Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №149
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №149
___________ Добычина О.А.
Приказ № 288 от 17.06.2022 г.
Рабочая программа учебного предмета
«Экология животных»
7 класс
Екатеринбург, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе элективного курса «Экология животных» 7 класс
на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н. Пономаревой, Бабенко В.Г.
Рабочая программа составлена на основе:
Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.).
Примерной основной образовательной программы.
Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н.
Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-11
классы: программа. - М.: Вентана-Граф, 2014. – 304.
Учебное пособие «Экология животных» автор: Бабенко В.Г. и др.
В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся экологических умений и навыков, универсальных способов деятельности
и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение лабораторных работ,
что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня
знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на
формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.
Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий,
формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсе «Биология»Рассматривается влияние
условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания,
многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического
равновесия в природе. На основе данной программы организован учебный курс из расчета 1 ч в
неделю и использовано учебное пособие для учащихся «Экология животных» (авт.: В.Г
Бабенко и др.).
Цели биологического образования
Цели в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей
школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки
зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования
являются:
социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей,
ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей,
накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь
и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе;
познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного
отношения к объектам живой природы.
Результаты освоения курса экологии животных
Требования к результатам освоения курса экологии в основной школе определяются
ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и
государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение экологии в 7 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа
жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животного
мира; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать,
делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и
общности глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и
образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
Метапредметными результатами освоения материала по экологии в 7классе являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение.
Предметными результатами освоения экологии животных в 7 классе являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере.
объяснение роли экологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли животных в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
выявление изменчивости организмов; приспособлений животных к среде обитания; типов
взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;(элективный курс – экология растений)
овладение методами экологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и
процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. (элективный курс – экология растений)
В ценностно-ориентационной сфере.
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на
здоровье человека. (элективный курс – экология растений)
В сфере трудовой деятельности.
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
В сфере физической деятельности.
освоение приемов оказания первой помощи при заражении паразитическими организмами,
простудных заболеваниях, травмах; (элективный курс – экология растений)
проведения наблюдений за состоянием животного организма. (элективный курс – экология
растений)
5. В эстетической сфере.
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. (элективный курс – экология растений)
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и
общности глобальных проблем человечества;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую
информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам
выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной
оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения
метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к
решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного
материала, в том числе:
усвоение основ научных знаний о строении животного организма, особенностях процессов жизнедеятельности, протекающих в животном организме, о зависимости жизни животного
от среды обитания; (элективный курс – экология растений)
знание многообразия представителей царства Животных, из роли в природных сообществах и жизни человека; (элективный курс – экология растений)
Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа, биологический диктант, контрольная работа, тест, работа по
карточкам, проведение и оформление лабораторной работы, отчёт об экскурсии и т.д.
Основное содержание курса «Экология животных»
Тема 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1 ч)
Экология животных. Многообразие животных. Особенности взаимодействия животных
и среды обитания.
Тема 2. Условия существования животных (5ч)
Условия существования. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания.
Экскурсия №1 «Условия обитания животных».
Тема 3. Среды жизни (5 ч)
Среда обитания: наземная, воздушная, почвенная, водная, организменная, характеристика.
Проект №1 «Среды жизни и их обитатели»
Тема 4. Жилища в жизни животных (1 ч)
Общая характеристика жилища – как среды обитания.
Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных (3 ч)
Животные и растения. Взаимоотношения между животными: хищничество, конкуренция, паразитизм, симбиоз. Пищевые связи.
Проект №2 «Типы взаимоотношений насекомых нашей местности»
Тема 6. Абиотические экологические факторы в жизни животных (6ч.)
Общая характеристика отношения животных к свету. Свет как экологический фактор.
Значение воды в жизни животных
Лабораторная работа № 1 «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы»»
Значение тепла для жизнедеятельности животных. Экологические группы животных по отношению к теплу.
Лабораторная работа №2 «Движение простейших при разных температурах».
Значение воздуха в жизни животных.
Практическая работа (домашняя) №1 «Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни»
Тема 7. Сезонные изменения в жизни животных (4).
Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к условиям существования.
Лабораторная работа №3 «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых»
Практическая работа (дома) №2 «Фенологические наблюдения за животными зимой и весной»
Тема 8. Численность животных (3)
Популяции животных. Характеристика популяций.
Лабораторная работа № 3 « Динамика численности насекомых».
Тема 9. Изменения в животном мире Земли (6ч.)
Многообразие видов животных. Естественные и искусственные условия обитания. Охрана,
редкие и исчезающие животные. Красная Книга.
Экскурсия №2 « Охраняемая территория или краеведческий музей»
Проект№3 «Охраняемые виды животных нашего края»
1.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
формирование основ экологической культуры;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей
и осуществлять коррекцию;
организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления
групповой и парной деятельности во время экскурсии;
использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания
и обобщения учебного материала;
работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
основные характеристики животного мира
Учащиеся должны уметь:
Устанавливать взаимосвязь строения и образа жизни животных;
характеризовать роль животных в природе
аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.
2. Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.
3. Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм
взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных
экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.
4. Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности
распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.
5. Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.
6. Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.
7. Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в
экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира
для устойчивого развития экосистем.
8. Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.
9. Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете
Земля.
10. Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.
11. Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
12. Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Тематическое планирование
7 класс (35ч)
Название раздела
Экология животных: раздел науки и учебный предмет
Условия существования животных.
Экскурсия №1 «Условия обитания животных».
Среды жизни
Проект №1 «Среды жизни и их обитатели»
Жилища в жизни животных
Биотические и экологические факторы в жизни животных
Проект №2 «Типы взаимоотношений насекомых нашей местности»
Абиотические экологические факторы в жизни животных
Лабораторная работа № 1 «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы»» Лабораторная работа №2 «Движение простейших при разных температурах». Практическая работа (домашняя) №1 «Сравнение
приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни»
Сезонные изменения в жизни животных
Лабораторная работа №3 «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых»
Практическая работа (дома) №2 «Фенологические наблюдения за животными зимой и весной»
Численность животных
Лабораторная работа № 4 « Динамика численности насекомых
Изменения в животном мире Земли
Экскурсия №2 « Охраняемая территория или краеведческий музей»
Проект№3 «Охраняемые виды животных нашего края»
Обобщение
Итого:
Экскурсии - 2
Лабораторные работы – 4
Проекты - 3
Количество
часов
1
5
5
1
3
6
4
3
6
35ч
Календарно - тематическое планирование по экологии животных в 7 классе.
35ч.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Темы уроков
Введение в экологию животных
Многообразие условий обитания.
Среды жизни.
Взаимосвязи организма и среды обитания.
Экскурсия №1 «Условия обитания животных»
Предельные условия существования животных.
Животный мир суши.
Животный мир суши.
Животный мир морей и рек.
Животный мир почвы
Живой организм как среда обитания животных.
Жилище как среда обитания и одно из условий существования.
Взаимоотношения между животными одного вида.
количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
Взаимоотношения между животными разных видов.
Животные и микроорганизмы.
1
15
Проект №2 «Типы взаимоотношений насекомых нашей местности»
1
16
Свет в жизни животных
1
17
18
19
Вода в жизни животных
Экологические группы животных по отношению к воде.
Значение тепла для жизнедеятельности животных.
1
1
1
20
Экологические группы животных по отношению к теплу.
Лаб. Р № 2 «Движение амебы при разных температурах».
Воздух в жизни животных
Защита проектов
Сезонные изменения в жизни животных как приспособления к меняющимся условиям.
Приспособления животных к сезонам года
Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.
Лаб. работа №3 «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых»
Популяции животных.
Плотность популяции.
Численность популяции Л. р. № 4 « Динамика численности насекомых.
Многочисленные и малочисленные виды.
Естественное и искусственное изменение условий обитания.
Животные и человек.
Редкие и охраняемые животные. Экс. №2 « Охраняемая территория или
краеведческий музей»
Проект
Обобщающий урок.
1
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1