РП ВД РИКО 5-8_класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Департамент образования администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ №149
ПРИНЯТО
Педагогическим советом МАОУ СОШ №
149 (протокол№ 1 от 29.08.2025)

УТВЕРЖДЕНА
Приказом МАОУ СОШ № 149
от 29.08.2025 № 125

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Речь и культура общения»
для обучающихся 5-8 классов

Екатеринбург 2025













Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Речь и культура общения»
предназначена для 5-8 классов. Рабочая программа разработана на основе
образовательной программы по предмету «Речь и культура общения»,
составленной коллективом авторов - Долининой Т.А., Архаровой Д.И.,
Дзюба Е.В.
Рабочая программа по предмету «Речь и культура » для 5-8- х классов
разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального уровня
Ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной
Думой 21.12.2012 г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.);
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г.
№ 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования»;
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004
г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и
примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
от 19.12.2012 г.№ 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской
Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано
в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
Регионального уровня:
Закона Свердловской области от 15.07.2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
науки о коммуникативных, риторических и речевых ЗУН, обеспечивающих
необходимый уровень речевой культуры и культуры общения.
Цель обучения по предлагаемой программе — способствовать развитию
личности ребенка в процессе коммуникативно направленного
речетворчества, а именно через создание ситуативно адекватного текста в
рамках риторической деятельности.

















Способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся;
Формировать нравственные ценности личности;
Формировать уважительное отношение к своему и чужому слову (речи,
тексту) как средству самовыражения и самореализации в личностном и
социальных аспектах;
Формировать способность воспринимать чужую мысль, создавать свой текст,
в котором собственная мысль получает ситуативно необходимое
композиционное и речевое оформление;
Способствовать формированию умений предметно-практической
(нехудожественной) речи, необходимых в различных ситуациях общения.

Задачи предмета «Речь и культура общения»
продолжить работу по снятию психологической и речевой зажатости;
выстроить риторическую деятельность по созданию авторского и адресно
ориентированного ситуативно уместного текста в соответствии с
риторическим каноном (изобретение содержания, расположение и
оформление материала, исполнение текста), эту работу сосредоточить на
повествовательных и описательно-повествовательных текстах;
работать с основными способами развития мысли: индукцией, дедукцией,
анализом, синтезом, аналогией, противопоставлением;
осваивать основные способы выражения мысли – смысловые модели (топы)
как элемент чисто риторических технологий по созданию и восприятию
ситуативно уместного повествовательного текста;
осваивать основные способы расположения и оформления
повествовательного текста с точки зрения автора и его адресата;
учиться риторически грамотному исполнению повествовательного текста;
осваивать анализ риторических параметров повествовательного и
описательно-повествовательного чужого текста, опираться на этот анализ
при написании изложения по этому тексту.
Описание места учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе примерной программы курса «Речь
и культура общения» для основного общего образования. V – IX классы.
/Сост. Долинина Т.А., Архарова Д.И., Дзюба Е.В. – Екатеринбург, 2007.
Учебно-теоретическое обеспечение: Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов
А.П. Речь и культура общения /Практическая риторика: Учебное пособие для
5-9 классов общеобразовательных школ. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2003.

Рабочая программа учебного предмета «Речь и культура общения» для 5
класса рассчитана на 34 учебных часа в течение учебного года, на 1
недельный учебный час. Для 6 класса -34 учебных часа, 7 класс-34 учебных
часа, 8 класс-34 учебных часа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
1)Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении
и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение , умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе

согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.

Предметные результаты
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и
культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи
его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные
разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог,
диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи; функционально -смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные
единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей
речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий
языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации
речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с
точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей
языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;
9) осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
Планируемые результаты обучения (коммуникативные, риторические и
речевые умения)









1. Умения, связанные с пониманием ситуации общения.
После изучения курса школьники должны уметь:
определять ситуативные цели говорящего и слушающего;
отслеживать влияние каждого компонента ситуации общения на речь;
корректировать свою речь в соответствии с ситуацией общения;
соотносить коммуникативную цель речи (развлечь, информировать, убедить)
с выбором типа речи;
выбирать форму речи в соответствии с ситуацией общения;
соблюдать этикетные правила и владеть этикетно-коммуникативными
приемами в ситуации реального общения;
соотносить тему текста с целями автора и слушателя, с затекстовой
ситуацией.
2. Умения, связанные с бережным отношением к слову.
Учащиеся должны уметь:
• анализировать значение слова по толковым словарям и в текстах
(однозначность и многозначность);
• анализировать стилистическую и ситуативную уместность слова;

• находить опорные слова в тексте в соответствии с темой и основной
мыслью;
• соблюдать нормы словоупотребления.






















3. Умения, связанные с созданием текста.
Учащиеся должны уметь:
формулировать тему собственного текста;
формулировать основную мысль в описании, повествовании, рассуждении;
сохранять основную мысль при создании текста;
составлять план текста, учитывая его тему и основную мысль;
подбирать заголовок к тексту, понимая его тему и основную мысль;
при анализе чужого текста определять его тему и основную мысль, видеть,
какими средствами автор их сохраняет
на протяжении всего текста;
практически владеть жанрами повествовательного и описательного рассказа,
устного ответа, рекламы.
4. Умения, связанные с произнесением текста.
Учащиеся должны уметь:
при произнесении текста использовать умения, связанные с пониманием
ситуации общения;
сохранять основную мысль в монологе и диалоге;
использовать вербальные и невербальные средства для придания речи
выразительности;
чувствовать себя уверенно и свободно при произнесении текста.
5. Умения, связанные с культурой слушания.
Учащиеся должны уметь:
слышать тему и основную мысль произносимого текста;
понимать логику раскрытия основной мысли;
понимать практическую значимость получаемой информации;
осознавать собственные цели в процессе слушания и цели говорящего;
отслеживать степень собственного понимания или непонимания
услышанного;
формулировать и задавать вопросы к непонятным словам, для конкретизации
содержания, выявления целей
говорящего

Тематическое планирование курса в 5 классе.
№ п/п

Тема

Количество
часов
1

1

Что такое общение? Речь и общение (§ 1,2)

2

Ситуация общения, цели в общении (§ 3)

1

3

Содержание и форма речи. Речевая
ситуация (§ 4)
Речь устная и письменная: особенности
этих форм речи (§ 5)
Использование устной и письменной речи в
соответствии с письменной ситуацией
общения (§ 5)
Виды речевой деятельности (§ 6)

1

Слушание как вид речевой деятельности (§
6)
Этикет говорящего и слушающего (§ 7)
Диалог и монолог. Речь внутренняя и
внешняя (§ 8)
Значение слова. Понятная и точная речь (§
9)

1

11

Многозначность слова в речи (§ 10)

1

12

1

15

Близкие по смыслу слова и богатство речи
(§ 11)
Противоположные по смыслу слова и
богатство речи (§ 11)
Речевая ситуация и выбор уместного слова
(§ 12)
Этикетные ситуации в речевом общении

16

Текст. Понятие о цельности текста

1

17

(§ 13)
Тема текста

1

18

(§ 14)
Тематическое единство текста

1

19

(§ 14)
ОМ текста(§ 15)

1

4
5

6
7
8
9
10

13
14

1
1

1

1
1
1

1
1
1

20

Сохранение ОМ в тексте (§ 15)

1

21

Изложение (§ 15, упр. 108)

1

22

Авторская позиция в тексте (§ 16)

1

23

Средства выражения авторской позиции
(§16)
Адресность текста (§ 16)

1

1

27

Связи предложений в тексте. Цепная связь
(§ 17)
Связи предложений в тексте. Параллельная
связь (§ 17)
Заголовок (§18)

28

План текста

1

24
25
26

29
30
31
32
33

(§ 19)
Целевые установки автора текста (§20)
Типы информационной речи.
Повествование (§ 21)
Типы информационной речи. Описание (§
21)
Типы информационной речи. Объяснение
(§ 21
Убеждающая
речь.
Рассуждение-

1

1
1

1
1
1
1
1

доказательство
34

(§ 22)
Повторение изученного. Смешанные типы
речи в тексте.

1

Тематическое планирование курса в 6 классе.
№ п/п

Тема

Количество
часов
1

1

Текст и его признаки

2

Коммуникативные цели и типы речи

1

3

Особенности описательного текста

1

4

5
6

7
8
9

10

11

12

13

14

15

16
17

18
19

Стилистическая окрашенность
описательных текстов. Выражение
отношения автора к предмету описания
Общее понятие о смысловой модели (топе).
Топ «определение»
Логические и метафорические определения.
Особенности использования топа в
зависимости от сферы общения
Смысловая модель «целое-части» (общее
понятие)
Умение выделять наиболее значимые части
в предмете описания
Топ «целое-части» в текстах разных
функциональных стилей. Выражение
авторского отношения к предмету описания
при воплощении топа «целое-части»
Использование топа «целое-части» при
подготовке к устному ответу, сочинению,
изложению
Общее понятие о смысловой модели
«свойства». Умение выделить наиболее
значимые свойства описываемого предмета
Топ «свойства» в текстах разных
функциональных стилей. Использование
разных топов в одном тексте: схема топов
Использование топов «определение»,
«целое-части» и «свойства» при подготовке
устному ответу, сочинению, изложению
Общее понятие о смысловой модели
«сопоставление» и о структуре
сопоставления
Умение выбрать части и свойства
сопоставляемых предметов описания. Топ
«сопоставление» в текстах разных
функциональных стилей
Особенности использования смысловых
моделей в речи
Творческая работа учащихся: изобретение
содержания описательного текста
(письменное или устное сочинение)
Классическое расположение материала в
описании
Трехчастное и свободное построение
описания

1

1
1

1
1
1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1

20
21
22
23
24
25

26
27
28
29

30
31
32
33
34

Творческая работа учащихся (сочинение
или изложение) по изученному материалу
Грамматические средства оформления
текста-описания
Образные средства (тропы) в текстеописании
Риторические фигуры (инверсия, повтор,
антитеза) в описании
Стилистические особенности текстаописания
Творческая работа (сочинение или
изложение) по материалу раздела
«Оформление описательного текста»
Интонация как средство общения и
воздействия
Зрительное восприятие говорящего
слушателями
Творческая работа учащихся: исполнение
описательного текста
Речевой и неречевой этикет (этикетный
жанр, этикетная ситуация, этикетная
формула)
Этикетные роли и этикетные сигналы
Этикетная и неэтикетная тема беседы
Этикетные жанры
Повторение: что мы знаем по речевому
этикету?
К/Р: риторические параметры
описательного текста

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1

Тематическое планирование курса в 7 классе.
№ п/п
1
2
3
4

Тема
Основы работы по созданию ситуативно
уместного текста (§1)
Основы работы по созданию ситуативно
уместного текста (§1)
Изобретение, расположение описательного
текста (§ 2)
Оформление и исполнение описательного
текста(§ 2)

Количество
часов
1
1
1
1

Общая характеристика повествовательного
текста (§ 3)
Риторический анализ повествовательного
текста (§ 3)
Сравнительный анализ повествовательного
и описательного текстов (§ 3)
Смысловая цельность повествования (§ 4)
Ситуативная уместность повествования (§
4)
Смысловая модель (топ) «обстоятельства»
(§ 5)
Повествование в разных сферах общения (§
6)
Повествование в разных сферах общения (§
6)
Обобщение по теме «Изобретение
содержания повествования»
Классическая схема повествования(§7)

1

1

17

Расположение материала в
повествовательных текстах различных
стилей и жанров (§8)
Расположение материала в
повествовательных текстах различных
стилей и жанров (§8)
Изложение (по мифу о Геракле)

18

Композиция текста (§9)

1

19

Выражение авторского отношения к
происходящему (§9)
Письменная работа – веселый рассказ на
тему «Легенды нашего двора (школы,
дома…)»
Грамматические средства оформления
повествования (§10)
Грамматические средства оформления
повествования (§10)
Риторические средства оформления
повествования (§11)
Риторические средства оформления
повествования (§11)
Оформление повествования в соответствии
со стилем (§12)

1

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

16

20

21
22
23
24
25

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1
1
1
1
1

26
27
28
29
30
31
32
33-34

Оформление повествования в соответствии
со стилем и жанром (§12)
Понятие о тексте, включающем разные
типы речи (§13)
Расположение материала в текстах
смешанного типа (§14)
Расположение и оформление материала в
текстах смешанного типа (§14)
Интонация как средство общения (§15)

1

Интонация как средство воздействия (§15)
Зрительное восприятие говорящего
слушателями (§16)
Речевой этикет

1
1

1
1
1
1

2

Тематическое планирование курса в 8 классе.
№ п/п

Тема

Количество
часов
4

1-4

Повторение изученного в 5, 6, 7 классах

5-6

Общая характеристика текста –
рассуждения

2

7-8

Основная мысль в рассуждении

2

9-10

Доводы в рассуждении

2

11-13

Смысловые модели (топы) в рассуждении.

3

14

1

15-16

Творческая работа учащихся по
изученному материалу
Вступление в тексте рассуждении

17-18

Основная часть рассуждения.

2

2

19-20

Заключение в рассуждении.

2

21-22

Риторические средства выразительности

2

23-24

Эмоциональность и выразительность
рассуждения в различных сферах общения.
Творческая работа по расположению
материала в тексте.
Личность говорящего и эффективность
речи

2

29-30

Взаимодействие говорящего и слушающего

2

31-32

Риторический практикум по исполнению
убеждающей речи.
Речевой этикет

2

25-26
27-28

33-34

2
2

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».