Рабочая программа для ИЗО 6-7 класс

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №149
____________ Добычина О.А.
Приказ №288 от 27.06.2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: ИЗО для 6-7 классов

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся с
задержкой психического развития (далее - ЗПР) 6-7 класса разработана в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с
изменениями), адаптированной основной общеобразовательной программой основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ СОШ №149; Примерной
основной программы основного общего образования по изобразительному искусству для
общеобразовательных организаций 5 – 8 классовБ.М.Неменского, Москва, «Просвещение». 2010
Основное содержание учебного предмета «Изобразительное искусство», в рамках
адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с ЗПР, направлено на приобщение обучающихся к искусству как духовному опыту
поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности,
дарования и творческих способностей. В рамках курса обучающиеся с ЗПР получают
представление об изобразительном искусстве как целостном явлении.
Содержание образования по предмету предусматривает два вида деятельности
обучающихся: восприятие произведений искусства и собственную художественно-творческую
деятельность. Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни
человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать
преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается
собственный эмоциональный опыт общения ребенка и подростка с произведениями искусства, что
позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы
выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей,
результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение
художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических,
современных). Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся
экскурсии в музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных
галереях.
Основой реализации содержания учебного предмета «Изобразительное искусство» является
реализация деятельностного подхода, что позволяет для обучающихся с ЗПР:
- придавать результатам образования социально и личностно значимый характер;
- прочно усваивать учащимися знания и опыт разнообразной деятельности, возможность их
самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
- существенно повышать мотивацию и интерес к учению, приобретению нового опыта
деятельности и поведения;
- обеспечивать условия для общекультурного и личностного развития на основе
формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное
усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и
жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Основная цель изучения предмета «Изобразительное искусство» – развитие визуальнопространственного мышления обучающихся как формы
эмоционально-ценностного,
эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры.
Основные задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

2

формирование опыта смыслового и эмоционально ценностного восприятия
визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в
пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально
пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным
действиям в ситуации неопределённости;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как
к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды и в понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной
культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения
видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на
основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными
материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и
производственной среды.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные
коррекционные задачи учебного предмета «Изобразительное искусство», направленные на
социально-эмоциональное развитие, развитие мыслительной и речевой деятельности,
стимулирование познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности в
разных социальных условиях.
Содержание по предмету «Изобразительное искусство» рассчитано на обучающихся с ЗПР
5–7-х классов и адаптировано для обучения данной категории школьников с учетом особенностей
их психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей. В этом возрасте у обучающихся с ЗПР продолжают наблюдаться некоторые
особенности в развитии двигательной сферы, нарушения произвольной регуляции движений,
недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности
переключения и автоматизации. Это приводит к затруднениям при выполнении практических
работ, в связи с чем педагогу необходимо снижать требования при оценивании качества
выполнения самостоятельных работ, предлагать ученикам больше времени на выполнение
практической работы. Познавательная деятельность характеризуется сниженным уровнем
активности и замедлением переработки информации, обеднен и узок кругозор представлений об
окружающем мире и явлениях. Поэтому при отборе произведений искусства, с которыми
знакомятся ученики с ЗПР, следует отдавать предпочтение предметам и явлениям из их
повседневного окружения, избегать непонятных абстрактных изображений, опираться на личный
опыт ребенка. Важно сокращать объем теоретических сведений; включать отдельные темы или
целые разделы в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения.
Содержание учебного предмета.
Содержание курса «Изобразительное искусство» 6 КЛАСС (второй год обучения на уровне
основного общего образования)
«Изобразительное искусство в жизни человека» (предлагаются к изучению модули «Виды и
жанры изобразительного искусства» и «Художественный образ и художественно-выразительные
средства»)
Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
3

Художественные материалы.
Рисунок – основа изобразительного творчества.
Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объёмные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека – главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и её основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Раздел 4. Человек и пространство. Пейзаж
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании
образования по предмету «Изобразительное искусство»
При работе на уроке следует отдавать предпочтение практическим методам обучения:
показу, упражнениям. Выполнение практической работы обязательно должно сопровождаться
речевым отчетом ученика о выполненной работе, способствовать развитию речи, умению
составлять связное речевое высказывание. Возможно использовать в ходе урока алгоритмы,
картинные и письменные планы выполнения работы, перед выполнением практической работы
желательным является проведение подробного анализа предстоящей работы, составление плана ее
реализации. С целью формирования личностных компетенций у обучающихся с ЗПР следует
предусматривать чередование уроков индивидуального практического творчества и уроков
коллективной творческой деятельности. Совместная творческая деятельность учит детей
4

договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом
относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего
творчества и уверенность в своих силах.
Примерные контрольно-измерительные материалы
Контрольные работы по предмету «Изобразительное искусство» программой не
предусмотрены. Основные формы учебной деятельности – практическое художественное
творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие
произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. На уроках
изобразительного искусства оценивается как уровень восприятия обучающимися с ЗПР
произведений искусства и явлений культуры, так и уровень выполнения практических заданий.
Причем решающую роль при выставлении отметки играет оценивание художественно-творческой
деятельности в силу практического характера занятий по изобразительному искусству.
Оценивание работы обучающихся с ЗПР носит индивидуальный характер, учитываются
следующие показатели:
правильность приемов работы,
степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании,
правильное построение рисунка, аккуратность выполненной работы),
соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
•
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
•
развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся с ЗПР,
способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственноэмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое
отношение художественными средствами;
•
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности;
•
формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и
ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
•
планирование и осуществление учебных действий в соответствии с поставленной
художественной задачей, умение находить варианты решения различных художественнотворческих задач;
•
рациональное построение самостоятельной творческой деятельности, умение
организовывать место занятий.
Коммуникативные:
•
умение вести диалог, участвовать в распределении функций и ролей в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
•
уважительное отношение к работе других учащихся.
Познавательные:
•
умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
•
использование средств информационных технологий для решения различных
учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию
и т.д.
Предметные результаты.
В результате освоения предмета «Изобразительное искусство» обучающиеся с ЗПР
научатся:
5

•
иметь представление об особенностях уникального народного искусства,
семантического значения традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки);
•
создавать декоративные изображения на основе русских образов;
•
иметь представление о смысле народных праздников и обрядов и их отражении в
народном искусстве и в современной жизни;
•
создавать простые эскизы декоративного убранства русской избы;
•
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы с опорой на образец;
•
иметь представление о специфике образного языка декоративно-прикладного
искусства;
•
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с
опорой на народные традиции и образец;
•
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в
цветовом решении с опорой на образец;
•
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе
ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов при необходимости с
опорой на образец;
•
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета,
формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или
объемных декоративных композиций на доступном уровне;
•
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов;
осуществлять с помощью учителя собственный художественный замысел, связанный с созданием
выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из
промыслов;
•
иметь представление об основах народного орнамента; создавать орнаменты на
основе народных традиций;
•
различать виды (с опорой на образец) и материалы декоративно-прикладного
искусства;
•
иметь представление о национальных особенностях русского орнамента и
орнаментов других народов России;
•
иметь представление о нескольких народных художественных промыслах России;
•
иметь представление о пространственных и временных видах искусства;
•
понимать и объяснять после предварительного анализа разницу между предметом
изображения, сюжетом и содержанием изображения;
•
владеть представлениями о композиционных навыках работы, чувстве ритма, работе
с различными художественными материалами;
•
уметь создавать образы, используя все выразительные возможности художественных
материалов;
•
владеть простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
•
владеть навыками плоскостного силуэтного изображения обычных, простых
предметов (кухонная утварь);
•
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых
геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
•
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из
геометрических тел;
•
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
•
иметь представление об освещении как важнейшем выразительном средстве
изобразительного искусства, как средстве построения объема предметов и глубины пространства;
•
передавать с помощью света характер формы в композиции натюрморта;
•
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
•
применять перспективу в практической творческой работе;
6

•
навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
•
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и
воздушной перспективы;
•
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и
настроения в природе;
•
навыкам создания пейзажных зарисовок;
•
различать и характеризовать с помощью учителя понятия: пространство, ракурс,
воздушная перспектива;
•
пользоваться правилами работы на пленэре;
•
использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте;
осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного
произведения;
•
основам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации
плоскости изображения;
•
иметь представление об основных средствах художественной выразительности в
изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
•
иметь представление о композиции как целостным и образном строе произведения,
роли формата, выразительное значение размера произведения, соотношении целого и детали,
значении каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
•
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами
(карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
•
различать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения,
пленэр, импрессионизм;
•
различать виды портрета;
•
понимать основы изображения головы человека;
•
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
•
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и
объемного изображения предмета и группы предметов;
•
использовать графические материалы в работе над портретом;
•
пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
•
иметь представление о выдающихся русских и зарубежных художникахпортретистах и их произведениях;
•
пользоваться навыками передачи в плоскостном изображении простых движений
фигуры человека;
•
пользоваться навыками лепки и работы с пластилином или глиной;
•
иметь представление (с опорой на восприятие художественных произведений –
шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
•
пользоваться приемами выразительности при работе с натуры над набросками и
зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
•
иметь представление о сюжетно-тематической картине как обобщенном и целостном
образе, как результате наблюдений и размышлений художника над жизнью;
•
иметь представление о понятиях «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях
станковой живописи;
•
пользоваться изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над
эскизом;
•
иметь представление о понятиях «тематическая картина», «станковая живопись»;
•
иметь представление об основных жанрах сюжетно-тематической картины;
•
иметь представление о историческом жанре как идейном и образном выражении
значительных событий в истории общества, как воплощении его мировоззренческих позиций и
идеалов;

7

•
иметь представление о нескольких классических произведениях и именах великих
русских мастеров исторической картины;
•
разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет
с помощью учителя;
•
творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки
композиции на историческую тему с помощью учителя;
•
иметь представление о роли монументальных памятников в жизни общества;
•
иметь представление о выдающихся монументальных памятниках и ансамблях,
посвященных Великой Отечественной войне;
•
иметь опыт культуры зрительского восприятия;
•
понимать разницу между реальностью и художественным образом;
•
иметь представление об искусстве иллюстрации и творчестве известных
иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
•
опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими
материалами;
•
собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев,
характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.) под руководством учителя;
•
иметь представление об анималистическом жанре изобразительного искусства и
творчестве художников-анималистов;
•
опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
•
иметь представление об основных этапах развития и истории архитектуры и
дизайна;
•
иметь общее представление об особенностях архитектурно-художественных стилей
разных эпох;
•
иметь представление о тенденциях и перспективах развития современной
архитектуры;
•
иметь представление об образно-стилевом языке архитектуры прошлого;
•
иметь представление о малых формах архитектуры и дизайна в пространстве
городской среды;
•
иметь представление о чертеже как плоскостном изображении объемов, когда точка
– вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
•
применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и
архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
•
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в
пространстве;
•
создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайнпроектов;
•
иметь представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и
дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурнодизайнерского объекта;
•
приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
•
иметь представление о краткой истории костюма;
•
применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в
формировании букета по принципам икебаны;
•
использовать известные и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными
материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
•
работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая
разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
•
иметь представление о стилевых особенностях архитектуры Древней Руси;
•
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
8

•
работать с помощью учителя над эскизом монументального произведения (витраж,
мозаика, роспись, монументальная скульптура);
•
сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси по
плану/ перечню вопросов/ алгоритму;
•
иметь представление о широком разнообразии стилей и направлений
изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
•
иметь представление о характерных особенностях русской портретной живописи
XVIII века;
•
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в
материале.
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Изобразительное
искусство», распределенные по годам обучения
Предметные результаты по итогам первого года изучения учебного предмета
«Изобразительное искусство» должны отражать сформированность умений:
иметь представление об особенностях уникального народного искусства,
семантическом значении традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки);
создавать декоративные изображения на основе русских образов по образцу;
иметь представление о смысле народных праздников и обрядов и их отражении в
народном искусстве и в современной жизни;
создавать эскизы декоративного убранства русской избы по образцу;
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
иметь представление о специфике образного языка декоративно-прикладного
искусства;
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с
опорой на народные традиции и образец;
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в
цветовом решении с опорой на образец;
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе
ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов с использованием
образцов при необходимости;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета,
формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или
объемных декоративных композиций;
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов;
осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием
выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из
промыслов, при необходимости с опорой на образец;
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства после
предварительного анализа и с помощью учителя;
иметь представление о национальных особенностях русского орнамента и
орнаментов других народов России;
различать и характеризовать по перечню вопросов/ предложенному плану несколько
народных художественных промыслов России.
Предметные результаты по итогам второго года изучения учебного предмета
«Изобразительное искусство» должны отражать сформированность умений:
иметь представление о пространственных и временных видах искусства и их
различиях;

9

характеризовать при помощи учителя три группы пространственных искусств:
изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни
людей на конкретных примерах;
иметь представление о роли изобразительного искусства в повседневной жизни
человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии
культуры и представлений человека о самом себе;
воспринимать произведения искусства как творческую деятельность человека;
характеризовать выразительные особенности различных художественных
материалов при создании художественного образа при помощи учителя;
давать характеристики основным графическим и живописным материалам по плану;
размещать рисунок на листе;
пользоваться графическими материалами в процессе выполнения творческих
заданий;
выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке;
передавать на бумаге свое эмоциональное состояние, и настроение с помощью ритма
и характера линий, штрихов, росчерков и др.;
осуществлять на основе ритма тональных пятен собственный художест-венный
замысел, связанный с изображением состояния природы (гроза, туман, солнце и т. д.);
иметь представление о значении: основного цвета, составного цвета,
дополнительного цвета;
иметь представление о понятиях: цветовой круг, цветотональная шкала,
насыщенность цвета;
различать и называть основные и составные, теплые и холодные, конт-растные и
дополнительные цвета;
создавать художественные образы, используя все выразительные возможности
цвета;
иметь представление о понятиях: цветовые отношения, теплые и холодные цвета,
цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет;
различать и называть теплые и холодные оттенки цвета;
называть виды скульптурных изображений, объяснять их назначение в жизни людей
с опорой на образец/ иллюстративный материал;
иметь представление об основных скульптурных материалах и условиях их
применения в объемных изображениях;
объяснять, почему образуются разные виды искусства, называть разные виды
искусства, определять их назначение с опорой на иллюстративный материал/ вопросный план/
опорные слова;
иметь представление о том, что изобразительное искусство – особый образный язык;
иметь представление об условности изобразительного языка и его изменчивости в
ходе истории человечества;
иметь представление о понятиях простой и сложной пространственной формы;
называть основные геометрические фигуры и геометрические объемные тела;
выявлять, после предварительного анализа, конструкцию предмета через
соотношение простых геометрических фигур;
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых
геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
строить изображения простых предметов по правилам линейной перс-пективы;
иметь представления о понятиях: линия горизонта; точка зрения; точка схода
вспомогательных линий; взгляд сверху, снизу и сбоку, а также использовать их в рисунке;
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с на-туры из
геометрических тел;

10

распознавать отдельные жанры изобразительного искусства (натюрморт, портрет,
пейзаж);
различать освещение «по свету», «против света», боковой свет;
иметь представление о понятиях «картинная плоскость», «точка зрения», «линия
горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии»;
различать средство выразительности «высокий и низкий горизонт» в произведениях
изобразительного искусства;
иметь представление о правиле воздушной перспективы;
изображать уходящее вдаль пространство, применяя правила линейной и воздушной
перспективы;
различать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях живописи
и графики;
пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами
(карандаш, тушь);
создавать творческие композиционные работы в различных материалах с натуры, по
памяти и воображению.
Предметные результаты по итогам третьего года изучения учебного предмета
«Изобразительное искусство» должны отражать сформированность умений:
иметь представление о смысле понятий: шрифт, иллюстрация, дизайн, архитектура,
интерьер, ландшафт, флористика, модуль;
иметь представление об особенностях русской усадебной культуры XVIII–XIX
веков;
различать стилистику изображений и способы композиционного расположения в
пространстве (в том числе книги, открытки, визитные карточки, логотипы);
иметь представление об особенностях развития шрифта, костюма, флористики;
использовать в творческой работе навыки создания открыток, визитных карточек;
компоновки книжного и журнального макетирования объектов, составления флористических
композиций, композиционных приемов в архитектуре и дизайне;
уметь анализировать по плану произведения архитектуры и дизайна;
иметь представление о месте конструктивных искусств в ряду пластических
искусств, их общие начала и специфику;
понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство
функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
иметь представление об основных этапах развития и истории архитектуры и
дизайна, тенденциях современного конструктивного искусства;
конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать
архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме) при помощи учителя;
моделировать в своём творчестве основные этапы художественнопроизводственного процесса в конструктивных искусствах после предварительного анализа и
составления плана;
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием
конкретных зданий и вещной среды;
конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом
фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию на доступном уровне при
помощи учителя;
использовать на доступном уровне в макетных и графических композициях ритм
линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и
архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина) на доступном уровне;
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в
пространстве по образцу;
11

создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
использовать разнообразные художественные материалы.

Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся с ЗПР.
Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля
и включает:
1. учительский контроль
2. самоконтроль
3. взаимоконтроль учащихся
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы:
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося:
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как
организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как
выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует
выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа,
чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:
"отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта
поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, – или
практическую направленность для современного общества.
"хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта
поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто
теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы.
"удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не
достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно
раскрыто ее теоретическое и, – или практическое значение.
"неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с выше названными требованиями.
Формы контроля уровня обученности:
12







викторины;
кроссворды;
отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ;
тестирование;
проверочные работы.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, в соответствии с учебным планом
программа рассчитана на 34 часа. Программа построена так, чтобы дать школьникам
ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из
окружающей действительности.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные
формы выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по
представлению)
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей;
- прослушивание музыки и литературных произведений;
- изучение художественного наследия.
Конечной целью обучения изобразительному искусству детей с
ограниченными возможностями здоровья является развитие собственного
художественного вкуса, личностная самореализация, командная коммуникация.

Учебно-тематический план 6 класс
Раздел
Виды изобразительного искусства
и основы образного языка
Мир наших вещей. Натюрморт.
Вглядываясь в человека. Портрет.
Человек и пространство в изобразительном искусстве.
Итого

Кол-во
часов
8
8
10
8
34

6 класс предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, живых
примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и
13

изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения
детьми программного материала.
Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в
темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.
Содержание программы 6 класс
1 Раздел «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 ч)
Тема. Рисунок — основа изобразительного творчества
Рисунок — основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением
любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный
рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические
материалы и их выразительные возможности.
Тема. Линия и ее выразительные возможности
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность
линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в
создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.
Тема. Цвет. Основы цветоведения
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и
холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение
свойств цвета.
Тема. Цвет в произведениях живописи
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые
отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая
композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи
эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.
Планируемые результаты: УУД
Личностные:
Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем
состоит различие временных и пространственных видов искусства.
Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные,
конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни
людей.
Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в
организации общения людей, в создании среды материального окружения, в
развитии культуры и представлений человека о самом себе.
Приобретать представление об изобразительном искусстве как о сфере
художественного познания и создания образной картины мира.
Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о
творческой активности зрителя.
14

Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую
деятельность.
Уметь определять, к какому виду искусства относится рассматриваемое
произведение.
Понимать, что восприятие произведения искусства — творческая деятельность на
основе зрительской культуры, т. е. определенных знаний и умений.
Метапредметные:
Иметь представление и высказываться о роли художественного материала в
построении художественного образа.
Характеризовать выразительные особенности различных художественных
материалов при создании художественного образа.
Называть и давать характеристики основным графическим и живописным
материалам.
Приобретать навыки работы графическими и живописными материалами в процессе
создания творческой работы.
Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами.
Предметные:
Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества.
Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам.
Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов
рисунков мастеров.
Овладевать начальными навыками рисунка с натуры.
Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.
Овладевать навыками размещения рисунка в листе.
Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения
творческих заданий.
2 Раздел «Мир наших вещей. Натюрморт» (8 ч)
Тема. Изображение предметного мира — натюрморт
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем
рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в
истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные,
рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского
изображения в древности и в XX веке.
Тема. Освещение. Свет и тень
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия
«свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень».
Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как
средство организации композиции в картине.
Тема. Натюрморт в графике
15

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в
натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок.
Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об
окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность
художественных техник.
Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма
(матрица) и оттиски.
Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)
Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в
натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений
людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его
развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение
творческой индивидуальности художника.
Планируемые результаты:УУД
Личностные:
Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях.
Объяснять понятия: цветовые отношения, теплые и холодные цвета, цветовой
контраст, локальный цвет, сложный цвет.
Различать и называть теплые и холодные оттенки цвета.
Объяснять понятие «колорит».
Развивать навык колористического восприятия художественных произведений,
умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни.
Приобретать творческий опыт в процессе создания
красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием.
Овладевать навыками живописного изображения.
Метапредметные:
Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов
быта в искусстве разных эпох.
Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских,
символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного
изображения.
Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых
предметов (кухонная утварь).
Осваивать простые композиционные умения организации
Предметные:
Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении.
Получать навыки художественного изображения способом аппликации.
Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен
и фактур на этапе создания практической творческой работы.
3 Раздел «Вглядываясь в человека. Портрет» (10 ч)
Тема. Образ человека — главная тема искусства
16

Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения
портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве
Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный
портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в
портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и
ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и
форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории
изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом
портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения.
Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.
Тема. Портрет в скульптуре
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в
истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры.
Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Тема. Сатирические образы человека
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и
обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.
Тема. Портрет в живописи
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ
человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в
парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.
Тема. Великие портретисты (обобщение темы)
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных
образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая
интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях
великих художников.
Планируемые результаты: УУД
Личностные:
Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и
формировать представления о месте и значении портретного образа человека в
искусстве.
Получать представление об изменчивости образа человека в истории.
Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть
имена нескольких великих художников-портретистов.
Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства в
17

художественном портрете
присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника.
Уметь различать виды портрета (парадный и лирический портрет).
Рассказывать о своих художественных впечатлениях.
Метапредметные:
Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы
человека и пропорциях лица.
Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении
замысла художника.
Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе
творческой работы.
Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации
Предметные:
Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров
портретного жанра
Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека.
Вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека.
Создавать зарисовки объемной конструкции головы.
4 Раздел «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8 ч.)
Тема. Правила линейной и воздушной перспективы
Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость
картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов
— перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы,
планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
Тема. Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в
пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж
Европы.
Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация
перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в
картине и его образный смысл.
Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник
Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и
красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток.
Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак,
туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.
Тема. Городской пейзаж
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века.
Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны
18

предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем
создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после
предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую
организацию листа.
Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства.
Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в
жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы
образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная
основа произведения изобразительного искусства.
Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства — труд души.
Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.
Планируемые результаты: УУД
Личностные:
Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры,
приобретать опыт восприятия скульптурного портрета.
Получать знания о великих русских скульпторах-портретистах.
Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека.
Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа.
Учиться по-новому видеть индивидуальность человека (видеть как художникскульптор).
Метапредметные:
Приобретать интерес к изображениям человека как способу нового понимания и
видения человека,
окружающих людей.
Развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать
индивидуальные особенности и характер человека.
Получать представления о графических портретах мастеров разных эпох, о
разнообразии графических средств в решении образа человека.
Овладевать новыми умениями в рисунке.
Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные
особенности человека в портрете.
Предметные:
Получать представления о задачах изображения человека в европейском искусстве
XX века.
Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в
отечественном искусстве XX века.
Приводить примеры известных портретов отечественных художников.
Рассказывать о содержании и композиционных средствах его выражения в портрете.
Интересоваться, будучи художником, личностью человека и его судьбой
в 6 классе:
19

-практические занятия-28;
-экскурсии-1;
-теоретические занятия-4.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Критерии и нормы оценки предметных результатов,обучающихся с ЗПР
разработаны в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования
обучающихся с ОВЗ, с учетом индивидуальных возможностей и особых
образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР и ориентированы на выявление
и оценку образовательных достижений, обучающихся с ЗПР.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по
итогам освоения АООП ООО обучающихся с ЗПР) аттестации обучающихся с ЗПР
включают:
особую форму организации аттестации (в малой
группе,
индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов
общего хода выполнения заданий); присутствие в начале работы этапа общей
организации деятельности;
адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей
и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР.
Освоение основной образовательной программы основного общего образования
предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий
вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования:
личностных, метапредметных и предметных.
В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование
персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой
оценки обучающихся. Поэтому в текущей оценочной деятельности целесообразно
соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
-«зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), т. е. оценкой,
свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении
учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на
опорном учебном материале;
-«хорошо», «отлично» – оценками, свидетельствующими об усвоении опорной
системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными
действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Это не исключает возможности использования традиционной системы отметок
по 5 балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В
частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется
как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта
и соотносится с оценкой «удовлетворительно» (зачёт).
20

21

Тематическое планирование по изобразительному искусству (6 класс)
1ч х 34 нед. =34ч

№

Тема урока

п/п

Характеристика
основных видов
деятельности

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ )

Предметные

Метапредметные

Личностные

Тема 1 Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
(8 часов)
1-2

Рисунок –
основа
изобразитель
ного
творчества

Различать графику как
вид изобразительного
искусства.
Знать и уметь
использовать
графические
материалы.
Рисунок — основа
мастерства художника.
Творческие
задачи
рисунка.
Виды рисунка.
Подготовительный
рисунок как этап в
работе над
произведением
любого вида
пластических
искусств. Зарисовка.
Набросок с натуры.

Приобретать представление
о
рисунке
как
виде
художественного
творчества.
Различать виды рисунка по
их
целям
и
художественным задачам.

Называть пространственные
и временные виды искусства
и объяснять, в чем состоит
различие
временных
и
пространственных
видов
искусства.

Иметь представление и высказываться о роли художественного материала в построении художественного
образа.
Планировать
и
грамотно
осуществлять учебные действия в
соответствии
с
поставленной
задачей, находить варианта решений
различных
художественнотворческих
задач.
Умение
осуществлять
самоконтроль
и
корректировку хода работы и
конечного результата

22

Учебный рисунок.
Рисунок как самостоятельное графическое
произведение.
Графические
материалы и их
выразительные
возможности

3-4

Линия и ее
выразительн
ые
возможности

Выразительные
свойства линии, виды
и характер линии.
Условность
и
образность линейного
изображения.
Ритм
линий, ритмическая
организация
листа.
Роль ритма в создании
образа.
Линейные
графические рисунки
известных
художников

5-6

Цвет. Основы Различать основные и
цветоведения составные, теплые и
холодные цвета и

Объяснять, какие чувства
вызывают образы,
созданные в рисунках
Рафаэля, Ван Гога, Матисса
и др. художников.
Понимать, какими
средствами художники
достигли этого
впечатления.
Использовать в
художественно-творческой
работе различные средства
языка графики.
Передавать в рисунке с
помощью штриха
светотеневые отношения,
фактуру предмета.
Передавать с помощью
характера линий, штрихов,
точек, пятен эмоциональное
состояние природы.

Характеризовать три группы
пространственных искусств:
изобразительные,
конструктивные
и
декоративные, объяснять их
различное
назначение в
жизни людей

Умение осуществлять поиск
информации, используя материалы
представленных картин и учебника,
выделять этапы работы. Овладевать
основами живописи.

Основные и составные Формирование
понимания Наблюдать природу и природные
цвета.
Дополнительные особой роли культуры и явления. Планировать и грамотно
цвета. Цветовой круг.
искусства в жизни общества осуществлять учебные действия в
23

уметь ими
пользоваться в работе.
Осознанно передавать
настроение и характер
изображаемого с
помощью цвета.
Получать при
смешении краски
необходимое звучание
цвета; представлять,
какие пропорции того
или иного цвета надо
использовать.
Уметь различать в
художественном
произведении, какие
краски смешивал
художник, чтобы
добиться эффекта.
Выполнять
живописные этюды в
разном колорите.

7-8

Цвет в
Понимать специфику
произведения живописи как вида
х живописи изобразительного
искусства.
Знать и использовать
в собственной
художественной
деятельности
различные материалы
живописи.
Понимать общее и

Теплые и холодные цвета.
Цветовой
контраст.
Насыщенность цвета и его
светлота. Изучение свойств
цвета

и
каждого
отдельного
человека.
Объяснять
роль
изобразительных искусств в
повседневной жизни человека, в организации общения
людей, в создании среды
материального окружения, в
развитии
культуры
и
представлений человека о
самом себе.

Передавать средствами
живописи многообразие и
красоту окружающего
мира.

Формирование
уважительного отношения к
культуре и искусству
русского народа

соответствии с поставленной
задачей, находить варианта решений
различных художественнотворческих задач.

Проявлять творческую активность
художественно-практической
компетентности в выборе и овладении
средствами художественной
выразительности разных видов
Приобретать представление
искусств. Овладевать основами
об
изобразительном
искусстве как о сфере живописи.
художественного познания и
создания образной картины
мира.
24

специфичное в
станковой и
монументальной
живописи.
Осознавать
межнациональный
характер искусства.

Рассуждать о роли зрителя в
жизни
искусства,
о
зрительских
умениях
и
культуре,
о
творческой
активности зрителя.

Тема 2 Мир наших вещей. Натюрморт (7 часов)
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ )

Тема урока

Характеристика
основных видов
деятельности

Предметные

Личностные

Метапредметные

1

2

3

4

5

6

1-2

Изображение
предметного
мира.
Натюрморт

Воспринимать
натюрморт как жанр
изобразительного
искусства.
Понимать специфику
художественного
натюрморта в разные
исторические эпохи.
Выполнять с натуры и
по воображению
натюрморт, включать
его в окружающее
пространство.
Передавать в
натюрморте
эмоциональное
состояние.
Интерпретировать
натюрморты
голландских,

Понимать разницу между
реалистическим и
декоративным
натюрмортом.
Делать зарисовки
предметов быта с натуры и
по представлению.

Приобретать
творческий
опыт в процессе создания
красками цветовых образов с
различным эмоциональным
звучанием.
Овладевать
навыками
живописного изображения

Умение
осознанно
выбирать
наиболее эффективные способы
решения
творческих
и
познавательных задач (ученик сам
выбирает художественный материал
для
создания
декоративного
изображения

№
п/п

25

испанских,
французских, русских
художников на
основе понимания
символического
смысла помещенных в
них предметов.
3-4

Освещение.
Цвет и тень

Понимать, почему
освещение изменяет
восприятие
Уметь предать в
пейзажном этюде
различные состояния
освещения природы.

Уметь выделять
композиционный центр в
собственном изображении
Знать выдающихся русских
художников пейзажистов –
А. Саврасова, И. Левитана,
И. Шишкина, А. Куинджи.

Развивать
навык
колористического
восприятия художественных
произведений,
умение
любоваться красотой цвета в
произведениях искусства и в
реальной жизни.

5-6

Натюрморт в
графике.

Уметь добавить в
натюрморт детали,
подчеркивающие
выразительность
постановки.
Выполнять
декоративный
натюрморт в графике.
Знать различные
приемы печатной
графики – гравюры.
Уметь различать
гравюры,
выполненные в
различных техниках:
линогравюру,
ксилографию, офорт.

Выполнять натюрморт с
натуры в графической
технике.

Узнавать о разных способах
Овладевать
навыками
живописного
изображения. изображения предметов (знаковых,
Воспитание
уважения
и плоских, символических, объемных и
т. д.) в зависимости от целей
интереса к художественной
художественного
изображения
культуре других стран и
народов

7

Выразительн

Понимать, что в

Уметь

создавать

яркий, Объяснять

Узнавать
о
разных
способах
изображения предметов (знаковых,
плоских, символических, объемных и
т. д.) в зависимости от целей
художественного изображения.

понятия: Умение

ориентироваться

в
26

ые
возможности
натюрморта
(обобщение
темы)

№
п/п

основе любого
произведения
искусства лежит
неравнодушное,
эмоциональное
отношение художника
к миру, понимание
его ценностей.
Осознавать условия
рождения
художественного
образа.

запоминающийся
художественный
образ
человека,
предмета,
явления.

цветовые отношения, теплые современных
и холодные цвета, цветовой произведениях
контраст, локальный цвет,
сложный цвет.
Различать и называть теплые
и холодные оттенки цвета.
Объяснять
понятие
«колорит».

художественных

Тема 3 Вглядываясь в человека. Портрет. (11 часов)
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ )
Тема урока
Характеристика
Метапредметные
Предметные
Личностные
основных видов
деятельности

1

2

3

4

5

6

1

Образ
человека –
главная тема
в искусстве.

Различать понятия
«тема», «сюжет»,
«содержание» в
изобразительном
искусстве.
Понимать творческий
диалог зрителя и
художника как
необходимый
компонент
восприятия
произведения
искусства.
Вступать в
творческий диалог с

Получить опыт
интерпретации
художественного
произведения.
Изображение человека в
искусстве разных эпох. История возникновения
портрета Воспринимать и
интерпретировать
произведения художников
на одну тему, но с разным
сюжетом и содержанием.
Описать сюжет
художественного
произведения.

Воспитание
уважения и
интереса к художественной
культуре других стран и
народовЗнакомиться
с
великими
произведениями
портретного
искусства
разных эпох и формировать
представления о месте и
значении портретного образа
человека в искусстве

Умение ориентироваться в широком
зрительном
материале
—
в
произведениях
классического
профессионального
искусства
разных стран, эпох, Приобретать
представления
о
конструкции,
пластическом
строении
головы
человека и пропорциях лица.
предметных
областях
(история,
география);

27

художником.

.

2-3

Конструкция
головы
человека и ее
пропорции.

Понимать роль
Задания: 1. Выполнение
Развитие эстетического
умение ориентироваться в широком
графического
эскиза
головы сознания через освоение худозрительном материале — в
портрета в передаче
человекаПропорции лица жественного наследия народов
произведениях классического
непосредственного
человека. Средняя линия и мира и практическую художе- профессионального искусства разных
впечатления
симметрия лица. Величина
ственно-творческую
стран, эпох,
художника от натуры. и
форма
глаз,
носа,
деятельность;
Создавать
расположение и форма рта.
графическими
Подвижные части лица,
средствами
мимика.Приобретать
выразительный образ
представления о способах
человека.
объемного
изображения
Соотносить образный головы человека.
строй одежды с
положением ее
владельца в обществе.
Участвовать
в индивидуальной и
коллективной формах
деятельности,
связанной с созданием
творческой работы.

4-56

Графический
портретный
рисунок

Понимать роль
графического
портрета в передаче
непосредственного
впечатления
художника от натуры.
Соотносить образный
строй одежды с
положением ее
владельца в обществе.

Создавать графическими
средствами выразительный
образ человека.
Образ
человека
в
графическом
портрете.
Рисунок головы человека в
истории изобразительного
искусства.
Индивидуальные
особенности,
характер,

Получать представление об
изменчивости
образа
человека в истории.
Формировать представление
об истории портрета в
русском искусстве, называть
имена нескольких великих
художников-портретистов.
Понимать и объяснять, что
при передаче художником

Умение организовывать учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность
с
учителем
и
сверстниками; Понимать и объяснять
роль пропорций в выражении
характера модели и отражении
замысла художника.
Овладевать первичными навыками
изображения головы человека в процессе творческой работы.
28

7

Портрет в
скульптуре

8

Сатирические
образы

Участвовать
в индивидуальной и
коллективной формах
деятельности,
связанной с созданием
творческой работы.

настроение
человека
в внешнего
сходства
в
графическом
портрете. художественном портрете
Выразительные средства и
возможности графического
изображения.

Понимать скульптуру
как вид
изобразительного
искусства.
Различать специфику
и виды скульптуры.
Знать материалы
скульптуры.
Применять в
собственной
художественнотворческой
деятельности глину,
пластилин,
пластическую массу
или другие доступные
скульптурные
материалы.
Видеть и объяснять
различие станковой,
монументальной и
декоративной
скульптуры.
Знать и различать
портрет в скульптуре.
Видеть и объяснять
различие шаржа и

Самостоятельно подбирать
графический
художественный материал
(карандаш, перо/тушь,
роллер, пастель, уголь,
сангина), соответствующий
художественному замыслу
и характеру
портретируемого.

Формирование активного и
Умение классифицировать
заинтересованного отноше- произведения, определяя их родство
ния к познанию, а также по художественно-стилистическим и
готовности и способности социальным признакам, осуществлять
обучающихся
к
контроль своей деятельности,
самообразованию на основе
адекватно оценивать результат;
мотивации
и
осознания Овладевать первичными навыками
творчества
как изображения головы человека в просозидательной,
цессе творческой работы
преобразующий
мир
деятельности человека

Сатирические образы в
искусстве. Карикатура.

Понимать и объяснять, что Участвовать
при передаче художником в индивидуальной и коллективной
29

человека.

9-10

Портрет в
живописи.

11

Великие
портретисты
(обобщение
темы)

карикатуры.
Правда жизни и язык
искусства.
Художественное
преувеличение. Отбор
деталей и обострение
образа.
Различать портрет как
жанр
изобразительного
искусства.
Понимать специфику
и виды портрета.
Рассуждать о
характере,
намерениях,
внутреннем мире
человека,
изображенного на
портрете.
Различать парадный и
камерный портреты.
Понимать разницу
между живописным
портретом и
фотографией.

Дружеский шарж

внешнего
сходства
в формах деятельности, связанной с
художественном
портрете созданием творческой работы.
присутствует
выражение
идеалов эпохи и авторская
позиция художника.

Роль и место живописного
портрета
в
истории
искусства.
Обобщенный
образ человека в живописи
Возрождения, в XVII— XIX
веках,
в
XX
веке.
Композиция в парадном и
лирическом портрете. Роль
рук в раскрытии образа
портретируемого.

Уметь
различать
виды
портрета
(парадный
и
лирический портрет).
Рассказывать
о
своих
художественных
впечатлениях.

Распознавать и
систематизировать
зрительный материал
по портретному
искусству и
систематизировать его
по социальностилевым признакам.

Участвовать в итоговой
игре-викторине с активным
привлечением экспозиций
музея, в творческих
заданиях по обобщению
изучаемого материала.

Формирование активного и проявлять зрительскую компетентность
заинтересованного отношев эмоционально-эстетическом
ния к познанию, а также
восприятии художественных
готовности и способности произведений и заключенных в них
обучающихся
к духовно-нравственных ценностей и
самообразованию на основе
идеалов, при посещении
мотивации
и
осознания художественного музея, выставки, а
творчества
как также при просмотре кино, театральных

Иметь представление о стилизации в
искусстве.
Уметь живописными средствами
выразить свое отношение к
конкретному человеку.

30

№
п/п

постановок, чтении художественной
Размышлять и вести
созидательной,
диалог об
преобразующий
мир
особенностях
деятельности человека
художественного
языка живописи и
графики.
Использовать в речи
новые художественные термины.
Тема 4 Человек и пространство в изобразительном искусстве (8 часов)
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ )
Тема урока
Характеристика
Метапредметные
Предметные
Личностные
основных видов
деятельности

1

2

3

4

5

6

1

Образ
человека –
главная тема в
искусстве.

Различать понятия
«тема», «сюжет»,
«содержание» в
изобразительном
искусстве.
Понимать творческий
диалог зрителя и
художника как
необходимый
компонент
восприятия
произведения
искусства.
Вступать в
творческий диалог с
художником.

Получить опыт
интерпретации
художественного
произведения.
Изображение человека в
искусстве разных эпох. История возникновения
портрета Воспринимать и
интерпретировать
произведения художников
на одну тему, но с разным
сюжетом и содержанием.
Описать сюжет
художественного
произведения.
.

Воспитание
уважения
и
интереса к художественной
культуре других стран и
народовЗнакомиться
с
великими
произведениями
портретного
искусства
разных эпох и формировать
представления о месте и
значении портретного образа
человека в искусстве

Умение ориентироваться в широком
зрительном
материале
—
в
произведениях
классического
профессионального
искусства
разных стран, эпох, Приобретать
представления
о
конструкции,
пластическом
строении
головы
человека и пропорциях лица.
предметных
областях
(история,
география);

2-3

Конструкция
головы

Понимать роль
графического

Задания:
эскиза

1.

Выполнение
Развитие эстетического
головы сознания через освоение худо-

умение ориентироваться в широком
зрительном материале — в
31

4-56

человека и ее
пропорции.

портрета в передаче
непосредственного
впечатления
художника от натуры.
Создавать
графическими
средствами
выразительный образ
человека.
Соотносить образный
строй одежды с
положением ее
владельца в обществе.
Участвовать
в индивидуальной и
коллективной формах
деятельности,
связанной с созданием
творческой работы.

человекаПропорции лица жественного наследия народов
произведениях классического
человека. Средняя линия и мира и практическую художе- профессионального искусства разных
симметрия лица. Величина
ственно-творческую
стран, эпох,
и
форма глаз,
носа,
деятельность;
расположение и форма рта.
Подвижные части лица,
мимика.Приобретать
представления о способах
объемного
изображения
головы человека.

Графический
портретный
рисунок

Понимать роль
графического
портрета в передаче
непосредственного
впечатления
художника от натуры.
Соотносить образный
строй одежды с
положением ее
владельца в обществе.
Участвовать
в индивидуальной и
коллективной формах
деятельности,
связанной с созданием

Создавать графическими
средствами выразительный
образ человека.
Образ
человека
в
графическом
портрете.
Рисунок головы человека в
истории изобразительного
искусства.
Индивидуальные
особенности,
характер,
настроение
человека
в
графическом
портрете.
Выразительные средства и
возможности графического

Получать представление об
изменчивости
образа
человека в истории.
Формировать представление
об истории портрета в
русском искусстве, называть
имена нескольких великих
художников-портретистов.
Понимать и объяснять, что
при передаче художником
внешнего
сходства
в
художественном портрете

Умение организовывать учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность
с
учителем
и
сверстниками; Понимать и объяснять
роль пропорций в выражении
характера модели и отражении
замысла художника.
Овладевать первичными навыками
изображения головы человека в процессе творческой работы.

32

7

Портрет в
скульптуре

8

Сатирические
образы
человека.

творческой работы.

изображения.

Понимать скульптуру
как вид
изобразительного
искусства.
Различать специфику
и виды скульптуры.
Знать материалы
скульптуры.
Применять в
собственной
художественнотворческой
деятельности глину,
пластилин,
пластическую массу
или другие доступные
скульптурные
материалы.
Видеть и объяснять
различие станковой,
монументальной и
декоративной
скульптуры.
Знать и различать
портрет в скульптуре.
Видеть и объяснять
различие шаржа и
карикатуры.
Правда жизни и язык
искусства.
Художественное
преувеличение. Отбор

Самостоятельно подбирать
графический
художественный материал
(карандаш, перо/тушь,
роллер, пастель, уголь,
сангина), соответствующий
художественному замыслу
и характеру
портретируемого.

Формирование активного и
Умение классифицировать
заинтересованного отноше- произведения, определяя их родство
ния к познанию, а также по художественно-стилистическим и
готовности и способности социальным признакам, осуществлять
обучающихся
к
контроль своей деятельности,
самообразованию на основе
адекватно оценивать результат;
мотивации
и
осознания Овладевать первичными навыками
творчества
как изображения головы человека в просозидательной,
цессе творческой работы
преобразующий
мир
деятельности человека

Сатирические образы в
искусстве. Карикатура.
Дружеский шарж

Понимать и объяснять, что
при передаче художником
внешнего
сходства
в
художественном
портрете
присутствует
выражение
идеалов эпохи и авторская
позиция художника.

Участвовать
в индивидуальной и коллективной
формах деятельности, связанной с
созданием творческой работы.

33

9-10

Портрет в
живописи.

11

Великие
портретисты
(обобщение
темы)

деталей и обострение
образа.
Различать портрет как
жанр
изобразительного
искусства.
Понимать специфику
и виды портрета.
Рассуждать о
характере,
намерениях,
внутреннем мире
человека,
изображенного на
портрете.
Различать парадный и
камерный портреты.
Понимать разницу
между живописным
портретом и
фотографией.
Распознавать и
систематизировать
зрительный материал
по портретному
искусству и
систематизировать его
по социальностилевым признакам.
Размышлять и вести
диалог об
особенностях
художественного
языка живописи и

Роль и место живописного
портрета
в
истории
искусства.
Обобщенный
образ человека в живописи
Возрождения, в XVII— XIX
веках,
в
XX
веке.
Композиция в парадном и
лирическом портрете. Роль
рук в раскрытии образа
портретируемого.

Уметь
различать
виды
портрета
(парадный
и
лирический портрет).
Рассказывать
о
своих
художественных
впечатлениях.

Иметь представление о стилизации в
искусстве.
Уметь живописными средствами
выразить свое отношение к
конкретному человеку.

Участвовать в итоговой
игре-викторине с активным
привлечением экспозиций
музея, в творческих
заданиях по обобщению
изучаемого материала.

Формирование активного и проявлять зрительскую компетентность
заинтересованного отношев эмоционально-эстетическом
ния к познанию, а также
восприятии художественных
готовности и способности произведений и заключенных в них
обучающихся
к духовно-нравственных ценностей и
самообразованию на основе
идеалов, при посещении
мотивации
и
осознания художественного музея, выставки, а
творчества
как также при просмотре кино, театральных
созидательной,
постановок, чтении художественной
преобразующий
мир
деятельности человека

34

№

Тема урока

п/п

графики.
Использовать в речи
новые художественные термины.
Тема 4 Человек и пространство в изобразительном искусстве (8 часов)
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ )
Характеристика
Метапредметные
Предметные
Личностные
основных видов
деятельности

1

2

3

4

5

1-2

Правила
линейной и
воздушной
перспективы.

Различать линейную и
воздушную
перспективы.
Понимать, почему
художники любили
изображать природу.
Знать выдающихся
русских художников
пейзажистов – А.
Саврасова,
И. Левитана, И.
Шишкина, А.
Куинджи. Уметь
предать в пейзажном
этюде различные
состояния природы.
Понимать, почему
художники иногда
представляют мир не
таким, каким его
привыкли видеть мы.

Перспектива — учение о
способах передачи глубины
пространства.
Плоскость
картины. Точка зрения.
Горизонт и его высота.
Уменьшение
удаленных
предметов
—
перспективные сокращения.
Точка
схода.
Правила
воздушной
перспективы,
планы
воздушной
перспективы и изменения
контрастности.

Формирование активного и
Умение ориентироваться в
заинтересованного отноше- многообразии проявлений образного
ния к познанию, а также
языка
готовности и способности умения видеть жизнь произведений во
обучающихся
к
взаимодействии с архитектурносамообразованию на основе
пространственной средой
мотивации
и
осознания
творчества
как
созидательной,
преобразующий мир деятельности человека

3-4

. Пейзаж –
большой мир

Различать виды
пейзажа.

Пейзаж как
самостоятельный жанр в

Воспитание эмоциональноценностного, эстетического

6

Ориентироваться в широком
разнообразии современного
35

Понимать, смысл
городского и
сельского пейзажа
Знать выдающихся
русских художников
пейзажистов – А.
Саврасова,
И. Левитана, И.
Шишкина, А.
Куинджи
Уметь предать в
пейзажном городском
этюде различные
состояния природы.

5-6

Пейзаж настроение

Превращение пустоты
в
пространство.
Древний
китайский
пейзаж. Эпический и
романтический пейзаж
Европы.
Огромный и
легендарный мир в
пейзаже. Его
удаленность от
зрителя.
Пейзаж-настроение
как отклик на
переживания
художника. Различать
виды пейзажа.
Понимать, смысл
городского и
сельского пейзажа

искусстве Организация
перспективного
пространства в картине.
Роль выбора формата.

Пейзаж-настроение
как
отклик на переживания
художника. Многообразие
форм
и
красок
окружающего
мира.
Изменчивость
состояний
природы в течение суток.
Освещение в природе. Кра-

отношения к современному
искусства, различать по материалам,
творчеству профессиональных технике исполнения
художников, интереса и
потребности в общении с
произведениями современного
искусства

развитие самостоятельности
умение оценивать свой творческий
и навыков сотрудничества
результат, свои творческие
(коммуникативной
возможности в соотнесении с другими
компетентности) в процессе
участниками художественной
осуществления
деятельности
коллективных
форм
деятельности, связанных с
созданием
общественно
значимого художественного
36

сота разных состояний в продукта для украшения
природе:
утро,
вечер, школьных интерьеров
сумрак, туман, полдень.
Роль колорита в пейзаженастроении.
7

Городской
пейзаж

Разные образы города
в истории искусства и
в
российском
искусстве XX века.
При индивидуальной
работе тоже может
быть
использован
прием
аппликации.
Необходимо обратить
внимание
на
ритмическую

Работа над графической
композицией «Городской
пейзаж». Желательны
предварительные наброски
с натуры. Возможен вариант коллективной работы
путем создания аппликации
из отдельных изображений
(общая композиция после
предварительного эскиза).

развитие самостоятельности
умение оценивать свой творческий
и навыков сотрудничества
результат, свои творческие
(коммуникативной
возможности в соотнесении с другими
компетентности) в процессе
участниками художественной
осуществления
деятельности
коллективных
форм
деятельности, связанных с
созданием
общественно
значимого художественного
продукта для украшения
школьных интерьеров

Обобщение материала
учебного года. Значение
изобразительного искусства
в жизни людей. Виды
изобразительного искусства.
Средства выразительности,
основы образно-выразительного языка и
произведение как
целостность.
Конструктивная основа
произведения
изобразительного искусства.
Уровни понимания
произведения искусства.

Воспитание эмоционально- Формирование понимания красоты
ценностного, эстетического современными мастерами искусства;
отношения к современному умения видеть жизнь произведений во
искусству,
уважения
к
взаимодействии с архитектурнотворчеству
пространственной средой;
профессиональных
художников, интереса и
потребности в общении с
произведениями
современного искусства

организацию листа.
8/34 Выразительны
е возможности
изобразительн
ого искусства.

Понимать, что в
основе любого
произведения
искусства лежит
неравнодушное,
эмоциональное
отношение художника
к миру, понимание его
ценностей.
Осознавать условия
рождения
художественного
образа.
Уметь создавать
яркий,

37

запоминающийся
художественный
образ человека,
предмета, явления.

Понимание искусства —
труд души.
Эпоха, направление в
искусстве и творческая
индивидуальность
художника.

38

Тематическое планирование 7 класс
Раздел 1. « Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаѐт человекХудожник
— дизайн — архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры» (4 ч)

2.
3.
4.

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и выразительность плоскостной
композиции, или «Внесѐм порядок в хаос!»
Прямые линии и организация пространства Цвет — элемент композиционного творчества.
Буква — строка — текст. Искусство шрифта
В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна

5.

Раздел 2. « В мире вещей и зданий Художественный язык конструктивных искусств» (4 ч)
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объѐмному макету. Взаимосвязь объектов в архитектурноммакете

1

1.
1.
1.
1.
1.

6.
7.
8.

Конструкция: часть и целое. Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность .Вещь как сочетание объѐмов и образ времени. Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне.
Раздел 3. «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека» (6 ч)

1.
1.
1.

9.

Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого

1.

10.
11.
12.
13.
14.

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица
Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
Дизайн пространственно-вещной среды интерьера
Природа и архитектура.
Раздел 4. «Человек в зеркале дизайна и архитектуры Образ человека и индивидуальное проектирование» (3 ч)
Мой дом — мой образ жизни .
Мода, культура и ты. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды
Моделируя себя — моделируешь мир (обобщение темы)
Раздел 4. « Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах» (4 ч.)
Театральное искусство и художник.

1.
1.
1.
1.
1.

15.
16.
17.
18.

1.
1.
1.
1.
39

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Сценография — особый вид художественного творчества.
Тайны актѐрского перевоплощения. Костюм, грим и маска.
Спектакль: от замысла к воплощению.

Раздел 5. «Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий» (4ч.)
Фотография — новое изображение реальности
Грамота фотокомпозиции и съѐмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.
Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Операторское мастерство фотопортрета.
Раздел 6. «Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?» (8 ч.)
Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.
Азбука киноязыка.
Фильм — «рассказ в картинках». Воплощение замысла.
Чудо движения: увидеть и снять.
Искусство анимации. Живые рисунки на твоѐм компьютере
Телевидение и документальное кино.
Современные формы экранного языка.
Зачетный рисунок. Вечные истины искусства (обобщение темы)

1.
1.
1.
1.
1.
1.

1.
1.
1.
1.
1.
1.
1.
1.

40


Наверх

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».