РП к ООП НОО ОРКСЭ ОПК

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

Приказом МАОУ СОШ № 149

МАОУ СОШ №149
(протокол от 29.08.2025 №1)

от 29.08.2025 № 125

Рабочая программа
начального общего образования
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 149
учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

для обучающихся 1-4 классов

г. Екатеринбург, 2025

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и
светской этики» (предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»)
(далее соответственно – программа по ОРКСЭ, ОРКСЭ) включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по основам религиозных
культур и светской этики, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения ОРКСЭ, место в структуре
учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для
обязательного изучения в 4 классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по ОРКСЭ включают личностные,
метапредметные результаты, а также предметные достижения обучающегося за весь период
обучения на уровне начального общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по ОРКСЭ на уровне начального общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовнонравственного
развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Настоящая рабочая программа составлена на основе программы по ОРКСЭ (модуль
«Основы православной культуры») для 4 класса под редакцией Данилюка А. Я., а также
разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3 (в
ред. от 01.07.2020г.)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. №189 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 “Об
утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря
2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.)
1.1. Общая характеристика программы курса
Рабочая программа включает в себя планируемые результаты обучения,
содержание, тематическое планирование.
Программа по ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») отражает обязательное
для усвоения в основной школе содержание обучения ОРКСЭ (модуль «Основы православной
культуры») и реализует основные идеи ФГОС.
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») рассчитана на
34 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы 1 год.
Уровень содержания программы: базовый. Место в учебном плане: обязательная часть
Рабочая программа ориентирована на линию учебников:
1. Под ред. Васильевой О. Ю. Основы православной культуры» – М., Просвещение,
2023г.

Цели изучения курса: Изучение ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»)
направлено на достижение следующих целей:
1. формирование российской гражданской идентичности младшего школьника
посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени
основной школы;
4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
Курс призван решить следующие задачи:
1. знакомство обучающихся с основами православной культуры;
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени
основной школы;
4. развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного
уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
При обучении на уроках используются современные педагогические технологии:
информационно-коммуникационные, игровые технологии, коммуникативно-диалоговые
технологии, проблемно-поисковые технологии, имитационно - игровые технологии,
рефлексивные, уровневой дифференциации, личностно- ориентированное обучение, учебнопоисковый метод, метод проектных технологий, проблемное обучение, технология
самопрезентации, работа в группах на практических работах, выполнение самостоятельных
индивидуальных и групповых проектов, технология развития критического мышления,
технология поиска информации, технология организации самостоятельной работы,
технология обучения в сотрудничестве, технология формирования уверенности и
готовности к самостоятельной успешной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» НА
УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по ОРКСЭ на уровне начального общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
3

процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
– понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство
гордости за свою Родину;
– формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою
этническую и национальную принадлежность;
– понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознавать ценность человеческой жизни;
– понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности,
семьи, общества;
– осознавать право гражданина Российской Федерации исповедовать любую
традиционную религию или не исповедовать никакой религии;
– строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации:
умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение независимо
от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
– соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в
российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России,
терпимость к представителям разного вероисповедания;
– строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в
повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание
при необходимости прийти на помощь;
– понимать необходимость обогащать свои знания о духовно­нравственной культуре,
стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий,
оскорбляющих других людей;
– понимать необходимость бережного отношения
к
материальным и
духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Метапредметные результаты:
– овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
– формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие
коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
– совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных
ситуациях;
использование
речевых
средств
и
средств
информационно­коммуникационных
технологий
для
решения
различных
4

коммуникативных и познавательных задач;
– совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
– овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
– овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
– совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности,
умения определять общую цель и пути её достижения, умения договариваться о
распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
– ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества –
мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также
используемых в разных религиях (в пределах изученного);

– использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и
светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
– применять логические действия и операции для решения учебных задач:
сравнивать, анализировать, обобщать, подготавливать выводы на основе изучаемого
фактического материала;
– признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои
суждения, приводить убедительные доказательства;
– выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного
образца.
Работа с информацией:
– воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её
принадлежность к определённой религии и (или) к гражданской этике;
– использовать разные средства для получения информации в соответствии с
поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
– находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в
разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях
контролируемого входа);
– анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с
помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
– использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч,
сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки
5

жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
– соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и
высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с
учётом особенностей участников общения;
– создавать
небольшие
тексты­описания,
тексты­рассуждения для
воссоздания, анализа и оценки нравственно­этических идей, представленных в
религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
– проявлять
самостоятельность,
инициативность,
организованность в
осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях;
контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть
опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;

– проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении;
– анализировать
ситуации,
отражающие
примеры
положительного и
негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой
деятельности);
– выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям:
одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости,
жадности, нечестности, зла;
– проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету,
желание больше узнавать о других религиях и правилах светской этики и
этикета.
Совместная деятельность:
– выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам,
корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей
работе, объективно их оценивать;
– владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
– подготавливать индивидуально, в парах, в группах сообщения по
изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и
видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по ОРКСЭ:
Модуль «Основы православной культуры»:
– выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
– выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
– выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно­нравственной культуры народов России, российского
6

общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
– рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и
деятельности;

– раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной
культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание,
ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение),
основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских
заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило
нравственности» в православной христианской традиции;
– первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций православной этики;
– раскрывать
своими
словами
первоначальные
представления о
мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге­Троице, Творении,
человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
– рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет, Новый Завет,
Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях,
богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения,
Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;
– рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм,
притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и
священнослужителями;
– рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение
Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
– раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и
сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей;
– распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл
(православный крест) и значение в православной культуре;
– рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об
иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
– излагать основные исторические сведения о возникновении православной
религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль
православия в становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы,
монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению
её результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием
этических норм религиозной культуры и внутренней установки личности, поступать
согласно своей совести;

– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма,
любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;
7

–называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм;
–выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в православной духовно­нравственной культуре, традиции.

8

Cодержание программы учебного предмета
Тема 1. Россия — наша Родина (2 ч)
Россия — наша Родина. Россия — огромная страна. Богатство и разнообразие природы нашей страны. России принадлежит пятая часть
всех лесов мира. Природа и география России. Животный и растительный мир нашей страны, заповедники и национальные парки. Песни
и стихи о Родине.
Пейзажи России. Воспевание красоты родной земли — излюбленная тема в русской культуре. Официальное название России — Российская
Федерация. Главная сила в государстве — народ. Богатства России — заслуга народа, хранившего и приумножавшего ее достояние, ее
культуру. Национальный состав России. Россия — общий дом для всех народов, ее населяющих. Необходимость для всеобщего
благополучия в государстве почтительно относиться к истории страны, ее национальной культуре, традициям. Любовь к России,
воспеваемая в поэзии, песенном творчестве.
Тема 2. Православная духовная традиция (2 ч)
Исторические имена России. Понятия духовности, традиции, духовной традиции, культуры, религии. Православная духовная традиция и ее
роль в формировании культуры Отечества. 988 год — дата Крещения Руси. Князь Владимир Святой — креститель Руси. Понятие
«государственная религия». Символическое значение креста как главного христианского символа. Государственные символы: флаг, герб,
гимн. Знакомство с текстом гимна России, символическими духовными смыслами элементов и цветов герба, государственного флага
России и штандарта Президента России. Образ Георгия Победоносца на гербе Москвы и России.
Тема 3. Что такое христианство (1 ч)
Новая эра и Рождество Христово. Современный отсчет времени. Иисус Христос — Спаситель мира. Святая Земля. Вифлеем — место
рождения Иисуса Христа. Священное Писание и Новый Завет. Четвероевангелие: Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Значение
слова «Евангелие». Богочеловек — Сын Бога и Сын Человеческий. Боговоплощение от Духа Святого и Девы Марии.Иоанн Предтеча —
Креститель Господа Иисуса Христа. Проповедь Царства Божия (Царства Небесного). Понятие «апостолы».
Тема 4. Особенности восточного христианства (1 ч)
Три основных направления христианства: православие, католицизм, протестантизм. Синонимы, означающие православие: Восточное
христианство, Византийская, Греческая вера. Понятия инославия и иноверия. Вселенские Соборы. Символ веры как краткая формулировка
вероучительных истин. Празднование Пасхи. Традиция иконопочитания. Полное название Православной (Восточной, Византийской,
Греческой) Церкви — Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь.
Тема 5. Культура и религия (1 ч)
Происхождение культуры, происхождение термина «культура». Происхождение религии. Понятие богооткровения. Связь между культурой
и религией в истории человеческого общества. Связь между культурой и религией в современном обществе. Основные существенные
признаки культуры: результат деятельности человека, ценность и полезность для человека и общества. Мировоззрение. Этика.
Тема 6. Добро и зло в православной традиции (1 ч)
Библия — Священное Писание. Традиционный — религиозный — взгляд на происхождение добра и зла. Сотворение мира духов.
Отпадение Денницы. Сотворение первых людей и их пребывание в раю. Древо познания добра и зла. Грехопадение первых людей.

Первородный грех. Ад. Спасение души.
Тема 7. Во что верят православные христиане (1 ч)
Вера как основа любой религии и синоним слова «религия». Догматы — вероучительные истины. Символ веры. Раскрытие смыслов членов
Символа веры. Понятие о Святой Троице, Троице Единосущной, Ипостаси. Учение о Христе, Божественной и человеческой природе
Иисуса Христа. Таинство Крещения как начало пути спасения. Главные заповеди в Евангелии.
Тема 8. Золотое правило нравственности (1 ч)
Свобода вероисповедания граждан России. Закрепление права на свободу вероисповедания, убеждений, национальную культуру, родной
язык в Конституции России — Основном законе нашей страны. Золотое правило нравственности: формулировка, смысл правила,
распространенность в разных культурах.
Тема 9. Любовь к ближнему (1 ч)
Повторение главных евангельских заповедей. Притча как форма проповеди. Притча о добром самарянине. Духовно-этический анализ
притчи.
Тема 10. Милосердие и сострадание (1 ч)
Расширение и углубление духовно-этического смысла притчи о добром самарянине. Раскрытие понятий милосердия и сострадания.
Примеры милосердия и сострадания из современной жизни и опыта школьников.
Тема 11. Отношение к труду (1 ч)
Книга Бытие о сотворении мира и человека. Сотворение мира как творческий труд Создателя. Божественный замысел сотворения человека
и выполнение замысла. Труд человека в раю. Труд после грехопадения первых людей и изгнания их из рая. Духовный закон о труде,
полученный через пророка Моисея.
Тема 12. Долг и ответственность (1 ч)
Долг и ответственность. Формирование чувства долга и ответственности в православной культуре. Библия об ответственности человека за
мир. Всемирный потоп. Евангельская притча о талантах. Духовно-этический смысл притчи о талантах.
Тема 13. Защита отечества (1 ч)
Традиционное православное отношение к Отечеству. Понимание в православной традиции защиты Отечества как священного долга
каждого гражданина. Лозунг русского воинства: «За веру, царя и Отечество». Традиционное отношение в православной культуре к России
как дому Пресвятой Богородицы. Первые ордена в России и их посвящение духовным подвигам святых. Воинские награды. Орден Святого
Георгия — высшая награда России. Имена великих русских полководцев. Статья Конституции РФ о защите Отечества.
Тема 14. Десять заповедей божиих (1 ч)
Понятие о заповедях Божиих. Миссия пророка Моисея. Получение заповедей Божиих на горе Синай. Скрижали. Содержание и толкование
десяти заповедей Божиих. Распространение десяти заповедей Божиих по всему миру и принятие их в качестве нравственной нормы в
человеческом обществе.
Тема 15. Заповеди блаженства (1 ч)
Понятие Царства Божия. Понятие о проповеди как поучающей речи. Нагорная проповедь Спасителя, ее содержание и значение. Понятие

блаженства как высшей духовно-нравственной радости, высшего счастья. Заповеди блаженства. Религиозная преемственность и новизна в
учении Христа.
Тема 16. Православие в России (2 ч)
Древнее предание о посещении святым апостолом Андреем Первозванным исконно русских земель. «Повесть временных лет» и
«Степенная книга» как древнейшие литературные памятники русской культуры. Первые русские князья-христиане Аскольд и Дир. Княгиня
Ольга. Принятие княгиней Ольгой святого крещения в Константинополе (Царьграде), столице Византии. Князь Владимир и его выбор веры.
Крещение князя Владимира. Крещение Руси. Распространение православия на Руси после ее крещения и развитие православной культуры.
Тема 17. Православный храм и другие святыни (2 ч)
Традиционное понятие храма как общего дома Бога и верующих в него. Разнообразие храмовых построек, купол с водруженным крестом как
главная отличительная особенность православных храмов. Внешнее и внутреннее устроение храма. Храмовые предметы. Понятие «святые
мощи», их почитание в православной традиции.
Тема 18. Таинства православной церкви (1 ч)
Таинства Церкви. Назначение церковных таинств. Семь церковных таинств: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причащение,
Соборование, Венчание, таинство Священства.
Тема 19. Древнейшие чудотворные иконы (1 ч)
Почитание икон как святынь. Понятие «чудотворные иконы». Спас Нерукотворный — первая икона. История появления иконы «Спас
Нерукотворный». Первые иконы Пресвятой Богородицы. Первый иконописец — святой евангелист Лука. История Владимирской иконы
Божией Матери.
Древнейшие чудотворные иконы Пресвятой Богородицы.
Тема 20. Молитва (1 ч)
Понятие молитвы в православной традиции. Роль молитвы в жизни православных христиан. Молитва как жанр литературы в русской
культуре, художественное произведение, поэтические переложения молитвы в русской литературе. Молитва Господня. Иисусова молитва.
Тема 21. Православные монастыри (1 ч)
Монастыри в православной культуре. Молитвенное призвание монахов, монахинь.
Понятие о житиях святых. Названия знаменитых обителей России: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Рождества Богородицы СвятоПафнутьев Боровский монастырь, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь.
Преподобный Сергий Радонежский — основатель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Понятие о Великой схиме как высшей степени
посвящения Богу.
Тема 22. Почитание святых в православной культуре (1 ч)
Понятие святости. Местночтимые и общецерковные святые. Лики святости: святые апостолы, святые мученики и великомученики, святые
равноапостольные, святые целители, бессребреники, святители, блаженные, юродивые. Наиболее почитаемые святые: апостолы от
двенадцати, апостолы от семидесяти, апостол Павел, равноапостольные учители словенские Мефодий и Кирилл, великомученик и целитель
Пантелеимон, Василий Блаженный, святитель Николай Чудотворец Мирликийский.
Тема 23. Символический язык православной культуры: храм (1 ч)

Символичность православной культуры. Символ — условный знак, предмет или изображение, которое используется для обозначения
какого-то важного смысла. Крест — главный символ христианства. Символическое значение креста и его составляющих частей. Крестное
знамение как освящение помыслов, чувств и дел. Символическое значение храма и его частей.
Тема 24. Икона, фреска, картина (1 ч)
Икона в жилом доме. Красный угол. Символический язык иконы. Ореол, нимб — символ святости, сияние духовной славы. Особенности
создания иконы и символичность использования материалов для иконы. Паволока, левкас, темпера. Фреска — живопись водными красками
по сырой штукатурке. Отличия иконы от картины на религиозную тему. Евангельские сюжеты в произведениях русских художников и в
культуре европейских народов.
Тема 25. Колокольные звоны и церковное пение (1 ч)
Восприятие византийских традиций богослужения на Руси. Расцвет церковной музыки в России в XV–XVI веках. Понятие «стихира».
Понятие о знаменном распеве. Крюки. Знамена. Понятие канона в церковном искусстве. Стоглавый собор и его решения о строгом
соблюдении канона. Партесное пение. Понятие акапеллы. Церковнославянский язык. Логос. Колокола как единственный музыкальный
инструмент в православной традиции. Колокольные звоны и их использование: благовест, трезвон, перебор.
Тема 26. Прикладное искусство (1 ч)
Повторение, углубление и расширение изученного материала о символичности православной культуры. Понятие прикладного искусства.
Райское древо жизни — символ рая, духовного сада. Виноградная лоза как символ Самого Христа, виноградные ветви как символ святых
апостолов. Символическое значение золота в храмах. Названия храмовых предметов: киот, канун, аналой, паникадило, потир.
Тема 27. Православные праздники (1 ч)
Понятие «праздничные иконы». Церковные праздники. Праздники переходящие и непереходящие. Светлое Христово Воскресение, Пасха
Господня — самый главный праздник, Торжество торжеств и Праздник праздников. Понятие о двунадесятых праздниках. Двунадесятые
праздники: Рождество Пресвятой Богородицы; Введение во храм Пресвятой Богородицы; Благовещение Пресвятой Богородицы; Рождество
Христово; Сретение Господне; Крещение Господне; Преображение Господне; Вход Господень в Иерусалим; Вознесение Господне; День
Сошествия Святого Духа (Пятидесятница, День Святой Троицы); Успение Пресвятой Богородицы; Воздвижение Креста Господня.
Тема 28. Православный календарь (1 ч)
Понятие о новом и старом календарном стиле. Юлианский календарь, организация церковной жизни по юлианскому календарю.
Григорианский календарь, организация светской жизни по григорианскому календарю. Постановление Первого Вселенского Собора о
времени празднования Пасхи Господней. Переходящие праздники, непереходящие праздники.
Тема 29. Христианская семья и ее ценности (1 ч)
Понятие о православной семье как малой церкви. Скрепление супружества таинством
Брака (Венчания). Преподобные Петр и Феврония — образец супружества в православной традиции. Житие святых Петра и Февронии. 8
июля — День семьи, любви и верности. Русская народная мудрость о семье, семейном счастье.
Итоговое повторение и обобщение (1 ч)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Контрольные
работы

Практические
работы

1

0

1

https://clever-lab.pro

2

0

2

https://clever-lab.pro

4

0

4

https://clever-lab.pro

4

0

4

https://clever-lab.pro

Милосердие и сострадание

2
2

0
0

2
2

https://clever-lab.pro
https://clever-lab.pro

7

Православие в России

5

0

5

https://clever-lab.pro

8

Православный храм и другие святыни

3

0

3

https://clever-lab.pro

6

0

6

https://clever-lab.pro

Всего
1

Россия — наша Родина

3

Культура и религия. Введение в
православную духовную традицию
Во что верят православные христиане

4

Добро и зло в православной традиции. Золотое
правило нравственности. Любовь к ближнему

2

5
6

9

Отношение к труду. Долг и ответственность

Символический язык православной культуры:
христианское искусство (иконы, фрески, церковное
пение, прикладное искусство), православный
календарь. Праздники

10

Христианская семья и её ценности

3

0

3

https://clever-lab.pro

11

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального
народа России

2

0

2

https://clever-lab.pro

34

0

34

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

Россия — наша Родина

1

0

1

https://clever-lab.pro

2

Культура и религия

1

0

1

https://clever-lab.pro

1

0

1

https://clever-lab.pro

1

0

1

https://clever-lab.pro

1

0

1

https://clever-lab.pro

1

0

1

https://clever-lab.pro

1

0

1

https://clever-lab.pro

1

0

1

https://clever-lab.pro

1

0

1

https://clever-lab.pro

1

0

1

https://clever-lab.pro

1

0

1

https://clever-lab.pro

1

0

1

https://clever-lab.pro

1

0

1

https://clever-lab.pro

1

0

1

https://clever-lab.pro

3
4
5
6

Как человек создаёт культуру. Истоки русской культуры
– в православной
религии.
Бог, мир и человек.
Вера в Бога и её влияние на поступки людей.
Бог-­Троица. Что значит молиться. Кто такие святые.

8

Священное Писание христиан – Библия. Ветхий и Новый
Заветы в Библии
Добро и зло в православной традиции.

9

Заповеди Иисуса Христа.

7

10
11
12
13
14

«Золотое правило нравственности» в православной
культуре.
Любовь к ближнему.
Заповеди Творца Прародителям. Отношение к труду в
Православии.
Нравственный долг и ответственность человека в
православной традиции.
Милосердие и сострадание в православной христианской
традиции.

16

Христианское милосердие. Милосердие к животным.
Деятельное сострадание людям, нуждающимся.
Крещение Руси. Святые равноапостольные княгиня
Ольга и князь Владимир Креститель.

17

Развитие православной культуры, распространение
христианства на Руси.

1

0

1

https://clever-lab.pro

18

Святая Русь. Русские святые.

1

0

1

https://clever-lab.pro

1

0

1

https://clever-lab.pro

1

0

1

https://clever-lab.pro

1

0

1

https://clever-lab.pro

15

19
20
21

Православие в русской культуре, в современной России.
Празднование Крещения Руси, Дней славянской
письменности и культуры.
Православный храм – его устройство и убранство.

1

0

1

https://clever-lab.pro

1

0

1

https://clever-lab.pro

22

Миряне и священнослужители. Богослужение в храме.
Таинства Церкви.

1

0

1

https://clever-lab.pro

23

Монастыри, монашество.

1

0

1

https://clever-lab.pro

24

Христианская символика. Крест Христов.

1

0

1

https://clever-lab.pro

25

Православная икона, виды икон.

1

0

1

https://clever-lab.pro

26

Церковное пение.

1

0

1

https://clever-lab.pro

27

Церковное прикладное искусство.

1

0

1

https://clever-lab.pro

28

Православный календарь. Праздники и посты в
православном календаре.
Двунадесятые праздники. Воскресение Христово
(Пасха). Рождество Христово.
Семья в православной традиции – Малая Церковь.
Таинство Венчания.
Семейные традиции, праздники. Праздник
«День семьи, любви и верности»
Образцы православной семьи, отношений в семье

1

0

1

https://clever-lab.pro

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

29
30
31
32

https://clever-lab.pro
https://clever-lab.pro
https://clever-lab.pro
https://clever-lab.pro

33
34

Служение человека обществу, Родине.
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Святые защитники Отечества

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://clever-lab.pro

1

0

1

1

0

1

34

0

34

https://clever-lab.pro

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4
класс: учебник: в 2 частях, 4 класс/
2. Васильева О.Ю., Кульберг А.С., Корытко О.В. и другие; под науч. ред. Васильевой
О.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
3. Электронное приложение к учебнику - Васильева О.Ю. основы религиозных культур и
светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса М., 2023
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);
2. Электронное приложение к учебнику - Васильева О.Ю. основы религиозных культур и
светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса М., 2023
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://clever-lab.pro

17

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».