РП ВД Я гражданин России

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ №149

ПРИНЯТО
Педагогическим советов МАОУ СОШ
№149 (протокол№ 1 от 29.08.2025)

УТВЕРЖДЕНА
Приказом МАОУ СОШ № 149
от 29.08.2025 № 125

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
()
учебного курса «Я — гражданин России »
для обучающихся 2-4 классов

Екатеринбург 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности “Я – гражданин России” разработана на основе:
 Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 2, 12.1, 41, 44);
 Программа воспитания Минпросвещения РФ;
 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» (2021–2025);
 Конституция Российской Федерации;
 Устав и Программа воспитания школы;
 Локальные акты о защите персональных данных;
 Приказы Минпросвещения РФ № 170 и № 171 от 04.03.2025 (в части интеграции мигрантов).
Рабочая программа «Я Гражданин России» является внеурочной деятельностью начального общего образования МАОУ СОШ №
149. Программа адресована обучающимся 2- 4 классов, рассчитана на изучение материала 2 года, отводится 34 часа в год из расчета 1
час в неделю. Программа «Я – гражданин России» направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская
идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. Данная программа
направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация
социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. В программе отражена взаимосвязь
правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Изучение
прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением.

Актуальность
В современном образовательном пространстве школы отмечается значительное количество обучающихся из семей мигрантов. В
связи с этим возникает острая необходимость в формировании уважительного отношения к России, её законам и традициям, а также в
развитии у учащихся осознания себя частью многонационального народа Российской Федерации. Программа направлена на социальную
адаптацию и интеграцию обучающихся, развитие интереса к гражданской идентичности и активное включение в жизнь школы и города.
Цель:
Гражданско-патриотическое воспитание и социальная интеграция обучающихся, для которых русский язык не является родным,
создание условий для формирования личности гражданина России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями,
установками, мотивами деятельности и поведения. Достижение цели осуществляется через знакомство с государственными символами
и традициями России, правовыми нормами, основами безопасного поведения, а также через участие в волонтёрской деятельности и
социальных проектах.
Задачи:
 Обеспечение адаптации обучающихся через создание комфортной психологической атмосферы, разработку понятной системы
ориентиров в школьной и городской среде, применение адаптированных языковых материалов с учётом уровня владения русским
языком;
 Формирование гражданско-патриотической позиции путём изучения государственной символики РФ, освоения основных
положений Конституции в соответствии с возрастными особенностями, понимания собственных прав и обязанностей как гражданина,
приобщения к культурным традициям региона проживания и развития уважения к историческому наследию страны;
 Развитие межкультурной коммуникации посредством организации диалога между представителями различных культур,
формирования толерантного отношения к культурным различиям, профилактики конфликтных ситуаций и противодействия
проявлениям ксенофобии;
 Реализация проектной деятельности через вовлечение обучающихся в волонтёрское движение, участие в инициативах «Движения
Первых», организацию и проведение социально значимых школьных акций и мероприятий;
 Организация работы с семьями обучающихся путём создания системы информационно-методического сопровождения для
родителей на доступном языке, проведения совместных культурно-образовательных мероприятий, обеспечения при необходимости
услуг профессионального переводчика.

Организация образовательного процесса
 Режим занятий: 1 час в неделю, 34 учебные недели;
 Состав группы: 10–20 человек;
 Ответственный: советник директора по воспитанию/учитель;
 Взаимодействие: классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, ДОО/РДДМ, музеи, библиотеки,
патриотические организации.
Система оценивания
Программа реализуется без выставления отметок. Оценивание осуществляется по следующим критериям:
 посещаемость занятий;
 активность участия;
 создание мини-продуктов (памятки, плакаты, презентации);
 формирование индивидуального «Портфеля гражданина» (карточки с символами, правила, проекты);
Итоговый контроль включает защиту мини-проекта и рефлексию.

Обеспечение безопасности и защита персональных данных
 Фото- и видеосъёмка проводится только при наличии согласия участников;
 Персональные данные не размещаются в открытом доступе;
 Все выезды осуществляются на основании соответствующих приказов и согласий родителей.

Ожидаемые результаты программы

 Создание комфортной психологической атмосферы и успешной адаптации обучающихся в школьной и городской среде;
 Повышение уровня владения русским языком и интеграция в школьный коллектив;

 Освоение базовых правовых знаний и культурных традиций, формирование гражданской позиции;
 Развитие уважения к историческому наследию страны и культурным особенностям разных народов;
 Формирование навыков межкультурного диалога и толерантного отношения к культурным различиям;
 Профилактика конфликтных ситуаций и противодействие проявлениям ксенофобии;
 Приобретение опыта социально значимой деятельности через участие в волонтёрском движении и реализации проектов;
 Реализация инициатив в рамках «Движения Первых» и активное участие в школьных мероприятиях;
 Повышение уровня информированности семей о процессе обучения и адаптации детей, обеспечение качественной методической
поддержки;
 Укрепление сотрудничества между школой и семьями обучающихся, активное участие родителей в жизни школы;
 Преодоление языкового барьера для семей, нуждающихся в переводе и дополнительной языковой поддержке.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п

1
2
3
4
5
6

Наименование разделов и тем программы
Всего

Я и моя школа
Символы и традиции России
Многонациональная Россия
Правила и безопасность
Добрые дела и проекты
Портфолио «Я — гражданин России»,
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

8
8
6
5
5
2
34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п

Тема занятия
Всего

1.
2.
3.
4.

« Я и моя школа»
Моя школа
Мои школьные друзья
Школьные правила
Мои достижения
Символы и традиции России

2
2
2
2

5.
6.
7.
8.

Государственные символы России
Традиционные праздники
Семейные традиции
Символы родного края
Многонациональная Россия

2
2
2
2

9.
10.
11.

Народы России
Дружба народов
Моя семья
Правила и безопасность

2
2
2

12.
13.
14.

Безопасный путь
Правила дома
Интернет-безопасность
«Добрые дела»

2
1
2

15.
16.
17.

Помогаем другим
Забота о природе
Помощь животным
Портфолио «Я гражданин России»

1
2
2

18.
19.

Знакомство с портфолио «Я гражданин России»
«Создание портфолио»

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».