Проектная Мастерская!!!

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

Приказом МАОУ СОШ № 149

МАОУ СОШ №149
(протокол от 29.08.2025 №1)

от 29.08.2025 № 125

Рабочая программа
начального общего образования
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 149
по курсу внеурочной деятельности

«Проектная мастерская»
для 1 - 4 классов
на 2025 – 2026 учебный год

Направление деятельности: познавательная
Срок реализации программы: 4 года

г. Екатеринбург

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская» 1-4
классы разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012№ 273ФЗ в действующей редакции;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 16.10.2009 № 373 в действующей редакции;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО с
ОВЗ), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1598 в действующей редакции;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» от
28.09.2020 № 28;
- Устав школы.
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью программы является реализация педагогической идеи формирования у
младших школьников умения учиться самостоятельно добывать и систематизировать новые
знания.
Программа курса «Проектная мастерская» обеспечивает реализацию следующих
принципов:
 непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и
целостности образования в целом;
 развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
 системность организации учебно-воспитательного процесса;
 раскрытие способностей и поддержка обучающихся.
Цель курса: развитие личности
обучающихся.

и

создание

основ

творческого

потенциала

Задачи
1.
Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2.
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
 умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по
совместной деятельности;
 способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
 формирование социально адекватных способов поведения.
3.
Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
 воспитание целеустремленности и настойчивости;

 формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
 формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество;
 формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4.
Формирование умения решать творческие задачи.
5.
Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование).
Класс

занятие

Формы
промежуточной аттестации
Лист достижений в портфолио

1/34

занятие

Лист достижений в портфолио

3

1/34

занятие

Лист достижений в портфолио

4

1/34

занятие

1

Количество часов в
неделю, на уровень
1/33

2

Формы работы

Защита проекта на фестивале
«ТЭМП»

Итого: 135

При организации процесса обучения в рамках данного курса предполагается
применением следующих педагогических технологий обучения: технологии продуктивного
поиска информации, ее анализа и синтеза; проблемно-диалогической технологии; технологии
группового взаимодействия. Программа реализуется воспитателем, при поддержке родителей,
классного руководителя.
Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности,
в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых,
товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектноисследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектноисследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и
предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета
позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и
этическим требованиям.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные педагогом ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в незнакомом
материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения задач.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования с
использованием литературы и дополнительных источников в открытом информационном
пространстве;
-высказываться в устной и письменной формах;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент,
умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить
наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы,
аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и
проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие,
обусловленность,
зависимость,
различие,
сходство,
общность,
совместимость,
несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и
повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения, умение работать в группе;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при
выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Содержание курса
1 класс
Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие
формулирования темы.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей – 2 ч.
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».
Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования – 2 ч
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование
актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме
исследования. Какими могут быть исследования.
Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
Тема 6-7. Цели и задачи исследования – 2 ч.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса,
его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование? Уметь: ставить цели и
задачи исследования.
Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое
провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы
могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что,
если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы
волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай
как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы.
Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
Тема 10-13. Организация исследования (практическое занятие) – 4 ч.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными
доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о
том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по
теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной
сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе
изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать: - методы исследования,
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать
вопросы, составлять план работы, находить информацию.
Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления
проблем – 4 ч.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и
недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера
наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе
наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности
предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Знать: - метод исследования – наблюдение
Уметь: - проводить наблюдения над объектом и т.д.
Тема 18-19. Коллекционирование – 2 ч.
Понятия:
коллекционирование,
коллекционер,
коллекция.
Что
такое
коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро
собрать коллекцию. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
Знать: - понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция
Уметь: - выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.
Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1 ч.
Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».
Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2 ч.
Выступления учащихся о своих коллекциях.

Тема 23. Что такое эксперимент – 1 ч.
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как
узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1 ч.
Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».
Тема 25-27. Сбор материала для исследования - 3 ч.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное
письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами
фиксации материала.
Тема 28-29. Обобщение полученных данных - 2 ч.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного.
Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”,
“Расположи материал в определенной последовательности”.
Тема 28-29. Обобщение полученных данных - 2 ч.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного.
Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”,
“Расположи материал в определенной последовательности”.
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к
защите - 1 ч.
Составление плана подготовки к защите проекта.
Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч.
Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как
выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по
заданному алгоритму” и др.
Тема 32. Подготовка к защите - 1 ч.
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое
защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Тема 33. Подведение итогов работы - 1 ч.

Анализ своей проектной деятельности. Защита мини проекта.
2 класс
Тема 1. Изменение круга интересов-1 ч.
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Оформление краткой записи о своих
увлечениях
Тема 2. Выбор темы проекта-1 ч.
Ты – проектант. Поиск информации в словарях и справочниках.
Тема 3-5. Знакомство с понятием «формулировка» - 3 ч.
Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями.
Выбор помощников в работе над проектом. Учимся работать в
команде. Этапы работы над проектом. Определение этапов выращивания нарцисса
(тюльпана) маме к 8 Марта.
Тема 6. Знакомство с понятиями «актуальность» - 1 ч.
Поиск существенных признаков в любом начинании
Тема 7. Проблема-1 ч.
Решение проблемы. Учимся видеть проблему и добывать недостающий способ действия
Тема 8. Выработка гипотезы-предположения проекта-1 ч.
Учимся предполагать о неизвестном, предлагать свои способы проверки гипотез,
инсценировать поиск и пробу способов действий.
Тема 9-10. Постановка цели и решение задач проекта -2 ч.
Целеполагание в конкретной сюжетной ситуации. Поиск способов решения проблемы
проекта. Формулировка задач.
Тема 11. Обработка и отбор значимой информации-1 ч.
ИКТ: презентация –выбор информации
Тема 12. Знакомство с интересными людьми. Интервью-1 ч.
Игра «Интересное интервью» Учимся брать интервью, вести беседу, участвовать в
дискуссии.
Тема 13. Интерпретация и обобщениеинформации-1 ч.
Обработка информации. Отбор значимой информации. Анализ и обобщение собранных
сведений. Отбор необходимой информации, отсев лишнего.
Тема 14-15. Создание продукта проекта-2 ч.
Твоё знакомство с понятиями «Макет», «поделка». ИКТ: презентация- продукты проекта
Тема 16-17. Промежуточный результат-2 ч.
Тестовое занятие «Чему я научился в проекте?». Отбор информации для семиминутного
выступления. (Минисообщение)
Тема 18-19. Выбор средства воплощения собственного замысла-2 ч.
Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация».

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация.
Тема20-21. Программа MPP-MicrosoftPowerPoint-2 ч.
Первые шаги составления презентации на компьютере. Знакомимся с кнопкам
клавиатуры компьютера
Тема 22.Совмещение текста выступления с показом презентации 1 ч.
Учимся держать аудиторию в поле зрения. Пробные выступления.
Тема 23. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта-1ч
Учимся отстаивать свою точку зрения, работа в парах.
Тема 24. Тест. Проверка своих знаний-1 ч.
Проверка сохранности своих знаний, накопленных во время проектной деятельности.
Самооценка по эталону.
Тема 25-26. Изготовление визитки-2 ч.
Правильное составление титульного листа визитки.
Создание собственных творческих замыслов и доведение их до воплощения в
собственном продукте.
Тема 27. Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой
аудиторией-1 ч.
Контроль и оценка своей деятельности, продвижение её в разных видах
Тема 28. Практическое занятие. Это интересно-1 ч.
Проведение опыта: увеличение изображения с помощью банки с водой вместо линзы
Тема 29. Конкурсы проектно- исследовательской деятельности-1 ч.
Знакомимся с видами конкурсов, готовимся к публичному выступлению.
Тема 30.Работа с памяткой-1 ч.
Учимся оценивать свою работу по выработанным критериям
Тема 31. Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. Предзащита проекта.
- 1ч.
Работа с правилами, которые помогут выступить перед аудиторией
Тема 32. Самоанализ – рефлексия после предзащиты проекта-1 ч.
Оценка своей работы, учимся видеть ошибкоопасные места. Самоанализ.
Тема 33. Защита проекта-1 ч.
Презентация итогов проекта
Тема 34. Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта-1 ч
Пожелание будущим проектантам. Творческая работа по оформлению листовблагодарностей.
3 класс
Тема 1. Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом. -1ч.
Хобби. Увлечения. Работа с текстом. Переменка. Волшебный квадрат. Этапы работы над

проектом. Рисунок на тему «Моё хобби».
Тема 2. Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема.
Решение проблемы. – 1 ч.
Выбор темы проекта. Актуальная тема. Проблема. Исследование проблемы.
Переменка. Говорящие рыбки. Весёлые ребусы.
Тема 3. Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение
задачи. – 1 ч.
Советы умного дельфина. Гипотеза. Задача проекта. Игры со спичками. Где жили
викинги?
Тема 4 - 5. Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта.
Практические занятия. – 2 ч.
Паспорт проекта. Тип проекта. Игры со спичками. Этапы проекта. Загадочная сила –
гравитация.
Тема 6 - 7. Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование. – 2 ч.
Умение задавать вопросы. Простой условный и безусловный вопрос. Сложные вопросы.
Корректные и некорректные вопросы. Анкетирование. Требования к составлению анкет.
Неваляшка. Игры со спичками.
Тема 8. Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на
постере. – 1 ч.
Что такое постер и как его оформить? Расположение материала на постере. Домашний
фонтан.
Тема 9 - 10. Практическое занятие. Создание мини-постера. – 2 ч.
Создание мини-постера. Размещение информации на мини-постере: цель проекта,
гипотеза, название, автор проекта, руководитель, помощники, тема проекта, рисунок,
результат. Игры со спичками.
Тема 11, 12, 13. Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка
фотографий, рисунков, фигур, диаграмм. – 3 ч.
Для чего нужна программа МРР? Где она находится? Рисунки, диаграммы, фигуры,
соответствующие тексту. Вставка фотографий в презентацию. Найди закономерность. Вставка
рисунков, фигур, диаграмм в презентацию. Монеты в стакане с водой. Который час?
Тема 14, 15, 16. Программа МРР. Анимация. Настройка анимации. – 3 ч.
Команда «Вставка». Анимация. Имитация. Шарик в бутылке. Одним росчерком. Воздух
поднимает книги. Создание журнала «Мир глазами животных».
Тема 17, 18, 19. Программа МРР. Дизайн. – 3 ч.
Создание дизайна слайда. Цветок лотос. Аэродинамический парадокс. Очень трудная
задача.

Тема 20, 21. Фотография на слайдах. Работа с фотографией на слайдах. – 2 ч.
Фотографии на слайдах. Создание слайда. Хлопушка. Команда «Обрезка». Границы
рисунка. Найди закономерность
Тема 22, 23. Требования к компьютерной презентации. – 2 ч.
Презентация. Правила создания презентации. Ошибки, допущенные при оформлении
презентации. Поющие бутылки. Найди закономерность.
Тема 24, 25. Закрепление полученных умений и навыков в работе с программой
МРР. – 2 ч.
Для чего нужна программа МРР? С помощью какой программы можно переместить на
слайд фотографии, рисунки, диаграммы? Какая команда помогает настраивать анимации?
Колокольный звон. Найди отличия. Согласные.
Тема 26, 27. Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному
тексту. – 2 ч.
Создание презентации по данному тексту. Компромисс. Какую дорогу избрал Павлуша?
Яйца в тарелке.
Тема 28 - 29. Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе.
Обработка информации. Интервью. Визитка. – 2ч.
Проектная документация. Папка для хранения документации. Интервью. Визитка.
Создание визитки. Движешься ты или нет? Белка.
Тема 30-31. Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. – 2ч.
Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. Разложи монетки.
Тема 32. Твои впечатления от работы над проектом. – 1ч.
Впечатления от работы над проектом. Рисунок - передача настроения от работы над
проектом. Угадай слова.
Тема 33. Пожелания будущим проектантам. – 1ч.
Написание пожелания будущим проектантам. Найди закономерность. Гласные буквы.
Весёлый ребус.
Тема 34. Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году.
– 1 ч.
Слова благодарности учителю, консультантам-родителям, помощникам-друзьям, Книга
собственных летних высказываний. Рисунок любимого уголка природы. Это интересно.
Опыты в домашних условиях.

4 Класс
Тема1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».
Тема2-3. Культура мышления.
Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».
Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.
Тема6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.
Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над
актуальностью выбранной проблемы.
Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.
Тема 10-11. Предмет и объект исследования. 1 ч.
Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.
Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования
– 1 ч.
Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.
Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ
материала -2 ч.
Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.
Тема 15-16. Наблюдение и экспериментирование -2 ч.
Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой. Тема
17-18. Техника экспериментирования -2 ч.
Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».
Тема 19-20. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники
экспериментирования – 2ч .
Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.
Тема21-22. Правильное мышление и логика – 2ч.
Задания на развитие мышления и логики.
Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.
Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.

Тема 25-27. Что такое парадоксы -3 ч.
Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.
Тема 28-30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3 ч.
Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление
альбома иллюстраций. Выполнение поделок.
Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1 ч.
Составление плана выступления.
Тема32. Защита исследования перед одноклассниками – 1ч.
Выступление с проектами перед одноклассниками.
Тема 33. Выступление на школьной НПК – 1 ч.
Презентация проекта на школьной НПК.
Тема34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1 ч.
Анализ исследовательской деятельности. Выводы.

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
обучающихся.
Тематическое планирование для 1 класса
№
п/п

Тема

Кол.
часов

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения
Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант
Знакомство с понятием «формулировка».
Работа со словарями
Выбор помощников в работе над проектом
Этапы работы над проектом
Актуальность темы проекта. Твое
знакомство с понятием «актуальность»
Проблема. Решение проблемы
Выработка гипотезы-предположения
Цель проекта
Задачи проекта
Сбор информации для проекта
Знакомство с интересными
людьми. Интервью
Обработка информации. Отбор
значимой информации
Создание продукта проекта. Твое
знакомство с понятиями «макет», «поделка»

1
1
1

15

Играем в ученых. Это интересно

1

16

Тест «Чему ты научился?»

1

17

Отбор информации для семиминутного
выступления. (Мини-сообщение)
Творческая работа. Презентация. Твое
знакомство с понятием
Значимость компьютера в создании
проектов. Презентация
Знаком ли ты с компьютером? Программа
МРР
Программа МРР
Совмещение текста выступления с показом
презентации
Совмещение текста выступления с показом
презентации
Подготовка ответов на предполагаемые
вопросы «зала» по теме проекта
Тест «Советы проектанту»
Изготовление визитки. Правильное
составление титульного листа визитки
Самоанализ. Работа над понятием
«самоанализ»
Играем в ученых. Это интересно

1

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Основные виды деятельности
обучающихся
 наблюдать и фиксировать

значительное и существенное в
явлениях и процессах;
 пересказывать подробно и
выборочно;
 выделять главную мысль на
основе анализа текста;
 делать выводы из фактов,
совокупности фактов;
 выделять существенное в
рассказе, разделив его на
логически законченные части
 выявлять связи зависимости
между фактами, явлениями,
процессами;
 делать выводы на основе
простых и сложных обобщений,
заключение на основе выводов.

29
30
31
32
33
34

Различные конкурсы проектноисследовательской деятельности
Памятка жюри конкурсов
Пробное выступление перед незнакомой
аудиторией
Самоанализ – рефлексия после твоего
выступления перед незнакомой
аудиторией
Играем в ученых. Это интересно
Благодарственные рисунки-отклики
помощникам твоего проекта

1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
обучающихся.
Тематическое планирование для 2 класса.
№
п/п

Тема название раздела

Круг твоих интересов. Хобби.
Увлечения.
2 Выбор темы твоего проекта. Ты –
проектант.
3 Знакомство с понятиями
«формулировка».
Работа со словарями.
4 Выбор помощников в работе над
текстом.
5 Этапы работы над проектом.
6 Актуальность темы проекта. Твое
знакомство с понятием
«актуальность».
7 Проблема. Решение проблемы.
8 Выработка гипотезы-предположения
9 Цель проекта
10 Задачи проекта
11 Сбор информации для проекта
12 Знакомство интересными с людьми.
Интервью.
13 Обработка информации. Отбор
значимой
информации.
14-15 Создание продукта проекта. Твоё
знакомство с понятиями «Макет»,
«поделка»
16 Тест «Чему ты научился?»
1

17
18
19
20
21
22
23
24
25

Отбор информации для
семиминутного
выступления. (Минисообщение)
Творческая работа. Презентация. Твое
знакомство с понятием «презентация»
Значимость компьютера в создании
проектов.
Знаком ли ты с компьютером?
ПрограммаMPP Microsoft Power Point
Знаком ли ты компьютером?
Программа МРР
Совмещение. Текста выступления с
Показом презентации
Подготовка ответов на
предполагаемые
вопросы «зала» по теме проекта
Тест. Проверка своих знаний
Изготовление визитки.
Правильное составление
Титульного листа визитки

Кол- во
часов

Основные виды деятельности
обучающихся

1

-Оформление краткой записи о
своих увлечениях.
-Поиск информации в словарях и
справочниках.
-Учимся работать в команде.
-Определение этапов выращивания
нарцисса (тюльпана) маме к 8 Марта
-Поиск существенных признаков в
любом начинании
-Учимся видеть проблему и
добывать недостающий способ
действия
-Учимся предполагать о неизвестном,
предлагать свои способы проверки
гипотез, инсценировать поиск и пробу
способов действий.
-Целеполагание в конкретной
сюжетной ситуации.
-Поиск способов решения проблемы
проекта.
-Формулировка задач.
ИКТ: презентация – выбор
информации
-Интерпретация и обобщение
информации
-Игра «Интересное интервью»
-Учимся брать интервью, вести беседу,
участвовать в дискуссии.
-Анализ и обобщение собранных
сведений. Отбор необходимой
информации, отсев лишнего.
ИКТ: презентация- продукты
проекта
Выбор средства воплощения
собственного замысла
ИКТ: презентация-тест
Проверка своего багажа знаний по
использованию проектных
понятий.
Учимся превращать результат
своей работы в продукт,
Предназначенный для других.
ИКТ:

1
1


1

1
1
1
1
1
1
1
1

1

2

1
1

1

1

1

1

1

1


1
1


26-27 Самоанализ. Работа над понятием
«Самоанализ»
28 Практическое занятие. Это интересно
29 Различные конкурсы проектноисследовательской деятельности
30 Работа с памяткой
31 Пробное выступление перед
незнакомой аудиторией
32 Самоанализ – рефлексия после твоего
выступления перед незнакомой
аудиторией
33 Защита проекта
34 Благодарственные рисунки-открытки
помощникам твоего проекта.
Пожелание будущим проектантам

2

1
1
1
1

1


1
1
























презентация- эталон
Учимся составлять презентацию на
бумаге – 6 слайдов.
Знакомимся с компьютерной
презентацией
ИКТ: компьютер
Первые шаги составления
презентации на компьютере
ИКТ: Ноутбук
Знакомимся с кнопками
Клавиатуры компьютера
ИКТ: компьютеры демонстрация
презентации
Учимся держать аудиторию в поле
зрения. Пробные выступления.
Учимся отстаивать свою точку зрения,
работа в парах.
Проверка сохранности своих
знаний, накопленных во время
проектной деятельности.
Самооценка по эталону.
Создание собственных творческих
замыслов и доведение их до
воплощения в
собственном продукте.
Контроль и оценка своей
деятельности, продвижение её в
разных видах
Проведение опыта: увеличение
изображения с помощью банки с
водой вместо линзы
ИКТ: презентация
Знакомимся с видами конкурсов,
готовимся к публичному
выступлению.
Учимся оценивать свою работу по
выработанным критериям
Работа с правилами, которые помогут
выступить перед аудиторией
Оценка своей работы, учимся видеть
ошибкоопасные места
Презентация итогов проекта
Творческая работа по оформлению
листов-благодарностей

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
обучающихся.
Тематическое планирование для 3 класса
№
п/п

Тема название раздела

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.
Этапы работы над проектом
Выбор темы твоего проекта. Подбор
материала для проекта. Проблема. Решение
проблемы
Выбор темы твоего исследования.
Предположение. Гипотеза. Решение
задачи.
Цель проекта. Задачи. Выбор помощников
для работы над проектом.
Сбор информации

2

3

4

5-6
7-8
9
10

Требования к паспорту проекта.
Составление паспорта проекта
Требования к составлению анкет для
проекта. Анкетирование
Памятки. Составление памяток по теме
проекта
Постер. Требования к созданию постера.
Условия размещения материала на постере

Кол- во
часов
1
1

1

1

2
2
1
1

11-12 Практическая работа. Создание минипостера
13-15 Изучение и освоение возможностей
программы МРР. Выставка фотографий,
рисунков, фигур, диаграмм

2

16-17 Программа МРР. Анимации. Настройка
анимации
18-19 Программа МРР. Дизайн

2

20-21 Фотографии на слайдах. Работа с
фотографиями
22-23 Требования к компьютерной презентации.
24-25 Закрепление полученных умений,
навыков в работе с программой МРР
26-28 Практическое занятие. Составление
первой презентации по заданному тексту
29-30 Подготовка проектной документации к
выступлению на конкурсе. Обработка
информации. Интервью. Визитка
31
Тесты. Тестирование. Самоанализ.
Рефлексия
32
Твои впечатления работы над проектом
33
Пожелания будущим проектантам
34
Страница благодарности тем, кто
поддерживал тебя в этом году.

2

3

2

2
2
3
2

1
1
1
1

Основные виды деятельности
обучающихся
 переносить свободно, широко
знания с одного явления на другое;
 отбирать необходимые знания из
большого объёма информации;
 конструировать знания, положив в
основу принцип созидания;
 систематизировать учебный план;
 пользоваться энциклопедиями,
справочниками, книгами
общеразвивающего характера;
 высказывать содержательно свою
мысль, идею;
 формулировать простые выводы на
основе двух – трёх опытов;
 решать самостоятельно творческие
задания, усложняя их;
 свободно владеть операционными
способами усвоения знаний;
 переходить свободно от простого,
частного к более сложному, общему

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
обучающихся.
Тематическое планирование для 4 класса
№
п/п

Тема название раздела

Кол- во
часов

1-2

Наблюдение и экспериментирование

2

3-4
5-6
7

Методы исследования
Наблюдение и наблюдательность
Совершенствование техники
экспериментирования
Интуиция и создание гипотез
Правильное мышление и логика
Искусство делать сообщения
Искусство задавать вопросы и
отвечать на них
Семинар «Как готовиться к защите»
Определение проблемы и выбор
темы собственного исследования
Индивидуальная работа по
планированию и проведению
самостоятельных исследований
Коллективная игра-расследование
Индивидуальная консультационная
работа по проведению самостоятельных
исследований
Семинар

2
2
1

8
9-10
11-12
13
14
15
16-18

19-20
21-27
28

1
2
2
1
1
1
2

2
2
1

29-30 Участие в защитах исследовательских

2

31-32 Подготовка собственных работ к
защите
33-34 Собственная защита исследовательских
работ и творческих проектов

2
2

Основные виды деятельности
обучающихся
 переносить свободно, широко

знания с одного явления на
другое;
 отбирать необходимые знания
из большого объёма
информации;
 конструировать знания,
положив в основу принцип
созидания;
 систематизировать учебный
план;
 пользоваться энциклопедиями,
справочниками, книгами
общеразвивающего характера;
 высказывать содержательно
свою мысль, идею;
 формулировать простые
выводы на основе двух –
трёх опытов;
 решать самостоятельно
творческие задания, усложняя их;
 свободно владеть
операционными способами
усвоения знаний;
 переходить свободно от
простого, частного к более
сложному, общему

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для учителя:
1. Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для
1-4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам.
Исследуем/доказываем, проектируем, создаём/
2. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И.
Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.
4. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование
[Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.
6. А. И. Зиновьева «Проектная деятельность в начальной школе» Тека: /СавенковА.И. –
Самара: Учебная литература, 2008 г, 119 с/
Дополнительная литература для учителя:
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная
деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение»,
2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе: 2010, - 5с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: /
Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От
действия к
мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.];
под ред. А.Г.Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное
образование». - 2000, №7
Для обучающихся:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 3, 4
класса. –
М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем,
доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для обучающихся:
1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» /
Хорошая погода», 2007.- 159с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1) Компьютер.
2) Выход в локальную сеть и Интернет.

20

21

22

23

24

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».