ООП НОО МАОУ СОШ 149

ПРИНЯТО
Педагогическим советом МАОУ СОШ № 149
(протокол№ 1 от 29.08.2025)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 149
от 29.08.2025 № 125

Основная образовательная программа
начального общего образования
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 149

г. Екатеринбург, 2025
1

1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Муниципальное
автономное
общеобразовательное
учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 149 разработало основную образовательную программу
начального общего образования (далее соответственно – МАОУ СОШ № 149, ООП НОО)
в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования и федеральной основной общеобразовательной программой
начального общего образования (далее - ФГОС НОО).
ООП НОО МАОУ СОШ № 149 состоит из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений во всех разделах – целевом, содержательном и
организационном. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми.
Соотношение частей ООП НОО: 80% обязательная и 20% часть, формируемая участниками
образовательных отношений.
Обязательной часть ООП НОО МАОУ СОШ № 149 соответствует Федеральной
образовательной программе начального общего образования, утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении
федеральной
образовательной
программы
начального
общего
образования"
(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229) (далее – ФОП НОО). Ссылка на ФОП НОО
https://static.edsoo.ru/projects/fop/index.html#/sections/1.
Пояснительная записка, описывающая обязательную часть ООП НОО МАОУ СОШ
№ 149, приведена в ФОП НОО.
Ссылка https://static.edsoo.ru/projects/fop/index.html#/sections/1001001.
Формируемая часть составлена с целью удовлетворения образовательных запросов и
потребностей учащихся. Для разработки данной части изучены особенности, потребности
школьников и их родителей. Проведено анкетирование – с помощью бумажных анкет или
электронных опросных форм, например, Yandex Forms. В анкетах отражена специфика
школы. Численность учащихся иностранных граждан составляет 425 человек (39% от
общего количества 1087), из них граждан Узбекистана - 6, Таджикистана - 264, Киргизии 150, Грузии - 1, Азербайджана - 3, Армении - 1. Численность учащихся граждан РФ с
миграционной историей 380 человек (35% от общего количества 1087). Учтены результаты
оценки уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных
граждан, проведенной в соответствии с письмом Минпросвещения России от 06.05.2022 N
ДГ-1050/07 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими
рекомендациями об организации работы общеобразовательных организаций по оценке
уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан",
разработанными во исполнение пункта 1 комплекса мер по социализации и
психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих
обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного
общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования,
высшего образования, на период до 2025 года, утвержденного Минпросвещения России,
Минобрнауки России, ФАДН России в апреле 2022 г., Минпросвещения России.
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения ООП НОО МАОУ СОШ № 149 приведены в ФОП
НОО. Ссылка https://static.edsoo.ru/projects/fop/index.html#/sections/1001002.

2

Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО МАОУ
СОШ № 149 соответствует системе оценки достижения планируемых результатов освоения
ФОП НОО. Ссылка https://static.edsoo.ru/projects/fop/index.html#/sections/1001003.
2. Содержательный раздел
Содержание обязательной части ООП НОО МАОУ СОШ № 149 приведено в ФОП
НОО. Ссылка https://static.edsoo.ru/projects/fop/index.html#/sections/1002.
Коррекционная работа с учащимися с ОВЗ
Коррекционная работа, являющаяся частью ООП НОО МАОУ СОШ № 149,
проводится в отношении учащихся с ОВЗ, которым психолого-медико-педагогическая
комиссия не рекомендовала обучение по адаптированной образовательной программе.
Программа коррекционной работы
Цель программы
Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО
направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основной
образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в
физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Дети с ОВЗ — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению
образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и
воспитания, т. е. это дети­инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в
установленном порядке детьми­инвалидами, но имеющие временные или постоянные
отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании
специальных условий обучения и воспитания.
Дети с ОВЗ могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в
физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легкоустранимых
трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям
индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных
программ.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий
обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности
детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного
процесса.
Программа коррекционной работы может предусматривать как вариативные формы
получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в
общеобразовательном классе или в отдельных классах или отдельных организациях,
осущесвтляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным
программам или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или)
дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов
сопровождения и организационные формы работы.
Задачи программы:
–
своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными
ограниченными возможностями здоровья;
3

–
определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ,
детей­инвалидов;
–
определение особенностей организации образовательной деятельности для
рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями
каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
–
создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной
образовательной программы начального общего образования и их интеграции в
образовательной организации;
–
осуществление
индивидуально
ориентированной
психолого­медико­педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей
психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в
соответствии с рекомендациями психолого­медико­педагогической комиссии);
–
разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация
индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в
физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора
образовательной организации;
–
обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным
образовательным программам и получения дополнительных образовательных
коррекционных услуг;
–
реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ;
–
оказание родителям (законным представителям) детей с ОВЗ
консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и
другим вопросам.
Принципы формирования программы
Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который
призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.
е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ,
а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка, участие в
данном процессе всех участников образовательных отношений.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения
подхода к ее решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения
образования детьми с ОВЗ.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с
ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие
образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая
обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о
направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации,
осуществляющие образовательную деятельность (классы, группы).
Направления работы
Программа коррекционной работы на уровне начального общего образования
включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:
4

–
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с
ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и
подготовку рекомендаций по оказанию им психолого­медико­педагогической помощи в
условиях образовательной организации;
–
коррекционно­развивающая
работа
обеспечивает
своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ в условиях
образовательной организации; способствует формированию универсальных учебных
действий
у
обучающихся
(личностных,
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных);
–
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных
психолого­педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и
социализации обучающихся;
–
информационно­просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связаннымс особенностями образовательного процесса для
данной категории детей, со всеми участниками образовательных отношений —
обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками.
Содержание направлений работы
Диагностическая работа включает:
–
своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной
помощи;
–
раннюю (с первых дней пребывания ребенка в образовательной организации)
диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
–
комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической
информации от специалистов разного профиля;
–
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося
с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;
–
изучение развития эмоционально­волевой сферы и личностных особенностей
обучающихся;
–
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
ребенка;
–
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ОВЗ;
–
системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой
развития ребенка;
–
анализ успешности коррекционно­развивающей работы.
Коррекционно­развивающая работа включает:
–
выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных
программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми
образовательными потребностями;
–
организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых
коррекционно­развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития
и трудностей обучения;
–
системное воздействие на учебно­познавательную деятельность ребенка в
динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных
учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
–
коррекцию и развитие высших психических функций;
5

–
развитие эмоционально­волевой и личностной сферы ребенка и
психокоррекцию его поведения;
–
социальную защиту ребенка в случае неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
–
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным
направлениям работы с обучающимся с ОВЗ, единых для всех участников образовательных
отношений;
–
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально
ориентированных методов и приемов работы с обучающимся с ОВЗ;
–
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и
приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.
Информационно­просветительская работа предусматривает:
–
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам
образовательных отношений — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим
недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим
работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и
сопровождения детей с ОВЗ;
–
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по
разъяснению индивидуально­типологических особенностей различных категорий детей с
ОВЗ.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их
адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих
факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно­аналитическая деятельность).
Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учета
особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных
потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям
программно­методического обеспечения, материально­технической и кадровой базы
организации.
Этап планирования, организации, координации (организационно­исполнительская
деятельность). Результатом работы является особым образом организованный
образовательный процесс, имеющий коррекционно­развивающую направленность, и
процесс специального сопровождения детей с ОВЗ при целенаправленно созданных
(вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой
категории детей.
Этап
диагностики
коррекционно­развивающей
образовательной
среды
(контрольно­диагностическая деятельность). Результатом является констатация
соответствия созданных условий и выбранных коррекционно­развивающих и
образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно­корректировочная деятельность).
Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и
процесс сопровождения детей с ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, методов и
приемов работы.
6

Механизмы реализации программы
Основными
механизмами
реализации
коррекционной
работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной
организации обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными
возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном
процессе, и социальное партнерство, предполагающее профессиональное взаимодействие
образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств,
общественными организациями и другими институтами общества).
Взаимодействие специалистов образовательной организации предусматривает:
–
комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении
ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
–
многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;
–
составление комплексных индивидуальных программ общего развития и
коррекции отдельных сторон учебно­познавательной, речевой, эмоциональной­волевой и
личностной сфер ребенка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики,
медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного
психолого-медико­педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы
ребенка. Наиболее распространенные и действенные формы организованного
взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы
сопровождения образовательной организации, которые предоставляют многопрофильную
помощь ребенку и его родителям (законным представителям), а также образовательной
организации в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием,
развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
Социальное партнерство предусматривает:
–
сотрудничество с образовательными организациями и другими ведомствами
по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации,
здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
–
сотрудничество со средствами массовой информации, а также с
негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями
инвалидов, организациями родителей детей с ОВЗ;
–
сотрудничество с родительской общественностью.
Условия реализации программы
Программа коррекционной работы предусматривает создание в образовательной
организации специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, включающих:
Психолого­педагогическое обеспечение, в том числе:
–
обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных
нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в
соответствии с рекомендациями психолого­медико­педагогической комиссии;
–
обеспечение
психолого­педагогических
условий
(коррекционная
направленность учебно­воспитательной деятельности; учет индивидуальных особенностей
ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование
современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных,
для оптимизации образовательной деятельности, повышения ее эффективности,
доступности);
7

–
обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса
специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности
обучающихся с ОВЗ; введение в содержание обучения специальных разделов,
направленных на решение задач развития ребенка, отсутствующих в содержании
образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов,
приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных
программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;
дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения
развития ребенка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на
индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
–
обеспечение
здоровьесберегающих
условий
(оздоровительный
и
охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика
физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение
санитарно­гигиенических правил и норм);
–
обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности
нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении
воспитательных, культурно­развлекательных, спортивно­оздоровительных и иных
досуговых мероприятий;
–
развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные
нарушения психического и (или) физического развития1.
Программно­методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы
коррекционно­развивающие программы, диагностический и коррекционно­развивающий
инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности
учителя,
педагога­психолога,
социального
педагога,
учителя­логопеда,
учителя­дефектолога и др.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или)
физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является
использование адаптированных образовательных программ.
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое
обеспечение.
Коррекционная работа должна осуществляться
специалистами
соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и
педагогами, прошедшими обязательную курсовую подготовку или другие виды
профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми,
имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки
педагогического коллектива образовательной организации. Для этого необходимо
обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации
работников образовательных организаций, занимающихся решением вопросов
образования детей с ОВЗ. Педагогические работники образовательной организации
должны иметь четкое представление об особенностях психического и (или) физического
развития детей с ОВЗ, о методиках и технологиях организации образовательного и
реабилитационного процесса.

8

Материально­техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в обеспечении надлежащей
материально-технической
базы,
позволяющей
создать
адаптивную
и
коррекционно-развивающую среду образовательной организации в том числе надлежащие
материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного
доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и
помещения образовательной организации и организацию их пребывания и обучения в
организации (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные
места,специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а
также оборудование и технические средства обучения лиц с ОВЗ индивидуального и
коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных
кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения
медицинского
обслуживания,
оздоровительных
и
лечебно­профилактических
мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно­гигиенического обслуживания).
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной
образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей,
имеющих
трудности
в
передвижении,
с
использованием
современных
информационно­коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ОВЗ, родителей
(законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к
информационно­методическим фондам, предполагающим наличие методических
пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий,
мультимедийных материалов, аудио­ и видеоматериалов.
Конкретные мероприятия коррекционной работы содержатся в методических
документах соответствующих специалистов – педагога-психолога, учителя-логопеда и
других. Коррекционная работа с воспитанниками с ОВЗ согласно их нозологическим
группам, которым психолого-медико-педагогическая комиссия рекомендовала обучение по
адаптированной основной образовательной программе, осуществляется в соответствии с
адаптированной основной образовательной программой, составленной на основе
федеральной адаптированной образовательной программой НОО.
Содержание ООП НОО МАОУ СОШ № 149 в части, формируемой участниками
образовательных отношений, представлено в виде следующих рабочих программ:
Учебные предметы, курсы, модули по 1
выбору:

2

3

4

Классы/часы

Развитие речи

1

1

–

3

1

Ссылка на рабочую программу https://xn--149-5cd3cgu2f.xn--80acgfbsl1azdqr.xn-p1ai/sveden/education.
Курсы внеурочной деятельности
Разговоры о важном

1

1

1

1

4

Орлята России

2

2

2

2

8

9

Становлюсь грамотным читателем:
читаю, думаю, понимаю

1

1

1

1

4

Итого на реализацию курсов
внеурочной деятельности

4

4

4

4

16

Ссылка на рабочие программы курсов внеурочной деятельности https://xn--1495cd3cgu2f.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/sveden/education.
3. Организационный раздел
Организационный раздел обязательной части ООП НОО МАОУ СОШ № 149
соответствует в ФОП НОО.
Ссылка https://static.edsoo.ru/projects/fop/index.html#/sections/1003.
В организационный раздел включены для уточнения пять документов:
1)
2)
3)
4)
5)

учебный план НОО,
календарный учебный график,
план внеурочной деятельности,
календарный план воспитательной работы
система условий реализации ООП по ФГОС.

Ссылка https://xn--149-5cd3cgu2f.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/sveden/education.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности МАОУ СОШ
№ 149.
Ссылка https://xn--149-5cd3cgu2f.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/sveden/objects.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».