ДООП Игра

ПРИНЯТО
педагогическим советом
МАОУ СОШ №149
(протокол №1 от 29.08.2025)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом МАОУ СОШ № 149
от «29» августа 2025г. №125

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной
направленности
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 149

Театр зрелищных представлений
«ИгРа»

г. Екатеринбург, 2025

Содержание

1. Пояснительная писка… .......................................................................... 3
2. Цель и задачи .......................................................................................... 6
3. Содержание программы .......................................................................... 8
4. Комплекс организационно-педагогических условий............................12
5. Список литературы................................................................................20

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Игра» реализует общекультурное (художественно-эстетическое)
направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом образования второго
поколения.
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности.
И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского
возраста прививать любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит
стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с
помощью выразительных средств театрального искусства таких как,
интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с
содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей
воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события,
взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра
способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов
детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,
танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно
способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного
диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность,
синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающеэстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом.
Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем,
музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и
рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и
исполнительскую культуру.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и
синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки
постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями,
умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть
непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии
игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный
результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального
искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского
мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его
личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию
3

воспитательно-образовательной
работы
с
детьми,
основана
психологических особенностях развития младших школьников.

на

Актуальность
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной
педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать
процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебновоспитательный процесс осуществляется через различные направления
работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков
исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые
переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что
способствует формированию нравственных качеств у воспитанников
объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает
запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает
совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии
не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить
детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения
педагогом профориентационной работы.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую
инертность, позволят развить их творческую активность, способность
сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться
к ним.

Структура программы
В программе выделено два типа задач.
Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие
эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей
ребенка средствами детского театра.
Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно
с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых
для участия в детском театре. Режим занятий
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными,
психологическими возможностями и способностями детей, что предполагает
возможную необходимую коррекцию времени, режима занятий, изменения и
дополнения отдельных тем. Продолжительность занятий 2 часа
Длительность одного занятия:
2 академических часа,
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
4

Объем программы:
1 год обучения: 140 часов,
Формы обучения и виды занятий
Форма обучения: очная, возможна дистанционная.
Программа разработана на основе нормативно-правовой документации:
• Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об 1.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021
№
286
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован
Минюстом России 05.07.2021 № 64100).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021
№
287
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом
России 05.07.2021 № 64101).
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.07.2022
№ 569 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676).
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.07.2022
№ 568 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69675).
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
• мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
среднего
общего
образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г. № 24480)
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
12.08.2022
№ 732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
5

•
•

•
•
•

17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022
№ 70034).
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О
направлении методических рекомендаций по проведению цикла
внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03–1190.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы
начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России
12.07.2023 № 74229).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023
№ 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы
основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России
12.07.2023 № 74223).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023
№ 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы
среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России
12.07.2023 № 74228)

6

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального,
нравственного
развития
воспитанников.
Воспитание
творческой
индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству
театра и актерской деятельности.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический,
оперный, театр балета, музыкальной комедии).
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и
воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в
заданных условиях.
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса.
-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие
качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству
других.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для обучающихся 5-9 класса, на 1 год обучения.
На реализацию театрального курса «ИгРа» отводится 34 ч в год (1 час в
неделю). Занятия проводятся по 45минут в соответствии с нормами СанПина.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную
деятельность обучающихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка
костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение
тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание
текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут
использованы Интерет-ресурсы, посещение спектаклей.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо
сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и
признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и
освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности,
заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний
конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной
деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
7

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных
и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных,
физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные
иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и
последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в
самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее
время добиться больших результатов.

3. Содержание программы
Программа включает следующие разделы:
1. Театральная игра
2. Культура и техника речи
3. Ритмопластика
4. Основы театральной культуры
5. Работа над спектаклем, показ спектакля
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального
искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров
театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации
школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков
актерского мастерства.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции,
мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:


театральные игры,



конкурсы,



викторины,



беседы,



экскурсии в театр и музеи,



спектакли
8



праздники.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка
сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из
литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к
театральному искусству и мастерству.
Методы работы:
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную
науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и
творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся
коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся
работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески
преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся
выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть
осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким,
каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои
представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над
декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также
развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет
реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети
напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение
гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и
обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных
художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о
просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями
реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает
общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие
зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и
практическую части, в основном преобладает практическое направление.
Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую
части. Организационный этап предполагает подготовку к работе,
теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию
по теме.
Алгоритм работы над пьесой.


Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.



Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
9



Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов,
постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с
детьми эскизов декораций и костюмов.



Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами.
предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения
персонажей.



Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации
и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.



Репетиция всей пьесы целиком.



Премьера.

Уточнение
отдельных

Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:


текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
ребенка в процессе занятий;



промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы
;



итоговый – открытые занятия, спектакли.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках,
торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях,
родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших
классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок
и пьесок для свободного просмотра.
Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать


правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после
спектакля;



виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия,
трагедия; и т.д.);



чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;



наизусть стихотворения русских авторов.

Учащиеся должны уметь


владеть комплексом артикуляционной гимнастики;



действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным
текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных



10

позах;


произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;



произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными
интонациями;



читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и
расставляя логические ударения;



строить диалог с партнером на заданную тему;



подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между
сказочными героями.

Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной
деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных
знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение
социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие
актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к
социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести
опыт общения с представителями других социальных групп, других
поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с
другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт
взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в
соответствии с общепринятыми нравственными нормами. Личностные
результаты.
У обучающихся будут сформированы:


потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;



целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;



этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на
основе опыта слушания и заучивания произведений художественной
литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного
развития.



11

4.

Комплекс организационно-педагогических условий

N п\п Содержание программы

Всего часов

1.

Вводные занятия

1

2.

Театральная игра

6

3.

Культура и техника речи

6

4.

Ритмопластика

3

5.

Основы театральной культуры

3

6.

Работа над спектаклем, показ спектакля

14

7.

Заключительное занятие

1

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование курса «ИгРа»
№
урок
а

Тема

Основное содержание
занятия

Кол Формы Вид
Виды Неделя
ичес и
деятельн контро
т-во метод ости
ля
ы
часо
работы
в

1

Вводное Задачи и особенности
занятие. занятий в театральном
кружке, коллективе. Игра
«Театр – экспромт»:
«Колобок».

2

1
Здравств Дать детям возможность
окунуться в мир фантазии и
уй,
воображения. Познакомить с
театр!
понятием «театр».
Знакомство с театрами

1

12

беседа Решение
организа
ционных
вопросов
.

1 неделя

Фронт Просмот текущ 2 неделя
альная р
ий
работа презента
ций

Москвы, Владимира
(презентация)
3

Театраль Как вести себя на
ная игра сцене. Учить детей
ориентироваться в
пространстве, равномерно
размещаться на площадке.
Учимся строить диалог с
партнером на заданную
тему.

Знакомст предва 3 неделя
во с
ритель
правилам ный
и
поведени
я на
сцене

1

Учимся сочинять небольшие
рассказы и сказки,
подбирать простейшие
рифмы.
4-5

Репетиц
ия
постанов
ки

Работа над темпом,
2
громкостью, мимикой на
основе игр: «Репортаж с
соревнований по
гребле»,«Шайба в воротах»,

Индив Распреде Показ
4-5 неделя
сказки
идуаль ление
ная
ролей
работа

«Разбилась любимая мамина
чашка».
6 неделя

6

1
В мире Разучиваем пословицы.
послови Инсценировка пословиц.
ц.
Игра-миниатюра с
пословицами «Объяснялки»

Индив
идуаль
ная
работа

Показ
презента
ции
«Послов
ицы в
картинка
х»

7

Виды
театраль
ного
искусств
а

Словес
ные
формы
работы

Презента соревн 7 неделя
ование
ция
«Виды
театраль
ного
искусств
а»

Рассказать детям в
доступной форме о видах
театрального искусства.

1

Упражнения на развитие
дикции (скороговорки,
чистоговорки). Произнесени
е скороговорок по очереди с
разным темпом и силой
звука, с разными
интонациями.
Чтение сказки Н.Грибачёва
«Заяц Коська и его друзья».
13

Инсценирование
понравившихся диалогов.

8

1
Правила Познакомить детей с
поведен правилами поведения в
ия в
театре
театре
Как вести себя на
сцене. Учить детей
ориентироваться в
пространстве, равномерно
размещаться на площадке.
Учимся строить диалог с
партнером на заданную тему

9-11 Кукольн Мини-спектакль с
пальчиковыми куклами.
ый
театр.

игра

3

Отрабо
тка
дикци
и

Электрон
ная
презента
ция
«Правила
поведени
яв
театре»

Ролева 8 неделя
я игра:
«Мы в
театре
»

Показ
9-11 неделя
сказки

12

Театраль Разучивание скороговорок,
ная
считалок, потешек и их
азбука. обыгрывание

1

Индив соревнов темати 12 неделя
ческий
идуаль ание
ная
работа

13

Театраль Викторина по сказкам
ная игра
«Сказка,
сказка,
приходи
».

1

Фронт Отгадыва
альная ние
работа заданий
викторин
ы

14

13 неделя

1416

Инсцени Знакомство с текстом, выбор 3
рование мультсказки, распределение
мультска ролей, диалоги героев.
зок
По книге
«Лучшие
мультик
и
малыша
м»

17

Театраль Учимся развивать
ная игра зрительное, слуховое
внимание,
наблюдательность.

1

Учимся находить ключевые
слова в предложении и
выделять их
голосом.
18

Основы
театраль
ной
культур
ы

1
Театр - искусство
коллективное, спектакль результат творческого труда
многих людей различных
профессий
Музыкальные пластические
игры и упражнения

1921

Инсцени
рование
народны
х сказок
о
животны
х.

Знакомство с содержанием,
выбор сказки,
распределение ролей,
диалоги героев, репетиции,
показ

3

15

Фронт Распреде Показ
14-16 неделя
альная ление
сказки
работа ролей,
гостям
работа
над
дикцией,
выразите
льностью

итогов 17 неделя
Дети
самостоя ый
тельно
разучива
ют
диалоги
в
микрогру
ппах
18 неделя
Групп Подбор
овая
музыкаль
работа, ных
поиско произвед
вые
ений к
метод знакомы
ы
м
сказкам
Групп
овая
работ
а,
слове
с ные
метод
ы

Фронт
альная
работа,
словес
ные
метод
ы

Работа с
текстом
сказки:
распреде
ление
ролей,
репетици
ис
пальчико
выми
куклами

19-21 неделя

22

Чтение в
лицах
стихов
А. Барто,
И.Токма
ковой,
Э.Успен
ского

1

Индив
идуаль
ная
работа

Конкурс Текущ 22 неделя
ий
на
лучшего
чтеца

23

Театраль Игры на развитие образного 1
ная игра мышления, фантазии,
воображения, интереса к
сценическому искусству.
Игры-пантомимы.

Разучива
ем игрыпантоми
мы

2427

Постано
вка
сказки
«Пять
забавны
х
медвежа
т» В.
Бондаре
нко

Групп
овая
работа.
Метод
ы
поиско
вые,
нагляд
ные
Словес
ные и
нагляд
ные
метод
ы

Знакомство с содержанием,
выбор литературного
материала, распределение
ролей, диалоги героев,
репетиции, показ

Знакомство с содержанием,
распределение ролей,
диалоги героев, репетиции,
показ

4

16

Репетици
и, подбор
костюмо
в,
реквизит
а

23 неделя

Итогов
24-27 неделя
ый –
выступ
ление
перед
гостям
и

2829

Культур
аи
техника
речи

Упражнения на постановку 2
дыхания (выполняется стоя).
Упражнения на развитие
артикуляционного
аппарата. 1.Упражнения
Инсцени
«Дуем на свечку (одуванчик,
рование
горячее молоко, пушинку)»,
постанов
«Надуваем щёки».
ки
2.Упражнения для языка.
Упражнения для
губ.»Радиотеатр;
озвучиваем сказку (дует
ветер, жужжат
насекомые, скачет лошадка
и т. п.).

Словес
ные и
нагляд
ные
метод
ы.
Групп
овая
работа

Работа
над
постанов
кой
дыхания.
Репетици
я сказки

28-29 неделя

Знакомство с содержанием
сказки, распределение
ролей, диалоги героев,
репетиции, показ
30

Ритмопл Создание образов с
астика
помощью жестов, мимики.
Учимся создавать образы
животных с помощью
выразительных
пластических движений.

31-32 Инсцени Чтение сказок,
рование распределение ролей,
33
постанов репетиции и показ
ки

1

Нагляд
ные
метод
ы

текущ 30 неделя
Работа
ий
над
создание
м
образов
животны
хс
помощью
жестов и
мимики

4

Словес
ные и
нагляд
ные
метод
ы

Репетици
и, подбор
костюмо
в,
реквизит
а

17

Итогов 31-32 неделя
ый –
выступ
33 неделя
ление
перед
гостям
и

34

Заключи Подведение итогов
тельное обучения, обсуждение и
занятие. анализ успехов каждого
воспитанника. Отчёт, показ
любимых инсценировок.

1

Итого:

34

18

Фронт
альная
работа.
Словес
ные
метод
ы

«Капустн Заклю 34 неделя
ик» читель
показ
ный
любимых
инсценир
овок

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Процесс обучения предусматривает следующие виды оценивания:
- вводный (проводится перед началом работы, предназначен для
закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам);
- текущий (проводится в ходе учебного занятия, позволяет закрепить
знания по изученной теме);
- рубежный (проводится после завершения изучения каждого раздела
программы);
- итоговый (проводится после завершения всей учебной программы).
Методами оценивания являются анкетирование, тестирование,
наблюдение, социометрия.
Результаты позволяют лучше узнать обучающихся, проанализировать
мажличностные отношения в группе, выбрать эффективные направления
деятельности по сплочению коллектива обучающихся, пробудить в них
желание прийти на помощь друг другу.
На начальном этапе освоения программы предусмотрено тобязательное
выявление интересов, склонностей, потребностей обучающихся, уровень
мотивации, а также уровень творческой активности.
В конце каждого учебного года проводится повторная диагностика с
использованием вышеуказанных методик с целью отслеживания динамики
развития личности обучающихся.
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков предусмотрен
показ театральных постановок на мероприятиях, после которого проводится
коллективный анализ ученических работ, в ходе которого отмечаются
наиболее удачные сценические решения, оригинальные подходы к исполнению
номеров, разбираются типичные ошибки.

19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникст А. Теория драмы, М.: 1999
2.
Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров.
М.: 2003
3.
М.: 2004
4.
Горский В.А. Концепция дополнительного образования детей –
Внешкольник, 1997, № 1
5.
М
6.
Закон Российской Федерации «Об образовании»
7.
Иванов И. Воспитание движения актера. М.: 2005
8.
История зарубежного театра. М.: 1997
9.
История русского драматического театра. М.: 2004
10. Кнебель М. Поэзия педагогики. М.: 1999
11. Козлянинова И. Сценическая речь. М.: 2004
12. Концепция прогноза развития образования до 2015 года –
Народное образование, 1999, № 1, 2
13. Кох И. Основы сценического движения. СПб.: 2004
14. Кристи Г. Воспитание актера школы Станиславского. М.: 2000
15. Стуль М. Творческие игры и театральнее упражнения в
школьном классе. Челябинск, 2009
16. Товстоногов Г. Зеркало сцены. М.: 1980
17. Чехов М. Об искусстве актера. М.: 2005
Литература для детей
1. Вархолов Ф. М. Грим. - М.: 2005.
2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки).
Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2009.
3. Генералова И. А. Мастерская чувств. – М., 2006.
4. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе.
Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных
училищ. –
М.: Просвещение, 2003.
5. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.
6. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.
7. Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников.- М.:
Просвещение, 1994.
8. Шильгави В. П.Начнем с игры. - М.: ВЛАДОС, 2011.
9. Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая
школа, 2004.
10. Эфрос А. В. Репетиция-Любовь моя. - М.: 2011.
20

Литература для педагогов
1. Андрачников С. Г. Теория и практика сценической школы. - М.,
2006.
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.:
Просвещение, 2004.
3. Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 2012.
4. Брянцев А. А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
5. Горчаков Н. М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
6. Гиппнус С. В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой
психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2009.
7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение,
2001.
8. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
9. Корогодский З. Я. Начало, СПб, 2005.
10. Косарецкий С. Г. П. П.М. С. – Центры России: современное
положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
11.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
12. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
13. Новицкая Л. П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
14. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ
пьесы. М.: Просвещение, 2006.
15. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.:
Искусство, 1988.
16.Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.
17. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской
культуры педагога.- М.: Социум, 2005.
18. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг.
Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
19. Товстоногов Т. А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980.
20. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.:
Педагогический поиск, 2008.
21. Чистякова М. И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.
22. Эфрос А. В. Профессия: режиссер. - М., 2000.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».