Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования администрации города Екатеринбурга МАОУ СОШ №149
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДЕНА
Приказом МАОУ СОШ № 149
Педагогическим советов МАОУ СОШ
№149 (протокол № 1 от 29.08.2025)
от 29.08.2025 № 125
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
()
учебного курса «Я — гражданин России »
для обучающихся 2-4 классов
Екатеринбург 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности “Я – гражданин России” разработана на основе:
Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 2, 12.1, 41, 44);
Программа воспитания Минпросвещения РФ;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» (2021–2025);
Конституция Российской Федерации;
Устав и Программа воспитания школы;
Локальные акты о защите персональных данных;
Приказы Минпросвещения РФ № 170 и № 171 от 04.03.2025 (в части интеграции мигрантов).
Рабочая программа «Я Гражданин России» является внеурочной деятельностью начального общего образования МАОУ СОШ №
149. Программа адресована обучающимся 2- 4 классов, рассчитана на изучение материала 2 года, отводится 34 часа в год из расчета 1
час в неделю. Программа «Я – гражданин России» направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская
идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. Данная программа
направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация
социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. В программе отражена взаимосвязь
правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Изучение
прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением.
Актуальность
В современном образовательном пространстве школы отмечается значительное количество обучающихся из семей мигрантов. В
связи с этим возникает острая необходимость в формировании уважительного отношения к России, её законам и традициям, а также в
развитии у учащихся осознания себя частью многонационального народа Российской Федерации. Программа направлена на социальную
адаптацию и интеграцию обучающихся, развитие интереса к гражданской идентичности и активное включение в жизнь школы и города.
Цель:
Гражданско-патриотическое воспитание и социальная интеграция обучающихся, для которых русский язык не является родным,
создание условий для формирования личности гражданина России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями,
установками, мотивами деятельности и поведения. Достижение цели осуществляется через знакомство с государственными символами
и традициями России, правовыми нормами, основами безопасного поведения, а также через участие в волонтёрской деятельности и
социальных проектах.
Задачи:
Обеспечение адаптации обучающихся через создание комфортной психологической атмосферы, разработку понятной
системы ориентиров в школьной и городской среде, применение адаптированных языковых материалов с учётом уровня владения
русским языком;
Формирование гражданско-патриотической позиции путём изучения государственной символики РФ, освоения основных
положений Конституции в соответствии с возрастными особенностями, понимания собственных прав и обязанностей как гражданина,
приобщения к культурным традициям региона проживания и развития уважения к историческому наследию страны;
Развитие межкультурной коммуникации посредством организации диалога между представителями различных культур,
формирования толерантного отношения к культурным различиям, профилактики конфликтных ситуаций и противодействия
проявлениям ксенофобии;
Реализация проектной деятельности через вовлечение обучающихся в волонтёрское движение, участие в инициативах
«Движения Первых», организацию и проведение социально значимых школьных акций и мероприятий;
Организация работы с семьями обучающихся путём создания системы информационно-методического сопровождения для
родителей на доступном языке, проведения совместных культурно-образовательных мероприятий, обеспечения при необходимости
услуг профессионального переводчика.
Организация образовательного процесса
Режим занятий: 1 час в неделю, 34 учебные недели;
Состав группы: 10–20 человек;
Ответственный: советник директора по воспитанию/учитель;
Взаимодействие: классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, ДОО/РДДМ, музеи, библиотеки,
патриотические организации.
Система оценивания
Программа реализуется без выставления отметок. Оценивание осуществляется по следующим критериям:
посещаемость занятий;
активность участия;
создание мини-продуктов (памятки, плакаты, презентации);
формирование индивидуального «Портфеля гражданина» (карточки с символами, правила, проекты);
Итоговый контроль включает защиту мини-проекта и рефлексию.
Обеспечение безопасности и защита персональных данных
Фото- и видеосъёмка проводится только при наличии согласия участников;
Персональные данные не размещаются в открытом доступе;
Все выезды осуществляются на основании соответствующих приказов и согласий родителей.
Ожидаемые результаты программы
Создание комфортной психологической атмосферы и успешной адаптации обучающихся в школьной и городской среде;
Повышение уровня владения русским языком и интеграция в школьный коллектив;
Освоение базовых правовых знаний и культурных традиций, формирование гражданской позиции;
Развитие уважения к историческому наследию страны и культурным особенностям разных народов;
Формирование навыков межкультурного диалога и толерантного отношения к культурным различиям;
Профилактика конфликтных ситуаций и противодействие проявлениям ксенофобии;
Приобретение опыта социально значимой деятельности через участие в волонтёрском движении и реализации проектов;
Реализация инициатив в рамках «Движения Первых» и активное участие в школьных мероприятиях;
Повышение уровня информированности семей о процессе обучения и адаптации детей, обеспечение качественной
методической поддержки;
Укрепление сотрудничества между школой и семьями обучающихся, активное участие родителей в жизни школы;
Преодоление языкового барьера для семей, нуждающихся в переводе и дополнительной языковой поддержке
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п
1.
2.
3.
Наименование разделов и тем программы
Всего
Я и моя школа
Культура и этике
Символы и традиции России
6
2
5
4.
Многонациональная Россия
4
5.
Моя малая Родина
5
6.
7.
8.
Правила и безопасность
Добрые дела и проекты
Портфолио «Я — гражданин России»,
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
5
4
3
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Тема занятия
Моя школа
Правила школьной жизни
Мой класс — моя команда
Школьные помощники
Бережём школу вместе
Мои цели и успехи
Правила этикета.
Культура речи
Государственные символы России
Праздничные даты
Герои отечества
Гражданин начинается с меня
Знатоки родной страны
Россия — наша Родина
Культурное наследие народов России
Моя семья
Мы разные, но мы вместе
Символы моего региона
Мой город: прошлое и настоящее
Культурные учреждения
Профессии родного города
«Родные места»
Безопасный путь
Пожарная безопасность
Интернет-безопасность
Права и обязанности
Здоровый образ жизни
Добро вокруг нас: открываем сердца
Копилка добрых дел: учимся помогать
Твори добро: планируем и действуем
Добрые дела — наша традиция
Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32.
33.
34.
Открываем страницы портфолио
Мой паспорт гражданина
От мечты к делу: наши достижения
1
1
1