ДООП Подготовка к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ

ПРИНЯТО
педагогическим советом
МАОУ СОШ №149
(протокол №1 от 29.08.2025)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом МАОУ СОШ №149
от «29» августа 2025г. №125

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
гуманитарной направленности
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 149
Подготовка к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ

Екатеринбург, 2025

Пояснительная записка
Программа элективного курса «Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому
языку» предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.
Объём программы - 34 часов учебной нагрузки. Программа состоит из 3-х
модулей, соответствующих трём частям экзаменационной работы.
Модуль 1 (часть1). Изложение исходного текста
1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.
2. Речеведческий анализ текста.
3. Составление плана. Приёмы компрессии текста.
4. Аудирование и письмо (практикум по написанию и анализу сжатого изложения).
Модуль 2 (часть 2). Обобщение и систематизация знаний по русскому языку.
1. Повторение фонетики, морфемики и орфографии.
2. Повторение морфологии.
4. Повторение синтаксиса и пунктуации.
5. Развитие речи. Лексика. Фразеология.
Модуль 3 (часть 3). Сочинение-рассуждение.
1. Лингвистический анализ текста как средство выражения авторского замысла.
2. Композиционные особенности построения текста-рассуждения.
3. Реализация коммуникативного замысла.
Цели программы:
 повторение и углубление содержания учебного материала, изученного в
основной школе;
 обеспечение дополнительной подготовки к итоговой аттестации в формате
ОГЭ;
 оказание психологической поддержки учащимся в подготовке к экзамену в
новой форме.
Цели и содержание программы соотнесены с требованиями государственного
стандарта по русскому языку, опираются на официально-нормативную базу новой
формы итоговой аттестации учащихся. Программа курса построена с учетом
кодификатора элементов содержания по русскому языку для составления
контрольно-измерительных материалов ОГЭ и на основе спецификации.
Задачи:
 обобщить знания о языке как системе (знания по орфографии, морфологии,
лексике, словообразованию, синтаксису);
 развивать орфографическую и пунктуационную грамотность;
 формировать устойчивые навыки нормативной речи;
 развивать умения анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий,
языковой анализ текста;
 совершенствовать речевую деятельность учащихся.
2

Актуальность элективного курса
Содержательный компонент программы определяется обязательным
минимумом содержания обучения в предметной области «Русский язык» и
представляет самые трудные и наименее изученные разделы программы. Большое
количество часов отводится на повторение лексики, развития речи, орфографии, на
углубление и систематизацию знаний и умений учащихся по разделам синтаксиса
и пунктуации.
Элективный курс предполагает работу по речеведению и текстоведению.
Главное внимание уделяется вопросам понимания и информационной переработки
текстов разных стилей и типов речи, приёмам компрессии текста. Подготовка
учащихся к выполнению задания части 3 (сочинение-рассуждение) получает
теоретическое обоснование и сопровождается обязательной практической
реализацией.
Реализация
содержания
речеведения
предполагает
совершенствование специальных умений и навыков работы с текстом:
- оценивать и анализировать текст, находить проблему текста;
- определять стиль речи;
- сокращать текст разными способами;
- использовать языковые средства обобщенной передачи содержания;
- отобрать в исходном тексте главное;
- сохранить последовательность и логичность предложенного текста;
- составить план и писать по плану;
- правильно и точно излагать свои мысли;
- составить композицию сочинения-рассуждения, опираясь на поставленный
вопрос в части 3;
- при аргументации использовать ссылки на исходный текст;
- анализировать речевые средства, использованные в тексте;
- соблюдать речевые и грамматические нормы.
Совместная деятельность учителя и учащихся направлена на формирование
универсальных учебных умений и навыков, что способствует успешной подготовке
учащихся по другим общеобразовательным предметам.
Программа элективного курса предполагает использование активных форм
организации деятельности учащихся, коллективного способа обучения, дискуссии.
За время обучения учащиеся выполняют разные виды работ: занимаются анализом
и обработкой текста, созданием собственных текстов; выполняют тестовые задания
и др.
Итоговый контроль обучения предусматривает проверку сформированности
практических умений и навыков. В качестве проверочного материала возможно
3

использование контрольных измерительных материалов открытого сегмента ФЦТ
или сборников по подготовке к ОГЭ по русскому языку.
Результаты освоения элективного курса
В процессе прохождения программы должны быть достигнуты следующие
результаты:
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного образования;
2) уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к
речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность
к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
I) владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из
различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы
Интернета; овладение приёмами отбора и систематизации материала на
определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ
и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,
полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств
и информационных технологий; способность свободно, правильно излагать свои
мысли в устной и письменной форме;
2) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Предметные результаты:
1) представление о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни
человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности, при получении образования, а также роли
русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение
различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или
прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам
4

и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному,
увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с
учётом замысла, адресата и ситуации общения;
4) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания,
основных признаков и структуры, принадлежности к определённым
функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка.
Содержание курса с указанием видов деятельности
Модуль1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.
Государственная итоговая аттестация как форма контроля. Спецификация как
документ, перечисляющий особенности экзаменационной работы. Структура
экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по
уровням сложности. Демоверсия по русскому языку.
Описание бланков регистрации и ответов участника ОГЭ. Правила заполнения
бланков ОГЭ. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым
ответом.
2. Работа над частью 1. Изложение исходного текста.
Текст, его строение. Речеведческий анализ текста. Тип и стиль речи. Тема и
композиция. Основная мысль исходного текста. Коммуникативно-речевые умения:
осмыслить прочитанное, вычленить главное в тексте, сократить текст разными
способами, логично и кратко изложить содержание, точно использовать языковые
средства обобщённой передачи содержания.
3.Выделение микро- и
макротемы. Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие
информацию: 1 абзац - это проблемный вопрос, в котором автор пытается
разобраться; во 2 абзаце (основная часть) записать развитие мысли автора; 3 абзац это вывод автора на основании своих размышлений. Составляя план, учащиеся
должны учитывать тип речи, потому что функционально-смысловые типы речи
строятся по-разному. Приёмы компрессии текста: а) исключения подробностей
(например: некоторых членов предложения или предложений, конкретизирующих
смысл первого, в котором заключена основная мысль автора, исключение
повторов, исключение фрагмента, имеющего менее существенное значение);
б)обобщение однородных явлений (например: замена однородных членов
синонимичным выражением, замена предложения или его части указательным
местоимением, замена сложноподчинённого предложения простым); в) сочетание
исключения и обобщения ( например: слияние простых предложений в сложное,
повествующих об одном и том же, одновременно исключая повторы, однородные
члены и разные обособления).
5

4. Аудирование и письмо. Написание чернового варианта переработки
информации текста, данного для сжатого изложения с учётом методических
требований и комментариев учителя (чтение текста, составление плана
и переработка информации с применением приёмов компрессии).
5. Контроль знаний (часть 1) Практикум по написанию и анализу сжатого
изложения.
Модуль 2. Работа над частью 2.
Задания части А связаны с внимательным прочтением текста и пониманием
содержания. Задания части В связаны с грамматическими нормами
(морфологическими и синтаксическими).
6. Повторение фонетики. Буквы и звуки. Звуко-буквенный анализ (звонкие и
глухие, мягкие и твёрдые звуки, двойная роль букв е,ё,я,ю.
Повторение орфографии. Правописание гласных в корне: изменяемые и
неизменяемые
на
письме;
правописание
приставок
изменяемых,
неизменяемых, пре-//при-; правописание корней с чередованием гласных о-а, е-и, с
непроизносимой согласной. Слитное, дефисное, раздельное написание.
Способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный).
7. Повторение морфологии.
Разграничение самостоятельных и служебных частей речи. Нормы употребления
частей речи.
Блок 1. Повторение морфологических признаков существительных, глаголов,
прилагательных, причастий и деепричастий.
Блок 2. Правописание личных окончаний глаголов.
Блок 3. Правописание гласных в суффиксах глагольных форм.
Блок 4. Трудные случаи написания Н и НН в различных частях речи.
Блок 5. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
Блок 6. Союзы сочинительные и подчинительные, союзные слова.
8. Лексика и фразеология.
Анализ текста. Лексическое значение слова. Выразительные средства лексики
(слова однозначные и многозначные, в прямом и переносном значении, метафора,
метонимия, синекдоха, эпитеты, сравнения, олицетворения). Фразеологизм и его
признаки. Замена фразеологических оборотов синонимами. Нормы сочетаемости.
9. Работа с текстом. Нахождение изобразительных средств языка в тексте, их
толкование.
10. Контроль знаний. Написание сочинения-рассуждения о роли выразительноизобразительных средств в тексте. Соблюдение композиции сочинениярассуждения: тезис, аргументы, вывод.
11.Повторение синтаксиса и пунктуации.
6

Словосочетание. Виды подчинительной связи: согласование, управление,
примыкание. Синонимичные словосочетания.
12. Простое предложение, его грамматическая основа. Способы выражения
подлежащего (существительное,
субстантивированное
прилагательное
и
причастие, местоимение, числительное, инфинитив). Виды сказуемого: простое и
составное (составное глагольное и составное именное). Типы предложений:
простое (односоставное и двусоставное), простое осложнённое (уточняющие
члены предложения, однородные члены, вводные слова и конструкции, обращения,
обособленные
определения,
приложения,
обстоятельства,
дополнения), сложное (союзные, бессоюзные, с различными видами связи. Виды
простого односоставного предложения: назывные, определённо-личные,
неопределённо-личные, безличные.
Построение предложений с обособленным определением или обособленным
обстоятельством. Знаки препинания при обособлении.
13. Виды сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчинённое,
бессоюзное.
Знаки
препинания
в
сложных
предложениях.
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными (подчинение
последовательное, однородное, параллельное).
14. Контроль знаний. Тест в формате ОГЭ (часть 2)
Модуль 3 (часть 3)
15. Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему.
Лингвистический анализ текста по заданному вопросу (цитате) с опорой на
содержание исходного текста. Умение раскрыть глубину данной фразы и связать её
с текстом через толкование. Умение соблюдать композицию сочинениярассуждения: 1 часть - тезис (цитата, понимание её или небольшой комментарий
к ней); 2 часть - аргументы (два примера, взятых из текста, которые доказывают
цитату); 3 часть - заключение ( либо обобщение, вывод, либо ответ на вопрос).
Работа с текстом и цитатой: 1 шаг - определение ключевых слов в цитате; 2 шаг толкование слов-ключей, 3шаг - сопоставить цитату с текстом. Комментарий к
вступлению и иллюстрирование примеров-доказательств к цитате в основной части
сочинения-рассуждения. Работа над абзацем. Прямая и косвенная речь, умение
сокращать цитирование.
16. Контроль знаний (часть 3) Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ
(задание 9.1)
17. Итоговое занятие. Анализ и редактирование работ.
Календарно-тематическое планирование
№

Дата Колво

Тема занятия
7

1.

2.

3.

4.

5.
6.

7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

часов
1
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ.
Число
и
вид
заданий.
Знакомство
с
демонстрационным вариантом 2021 уч. года.
Особенности заполнения бланков экзаменационной
работы.
1
Знакомство с критериями оценки выполнения
заданий с развернутым ответом. Требования к
полноте и правильности записи развернутого ответа.
Часть 1
1
Задание 1. Сжатое изложение. Что такое микротема.
Учимся находить микротемы исходного текста.
Абзацное членение текста.
1
Задание 1. Сжатое изложение. Что такое сжатие
(компрессия) текста. Приемы сжатия текста.
Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.
1
Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия
текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.
1
Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия
текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.
Часть 3
1
Задание 9.1. Сочинение на лингвистическую тему.
Критерии оценки задания 9.1. Структура сочинения
на лингвистическую тему.
1
Задание 9.1.Учимся формулировать тезис.
1
Задание 9.1. Учимся аргументировать.
1
Задание 9.1. Учимся писать вывод.
1
Задание 9.2.,9.3. Сочинение-рассуждение по тексту.
Критерии оценивания.
1
Задание 9.2., 9.3.Учимся формулировать тезис
сочинения-рассуждения.
1
Задание 9.2., 9.3. Учимся аргументировать.
1
Задание 9.2., 9.3. Учимся писать вывод сочинениярассуждения.
Часть 2
1
Понимание текста. Целостность текста.
1
Извлечение информации.
1
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
1
Повторение по теме «Морфология». Лексический
анализ слова.
1
Выразительные средства. Стили речи.
1
Правописание корней.
1
Правописание приставок.
1
Правописание суффиксов.
1
Знаки препинания в простом осложненном
8

24.

1

25.

1

26.
27.

1
1

28.
29.

1
1

предложении
Знаки
препинания
в
сложносочиненном
предложении.
Знаки
препинания
в
сложноподчиненном
предложении.
Словосочетание.
Грамматическая основа предложения. Простое
осложненное предложение.
Сложные бессоюзные предложения.
Сложные предложения с различными видами связи.
Синтаксический анализ сложного предложения.

Пояснительная записка
Данная программа курса внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ по русскому
языку» составлена на основе:
1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012
№413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
9

программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность";
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766
"О внесении изменений в федеральный перечень учебников,
допущенных
к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 20 мая 2020 г. № 254";
Актуальность программы «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» на
современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что
полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать
собственные высказывания.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно – методическая функция позволяет всем участникам процесса
получить преставление о целях, содержании, общей стратегии обучения,
воспитания и развития, обучающихся средствами данного элективного курса.
Организационно - планирующая функция предусматривает выделение этапов
обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных
и качественных характеристик на каждом из этапов.
Данный курс нацелен на качественную подготовку выпускников к сдаче экзаменов
в форме ЕГЭ .
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного
предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать
умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне,
позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам
прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы с
учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Цели курса - совершенствование приобретенных учащимися знаний,
формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции,
развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников,
воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к
выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном
уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и
коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике
нормативной устной и письменной речи.
изучение нормативных и методических документов по организации и проведению
ЕГЭ по русскому языку;
10

овладение основными нормами литературного языка;
создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения
выполнять все виды языкового анализа;
дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных
задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых
заданий;
освоение стилистического многообразия и практического использования
художественно-выразительных средств русского языка;
обучение анализу текста, его интерпретации;
совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении
экзаменационной работы;
развитие речевой культуры.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
Курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» рассчитан на 68 часов. Срок
реализации - два года (10-11 классы). в 10 классе 34 часа (1 час в неделю), 11 класс
– 34 часа (1 час внеделю).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
• сформированность гармоничной языковой личности, способной посредством
усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского
народа, русской многовековой культуре, толерантное отношение к языку и
культуре народов многонациональной России и усвоение форм толерантного
поведения в поликультурном мире;
• через осознанное освоение лексического богатства русского языка, получившего
образцовое воплощение в литературных произведениях отечественной классики,
формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и
ценить малую родину, связывающей своё будущее с развитием своего края, города,
села;
• посредством выявления языковых особенностей произведений русской
литературы, несущей мощнейший гуманистический заряд, формирование
нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
• через понимание эстетических основ художественного текста, выраженных
языковыми средствами, приобщение обучающихся к эстетическому отношению к
миру, сформированность основ экологического сознания, понимаемого
относительно изучения русского языка как неприменение речевой агрессии и
умение противостоять речевой агрессии посредством организации
гармонизирующего диалога, осознания необходимости саморазвития и
11

самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества;
• через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение понимания
его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней,
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;
• обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни.
Метапредметные результаты:
• способность и готовность к продуктивному общению и эффективному
взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного
применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые
средства, уместные в конкретной речевой ситуации;
• обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности
языковыми средствами оформления поисковой работы, владение
соответствующими стилями речи;
• освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного
материала, аналитической работы с текстами различной направленности и
стилевой принадлежности, реферирования, тезирования, выявления основной
мысли и приводимых аргументов;
• приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за
принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по
предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и
поликультурным темам проектов;
• овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного,
целесообразного оформления собственной точки зрения, использование
соответствующих речевых средств;
• владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование);
• владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий;
выдвижение гипотезы, научный аппаратобоснования и опровержения),
необходимыми для работы с информацией;
• формирование навыка познавательной рефлексии как осознания правильности,
целесообразности, эффективности и экологичности совершаемых действий и
мыслительных процессов за счёт выполняемых в рамках программы проектных и
исследовательских работ, аналитических лингвистических упражнений и
аналитико-синтетических заданий к фрагментам предложенных текстов
нравственно-этической, социально значимой и научно-публицистической
тематики.
Предметные результаты:
• сформированность понятий «национальный русский язык» и «русский
литературный язык»;
• понимание характера обязательности, вариативности, допустимости в
применении норм литературного языка; закрепление навыка соблюдения языковых
12

норм в речи в ходе повседневного бытового, учебного, научного, делового
общения;
• владение на основе полученных знаний о нормах русского литературного языка
навыками самоанализа и самооценки собственной произвольной речи или
воспроизведённой речи;
• владение умением анализировать текст с точки зрения содержащейся в нём
информации (основная/второстепенная, явная/скрытая);
• умение представлять текст в виде тезисов, конспектов, рефератов, сочинений
разных жанров, а содержание грамматических правил – в виде таблиц, алгоритмов,
свёрнутых алгоритмических предписаний;
• более глубокое и детальное знание содержания произведений
художественной литературы;
• способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать своё к ним отношение в развёрнутых аргументированных устных и
письменных высказываниях;
• знание изобразительно-выразительных средств русского языка и умение их
применять;
• осознание художественной картины мира, созданной в литературном
произведении в единстве эмоционального личностного и интеллектуального
понимания
2.Содержание курса с внеурочной деятельности
Информация о ЕГЭ.
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению
государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.
Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы.
Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых
заданий и сочинения.
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность
текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста.
Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи
предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста.
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые
типы
речи,
их
отличительные
признаки.
Предупреждение ошибок при определении типов речи. Функциональные стили, их
характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении
стиля текста. Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их
характеристика. Стилистические фигуры.
Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Ударение. Орфоэпический
словарь.
Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики
русского языка. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от
смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы;
общеупотребительная
лексика,
лексика
ограниченного
употребления;
заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые
ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
13

Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня.
Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных
окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных
форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н –
нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными
частями речи. Правописание служебных слов.
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи
пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в
предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях,
обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,
грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных
предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом
предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной
связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов
разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксическая роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические
и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства
связи предложений в тексте.
Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления,
примыкания. Построение словосочетаний. Предложение. Порядок слов в
предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения.
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения.
Простое и сложное предложения.
Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Жанровое
многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к
сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение
авторской позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме.
Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники
аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность
изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное
членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их
предупреждение.
Точность
и
выразительность
речи.
Соблюдение
орфографических,
пунктуационных,
языковых,
речевых,
этических,
фактологических норм.
Для достижения целей обучения на занятиях элективного курса
используются разнообразные формы и методы организации работы, позволяющие
раскрыть субъективный характер деятельности учащихся, создать атмосферу
заинтересованности ученика в работе группы, класса, что способствует
естественному самовыражению каждого ребёнка.
Основные формы и методы работы:
-«Продвинутая» лекция учителя с использованием интерактивных средств
обучения;
-Проектирование индивидуального маршрута саморазвития;
-Составление кластеров, обобщающих интерактивных таблиц, плакатов и схем;
14

-Работа с различными источниками информации для создания проектов
(Например, проект «Портрет текста»);
-Работа с тренажёрами в парах и индивидуально;
-Практические работы в парах и группах;
-Индивидуальная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом,
анализ, выводы);
-Самостоятельный отбор материала для обобщения и составления собственных
КИМов для работы в группе;
-On-line тестирование;
-Работа с бланками и пакетами КИМов;
-Использование таких приёмов, как идеальное сочинение, приём эксперта и др.;
-Написание сочинений;
-Работа над речевым оформлением сочинения.

3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение
каждой темы
10 класс
№

Название раздела

1 Изучение правил сдачи ЕГЭ. Типология
заданий ЕГЭ
2 Анализ фрагмента текста
3 Орфоэпия. Современные орфоэпические
нормы
4 Лексика и фразеология. Лексические
нормы.
5 Морфемика и словообразование . Нормы
литературного языка. Морфологические
нормы.
6 Морфология. Грамматические нормы
7 Орфография.
8 Смысловой анализ текста

Количество часов
1
1
1
1
1

10
14
1
15

9 Практические работы по выполнению
вариантов ЕГЭ
ИТОГО

4
34

11 класс
Название раздела/темы

Количество часов

Особенности ЕГЭ-2025.

2

Работа над тестовой частью КИМов ЕГЭ.
Задания 1-26.

26

Работа над сочинением ЕГЭ по русскому
языку. Задание 27.

6

Итого:

34

Календарно - тематическое планирование 10 класс

16

№
п.п

Название раздела/ тема урока

1

Нормативно-правовое
обеспечение ЕГЭ Изучение правил сдачи ЕГЭ. Типология
заданий ЕГЭ. Порядок заполнения бланков
Анализ фрагмента текста
1
Литературный язык. Языковые нормы. Современные
1
орфоэпические нормы. Акцентологический минимум.

2
3
4

5

6
7
8
9
10
11

12

13

14
15

Основные лексические категории и единицы.
Лексические нормы. Лексико-фразеологический анализ.
Языковые средства выразительности речи Речевые
ошибки на лексическом уровне, их
предупреждение.
Морфемика и словообразование. Состав слова.
Морфологические нормы. Морфологические и
неморфологические способы образования слов.
Написание морфем.
Классификация грамматических ошибок
Имя существительное. Образование форм именительного
и родительного падежа множественного числа.
Имя прилагательное. Правописание суффиксов имён
прилагательных.
Местоимение. Разряды местоимений. Особенности
употребления местоимений.
Имя числительное. Правописание числительных,
склонение, нормы употребления в речи.
Глагол
Спряжение глагола. Правописание окончаний глаголов 1
и 2 спряжения. Суффиксы –ова-(-ева-)/ -ыва- (-ива-), -ва-.
Причастие. Образование причастий. Одна и две буквы Н
в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
Причастный оборот.
Деепричастие. Образование и правописание
деепричастий. Особенности построения предложений с
деепричастным оборотом.
Наречие Слитное, раздельное, дефисное написание
наречий. О и А на конце наречий.
Служебные части речи.
Предлог. Простые и составные предлоги. Употребление в
речи. Отличие производных предлогов от
самосточтельных частей речи.

Количе
ство
часов

Дата

1

1

1
1
1
1
1

1

1

1
1

17

16

17

17
18

19
20
21

22

Союз. Союзы простые и составные. Отличие союзов от
самостоятельных частей речи. Написание союзов.
Связующая роль союзов в тексте. Постановка запятой в
простом и сложном союзном предложении.
Частица. Написание частиц. Отличие частиц НЕ и НИ от
приставок НЕ- и НИ-. Использование частиц в речи.
Междометия и звукоподражательные слова
Орфография. Основные принципы русской орфографии.

1

1

1

Правописание гласных и согласных в приставках -ПРЕ и 1
ПРИ-, приставки на –З,-С. Традиционное написание
приставок. ЕГЭ
Буквы Ы,И после приставок.
1
Правописание безударных проверяемых и
1
непроверяемых гласных и согласных в корне слова.
Правописание корней с чередованием гласных в корне
1
слова. О/Ё после шипящих и Ц. Правописание Ы/И после
Ц
Правописание суффиксов имён прилагательных (-ОВ-/1
ЕВ-, -ЧИВ-/ -ЛИВ- и др.)

23

Спряжение глагола. Е/И в личных окончаниях глаголов.

1

24

1

27

Правописание суффиксов действительных причастий в
настоящем и прошедшем времени.
Правописание суффиксов страдательных причастий в
настоящем и прошедшем времени.
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями
речи.
Одна и две Н в суффиксах разных частей речи.

28

Правописание производных предлогов

1

29

Слитное, раздельное, дефисное написание наречий

1

30

Смысловой анализ текста. Средства связи предложений в 1
тексте

3134

Практические работы по выполнению вариантов ЕГЭ

25
26

1
1
1

4

18

4.Календарно - тематическое планирование 11 класс
№
п/п

Название раздела/ тема урока

Кол-во
часов

Особенности ЕГЭ-2025.

2

1

Особенности ЕГЭ-2025.

1

2

Критерии оценивания задания с развернутым ответом.

1

Дата

Правила построения текса сочинения – рассуждения.
Работа над тестовой частью КИМов ЕГЭ. Задания 126.

26

3

Информационная обработка письменных текстов
различных стилей и жанров.

1

4

Средства связи предложений в тексте.

1

5

Лексическое значение слова.

1

6

Орфоэпические нормы (постановка ударения).

1

7

Лексические нормы (употребление слова в соответствии
с точным лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости).

1

8

Лексические нормы (замена, исключение и упрощение).

1

9

Грамматические нормы (образование форм слова).

1

10

Грамматические нормы (предложения).

1

11

Правописание корней.

1

12

Правописание приставок.

1

13

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов
причастий.

1

14

Правописание суффиксов причастий.

1

15

Правописание НЕ с разными частями речи.

1

16

Слитное, дефисное и раздельное написание слов.

1

19

17

Правописание Н и НН в суффиксах.

18

Знаки препинания в простом осложнённом предложении 1
(с однородными членами).

1

Пунктуация в сложносочинённом предложении и
простом предложении с однородными членами.
19

Знаки препинания в предложениях с обособленными
членами (определениями, обстоятельствами,
приложениями, дополнениями).

1

20

Знаки препинания в предложениях со словами и
конструкциями, грамматически не связанными с
членами предложения.

1

21

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

1

22

Знаки препинания в сложном предложении с разными
видами связи.

1

23

Постановка тире (двоеточия) в предложениях.

1

24

Текст как речевое произведение. Смысловая и
композиционная целостность текста.

1

25

Функционально-смысловые типы речи.

1

26

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.
Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по
происхождению и

1

употреблению.
27

Средства связи предложений в тексте.

1

28

Языковые средства выразительности. Художественные
тропы.

1

Работа над сочинением ЕГЭ по русскому языку.
Задание 27.

6

29

Сочинение по прочитанному тексту.

1

30

Сочинение по прочитанному тексту.

1

31

Речеведческий анализ текста.

1
20

32

Правила построения текста сочинения – рассуждения.

1

33

Правила построения текста сочинения – рассуждения.

1

34

Сочинение- рассуждение по тексту.

1

21

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ЕГЭ-2024 Русский язык. 36 вариантов. Типовые экзаменационные варианты ; Код
товара, 4199359 ; Автор, Цыбулько Ирина Петровна ; Издательство,
Нац.Образование ; Год 2023
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Дмитрий Гущин. Решу ЕГЭ https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/russkij-yazyk/
ЭЛЕКТРОННЫЕ (ЦИФРОВЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
РЕСУРСЫ
http://window.edu.ru/window/catalog Каталог Российского
общеобразовательного портала
http://www.school.edu.ru Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для
общего образования»
http://catalog.iot.ru Каталог «Школьный Яндекс»
http://school.yandex.ru Каталог детских ресурсов «Интернет для детей»
http://shkola.lv – Портал бесплатного образования
Справочно-информационный портал «Русский язык» — ГРАМОТА.РУ
http://www.gramota.ru Сайт «Я иду на урок русского языка» и
электронная версия газеты «Русский язык»
http://rus.1september.ru Коллекция диктантов по русскому языку
Российского общеобразовательного портала
http://language.edu.ru Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
http://rus.rusolymp.ru Владимир Даль. Проект портала Philolog.ru
http://www.philolog.ru/dahl ЕГЭ по русскому языку: электронный
репетитор

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».