1 ДПс 1 ДПс 2 СЭТ 1 ОЖЗ 1 Государственная политика в сфере образования Возрастные особенности детей дошкольного возраста Эмоциональное благополучие детей в группе Санитарно-эпидемиологические требования в ДОО 6 6 12 4 2 6 4 8 12 4 8 Охрана жизни и здоровья детей дошкольного возраста и работников ДОО Всего за I сессию 4 8 22 32 10 22 12 10 64 Учебный план II сессии Формы организации, часы Ауд. зан. Шифр Практ. Сам. раб. Всего Наименование разделов и дисциплин Лекц. дисциплины час зан. зан. Дистанц. обчение ДП 1 ДП 2 ДП 3 Планирование и организация образовательной работы с детьми дошкольного возраста Инклюзивное образование детей с ОВЗ Педагогическое взаимодействие в дошкольном образовании 9 18 20 4 2 2 10 18 56 6 6 18 Консультирование по подготовке квалификационного экзамена Квалификационный экзамен к сдаче Всего за II сессию 24 4 4 2 2 38 24 86 РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН основной программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по должности служащего «Младший воспитатель» Код 24236 «Младший воспитатель» БАЗОВАЯ ЧАСТЬ. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ РАЗДЕЛ (НПР) Рабочая программа дисциплины «Государственная политика в сфере образования» (НПР 1) Цель освоения дисциплины: ориентация в государственной стратегии в области образования процессах модернизации, знакомство с нормативно-правовой документами, регламентирующие функционирование системы дошкольного образования. Учебно-тематический план дисциплины «Государственная политика В сфере образования» (НПР 1) Формы организации, часы Ауд. зан. Шифр Практ. Сам. раб. Всего Наименование разделов и дисциплин Лекц. дисциплины час зан. зан. Дистанц. обчение НПР 1.1 Обзор ФЗ «Об образовании в РФ» 4 2 6 НПР 1.2 Развитие дошкольного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования ВСЕГО 2 4 6 6 6 12 Содержание лекционных занятий дисциплины «Государственная политика в сфере образования» (НПР 1) №п/п НПР 1.1 Тема Обзор ФЗ «Об образовании в РФ» Содержание лекционных уроков (выражается в понятиях и проблемах) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» о статусе дошкольного образования в системе непрерывного образования Российской Федерации. Дошкольная образовательная 10 4 НПР 1.2 Развитие дошкольного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования организация в контексте развития системы образования Актуальные вопросы развития современного дошкольного образования: повышение социального статуса дошкольного детства, реализация ФГОС дошкольного образования, индивидуализация дошкольного образования, политика детоцентризма. Раскрытие личностного потенциала ребенка в различных видах деятельности в определенных образовательных областях — социальнокоммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития ВСЕГО 2 6 Содержание практических занятий дисциплины «Государственная политика в сфере образования» (НПР 1) №п/п Тема НПР 1.1 Обзор ФЗ «Об образовании в РФ» НПР 1.2 Развитие дошкольного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования ВСЕГО Содержание лекционных уроков (выражается в понятиях и проблемах) Практическое ознакомление с правовым документом: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010№761 -н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Установление взаимосвязи правовых актов в сфере образования для обеспечения личностного развития детей дошкольного возраста Групповая дискуссия по вопросам формирования представления об основных принципах и задачах ФГОС ДО, активизация личностной позиции работника ДОО, повышение уровня профессиональной компетенции 2 4 6 Список нормативно-правовых документов Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 201 О г. №761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих 11 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 октября 2013 г. У! 1155 «Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования». Список литературы Список основной литературы 1. Русаков, А. С. Модель инновационных комплексов при освоении ФГОС ДО: Методическое пособие / А. С. Русаков, М. М. Эпштейн. — М.: Издательство ТЦ «Сфера», 2016. - 128 с. Список дополнительной литературы 1. Майер, А. А. Профессиональные деформации педагога дошкольного образования: Методическое пособие. — М.: Издательство ТЦ «Сфера», 2015. — 128 с. Электронная поддержка образовательного процесса Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-03 (ред. от 03.07.2016) «06 образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015). [Электронный ресурс]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. БАЗОВАЯ ЧАСТЬ. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ДПс) Рабочая программа дисциплины «Возрастные особенности Детей дошкольного возраста» (ДПс 1) Цель освоения дисциплины: формирование базовой системы знаний о закономерностях познавательного, эмоционального и личностного развития ребенка. Учебно-тематический план дисциплины «Возрастные особенности детей дошкольного возраста» Формы организации, часы Ауд. зан. Шифр Практ. Сам. раб. Всего Наименование разделов и дисциплин Лекц. дисциплины час зан. зан. Дистанц. обчение ДПс 1.1 ДПс 1.2 Развитие психических процессов в дошкольном детстве Особенности возрастного развития детей дошкольного возраста ВСЕГО 2 2 4 2 2 4 4 4 8 Содержание дисциплины «Возрастные особенности детей дошкольного возраста» Содержание лекционных занятий дисциплины «Возрастные особенности детей дошкольного возраста» п/п Тема Содержание лекционных занятий (выражается в понятиях и проблемах) 12 Кол-во часов ДПс 1.1 ДПс 1.2 Развитие психических процессов в дошкольном детстве Ведущие виды деятельности и развитие психических процессов в дошкольном детстве. Социальная ситуация развития. Кризисы развития. Принципы психического развития 2 Особенности возрастного развития детей дошкольного возраста Особенности психического развития детей раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста 2 ВСЕГО: 4 Содержание практических занятий дисциплины «Возрастные особенности детей дошкольного возраста» Кол-во часов Тема Содержание практических занятий ДПс 1.1 Развитие психических процессов в дошкольном детстве Практикум «Кризисы дошкольного возраста» ДПс 1.2 Особенности возрастного развития детей дошкольного возраста Проектирование образовательной ситуации: просмотр и анализ поведенческих реакций ребенка дошкольного возраста развития ВСЕГО: ребенка 2 2 4 Рабочая программа дисциплины «Эмоциональное благополучие в группе» (ДПС 2) Цель освоения дисциплины: формирование базовой системы знаний о психологическом состоянии в части эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста и его гендерной принадлежности. Учебно-тематический план дисциплины «Эмоциональное благополучие в группе» Формы организации, часы Ауд. зан. Шифр Практ. Сам. раб. Всего Наименование разделов и дисциплин Лекц. дисциплины час зан. зан. Дистанц. обчение ДПс 2.1 Комфорт и эмоциональное благополучие ребёнка в группе 13 2 4 6 ДПс 2.2 Современное гендерное и половое воспитание детей ВСЕГО 2 2 4 4 6 10 Содержание дисциплины «Эмоциональное благополучие в группе» Содержание лекционных занятий дисциплины «Эмоциональное благополучие в группе» Тема п/п ДПс 2.1 Комфорт и эмоциональное благополучие ребёнка в группе ДПс 2.2 Современное гендерное и половое воспитание детей Содержание лекционных занятий (выражается в понятиях и проблемах) Признаки определения психологической атмосферы в группе. Критерии психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка Гендерное воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников. Соотношение понятий «пол» и «гендер». Формирование половой идентичности ребенка. Компоненты гендерной социализации ВСЕГО: Кол-во часов 2 2 4 Содержание практических занятий дисциплины «Эмоциональное благополучие в группе» Тема Содержание практических занятий Комфорт и эмоциональное благополучие ребёнка в группе Групповая дискуссия. Обсуждаемые вопросы: 1. Партнерские взаимоотношения как средство установления эмоционального благополучия в группе. 2. Достижение комфортности средствами предметно-пространственной развивающей среды. Стиль поведения младшего воспитателя п/п ДПс 2.1 ДПс 2.2 Современное гендерное и половое воспитание детей Практикум «Основные принципы построения процесса гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Методы гендерного воспитания» ВСЕГО: Колво часов 4 2 6 14 Список литературы Список основной литературы 1. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология: Учеб. пособие / А.К. Болотова, О. Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2015. - 526 с. 2. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л. Ф. Обухова - М.: Юрайт, 2016. -460 с. Список дополнительной литературы 1. Батога, М. Б. Возрастная психология: Учеб. пособие / М. Б. Батота, Т. Н. Князевой, 2013. -306 с. 2. Буре, Р. С. Воспитатель и дети: Учебное пособие. / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская та, 2001. - 176 с. 3. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология: Учеб. пособие / О. Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 с. 4. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Т. И. Бабаева [и др.]; под. ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. — СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 128 с. 5. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: Академия, 2006. 608 с. 6. Мухина, В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 272 с. 15 ПРОФИЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА (ДП) Рабочая программа дисциплины «Планирование и организация образовательной работы с детьми дошкольного возраста» (ДП 1) Цель освоения дисциплины: владение системой знаний о содержании образования, формах и методах обучения и воспитания детей дошкольного возраста, основах методики организации образовательной деятельности. Учебно-тематический план дисциплины «Планирование и организация образовательной работы с детьми дошкольного возраста» Формы организации, часы Ауд. зан. Тема п/п ДП 1.1 Формы, методы и приемы организации совместной деятельности с детьми Лекц. зан. 4 Практ. зан. 2 Сам. раб. Всего час. 12 ДП 1.2 Роль и функции младшего воспитателя в организации воспитательнообразовательного процесса 4 2 ДП 1.3 Организация игровой деятельности 4 10 4 18 ДП 1.4 Организация работы по самообслуживанию с учетом возраста детей. Особенности организации трудовой деятельности 4 2 4 10 ДП 1.5 Проектирование пространства группы 2 4 4 10 18 20 18 56 развивающего ВСЕГО: Содержание дисциплины «Планирование и организация образовательной работы с детьми дошкольного возраста» Содержание лекционных занятий дисциплины «Планирование и организация образовательной работы с детьми дошкольного возраста» № п/п Тема ДП 1.1 Формы, методы и приемы организации совместной деятельности с детьми Содержание аудиторных занятий Характеристика образовательного процесса в ДОО. Ведущие направления развития ребенка. Образовательные области. Основные виды деятельности по реализации основной образовательной программы ДО 16 Кол-во часов 4 ДП 1.2 Роль и функции младшего воспитателя в организации воспитательнообразовательного процесса ДП Организация игровой 1.3 деятельности ДП 1.4 ДП 1.5 Определение роли и места должности младшего воспитателя в группе раннего и дошкольного возраста. Учет индивидуальных особенностей детей при оказании помощи воспитателю в образовательном процессе Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Классификация детских игр. Роль взрослых в развитии игровой деятельности детей. Принципы организации и руководства игровой деятельностью детей. Игрушки и материалы для разных видов деятельности Организация работы Методика проведения работы по обучению детей по самообслуживанию разного возраста навыкам самообслуживания и с учетом возраста трудовой деятельности в группе. Виды трудовой детей. Особенности деятельности дошкольников. Степень участия организации трудовой младшего воспитателя в организации деятельности самообслуживания детей Проектирование Требования к организации предметной среды по развивающего ФГОС ДО. Функции и задачи развивающей пространства группы предметно-пространственной среды в развитии детей дошкольного возраста. Роль младшего воспитателя в создании развивающей предметнопространственной среды ДОО ВСЕГО: 4 4 4 2 18 Содержание практических занятий дисциплины «Планирование и организация образовательной работы с детьми дошкольного возраста» № п/п Тема ДП 1.1 Формы, методы и приемы организации совместной деятельности с детьми Содержание аудиторных занятий Дискуссионный клуб «Формы организации интегрированной образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» ДП 1.2 Роль и функции Практикум по вопросам: младшего воспитателя методики организации образовательного в организации процесса; воспитательно структуры занятия; образовательного участие младшего воспитателя в процесса проведении занятий ДП Организация игровой Практикум. Творческая ролевая игра «Основная 1.3 деятельности форма организации игровой деятельности детей дошкольного возраста». В ходе практикума изучаются следующие вопросы: структура сюжетно-ролевой игры; содержание детских игр; 17 Кол-во часов 2 2 10 театрализованная игра; игры с правилами ДП 1.4 ДП 1.5 Организация работы по самообслуживанию с учетом возраста детей. Особенности организации трудовой деятельности Проектирование развивающего пространства группы Практикум «Алгоритм последовательности и принципы проведения мероприятий по самообслуживанию детей дошкольного возраста». В ходе практикума изучается проблема самообслуживания как составляющая часть трудового воспитания детей дошкольного возраста Проектирование образовательных ситуаций: Зонирование и динамичность предметной среды. Учет гендерной специфики детей в игровой среде. Возрастные особенности в организации предметной среды. Обеспечение безопасности среды ВСЕГО: 2 4 20 Содержание самостоятельной работы дисциплины «Планирование и организация образовательной работы с детьми дошкольного возраста» №п/п ДП 1.1 ДП 1.2 ДП 1.4 ДП 1.5 Тема Содержание самостоятельной работы Формы, методы и приемы организации совместной деятельности с детьми Организация игровой деятельности Организация работы по самообслуживанию с учетом возраста детей. Особенности организации трудовой деятельности Разработка таблицы «Формы и методы совместной деятельности» по пяти образовательным областям Составление методической копилки пальчиковых и по всем возрастным группам Проектирование развивающего пространства группы Кол-во часов 6 4 Создание методической копилки: таблица формирования трудовых навыков детей по возрастам 4 Создание методической копилки: перечень необходимого физкультурного оборудования для развития физической активности детей младшего и старшего дошкольного возраста 4 ВСЕГО: 18 Список литературы Список основной литературы 1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов; А. Г. Гогоберидзе [и др.]; под ред. А. Г. Гогоберидзе. — М.: Питер, 2014. — 464 с. 2. Лаврова, Л. Н. Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО: 18 Методическое пособие / Л. Н. Лаврова, И. В. Чеботарева. — М.: ТЦ Сфера, 2017. - 128 с. Список дополнительной литературы 1. Бабаева, Т. И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. — СПб. Детство-пресс, 2004. 128 с. 2. Дыбина, О. В. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду: Методическое пособие / О. В. Дыбина, Л. А. Пенькова, Н. П. Рахманова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с. 3. Турченко, В. И. Дошкольная педагогика: учебное пособие / В. И. Турченко. М.: ФЛИНТА, 2013. - 255 с. Рабочая программа дисциплины «Инклюзивное образование детей с ОВЗ» (ДП 2) Цель освоения дисциплины: понимание основных смыслов инклюзии в дошкольном образовании, сформированное представление о педагогических основах воспитания и развития ребенка с особыми образовательными потребностями в дошкольной группе детского сада. Учебно-тематический план дисциплины «Инклюзивное образование детей с ОВЗ» Формы организации, часы Ауд. зан. Сам. раб. Лекц. Практ. зан. Тема п/п ДП 2.1 Условия организации инклюзивного (интегрированного) обучения и воспитания детей с ОВЗ в ДОО ВСЕГО: 4 4 Всего час. 2 2 Содержание дисциплины «Инклюзивное образование детей с ОВЗ» Содержание лекционных занятий дисциплины «Инклюзивное образование детей с ОВЗ» Тема ДП Условия организации 2.1 инклюзивного (интегрированного) обучения и воспитания детей с ОВЗ в ДОО Содержание аудиторных занятий Понятие «инклюзия» в образовании. Инклюзивное образование: понятие, принципы, этапы организации. Организация образовательного процесса в инклюзивной группе ДОО. Формирование общей среды жизнедеятельности с учетом потребностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Создание условий для развития и воспитания ребенка с ОВЗ и его успешной социализации в будущем ВСЕГО: Кол-во часов 4 18 19 Содержание практических занятий дисциплины «Инклюзивное образование детей с ОВЗ» Тема Кол-во часов Содержание аудиторных занятий ДП Условия организации 2.1 инклюзивного Практикум «Этапы сопровождения детей с ОВЗ в (интегрированного) ДОО. Индивидуальная коррекционно-развивающая обучения и программа работы с детьми с ОВЗ» воспитания детей с ОВЗ в ДОО 2 ВСЕГО: 2 Список литературы Список основной литературы 1. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология: Учеб. пособие / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВГПЭ, 2015. - 526 с. Список дополнительной литературы 1. Батюта, М. Б. Возрастная психология: Учеб. пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - М.: логос, 2013. - 306 с. 2. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. — М.: Академия, 2006. — 608 с. 3. Мухина, В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л. А. Венгера. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 272 с. 4. Буре, Р. С. Воспитатель и дети: Учебное пособие. / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская - М.: Ювента, 2001. - 176 с. Рабочая программа дисциплины «Педагогическое взаимодействие в дошкольном образовании» (ДП З) Цель освоения дисциплины: формирование навыка профессиональной коммуникации со всеми участниками образовательного процесса. Учебно-тематический план дисциплины «Педагогическое взаимодействие в дошкольном образовании» Формы организации, часы Тема п/п ДП 3.1 Педагогическое взаимодействие: установление контактов с воспитанниками, формы взаимодействия с родителями Ауд. зан. Лекц. зан. 2 20 Практ. зан. 4 Сам. раб. 2 Всего час. 8 ДП 3.2 Взаимосвязь воспитателя младшего воспитателя педагогическом процессе ВСЕГО: и в 6 2 4 10 10 18 Содержание дисциплины «Педагогическое взаимодействие в дошкольном образовании» Содержание лекционных занятий дисциплины «Педагогическое взаимодействие в дошкольном образовании» Тема п/п Педагогическое взаимодействие: установление ДП контактов с 3.1 воспитанниками, формы взаимодействия с родителями ВСЕГО: Содержание аудиторных занятий Кол-во часов Учет возможностей, интересов и склонностей детей в образовательном пространстве группы. Личностноориентированная модель взаимодействия. Структура педагогического процесса детского сада как системы. Требования к работе с родителями 2 2 Содержание практических занятий дисциплины «Педагогическое взаимодействие в дошкольном образовании» Тема п/п ДП 3.1 ДП 3.2 Педагогическое взаимодействие: установление контактов воспитанниками, формы взаимодействия родителями Взаимосвязь воспитателя младшего воспитателя педагогическом процессе Содержание практических занятий с с и в Семинар «Семейное воспитание». Обсуждаемые вопросы: Стили семейного воспитания. Цели и задачи, основные направления взаимодействия детского сада и семьи воспитанника ДОО. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений Кол-во часов 4 1. Игровое моделирование «Координация действий воспитателя и младшего воспитателя. Организация быта детей». 2. Мозговой штурм «Чем занять детей, пока воспитателя нет в группе?» 3. Практикум «Обыгрывание ситуаций взаимодействия в жиме дня группы» ВСЕГО: 10 21 Содержание самостоятельной работы дисциплины «Педагогическое взаимодействие в дошкольном образовании» №п/п ДП 3.1 ДП 3.2 Тема Педагогическое взаимодействие: установление контактов с воспитанниками, формы взаимодействия с родителями Взаимосвязь воспитателя и младшего воспитателя в педагогическом процессе Содержание самостоятельной работы Кол-во часов Практическая работа: составление конспекта проведения родительского собрания с родителями детей младшего дошкольного возраста 2 Методическая копилка: разработка таблицы обязанностей воспитателя и младшего воспитателя в жиме дня группы 4 ВСЕГО: Список литературы Список основной литературы 1. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология: Учеб. пособие / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВГПЭ, 2015. - 526 с. Список дополнительной литературы 1. Буре, Р. С. Воспитатель и дети: Учебное пособие. / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская — М.: Ювента, 2001. 176 с. САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ (ОТ) Рабочая программа дисциплины «Санитарно-эпидемиологические требования в ДОО» (СЭТ 1) Цель освоения дисциплины: формирование навыка выполнения санитарноэпидемиологических требований. Учебно-тематический план дисциплины «Санитарно-эпидемиологические требования в ДОО» Формы организации, часы Ауд. зан. Всего час. Тема Сам. раб. Лекц. Практ. зан. зан. п/п 10 СЭТ 2 4 4 Режим дня в ДОО 1.1 12 СЭТ Обеспечение санитарных норм в 2 4 6 1.2 пне и на участке ВСЕГО: 4 8 10 22 22 Содержание дисциплины «Санитарно-эпидемиологические требования в ДОО» Содержание лекционных занятий дисциплины «Санитарно-эпидемиологические требования в ДОО» Тема Содержание аудиторных занятий СЭТ 1.1 Режим дня в ДОО Санитарные требования к выполнению режима жизнедеятельности детей в детском саду в разных возрастных группах СЭТ 1.2 Обеспечение санитарных норм в группе и на участке Санитарные требования к содержанию помещений и оборудования групп и участка в детском саду п/п ВСЕГО: Кол-во часов 2 2 4 Содержание практических занятий дисциплины «Санитарно-эпидемиологические требования в ДОО» п/п СЭТ 1.1 СЭТ 1.2 Кол-во часов Тема Содержание практических занятий 4 Режим дня в ДОО Проектирование ситуаций: 1) составляющие режима дня в разных возрастных группах детского сада; 2) особенности выполнения режима дня детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста Групповая дискуссия. Обсуждаемые вопросы: Организация питания. Уборка помещений групповых комнат. Мероприятия в период карантина. Здоровьесберегающие мероприятия 4 Обеспечение санитарных норм в группе и на участке ВСЕГО: 8 Содержание самостоятельной работы дисциплины «Санитарно-эпидемиологические требования в ДОО» №п/п СЭТ 1.1 СЭТ 1.2 Тема Содержание самостоятельной работы Практическая работа. Составление режима дня в группе младшего и старшего дошкольного Режим дня в ДОО возраста Практическая работа. Составление графика Обеспечение санитарных генеральной уборки группы на неделю с норм в группе и на участке подробным описанием работ на участке по временам года ВСЕГО: Кол-во часов 4 6 10 23 Список нормативно-правовых документов 1. Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, 28, 2.4.3648-20, Санитарно-эпидемиологические правила Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, 28, 2.4.3648-20 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". 2. Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № СанПиН 1.2.3685-21, 2, 1.2.3685-21, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № СанПиН 1.2.3685-21, 2, 1.2.3685-21 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". 3. Постановление Главного государственного санитарного врача России от 27.10.2020 № СанПиН 2.3/2.4.3590-20, 32, 2.3/2.4.3590-20, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Главного государственного санитарного врача России от 27.10.2020 № СанПиН 2.3/2.4.3590-20, 32, 2.3/2.4.3590-20 Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения". ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ (ОЖЗ) Рабочая программа дисциплины «Охрана жизни и здоровья детей дошкольного возраста и работников ДОО» (ОЖЗ 1) Цель освоения дисциплины: усвоение правил безопасного жизнеобеспечения детей дошкольного возраста, ознакомление с инструкцией по охране труда, пожарной безопасности, охране жизни и здоровья детей. Учебно-тематический план дисциплины «Охрана жизни и здоровья детей дошкольного возраста и работников ДОО» Формы организации, часы Ауд. зан. Тема Всего час. Сам. раб. Лекц. Практ. зан. п/п ОЖЗ Охрана труда 1.1 ОЖЗ Методы и средства безопасности 1.2 детей в ДОО ВСЕГО: 2 4 2 4 4 8 24 6 12 Содержание дисциплины «Охрана жизни и здоровья детей дошкольного возраста и работников ДОО» Содержание лекционных занятий дисциплины «Охрана жизни и здоровья детей дошкольного возраста и работников ДОО» Кол-во Тема Содержание аудиторных занятий часов Организационное обеспечение охраны труда и обеспечение безопасности в ДОО. Нормы охраны труда. Положение об охране труда работников ОЖЗ Охрана труда 2 ДОО. Должностные инструкции по охране труда 1.1 и технике безопасности младшего воспитателя ДОО Охрана жизни и здоровья детей. Характеристика Методы и средства медицинских и педагогических мер по охране и ОЖЗ безопасности детей в укреплению здоровья дошкольников. 2 1.2 Методы, способствующие воспитанию у детей ДОО правил безопасности дома, на улице, в п и оде ВСЕГО: 4 Содержание практических занятий дисциплины «Охрана жизни и здоровья детей дошкольного возраста и работников ДОО» Кол-во Тема Содержание практических занятий часов Семинар «Противопожарная безопасность. ОЖЗ Обеспечение безопасности и усиление Охрана труда 4 1.1 бдительности при угрозе террористических актов» Практикум: разработка плана профилактической Методы и средства работы по сохранению и укреплению здоровья ОЖЗ безопасности детей в 6 воспитанников на основе современных 1.2 ДОО здоровьесберегающих технологий ВСЕГО: 10 Список литературы Список основной литературы 1. Гладышева, Н. Н. Охрана труда и техника безопасности в ДОУ: Методическое пособие / Н. Н. Гладышева. — Волгоград: Учитель, 2018. — 385 с. Список дополнительной литературы 1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - СМ.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2008. - 144 с. 2. Баринова, Е. В. Безопасность малышей: улица, транспорт, дорога: Пособие для детских садов и школ раннего развития / Е. В. Баринова. — Ростов н/Д: Феникс, 2015. — 91 с. 25 КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН по основной программе профессионального обучения специалиста по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста Код 24236 «Младший воспитатель» Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Итоговая аттестация по основной программе профессионального обучения специалиста по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста проводится в форме квалификационного экзамена, который включает: практическую квалификационную работу; проверку теоретических знаний, освоенных в ходе обучения по программе. Таким образом, квалификационный экзамен состоит из двух частей — теоретической и практической. Проверка теоретических знаний проводится в форме ответа на первый вопрос билета по основным разделам программы на знание теоретических аспектов дошкольной педагогики и психологии, организации деятельности младшего воспитателя в ДОО. Вторая часть квалификационного экзамена — практическая — состоит в решении профессиональных задач в виде кейсового задания в форме ответа на второй вопрос билета. При оценке ответа на практический вопрос, внимание обращается на умение выражать свои мысли; грамотно формировать алгоритм действий, аргументированно, точно и последовательно представлять содержание ответа. По результатам итогового квалификационного экзамена выставляются отметки по четырехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Отметка «отлично» ставится, если слушатель полно излагает изученный материал, дает правильное определенное языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по изученному теоретическому материалу, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Отметка «хорошо» ставится, если слушатель дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «отлично», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Отметка «удовлетворительно» ставится, если слушатель обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Отметка «неудовлетворительно» ставится, если слушатель обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Слушатели, успешно сдавшие квалификационный экзамен, получают свидетельство о профессии рабочего, должности служащего. 26