ДООП Курс подготовки к школе

ПРИНЯТО
педагогическим советом
МАОУ СОШ №149
(протокол №1 от 29.08.2025)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом МАОУ СОШ №149
от «29» августа 2025г. №125

\

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально -гуманитарной направленности
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 149

Курс подготовки к школе

Екатеринбург, 2025г
1

Содержание
Раздел 1.

Комплекс основных характеристик программы

3

1.1.

Пояснительная записка (общая характеристика программы)

3

1.2.

Цель и задачи программы

9

1.3.

Содержание программы

11

1.4.

Планируемые результаты

20

Условия реализации программы

22

Раздел 2.
2.1.

Материально-техническое обеспечение

2.2.

Информационное обеспечение

2.3.

Кадровое обеспечение

2.4.

Формы аттестации

22
23

2.5.

Оценочные материалы

24

Список литературы

25

2

22
22

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность и нормативные основания для проектирования программы
Дополнительная общеразвивающая программа «курс подготовки к школе» имеет социально гуманитарную направленность, соответствует следующим основным нормативно-правовым
актам в сфере дополнительного и дошкольного образования детей:
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в

Российской Федерации».
2.

Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции

развития дополнительного образования детей».
3.

Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии

развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
4.

Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка

организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N
52831).
5.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-

3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»).
6.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28

«Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573.
7.

Постановление от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм

СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания"».

3

Актуальность
Актуальность программы определена тем, что подготовка детей к школе занимает особое место
в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребёнка к школе. Школа
предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребёнок дошкольного возраста
должен быть готов к новым формам общения. Он должен уметь общаться со взрослыми и
выстраивать свои отношения со сверстниками. У него должна быть достаточно развита
мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности,
сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций.
Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками учебных действий: уметь
анализировать объект, выделять признаки предмета; рассматривать объект и составлять его из
частей; проводить классификацию объектов; строить речевое высказывание в устной форме,
владеть коммуникативными и речевыми компетенциями. Для успешной адаптации детей
дошкольного возраста к обучению в школе необходима системная работа, которая не только
подготовит ребёнка к школе, но и сумеет снять разного вида перегрузки, сохранит здоровье
детей.
Так же, актуальность программы обусловлена положениями нового Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации», согласно которому дошкольное образование
направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных,
нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной
деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Образовательные программы дошкольного образования направлены, в том числе, на
достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

4

Краткая характеристика возрастных особенностей детей, учитываемых при реализации
программы, чтобы она была результативной.
Возраст 6—7 лет характеризуется возникновением новой социальной ситуации развития
ребёнка. У детей появляется круг элементарных обязанностей. Новые формы приобретает связь
ребёнка со взрослыми: совместная деятельность сменяется самостоятельным выполнением
указаний взрослого. Впервые становится возможным сравнительно систематическое обучение
ребёнка определённой программе. Но, как указывал Л. С. Выготский, эта программа может
быть реализована лишь в той мере, в какой она становится собственной программой ребёнка.
Одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства должна
стать психологическая готовность ребёнка к школьному обучению. Показатели готовности к
школе следующие: произвольность поведения, уровень развития речи, интеллекта, мотивации и
самооценки, уровень коммуникативных навыков, взаимодействие со взрослыми и со
сверстниками, в том числе и деловое.
Возраст 6—7 лет считается наиболее благоприятным для развития памяти. В среднем
дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Развитие произвольной
памяти у ребёнка в дошкольный период начинается в процессе его воспитания и во время игр.
Степень запоминания зависит у ребёнка от его интересов. Дети лучше запоминают то, что у
них вызывает интерес, и запоминают осмысленно. При этом дети преимущественно опираются
на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические
отношения между понятиями.
Память, всё больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный
характер.
Мышление детей 6—7 лет наглядно-образное. Этот вид мышления соответствует
особенностям их жизни и деятельности, задачам, которые возникают перед ними в процессе
игры, различных форм творческой деятельности (рисование, лепка, конструирование). Однако
в затруднительных случаях они возвращаются к генетически более раннему уровню мышления
— наглядно-действенному, так как иногда не могут решить поставленную задачу вне
практических действий с предметами. Им свойственно целостное восприятие мира. По мере
развития любознательности, познавательных интересов мышление всё шире используется
детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их
собственной практической деятельностью.
Дети 6—7 лет прибегают к экспериментам для выяснения интересующих их вопросов,
наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. Действуя в уме с образами, ребёнок
представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путём решает
5

стоящую перед ним задачу. Образное мышление — основной вид мышления дошкольника. В
среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а потом и более сложных задач с
косвенным результатом дети постепенно начинают переходить от внешних действий к
действиям, совершаемым в уме. После того как ребёнка познакомят с несколькими вариантами
задачи, он может решить новый её вариант, уже не прибегая к внешним действиям с
предметами, а получив необходимый результат в уме. Предпосылки для развития логического
мышления, усвоения действий со словами, числами как со знаками, замещающими реальные
предметы и ситуации, закладываются в конце раннего детства, когда у ребёнка начинает
формироваться знаковая функция сознания. В это время он начинает понимать, что предмет
можно обозначить, заменить при помощи другого предмета, рисунка, слова. Однако слово
может долго не применяться детьми для решения самостоятельных мыслительных задач.
И наглядно-действенное, и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. При
помощи речи взрослые руководят действиями ребёнка, ставят перед ним практические и
познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребёнка даже
в тот период, когда они ещё только сопровождают практическое действие, не предваряя его,
способствуют осознанию ребёнком хода и результата этого действия, помогают поискам путей
решения задач. Отдельно применительно к тематике развития мышления необходимо отметить
такую неготовность детей к школе, как вербализм. Вербализм связывается с высоким уровнем
речевого развития, хорошим развитием памяти на фоне недостаточного развития восприятия и
мышления. У таких детей речь развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными
грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом. В то же время, предпочитая
только вербальное общение со взрослыми, дети недостаточно включаются в практическую
деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с другими детьми. Вербализм
приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить
свои действия с заданными способами и некоторым другим особенностям, что не позволяет
успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми требует возврата к видам
деятельности, характерным для дошкольного возраста, — игре, конструированию, рисованию,
т. е. тем, которые способствуют развитию образного мышления. В дошкольном возрасте
глубокие сдвиги появляются в аффективно - потребностной сфере детской личности. У детей
начинается интенсивная «ориентация в основных смыслах человеческой деятельности»,
освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. Ребёнок вступает со взрослыми в
новые отношения, которые проявляются в своеобразном комплексе поведения: — в стремлении
к достижению результата своей деятельности; — в демонстрации успехов взрослому, оценка
которого вызывает аффективные переживания; — в признании достижений и их
эмоциональной оценке самим ребёнком.
6

Уровень программы
«Начальный уровень» предполагает минимальную сложность предлагаемого для освоения
содержания программы; развитие мотивации к деятельности по формированию предпосылок к
универсальным учебным действиям.
Освоение программного материала данного уровня предполагает наличие сформированности
предпосылок следующих универсальных учебных действий:
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез, как
составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением
недостающих элементов: анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и
различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение
заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;
осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку
взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определёнными вербальными и невербальными средствами
общения. Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и
сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника, задавать
вопросы. Формирование мотивационной и коммуникативной сферы
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование «Я-концепции» и
самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному
обучению.

7

Особенности организации образовательного процесса,формы и режим образовательной
деятельности
Программа построена на освоении детьми двух, взятых за основу в подготовке к школе
модулей. Модуль «Игралочка -ступеньки к школе. Математика для детей 6-7 лет»,
реализующий образовательную область познавательное развитее, и, модуль «По дороге к
азбуке. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» - образовательная область речевое
развитие.
Реализация программы в очном формате. Допускается использование дистанционных
технологий при наличии Интернет и специализированного программного обеспечения.
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Комплектуются группы детей по 10 человек. Состав групп обучающихся – постоянный.Наряду с
групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение
дифференцированного подхода к детям, так как в связи с индивидуальнымиособенностями
детей результативность может быть различной.
Наполняемость групп детей выдержана в пределах требований СанПиН 2.4.4.3172-14
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организациирежима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей" израсчета не менее
4,0 м2 на одного обучающегося.
Продолжительность занятий 2 раз в неделю по 30 минут (непрерывная продолжительность
работы детей с экраном электронного устройства– 5–7 минут, если смотрят на экран) в
соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Объём и срок освоения программы
Объем части познавательного развития модуля «Игралочка – ступеньки к школе. Математика
для детей 6-7 лет» – 36 часа (учебно-тематический план), части речевого развития модуль «По
дороге к азбуке. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» - 36 часа (учебнотематический план). Общее количество часов по программе 72.
Программа рассчитана на 1 учебный год.

8

Цель и задачи программы
Цель программы «курс подготовки к школе» – подготовить детей дошкольного возраста к
обучению в школе путем развития их психических функций в единстве их дошкольного и
школьного образовательного пространства.
Задачи
1.

Организовать на базе МАОУ СОШ №149 единое образовательное пространство между

дошкольным и начальным общим образованием (преемственность), для того, чтобы развивать
у будущих первоклассников их социальные и психические функции, необходимые для
систематического обучения в школе.
2.

Обеспечить опыт практических действий, который позволяет детям:



Усваивать и осмысливать математический материал;



Проводить эксперименты, наблюдения на действиях с предметами, предметными

картинками, моделями геометрических фигур;


Зарисовывать, раскрашивая, записывая результаты практических действий на языке

математики;


работать с текстом на слух;



строить пересказ, услышанного материала;



грамотно строить собственное высказывание;



моделировать (конструировать) буквы по образцу.

3.

Развивающие.

Создать условия для развития:


психических функций познавательной и эмоционально-волевой сферы;



коммуникативных умений;



умений действовать по правилам;



ценностных установок и ориентаций.



предпосылок универсальных учебных действий.



Элементарной культуры речи;



Навыков связной устной речи;



Подготовки детей к обучению чтению и письму.



Устной, связной речи.



Обучению письму.

4.

Воспитательные.

Создать условия для воспитания у обучающихся:


Предпосылок положительной мотивации обучения в школе;
9

В процессе освоения программы создать условия для получения обучающимися возможности
приобретения опыта освоения универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД – осуществление действий по образцу и заданному правилу; сохранение
заданной цели; умение увидеть указанную ошибку и исправить ее; осуществление контроля
своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД – овладение определенными вербальными и невербальными
средствами общения; умение слушать собеседника, задавать вопросы; эмоционально
позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Личностные УУД – положительное отношение к школьному обучению; мотивационные и
коммуникативные, формирование Я- концепции при подготовке к обучению в школе.
Познавательные УУД – осознанное и произвольное построение высказывания в устной форме;
самостоятельный выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

10

1.3. Содержание программы «курс подготовки к школе».
Учебно-тематический план соответствует модульной форме организации содержания.
В учебно-тематическом плане отражается перечень двух модулей и тем, с
использованием которых реализуется программа подготовки детей в возрасте 6-7 лет к
школе.
Примерное годовое планирование по модулю «Игралочка – ступеньки к школе.
Математика для детей 6-7 лет» 36 часов
6-7 лет
№

Тема занятия

Страниц

занятия

а
пособия

1

Тема «Повторение» Геометрические фигуры.

1-2

2

Тема «Повторение» Дифференциация геометрических

3-4

фигур. Действия с геометрическими фигурами.
3

Тема «Повторение». Опыт сложения геометрических фигур.

5-6

4

Тема «Повторение». Опыт вычитания геометрических

7-8

фигур.
5

Тема «Число и цифра 1»

9

6

Тема «Число и цифра 2»

10-11

7

Тема «Число 3»

12

8

Тема «Число и цифра 3»

13

9

Тема «Числа и цифры 1-3»

14-15

10

Тема «Числа и цифры 1-3»

16-18

11

Тема «Точка. Линия. Прямая и кривая линии»

19

12

Тема «Луч. Отрезок»

20-21

13

Тема «Незамкнутые и замкнутые линии»

22-23

14

Тема «Ломаная линия. Многоугольник»

24—26

15

Тема «Число 4»

27—29

16

Тема «Число и цифра 4».

30-33

17

Тема «Число и цифра 4».

34—35

18

Тема «Числовой отрезок»

36—39

19

Тема «Числовой отрезок»

40—41
11

20

Тема «Слева. Справа»

42—44

21

Тема «пространственные отношения»

45—46

22

Тема «Число 5»

47—48

23

Тема «Число и цифра 5»

49—50

24

Тема «Число и цифра 5»

51—60

25

Тема «Число и цифры 1-5»

61—62

26

Тема «Больше. Меньше»

63—65

27

Тема «Внутри. Снаружи»

66—67

28

Тема «Число 6»

68—71

29

Тема «Число и цифра 6»

72—73

30

Тема «Число и цифра 6»

74—77

31

Тема «Повторение пройденного материала»

78—79

32

Тема «Повторение пройденного материала»

80-81

33

Практические работы по пройденному материалу.

82-83

34

Практические работы по пройденному материалу.

84-85

35

Практические работы по пройденному материалу.

86-87

36

Диагностика курса

12

Годовое планирование по модулю «По дороге к азбуке» 36 часов
6-7 лет

№

Тема занятия

Количес

занятия

тво
часов

1

Звуки и буквы. Понятие «звук»; органы артикуляции, способы

1

произнесения звука.

2

Слова. Звуки. Выделение звука в начале, конце и середине слова.

1

3

Звук [А]. Знакомство с органами артикуляции, способами

1

произнесения звука, его условным обозначением.

4

Звук [О]. Обучение ответам на вопросы.

1

5

Звук [Э]. Обучение ответам на вопросы.

1

6

Звук [И]. Ответы на вопросы, выявление логических несоответствий в

1

рисунке или рассказе.

7

Звук [Ы]. Выделение звука в конце и середине слова.

1

8

Звуки [И] [Ы]. Изменение слов путем замены звука.

1

9

Звук [У]. Конструирование словосочетаний и предложений.

1

Акустические характеристики, выделение в слове гласных звуков.

10

Звук [М]. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. Знакомство с

1

классификацией звуков: твердые и мягкие согласные. Звук [Мь].

11

Звук [Н]. Соотнесение букв и звуков. Гласные и согласные
звуки. Звук [Н']. Составление слогов с помощью условных звуковых

1

обозначений

12

Звук [П]. Обучение составлению рассказа по сюжетной
картинке. Звук [П']. Выделение в слове твёрдьгх и мягких согласных

1

звуков.

13

Звук [Т]. Составление рассказа-описания. Звук [Т'].
1
«Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных обозначений.

14

Звук [К]. Акустические характеристики, выделение в слове
согласных звуков.
Звук [К'].Выделение в слове твёрдых и мягких,
ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

1

15

Звук [Х]. Наблюдение над многозначными словами в речи.
Звук [Х'].Определение положения звука в слове.

1

13

16

Звуки [К] - [X]
[ К'] - [Х']. Обогащение словарного запаса
детей.

1

17

Звук [Ф]. Обучение составлению рассказа по сюжетной
картинке. Звук [Ф']. Последовательное преобразование слова в другие

1

слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового
состава.

18

Звук [Й’]. Определение положения звука в слове.

1

19

Двойные звуки. Звук [И'О]. Соотнесение букв и звуков.
Звуки [Й'У]. Звуковой анализ слогов и слов.

1

20

Звуки [Й'А]. Звуковой анализ слогов и слов. Звуки [Й'Э].
Подробный пересказ текста по зрительной опоре.

1

21

Звуки [Й'Э], [Й'О], [Й'У], [Й'А]. Соотнесение букв и звуков.

1

22

Звук [Л]. Изменение слов путём замены, перестановки
звуков или слогов. Звук [Л'].
Изменение слов путём добавления, исключения звуков.
Звуки [Л] - [ Й']. Восстановление нарушенной
последовательности звуков или слогов в структуре слова.

1

23

Звук [Ф]. Обучение составлению рассказа по сюжетной
картинке. Звук [Ф']. Последовательное преобразование слова в другие

1

слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового
состава.

24

Звук [Й’]. Определение положения звука в слове.

1

25

Звуки [В] и [В']. Обучение диалоговой речи. Звонкие и
глухие согласные. Звуки [В] - [Ф], [В'] - [Ф'].

1

26

Звук [Ч']. Обучение составлению предложений, конструированию

1

словосочетаний. Звук [Щ']. Обучение распространению предложений,
добавлению недостающих слов.

27

Звуки [В] и [В']. Обучение диалоговой речи. Звонкие и
глухие согласные. Звуки [В] - [Ф], [В'] - [Ф'].

1

28

Звуки [Ч'] .Составление рассказа по серии картинок.
Звуки [Б] - [Б’]. Составление прямых и обратных слогов.
Звуки [Б] - [П], [Б'] - [П’]. Выделение в слове твердых и мягких,
ЗВОНКНХ И глухих согласных звуков.

1

29

Звуки [Д] - [Д']. Составление слова из изученных звуков и
слогов. Звуки [Д] - [Т], [Д’] - [Т'].
Классификация звуков: звонкие и глухие, мягкие и твердые
согласные.
Звук [С]. Участие в диалоге. Звук [С'].

1

30

Звуки [Г] - [Г']. Составление слов на заданное количество слогов.
Звуки [Г],[К]
14

1

Звук [3]. Восстановление нарушенной последовательности
слогов в структуре слова.
Составление слогов и слов.
Звук [3']. Конструирование словосочетаний.

31

32

Многозначные слова. Классификация звуков: свистящие
согласные звуки [3] - [С], [3'] - [С'].
Звук [Ш]. Звуковой анализ состава слогов и слов.
Звук [Ж]. Расширение словарного запаса.
Классификация
звуков: шипящие согласные звуки [Ж] - [3], [Ж] - [Ш].
Звук [Р]. Обучение составлению рассказа по серии картинок. Звук [Р'].

1

1

«Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных
обозначений.

33

Звуки [Р] - [Л], [Р'] - [Л']. Выявление различий в звуковом (слоговом)
составе двух слов.

1

34

Страна Азбука (обобщающее занятие). Обогащение словарного запаса.

1

35

Страна Азбука (обобщающее занятие). Обогащение словарного запаса.

1

36

Страна Азбука (обобщающее занятие). Обогащение словарного запаса.

1

15

1.4. Планируемые результаты
Планируемые результаты после освоения модуля «Игралочка ступенька к школе»:
— определять взаимное расположение предметов (показывать и называть предмет,
расположенный правее (левее), выше (ниже) указанного предмета, между предметами и т. д.);
— сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия;
— называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;
— сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);
— определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом;
— сравнивать числа, используя термины «больше», «меньше», «столько же»;
— различать и называть простейшие геометрические фигуры (отрезок, треугольник,
прямоугольник, квадрат, круг), находить их прообразы в окружающем мире;
— проводить мыслительные операции на несложном материале (сравнивать объекты (ряды
чисел, ряды геометрических фигур), указывая их сходство и различия, проводить
классификацию объектов по заданным признакам, выявлять закономерности и использовать их
для выполнения заданий).
— владеть универсальными предпосылками учебной деятельности;
— уметь работать по образцу, по заданному правилу, по инструкции взрослого;
— ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на плоскости
и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и
т. д.);
— определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между и т. д.);
— сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать их;
— называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;
— сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);
— определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом;
— объяснять (на предметах, предметных рисунках, на схематических рисунках) конкретный
смысл действий сложение и вычитание;
— различать и называть простейшие геометрические фигуры (отрезок, треугольник,
прямоугольник, квадрат, круг), находить их прообразы в окружающем мире;
— отличать простую текстовую задачу от рассказа с числами;
— воспринимать учебно-познавательную задачу и способы её решения;
— проводить мыслительные операции на несложном материале (сравнивать объекты, указывая
их сходство и различия, проводить классификацию объектов по заданным признакам, выявлять
закономерности и использовать их для выполнения заданий, проводить простейшие логические
рассуждения и др.);
16

— применять полученные знания для решения простейших задач практического содержания.
Планируемые результаты после освоения модуля «По дороге к азбуке»:
— проводить классификацию звуков по их произношению;
— проводить классификацию печатных букв по их элементам;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям;
— соблюдать элементарные гигиенические правила;
— уметь ориентироваться на странице тетради.

17

Раздел 2. Условия реализации программы
2.1.Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы выделен кабинет как рабочее пространство для реализации
дополнительной программы.
Физическая среда обучения представляет собой учебное помещение, соответствующее
требованиям санитарных норм и правил СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно - эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"».
Рабочее пространство для подготовки к школе включает в себя учебный кабинет,
оборудованный с рабочими столами, демонстрационной передвижной доской.
2.2. Информационное обеспечение
Содержание программы реализовано в пособии для детей «Игралочка ступенька к школе»

Основной программно-методический комплект «Игралочка» (основной компонент программы)
содержательно представлен в последовательных курсах математического развития
дошкольников «Игралочка – ступенька к школе»
(для детей старшего дошкольного возраста) авторов Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е.
Курсов включает в себя:
1) методические рекомендации для педагогов;
2) рабочие тетради для ребенка;
3) демонстрационный материал;
4) раздаточный материал.
Содержание данного курса позволяет дошкольникам накопить первичный опыт
математической деятельности по всем содержательно-методическим линиям школьного курса
математики.

Во время проведения занятий речь идет не просто об общении и приятном
времяпровождении, а о формировании у детей в процессе игровой деятельности необходимых
представлений, умений, качеств, об интеллектуальном и личностном развитии детей. В
качестве педагогического инструмента выступает, с одной стороны, дидактическая система
деятельностного метода обучения (технология проведения занятий разного типа, система
дидактических принципов и т.п.), которая обеспечивает качество образовательного процесса. С
другой стороны, используемые дидактические игры помогают одухотворить общение, сделать
его увлекательным и интересным.

Дидактические игры подобраны так, чтобы поэтапно и последовательно
решались задачи дошкольной подготовки.

Математическое развитие детей не ограничивается одним лишь занятием, а
включается в контекст всех других традиционных для детского сада видов деятельности: игра,
рисование,индивидуальная работа и т.д.

В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с
учебными заданиями, которые позволяют переключать активную деятельность детей
(умственную, двигательную, речевую), не выходя из игровой ситуации.
18


На занятии недопустима спешка и любое напряжение. Надо всегда помнить о
приоритете принципа психологической комфортности и вести занятия в комфортном и
спокойном для детей темпе.
Для обучения по модулю «По дороге к азбуке» реализуется с использованием пособий по
речевому развитию «По дороге к азбуке». Работа по пособиям может проходить как
последовательно, так и одновременно. Использование пособий происходит по выбору
педагога. Так, в период изучения разделов «Развитие звуковой культуры речи», «Развитие
фонематического слуха», «Формирование чёткого произношения звуков» наравне с частью
1 в работе может быть использован материал части 2. Содержание модуля «От слова к
букве» в программе и содержание пособий «От слова к букве» помогают подготовить детей
к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь. Содержание пособий
направлено на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для
успешного изучения русского языка. Отличительной чертой содержания пособий является
интеграция разделов «Развитие речи», «Подготовка к обучению чтению», «Подготовка к
обучению письму».
2.3. Кадровое обеспечение
Для реализации дополнительной общеразвивающей программы необходимы педагоги
дополнительного образования или воспитатели. Требования к образованию: высшее
образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп
направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего
профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной
организации.
Стремительные темпы развития технологических инноваций требуют непрерывного
образования от педагогов (повышения квалификации, самообразования, обмена опытом),
повышения педагогических компетенций по использованию активных методов обучения.
2.4. Формы аттестации
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.75) и приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» проведение итоговой аттестации по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам не предусмотрено.
19

Оценка образовательных результатов обучающихся по итогам реализации
дополнительной общеразвивающей программы носит вариативный характер. Инструменты
оценки достижений детей должны способствовать росту их самооценки и познавательных
интересов, а также диагностировать мотивацию достижений личности.
2.5. Оценочные материалы
По окончании освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы рекомендуется
оценить уровень готовности ребенка к школе по средствам диагностики «Готов ли я к школе? Пособие
для детей 5—7 лет» (далее пособие). Готовность ребёнка к школе определяется по основным блокам,
которые представлены в пособии.
При проведении диагностики, помимо заданий, предлагаемых в рабочей тетради, необходимо
использовать метод наблюдения. Это позволит произвести всестороннюю педагогическую оценку
социальной и школьной зрелости ребёнка. Диагностика с помощью рабочей тетради
Ориентация в окружающем мире. Собирается информация об уровне знаний ребёнка об окружающем
мире, о его ориентированности в жизненных ситуациях. Ребёнок, готовый к поступлению в школу,
должен знать и уметь назвать:
1. Свои имя и фамилию (желательно и отчество).
2. Свой возраст (дату и год рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Страну и город, в которых живёт.
5. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
6. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года).
7. Домашних и диких животных, птиц.
8. Транспорт. Различать одежду, обувь и головные уборы.
10. Различать овощи, фрукты и ягоды.
На основе подсчёта количества знаков «+» (исходя из десяти групп вопросов) определяется:
· высокий уровень: 8—9 плюсов;
· средний уровень: 5—6 плюсов;
· низкий уровень: меньше 4 плюсов.
Развитие графического навыка. Определяется степень развития мелкой моторики и навыков владения
графической деятельностью. Готовый к школьному обучению ребёнок должен уметь владеть
карандашом, без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические
фигуры, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать,
штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов. Результат оценивается как высокий в том
случае, если:
· выходы за пределы «дорожек» и нарушение линии отсутствуют;
· характер линий ровный, прямой, нажим ровный;
· размер элементов соответствует эталону;
20

· форма элементов соответствует эталону;
· наклон соответствует эталону;
· отклонение от строчки незначительное;
· правильно воспроизведена последовательность элементов;
· правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов.
Развитие памяти.
Предлагаемые наборы слов и рисунков для запоминания лучше давать с небольшим временным
интервалом (или вовсе в разные дни) для того, чтобы не произошёл эффект наложения одних стимулов
на другие.
Также можно использовать различные наборы стимулов, приведённые в книге для исследования памяти
ребёнка «на входе» и «на выходе», т. е. в начале подготовки ребёнка к школе и при проверке конечного
результата подготовки. Диагностируются следующие типы памяти: слуховая — задания на запоминание
слов на слух; зрительная — задания на запоминание картинок; наглядно-образная — задания на
запоминание сюжетных картинок; словесно-логическая — задания на пересказ прочитанного сюжета.
При анализе результатов учитывается способность ребёнка к запоминанию и воспроизведению из 10
предложенных ему стимулов (картинок или слов). Нормой для детей 5—6 лет является воспроизведение
5—6 слов (картинок) с первого раза. Объём запоминания 8—10 стимулов оценивается как высокий, 5—
7 стимулов — как средний, ниже 5 стимулов — как низкий. Процедура может повторяться до тех пор,
пока ребёнок не воспроизведёт все слова (картинки) правильно. Примерно через 20— 30 мин можно
попросить ребёнка вспомнить эти слова (картинки) ещё раз. При отсроченном воспроизведении (через
20—30 мин) ребёнок должен воспроизвести 5—7 слов (картинок).
Уровень развития внимания. Определяется развитие объёма и устойчивости внимания. Ребёнок должен
уметь сосредоточиваться и удерживать внимание на задании в течение 4—5 мин. При анализе
результатов выполнения заданий учитывается количество ошибок. При выполнении задания
«Зачеркнуть фигуру» количество пропущенных или неправильно зачёркнутых знаков не должно
превышать трёх. В норме дети 5—6 лет могут проработать безошибочно 4—5 мин. При выполнении
заданий более 10 мин и (или) при количестве ошибок более 10 задание считается невыполненным.
Задания также позволяют анализировать развитие волевой сферы. Дети с низкой произвольностью, у
которых не сформирована волевая сфера, вообще не принимают задание, постоянно отвлекаются,
делают много ошибок уже в начале работы, иногда начинают рисовать или раскрашивать фигурки.
Выполнение заданий позволяет выявить степень астеничности, утомляемости детей. Слабые дети
устают очень быстро и начинают делать много ошибок не через 4—5 мин, а уже через 2—3 мин. Таких
детей следует отличать от детей с низкой волевой готовностью. Астеничные дети сразу принимают
задание и начинают правильно зачёркивать фигуры, в то время как дети с низкой произвольностью
допускают ошибки с самого начала работы. Успешность выполнения задания «Найди различия»
(диагностика концентрации внимания) в двух «одинаковых» картинках оценивается следующим
образом: · высокий результат — нахождение всех различий; · выше среднего — 6 различий из 7; 8—9
различий из 10; · средний результат — 5 различий из 7; 7 различий из 10. Выполнение задания
21

«Лабиринт» не должно превышать 1—1,5 мин. Если задание выполняется более 2 мин или с ошибками,
задание считается невыполненным. Во второй части пособия заданию 35 «Лабиринт» соответствует
более сложный тест — «Перепутанные линии», который более подходит возрасту и подготовке ребёнка.
При выполнении задания «Перепутанные линии» время выполнения задания не должно превышать 1—2
мин. При выполнении задания более 5 мин и (или) при количестве ошибок более трёх задание считается
невыполненным.
Уровень развития мышления.
Проводится изучение степени сформированности словесно-логического мышления. При этом
выявляется: · наличие у ребёнка умения составить связный рассказ по сюжету картинки. При
затруднениях педагог может помочь ребёнку, задавая наводящие вопросы; · правильный порядок
расположения картинок, который должен соответствовать логике событий. При наличии неправильного
выбора педагог должен спросить ребёнка, почему он сделал такой выбор. Если ребёнок не может
обосновать свой выбор, то задание считается невыполненным и занятия с картинками прекращаются с
тем, чтобы вернуться к ним позже; · наличие в речи ребёнка обобщающих слов. Кроме того, это задание
служит дополнительной проверкой словарного запаса ребёнка. Если среди слов, называемых взрослым,
встречаются слова, незнакомые ребёнку, педагогу необходимо объяснить их значение; · умение
объединять изображённые на картинках предметы по основному признаку (овощи, цветы, насекомые).
Ребёнок должен уметь объяснить, чем лишний предмет отличается от остальных. В случае ошибки
педагог должен помочь ребёнку правильно объединить предметы в группы и объяснить ему значение
существенных признаков предмета; · умение ребёнка классифицировать предметы по определённому
признаку (по цвету, форме, качеству и другим признакам). Развитие речи. При выполнении заданий с
помощью рабочей тетради выявляются следующие особенности развития речи ребёнка: · умение
ребёнка выполнять словесные поручения. Если ребёнок затрудняется выполнить задания, инструкция
упрощается (например, «Разложи кубики на полу»); · понимание ребёнком грамматической
конструкции предложения; · наличие в речи ребёнка глаголов, а также проверка словарного запаса и
работа над его пополнением в случае необходимости. Чем больше вариантов придумает ребёнок, тем
богаче его словарный запас, продуктивнее ассоциации и процессы понимания. Педагогу следует также
обратить внимание на те глаголы, которые подбирает ребёнок: будут ли с их помощью обозначаться
самые простые действия (лежит, стоит, кушает) или более сложные; · проверка наличия в речи ребёнка
имён прилагательных, их процентного соотношения с другими частями речи; · развитие умения
подбирать антонимы (слова с противоположным значением); · правильность употребления ребёнком
предлогов на, в, за, около, их правильное согласование с существительными; · умение изменять
существительные по числам· Ребёнок должен назвать предметы самостоятельно, так как повторение
вслед за взрослым не создаст представления о звукопроизношении: ребёнок будет специально стараться
говорить чётче. Предлагаемые для проверки звуки: [р], [л], [с], [з] и шипящие [ж], [ш], [ч]. Если в
процессе выполнения ребёнком этого упражнения педагог заметит неправильное звукопроизношение
или замену одного звука другим, то в этом случае целесообразно провести консультацию у логопеда.

22

По итогам проведенной диагностики, составляются рекомендации родителям по
коррекции недостатков сформированной готовности к школе.

23

Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. N• 273 ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»
3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 29. 08. 2013 г. N1008
"Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по дополнительным общеобразовательным
программам»
4.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
04.07. 2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно —
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательнмх организаций дополнительного образования детей. Учебно-методический
комплекг авторов Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Т. Р. Кисловой «По дороге к Азбуке» (ч. 3,4).
5. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». Практический курс по развитию
математических представлений у детей 6-7 лет // методические рекомендации. – М., Ювента,
2023.
6. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Демонстрационные и раздаточные материалы к курсу
«Игралочка». – М., Ювента, 2022.

9

9

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».