Рабочая программа учебного предмета Экология животных ООО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №149

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №149
___________ Добычина О.А.
Приказ № 288 от 17.06.2022 г.

Рабочая программа учебного предмета
«Экология животных»
7 класс

Екатеринбург, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе элективного курса «Экология животных» 7 класс
на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н. Пономаревой, Бабенко В.Г.
Рабочая программа составлена на основе:
 Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.).
 Примерной основной образовательной программы.
 Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н.
Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-11
классы: программа. - М.: Вентана-Граф, 2014. – 304.
 Учебное пособие «Экология животных» автор: Бабенко В.Г. и др.
В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся экологических умений и навыков, универсальных способов деятельности
и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение лабораторных работ,
что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня
знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на
формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.
Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий,
формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсе «Биология»Рассматривается влияние
условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания,
многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического
равновесия в природе. На основе данной программы организован учебный курс из расчета 1 ч в
неделю и использовано учебное пособие для учащихся «Экология животных» (авт.: В.Г
Бабенко и др.).
Цели биологического образования





Цели в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей
школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки
зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования
являются:
социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей,
ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей,
накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь
и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;





развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе;
познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного
отношения к объектам живой природы.
Результаты освоения курса экологии животных



















Требования к результатам освоения курса экологии в основной школе определяются
ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и
государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение экологии в 7 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа
жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животного
мира; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать,
делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и
общности глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и
образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
Метапредметными результатами освоения материала по экологии в 7классе являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение.
Предметными результатами освоения экологии животных в 7 классе являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере.
объяснение роли экологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли животных в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;













выявление изменчивости организмов; приспособлений животных к среде обитания; типов
взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;(элективный курс – экология растений)
овладение методами экологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и
процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. (элективный курс – экология растений)
В ценностно-ориентационной сфере.
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на
здоровье человека. (элективный курс – экология растений)
В сфере трудовой деятельности.
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
В сфере физической деятельности.
освоение приемов оказания первой помощи при заражении паразитическими организмами,
простудных заболеваниях, травмах; (элективный курс – экология растений)
проведения наблюдений за состоянием животного организма. (элективный курс – экология
растений)
5. В эстетической сфере.
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. (элективный курс – экология растений)
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся













Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и
общности глобальных проблем человечества;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую
информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам
выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной
оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения
метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.




Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к
решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного
материала, в том числе:
усвоение основ научных знаний о строении животного организма, особенностях процессов жизнедеятельности, протекающих в животном организме, о зависимости жизни животного
от среды обитания; (элективный курс – экология растений)
знание многообразия представителей царства Животных, из роли в природных сообществах и жизни человека; (элективный курс – экология растений)
Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа, биологический диктант, контрольная работа, тест, работа по
карточкам, проведение и оформление лабораторной работы, отчёт об экскурсии и т.д.
Основное содержание курса «Экология животных»
Тема 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1 ч)
Экология животных. Многообразие животных. Особенности взаимодействия животных
и среды обитания.
Тема 2. Условия существования животных (5ч)
Условия существования. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания.
Экскурсия №1 «Условия обитания животных».
Тема 3. Среды жизни (5 ч)
Среда обитания: наземная, воздушная, почвенная, водная, организменная, характеристика.
Проект №1 «Среды жизни и их обитатели»
Тема 4. Жилища в жизни животных (1 ч)
Общая характеристика жилища – как среды обитания.
Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных (3 ч)
Животные и растения. Взаимоотношения между животными: хищничество, конкуренция, паразитизм, симбиоз. Пищевые связи.
Проект №2 «Типы взаимоотношений насекомых нашей местности»
Тема 6. Абиотические экологические факторы в жизни животных (6ч.)
Общая характеристика отношения животных к свету. Свет как экологический фактор.
Значение воды в жизни животных
Лабораторная работа № 1 «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы»»
Значение тепла для жизнедеятельности животных. Экологические группы животных по отношению к теплу.
Лабораторная работа №2 «Движение простейших при разных температурах».
Значение воздуха в жизни животных.
Практическая работа (домашняя) №1 «Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни»
Тема 7. Сезонные изменения в жизни животных (4).
Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к условиям существования.
Лабораторная работа №3 «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых»
Практическая работа (дома) №2 «Фенологические наблюдения за животными зимой и весной»
Тема 8. Численность животных (3)
Популяции животных. Характеристика популяций.
Лабораторная работа № 3 « Динамика численности насекомых».
Тема 9. Изменения в животном мире Земли (6ч.)
Многообразие видов животных. Естественные и искусственные условия обитания. Охрана,
редкие и исчезающие животные. Красная Книга.
Экскурсия №2 « Охраняемая территория или краеведческий музей»
Проект№3 «Охраняемые виды животных нашего края»













1.

Планируемые результаты обучения
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
формирование основ экологической культуры;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей
и осуществлять коррекцию;
организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления
групповой и парной деятельности во время экскурсии;
использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания
и обобщения учебного материала;
работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
основные характеристики животного мира
Учащиеся должны уметь:
Устанавливать взаимосвязь строения и образа жизни животных;
характеризовать роль животных в природе
аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.
2. Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.
3. Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм
взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных
экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.
4. Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности
распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.
5. Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.
6. Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.
7. Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в
экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира
для устойчивого развития экосистем.
8. Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.
9. Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете
Земля.
10. Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.
11. Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
12. Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.

8.
9.

Тематическое планирование
7 класс (35ч)
Название раздела
Экология животных: раздел науки и учебный предмет
Условия существования животных.
Экскурсия №1 «Условия обитания животных».
Среды жизни
Проект №1 «Среды жизни и их обитатели»
Жилища в жизни животных
Биотические и экологические факторы в жизни животных
Проект №2 «Типы взаимоотношений насекомых нашей местности»
Абиотические экологические факторы в жизни животных
Лабораторная работа № 1 «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы»» Лабораторная работа №2 «Движение простейших при разных температурах». Практическая работа (домашняя) №1 «Сравнение
приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни»
Сезонные изменения в жизни животных
Лабораторная работа №3 «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых»
Практическая работа (дома) №2 «Фенологические наблюдения за животными зимой и весной»
Численность животных
Лабораторная работа № 4 « Динамика численности насекомых
Изменения в животном мире Земли
Экскурсия №2 « Охраняемая территория или краеведческий музей»
Проект№3 «Охраняемые виды животных нашего края»
Обобщение
Итого:
Экскурсии - 2
Лабораторные работы – 4
Проекты - 3

Количество
часов
1
5
5
1
3
6

4

3
6

35ч

Календарно - тематическое планирование по экологии животных в 7 классе.
35ч.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Темы уроков
Введение в экологию животных
Многообразие условий обитания.
Среды жизни.
Взаимосвязи организма и среды обитания.
Экскурсия №1 «Условия обитания животных»
Предельные условия существования животных.
Животный мир суши.
Животный мир суши.
Животный мир морей и рек.
Животный мир почвы
Живой организм как среда обитания животных.
Жилище как среда обитания и одно из условий существования.
Взаимоотношения между животными одного вида.

количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

14

Взаимоотношения между животными разных видов.
Животные и микроорганизмы.

1

15

Проект №2 «Типы взаимоотношений насекомых нашей местности»

1

16

Свет в жизни животных

1

17
18
19

Вода в жизни животных
Экологические группы животных по отношению к воде.
Значение тепла для жизнедеятельности животных.

1
1
1

20

Экологические группы животных по отношению к теплу.
Лаб. Р № 2 «Движение амебы при разных температурах».
Воздух в жизни животных
Защита проектов
Сезонные изменения в жизни животных как приспособления к меняющимся условиям.
Приспособления животных к сезонам года
Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.
Лаб. работа №3 «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых»
Популяции животных.
Плотность популяции.
Численность популяции Л. р. № 4 « Динамика численности насекомых.
Многочисленные и малочисленные виды.
Естественное и искусственное изменение условий обитания.
Животные и человек.
Редкие и охраняемые животные. Экс. №2 « Охраняемая территория или
краеведческий музей»
Проект
Обобщающий урок.

1

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».