Отчет о самообследовании 2021 год

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 149
620141, г. Екатеринбург, улица Софьи Перовской,111 +7(343)366-08-61
E-mail: ekb-mou149@mail.ru, http://школа149.екатеринбург.рф
_______________________________________________________________________________________

Отчет рассмотрен на заседании
Педагогического совета
МБОУ СОШ №149
«23» марта 2022г., Протокол №1

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №149
____________О.А.Добычина
Приказ№97 от 23.03.2022

ОТЧЕТ О САМООБСЛЕДОВАНИИ
Отчетный период 01.01.2021-31.12.2021г.

Екатеринбург, 2022

Отчет о результатах самообследования составлен в соответствии с
Порядком проведения самообследования образовательной организации,
утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от
14.06.2013 г. № 462.
В процессе самообследования проводилась оценка образовательной
деятельности, системы управления организации, содержания и качества
подготовки обучающихся по уровням общего образования, организации
образовательной деятельности, качества кадрового, учебно-методического,
библиотечно- информационного обеспечения, материально-технической
базы, реализации школьной системы оценки качества образования, а также
анализ
показателей
деятельности
организации,
подлежащей
самообследованию.
Отчет содержит аналитическую информацию о деятельности
образовательной организации за 2021 учебный год.
Процедура самообследования МБОУ СОШ №149 регулируется
следующими нормативными документами федерального уровня:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения
самообследования образовательной организацией» (с изменениями);
 Постановление Правительства Российской Федерации от
10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном
сайте
образовательной
организации
в
информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об
образовательной организации»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 10 декабря 2013 г. N 1324 "Об утверждении показателей
деятельности
образовательной
организации,
подлежащей
самообследованию".
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», другими нормативными правовыми актами, которые
регулируют деятельность образовательных организаций, основными
образовательными программами, локальными нормативными актами Школы.
На локальном уровне процедуру проведения самообследования
определяет:
- Приказ руководителя образовательной организации о проведении
самообследования.

1.Общая характеристика учреждения.
Общие сведения об образовательной организации
Наименование образовательной орг
анизации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа
№149

Руководитель

Добычина Ольга Александровна

Адрес организации

620141, г. Екатеринбург, улица Софьи
Перовской,111

Телефон, факс

+7(343)366-08-61

Адрес электронной почты

soch149@eduekb.ru

Учредитель

Департамент образования Администрации города
Екатеринбурга

Дата создания

1979 год

Лицензия

№13187 от 17 февраля 2011 года серия 66
№000412, срок действия лицензии – бессрочно

Свидетельство о
государственной аккредитации

свидетельства о государственной аккредитации
серия 66А01 №0002258 регистрационный №8456
от 19.06.2015 года, срок действия свидетельствадо 19.06.2027 года, выданными Министерством
общего и профессионального образования
Свердловской области.

МБОУ СОШ №149 (далее – Школа) расположена в Железнодорожном
районе города Екатеринбурга. Большинство семей обучающихся проживают
в домах типовой застройки.
Основным видом деятельности Школы является реализация
общеобразовательных программ начального общего, основного общего
и среднего общего образования, также Школа реализует образовательные
программы дополнительного образования детей и взрослых.
Численность обучающихся на конец 2021 года – 980 человек, 43
класс-комплект, из них 19 классов-комплектов, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования, 22 класскомплект - образовательную программу основного общего образования, в
том числе 10 классов-комплектов обучающихся по адаптированной
образовательной программе дети с ОВЗ 2 класса-комплекта образовательную программу среднего общего образования, средняя
наполняемость класса 26,96 человека, в классах с ОВЗ для детей с ЗПР - 9
человек.

Социальная карта школы:
Всего обучающихся (мальчиков/девочек) 980 из них 496 мальчиков,
484 девочек.
Всего семей – 580;
Количество полных семей – 538, в них детей – 860 чел;
Количество неполных семей – 60, в них детей – 60 чел;
Количество многодетных семей – 136, в них детей – 320 чел;
Количество малообеспеченных семей – 4, в них детей – 4 чел;
Количество неблагополучных семей - 11, в них детей – 11 чел;
Количество опекаемых детей – 9 чел;
Количество детей- инвалидов – 13 чел;
Количество детей, обучающихся на дому – 1 чел;
Количество детей, находящихся в социально опасном положении – 3
чел;
Количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации – 11
чел;
Количество обучающихся, состоящих на внутришкольном учете – 2
чел;
Количество обучающихся, состоящих на учете в ТКДН и ЗП – 3 чел.
1.2. Структура и система управления
Управление образовательной организацией осуществляется в
соответствии с федеральными законами, нормативно-правовыми актами
города Екатеринбурга и Уставом на принципах целесообразности,
демократизации, научности, единства единоначалия и коллегиальности.
Административные обязанности распределены согласно штатному
расписанию, четко распределены функциональные обязанности согласно
Квалификационным характеристикам должностей работников образования.
Фамилия И.О.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Добычина Ольга
Александровна
Тихонова Татьяна
Ивановна
Власова Светлана
Генадьевна
Шайхинуров Руслан
Фирдависович
Рябонеделя Елена
Анатольевна
Рябонеделя Данил
Сергеевич
Иванова Инна Ивановна
Мосин Дмитрий
Андреевич

должность по штатному
расписанию

Квалификационная
категория

директор

высшая

заместитель директора

1

заместитель директора

1

заместитель директора

1

заместитель директора

высшая

заместитель директора

1

заместитель директора

высшая

заместитель директора

1

9.
10.

Зубачева Ольга
Николаевна
Савинкова Инна
Валерьевна

заведующая библиотекой

1

заместитель директора по
АХЧ

нет

Органами коллегиального управления Учреждения в соответствии с
Уставом ОО являются:
 Общее собрание работников Учреждения;
 Педагогический совет;
 Совет обучающихся;
 Комиссия по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений;
 Совет родителей.
Существующая
система
управления
образовательной
организацией способствует достижению поставленных целей и задач,
запросам участников образовательного процесса и образовательных
отношений, реализации компетенций образовательной организации,
закрепленных в ст. 26 и ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ от
27.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Особенности образовательного процесса.
В соответствии с Уставом МБОУ СОШ №149 школа реализует
следующие образовательные программы:
1) образовательная программа начального общего образования,
относящаяся к уровню начального общего образования, нормативный срок
освоения программы 4 года;
2) образовательная программа основного общего образования,
относящаяся к уровню основного общего образования, срок освоения
программы 5 лет;
3) образовательная программа среднего общего образования,
относящаяся к уровню среднего общего образования, срок освоения
программы 2 года;
Учебный план 1–4-х классов ориентирован на 4-летний нормативный
срок освоения основной образовательной программы начального общего
образования и 5-летний нормативный срок освоения адаптированной
основной образовательной программы для детей с ЗПР 1-4 классов
(реализация ФГОС НОО), 5–9-х классов – на 5-летний нормативный срок
освоения основной образовательной программы основного общего
образования и адаптированной основной образовательной программы для
детей с ЗПР 5-9 классов (реализация ФГОС ООО), 10–х классов – на 2летний нормативный срок освоения образовательной программы среднего
общего образования (реализация ФГОС СОО).
В школе отсутствуют программы углубленного изучения предметов.
Обучение в 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11-х классах в 2020-2021 учебном году

организованно в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами второго поколения (далее-ФГОС).
Для реализации основной образовательной программы начального
общего образования в соответствии с ФГОС начального общего образования
выбран учебно-методический комплект «Школа России».
В
школе
реализуются
дополнительные
образовательные
общеразвивающие программы по следующим направленностям:
1) физкультурно-спортивная;
2) художественная;
3) социально-педагогическая.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью основной
образовательной программы и позволяет реализовать требования
федерального государственного образовательного стандарта общего
образования на всех уровнях образования.
В конце каждого учебного года классными руководителями
проводится анкетирование участников образовательного процесса на
предмет изучения запроса родителей по выбору дополнительных
образовательных программ на следующий учебный год.
Творческие объединения МБОУ СОШ №149 в 2020-2021 учебном
году.
Для обеспечения досуговой деятельности обучающихся в 2020-2021
учебном году в Школе работают 9 творческих объединений:
1. Секция «баскетбол»
2. Секция «футбол»
3. Секция «дзюдо»
4. Секция «волейбол»
5. ИЗО – студия
6. Настольный теннис
7. Юные инспектора движения
8. Секция «Мини-футбол»
9. Столярная мастерская
10. Фантазийное творчество
В системе дополнительного образования Школы занято 295 учащихся.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Реализация курсов внеурочной деятельности проводится без балльного
оценивания результатов освоения курса.
В 2021 году в результате введения ограничительных мер в связи с
распространением коронавирусной инфекции часть образовательных
программ в 2020/2021 учебных годах пришлось реализовывать с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий. Реализация программ дополнительного образования также
осуществлялась с использованием дистанционных технологий и
электронного обучения. Анализ удовлетворенности осуществления
образовательной деятельности по результатам анкетирования родителей

показал, что около 50% родителей (законных представителей) обучающихся
не удовлетворены подобным форматом занятий.
Анализ посещаемости занятий дополнительного образования
показал снижение показателя по охвату в связи с переходом на
дистанционный формат, особенно по программам художественной и
физкультурно-спортивной направленности, что является закономерным.

В школе также реализуются следующие платные дополнительные
программы:
1.Математика в жизни
2.Игровой английский язык
3.Ступеньки к успеху
4.Основы журналистики и литературного творчества
5.Футбол
6.Школа будущего первоклассника
7.Волшебный мир звуков и слов
8.Язык для путешественника
9.Компьютер-мой инструмент
Инновационная деятельность школы №149.
В 2021 году Школа является инновационной базовой площадкой по
работе с детьми ОВЗ: на уровне начального общего образования имеется 5
классов по 12 человек, на уровне основного общего образования обучается 5
классов по 12 человек в каждом. Активно осуществляется деятельность

специалистов (логопедов, психологов), направленная на коррекцию и
социализацию обучающихся. На базе инновационной площадки были
проведены городские и районные семинары, городские конкурсы в тематике
инклюзивного обучения.
3. Условия осуществления образовательной деятельности.
Школа работает в две смены. Продолжительность учебной недели для
обучающихся 1-х-6-х классов – 5 дней, для обучающихся 7-11 классов – 6
дней, при чем по субботам реализуются программы дополнительного
образования.
В первом классе в 2021 году организована группа продленного дня.
Кадровый состав:
Общая численность работников 68 человека, в т.ч. руководящих
работников 10, педагогических работников 55, учебно-вспомогательного
персонала 4, иного персонала – 9.
Из 55 педагогических работников высшую категорию имеют 10
работников, первую категорию имеют 38 работников, без категории 7
человек. Педагогов с высшим образованием 51 человек и 4 человека со
средне-специальным образованием.
У всех работников образовательного учреждения имеются справки об
отсутствии судимости.
В 2021 году было аттестовано 19 педагогов: 14 - на первую
квалификационную категорию и 5 - на высшую квалификационную
категорию.
В процентном соотношении количество педагогов, имеющих первую
квалификационную категорию, увеличилось. Количество педагогических
кадров, имеющих высшую квалификационную категорию, увеличилось.
На 31 декабря 2021 года на курсах повышения квалификации
проучились 36 педагогов 65% от общего числа педагогических работников.
В 2021 году систему управления внесли организационные изменения
в связи с дистанционной работой и обучением. В перечень обязанностей
заместителя директора по УВР добавили организацию контроля за созданием
условий и качеством дистанционного обучения. Определили способы
оповещения учителей и сбора необходимых данных, которые затем
автоматически обрабатывались и хранились на виртуальных дисках и сервере
Школы.
Учебно-материальная база и оснащенность:
Библиотечный фонд художественной и методической литературы
составляет 4580 экз, фонд учебников, используемых в соответствии с
приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. №253,
составляет 10811 экз. Объем средств, потраченных на приобретение

учебников: 2018 год – 1150000,40 руб./3621 экз., 2019 год – 1284647,76 руб./
6209 экз. 2020 год- 897412,56 руб./2058 экз., 2021 год-1239183,82/2700 экз.
Программное обеспечение - W8.1., локальная сеть с выходом в
Интернет.
1 оснащенный компьютерный класс информатики: 11+1 (учит.),
подключенных к сети Интернет. Контент - фильтрация на ПК
осуществляется ООО «ИНСИС»
1 кабинет физики с подводкой низковольтного электропитания к
партам обучающихся и лаборантской, кабинет химии, оснащенный
вытяжкой, лаборантской с подводом воды.
1 Спортивный зал S=283,6 м2
Информатизация МБОУ СОШ №149 на 31.12.2021г.
№
Наименование
Количество,
п/п
шт.
1
Персональный компьютер в комплекте
21
2
Ноутбук
66
3
Интерактивная доска
15
4
Мультимедийный проектор
33
5
Принтеры МФУ
44
6
Документ камера
1
4. Результаты деятельности образовательной организации,
качество образования.
Количество обучающихся, закончивших учебный год на «4» и «5»
в 2020-2021 учебном году по уровням образования
Класс
Общее количество
Количество
% от общего
обучающихся подлежащих обучающихся на
количества
аттестации
«4» и «5»
обучающихся
2-4
337
151
45%
5-9
456
137
30%
10-11
19
14
74%
всего
812
302
37%
По сравнению с 2019-2020 учебным годом количество обучающихся,
закончивших на «4» и «5» уменьшилось, качество уменьшилось на 4%.
Мониторинг качества образования по годам
Учебный год
Общее
Кол-во
% от общего
количество
обучающихся
количества
обучающихся во на «4» и «5» во
обучающихся
2-11 классах
2-11 классах
2015-2016
768
261
34%
2016-2017
731
255
35%
2017-2018
749
277
36%
2018-2019
729
280
38%
2019-2020
796
302
38%
2020-2021
812
302
37%

Результаты педагогического анализа, проведенного по итогам
освоения образовательных программ в дистанционном режиме,
свидетельствуют
о
снижении
результативности
образовательной
деятельности в начальной и основной школе. Причину данной ситуации
видим в следующем:
•
недостаточное
обеспечение
обучающихся
техническими
средствами обучения – компьютерами, ноутбуками и др., высокоскоростным
интернетом;
•
недостаточное внимание родителей (законных представителей)
обучающихся при организации домашней обстановки, способствующей
успешному освоению образовательных программ;
•
не успешность работников Школы в установлении полноценного
взаимодействия с родителями, проведении достаточных разъяснений о
включенности в дистанционные занятия и значимости их для обучающихся.
Исходя из сложившейся ситуации, в плане работы Школы на 2022 год
необходимо предусмотреть мероприятия, минимизирующие выявленные
дефициты, включить мероприятия в план ВСОКО.
Весной 2021 года для учеников 5–9-х классов были проведены
всероссийские проверочные работы для определения уровня и качества
знаний. В целом учащиеся справились с предложенными работами и
продемонстрировали хороший уровень достижения учебных результатов.
Анализ результатов по отдельным заданиям показал необходимость
проведения
дополнительной
работы.
Руководителям
школьных
методических объединений было рекомендовано:
-спланировать коррекционную работу, направленную на устранение
пробелов;
-организовать повторение по «проблемным» темам;
-разработать
индивидуальные
тренировочные
контрольноизмерительные материалы по разделам учебного курса, вызвавшим у
обучающихся наибольшие затруднения;
-организовать на уроках работу с текстовой информацией для
формирования коммуникативной компетентности школьника через
интерпретацию, умение выделять разные виды информации и использовать
эти знания в своей работе;
-совершенствовать навыки работы учеников со справочной
литературой.
Повторная диагностика в виде контрольной работы по типу ВПР
показала положительную динамику: 87% учеников справились с заданиями,
которые вызвали затруднения на осенних ВПР.
Результаты государственной итоговой аттестации
На основании Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2021 г.
N 256 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации
по образовательным программам основного общего и среднего общего
образования в 2021 году», государственная итоговая аттестация по
образовательным программам основного общего образования проводится по

русскому языку и математике, результаты которой являются основанием для
выдачи аттестата об основном общем образовании.
Согласно Приказу Минпросвещения и Рособрнадзора от 16.03.2021
№104/306 «Об особенностях проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам основного общего образования
в 2021 году» к участникам ГИА-9 относятся обучающиеся образовательной
организации, не имеющие академической задолженности, в полном объеме
выполнившие учебные план (имеющие годовые отметки по всем предметам
учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), имеющие
результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку и
допущенные в 2021 году к ГИА-9.
По итогам 2020-2021 учебного года 93 обучающихся 9-ых классов не
имеют академической задолженности, имеют годовые отметки по всем
учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже
удовлетворительных. 86 обучающихся 9-ых классов имеют результат «зачет»
за итоговое собеседование по русскому языку. 90 обучающихся получили
данный результат с первой попытки. Пять обучающихся получили «зачет» во
вторую попытку 10 марта, Двое – в третью попытку 17 мая.
При подготовке обучающихся к итоговому собеседованию педагогами
русского языка и литературы совместно с заместителем директора было
проведено репетиционное собеседование: 23 января 2021г. По результатам с
родителями обучающихся, получивших «незачёт», были проведены
индивидуальные беседы о необходимости усилить контроль подготовки к
собеседованию,
обучающимся
были
даны
рекомендации
для
самостоятельной работы.
Обучающиеся 9 классов сдавали экзамены по обязательным предметам
- русский язык, математика в форме ОГЭ и ГВЭ.
На основании решения ПМПК 16 обучающихся выбрали прохождение ГИА в
форме ГВЭ. 12 человека сдавали ГВЭ по русскому языку, 4 по математике.
Результаты ОГЭ по русскому языку и математике в 2021 году
Предмет
Русский
язык
Математика

Всего участников

Набравших ниже мин.
балла

Кол-во
77

%
100

Кол-во
3

%
1,6

77

100

3

3,9

Перешедших
порог
Кол-во
%
60
98,4
74

96,1

Распределение отметок ОГЭ по русскому языку и математике
Предмет

Русский
язык
Математика

Чел.

«5»

«4»

«3»

«2»

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

77

8

10

20

26

46

60

3

4

77

0

0

9

12

65

84

3

4

Результаты ГВЭ по русскому языку и математике в 2021 году
Предмет
Русский
язык
Математика

Всего участников

Набравших ниже мин.
балла

Кол-во
12

%
75

Кол-во
0

%
0

4

25

0

0

Перешедших
порог
Кол-во
%
12
100
4

100

Распределение отметок ГВЭ по русскому языку и математике
Предмет

Русский
язык
Математика

Чел.

«5»

«4»

«3»

«2»

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

12

0

0

6

50

6

50

0

0

4

2

50

2

50

0

0

0

0

% качества выполнения ОГЭ
Предмет
% качества знаний
Русский язык
36,4%
Математика
12 %
% качества выполнения ГВЭ
Предмет
Русский язык
Математика

% качества знаний
50%
50 %

Результаты контрольной работы предмет по выбору.
В государственной (итоговой) аттестации по обществознанию в 9 классе в
2021 году участвовали 77 обучающихся.
«5»
«4»
«3»
«2»
Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

3

4

16

21

53

69

5

6

Сравнительная таблица успеваемости выпускников
9-х классов (по итоговым отметкам)
Показатели
2015201620172018201920202016
2017
2018
2019
2020
2021
Всего
62
63
59
61
72
94
выпускников
Обучаются на 0
0
0
2
5
4
«5»
Обучаются на 9
0
17
12
11
28
«4» и «5»
Не окончили
0
6
0
0
0
0
Мониторинговое исследование по функциональной грамотности
(далее – ФГ) в МБОУ СОШ № 149 в 4-х, 5-х и 8-х классах проводилось в
марте и октябре 2021 года
Исследование позволило оценить компетенции обучающихся по
направлениям:
1.Основные сферы функциональной грамотности:
 читательская грамотность;
 математическая грамотность;
 естественно-научная грамотность,
2.Обобщенные характеристики функциональной грамотности:
 финансовая грамотность;
 глобальная компетенция;
 креативное мышление.
В каждом из основных направлений грамотности достижения
оцениваются на уровне мыслительных процессов, предметного содержания и
контекстных категорий реального мира.

Результаты
4 класс
В мониторинговом исследовании по ФГ (дата проведения –
17.03.2021г.) приняли участие 88 обучающихся 4-х классов: 4 А, Б, В, Г
классы по 22 обучающихся соответственно.
Максимальный балл среди всех участников исследования составил 29
из 43 возможных.
Минимальный балл, который был получен в ходе мониторингового
исследования, составил 5 из 43 возможных.
Средний балл составил 18. В распределении по классам: 4 А –13
баллов, 32%; 4 Б –14 баллов, 34%; 4 В – 24 балла, 58%; 4 Г-22 балла, 54%.
Таким образом, в среднем участники справились с работой на 44 %.
1. Средний балл по читательской грамотности в 4-х классах – 3
балла из 11 возможных, что составляет 27%. В 4 А классе
выполнено 15% заданий, в 4 Б – 26%, в 4 В – 32%, в 4 Г – 35%.
Данные результаты говорят о том, что обучающиеся не имеют
достаточного опыта в выполнении заданий, направленных на
формирование и оценку читательской грамотности, как направления
ФГ. Также обучающиеся столкнулись с трудностями в
интерпретации и осмыслении языкового материала, что отчасти
можно объяснить тем, что для 90% из них русский язык является
неродным.
2. Средний балл по математической грамотности в 4-х классах – 6
баллов из 10 возможных, что составляет 57%. В 4 А классе
выполнено 42% заданий, в 4 Б – 44%, в 4 В – 77%, в 4 Г – 63%. По
итогам диагностики отмечаются дефициты в выполнении заданий,
требующих применять математические процедуры, обосновывать
свое мнение, рассуждать. Самые низкие результаты связаны с
отсутствием умения интерпретировать математическую проблему.
3. Средний балл по естественнонаучной грамотности в 4-х классах –
6 из 11 возможных, что составляет 56%. В 4 А классе выполнено
47% заданий, в 4 Б – 55%, в 4 В – 64%, в 4 Г – 59%. По итогам
диагностики следует отметить, что обучающиеся, показавшие
низкий
и
недостаточный
уровни
сформированности
естественнонаучной грамотности, как правило, имеют ограниченные
знания и могут применять их только в знакомых ситуациях. Они
дают очевидные объяснения, которые явно следуют из имеющихся
данных.

4. Средний балл по креативному мышлению в 4-х классах – 3 из 8
возможных, что составляет 43%. В 4 А классе выполнено 37%
заданий, в 4 Б – 43%, в 4 В – 56%, в 4 Г – 46%. Данные результаты
говорят о том, что у обучающихся в недостаточной степени
сформированы такие базовые познавательные действия, как
сортировка,
классификация,
установление
родо-видовых
соотношений.
5. Средний балл по глобальной компетентности в 4-х классах – 3 из 8
возможных, что составляет 42%. В 4 А классе выполнено 34%
заданий, в 4 Б – 22%, в 4 В – 61%, в 4 Г – 67%. Данные результаты
позволяют говорить о недостаточном умении рассматривать с
различных точек зрения ситуации глобального характера, что более
всего заметно в 4 А и Б классах.
6. Средний балл по финансовой грамотности в 4-х классах – 8 из 14
возможных, что составляет 56%. В 4 А классе выполнено 33%
заданий, в 4 Б – 27%, в 4 В – 73%, в 4 Г – 72%. Результаты
исследования указывают на то, что уровень финансовой
грамотности удовлетворительный, но на некоторые вопросы
учащиеся не смогли дать развернутый ответ.

5 класс
В мониторинговом исследовании по ФГ (дата проведения –
06.10.2021г.) приняли участие 88 обучающихся 5-х классов: 5 А, Б, В, Г
классы по 22 обучающихся соответственно. При анализе результатов
учитывалось, что это те же обучающиеся, которые принимали участие в
мониторинговом исследовании в 4-х классах 17.03.2021г.
Максимальный балл среди всех участников исследования составил 24
из 45 возможных.
Минимальный балл, который был получен в ходе мониторингового
исследования, составил 1 из 45 возможных.
Средний балл составил 11. В распределении по классам: 5 А –11
баллов, 24%; 5 Б –9 баллов, 21%; 5 В – 11 баллов, 24%; 5 Г-11 баллов, 24%.
Таким образом, в среднем участники справились с работой на 24 %.
1. Средний балл по читательской грамотности в 5-х классах – 3
балла из 14 возможных, что составляет 20%. В 5 А классе
выполнено 19% заданий, в 5 Б – 16%, в 5 В – 21%, в 5 Г – 23%.
Данные результаты говорят о том, что обучающиеся столкнулись с
трудностями, связанными с новизной формата и содержания задач, а
также с пониманием значения слова на основе контекста.

2. Средний балл по математической грамотности в 5-х классах – 2
балла из 12 возможных, что составляет 22%. В 5 А классе
выполнено 25% заданий, в 5 Б – 18%, в 5 В – 21%, в 5 Г – 21%.
Низкие результаты по данному направлению связаны с неумением
работать с информацией, представленной в разной форме,
применять нестандартную зависимость величин для решения
жизненной задачи.
3. Средний балл по естественнонаучной грамотности в 5-х классах –
3 балла из 13 возможных, что составляет 26%. В 5 А классе
выполнено 32% заданий, в 5 Б – 23%, в 5 В – 28%, в 5 Г – 18%.
Результаты свидетельствуют о том, что обучающиеся испытывают
значительные трудности при самостоятельной формулировке
описаний, объяснений и выводов.
4. Средний балл по креативному мышлению в 5-х классах – 2 балла
из 9 возможных, что составляет 25%. В 5 А классе выполнено 22%
заданий, в 5 Б – 31%, в 5 В – 26%, в 5 Г – 21%. Низкие результаты
позволяют сделать вывод о том, что обучающиеся не умеют
рассматривать проблему с разных точек зрения, комбинируя
различные идеи и методы решения проблемы.
5. Средний балл по глобальной компетентности в 5-х классах – 2
балла из 10 возможных, что составляет 18%. В 5 А классе
выполнено 13% заданий, в 5 Б – 17%, в 5 В – 21%, в 5 Г – 18%.
Низкие результаты связаны с тем, что обучающиеся испытывают
значительные трудности в оценке действий и их последствий, в
раскрытии причинно-следственных связей между действиями и их
результатами (последствиями), в прогнозировании последствий.
6. Средний балл по финансовой грамотности в 5-х классах – 4 балла
из 15 возможных, что составляет 31%. В 5 А классе выполнено 28%
заданий, в 5 Б – 23%, в 5 В – 38%, в 5 Г – 37%. По итогам
мониторингового исследования следует отметить потребность
участников в дополнительных занятиях по всем компонентам
финансовой грамотности. Обучающиеся проявили большую
заинтересованность в управлении личными денежными средствами.
Итоги мониторингового исследования по функциональной грамотности
среди обучающихся 4-х и 5-х классов, позволяют оценить уровень
форсированности ФГ и проследить динамику.

Успешность выполнения работы по направлениям функциональной
грамотности в 4 и 5 классах (% от максимального балла)
Кла Доля
сс
выполн
ения
работы
в целом
4
44%
5
24%

Математич
еская
грамотнос
ть

Читател
ьская
грамотн
ость

Финанс Естественнон Глобаль
овая
аучная
ные
грамотн грамотность компете
ость
нции

Креати
вное
мышле
ние

57
22

27
20

56
31

43
25

56
26

42
18

60
50
40
30
20
10
0

Успешность выполнения работы
по направлениям
функциональной грамотности 4
классы
Успешность выполнения работы
по направлениям
функциональной грамотности 5
классы

Ухудшение
показателей
доли
выполнения
заданий
по
сформированности функциональной грамотности составило 20%. Снижение
по отдельным направлениям: математическая грамотность – 35%,
читательская грамотность – 7%, финансовая грамотность – 25%,
естественнонаучная грамотность – 30%, глобальные компетенции – 24%,
креативное мышление – 18%.

Успешность выполнения работы по направлениям
функциональной грамотности по 4 классам (% от максимального балла)
Кла
сс
4А
4Б
4В
4Г

Математиче Читательс Финансо
ская
кая
вая
грамотность грамотно грамотно
сть
сть
42
15
33
44
26
27
77
32
73
63
35
72

Естественнона
учная
грамотность
47
55
64
59

Глобальн
ые
компетен
ции
34
22
61
67

Креатив
ное
мышлен
ие
37
43
56
46

90
80
70
60
50
40
30
20
10

4А
4Б
4В
4Г

0

В абсолютных показателях из таблицы и графика видно, что лучше
всего с заданиями мониторингового исследования ФГ справились
обучающиеся 4 В класса – 58%, худшие результаты продемонстрировали
обучающиеся 4 А класса – 32%. Разрыв составляет 26%. Наблюдается
существенный отрыв обучающихся 4 В класса в сравнении со всеми
обучающимися 4-х классов по математическим, естественнонаучным и
глобальным компетенциям.

Успешность выполнения работы по направлениям
функциональной грамотности по 5 классам (% от максимального балла)
Кла Математич
сс
еская
грамотност
ь
5А 25
5Б 18
5В 21
5Г 21

Читатель
ская
грамотно
сть
19
16
21
23

Финансо
вая
грамотн
ость
28
23
38
37

Естественнона Глобальн Креатив
учная
ые
ное
грамотность
компетен мышлен
ции
ие
32
13
22
23
17
31
28
21
26
18
18
21

40
35
30
25
20
15
10
5
0

5А
5Б
5В
5Г

В абсолютных показателях три 5-х класса показали одинаковый
результат выполнения заданий – 24%, только 5Б класс справился с 21%
заданий. Наиболее успешный класс по всем компетенциям 5А, тогда как в
конце предыдущего учебного года по результатам мониторингового
исследования по ФГ это класс занимал последнее место. Значительно
снизился уровень выполнения заданий у 5 В класса.

Успешность выполнения работы по направлениям
функциональной грамотности в баллах
Кл Доля
асс выполн
ения
работы
в
целом
4
18
5
11

Математи
ческая
грамотно
сть

Читател
ьская
грамотн
ость

Финанс Естественно Глобаль
овая
научная
ные
грамот грамотность компете
ность
нции

Креати
вное
мышле
ние

6
2

3
3

8
4

3
2

6
3

3
2

20
18
16
14
12
10
8
6
4
2
0

Успешность выполнения
работы по направлениям
функциональной грамотности
4 классы
Успешность выполнения
работы по направлениям
функциональной грамотности
5 классы

Из данных таблицы и диаграммы видно, что уровень
сформированности функциональной грамотности в 4-х классах находится на
среднем уровне, а к началу обучения в 5-м классе – на низком уровне. Это
можно объяснить усложненным уровнем заданий в 5 классе по сравнению с 4
классами, а также с сопутствующими трудностями адаптационного периода
пятиклассников.

8 класс
В мониторинговом исследовании по ФГ (дата проведения – 15.03.2021г.)
приняли участие 62 обучающихся 8-х классов: 8 А (20), 8 Б (20), 8 В (22).
Максимальный балл среди всех участников исследования составил 21 из
44 возможных.
Минимальный балл, который был получен в ходе мониторингового
исследования, составил 1 из 44 возможных.
Средний балл составил 9. В распределении по классам: 8 А –9 баллов,
22%; 8 Б –8 баллов, 19%; 8 В – 10 баллов, 25%. Таким образом, в среднем
участники справились с работой на 22 %.
1. Средний балл по читательской грамотности в 8-х классах – 4 балла из
9 возможных, что составляет 40%. В 8 А классе выполнено 36%
заданий, в 8 Б – 42%, в 8 В – 42%. Данные результаты говорят о том,
что у обучающихся не в полной мере сформировано умение
внимательно, вдумчиво читать текст и постоянно обращаться к тексту в
поисках ответа на заданный вопрос. Кроме того, имеются трудности в
определении проблемы текста и установлении причинно-следственных
связей.
2. Средний балл по математической грамотности в 8-х классах – 1 балл
из 8 возможных, что составляет 13%. В 8 А классе выполнено 11%
заданий, в 8 Б – 14%, в 8 В – 13%. Обучающиеся, показавшие низкий и
недостаточный
уровни
сформированности
математической
грамотности, как правило, имеют ограниченные знания, которые они
могут применять только в относительно знакомых ситуациях. Для них
характерно прямое применение только
хорошо
известных
математических знаний в знакомой ситуации и выполнение очевидных
вычислений.
3. Средний балл по естественнонаучной грамотности в 8-х классах – 2
балла из 13 возможных, что составляет 20%. В 8 А классе выполнено
14% заданий, в 8 Б – 17%, в 8 В – 22%. Низкие результаты указывают на
затруднения учащихся в умениях использовать имеющиеся или новые
знания в незнакомых ситуациях, в ситуациях, близких к реальной
жизни.
4. Средний балл по креативному мышлению в 8-х классах – 1 балл из 9
возможных, что составляет 17%. В 8 А классе выполнено 10% заданий,
в 8 Б – 21%, в 8 В – 18%. Низкие результаты сформированности
креативного мышления связаны с недостаточным умением
обучающихся выдвигать разнообразные идеи и решения социальных
проблем, находить в тексте и/или приводить самостоятельные

аргументов «за» или «против» определенных мнений, суждений, точек
зрения.
5. Средний балл по глобальной компетентности в 8-х классах – 0 баллов
из 11 возможных, что составляет 0%. Обучающиеся 8-х классов не
приступали к выполнению заданий этого направления.
6. Средний балл по финансовой грамотности в 8-х классах – 6 баллов из
17 возможных, что составляет 37%. В 8 А классе выполнен 21%
заданий, в 8 Б – 50%, в 8 В – 50%. По итогам мониторингового
исследования видно, что умения по данному направлению развиты в
большей степени, хотя не все участники выполнили задания по
финансовой грамотности.
Успешность выполнения работы по направлениям функциональной
грамотности в 8 классах (% от максимального балла)
Кла
сс

8

Доля
выполне
ния
работы в
целом
22

Математиче Читательс Финансо Естественнона
ская
кая
вая
учная
грамотность грамотнос грамотно грамотность
ть
сть

Креатив
ное
мышлен
ие

13

17

40

37

20

Успешность выполнения работы по
направлениям функциональной
грамотности 8 классы
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0

Успешность выполнения
работы по направлениям
функциональной грамотности
8 классы

Успешность выполнения работы по направлениям функциональной
грамотности по 8 классам (% от максимального балла)
Клас Математическ
с
ая
грамотность
8А
8Б
8В

11
14
13

Читательск
ая
грамотност
ь
36
42
42

Финансова
я
грамотнос
ть
21
50
50

Естественнонаучн Креативн
ая грамотность
ое
мышлени
е
14
10
17
21
22
18

60
50
40
30
20
10

8А

0

8Б
8В

По данным графика и таблицы видно стабильное развитие финансовой и
читательской грамотности в 8Б, 8В классах. Уровень сформированности умений
по остальным направлениям низкий. Это можно обусловить новизной заданий и
неумением применять учебный материал для решения повседневных задач,
также плохой мотивацией и низким контролем со стороны родителей, так как
работу обучающиеся 8-х классов писали дистанционно (из-за карантина по
COVID-19). У многих участников были технические проблемы с платформой
для проведения исследования по причине слабых технических средств,
значительная часть обучающихся выполняла задания посредством смартфона,
что тоже является технической трудностью.
При выполнении заданий по всем видам функциональной грамотности
обучающиеся показали низкий уровень сформированности общеучебных
умений, основным из которых является умение работать с информацией,
представленной в различных формах (текстах, таблицах, диаграммах или
рисунках).
При выполнении заданий по направлению «Читательская грамотность»
затруднения вызывают задания репродуктивного характера, в которых

предлагаются несплошные тексты, а именно: найти информацию, данную в
явном виде, соотнести информацию из различных источников и объединить её, а
также задания, в которых надо высказать собственное мнение, основываясь на
прочитанном тексте, и на внетекстовых знаниях;
Формат заданий по направлению «Естественнонаучная грамотность»
отличался от обычного и был приближен к реальной жизни, поэтому при
выполнении заданий участники мониторингового исследования столкнулись с
трудностями,
которые
свидетельствуют
о
недостаточной
практикоориентированности содержания естественнонаучного образования.
По направлению «Математическая грамотность» участники не смогли
выйти за пределы привычных для них учебных ситуаций и применить свои
знания для решения задач, включённых в работу.
Причины не очень высоких результатов по направлениям функциональной
грамотности у большинства обучающихся 8-х классов могут быть связаны с тем,
что в процессе обучения школьники практически не имеют опыта выполнения
заданий междисциплинарного характера, а развитие общеучебных умений
осуществляется преимущественно в границах учебных предметов; обучающиеся
редко оказываются в жизненных ситуациях (в том числе моделируемых в
процессе обучения), в которых им необходимо решать социальные, научные и
личные задачи.
Мероприятия по устранению выявленных дефицитов
В ходе анализа результатов мониторинга функциональной грамотности в
разрезе образовательной организации в целом, в разрезе параллели, отдельных
классов и обучающихся определены «сильные» и «слабые» направления
функциональной грамотности, выявлены дефициты в конкретных аспектах
функциональной грамотности, требующие устранения. Для минимизации и
устранения выявленных дефицитов предприняты следующие действия:
1. В рамках работы межпредметных методических объединений
проанализированы
результаты
мониторинга
функциональной
грамотности и определены механизмы включения в работу педагогов
форм и методов формирования и оценки функциональной грамотности
обучающихся;
2. Разработаны
образовательные
программы
по
направлениям
функциональной грамотности (с учетом возраста обучающихся) и
проводится апробация данных программ;
3. Продолжается работа методических объединений педагогов по
освоению технологий развития функциональной грамотности
обучающихся;
4. Организована работа межпредметных методических объединений,
обеспечивающих внедрение систематической деятельности по
формированию функциональной грамотности в практику работы
педагогов-предметников;
5. При организации проектно-исследовательской работы обучающихся
акцентировано внимание на метапредметных и межпредметных связях;

6. В план внеурочной деятельности включены специальные учебные
курсы, направленные на формирование функциональной грамотности и
межпредметных результатов (например, «Финансовая грамотность»);
7. В план повышения квалификации и профессионального развития
педагогов включены КПК по тематике формирования и оценки
функциональной грамотности;
Проанализированы учебно-методические материалы, которые используют
учителя, на предмет формирования различных аспектов функциональной
грамотности, включены в практику своей работы задания, направленные на
формирование функциональной грамотности обучающихся (по всем предметам
учебного плана).
Государственная итоговая аттестация
по образовательным программам среднего общего образования
На основании Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2021 г.
N 256 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам основного общего и среднего общего образования
в 2021 году», государственная итоговая аттестация по образовательным
программам основного общего образования проводится по русскому языку и
математике, результаты которой являются основанием для выдачи аттестата об
основном общем образовании.
Согласно Приказу Минпросвещения и Рособрнадзора от 16.03.2021
№105/307 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации
по образовательным программа среднего общего образования в 2021 году»» к
участникам ГИА-11 относятся обучающиеся образовательной организации, не
имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие
учебные план (имеющие годовые отметки по всем предметам учебного плана за
каждый год обучения по образованным программам среднего общего
образования не ниже удовлетворительных), имеющие результат «зачет» за
итоговое сочинение и допущенные в 2021 году к ГИА-11.
По итогам 2020-2021 уч. года все 7 обучающихся 11-го класса не имеют
академической задолженности, имеют годовые отметки по всем предметам
учебного плана за каждый год обучения по образованным программам среднего
общего образования не ниже удовлетворительных. Согласно заявлениям 6
обучающихся школы выбрали для прохождения ГИА по математике и русскому
языку форму ГВЭ, 1 обучающийся, в форме ЕГЭ (русский язык, историю,
обществознание).
Все 7 обучающихся 11-го класса имеют результат «зачет» за итоговое
сочинение по русскому языку. Восемь из 6 учащихся получили данный
результат с первой попытки, один обучающийся получил «зачет» с третьей
попытки.
На основании вышеуказанного Приказа Министерства Просвещения РФ от
11 июня 2020 г. №294/651, ГИА-11 в 2020 году проводилось в форме
промежуточной аттестации, результаты которой признаются результатами ГИА-

11 и являются основанием для выдачи аттестатов о среднем общем образовании.
Решением педагогического совета (Пр. № 9 от 25.05.2020 г.) все 10 обучающихся
11-го класса успешно прошли государственную итоговую аттестацию и
получили аттестат о среднем общем образовании. Аттестатов с отличием нет.
Результаты ГВЭ по русскому языку и математике в 2021 году
Предмет

%
100

Набравших ниже мин. Перешедших
балла
порог
Кол-во
%
Кол-во %
0
0
6
100

100

2

Всего участников
Кол-во
6

Русский
язык
Математика 6

33

4

67

Распределение отметок ГВЭ по русскому языку и математике
Предмет

Чел.

6
Русский
язык
Математика 6

«5»

«4»

«3»

«2»

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

0

0

2

33

4

66

0

0

1

17

0

3

50

2

33

Количество
обучающихся,
писавших ЕГЭ

Не
прошедшие
мин. порог

Баллы

1
1
1

0
0
0

82
57
62

Результаты ЕГЭ в основной период 2021 года
Количество
обучающихся,
Предмет
заявленных
на экзамен
Русский язык
1
История
1
Обществознание 1

Подготовка к ЕГЭ в 2020-2021 уч. году осуществлялась в соответствии с
программой, составленной администрацией и педагогами, исходя из анализа
результатов ЕГЭ в 2020 году, на основе планов мероприятий федерального,
регионального и муниципального уровней по оценке качества образования.
Программа нацелена на сведение отрицательных результатов ЕГЭ в 2021 году к
минимуму (наличие выпускников, не преодолевших минимальный порог ЕГЭ по
русскому языку, математике базовой).
С каждым из выпускников, получившим по результатам репетиционных
тестирований в 11 класса, были проведены индивидуальные консультации в
присутствии родителей, классного руководителя и учителя-предметника.

Необходимо отметить активную работу с родителями выпускников. Родители на
классных собраниях были проинформированы о результатах репетиционных
тестирований выпускников, о посещении консультаций, о порядке проведения
ИС-11 и ЕГЭ.
В 2020-2021 уч. году в период дистанционного обучения администрацией
школы совместно с учителями-предметниками активно использовались
информационно-образовательные технологии при подготовке обучающихся к
ЕГЭ на основе таких образовательных платформ как «Решу ЕГЭ», «ЯКласс».
Выпускники 11 класса приняли участие в пробных онлайн-экзаменах,
организованных образовательным центром MAXIMUM. Кроме того, регулярно
проводились консультации по предметам посредством платформы Zoom.
Оценка функционирования внутренней системы оценки качества
образования
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» нормативно закрепил понятие «качество образования»,
указав на необходимость его оценки. Под качеством образования понимается
комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки
обучающихся, выражающая степень их соответствия федеральным
государственным образовательным стандартам, федеральным государственным
требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в
интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе
степень достижения планируемых результатом образовательных программ.
Следовательно, объектами оценки деятельности должны стать результаты
образовательной деятельности и показатели самой деятельности (процессов),
обеспечивающих эти результаты. При этом для выбора объектов, предметов и
критериев оценки принципиальное значение имеют требования ФГОС.
Оценочные и мониторинговые процедуры в соответствии с Федеральным
законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» являются
неотъемлемыми и составляющими Управления системы образования в целом и
образовательной организации как составной его части. Она подразумевает
внешние
процедуры
оценивания
(государственная
регламентация
образовательной деятельности: лицензирование образовательной деятельности,
государственная аккредитация образовательной деятельности, государственный
контроль (надзор) в сфере образования); независимую оценку качества
образования; мониторинг эффективности деятельности образовательной
организации;
общественную
и
профессиональную
аккредитацию;
педагогическую экспертизу). Возрастающие требования потребителей к качеству
образования, разветвленной процедуры внешней оценки делают необходимым
наличие внутришкольной системы оценки качества образования (далее ВСОКО).
В МБОУ СОШ № 149 созданы основы для выстраивания ВСОКО. Они
представлены мониторингом и системой оценки планируемых результатов
освоения ООП, соответствующих ФГОС. Однако, требуют модернизации
механизмы оценки деятельности педагога, состояния других видов условий
реализации программ, качества используемых программ, то есть оценки качества

всей образовательной системы, имеющей уровневое строение. Таким образом,
необходимо выстроить внутреннюю систему оценки качества образования по
основным направлениям и целям оценочной деятельности:
оценка образовательных достижений обучающихся и результатов
реализации ООП уровней общего образования в целом;
оценка качества образовательных программ;
оценка условий реализации образовательных программ.
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и
критериальной базой в такой системе выступают требования ФГОС, которые
конкретизируются в системе требований: к результатам реализации программ, к
структуре программ, условиям реализации программ. Принципиальным
отличием ВСОКО от ранее используемых практик заключается в том, что
анализу подвергается как результат образования («образованность»), так и
образовательный процесс, позволяющий получить необходимый уровень
(качество) образования. В рамках подпрограммы планируется построение такой
модели системы оценки качества, в которой анализу, мониторингу и оценке
подвергаются как образовательные результаты (личностные, предметные,
метапредметные), так и образовательный процесс, образовательная
деятельность, позволяющие получить необходимый уровень (качество)
образования. Кроме требований ФГОС, будущую модель системы оценки
качества образования определяет задача перехода на профстандарт. Результаты
анализа данных ВСОКО станут документальной основой для составления
ежегодного отчета школы о результатах самообследования и принятия
соответствующих управленческих решений. В 2021-2022 учебном году школа
находилась на основном этапе введения внутренней системы оценки качества
образования (ВСОКО).
Осуществлены следующие мероприятия по созданию ВСОКО:
 анализ и внедрение практики системы оценки качества образования
образовательных учреждений города Екатеринбурга;
 модернизация существующего Положения о ВСОКО;
 за основу информационного сопровождения ВСОКО взята
автоматизированная система «Дневник.ру».
Достижения обучающихся в олимпиадах
В 2020-2021 учебном году 2 обучающихся приняли участие в НПК
Малахитовая шкатулка и стали призерами. Обучающиеся, Юн Алина и Якубова
Зайнура, приняли участие в конкурсе «Живая классика» и заняли 2 и 3 место
соответственно.
В научно-практической конференции (районный этап) приняли участие 2
обучающихся, 1 из которых стал призером.
В 2021 году ученики школы приняли участие во ВСОШ на
муниципальном уровне по 8 предметам:
Предмет
Астрономия

Кол-во участий
2

Победитель
0

История
1
0
Литература
2
1
ОБЖ
4
0
Обществознание
1
0
Русский язык
2
0
Технология
3
0
Физкультура
12
0
Всего
28
0
Низкое количество победителей ВСОШ говорит о сложности выполнения
олимпиадных заданий обучающимися, недостаточной подготовки школьников.

Профилактическая деятельность

п/п

В соответствии с п.2 ч.2 ст.14 Федерального закона РФ от 24.06.1999 года
№ 120-ФЗ, в компетенцию образовательных организаций входит выявление
несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также
не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным
причинам занятия в образовательных организациях, принятие мер по их
воспитанию и получению ими общего образования.
№
Категории
2016-2017
2017201820192020обучающихся
учебный год
2018
2019
2020
2021
учебный
учебный учебный учебный
год
год
год
год
1.
Обучающиеся, не
1
1
посещающие ОУ
2.
Обучающиеся,
1
систематически
пропускающие
занятия
без
уважительной
причины
(пропустили 50%
учебного времени
и больше)
3.
Обучающиеся,
2
3
2
3
1
систематически
пропускающие
занятия
без
уважительной
причины

(пропустили 30%
учебного времени
и больше)
Основные формы и методы работы ОО в данном направлении:
выявление обучающихся данной категории путем наблюдения,
проведения бесед, анкетирования, учета посещаемости, успеваемости;
выяснение причин отсутствия ребенка в школе и принятие
оперативных мер по его возвращению;
организация деятельности классных руководителей;
организация взаимодействия с другими субъектами профилактики;
обеспечение социально – психологического, педагогического
сопровождения детей данной категории, проживающих в семьях, находящихся в
социально опасном положении;
проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного
неблагополучия и предупреждению асоциального поведения обучающихся,
родительский всеобуч;
направление
информации
в
Управление
образования
Железнодорожного района (ежемесячно) о количестве несовершеннолетних, не
посещающих или систематически пропускающих учебные занятия, проведенных
профилактических мероприятий в отношении обучающихся данной категории;
развитие воспитательной системы ОО, детского самоуправления,
повышения воспитательного потенциала урока;
обеспечение максимального охвата детей образовательными
программами дополнительного образования;
В образовательном учреждении в отношении данных обучающихся
разработаны планы профилактической работы, проводятся профилактические
беседы.
В образовательном учреждении ведется наблюдательное дело на каждого
несовершеннолетнего, находящегося в социально-опасном положении.
Разработаны планы работы с семьями, находящимися в социальноопасном положении.
С целью предупреждения правонарушений и преступлений разработаны и
реализуются индивидуальные планы проведения профилактических бесед с
несовершеннолетними, с отметками несовершеннолетних о проведении бесед; с
законными представителями, с целью повышения родительских компетенций,
ответственности за воспитание ребёнка и формирование основ здорового образа
жизни семьи с отметкой родителей о проведении бесед.
Проводятся индивидуальные профилактические беседы субъектами
профилактики Железнодорожного района г.Екатеринбурга.
Заместителем директора по ПР посещаются адреса проживания,
составляются акты ЖБУ.
Организуется досуговая деятельность несовершеннолетних как внутри
образовательного учреждения, так и по месту проживания в клубах по месту
жительства.

В каникулярный период с участием субъектов профилактики,
организуется
помощь
родителям
(законным
представителям)
несовершеннолетних в организации летней занятости.
Отслеживается посещаемость, успеваемость несовершеннолетних, по
окончанию каждой четверти табель успеваемости с характеризующим
материалом предоставляется в ТКДН и ЗП Железнодорожного района г.
Екатеринбурга.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.14 Федерального закона РФ от 24.06.1999 года
№ 120-ФЗ в компетенцию образовательных организаций входит выявление
семьей, находящихся в социально опасном положении, оказание им помощи в
обучении и воспитании детей.
В 2020-2021 текущем учебном году администрацией МБОУ СОШ №149
несовершеннолетние и семьи, находящиеся в социально - опасном положении
не выявлены, карты семей, находящихся в социально опасном положении в
ТКДН и ЗП Железнодорожного района не направлялись.
Основные направления работы школы по профилактике семейного
неблагополучия:
1) Выявление и учет несовершеннолетних и семей «группы риска»
(неполные, многодетные, малообеспеченные, опекунские семьи, семьи с
ребенком-инвалидом)
- социальная паспортизация класса и школы с использованием методов
наблюдения, проведения бесед, анкетирования; путем, получения информации
от
классного
руководителя,
учителей
–
предметников,
самого
несовершеннолетнего, других учащихся школы, их родителей, соседей,
участкового инспектора, медицинского работника;
- изучения информации, поступающей из органов и учреждений системы
профилактики
2) Проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного
неблагополучия и предупреждению асоциального поведения обучающихся:
- Родительский всеобуч. Беседы на родительских собраниях на
педагогические темы: «Возрастные и психологические особенности подростка»,
«Агрессия ребенка. Причины и последствия», «Типы семейного воспитания»,
«Роль семьи в развитии моральных качеств подростка», «Как научиться
понимать своих детей», «Стратегия бесконфликтного поведения в семье»,
«Поощрения и наказания в семье»;
­ Собеседование с родителями, уклоняющимися от воспитания детей
на темы «Права, обязанности и ответственность родителей по воспитанию
детей», «Ответственность родителей за правонарушения и преступления детей»,
«Ответственность несовершеннолетних», «Формирование здорового образа
жизни в семье», «Личный пример родителей», «Досуг несовершеннолетних»;
3) Консультации школьного педагога - психолога на психологические
темы;
4) Участие в проведении районных и городских профилактических
мероприятиях, акциях, направленных на выявление семейного неблагополучия:
«Подросток», «Подросток – ночь», «Школьник», «Безнадзорные дети»,

«Малыш», «Детство без насилия», «Единый день профилактики» и др.
Привлечение к работе с семьями «группы риска» специалистов других
учреждений: психологов КЦСОН Железнодорожного района, центров
психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Форпост», филиала
«Детство».
На внутреннем учете МБОУ СОШ №149 в 2020-2021 учебном году
состоит 4 семьи, из них 3 семьи находятся в социально опасном положении, 1
семья находятся в группе социального риска.
В отношении данных семей в МБОУ СОШ №149 разработан и
реализуется план профилактической работы с учащимися и их родителями,
совместно с субъектами профилактики организованы и проводятся
индивидуальные профилактические мероприятия:
Индивидуальные
профилактические
беседы
с
законными
представителями несовершеннолетних, направленные на формирование
ответственности за воспитание ребенка и формирование основ здорового образа
жизни семьи: «Развитие потребностей ребёнка с приходом в школу. Формы
общения», «Правильное питание - залог здоровья», «Досуговая деятельность как
ступень к профилактике», «О безопасности жизнедеятельности детей в зимний
период» - профилактические беседы с законными представителями проводятся 1
раз в месяц.
- Индивидуальные профилактические беседы с несовершеннолетними
направлены на предупреждение правонарушений и преступлений: «Права и
обязанности несовершеннолетнего в семье, в школе, в социуме»,
«Разъяснительная работа по 73 ОЗ « Об установлении на территории
Свердловской обл. комендантского часа», «Правила поведения и ТБ на осенних
каникулах», «Свободное время и развлечения учащихся», «Культура поведения в
общественных местах», «Правила поведения и ТБ на зимних каникулах» Профилактические беседы с несовершеннолетними проводятся не реже одного
раза в месяц.
- Посещение адресов проживание семей с целью обследования ЖБУ – 1
раз в два месяца;
- Привлечение к участию в школьных, районных и городских
мероприятиях - постоянно в течение учебного года;
- Привлечение к работе с семьей специалистов других учреждений - в
течение учебного года.
Профилактика травматизма:
В целях организации работы по профилактике детского травматизма в
учреждении утверждены следующие нормативные документы:
План работы на 2020-2021 учебный год по профилактике детского
травматизма;
Приказ о назначении ответственных лиц за организацию безопасной
работы в учреждении;
Приказ о назначении ответственного за организацию работы по
профилактике детского травматизма;
График дежурства сотрудников до начала занятий и после окончания

занятий, во время перемен, в помещении столовой;
План профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
на 2020-2021 учебный год;
Приказ о назначении ответственного лица за организацию работы по
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
Инструкции по охране труда.
Целенаправленная работа по профилактике детского травматизма в
школе проводится на протяжении всего учебного года.
Классными
руководителями,
учителями-предметниками
проводятся инструктажи обучающихся по безопасности деятельности во время
осуществления образовательного процесса с регистрацией в журнале.
В график контрольной деятельности включены тематические проверки по
вопросу профилактики травматизма, проверка порядка ведения классных
журналов по вопросам охраны труда.
Проводятся инструктажи по охране труда с сотрудниками учреждения,
ведутся журналы:
 регистрации вводного инструктажа по ОТ;
 выдачи инструкций по ОТ;
 регистрации инструктажа на рабочем месте;
 ежеквартальные консультации по темам «Детский травматизм и
меры его предупреждения».
Работа с обучающимися и воспитанниками:
Работа со школьниками проводится с использованием различных форм:
 Беседы, классные часы: «Игры во дворе и в школе», «Откуда может
прийти беда», «Как вести себя зимой на замерзшей реке», «Безопасное
поведение у воды», «Движение пешеходов и машин», «Один на улице…». «Один
дома», «Ознакомление с правилами поведения учащихся», «Нормы поведения
школьников на улице»;
 Целевые прогулки, экскурсии («Моя безопасная улица», «Внимание
– Переходим улицу», «Я и мой велосипед»);
 Школьные
конкурсы
творческих
работ:
«Безопасная
школа», «Внимание, лёд!», «Моя улица», «Один дома», «Мой безопасный путь
домой»;
 Викторины, конкурсы «Правила безопасного поведения в школе»,
«Безопасное поведение на улице», сюжетно-ролевые игры, игра в ГПД «Мы +
дорога = безопасность»;
 Просмотр учебных фильмов «Безопасность в доме», «Безопасность
на воде», «Пожарная безопасность (дети и огонь)», «Безопасность детей в
транспортном
мире»,
серий
мультипликационного фильма
«Уроки
осторожности».
В соответствии с требованиями безопасности ведется строгий контроль за
соответствием инвентаря и игрового и учебного оборудования. Ежегодно в
период подготовки учреждения к новому учебному году составляются акты
исправности спортивного оборудования и инвентаря, акты-разрешения на

проведение занятий в спортивном зале, учебных кабинетах, игровых комнатах,
журнал исправности спортивного инвентаря и оборудования.
Ведется строгий контроль и за состоянием пришкольной территории:
текущий ремонт, осмотр территории на предмет обнаружения предметов и
устройств, которые могут угрожать здоровью обучающихся и воспитанников
(ежедневная фиксация результатов осмотра в Журнале обследования
территории).
Для расследования несчастных случаев в учреждении приказом
директора создается комиссия по расследованию несчастного случая.
Комиссией расследуются все несчастные случаи, в том числе,
произошедшие по вине пострадавшего. По каждому несчастному случаю,
произошедшему во время образовательного процесса, вызвавшему потерю
трудоспособности обучающегося не менее, чем один день, оформляется
сообщение по установленной форме в ЕСД.
Документация по профилактике безнадзорности и правонарушений
среди несовершеннолетних:
Комплексная программа по профилактике безнадзорности,
правонарушений и употребления ПАВ среди несовершеннолетних;
План работы заместителя директора по правовому регулированию;
План работы с учащимися, состоящими в ГАУ КЦСОН «группы
риска»;
План работы по профилактике употребления ПАВ;
План работы по предупреждению общественно опасных деяний;
План работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном
учете, на учете в ОДН ОП №11,10, персонифицированном учете ТКДН и ЗП;
План работы с опекаемыми детьми и их законными
представителями;
- План совместной работы с ОДН ОП №11 УМВД России по городу
Екатеринбургу и МБОУ СОШ №149 по профилактике преступлений,
правонарушений и противодействию употребления наркотических, алкогольных
и токсических веществ;
План совместной работы с ОПДН ЛОМВД России на станции
Екатеринбург- Пассажирский и МБОУ СОШ №149 по предупреждению
детского травматизма на объектах железнодорожного транспорта;
План работы по профилактике травматизма среди учащихся в МБОУ
СОШ №149;
Положение
о
Совете
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений несовершеннолетних;
Соглашение о сотрудничестве с государственным автономным
учреждением
здравоохранения
Свердловской
области
«Областной
наркологической больницей».
Показатели деятельности Совета профилактики
Качественные показатели
Количественный показатель
деятельности Совета профилактики
2019-2020уч. год 2020-2021уч. год

Количество заседаний Совета
профилактики
Периодичность проведения заседаний
Совета профилактики
Количество учащихся и их законных
представителей, заслушанных на
заседаниях СП

9

9

1 раз в месяц

1 раз в месяц

Учащихся- 39
Законных
представителей 39
9

Учащихся-37
Законных
представителей 37
9

Количество рассмотренных тематических
вопросов
Заседания Совета профилактики проходят не реже 1 раза в месяц.
Контроль за исполнением решений Совета профилактики осуществляется на
следующем заседании и заслушивается отдельным вопросом.

5. Перспективы и планы развития в 2021-2022 учебный год
Дальнейшее развитие школы №149 будет осуществляться согласно
программе развития образовательной организации, которая включает в себя
мероприятия по улучшению материально технической базы, дооснащение
кабинетов оборудованием согласно ФГОС, создание доступной среды для детей
с ОВЗ, совершенствование работы с педагогическими кадрами, использование
современных технологий, методов и форм в обучении, формирование и развитие
познавательной активности обучающихся, творческих возможностей и развитие
личности обучающегося и учителя как основы для перевода учебного процесса в
учебно-исследовательскую деятельность, работа с одаренными детьми,
взаимодействие
с
субъектами
профилактики
по
предотвращению
правонарушений. Работа по повышению учебной мотивации обучающихся,
через дополнительные развивающие образовательные программы, электронные
образовательные платформы. Поэтапный переход школы в цифровую
образовательную среду через использование в обучении различных цифровых и
онлайн платформ.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 149
620141, г. Екатеринбург, улица Софьи Перовской,111 +7(343)366-08-61
E-mail: ekb-mou149@mail.ru, http://школа149.екатеринбург.рф
_______________________________________________________________________________________

ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МБОУ СОШ №149,
ПОДЛЕЖАЩЕЙ САМООБСЛЕДОВАНИЮ
За 2021 учебный год

Процедуру самообследования образовательной организации регулируют следующие
нормативные документы:
 Закон «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, № 53 ст. 7598);
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. №
462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной
организацией»;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. № 1324"Об
утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей
самообследованию»
 Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 «Об
утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации
об образовательной организации»
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2017 №
1218 «О внесении изменений в порядок проведения самообследования образовательной
организации, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от
14.06.2013 года № 462 (Показатели мониторинга системы образования (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 15 января 2014 г. N 14с изменениями и
дополнениями от 2 марта 2015 г.)
№ п/п

Показатели

Единица
измерения

Образовательная деятельность
Общая численность учащихся
980 человек
Численность учащихся по образовательной программе
465 человек
начального общего образования
1.3
Численность учащихся по образовательной программе
480 человек
основного общего образования
1.4
Численность учащихся по образовательной программе
35 человек
среднего общего образования
1.5
Численность/удельный вес численности учащихся,
302/37%
успевающих на «4» и «5» по результатам
промежуточной аттестации, в общей численности
учащихся
Результаты аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам
начального общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования
1.6
Средний балл государственной итоговой аттестации
22 балла
выпускников 9 класса по русскому языку
1.7
Средний балл государственной итоговой аттестации
10 баллов
1.
1.1
1.2

1.8
1.9
1.10

1.11

1.12

1.13

1.14

1.15

1.16

1.17

1.18

1.19

1.19.1
1.19.2
1.19.3
1.20

выпускников 9 класса по математике
Средний балл государственного экзамена выпускников
11 класса по русскому языку
Средний балл государственного экзамена выпускников
11 класса по математике (базовый)
Численность/ удельный вес численности выпускников 9
класса, получивших неудовлетворительные результаты
на государственной итоговой аттестации по русскому
языку, в общей численности выпускников 9 класса
Численность/ удельный вес численности выпускников 9
класса, получивших неудовлетворительные результаты
на государственной итоговой аттестации по
математике, в общей численности выпускников 9 класса
Численность/ удельный вес численности выпускников
11 класса, получивших результаты ниже установленного
минимального количества баллов единого
государственного экзамена по русскому языку, в общей
численности выпускников 11 класса
Численность/ удельный вес численности выпускников
11 класса, получивших результаты ниже установленного
минимального количества баллов единого
государственного экзамена по математике, в общей
численности выпускников 11 класса (базовый)
Численность/ удельный вес численности выпускников 9
класса, не получивших аттестаты об основном общем
образовании, в общей численности выпускников 9
класса
Численность/ удельный вес численности выпускников
11 класса, не получивших аттестаты о среднем общем
образовании, в общей численности выпускников 11
класса
Численность/ удельный вес численности выпускников 9
класса, не получивших аттестаты об основном общем
образовании с отличием, в общей численности
выпускников 9 класса
Численность/ удельный вес численности выпускников
11 класса, получивших аттестаты о среднем общем
образовании с отличием, в общей численности
выпускников 11 класса
Численность/ удельный вес численности обучающихся,
принявших участие в различных олимпиадах, смотрах,
конкурсах, в общей численности учащихся
Численность/ удельный вес численности обучающихся
победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов,
в общей численности учащихся
Регионального уровня
Федерального уровня
Международного уровня
Численность/ удельный вес численности обучающихся,
получающих образование с углубленным изучением
отдельных учебных предметов, в общей численности

82 балла
66 баллов
3 человек/4%

3 человек/4%

0 человек/0%

0 человек/0%

0 человек/0%

0 человек/0%

77 человека/100%

0 человек/0%

264/27%

74/7%

0/0%
0/0%
0
0 человек/0%

обучающихся
Численность/ удельный вес численности обучающихся,
0 человек/0%
получающих образование в рамках профильного
обучения, в общей численности обучающихся
1.22
Численность/ удельный вес численности обучающихся
980 человек/100%
с применением дистанционных образовательных
технологий, электронного обучения, в общей
численности обучающихся
1.23
Численность/ удельный вес численности обучающихся
0 человек/0%
в рамках сетевой формы реализации образовательных
программ, в общей численности обучающихся
Кадровое обеспечение общеобразовательных организаций, осуществляющих
образовательную деятельность в части реализации
основных общеобразовательных программ
1.24
Общая численность педагогических работников, в том
55 человек
числе:
1.25
Численность/удельный вес численности педагогических
51 человека/93%
работников, имеющих высшее образование, в общей
численности педагогических работников
1.26
Численность/удельный вес численности педагогических
51человека/93%
работников, имеющих высшее образование
педагогической направленности (профиля), в общей
численности педагогических работников
1.27
Численность/удельный вес численности педагогических
1 человек/2%
работников, имеющих среднее профессиональное
образование, в общей численности педагогических
работников
1.28
Численность/удельный вес численности педагогических
3 человек/5%
работников, имеющих среднее профессиональное
образование педагогической направленности (профиля),
в общей численности педагогических работников
1.29
Численность/удельный вес численности педагогических
48 человека/87%
работников, которым по результатам аттестации
присвоена квалификационная категория в общей
численности педагогических работников, в том числе:
1.29.1
Высшая
10 человек/18%
1.29.2
Первая
38 человека/69%
1.30
Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических
работников, педагогический стаж работы которых
составляет:
1.30.1
До 5 лет
11/20%
1.30.2
Свыше 30 лет
10/18%
1.31
Численность/удельный вес численности педагогических
5 человек/9%
работников в общей численности педагогических
работников в возрасте до 30 лет
1.32
Численность/удельный вес численности педагогических
12 человек/22%
работников в общей численности педагогических
работников в возрасте от 55
1.33
Численность/ удельный вес численности педагогических
50 человека/91%
и административно-хозяйственных работников,
прошедших за последние 5 лет повышение
1.21

1.34

2.1
2.2

2.3
2.4
2.4.1

2.4.3
2.4.4
2.4.5
2.5

2.6

Директор

квалификации/профессиональную переподготовку по
профилю педагогической деятельности или иной
осуществляемой в образовательной организации
деятельности, в общей численности педагогических и
административно-хозяйственных работников
Численность/ удельный вес численности педагогических
и административно-хозяйственных работников,
повышение квалификации по применению в
образовательном процессе федеральных
государственных стандартов в общей численности
педагогических и административно-хозяйственных
работников
Инфраструктура
Количество компьютеров в расчете на одного
обучающегося
Количество экземпляров учебной и учебнометодической литературы из общего количества единиц
хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в
расчете на одного обучающегося
Наличие в образовательной организации системы
электронного документооборота
Наличие читального зала библиотеки, в том числе:/
С обеспечением возможности работы на стационарных
компьютерах или использования переносных
компьютеров
Оснащенного средствами сканирования и распознавания
текстов
С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в
помещении библиотеки
С контролируемой распечаткой бумажных материалов
Численность / удельный вес численности обучающихся,
которым обеспечена возможность пользоваться
широкополостным Интернетом (не менее 2 МБ/с), в
общей численности учащихся
Общая площадь помещений, в которых осуществляется
образовательная деятельность, в расчете на одного
учащегося

50 человека/90%

0.08 единиц
12 единиц

нет
да
да
да
да
да
980 человек/100%

6250 кв.м./6,4

О.А.Добычина


Наверх

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».