ПРИНЯТО
педагогическим советом
МАОУ СОШ №149
(протокол №1 от 29.08.2025)
УТВЕРЖДЕНО
Директором МАОУ СОШ № 149
Приказом от «29» августа 2025г. №125
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной
направленности
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 149
Школьный хор
г. Екатеринбург, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
I.
1.
2.
3.
II.
Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Комплекс организационно-педагогических условий
Список литературы
3
3
4
12
26
28
2
РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа (далее – ДОП) разработана
на основе следующих нормативных актов:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273- ФЗ.
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№ 996-р.
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №
678-р.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» от 27.07.2022 № 629.
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении
показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий
осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими
образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам,
образовательным программам среднего профессионального образования, основным
программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам» от 13.03.2019 № 114.
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» от
03.09.2019 № 467.
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых» от 22.09.2019 № 652н.
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 № 28.
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 № 2.
Пояснительная записка содержит основные характеристики ДОП и
организационно-педагогические условия ее реализации.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Школьный хор» (далее программа) относится программам художественной направленности. Направленность
программы обуславливается тем, что объединения осваивающие программу «Школьный
хор» реализуют программу художественной направленности, относятся объединения по
всем видам гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей,
ставящие своей целью формирование социальной компетентности обучающихся как
основы социализации (способность к жизнедеятельности в обществе, присвоение
ценностей, знание норм, прав и обязанностей, адаптация), развитие социальных
способностей как готовности к социальной деятельности (социальный интеллект,
социальная активность, готовность к социальному творчеству)
3
Адресат программы
Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 7 до 12 лет,
прошедших специальный инструктаж по технике безопасности.
Актуальность
Программа ориентирована на творческое объединение учащихся различных
классов общеобразовательной школы, направленное на развитие вокальных
способностей, воспитание эстетического вкуса и приобщение детей к культурному
наследию страны. Актуальность заключается в том, чтобы ребенок, наделенный
способностью и тягой к творчеству, мог овладеть вокально- хоровыми умениями и
навыками, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее
эмоциональное состояние.
Отличительная особенность / новизна (при наличии) программы
Новизна программы заключается в том, что она разработана для детей, которые
сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного
возраста, но и имеют разные стартовые способности. Новизна программы в том, то в ней
представлена структура педагогического воздействия на формирование певческих
навыков, обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических
занятий.
Срок освоения: 1 год
Общекультурный.
Режим занятий
Длительность одного занятия:
1 год обучения - 4 академических часа,
Периодичность занятий в неделю: 1 раз.
Объем программы:
1 год обучения – 136 часов
Цель программы
Цель программы – приобщить детей к вокально-хоровому творчеству, научить
пению и развивать певческие способности.
Задачи программы
Обучающие:
- формировать голосовой аппарат;
- углубить знания детей в области классической, народной и эстрадной песни.
Развивающие:
- развивать вокально-хоровые навыки, музыкальный, интонационно-ритмический слух,
чувство ритма, интонацию, эмоционально-чувственную сферу, художественный и
эстетический вкус обучающихся;
4
- развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения; развивать творческую активность
детей.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к пению, к родному языку и поэзии, музыкально-образное мышление;
- создать благоприятного психологического
формирование основ сценической культуры.
климата, направленного
на успех и
Планируемые результаты
Личностные качества
В части гражданского воспитания:
• готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
• активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного
края, страны;
• неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
• понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
• представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
• представление о способах противодействия коррупции;
• готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении;
• готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь
людям, нуждающимся в ней).
В части патриотического воспитания:
• осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
• ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
• уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих
в родной стране.
В части духовно-нравственного воспитания:
• ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
• готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков;
• активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности
в условиях индивидуального и общественного пространства.
В части эстетического воспитания:
• восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
• понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
5
•
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
В части физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
• осознание ценности жизни;
•
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный
•
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
• осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья;
• соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде;
• способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
• умение принимать себя и других, не осуждая;
• умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
• сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
В части трудового воспитания:
• установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
• интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания;
• осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
• готовность адаптироваться в профессиональной среде;
• уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
• осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
В части экологического воспитания:
• ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды;
• повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
• осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
• готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
В части ценности научного познания:
• ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
6
•
•
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В части адаптации обучающихся к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
• освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
• способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности,
открытость опыту и знаниям других;
• способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
• навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
• умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами
понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его
свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также
оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;
• умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
• умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
• способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия;
• воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
• оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
• формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
• быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные компетенции
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовыми логическими действиями:
• выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
• устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения
и сравнения, критерии проводимого анализа;
• с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
• предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
• выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
• делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
7
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев);
2) базовыми исследовательскими действиями:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
• формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
• формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
• проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
• оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования;
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) в работе с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи
и заданных критериев;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
• находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
• оценивать
надежность
информации
по
критериям,
предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
• эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику
и в корректной форме формулировать свои возражения;
• в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
• самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
8
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
•
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
• уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
• планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);
• выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
• оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
• сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
• выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
• ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
• делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
• учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
• объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
• оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
• различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
• выявлять и анализировать причины эмоций;
• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
• регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
• осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
• признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
• принимать себя и других, не осуждая;
9
•
•
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные компетенции
Будут знать:
- развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и
артистизма;
- знания характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых жанров
и основных стилистических направлений хорового исполнительства;
- знания музыкальной терминологии.
- знания основного вокально-хорового репертуара;
- знания начальных теоретических основ хорового искусства, вокально-хоровые
особенности хоровых партитур, художественно-исполнительские возможности
хорового коллектива.
Будут уметь:
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в
составах хорового и вокального коллективов;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального
произведения;
- навыков публичных выступлений;
Язык реализации: русский язык.
Форма обучения: очная.
Особенности реализации
Реализация программы предусматривает специальную организацию регулярных
занятий, на которых обучающиеся могут работать в группах, парами, индивидуально.
Условия набора и формирования групп
В объединение принимаются обучающиеся МАОУ СОШ школы №149
независимо от пола и степени предварительной подготовки. Набор в группу 1 года
осуществляется на основании заявлений родителей (законных представителей)
обучающихся.
При приеме в объединение вступительные испытания не производятся.
Дополнительный набор обучающихся в период реализации программы в группу
производится в течении учебного года на вакантные места.
Наполняемость учебной группы 1-го года обучения – не должно превышать
требований к количеству обучающихся в классах, определенному приказом
Министерства просвещения Российской Федерации “Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования” от 22.03.2021 №115 (с изменениями
и дополнениями).
Продолжительность учебных занятий: не более 40 минут.
10
Формы организации и проведения занятий:
При проведении занятий в объединении педагогом дополнительного
образования могут использоваться следующие формы организации деятельности
обучающихся:
•
фронтальная: работа педагога дополнительного образования со всеми
участвующими одновременно (беседа, обсуждение, пение);
•
групповая: организация работы (совместные действия, общение,
взаимопомощь) в небольших группах, в том числе в парах, для выполнения
определенных задач; задание формулируется таким образом, чтобы был виден вклад
каждого обучающегося;
•
коллективная: организация проблемно-поискового или творческого
взаимодействия между всеми участниками совместно (репетиция, постановочная работа,
концерт, создание коллективного панно);
•
индивидуальная: реализуется для работы с одаренными детьми,
солистами, для коррекции пробелов в знаниях и отработки особых навыков.
•
Занятия по программе могут проводиться в следующих формах: встреча,
игра, конкурс, мастер-класс, творческая мастерская.
Материально-техническое оснащение:
Актовый зал:
Звукотехническое оборудование.
Кабинет музыки № 316:
Методическая литература, цифровое фортепиано.
Кадровое обеспечение:
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования
11
Рабочая программа дополнительной общеобразовательной программы
«Школьный хор»
Особенности организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса в школьном хоре имеет свои
особенности, которые направлены на развитие музыкальных навыков, командной
работы и творческого самовыражения учащихся. Вот некоторые ключевые аспекты:
Основная цель школьного хора — развивать музыкальные способности учащихся,
формировать навыки хорового пения, а также прививать любовь к музыке. Задачи могут
включать изучение музыкальной литературы, развитие слуха, ритма и вокальных
данных. Репертуар должен быть разнообразным и включать различные жанры (народные
песни, классика, современная музыка). Важно учитывать интересы участников и
культурные традиции. Используются различные методы обучения, включая
практические занятия, теоретические уроки и игровые формы. Важно развивать не
только вокальные, но и музыкально-теоретические навыки. Уделяется внимание
дыхательной гимнастике, артикуляции, интонации и динамике. Важно обучать детей
правильной вокальной технике, чтобы избежать повреждений голосовых связок.
Хоровое пение требует слаженной работы коллектива. Учащиеся учатся слушать друг
друга, чувствовать общий ритм и гармонию. Организация концертов, участие в
конкурсах и фестивалях — важная часть работы хора. Это помогает детям преодолевать
сценическую робость, развивает уверенность в себе и дает возможность
продемонстрировать свои достижения. Вовлечение родителей в деятельность хора,
организация совместных мероприятий способствует созданию дружеской атмосферы и
поддерживает интерес к музыке. Таким образом, организация образовательного
процесса в школьном хоре требует комплексного подхода, учитывающего музыкальные,
педагогические и психологические аспекты.
Задачи программы
Обучающие:
- формировать голосовой аппарат;
- углубить знания детей в области классической, народной и эстрадной песни.
Развивающие:
- развивать вокально-хоровые навыки, музыкальный, интонационно-ритмический слух,
чувство ритма, интонацию, эмоционально-чувственную сферу, художественный и
эстетический вкус обучающихся;
- развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения; развивать творческую
активность детей.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к пению, к родному языку и поэзии, музыкально-образное
мышление;
- создать благоприятного психологического климата, направленного на успех и
формирование основ сценической культуры.
12
Календарно-тематическое планирование
Сроки
Тема занятий
1 неделя
Прослушивание обучающихся 1-4 классов
Вводное занятие
Разучивание гимна Российской Федерации
Хоровое пение гимна Российской Федерации
Выбор любимых детских песен на свободную
тему
Разучивание скороговорок, чистоговорок
2 неделя
3 неделя
4 неделя
6 неделя
7 неделя
1
2
Развитие певческих навыков
2
«Посвящение в первоклассники»
1
Выбор любимых детских песен из мультфильмов
1
Разучивание скороговорок, чистоговорок
2
Развитие певческих навыков
2
Хоровое пение детских песен из мультфильмов
2
Выбор песен к празднику «Посвящение в
первоклассники»
Развитие певческих навыков
Разучивание песен к празднику
5 неделя
Количество
часов
1
1
2
2
Развитие певческих навыков
Хоровое пение песен к празднику «Посвящение
в первоклассники»
Генеральная репетиция к празднику
«Посвящение в первоклассники»
Участие в празднике ««Посвящение в
первоклассники»
Развитие певческих навыков
1
2
2
2
2
1
1
2
Хоровое пение ранее изученных песен
1
Развитие певческих навыков
2
Хоровое пение ранее изученных песен
2
8 неделя
Развитие певческих навыков
9 неделя
Хоровое пение ранее изученных песен
Развитие певческих навыков
Хоровое пение ранее изученных песен
10 неделя
Хоровое пение ранее изученных песен
Разучивание песен к празднику
2
2
2
1
1
2
13
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя
Генеральная репетиция к празднику « Золотая
осень»
Участие в празднике « Золотая осень»
18 неделя
1
Развитие певческих навыков
2
Хоровое пение ранее изученных песен
1
Развитие певческих навыков
2
Хоровое пение ранее изученных песен
1
Выбор любимых детских новогодних песен
1
Развитие певческих навыков
2
Разучивание песен к празднику
2
Разучивание и инсценирование новогодней
пьесы на основе новогодних песен
Разучивание и инсценирование новогодней
пьесы на основе новогодних песен
Генеральная репетиция к Новогоднему
школьному празднику
Участие в Новогоднем школьном празднике
Хоровое пение ранее изученных песен
17 неделя
1
Развитие певческих навыков
3
3
1
2
2
2
Хоровое пение ранее изученных песен
1
ВЫБОР ПЕСНИ НА РАЙОННЫЙ КОНКУРС»
Разноцветные голоса»
Разучивание песни на конкурс
1
3
19 неделя
Хоровое пение песни на конкурс
2
20 неделя
Генеральная репетиция к конкурсу
2
Участие в районном конкурсе «Разноцветные
голоса»
Хоровое пение ранее изученных песен
21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
1
2
Выбор песни на конкурс Народные узоры»
1
Разучивание песни к конкурсу
3
Развитие певческих навыков
2
Хоровое пение песни к конкурсу
1
Развитие певческих навыков
2
Хоровое пение песни к конкурсу
1
Развитие певческих навыков
2
Хоровое пение песни к конкурсу
2
Генеральная репетиция к конкурсу
1
14
Участи е в районном конкурск» Народные
узоры»
Выбор песни к празднику « Наши мамы»
Разучивание песен к празднику « Наши мамы»
25 неделя
26 неделя
27 неделя
28 неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя
Итого: 34 недель
1
1
3
Генеральная репетиция к празднику « Наши
мамы»
Выступление на празднике « Наши мамы»
2
Выбор песни на районный конкурс «
Перекресток культур»
Разучивание песни к конкурсу
1
Разучивание песен к народному гулянию»
масленица»
Участие в празднике « Масленица»
2
Выбор песен о родном крае
1
Разучивание песен о родном крае
2
Развитие певческих навыков
1
Хоровое пение песен о родном крае
2
Развитие певческих навыков
1
Разучивание песен о Великой Отечественной
войне
Хоровое пение песен о Великой Отечественно
войне
Генеральная репетиция к празднику « День
Победы»
Участие в празднике « День Победы»
Разучивание песен к празднику « До свидания,
школа! Здравствуй лето»
Хоровое пение детских песен о школе и
каникулах
Генеральная репетиция к празднику« До
свидания, школа! Здравствуй лето»
Выступление на празднике« До свидания,
школа! Здравствуй лето»
1
2
1
3
3
1
1
2
3
1
1
136 занятий
15
Содержание программы 1 года обучения
1. Вводное занятие
Теория: Введение. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Прослушивание детей, слушание музыки.
2. Раздел «Пение как вид искусства»
Теория: беседа о разучиваемых произведениях яркой, лаконичной, доступной
для школьников форме с привлечением материала из школьной программы, из других
видов искусств. Краткий экскурс об исторической эпохе, в которую жил и творил
композитор-классик. Рассказ о творчестве, доступный данному возрасту. Анализ
музыкального и поэтического текста, а также стилевых, жанровых, национальных и
других особенностей произведения.
Практика: показ-исполнение песни педагогом. Разбор его содержания.
Разучивание произведения с сопровождением и a capella. Доведение исполнения песни
до уровня, пригодного для публичного выступления.
3. Раздел «Музыкальные термины и понятия»
Теория: раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для музыкальнопевческого развития ребенка. Рассказ об упражнениях для развития дыхания, гибкости
и ровности голоса.
Практика: показ упражнений, их разучивание и впевание. Контроль над
качеством исполнения. Формирование у учащихся самоконтроля.
4. Раздел «Развитие ритмического слуха»
Теория: слушание вокально-хорового материала, осваиваемого учениками на
занятиях хора, а также инструментальных произведений для расширения кругозора
учащихся, введения их в многообразный мир художественных образов.
Практика:
произведения
формирование
умения
грамотно
оценивать
музыкальные
5. Раздел «Развитие певческих способностей»
Теория: Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.
Практика: Певческая установка и пластические движения: правила и
соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя».
Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях
(элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и
пантомимой.
6. Раздел «Средства музыкальной выразительности»
Теория: знакомство средствами музыкальной выразительности: кульминация,
динамика, темп, лад, форма построения песни.
Практика: развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков
16
правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического
слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера.
7. Раздел «Элементы хореографии для концертных номеров»
Изучение и отработка основных хореографических движений, позиций,
комбинаций. Выполнение упражнений на координацию и дыхание.
8. Раздел «Концертная деятельность»
Теория: беседа
репетиционная работа.
о
предстоящем
выступлении,
сценическое
движение,
Практика: подготовка к исполнительской и творческой деятельности
(распевание, повторение репертуара), формирование культуры поведения на сцене,
творческая реализация, концертные выступления.
9. Пение учебно-тренировочного материала
Теория: рассказ о строении голосового аппарата, о режимах работы гортани, о
бережном отношении к своему голосу; знакомство с певческой установкой – стоя и сидя;
беседа о правильном звукообразовании, певческом дыхании.
Практика: пение упражнений, направленных на расширение энергетических,
динамических, тембровых возможностей голосового аппарата, совершенствование
механизмов певческого голосообразования, продолжительности певческого дыхания;
понятие о вибрато, понятие о цепном дыхании, расширение диапазона.
10. Пение произведений
Теория: особенности исполнения произведений без сопровождения, понятие о
каноне, анализ музыкального произведения с технологической и художественной точек
зрения; беседа о композиторе, его современниках, эпохе создания.
Практика: разучивание произведений без сопровождения (каноны, народные
песни), произведений с элементами двухголосия. Разучивание более сложного
репертуара, требующего развитого певческого дыхания, более сложных певческих
интонаций, включающего дикционные сложности. Более высокие требования к качеству
звучания исполняемых произведений интонационная точность, правильное выполнение
технических задач, выразительность исполнения), работа над строем и ансамблем при
пении многоголосия; пение по дирижерскому жесту, осмысленное и выразительное
исполнение произведений. Доведение произведений до художественного уровня.
Подготовка к выступлению на концертах.
11. Итоговое занятие
Подведение итогов. Рефлексия.
Планируемые результаты
Личностные качества
17
В части гражданского воспитания:
• готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
• активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края,
страны;
• неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
• понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
• представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и
правилах межличностных отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе;
• представление о способах противодействия коррупции;
• готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
• готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
В части патриотического воспитания:
• осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
• ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
• уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране.
В части духовно-нравственного воспитания:
• ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
• готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
• активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
В части эстетического воспитания:
• восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
• понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
• стремление к самовыражению в разных видах искусства.
В части физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
• осознание ценности жизни;
• ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
•
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
•
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде;
•
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
•
умение принимать себя и других, не осуждая;
•
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
•
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
18
такого же права другого человека.
В части трудового воспитания:
•
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность;
•
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания;
•
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
•
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
•
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
•
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
В части экологического воспитания:
•
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
•
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
•
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
•
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
•
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
В части ценности научного познания:
•
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
•
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
•
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В части адаптации обучающихся к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
•
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
•
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности,
открытость опыту и знаниям других;
•
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
•
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие;
•
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами
понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства
при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и
19
представлениями в области концепции устойчивого развития;
•
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
•
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
•
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия;
•
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
•
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
•
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
•
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные компетенции
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1)
базовыми логическими действиями:
•
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
•
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения
и сравнения, критерии проводимого анализа;
•
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
•
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
•
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
•
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
•
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
•
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев);
2)
базовыми исследовательскими действиями:
•
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
•
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
•
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
•
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
•
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования;
•
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
•
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах;
2)
в работе с информацией:
•
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
•
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
•
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
20
же идею, версию) в различных информационных источниках;
•
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой
и их комбинациями;
•
оценивать
надежность
информации
по
критериям,
предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
•
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1)
общение:
•
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
•
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
•
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
•
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику
и в корректной форме формулировать свои возражения;
•
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
•
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
•
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
•
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов;
2)
совместная деятельность:
•
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
•
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
•
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
•
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, "мозговые штурмы" и иные);
•
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
•
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
•
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1)
самоорганизация:
•
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
•
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
•
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
21
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
•
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
•
делать выбор и брать ответственность за решение;
2)
самоконтроль:
•
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
•
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
•
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
•
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
•
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
•
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3)
эмоциональный интеллект:
•
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
•
выявлять и анализировать причины эмоций;
•
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
•
регулировать способ выражения эмоций;
4)
принятие себя и других:
•
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
•
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
•
принимать себя и других, не осуждая;
•
открытость себе и другим;
•
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные компетенции
Предметные компетенции, которые развиваются у учащихся в рамках школьного хора,
могут быть разделены на несколько ключевых направлений. Эти компетенции
помогают не только в музыкальном образовании, но и способствуют общему развитию
личности. Вот основные из них:
• музыкальные навыки;
• вокальные навыки - умение правильно использовать голос, владение техникой
дыхания, интонацией, артикуляцией и динамикой;
• музыкальный слух - развитие способности различать высоту, тембр, ритм и
гармонию;
• хоровое исполнение;
• слаженность и ансамблевое исполнение - умение работать в команде, слушать
других участников и поддерживать общий ритм и интонацию;
• исполнение различных стилей и жанров - знание и умение исполнять произведения
разных эпох и стилей (классика, народные песни, современная музыка);
• музыкальная культура;
• знание репертуара - освоение разнообразного репертуара, включая произведения
отечественных и зарубежных композиторов;
• понимание музыкальной терминологии - знание основных музыкальных терминов и
понятий, связанных с хоровым искусством;
• анализ музыкальных произведений - способность анализировать и интерпретировать
музыкальные произведения, понимать их структуру и эмоциональную
составляющую;
• коммуникативные навыки:
• работа в коллективе - умение взаимодействовать с другими участниками хора,
делиться идеями и принимать конструктивную критику;
• выступления на сцене - развитие навыков публичных выступлений, преодоление
22
•
•
•
•
•
волнения и умение держать аудиторию;
организационные навыки;
планирование репетиций и выступлений - умение организовывать свое время и
ресурсы для подготовки к репетициям и концертам;
личностные качества;
дисциплина и ответственность - формирование навыков самоконтроля и
ответственности за выполнение поставленных задач;
уверенность в себе - развитие уверенности через участие в выступлениях и
взаимодействие с аудиторией;
Оценочные и методические материалы
Педагогические методики и технологии
Вокал:
• Фонетическая гимнастика - четкая дикция.
• Вокальные упражнения (распевки) - дыхание, артикуляция, интонация, диапазон,
динамика.
• Сольфеджирование - нотная грамота, слух, ритм.
• Вокальная позиция - правильная осанка.
• Звуковедение, вокальные штрихи (legato, staccato)
• Имитация - обучение через подражание.
• Игровые формы - вокальные игры.
Музыкальность:
• Дидактические игры - развитие слуха.
• Ритмические упражнения - чувство ритма.
• Наглядные пособия - визуализация.
• Анализ произведений - понимание музыки.
• Импровизация - творчество.
Коллектив:
• Игры на сплочение - доверие.
• Обсуждение произведений - обмен мнениями.
• Роли и ответственность - вовлечение.
• Поощрение и поддержка - мотивация.
• Совместные мероприятия - дружба.
Современные образовательные технологии:
• Здоровьесберегающие.
• Технологии коллективного творчества.
• Информационно коммуникативные технологии.
Дидактические материалы:
• Иллюстрации.
• Раздаточный и изобразительный материал.
• Коммуникативные игры.
• Картотека
артикуляционных,
дыхательных,
интонационно-фонетических
упражнений.
• Презентации.
Оценочные материалы
Для контроля результативности освоения обучающимися содержания программы
предусмотрены следующие виды контроля:
• Входной контроль.
• Текущий контроль.
• Тематический контроль.
• Итоговый контроль.
23
Входной контроль проводится в целях определения уровня начальной подготовки
обучающихся, определения методик и технологий работы с обучающимися, подбора
коммуникативных игр и творческих заданий для дальнейшей работы с
обучающимися. Входной контроль проводится в форме прослушивания каждого
обучающегося на первом занятии.
Текущий контроль Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Текущий контроль
направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету,
на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели,
может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется
преподавателем регулярно. Учитываются: отношение ребенка к занятиям, его
старания и прилежность; качество выполнения предложенных заданий;
инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время
домашней работы; темпы продвижения. В качестве видов текущего контроля
успеваемости используются прослушивания, устные опросы, а также контрольный
урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия
комиссии
Тематический контроль проводится в конце изучения тематического раздела программы
в целях определения уровня достижения обучающимися планируемых результатов
освоения конкретной темы программы.
Итоговый контроль проводится в виде публичной защиты группового проекта и
предназначен для оценки итогового уровня достижения обучающимися
планируемых результатов освоения программы. В качестве итогового контроля
успеваемости используются академические концерты в концертном зале в
присутствии
зрителей,
представителей
администрации
образовательной
организации, родителей обучающихся. Они завершают промежуточную аттестацию
и определяют уровень и качество освоения образовательной программы.
Уровни оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения
дополнительной общеобразовательной программы приведены в приложении 1.
24
Перечень нормативных правовых актов
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012
№ 273- ФЗ.
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№ 996-р.
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
№ 678-р.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» от 27.07.2022 № 629.
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении
показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий
осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими
образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам,
образовательным программам среднего профессионального образования, основным
программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам» от 13.03.2019 № 114.
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей» от 03.09.2019 № 467.
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых» от 22.09.2019 № 652н.
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 № 28.
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 № 2.
25
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение:
Для успешной реализации программы необходимы:
1. Актовый зал школы, оснащенный:
Сценой или возвышением.
Звукотехническим
оборудованием
(микрофоны,
микшерный
акустические колонки).
Музыкальным центром или проигрывателем для фонограмм (минус).
Мультимедийным проектором или интерактивной панелью для
презентаций и видеоматериалов.
пульт,
показа
2. Кабинет музыки № 316, в котором имеется:
Компьютер.
Комплект ученической мебели (стулья), соответствующей возрастным
особенностям обучающихся.
Музыкальный центр или колонки для воспроизведения музыки.
Методический шкаф для хранения нотного и дидактического материала.
Информационное обеспечение:
Дополнительная общеразвивающая программа «Школьный хор» имеет развернутое
календарно-тематическое планирование. В процессе обучения используются:
Нотные сборники и хоровые партитуры.
Фонотека с записями классической, народной, эстрадной музыки и образцами
хорового исполнения.
Видеоматериалы с концертов, мастер-классов по вокалу и хоровому
дирижированию.
Электронные образовательные ресурсы (презентации, интерактивные задания по
сольфеджио и музыкальной литературе).
Кадровое обеспечение:
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования,
имеющий высшее педагогическое или музыкальное образование, предпочтительно по
специальностям «Дирижирование академическим хором», «Вокальное искусство» или
«Музыкальное образование». Педагог должен обладать знаниями в области детской
вокальной педагогики, возрастной психологии и владеть навыками организации
концертной деятельности.
Методическое, дидактическое обеспечение реализации программы
Методическое обеспечение программы строится на принципах доступности,
систематичности и учета индивидуальных особенностей учащихся. Специфика
методических приемов зависит от возрастных особенностей детей и направлена на
сохранение детского голоса, развитие музыкального слуха и формирование навыков
ансамблевого пения.
Основные методы работы:
Методы использования слова (беседа, объяснение, рассказ о композиторе и эпохе,
образное сравнение).
Методы наглядного восприятия (показ вокальных приемов педагогом,
«иллюстрация» руками высоты звука, демонстрация аудио- и видеозаписей,
использование графических записей ритма и нот).
26
Практические методы (вокально-хоровые упражнения, работа над произведением по
частям и в целом, метод сопереживания и «погружения» в художественный образ,
игровые методы).
Дидактические материалы:
Картотека вокально-хоровых упражнений и распевок.
Подборка фонетических, артикуляционных и дыхательных упражнений.
Дидактические игры на развитие ритма, слуха и памяти («Ритмическое эхо»,
«Угадай мелодию»).
Схемы по основам нотной грамоты и построению музыкальной формы.
Тексты песен с выделением сложных для произношения мест.
Формы контроля:
Система контроля результативности освоения программы является многоуровневой
и включает:
Текущий контроль: осуществляется на каждом занятии в форме наблюдения за
качеством выполнения вокальных упражнений, активностью на репетиции, устных
опросов по музыкальной терминологии.
Тематический контроль: проводится после изучения крупного тематического блока
(например, подготовка к конкретному празднику) в форме контрольной репетиции или
прогона концертной программы.
Итоговый контроль: проводится в конце учебного года в форме открытого концерта
или академического прослушивания. Оценка выставляется на основе критериев,
приведенных в программе (Высокий, Средний, Низкий уровень), с учетом участия в
концертной деятельности, знания партии и качества ее исполнения.
27
Список литературы
1. Алиев Ю. Б., Белобородова В. К., Ригина Г.С. «Музыкальное воспитание
школьников» М, 1975 г.
2. Асафьев Б.О. «О хоровом искусстве» Л.,1980 г.
3. Гродзенская Н.Л. «Слушание музыки в начальной школе» М., 1962 г. 4.Емельянов В.
«Развитие голоса» СП6, 1997 г.
5. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца» М.,1984 г.
6. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке?» М., 1977 г.
6. Костина
Э.П.
«Камертон»
(Программа
музыкального
образования
детей
дошкольного и школьного возраста) М., 2004 г.
7. Способин И. «Элементарная теория музыки» М., 1996 г.
8. Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» М., 1992 г.
9. Мазель Л. «Строение музыкальных произведений» М., 1979 г.
10. Школяр Л.В. «Музыкальное образование в школе» М., 2001 г.
11. Шеломов Б. «Детское музыкальное творчество на русской народной основе» СПб,
1997 г.
12. «100 канонов для детского хора» составитель Л. Абелян, В.Попов, М., 1969
28
Уровни оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения
дополнительной общеобразовательной программы приведены
Оценка
Высокий
Критерии оценивания выступления
регулярное посещение занятий, знание своей партии
во всех произведениях, разучиваемых в хоровом
классе, активная эмоциональная работа на занятиях,
участие на всех хоровых концертах коллектива.
отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения
на
данном
этапе
обучения,
соответствующий программным требованиям
Средний
регулярное посещение хора, отсутствие пропусков
без уважительных причин, активная работа в классе,
сдача партии всей хоровой программы при
недостаточной проработке трудных технических
фрагментов (вокальноинтонационная неточность),
участие в концертах хора
Низкий
неудовлетворительная сдача партий в большинстве
партитур всей программы, недопуск к выступлению
на отчетный концерт
В результате обучения обучающийся умеет: передавать авторский замысел
музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
исполнять партии в составе хорового коллектива, в том числе произведения,
отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом; создавать
художественный образ при исполнении музыкального произведения; соблюдать гигиену
голоса. В результате освоения дисциплины обучающийся знает: хоровой репертуар
различных жанров, стилей, музыкальную терминологию.
29