ДООП_Корректирующий_кур_русского_языка_1_4

ПРИНЯТО
педагогическим советом
МАОУ СОШ №149
(протокол №1 от 29.08.2025)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом МАОУ СОШ №149
от «29» августа 2025г. №125

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа гуманитарной
направленности
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 149
Корректирующий курс русского языка

Екатеринбург, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы любим русский язык» для
обучающихся 1 – 4 классов на уровне начального общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС
НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты развития функциональной грамотности,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Федеральной программе
воспитания.
Общая характеристика курса
Курс «Корректирующий курс русского языка» представляет собой комплекс специально
разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление
знаний, полученных учащимися на уроках русского, привитие любви к русскому языку и
стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных
способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления,
воображения,
речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации,
коммуникабельности.
Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие
строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах,
грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению
русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.
Место курса в учебном плане
На изучение курса внеурочной деятельности «Корректирующий курс русского языка» в
учебном плане МАОУ СОШ № 149 отводится:
Для обучающихся 1 классов: 33 часа, из расчета 1 час в неделю.
Для обучающихся 2- 4 классов: 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Цели изучения курса дополнительной общеобразовательной программы
«Корректирующий курс русского языка»
Приоритетная цель обучения: расширить, углубить и закрепить у младших школьников
знания по русскому языку, лингвистический кругозор учащихся через систему развивающих
занятий.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса внеурочной
деятельности и решением следующих задач:
 развивать лингвистические компетенции
 формировать

учащихся;

любовь и уважение к русскому языку;

 развивать познавательные способности

младших школьников;

 развивать творческие способности младших школьников;
 расширять кругозор

учащихся.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися
следующих воспитательных результатов и эффектов деятельности:
Первый уровень результатов:
Личностные результаты
 заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств:
организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность,
потребность помогать другим.

Метапредметные результаты
 формирование познавательного интереса к окружающему миру;
 расширение лингвистического кругозора;
 развитие

любознательности, сообразительности, целеустремленности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и характера;
 приобретение первоначального опыта осуществления совместной продуктивной
деятельности, умения сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно
строить свое общение со сверстниками и взрослыми
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

владеть монологической и диалогической формами речи.
 умение

делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить
однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
Второй уровень результатов:
На данном уровне предполагается достижение обучающимися следующих результатов:
Личностные результаты
 Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
 любовь и

уважение к Отечеству, его языку, культуре;

 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Метапредметные результаты
 самостоятельно формулировать

тему и цели урока;

 составлять план решения учебной
 работать по плану,

проблемы совместно с учителем;

сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
 пользоваться словарями,

справочниками;

 высказывать и обосновывать

свою точку зрения;

 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
 умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть
последовательность действий;

Третий уровень результатов:
Результатами освоения программы должны стать:
Личностные результаты
 интерес к письму,

к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

 интерес к изучению языка;
 осознание ответственности

за произнесённое и написанное слово

Метапредметные результаты
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
 осуществлять

анализ и синтез;

 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить

рассуждения

 высказывать и обосновывать

свою точку зрения;

 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
 умение

делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть
последовательность действий.
Предметные результаты
 формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России;
 понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
 сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры человека.
 овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Содержание тем курса "Корректирующий курс
русского

языка"

Форма

проведения:

очная,

фронтальная, групповая.
Вид деятельности: познавательная деятельность.
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены
орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой
штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые
задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со
словами-неологизмами архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и
энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логическипоисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логическипоисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к
заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных
способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и
развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№

Тема занятия

1

Речь устная и письменная

1

https://resh.edu.ru/

2

Что такое слово

1

https://resh.edu.ru/

3

В мире звуков

1

https://resh.edu.ru/

4

Игротека

1

https://resh.edu.ru/

5

Звуки и буквы- не одно и тоже

1

https://resh.edu.ru/

6

Что такое мета граммы

1

https://resh.edu.ru/

7

Жили-были гласные и согласные

1

https://resh.edu.ru/

8

Игротека

1

https://resh.edu.ru/

9

Волшебник Ударение

1

https://resh.edu.ru/

10

Такие разные согласные

1

https://resh.edu.ru/

11

Такие разные согласные

1

https://resh.edu.ru/

12

Игротека

1

https://resh.edu.ru/

13

Русские народные загадки

1

https://resh.edu.ru/

14

Зачем шипят шипящие

1

https://resh.edu.ru/

15

Познакомьтесь: алфавит!

1

https://resh.edu.ru/

16

Игротека

1

https://resh.edu.ru/

17

Привет, пословица!

1

https://resh.edu.ru/

18

Поговорим о предложении

1

https://resh.edu.ru/

19

Ещё немного о предложении

1

https://resh.edu.ru/

20

Игротека

1

https://resh.edu.ru/

21

Знакомимся с анаграммами

1

https://resh.edu.ru/

22

Что такое текст?

1

https://resh.edu.ru/

23

Что мы пишем с большой буквы

1

https://resh.edu.ru/

24

Игротека

1

https://resh.edu.ru/

25

О безударных гласных

1

https://resh.edu.ru/

26

О парных звонких и глухих
согласных

1

https://resh.edu.ru/

27

Слова-приятели

1

https://resh.edu.ru/

28

Игротека

1

https://resh.edu.ru/

29

Слова-неприятели

1

https://resh.edu.ru/

30

Волшебное слова предлог

1

https://resh.edu.ru/

31

Что за зверь такой-фразеологизм

1

https://resh.edu.ru/

32

Игротека

1

https://resh.edu.ru/

Кол-во
часов

План

Факт

ЦОР

33

Итоговое занятие. Учимся
различать слова разных частей речи

1

https://resh.edu.ru/

Итого: 33 часа

2 класс
№

Тема занятия

Кол-во
часов

План

Факт

ЦОР

1

Что мы знаем о звуках и буквах?

1

https://resh.edu.ru/

2

Что такое лексика?

1

https://resh.edu.ru/

3

Однозначные и многозначные слова

1

https://resh.edu.ru/

4

Игротека

1

https://resh.edu.ru/

5

Слова-братья

1

https://resh.edu.ru/

6

Слова - наоборот

1

https://resh.edu.ru/

7

Пословица недаром молвится

1

https://resh.edu.ru/

8

Игротека

1

https://resh.edu.ru/

9

И снова пословицы, пословицы,
пословицы, …

1

https://resh.edu.ru/

10

Играем со словарными словами

1

https://resh.edu.ru/

11

Анаграммы

1

https://resh.edu.ru/

12

Игротека

1

https://resh.edu.ru/

13

Секреты некоторых букв

1

https://resh.edu.ru/

14

Шарады, анаграммы и метаграммы

1

https://resh.edu.ru/

15

Еще раз о синонимах и антонимах

1

https://resh.edu.ru/

16

Игротека

1

https://resh.edu.ru/

17

Слова, обозначающие предметы

1

https://resh.edu.ru/

18

Слова, обозначающие действие
предметов

1

https://resh.edu.ru/

19

Слова, обозначающие признаки
предметов

1

https://resh.edu.ru/

20

Игротека

1

https://resh.edu.ru/

21

Текст, тема, главная мысль

1

https://resh.edu.ru/

22

Заголовок- всему голова

1

https://resh.edu.ru/

23

Работаем с фразеологизмами

1

https://resh.edu.ru/

24

Игротека

1

https://resh.edu.ru/

25

И снова пословицы

1

https://resh.edu.ru/

26

Ещё раз о фразеологизмах

1

https://resh.edu.ru/

27

Русские народные загадки

1

https://resh.edu.ru/

28

Игротека

1

https://resh.edu.ru/

29

И вновь словарные слова

1

https://resh.edu.ru/

30

Учимся различать имена
существительные, имена
прилагательные и глаголы

1

https://resh.edu.ru/

31

Какие слова русского языка помогают
называть качества характера

1

https://resh.edu.ru/

32

Игротека

1

https://resh.edu.ru/

33

Повторяем…

1

https://resh.edu.ru/

34

Итоговое занятие. Повторяем,
повторяем…

1

https://resh.edu.ru/

ИТОГО:

34 часа

3 класс
№

Тема занятия

Кол-во
часов

План

Факт

ЦОР

1

Да здравствует русский язык!

1

https://resh.edu.ru/

2

Вежливые слова

1

https://resh.edu.ru/

3

Поговорки и пословицы

1

https://resh.edu.ru/

4

Игротека

1

https://resh.edu.ru/

5

Запоминаем словарные слова

1

https://resh.edu.ru/

6

Растения во фразеологизмах

1

https://resh.edu.ru/

7

Животные во фразеологизмах

1

https://resh.edu.ru/

8

Игротека

1

https://resh.edu.ru/

9

Я не поэт, я только учусь…

1

https://resh.edu.ru/

10

Как Морфология порядок навела

1

https://resh.edu.ru/

11

Игры с пословицами

1

https://resh.edu.ru/

12

Игротека

1

https://resh.edu.ru/

13

И снова животные во фразеологизмах

1

https://resh.edu.ru/

14

Кое-что о местоимении

1

https://resh.edu.ru/

15

Познакомимся поближе с наречием и
числительным

1

https://resh.edu.ru/

16

Игротека

1

https://resh.edu.ru/

17

Состав слова. Основа слова. Формы
слова

1

https://resh.edu.ru/

18

Про корень и окончание

1

https://resh.edu.ru/

19

Про суффикс и приставку

1

https://resh.edu.ru/

20

Игротека

1

https://resh.edu.ru/

21

Непроизносимые согласные

1

https://resh.edu.ru/

22

Учимся различать приставку и
предлог

1

https://resh.edu.ru/

23

Учимся писать не с глаголами

1

https://resh.edu.ru/

24

Игротека

1

https://resh.edu.ru/

25

Имена существительные с шипящим
звуком на конце

1

https://resh.edu.ru/

26

Его величество Ударение

1

https://resh.edu.ru/

27

Поговорим о падежах

1

https://resh.edu.ru/

28

Игротека

1

https://resh.edu.ru/

29

Сложные слова

1

https://resh.edu.ru/

30

От архаизмов до неологизмов

1

https://resh.edu.ru/

31

По страницам энциклопедий

1

https://resh.edu.ru/

32

Игротека

1

https://resh.edu.ru/

33

Повторяем…

1

https://resh.edu.ru/

34

Итоговое занятие. Готовимся к
конкурсу «Русский медвежонок»

1

https://resh.edu.ru/

Итого:

34 часа

4 класс
№

Тема занятия

1

И снова о русском языке…

1

https://resh.edu.ru/

2

Крылатые слова и афоризмы

1

https://resh.edu.ru/

3

Копилка занимательных заданий

1

https://resh.edu.ru/

4

Игротека

1

https://resh.edu.ru/

5

Об именах

1

https://resh.edu.ru/

6

О русских фамилиях

1

https://resh.edu.ru/

7

В поисках сбежавших головоломок

1

https://resh.edu.ru/

8

Игротека

1

https://resh.edu.ru/

9

Мы играем в логогрифы

1

https://resh.edu.ru/

10

Учимся распознавать речевые ошибки

1

https://resh.edu.ru/

11

Коллекция заморочек

1

https://resh.edu.ru/

12

Игротека

1

https://resh.edu.ru/

13

Ох уж эти фразеологизмы!...

1

https://resh.edu.ru/

14

Работаем над рифмами

1

https://resh.edu.ru/

Кол-во
часов

План

Факт

ЦОР

15 Словесные забавы

1

https://resh.edu.ru/

16 Игротека

1

https://resh.edu.ru/

17 Продолжаем работу над
фразеологизмами

1

https://resh.edu.ru/

18 Русские пословицы и поговорки

1

https://resh.edu.ru/

19 Ассорти для любителей русского
языка

1

https://resh.edu.ru/

20 Игротека

1

https://resh.edu.ru/

21 И снова о фразеологизмах

1

https://resh.edu.ru/

22 Однородные члены предложения

1

https://resh.edu.ru/

23 Ошибочка вышла!

1

https://resh.edu.ru/

24 Игротека

1

https://resh.edu.ru/

25 Про омонимы и их разновидности

1

https://resh.edu.ru/

26 Еще немного фразеологизмов

1

https://resh.edu.ru/

27 В стране Перевертышей

1

https://resh.edu.ru/

28 Игротека

1

https://resh.edu.ru/

29 Что такое «паронимы»

1

https://resh.edu.ru/

30 Запоминаем словарные слова

1

https://resh.edu.ru/

31 31 июня

1

https://resh.edu.ru/

32 Игротека

1

https://resh.edu.ru/

33 Повторяем…

1

https://resh.edu.ru/

34 Итоговое занятие. Повторяем…

1

https://resh.edu.ru/

ИТОГО:

34 часа

Условия реализации программы. Материально-техническое
обеспечение
Для реализации программы используются классные помещения, закрепленные за
определенным педагогом. ПОУ «Корректирующий курс русского языка» реализуется
классными руководителями, закрепленными за определенными классами.
При реализации образовательной деятельности предполагается доступ детей к
современным техническим средствами программному обеспечению, что позволит получить
возможность формировать знания, навыки, которые способствуют развитию языковой
компетенции.
Физическая среда обучения представляет собой учебное помещение, соответствующее
требованиям санитарных норм и правил СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно- эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», СанПиН

1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания"».
Кадровое обеспечение
Для реализации дополнительной общеразвивающей программы необходимы педагоги
дополнительного образования или педагоги. Требования к образованию: высшее.
Формы аттестации
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.75) и приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» проведение итоговой аттестации по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам не предусмотрено.
Оценка образовательных результатов обучающихся по итогам реализации
дополнительной общеразвивающей программы носит вариативный характер. Инструменты
оценки достижений детей должны способствовать росту их самооценки и познавательных
интересов, а также диагностировать мотивацию достижений личности.
Текущий контроль включает следующие формы: творческие работы, защита технических
проектов, выставки, конкурсы, фестивали.
Для текущего контроля уровня знаний, умений и навыков используются следующие
методы: анализ результатов деятельности, самоанализ результатов деятельности.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Обязательные учебные материалы для учителя
1. Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык».

Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
2. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
3. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
5. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
6. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4

классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
7. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
8. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

Материально-техническое обеспечение

1. Персональный компьютер
2. Мультимедийный проектор
3. Доска магнитно-маркерная

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
1. http://school-collection.edu.ru/
2. https://resh.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».