Рабочая программа по ИЗО 5 класс

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №149
_____________________ Добычина О.А.
Приказ №288 от 27.06.2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: ИЗО 5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с задержкой
психического развития (далее–ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена
на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.№287 ,зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее–
ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования обучающихся с задержкой психического развития (одобренной
решением ФУМО по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22)) (далее –
ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы основного общего образования по
предмету «Изобразительное искусство», а так же на основе планируемых результатов
духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленных в Примерной программе воспитания.
Общая характеристика учебного предмета «Изобразительноеискусство»
Основное

содержание
учебного
предмета «Изобразительное
искусство»,
в рамкахадаптированной основной
образовательной программы основного общего образования
обучающихся
с ЗПР,
направлено на приобщение
обучающихся к искусству как духовному
опыту поколений, овладение способами
художественной
деятельности,
развитие
индивидуальности,
дарования и творческих способностей. В рамках курса обучающиеся с ЗПР получают
представление об изобразительном искусстве как целостном явлении.
Содержание образования по предмету предусматривает два вида деятельности
обучающихся : восприятие произведений искусства и собственную художественнотворческую деятельность. Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух
сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и
зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала.
При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения обучающегося с
произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное
освоение изобразительного искусства.
Художественная деятельность обучающихся на уроках находит разнообразные формы
выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ
товарищей, результатов коллективного творчества ииндивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических,
современных). Наряду с основной формой организации учебного процесса–уроком–
проводятся экскурсии в музеи; используются видео материалы о художественных музеях и
картинных галереях.
Основой реализации содержания учебного предмета «Изобразительное искусство»
является реализация деятельностного подхода, что позволяет для обучающихся с ЗПР:
 Придавать результатам образования социально и личностнозначимый характер;
 прочно усваивать учащимися знания и опыт разнообразной деятельности,
возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных
областях;
 существенно повышать мотивацию и интерес к учению, приобретению нового опыта
деятельности и поведения;
 обеспечивать условия для общекультурного и личностного развития на основе
формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только

успешное усвоение ими системы на учных знаний, умений и навыков ( академических
результатов), но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной
успешности.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Общие цели и задачи изучения учебного предмета «Изобразительное искусство»
представлены в рабочей программе основного общего образования по предмету
«Изобразительное искусство».
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают
дополнительные коррекционные цели и задачи учебного предмета
«Изобразительное искусство», направленные на социально-эмоциональное развитие,
развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной
активности, повышение коммуникативной компетентности в разных социальныхусловиях.
Цель: развитие визуально-пространственного мышления обучающихся с ЗПР как
формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения
и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи:

 формирование

опыта
смыслового
и эмоционально
ценностного
восприятия визуального образа реальностии произведений искусства;
 освоение художественной культуры как формы материального выражения в
пространственных формах духовных ценностей;
 формирование
понимания
эмоционального
и ценностного
смысла
визуально пространственной формы;
 развитие
творческого
опыта
как
формирование
способности
к
самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
 формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её
архитектуре, изобразительном искусстве ,в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;
 развитие способности ориентироваться в мире современной художественной
культуры;
 овладение средствами художественного изображения как способом развития умения
видеть реальный мир, как способностью к анализу иструктурированию визуального
образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основам и культуры практической работы различными художественными
материалами и инструментами для эстетической организациии
 оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Особенности отбора и адаптации учебного материала по изобразительному искусству
Содержание по предмету «Изобразительное искусство» рассчитано на обучающихся с
ЗПР 5 х классов и адаптировано для обучения данной категории обучающихся с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых
образовательных потребностей. В этом возрасте у обучающихся с ЗПР продолжают
наблюдаться некоторые особенности в развитии двигательной сферы, нарушения
произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность
непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Это приводит к
затруднениям при выполнении практических работ, в связи с чем педагогу необходимо
снижать требования при оценивании качества выполнения самостоятельных работ,
предлагать ученикам больше времени на выполнение практической работы. Познавательная
деятельность характеризуется сниженным уровнем активности и замедлением переработки
информации. Поэтому при отборе произведений искусства, с которыми знакомятся ученики
с ЗПР,следует отдавать предпочтение предметами явлениям из их повседневного окружения,
избегать непонятных абстрактных изображений, опираться на личный опыт ученика. Важно
сокращать объем теоретических сведений; включать отдельные темы или целые разделы
вматериалы для обзорного,ознакомительного или факультативного изучения.
Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие
Осмысленное освоение содержании образования по предмету
«Изобразительное искусство»
При работе на уроке следует отдавать предпочтение практическим методам обучения:
показу, упражнениям. Выполнение практической работы обязательно должно
сопровождаться речевым отчетом ученика о выполненной работе, способствовать развитию
речи, умению составлять связное речевое высказывание. Возможно использовать в ходе
урока алгоритмы, картинные и письменные планы выполнения работы, перед выполнением
практической работы желательным является проведение подробного анализа предстоящей
работы, составление плана ее реализации. С целью формирования личностных компетенций
у обучающихся с ЗПР следует предусматривать чередование уроков индивидуального
практического творчества и уроков коллективной творческой деятельности. Совместная
творческая деятельность учит обучающихся договариваться, ставить и решать общие задачи,
понимать друг друга ,с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий
положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих
силах.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО»
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство» Общие
сведения о декоративно-прикладном искусстве
Декоративно – прикладное искусство и его виды.
Декоративно – прикладное искусство и предметная среда жизни людей.
Древние корни народного искусства
Истоки образного языка декоративно –прикладного искусства.
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладногоискусства.
Связь народного искусства с природой, бытом, трудом, верованиям и иэпосом.
Роль природных материалов в строительстве и изготовлении предметов быта, и
хзначение в характере труда и жизненного уклада.
Образно – символический язык народного прикладного искусства.Знакисимволы традиционного крестьянского прикладного искусства.
Выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной резьбы росписи по дереву,
вышивки. Освоение навыков декоративного обобщения впроцессепрактической творческой
работы.
Убранство русской избы
Конструкция избы, единство красоты и пользы–функционального и символического– в
её постройке и украшении.
Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. Картина
мира в образном строе бытового крестьянского искусства.
Выполнение рисунков – эскизов орнаментального декора крестьянского
дома.
Устройство внутреннего пространства крестьянско годома.Декоративные
Элементы жилой среды.
Определяющая роль природных материалов для конструкции и декора традиционной
постройки жилого дома в любой природной среде. Мудрость соотношения характера
постройки, символики её декора и уклада жизни для каждого народа.
Выполнение рисунков предметов народного быта, выявление мудрости их
выразительной формы иорнаментально - символического оформления.
Народный праздничный костюм
Образный строй народного праздничного костюма – женского и мужского.
Традиционная конструкция русского женского костюма –северо русский (сарафан) и
южно русский (понёва) варианты.
Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для различных
регионов страны.
Древнее происхождение и присутствие всех типов орнаментов внародной вышивке.
Символическое изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах вышивки.
Особенности традиционных орнаментов текстильных промыслов в разных регионах
страны.

Выполнение рисунков традиционных праздничных костюмов, выражение в форме,
цветовом решении, орнамент национального своеобразия.
Народные праздники и праздничные обряды как синтез всех видов народного
творчества.
Выполнение сюжетной композиции или участие в работе по созданию коллективного
панно на тему традиций народных праздников.
Народные художественные промыслы
Роль и значение народных промыслов в современной жизни. Искусство и
ремесло.Традици и культуры,особенные для каждого региона.
Многообразие видов традиционных ремёсел и происхождение художественных
промыслов народов России.
Разнообразие материалов народных ремёсел и их связь с регионально-национальным
бытом (дерево, береста, керамика, металл, кость, мех и кожа, шерстьи лёнидр.).
Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов.
Особенности цветового строя, основные орнаментальные элементы росписи филимоновской,
дымковской, каргопольской игрушки. Местные промыслы игрушек разных регионов страны.
Создание эскиза игрушки по мотивам избранного промысла.
Роспись по дереву. Хохлома. Краткие сведения по истории хохломского промысла.
Травный узор, «травка» — основной мотив хохломского орнамента. Связь с природой.
Единство формы и декора в произведениях промысла. Последовательность выполнения
травного орнамента. Праздничность изделий
«золотой хохломы».
Городецкая роспись подереву. Краткие сведения по истории. Традиционные образы
городецкой росписи предметов быта. Птица и конь —традиционные мотивы
орнаментальных композиций. Сюжетные мотивы, основные приёмы и композиционные
особенности городецкой росписи.
Посуда из глины. Искусство Гжели. Краткие сведения по истории промысла.
Гжельская керамика и фарфор: единство скульптурной формы и кобальтового декора.
Природные мотивы росписи посуды. Приёмы мазка, тональный контраст, сочетание пятна и
линии.
Роспись по металлу. Жостово. Краткие сведения по истории промысла.Разнообразие
форм подносов, цветового и композиционного решения росписей.Приёмы свободной
кистевой импровизации в живописи цветочных букетов. Эффект освещённости и
объёмности изображения.
Древние традиции художественной обработки металлав разных регионах страны.
Разнообразие назначения предметов и художественно-технических приёмов работы с
металлом.
Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов
Роль декоративно – прикладного искусства в культуре древних цивилизаций.
Характерные особенности одежды для культуры разных эпох и народов. Выражение
образа человека, его положения вобществе и характера деятельности в его костюме и
егоукрашениях.

Украшение жизненного пространства: построений, интерьеров,предметовбыта–в
культуре разных эпох.
Декоративно-прикладноеискусствовжизнисовременногочеловека
Многообразиематериаловитехниксовременногодекоративноприкладногоискусства(художественнаякерамика,стекло,металл,гобелен,росписьпоткани,мод
елирование одежды).
Символический
знак
в
современной
жизни:
эмблема,
логотип,
указующийилидекоративный знак.
Государственнаясимволикаитрадициигеральдики.
Декоративныеукрашенияпредметовнашегобытаиодежды.
Значениеукрашенийвпроявленииобразачеловека,егохарактера,самопонимания,установ
ок инамерений.
Декор на улицах и декор помещений.Декор
праздничный
и
повседневный.Праздничноеоформлениешк
олы.
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура» Общие
сведения о видах искусства
Пространственные и временные виды искусства.
Изобразительные,
конструктивные
и
декоративные виды
пространственных искусств, их место и назначение вжизни людей.
Основные виды живописи, графики и скульптуры.
Художник и зритель: зрительские умения, знания и творчество зрителя.

5 класс
По программе 34 часов
По учебному плану 34 часов
Соответствие программы и тематического планирования
Четверть
Тема

Кол-во часов

1 четверть Древние корни народного искусства
2 четверть Связь времен в народном искусстве
3 четверть Декор-человек, общество, время
4 четверть Декоративное искусство в современном мире
Итого за год:

9
7
10
8
34

Планируемые результаты
По окончании 5 класса учащиеся должны:
 знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
 знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение
традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
 знать несколько народных художественных промыслов России;
 различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и
времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII
века);
 различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративноприкладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик
и т. д.);
 выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного,
классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных
элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
 умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами
декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном
для данного возраста уровне);
 выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе
ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
 создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные
единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной
эпохи);
 владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета,
формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных
или объемных декоративных композиций;
 владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.).

№п/
п
1

1

2

3

Дата

Класс

2

3

Содержание урока
Материал,
оборудование
Теоретическая часть.
Практическая часть
4
5
6
7
5 класс. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (34час)
1четверть. Древние корни народного искусства (8 час).
Древние
Традиционные образы
Выполнение
Восковые мелки,
образы в
народного
декоративной
уголь, пастель,
народном
(крестьянского)
композиции на тему бумага, гуашь,
искусстве.
прикладного искусства.
древних образов в
кисти.
Солярные знаки, конь,
узорах росписи,
птица, мать – земля,
резьбе по дереву, в
древо жизни как память
орнаментах
народа. Декоративные
народной вышивки
изображения как
(древо жизни, матьобозначение жизненно
земля, птица, конь,
важных для человека
солнце).
смыслов, их условносимволический характер.
Убранство
Единство конструкции и Создание эскиза
Восковые мелки,
русской избы. декора в традиционном
декоративного
пастель, бумага.
русском жилище.
убранства избы:
Отражение картины мира украшение деталей
в трехчастной структуре
дома (фронтон,
и образном строе избы
наличники,
(небо, земля, подземный
причелина,)
и водный
солярными знаками,
мир).Декоративное
растительными и
убранство крестьянского зооморфными,
дома причелина,
геометрическими
полотенце, наличник и
мотивами.
т.д.).Орнаментальная
композиции.
Внутренний
Устройство внутреннего
Изображение
Карандаш или
Тема урока

Виды и формы
контроля
8

Самостоятельная
работа

Проектно-

мир русской
избы.

4

Конструкция
и декор
предметов
народного
быта.

5

Русские
прялки

6

Образы и
мотивы в
орнаментах

пространства
крестьянского дома,
символика (потолокнебо, пол - земля, подпол
-подземный мир, окнаочи, свет и т. д.).
Жизненно важные
центры в крестьянском
доме. Единство пользы и
красоты.
Проектная форма учебнотворческой деятельности.
Деревянная фигурная
расписная и резная
посуда, русские прялки,
предметы труда.
Органическое единство
пользы и красоты,
конструкции и декора.
Выявление
символического значения
декоративных элементов.
Тест.
Основные элементы
русских прялок.
Варианты украшения
русских прялок - резные,
расписные.

Крестьянская вышивка –
хранительница
древнейших образов и

внутреннего
восковые мелки,
убранства русской
акварель, кисти,
избы (печь, лавки,
бумага.
стол, предметы быта
и труда).
Индивидуальная или
коллективная
работа. Проектная
форма учебнотворческой
деятельности.

творческая работа

Выполнение эскиза
декоративного
украшения
предметов
крестьянского быта
(ковш-утица, ковшскопкарь, ковшконюх). Тест. Доп.
задание №1

Бумага,картон,
карандаш, гуашь,
кисти.

Тест.

Эскиз прялки:
форма,
композиция росписи
или резного узора.
Тонирование
поверхности прялки
«под дерево»
акварелью
охристого цвета.
Создание эскиза
вышитого полотенца
по мотивам

Бумага, гуашь,
пастель, кисти.

Бумага, восковые
мелки, акварель или
гуашь, бумага,

русской
народной
вышивки

Народный
праздничный
костюм.

7

8

Народный
праздничный
костюм
разных
регионов и
народов
России

мотивов. Условность
языка орнамента, его
символическое значение.
Особенности
орнаментальных
построений в вышивках
на полотенце.

народной вышивки;
в традиции
народных мастеров.
Украшение
полотенца
вырезанными из
тонкой бумаги
кружевами. Доп.
задание №2
Народный праздничный
Создание эскизов
костюм. Северорусский и народного
южнорусский комплекс.
праздничного
Форма и декор женских
костюма разных
головных уборов.Идеи
регионов и народов
целостности мира, связи
России с
земного и небесного в
использованием
образном строе народной различных техник и
праздничной одежды.
материалов
Проектная форма учебно- .Проектная форма
творческой деятельности. учебно-творческой
деятельности.
Костюм разных регионов Продолжение
работы над эскизом
и народов России.
народного
Характерные
праздничного
особенности костюма
костюма разных
народов Приамурья.
регионов и народов
России с
использованием
различных техник и
материалов. Костюм
народов Приамурья.
Проектная форма
учебно-творческой
деятельности.Доп.

ножницы.

Бумага, гуашь,
кисти, мелки,
пастель.

Проектнотворческая работа

Бумага, гуашь,
кисти, мелки,
пастель.

Проектнотворческая работа

9

10

задание №3
Раскрытие
символического
значения обрядового
действа на примере
одного из
календарных
праздников; подбор
загадок, пословиц,
поговорок,
народных песен к
конкретному
народному
празднику (по
выбору).
Викторина.
2 четверть. Связь времён в народном искусстве (7 час).
Древние образы в
Магическая роль
Создание
современных
глиняной игрушки в
игрушки
народных игрушках.
глубокой древности.
(лепка),и
Традиционные древние последующее ее
образы (конь, птица,
украшение
баба) в современных
росписью в
народных игрушках.
соответствии с
Единство формы и
замыслом
декора в глиняной
(дополнительная
игрушке. Особенности
разработка на
пластической формы
внеурочном
глиняных игрушек,
занятии).
Проектная
принадлежащих
форма учебноразличным
творческой
художественным
деятельности.
промыслам.
Особенности цветового
строя , основные

Народные
праздничные
обряды
(обобщение
темы).

Календарные народные
праздники –способ
участия человека,
связанного с землей, в
событиях природы ,
коллективное ощущение
целостности мира.
Обрядовые действия
народного праздника, их
символическое значение.
Просмотрслайдов,
репродукций.
Викторина.

Викторина.
Выставка .

Глина,
пластилин,
бумага,
гуашь,
карандаши,
кисти.

Проектнотворческая
работа

11

Искусство Гжели.
Истоки и современное
развитие промысла

12

Городецкая роспись.
Истоки и современное
развитие промысла

декоративные элементы
росписи
филимоновской ,
дымковской,
каргопольской
игрушек.Проектная
форма учебнотворческой
деятельности.
Из истории развития
гжельской керамики,
слияние промысла с
художественной
промышленностью.
Разнообразие и
скульптурность
посудных форм,
единство формы и
декора.Особенности
гжельской росписи:
сочетание синего и
белого, «мазок с
тенями» ,тоновые
контрасты.
Работа с карточками.
Из истории развития
городецкой росписи.
Единство формы
предмета и его декора.
Композиция
орнаментальной и
сюжетной росписи.
Основные приемы
Городецкой росписи.

Карточки

«Древние
образы в
народном
искусстве».
Изображение
выразительной
посудной
формы с
характерными
деталями
(носик, ручка,
крышечка) и
украшение ее.
Работа с
карточками.

Бумага,
акварель,
большие и
маленькие
кисти.

Выполнение
эскиза панно
для оформления
комнаты сказок
с
использованием
элементов
городецкой
росписи.

Гуашь,
Проектнобольшие и
творческая
маленькие
работа
кисти,
тонированная
под дерево
бумага.

Работа над проектом
эскиза панно для
оформления комнаты
сказок с
использованием
элементов городецкой
росписи.Проектная
форма учебнотворческой
деятельности.

13

Хохлома. Истоки и
современное развитие
промысла

Краткие сведения из
истории развития
хохломского промысла.
Своеобразие
хохломской росписи.
Единство
художественных
принципов
крестьянского
искусства и народных
промыслов.

14

Жостово. Роспись по
металлу. Истоки и
современное развитие
промысла

Из истории
художественного
промысла.
Разнообразие форм
подносов и вариантов
построения цветочных

Выполнение
фрагмента
росписи по
мотивам
Городецкой
росписи с
использованием
образа птицы,
коня,
растительных
элементов.
Проектная
форма учебнотворческой
деятельности.
Изображение
формы предмета
и украшение его
травным
орнаментомкриуля, цветы,
ягоды, птица.

Выполнение
фрагмента
жостовской
росписи с
включением
внее крупных и

Гуашь,
большие и
маленькие
кисти,
бумага.

Гуашь,
большие и
маленькие
кисти, белая
бумага.

Кроссворд

15

16

Щепа. Роспись по
лубу и дереву.
Тиснение и резьба по
бересте.

Роль народных
художественных
промыслов в
современной жизни
(обобщение темы).

композиций. Создание в
живописи эффекта
освещенности,
объемности.Кроссворд
Дерево и береста –
основные материалы в
крестьянском быту.
Щепная птица счастья –
птица света. Изделия из
бересты: короба,
хлебницы, набирухи
для ягод, туеса . Резное
узорочье берестяных
изделий. Мезенская
роспись в украшении
берестяной деревянной
утвари Русского Севера,
ее своеобразие.
Графический орнамент
мезенской росписи, ее
праздничная
декоративность.

мелких форм
цветов.
Кроссворд
1. Создание

эскиза одного из
предметов
промысла,
украшение этого
предмета
фрагментами
мезенской
росписи.
2. Создание
формы туеса
(или
карандашницы)
из плотной
бумаги и
украшение
графическим
орнаментом
мезенской
росписи Доп.
задание №4
Выставка работ, беседа Участие в
на темы
выступлениях
«Традиционные
поисковых
народные промыслы групп, в
гордость и достояние
занимательной
национальной
викторине, в
отечественной
систематизации
культуры», « Промыслы зрительного
как искусство
материала по
художественного
определенному

Карандаш,
бумага,
цветная
бумага,
ножницы,
клей.

Гуашь,
большие и
маленькие
кисти, белая
бумага.

Викторина
Выставка

сувенира», «Место
произведений
традиционных
народных промыслов в
современной жизни,
быту и интерьере».
Традиционные
народные промыслы
(лаковая миниатюра,
ажурные конструкции
из металла) –
представляются
поисковыми группами.
Викторина.

признаку

3 четверть. Декор - человек, общество, время (10 час) .
17

Зачем людям
украшения.

Предметы
декоративного
искусства несут на себе
печать определенных
человеческих
отношений. Украситьзначит наполнить вещь
общественно значимым
смыслом, определить
роль ее хозяина.
Образный строй вещи:
характер деталей,
рисунок орнамента,
цветовой строй,
композиция. Тест .

Рассмотрение и
обсуждение (анализ)
разнообразного
зрительного ряда,
подобранного по теме,
особенности декора
костюма людей
разного статуса и
разных стран. Тест.

18

Роль
декоративного
искусства в
жизни древнего

Роль декоративноприкладного искусства
в Древнем Египте.
Подчеркивание власти,

Выполнение эскизов
украшения (браслетов,
ожерелий, подвески,
нагрудного украшения

Тест.

Бумага,
гуашь, кисти,
цветные
мелки.

общества

19
Декор и
положение
человека в
обществе

20

Одежда
«говорит» о
человеке.

могущества, знатности
египетских фараонов с
помощью
декоративного
искусства. Символика
цвета в
украшенияхСимволика
украшений Древнего
Египта, их связь с
мировоззрением
египтян.
Декоративноприкладное искусство
Древнего Китая.
Одежда, костюм не
только служит
практическим целям,
они являются особым
знаком- знаком
положения человека в
обществе.

– пекторали) или
алебастровой вазы по
мотивам
декоративного
искусства Древнего
Египта.

Выполнение эскизов
костюма людей
разных сословий в
Древнем Китае.
Цветовое решение
эскизов костюма

Бумага,
кусочки
ткани, клей,
ножницы,
гуашь, кисти.

Основы построения
композиции. Единство
природы, человека
(костюма), построек.
Конструктивная
ясность, стиль. Силуэт,
цвет, фактура и
декор.Работа по выбору
(русский народный
костюм, костюм
народов Приамурья,
возможен другой
вариант).

Создать эскиз
многофигурной
композиции
(иллюстрацию к
народной сказке или к
историческому
событию), в которой
герои были бы
изображены в
национальной одежде.

Бумага,
гуашь, кисти,
пастель,
гелевые
ручки.

Самостоятельная
работа

21

Декоративное
искусство
Западной
Европы
XVIIвека
(барокко).

22

Декор - человек,
общество, время

23

О чем
рассказывают
гербы и
эмблемы.

Декоративно прикладное искусство
Западной Европы 17
века (эпоха барокко).
Суть декора –
выявление роли людей.
Стилевое единство
декора одежды.
Декоративно-знаковая,
социальная роль
костюма. Проектная
форма учебнотворческой
деятельности.
Декоративное
оформление
композиции.
Влияние
господствующих идей,
условий жизни людей
разных стран и эпох на
образный строй
произведений
декоративноприкладного
искусства.Проектнотворческая
деятельность.

Индивидуально –
коллективная работа –
создание панно «Бал в
интерьере дворца»
(выбор композиции;
изображение мебели и
отдельных предметов,
фигур людей в
нарядных
костюмах).Проектная
форма учебнотворческой
деятельности.

Бумага,
гуашь, кисти.

Продолжение работы
над композицией.
Использование
декоративных
элементов в
оформлении
композиции «Бал во
дворце».Проектнотворческая
деятельность.

Бумага,
ткань, клей,
ножницы,
гуашь, кисти

Декоративность,
орнаментальность,
изобразительная
условность искусства
геральдики. Герб - как
знак достоинств его

Создание эскиза
собственного герба
или герба своей семьи
или школы с
использованием
декоративно-

Бумага белая
и цветная,
ножницы,
гуашь, кисти.

Проектнотворческая
работа

Проектнотворческая
работа

24

25

26

Символы и
эмблемы в
современном
обществе,
значение их
элементов.
Орнаментальная
композиция.

Роль
декоративного
искусства в
жизни человека
и общества
(обобщение
темы).

владельца, символ
чести рода. Основные
части классического
герба, изобразительные
формы, символика
цвета в геральдике.
Проектная форма
учебно-творческой
деятельности.
Символы и эмблемы в
современном обществе:
отличительные знаки
государства, страны,
города, партии, фирмы
и др.
Основные средства
выразительности в
орнаменте. Виды и
формы орнамента.
Мотив. Символы.
Орнаментальная
композиция Цветовая
гамма и сочетание
элементов.
Итоговая игравикторина по теме
четверти с
привлечением учебных
работ, показом слайдов
произведений
декоративноприкладного искусства,
с включением
художественных
открыток, репродукций,

символического языка
геральдики.Проектная
форма учебнотворческой
деятельности.

Изображение
эмблемы класса,
школы, кабинета или
спортивного клуба.
Работа в группе.

Бумага,
ножницы,
гуашь, кисти.

Создай
орнаментальную
композицию по
мотивам
традиционных
русских образов и
солярных знаков.

Гуашь,
пастель,
бумага,
кисти.

1. Выполнение

аналитическитворческих заданий.
Викторина.
2. Посещение музея
или выставки
произведений
современных
мастеров
декоративноприкладного

Практическая
работа в группе

Викторина
Выставка

собранных поисковыми
группами.

искусства..

4 четверть. Декоративное искусство в современном мире ( 8 час).
27

Современное
выставочное
искусство
(керамика,
художественное
стекло, витраж).

28

Современное
выставочное
искусство
(гобелен, батик).

29

Ты сам – мастер
декоративноприкладного
искусства
(коллективный
проект).

Многообразие
материалов и техник
современного
декоративноприкладного
искусства
(художественная
керамика, стекло,
металл, гобелен,
роспись по ткани,
моделирование
одежды и др.)
Многообразие
материалов и техник
современного
декоративноприкладного
искусства (гобелен,
роспись по ткани,
моделирование
одежды и т. д.). Тест.
Технология работы с
выбранным
материалом
(плетение, коллаж,
керамический
рельеф, папье-маше,
роспись по дереву,
витражи и т. д.).
Постепенное,
поэтапное
выполнение

Знакомство с изделиями из
цветной обожженной глины
(майолика и терракота),
изделиями из
стекла,витражами.
С помощью Интернета
посещение музея, выставки.

Тест «Виды современного
выставочного искусства».
Знакомство с изделиями
(гобелен, батик и т.д.).
Посещение музея,
выставочного зала с
помощью Интернета.
Разработка эскизов
коллективного панно для
украшения интерьера школы
по мотивам русских
народных сказок и
праздничных гуляний,
древних образов народного
искусства. Объединение по
группам, выбор темы.
Выполнение «картона», т.е.
эскиза будущей работы в

Тест

Художественный
материал по
выбору

Проектнотворческая
работа

30

Декоративноприкладное
творчество (работа
над проектом)

31

Декоративная
композиция
(защита проекта)

32

Итоговая работа в
конкретной
технике и

задуманного панно.
Коллективная
реализация.
Проектная форма
учебно-творческой
деятельности.
Технология работы в
любой извыбранной
технике (батик,
витраж, коллаж,
папье-маше, роспись,
рельефы, сочетание
с другими
материалами и
техниками.). Основы
построения
декоративной
композиции.
Особенности работы
в выбранной
технике, особенности
материала.
Проектно творческая
деятельность.
Выделение
особенностей
данного проекта.
Единство формы и
содержания.
Самооценка и
презентация работы.
Художественная
выразительность
декоративной работы

натуральную величину.
Проектная форма учебнотворческой деятельности.

Проектно - творческая
деятельность. Деление
общей композиции на
фрагменты. Выполнение
отдельными группами и
участниками групп своей
части работы.Проработка
фрагментов композиции.

Художественный
материал по
выбору

Проектно - творческая
деятельность. Коллективная
работа.
Соединение готовых
фрагментов в более крупные
блоки, монтаж в общее
декоративное панно.
Просмотр, самооценка,
презентация .

Художественный
материал по
выбору

Защита
творческих
работ и проектов

Выбор темы проекта.
1.Эскиз росписи на темы
(последующая роспись

Художественный
материал по
выбору

Проектнотворческая
работа

материале
(индивидуальный
проект)

33

Взаимосвязь
материала, формы
и содержания
(индивидуальный
проект)

34

Представление и
защита проектнотворческих работ
(индивидуальный
проект)

в конкретной
технике и материале
(ритм, симметрия,
равновесие форм,
гармоничное
сочетание цветов)
Проектная форма
учебно-творческой
деятельности.
Индивидуальный
творческий проект.
Продолжение работы
над творческим
проектом.Технология
работы с выбранным
материалом.
Выполнение росписи
готового изделия,
завершение
декоративной работы
в технике «батик»,
«витраж» и
творческой работы
на самостоятельно
предложенную тему.
Проектная форма
учебно-творческой
деятельности.

готового изделия).
2.Эскиз игрушки (лепка,
изготовление и
последующая роспись
изделия).
3.Декоративная работа
«батик», «витраж».
4.Свое предложение темы
творческой работы.
Проектная форма учебнотворческой деятельности.
Продолжение работы по
выполнению
индивидуальной творческой
работы.
Проектная форма учебнотворческой деятельности.

Самооценка,
представление и
защита проектнотворческих работ.
Характеристика
техники, материала,

Самооценка, представление
и защита проектнотворческих работ.
Фотографирование работ для
альбома.

Художественный
материал по
выбору

Цифровой
фотоаппарат

Защита
творческих
работ и проектов

особенностей
выполнения,
рекомендации.
Выполнение
фотографий для
альбома.
35

Взаимосвязь
материала, формы
и содержания
(обобщение темы)

Выставка работ
учащихсяпо теме
«Ты сам – мастер
декоративноприкладного
искусства». Беседа
по теме четверти.
Анализ темы
«Украсим школу
своими руками».

Участие в отчетной выставке
работ по декоративно –
прикладному искусству«Ты
сам – мастер декоративноприкладного искусства»
Анализ темы «Украсим
школу своими руками».

Выставка

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.
Предметные
результаты,
формируемые
в ходе изучения
предмета
«Изобразительное искусство» , сгруппированы по учебным модулям и должны отражать
сформированность умений:
Модуль№1
«Декоративно –прикладное и народное искусство»:
иметь представление о многообразии видов декоративно-прикладного искусства; о
связи декоративно-прикладного искусства с бытовыми потребностями людей;
иметь представление (уметь приводить примеры с помощью педагога)
омифологическом и магическом значении орнаментального оформления жилой среды в
древней истории человечества;
иметь представление о коммуникативных, познавательных и культовых функциях
декоративно-прикладногоискусства;
распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу
(дерево,металл,керамика, текстиль,стекло,камень,кость,др.);
иметь представление о неразрывной связи декора и материала;
распознавать по образцу и называть техники исполнения произведений
декоративно-прикладного
искусства
в
разных
материалах:
резьба,
роспись,вышивка,ткачество,плетение,ковка,др.;
иметь представление о специфике образного языка декоративного искусства–его
знаковой природе, орнаментальности ,стилизации изображения;
различать по образцу разные виды орнамента :геометрический, растительный,
зооморфный, антропоморфный;
иметь практический опыт самостоятельного творческого создания орнаментов
ленточных, сетчатых, центрических;
иметь представление о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в
построении орнамента и иметь практический опыт применения эти представлений
всобственных творческих декоративных работах.
Модуль№2 «Живопись, графика, скульптура»:
Иметь представление о различиях между пространственными и
временными видами искусства и их значении в жизни людей;
иметь представление о причинах деления пространственных искусств на
виды; иметь
представления
об
основных
видах живописи, графики
и скульптуры, объяснять при помощи учителя их назначение в жизни людей.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства:
Различать традиционные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры;
Понимать значение материалав создании художественного образа;
иметь практический опыт изображения карандашами разной жёсткости,
фломастерами, углём, пастелью и мелками, акварелью, гуашью, лепкой из пластилина,а
также другими доступными художественными материалами;
иметь представление о различных художественных техниках в использовании
художественных материалов;
иметь представление о роли рисунка как основы изобразительной деятельности;
иметь опыт учебного рисунка – светотеневого изображения объёмных форм;
иметь представления об основах линейной перспективы и первоначальные навыки
изображения объёмных геометрических тел на двухмерной плоскости (при необходимости
при помощи учителя);

иметь представления о понятиях графической грамоты изображения предмета
«освещённая
часть», «блик», «полутень»,
«собственная
тень»,
«падающаятень» и уметь их применять в практике рисунка на базовом уровне; иметь
представление
о содержании
понятий
«тон»,
«тональные
отношения» ииметь опыт их визуального анализа;
иметь опыт определения конструкции сложных форм, соотношения между собой
пропорции частей внутри целого;
иметь опыт линейного рисунка;
иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на заданную учебную
задачу;
иметь представления об основах цветоведения: основные и составные цвета,
дополнительные цвета;иметь представление о понятиях «колорит»,
«цветовые отношения», «цветовой контраст»;
Иметь навыки практической работы гуашью и акварелью.
Модуль№ 3«Архитектура и дизайн»:
Иметь представление об архитектуре и дизайне как конструктивных видах
искусства, т.е. искусства художественного построения предметно-пространственнойсреды
жизни людей;
Иметь представление о роли архитектуры и дизайна в построении предметнопространственной среды жизне деятельности человека;
Иметь представление о влиянии предметно-пространственной среды на чувства,
установки и поведение человека;
Иметь представления оценности сохранения культурного наследия, выраженного в
архитектуре, предметах труда и быта разных эпох.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.
ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УСТНОМУ
ОПРОСУ
Отметка «5» ставится, если учащийся:
 полностью освоил учебный материал;
 умеет изложить его своими словами;
 самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
 правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» ставится, если учащийся:
 в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его
изложении своими словами;
 подтверждает ответ конкретными примерами;
 правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «3» ставится, если учащийся:
 не усвоил существенную часть учебного материала;
 допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
 затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
 слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «2» ставится, если учащийся:
 почти не усвоил учебный материал;
 не может изложить его своими словами;
 не может подтвердить ответ конкретными примерами;
 не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если учащийся:
 полностью не усвоил учебный материал;

не может изложить знания своими словами;
не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ОЦЕНОК ВЫПОЛНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ГРАФИЧЕСКИХ и
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗАДАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Отметка «5» ставится, если учащийся:
 творчески планирует выполнение работы;
 самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
 правильно и аккуратно выполняет задание;
 умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и
другими средствами.
Отметка «4» ставится, если учащийся:
 правильно планирует выполнение работы;
 самостоятельно использует знания программного материала;
 в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
 умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и
другими средствами.
Отметка «3» ставится, если учащийся:
 допускает ошибки при планировании выполнения работы;
 не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного
материала;
 допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
 затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия,
приборы и другие средства.
Отметка «2» ставится, если учащийся:
 не может правильно спланировать выполнение работы;
 не может использовать знания программного материала;
 допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
 не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия,
приборы и другие средства.
Отметка «1» ставится, если учащийся:
 не может спланировать выполнение работы;
 не может использовать знания программного материала;
 отказывается выполнять задание.
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической
последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической
последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения;
общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической
последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было
на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность
нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено
небрежно и имеет незавершенный вид.



ОЦЕНИВАНИЕ ТЕСТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОИЗВОДИТСЯ ПО СЛЕДУЮЩЕЙ СИСТЕМЕ:
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.


Наверх

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».