ПРИНЯТ
Педагогическим советом МАОУ СОШ № 149 (протокол от
01.09.2025 № 1)
УТВЕРЖДЕН
приказом МАОУ СОШ № 149
от 01.09.2025 № 132
___________О.С. Рябенко
Недельный учебный план начального общего образования обучающихся
с ЗПР для 5-дневной учебной недели на 2025/26 учебный год
(вариант 7.2) (вариант 1)
Пояснительная записка
Учебный план обучения детей с ЗПР МАОУ СОШ № 149 составлен на основании
следующих нормативно правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. №
372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования» (зарегистрирован 12.07.2023 № 74229);
приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
приказ Минпросвещения от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной программы начального общего образования для детей с
ОВЗ»;
постановление от 10 июля 2015 г. № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.328615 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающих с
ограниченными возможностями здоровья»;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря
2020 года № 712 «Изменения, которые вносятся в некоторые федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 09.09.2019 года № Р-93 «Об
утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации»;
Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации»;
письмо Министерства образования и науки РФ от 10.12.2012 г. № 07-832 «О
направлении методических рекомендаций по организации обучения на дому детейинвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»;
Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования для обучения детей с ЗПР МАОУ СОШ № 149.
Содержание начального общего образования обучающихся с ЗПР реализуется за
счет введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом
их особых образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционноразвивающих курсов, направленных на коррекцию недостатков психической сферы.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, реализующих адаптированную основную
образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое
на их изучение. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с ЗПР:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие учащегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
готовность обучающихся к продолжению образования на последующем уровне
основного общего образования;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Учебный план начального общего образования для детей с ЗПР ориентирован на 5летний нормативный срок освоения адаптированных образовательных программ.
Для обучающихся продолжительность учебной недели составляет 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся. Продолжительность учебного года в 1 классе – 31 неделя, во 2-4 классах –
33 недели, продолжительность урока в 1 классе – 35 минут (первое полугодие) и 40 минут
во 2 полугодии, для учащихся 2,3,4 классов – 45 минут. По адаптированной основной
образовательной программе начального общего образования обучающиеся с ЗПР
обучаются в условиях специального малокомплектного класса для детей со сходным
состоянием здоровья и сходными образовательными потребностями.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей обучающихся, а также
индивидуальных потребностей каждого ученика (в 1 классе в соответствии с санитарногигиеническими требованиями эта часть отсутствует).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена
следующими предметами:
Развитие речи в 2-4 классе для развития диалогической и монологической устной и
письменной речи (по 1 часу в неделю)
Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю в 2-4 классе для развития
диалогической и монологической устной и письменной речи (по 1 часу в неделю)
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит
внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область). Коррекционноразвивающая область, согласно требованиям ФГОС, является обязательным и
представлено:
коррекционно-развивающие занятия «Психология» (2 часа в неделю)
коррекционно-развивающие занятия «Логопедия» (1 час в неделю)
коррекционно-развивающие занятия «Дефектология» (1 час в неделю)
коррекционно-развивающие занятия «Русский язык» (1 час в неделю)
коррекционно-развивающие занятия «Математика» (1 час в неделю)
Ритмика (1 час в неделю)
Разговоры о важном (1 час в неделю)
Орлята России (1 час в неделю)
Фронтальные и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия направлены
на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных
жизненных условиях.
Классы
Предметные
области
Учебные предметы
1
Количество часов
в неделю
11
2
3
Всего
4
Обязательная часть
Филология
Математика
и информатика
Обществознание и
естествознание
Основы религиозных культур
и светской этики
Русский язык
5
5
5
4
4
23
Литературное чтение
4
4
4
4
3
19
Иностранный язык
-
-
-
1
1
2
Математика
4
4
4
4
4
20
Окружающий мир
2
2
2
2
2
10
Основы религиозных культур и
светской этики
1
1
Музыка
1
1
1
1
1
5
Изобразительное искусство
1
1
1
1
1
5
Труд (технология)
Труд (технология)
1
1
1
1
1
5
Физическая культура
Физическая культура
3
3
3
3
3
15
21
21
105
1
1
1
1
3
3
23
23
111
10
10
50
2
2
10
1
1
5
1
1
5
1
1
5
1
1
5
1
1
2
33
1
34
1122
1
1
2
33
1
34
1122
5
5
10
161
5
Искусство
Итого
21
21
21
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Развитие речи
1
Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю
1
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной
21
21
23
учебной неделе)
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую
10
10
10
область):
коррекционно-развивающие занятия
2
2
2
«Психология»
коррекционно-развивающие занятия
1
1
1
«Логопедия»
коррекционно-развивающие занятия
1
1
1
«Дефектология»
коррекционно-развивающие занятия
1
1
1
«Русский язык»
коррекционно-развивающие занятия
1
1
1
«Математика»
Ритмика
1
1
1
Разговоры о важном
1
1
1
Орлята России
2
2
2
Всего часов
31
31
33
Количество классов в параллели
2
1
Учебные недели
33
34
Всего к финансированию учебных часов на учебный период
1023
1023
1122
5412
ПРИНЯТ
Педагогическим советом МАОУ СОШ № 149 (протокол от
01.09.2025 № 1)
УТВЕРЖДЕН
приказом МАОУ СОШ № 149
от 01.09.2025 № 132
___________О.С. Рябенко
Недельный учебный план основного общего образования обучающихся с ЗПР
для 5-дневной учебной недели 2025/26 учебный год (вариант 7.2) (вариант 1)
Пояснительная записка
Учебный план обучения детей с ЗПР МАОУ СОШ № 149 составлен на основании
следующих нормативно правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. №
372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования» (зарегистрирован 12.07.2023 № 74229);
приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
приказ Минпросвещения от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной программы начального общего образования для детей с
ОВЗ»;
постановление от 10 июля 2015 г. № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.328615 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающих с
ограниченными возможностями здоровья»;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря
2020 года № 712 «Изменения, которые вносятся в некоторые федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 09.09.2019 года № Р-93 «Об
утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации»;
Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации»;
письмо Министерства образования и науки РФ от 10.12.2012 г. № 07-832 «О
направлении методических рекомендаций по организации обучения на дому детейинвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»;
Адаптированная основная образовательная программа основного общего
образования для обучения детей с ЗПР МАОУ СОШ № 149.
Содержание основного общего образования обучающихся с ЗПР реализуется за счет
введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их
особых образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционноразвивающих курсов, направленных на коррекцию недостатков психической сферы.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, реализующих адаптированную основную
образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое
на их изучение. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с ЗПР:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие учащегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
готовность обучающихся к продолжению образования на последующем уровне
основного общего образования;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Для обучающихся продолжительность учебной недели составляет 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся. Продолжительность учебного года в 5-8 классе – 34 недели, в 9 классе – 33
недели. По адаптированной основной образовательной программе основного общего
образования обучающиеся с ЗПР обучаются в условиях специального малокомплектного
класса для детей со сходным состоянием здоровья и сходными образовательными
потребностями.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей обучающихся, а также
индивидуальных потребностей каждого ученика.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена
следующими предметами:
«Речь и культура общения» в 5-8 классе для развития диалогической и монологической
устной и письменной речи (по 1 часу в неделю).
«Математика в жизни» в 5-7 классе для развития логического мышления, внимания и памяти,
а также приобретения практических навыков для повседневной жизни, таких как счет,
измерение, планирование бюджета и покупок (по 1 часу в неделю).
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит
внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область). Коррекционноразвивающая область, согласно требованиям ФГОС, является обязательным и
представлено:
Коррекционный
курс:
«Коррекционно-развивающие
занятия:
психокоррекционные (психологические)» 5-9 класс (2часа в неделю)
Коррекционный
курс:
«Коррекционно-развивающие
занятия:
психокоррекционные (дефектологические)» 5-9 класс (1 час в неделю)
Коррекционный курс: «Логопедические занятия» 5-9 класс (2 часа в неделю)
Лечебная физическая культура 5-9 класс (1 час в неделю)
Ритмика 5-9 класс (1 часа в неделю)
Разговоры о важном 5-9 класс (1 часа в неделю)
Россия – мои горизонты 6-9 класс (1 часа в неделю)
Умей вести за собой 5 класс (1 часа в неделю)
Функциональная грамотность 5-9 класс (1 часа в неделю)
Функциональная грамотность Фронтальные и индивидуальные коррекционноразвивающие занятия направлены на коррекцию дефекта и формирование навыков
адаптации личности в современных жизненных условиях.
Предметные области
Учебные
предметы
Количество часов в неделю
Классы
V
VI
VII
VIII
Всего
IX
Обязательная часть
Русский язык
5
Литература
3
6
4
3
3
21
3
2
2
3
13
Иностранные языки
Иностранный язык
3
3
3
3
3
15
Математика и информатика
Математика
5
5
Русский язык и литература
10
Алгебра
3
3
3
9
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
2
1
2
1
2
1
6
3
1
1
1
3
Общественно-научные предметы
Естественно-научные предметы
Искусство
3
3
3
3
2
14
Обществознание
География
1
1
2
2
2
2
2
1
2
3
2
1
8
7
4
1
1
1
2
2
7
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
Физика
Химия
Биология
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (технология)
Технология
Основы безопасности и защиты
Родины
Физическая культура
Итого
История
Основы безопасности и
защиты Родины
Адаптивная
физическая
культура
2
2
2
27
28
30
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Речь и культура общения
IT-клуб
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую
область)
Коррекционный курс: «Коррекционно-развивающие занятия:
психокоррекционные (психологические)»
Коррекционный курс: «Коррекционно-развивающие занятия:
психокоррекционные (дефектологические)»
Коррекционный курс: «Логопедические занятия»
Лечебная физическая культура
Ритмика
Разговоры о важном
Россия – мои горизонты
Умей вести за собой
Функциональная грамотность
Всего часов
Учебные недели
Всего к финансированию учебных часов с учетом группового
деления
4
3
1
1
8
1
1
2
2
2
10
31
32
150
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
4
29
30
32
33
33
157
10
10
10
10
10
50
2
2
2
2
2
10
1
1
1
1
1
5
2
1
1
1
1
1
39
34
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
40
34
1
42
34
1
43
34
1
43
33
10
5
5
5
4
1
5
207
1326
1360
1428
1462
1419
6995