Рабочая программа по технологии (мальчики) 6-7 класс

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №149
____________ Добычина О.А.
Приказ №288 от 27.06.2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Технология (мальчики)
Уровень образования: Основное общее образование
6-9 класс

Разработчики:
Зубачёва Ольга Николаевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Технология» для обучающихся с задержкой
психического развития (далее - ЗПР) 6 и 7 классов разработана в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от
17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями), адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской
области МБОУ СОШ № 149, программы Технология «5-9 классы» / Казакевич В.М.,
Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю./ -М.: Просвещение, 2020г.
Цели обучения предмету
Основной целью обучения школьников с ЗПР на уровне основного общего образования в
рамках учебного предмета «Технология» является формирование социальных навыков,
которые помогут в дальнейшем обрести доступную им степень самостоятельности в
трудовой деятельности.
Данная цель обусловливает решение следующих задач:
 обеспечение понимания обучающимися с ЗПР сущности современных материальных,
информационных и социальных технологий и перспектив их развития;
 освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и
созидательной деятельности;
 формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления на
основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по
созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
 овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми безопасными приёмами
использования распространёнными инструментами, механизмами и машинами, способами
управления, широко применяемыми в жизни современных людей видами бытовой
техники;
 овладение распространёнными общетрудовыми и специальными умениями,
необходимыми для проектирования и создания продуктов труда;
 развитие у обучающихся познавательных интересов, пространственного воображения,
интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
 воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости,
предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного
отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание
гражданских и патриотических качеств личности на примерах отечественных достижений
в сфере технологий производства и социальной сфере;
 формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для
определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте
построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания
будущей профессиональной деятельности.

Основными принципами, лежащими в основе реализации содержания данного предмета и
позволяющими достичь планируемых результатов обучения, являются:
 учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с ЗПР;
 усиление практической направленности изучаемого материала;
 выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
 опора на жизненный опыт ребенка;
 ориентация на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках
одного предмета, так и между предметами;
 необходимость и достаточность в определении объема изучаемого материала;
 введения в содержание учебной программы по технологии коррекционных разделов,
предусматривающих активизацию познавательной деятельности, формирование у
учащихся деятельностных функций, необходимых для решения учебных задач
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования
школьников. Его содержание предоставляет возможность молодым людям бесконфликтно
войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая
называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека
действительности.
При проведении учебных занятий по технологии, с целью максимальной практической
составляющей урока и реализации возможности педагога осуществить индивидуальный
подход к обучающемуся с ЗПР, осуществляется деление классов на подгруппы. При
наличии необходимых условий и средств возможно деление и на мини-группы.
Цели обучения предмету:
1. Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных,
информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.
2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления
обучающихся.
3. Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для
определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в
контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и
содержания будущей профессиональной деятельности.
4.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной
активности в области предметной технологической деятельности;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся с ЗПР к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и
физического труда;
 самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в
различных сферах с позиций будущей социализации;

 развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;

выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
 осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учетом познавательных интересов, а также на
основе формирования уважительного отношения к труду;
 становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной
деятельности, планирование образовательной и профессиональной траектории,
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и
эффективной социализации;
 самооценка готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства;
 формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и
хозяйственным ресурсам;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
 определение цели технологического обучения, постановка и формулировка для
себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
 алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой
деятельности;
 определение адекватных имеющимся организационным и
материальнотехническим условиям способов решения учебной или трудовой
задачи на основе заданных алгоритмов;
 создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
 выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
 оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных
возможностей её решения; обоснование путей и средств устранения ошибок;
 соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и
созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с
технологической культурой производства;
 оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и
коллективе требованиям и принципам;
 формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Коммуникативные:
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или
проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового
коллектива;
 осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование
и регуляция своей деятельности; подбор аргументов;

 участие в учебном сотрудничестве и совместной деятельности с учителем и

сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой
деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей
познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива.
Познавательные:
 виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и
технологических процессов;
 формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения
познавательных и коммуникативных задач различных источников информации,
включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Предметные результаты.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования требования к предметным результатам
предметной области «Технология» распределены по блокам содержания.
Современные технологии и перспективы их развития
Обучающиеся с ЗПР научатся:
● называть и характеризовать актуальные и перспективные технологии
материальной и нематериальной сферы;
● производить по предложенному алгоритму мониторинг и оценку состояния и
выявлять возможные перспективы развития технологий в произвольно выбранной
отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов.
Формирование технологической культуры и проектно-технологического
мышления обучающихся
Обучающиеся с ЗПР научатся:
● выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения,
после предварительного анализа;
● определять цели проектирования субъективно нового продукта или
технологического решения;
● готовить предложения технических или технологических решений с
использованием методов и инструментов развития креативного мышления, в том
числе с использованием инструментов, таких как дизайн-мышление, ТРИЗ и др. с
помощью учителя;
● планировать этапы выполнения работ и ресурсы для достижения целей
проектирования;
● применять базовые принципы управления проектами;
● следовать технологическому процессу, в том числе в процессе изготовления
субъективно нового продукта;
● оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций
экологической защищенности;
● прогнозировать по известной технологии итоговые характеристики продукта в
зависимости от изменения параметров и/или ресурсов, проверять прогнозы
опытноэкспериментальным путем, с помощью учителя;
● в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии, проводить
анализ возможности использования альтернативных ресурсов, соединять в единый
технологический процесс несколько технологий без их видоизменения для
получения сложносоставного материального или информационного продукта с
помощью учителя;

● проводить по алгоритму оценку и испытание полученного продукта;
● проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или
информационных продуктах;
● описывать технологическое решение с помощью текста, схемы, рисунка,
графического изображения и их сочетаний;
● анализировать по алгоритму возможные технологические решения, определять
их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
● применять базовые принципы бережливого производства, включая принципы
организации рабочего места с учетом требований эргономики и научной
организации труда;
● проводить и анализировать по алгоритму разработку и/или реализацию
продуктовых проектов, предполагающих:
- определение характеристик и разработку материального продукта, включая
планирование, моделирование и разработку документации в информационной
среде (конструкторе), в соответствии с задачей собственной деятельности или на
основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;
- изготовление материального продукта на основе технологической документации с
применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных
(требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов/технологического
оборудования;
- модификацию материального продукта по технической документации и
изменения параметров технологического процесса для получения заданных
свойств материального продукта;
- встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку;
- изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной
оболочке;
● проводить и анализировать по алгоритму разработку и/или реализацию
технологических проектов, предполагающих:
- модификацию (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам)
заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта
(после его применения в собственной практике);
- разработку инструкций и иной технологической документации для исполнителей;
- разработку способа или процесса получения материального и информационного
продукта с заданными свойствами;
● проводить анализ конструкции и конструирование механизмов, простейших
роботов с помощью материального или виртуального конструктора;
● выполнять чертежи и эскизы, а также работать в системах автоматизированного
проектирования;
● выполнять базовые операции редактора компьютерного трехмерного
проектирования (на выбор образовательной организации).
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета
«Технология», распределенные по годам обучения.
По годам обучения результаты могут быть структурированы и конкретизированы
следующим образом. Результаты разбиты на подблоки: культура труда (знания в
рамках предметной области и бытовые навыки), предметные результаты
(технологические компетенции), проектные компетенции (включая компетенции
проектного управления).

Предметные результаты по итогам 6 класса второй год изучения учебного
предмета «Технология».
Культура труда (знания в рамках предметной области и бытовые навыки):
 соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием;
 иметь представление о понятиях «чертеж», «форма», «макет», «прототип»,
«3Dмодель», «программа» и адекватно использовать эти понятия;
 иметь представление о понятии «потребность» (с точки зрения потребителя) и
адекватно использует это понятия;
 называть два-три метода поиска и верификации информации в соответствии с
задачами собственной деятельности.
Предметные результаты:
 читать элементарные чертежи;
 выполнять элементарные чертежи, векторные и растровые изображения, в том
числе с использованием графических редакторов;
 анализировать по плану/ перечню вопросов формообразование промышленных
изделий;
 выполнять базовые операции редактора компьютерного трехмерного
проектирования (на выбор образовательной организации) с помощью учителя;
 применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне
(макетирование из подручных материалов) после предварительного анализа;
 иметь представление об основных методах/способах/приемах изготовления
объемных деталей из различных материалов, в том числе с применением
технологического оборудования;
 иметь опыт изготовления элементарного макета или прототипа;
 проводить морфологический и функциональный анализ технической системы или
изделия с опорой на алгоритм/ план;
 строить механизм, состоящий из нескольких простых механизмов по инструкции;
 иметь опыт модифицирования механизма для получения заданных свойств
(решение задачи);
 применять с помощью учителя простые механизмы для решения поставленных
задач по модернизации/проектированию процесса изготовления материального
продукта;
 иметь представление о технологиях разработки информационных продуктов
(приложений/компьютерных программ), в том числе технологиях виртуальной и
дополненной реальности;
 проектирует и реализует упрощенные алгоритмы функционирования
встраиваемого программного обеспечения для управления элементарными
техническими системами при помощи учителя.
Проектные компетенции (компетенции проектного управления и гибкие
компетенции):
 иметь представление об инструментах выявления потребностей и исследования
пользовательского опыта;
 иметь представление о методах генерации идей по
модернизации/проектированию материальных продуктов или технологических
систем;
 разделять технологический процесс на последовательность действий при помощи
учителя;

 выделять задачи из поставленной цели по разработке продукта после

предварительного анализа;
 разрабатывать, моделировать и изготавливать оригинальные конструкции
(материальный продукт) по готовому заданию, включая отбор решений,
проектирование и конструирование с учетом заданных свойств.
Предметные результаты по итогам 7 класса четвертый год изучения учебного
предмета «Технология».
Культура труда (знания в рамках предметной области и бытовые навыки):
 организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности и
правилами эксплуатации используемого оборудования и/или технологии,
соблюдает правила безопасности и охраны труда при работе с оборудованием
и/или технологией;
 разъяснять содержание понятий «технология», «технологический процесс»,
«технологическая операция» и адекватно использовать эти понятия;
 иметь представление о ключевых предприятиях и/или отраслях региона
проживания;
 называть предприятия региона проживания, работающих на основе современных
производственных технологий;
 иметь представление о характеристиках современного рынка труда, цикле жизни
профессии, новых и умирающих профессиях, в том числе на предприятиях региона
проживания.
Предметные результаты:
 описывать жизненный цикл технологии, приводя примеры;
 объяснять простейший технологический процесс по технологической карте, в том
числе характеризуя негативные эффекты;
 иметь опыт разработки (комбинирование, изменение параметров и требований к
ресурсам и т. п.) технологии получения материального/информационного продукта
с заданными свойствами;
 иметь опыт оптимизирования заданного способа (технологии) получения
материального продукта на собственной практике;
 перечислять и характеризовать виды технической и технологической
документации;
 описывать технологическое решение с помощью текста, эскизов, схем, чертежей,
с помощью учителя;
 составлять техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту с
использованием образца;
 создавать модель, адекватную практической задаче с помощью учителя;
 проводить оценку и испытание полученного продукта с помощью учителя/ по
алгоритму;
 осуществлять конструирование и/или модификацию электрической цепи в
соответствии с поставленной задачей по схеме;
 производить сборку электрической цепи посредством соединения и/или
подключения электронных компонентов заданным способом (пайка, беспаечный
монтаж, механическая сборка) по схеме;
 производить элементарную диагностику и выявление неисправностей
технического устройства, созданного в рамках учебной деятельности с помощью
учителя;

 производить настройку, наладку и контрольное тестирование технического

устройства, созданного в рамках учебной деятельности по инструкции;
 различать типы автоматических и автоматизированных систем;
 иметь опыт проектирования и/или конструирования автоматизированной
системы, в том числе с применением специализированных программных средств (в
том числе средств автоматизированного проектирования и/или систем
моделирования) и/или языков программирования, электронных компонентов,
датчиков, приводов, микроконтроллеров и/или микроконтроллерных платформ и т.
п.;
 иметь представление о назначении и принципах действия систем автономного
управления;
 иметь представление о назначении, функциях датчиков и принципах их работы;
 применять навыки алгоритмизации и программирования в соответствии с
конкретной задачей и/или учебной ситуацией;
 иметь опыт моделирования и/или конструирования движущейся модели и/или
робототехнической системы и/или беспилотного аппарата;
 характеризовать произвольно заданный материал в соответствии с задачей
деятельности, называя его свойства (внешний вид, механические, электрические,
термические, возможность обработки), экономические характеристики,
экологичность (с использованием произвольно избранных источников
информации) по плану;
 характеризовать применимость материала под имеющуюся задачу, опираясь на
его свойства (внешний вид, механические, электрические, термические,
возможность обработки), экономические характеристики, экологичность;
 отбирать материал в соответствии с техническим решением или по заданным
критериям;
 называть и характеризовать актуальные и перспективные технологии получения
материалов с заданными свойствами;
 иметь представление о наноматериалах, наноструктурах, нанокомпозитах,
многофункциональных материалах, возобновляемых материалах (биоматериалы),
пластиках, керамике и возможных технологических процессах с ними;
 иметь представление об актуальных и перспективных технологиях для
прогрессивного развития общества (в том числе в следующих отраслях:
робототехника, микроэлектроника, интернет вещей, беспилотные летательные
аппараты, технологии геоинформатики, виртуальная и дополненная реальность и
др.);
 иметь представление о причинах, перспективах и последствиях развития техники
и технологий на данном этапе технологического развития общества;
 приводить произвольные примеры производственных технологий и технологий в
сфере услуг;
 называть и характеризовать актуальные и перспективные технологии пищевой
промышленности (индустрии питания);
 характеризовать автоматизацию производства на примере региона проживания;
профессии, обслуживающие автоматизированные производства; приводит
произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных
профессий.
Проектные компетенции (компетенции проектного управления и гибкие
компетенции):

 иметь представление о содержании понятий «проблема», «проект», «проблемное

поле»;
 иметь опыт выявления круга потребителей, их потребностей и ожиданий,
формирования технического/технологического решения, планирования,
моделирования и конструирования на основе самостоятельно проведенных
исследований в рамках заданной проблемной области или проблемы;
 иметь опыт подготовки презентации полученного продукта различным типам
потребителей.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся с ЗПР
разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ООО, с учетом
индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР и ориентированы на выявление и оценку образовательных
достижений обучающихся с ЗПР.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся с ЗПР включают:
 особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с
учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей
обучающихся с ЗПР;
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных
для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода
выполнения заданий);
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на
короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения
задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими
смысловыми акцентами; при необходимости адаптирование текста задания с
учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей
обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания
от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и
семантическому оформлению и др.); при необходимости предоставление
дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная
поддержка) организующей (привлечение внимания, концентрирование на
выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей
(повторение и разъяснение инструкции к заданию); увеличение времени на
выполнение заданий; возможность организации короткого перерыва (10-15 мин)
при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание
ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Особенностями системы оценки являются:

- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных,
метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных
программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на
основе деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению
учебнопрактических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества
образования;
- использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации
обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций
развития системы образования;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и
представлению их;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио),
характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными
работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы,
творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Оценка личностных результатов
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся
универсальные учебные действия.
Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних не
персонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не
работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере
психолого-медикопедагогической диагностики развития личности. Вторым
методом оценки личностных результатов обучающихся используемым в
образовательной программе является оценка личностного прогресса
обучающегося с помощью портфолио, способствующего формированию у него
культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать,
классифицировать.
В конце года проводится мониторинг сформированности УУД в урочное и
внеурочное время. Промежуточная диагностическая работа включает в себя
задания на выявление планируемых результатов.
Оценка метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных
учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных),
т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ
своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их
выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и
самостоятельность в обучении;

- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной
информации из различных информационных источников;
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и
практических задач;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий,
отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем,
принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных
компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в
обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального
общего образования строится вокруг умения учиться.
Оценка предметных результатов
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных
предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является
способность обучающихся с ЗПР решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и
промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных
работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и
промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и
учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки
освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего
образования является достижение предметных и метапредметных результатов
начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Не подлежит никакому оцениванию темп работы обучающегося, личностные
качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти,
внимания, восприятия, темп деятельности и др.)
ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ОЦЕНОК ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УСТНОМУ ОПРОСУ
Отметка «5» ставится, если учащийся:
 полностью освоил учебный материал;
 умеет изложить его своими словами;
 самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
 правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» ставится, если учащийся:
 в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его
 изложении своими словами;
 подтверждает ответ конкретными примерами;
 правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «3» ставится, если учащийся:
 не усвоил существенную часть учебного материала;
 допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
 затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
 слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «2» ставится, если учащийся:

 почти не усвоил учебный материал;
 не может изложить его своими словами;
 не может подтвердить ответ конкретными примерами;
 не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ОЦЕНОК ВЫПОЛНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ГРАФИЧЕСКИХ
ЗАДАНИЙ И ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Отметка «5» ставится, если учащийся:
 творчески планирует выполнение работы;
 самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
 правильно и аккуратно выполняет задание;
 умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами
и другими средствами.
Отметка «4» ставится, если учащийся:
 правильно планирует выполнение работы;
 самостоятельно использует знания программного материала;
 в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
 умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами
и другими средствами.
Отметка «3» ставится, если учащийся:
 допускает ошибки при планировании выполнения работы;
 не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного
материала;
 допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
 затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные
пособия, приборы и другие средства.
Отметка «2» ставится, если учащийся:
 не может правильно спланировать выполнение работы;
 не может использовать знания программного материала;
 допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
 не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные
пособия, приборы и другие средства.
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением
технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением
технологической последовательности, при выполнении отдельных операций
допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением
технологической последовательности, отдельные операции выполнены с
отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено
небрежно или не закончено в срок;
«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая
последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие
отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
ОЦЕНИВАНИЕ ТЕСТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОИЗВОДИТСЯ ПО СЛЕДУЮЩЕЙ
СИСТЕМЕ:
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего
количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА:
1. Оригинальность темы и идеи проекта.
2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность,
надежность; удобство использования).
3.Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность
применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия;
использование традиций народной культуры).
5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование;
рекомендации к использованию; возможность массового производства).
6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве
изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства;
экологическая безопасность).
7. Информационные критерии (стандартность проектной документации;
использование дополнительной информации).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа по технологии составлена на основе содержания общего
образования и требований к результатам основного общего образования с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получающих
образование на основе АООП ООО.
Данная программа по технологии является основой для составления учителями
своих рабочих программ, с учетом реализуемых образовательной организацией
профилей и направленностей допрофессиональной подготовки обучающихся с
ЗПР. При этом педагог может по-своему структурировать учебный материал,
дополнять его новыми сюжетными линиями, практическими работами,
перераспределять часы для изучения отдельных разделов и тем, в соответствии с
возможностями образовательной организации, имеющимися социальноэкономическими условиями, национальными традициями, учебно-материальной
базой образовательной организации, с учётом интересов, потребностей и
индивидуальных способностей обучающихся с ЗПР.
На основании требований федерального государственного образовательного
стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы для
успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности
обучающихся с ЗПР.
Основной целью обучения обучающихся с ЗПР на уровне основного общего
образования в рамках учебного предмета «Технология» является формирование
социальных навыков, которые помогут в дальнейшем обрести доступную им
степень самостоятельности в трудовой деятельности.
Данная цель обусловливает решение следующих задач:
 обеспечение понимания обучающимися с ЗПР сущности современных
материальных, информационных и социальных технологий и перспектив их
развития;
 освоение технологического подхода как универсального алгоритма
преобразующей и созидательной деятельности;

 формирование технологической культуры и проектно-технологического

мышления на основе включения обучающихся в разнообразные виды
технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых
продуктов труда;
 овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми безопасными
приёмами использования распространёнными инструментами, механизмами и
машинами, способами управления, широко применяемыми в жизни современных
людей видами бытовой техники;
 овладение распространёнными общетрудовыми и специальными умениями,
необходимыми для проектирования и создания продуктов труда;
 развитие у обучающихся познавательных интересов, пространственного
воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских
способностей;
 воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости,
предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности,
уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
воспитание гражданских и патриотических качеств личности на примерах
отечественных достижений в сфере технологий производства и социальной сфере;
 формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых
для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в
контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и
содержания будущей профессиональной деятельности. Основными принципами,
лежащими в основе реализации содержания данного предмета и позволяющими
достичь планируемых результатов обучения, являются:
 учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с ЗПР;
 усиление практической направленности изучаемого материала;
 выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
 опора на жизненный опыт ребенка;
 ориентация на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в
рамках одного предмета, так и между предметами;
 необходимость и достаточность в определении объема изучаемого материала;
 введения в содержание учебной программы по технологии коррекционных
разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности,
формирование у учащихся деятельностных функций, необходимых для решения
учебных задач.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования
обучающихся. Его содержание предоставляет возможность молодым людям
бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и
технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей
окружающей человека действительности.
При проведении учебных занятий по технологии, с целью максимальной
практической составляющей урока и реализации возможности педагога
осуществить индивидуальный подход к обучающемуся с ЗПР, осуществляется
деление классов на подгруппы. При наличии необходимых условий и средств
возможно деление и на минигруппы.
Содержание обучения предлагается разделить на две части: 1-я часть –
теоретические сведения, 2-я часть – прикладная (практическая).

В теоретических сведениях раскрываются средства, методы, элементы
инфраструктуры получения, преобразования, применения и утилизации по
использованию соответствующих объектов технологических воздействий:
вещество, материалы, энергия, информация, объекты живой природы и объекты
социальной среды.
В практической части представлены варианты познавательно-трудовых
упражнений, опыты и эксперименты в познавательных исследованиях,
лабораторные и практические работы, творческие проекты. Вся практическая
деятельность осуществляется на основе использования конкретных
технологических средств по преобразованию предметов и продуктов
технологической деятельности, доступных для возрастных и психофизических
особенностей обучающихся с ЗПР, материально-технических и экономических
возможностей организаций образования.
Все работы могут проводиться фронтально при условии наличия достаточного
числа комплектов необходимого оборудования. В этом случае они организуются
сразу по прохождении или непосредственно в течение изучения теоретического
материала. Работы, требующие применения сложного и дорогого оборудования,
представленного в кабинете технологии единичными образцами, могут
проводиться в форме практикума.
Практические работы по технологиям индустриального и сельскохозяйственного
производства могут быть реализованы двумя вариантами. Первый вариант
рассчитан только на кабинетные лабораторные и учебно-практические занятия в
образовательной организации, обеспечивая минимально необходимый уровень
практической деятельности по изучаемым технологиям. Второй вариант
практических работ может быть реализован в том случае, если образовательная
организация имеет школьные мастерские, кабинеты обслуживающего труда,
учебно-опытные участки, фермы и может использовать базу реального
производства на основе шефских связей и т. п.
Предполагается широко использовать для практического освоения технологий
растениеводства и животноводства материальную базу, которая имеется в семьях
учащихся и в других объектах регионального социума.
С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных
учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум
содержания основных образовательных программ по технологии изучается в
рамках 11 направлений.
Выбор направления обучения должен исходить из образовательных потребностей,
интересов и возможностей обучающихся с ЗПР. Поэтому в рамках
коррекционноразвивающей работы, работы по профессиональной ориентации
проводится целенаправленная работа с обучающимися с ЗПР, направленная на
осознание ими своих возможностей, склонностей и ограничений. Для
обучающихся с ЗПР, не имеющих сопутствующих заболеваний приводящих к
ограничениям жизнедеятельности и инвалидности, не существует ограничений в
профилях труда, однако следует формировать осознанный выбор
профессиональной траектории развития, что в дальнейшем приведет молодого
человека к гармоничному вхождению в профессию.
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы
предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным
линиям:

 технологическая культура производства;
 распространенные технологии современного производства;
 культура, эргономика и эстетика труда;
 получение, обработка, хранение и использование технической и технологической

информации;
 основы черчения, графики, дизайна;
 элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
 знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных,
профессиональных планов;
 влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
 методы технической, творческой, проектной деятельности;
 история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Направление 1. Основы производства.
Изучаются следующие темы:
1. Естественная и искусственная окружающая среда (техносфера)
2. Производство и труд как его основа. Современные средства труда
3. Продукт труда
4. Современные средства контроля качества
5. Механизация, автоматизация и роботизация современного производства
Направление 2. Общая технология.
Изучаются следующие темы:
1. Сущность технологии в производстве. Виды технологий
2. Характеристика технологии и технологическая документация
3. Технологическая культура производства и культура труда
4. Общая классификация технологий. Отраслевые технологии
5. Современные и перспективные технологии ХХI века
Направление 3. Техника.
Изучаются следующие темы: 1. Техника и её классификация
2. Рабочие органы техники
3. Двигатели и передаточные механизмы
4. Органы управления и системы управления техникой
5. Транспортная техника
6. Конструирование и моделирование техники
7. Роботы и перспективы робототехники
Направление 4. Технологии получения, обработки, преобразования и
использования материалов.
Изучаются следующие темы:
1. Виды конструкционных материалов и их свойства. Чертёж, эскиз и технический
рисунок
2. Виды и особенности свойств текстильных материалов
3. Технологии механической обработки и соединения деталей из различных
конструкционных материалов
4. Особенности ручной обработки текстильных материалов и кожи
5. Технологии машинной обработки конструкционных материалов
6. Технологии машинной обработки текстильных материалов
7. Технологии термической обработки конструкционных материалов
8. Технологии термической обработки текстильных материалов
9. Технологии обработки и применения жидкостей и газов

10. Современные технологии обработки материалов.
Нанотехнологии Направление 5. Технологии обработки пищевых продуктов.
Изучаются следующие темы:
1. Основы рационального питания
2. Бутерброды и горячие напитки
3. Блюда из яиц
4. Технологии обработки овощей и фруктов
5. Технологии обработки круп и макаронных изделий. Приготовление из них блюд
6. Технологии обработки рыбы и морепродуктов
7. Технологии обработки мясных продуктов
8. Технология приготовления первых блюд
9. Технологии приготовления блюд из молока и молочных продуктов
10. Технология приготовления мучных изделий
11. Технология приготовления сладких блюд
12. Технология сервировки стола. Правила этикета
13. Системы рационального питания и кулинария
14. Современная индустрия обработки продуктов питания
Направление 6. Технологии получения, преобразования и использования
энергии.
Изучаются следующие темы:
1. Работа и энергия. Виды энергии
2. Механическая энергия
3. Тепловая энергия
4. Электрическая энергия. Энергия магнитного и электромагнитного полей
5. Электрические цепи. Электромонтажные и сборочные технологии
6. Бытовые электроинструменты
7. Химическая энергия
8. Ядерная и термоядерная энергия
Направление 7. Технологии получения, обработки и использования
информации.
Изучаются следующие темы:
1. Информация и её виды
2. Способы отображения информации
3. Технологии получения информации
4. Технологии записи и хранения информации
5. Коммуникационные технологии и связь
Направление 8. Технологии растениеводства.
Изучаются следующие темы:
1. Характеристика и классификация культурных растений
2. Общая технология выращивания культурных растений
3. Технологи посева и посадки культурных растений
4. Технологии ухода за растениями, сбора и хранения урожая
5. Технологии использования дикорастущих растений
6. Технологии флористики и ландшафтного дизайна
7. Биотехнологии
Направление 9. Технологии животноводства.
Изучаются следующие темы:

1. Животные как объект технологий. Виды и характеристики животных в
хозяйственной деятельности людей
2. Содержание домашних животных
3. Кормление животных и уход за животными
4. Разведение животных
5. Экологические проблемы животноводства. Бездомные домашние животные.
Направление 10. Социально-экономические технологии.
Изучаются следующие темы:
1. Сущность и особенности социальных технологий. Виды социальных технологий
2. Методы сбора информации в социальных технологиях
3. Рынок и маркетинг. Исследование рынка
4. Особенности предпринимательской деятельности
5. Технологии менеджмента
Направление 11. Методы и средства творческой и проектной деятельности.
Изучаются следующие темы:
1. Сущность творчества и проектной деятельности
2. Этапы проектной деятельности
3. Методика научного познания и проектной деятельности
4. Дизайн при проектировании
5. Экономическая оценка проекта, презентация и реклама.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение
содержании образования по предмету «Технология»
Учебная мотивация обучающихся с ЗПР существенно снижена. Для формирования
положительного отношения к учению необходимо заботиться о создании общей
положительной атмосферы на уроке, создавать ситуацию успеха в учебной
деятельности, целенаправленно стимулировать обучающихся во время занятий.
Необходимо усилить виды деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР:
опора на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование
дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы, опорные таблицы).
Основную часть содержания урока технологии составляет практическая
деятельность обучающихся, направленная на изучение, создание и преобразование
материальных, информационных и социальных объектов, что является крайне
важным аспектом их обучения, развития, формирования сферы жизненной
компетенции. Ряд сведений усваивается обучающимися с ЗПР в результате
практической деятельности. Новые элементарные навыки вырабатываются у таких
обучающихся крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные
указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их
автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу
накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической
деятельности самостоятельно осознается учащимися.
Программой подразумевается помимо урочной и значительная внеурочная
активность обучающихся. Такое решение обусловлено задачами формирования
учебной самостоятельности, высокой степенью ориентации на индивидуальные
запросы и интересы обучающегося с ЗПР, на особенность возраста. Организация
внеурочной деятельности в рамках предметной области «Технология»
предполагает такие формы, как проектная деятельность обучающихся, экскурсии,
домашние задания и краткосрочные курсы дополнительного образования,

позволяющие освоить конкретную материальную или информационную
технологию, необходимую для изготовления продукта труда в проекте
обучающегося, субъективно актуального на момент прохождения курса.
Основным дидактическим средством обучения технологии обучающихся с ЗПР на
уровне основного общего образования является учебно-практическая деятельность
учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторнопрактические, учебно-практические работы, выполнение проектов. Все виды
практических работ направлены на освоение различных технологий обработки
материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарнотехнических работ, графических, расчетных и проектных операций.
Контрольно-измерительные материалы
При проведении на уроках технологии текущего контроля, промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся, следует помнить о практическом характере
обучения и остановить свой выбор на 2 видах контроля:
- текущий контроль осуществляется с помощью практических работ;
- тематический контроль осуществляется по завершении темы в форме защиты
творческого проекта, тестирования, самостоятельной работы.
При оценке практической работы учитываются следующие составляющие:
- организация труда;
- приемы труда:
- качество изделия (работы).
Тематическое планирование.
6 класс (68ч)
№ урока
Тема урока
1.Основные этапы творческой проектной деятельности (8ч)
1-2
Вводное занятие. Введение в творческий проект.
Подготовительный и конструкторский этап.
3-4
Технологический этап проекта. Изготовление. Заключительный
этап и защита.
5-6
Работа над мини-проектом по выбору
7-8
Работа над мини-проектом по выбору. Защита проекта
2. Производство (12ч)
9-10
Труд как основа производства. Предметы труда
11-12
Сырье как предмет труда. Промышленное сырье
13-14
С/х сырье. Вторичное сырье и п/ф
15-16
Энергия и информация как предмет труда
17-18
Объекты с\х технологий как предмет труда
19-20
Объекты социальных технологий как предмет труда
3. Технология(4ч)
21-22
Основные признаки технологии. Дисциплина технологическая,
трудовая и на производстве
23-24
Техническая и технологическая документация
4. Техника(2ч)
25-26
Техническая система и ее рабочие органы, двигатели. Устройство
станков и машин
5. Технология ручной обработки материалов(6ч)
27-28
Технология резания и пластического формования
29-30
Основные ручные инструменты и приспособления при работе с
древесиной, пластмассой, камнем
31-32
Изготовление сувенира (по выбору материала)

33-34
35-36
37-38
39-40
41-42
43-44

45-48
49-52
53-56

57-58

59-60
61-62

63-64
65-66
67-68
Итого:

6. Технология соединения и отделки деталей изделия(8ч)
Технология механического соединения
Технология соединения клеевым способом
Особенности соединения: строительные материалы, текстиль и
кожа. ВТО
Изготовление сувенира (по выбору материала)
7. Технология нанесения защитных покрытий(4ч)
Технология наклеивания, окрашивания, лакирования, нанесения
покрытий
Изготовления образца, поделки (по выбору способа и вида
покрытий)
8.Технологии производства и обработки пищевых
продуктов(12ч)
Основы здорового питания. Молоко и молочные блюда, продукты и
блюда из них
Блюда из круп и бобовых культур
Макаронные изделия и блюда из них
9.Технология получения и преобразования тепловой
энергии(2ч)
Тепловая энергия, методы и средства получения. Преобразование и
передача тепловой энергии. Аккумулирование
10.Технология получения, обработки и использования
информации(2ч)
Восприятие, кодирования, сигналы, символы
11.Технология растениеводства(2ч)
Дикорастущие растения, заготовка и переработка. Условия
хранения
12.Технология животноводства (2ч)
Получение животноводческой продукции. Содержание животных
13.Социальные технологии (4ч)
Виды социальных технологий. Технология коммуникаций
Итоговые занятия
68 ч

7 класс (68ч)
№ урока
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-14

15-16
17-18

19-22

23-30

31-40

41-42

43-44
45-46
47-48
49-50
51-54
55-56
57-58
59-60
61-62
63-66
67-68
Итого:

Тема урока
1.Методы и средства творческой проектной деятельности (4ч)
Дизайн в процессе проектирования продукта труда. Методы
дизайнерской деятельности
Метод мозгового штурма при создании инноваций
2.Основы производства (4ч)
Продукт труда. Стандарты производства
Измерительные приборы и контроль продуктов труда
3.Современные и перспективные технологии(6ч)
Классификация технологий. Технологии материального
производства
Технологии сельскохозяйственного производства и земледелия. ITтехнологии
4.Элементы техники и машин(4ч)
Органы управления технологическими машинами. Системы
управления
Автоматическое управление устройствами и машинами.
Автоматизация производства
5.Технология получения, обработки, преобразования и
использования материалов(12ч)
Плавление и отливка материалов. Пайка. Сварка и закалка.
Лучевые методы обработки материалов. Особенности обработки
жидкостей и газов.
Практикум по теме «Технология получения, обработки,
преобразования и использования материалов» (выбор технологии)
6.Технология обработки пищевых продуктов(12ч)
Мясо птицы. Приготовление блюд из птицы
7. Технология получения, преобразования и использования
энергии(2ч)
Выделение энергии при химических реакциях. Химическая
обработка материалов
8.Технология получения, обработки и использования
информации(4ч)
Материальные формы представления информации для хранения
Средства записи и хранения материала
9.Технология растениеводства(4ч)
Микроорганизмы, бактерии и вирусы.
Использование одноклеточных грибов в биотехнологиях
10.Технология животноводства(4ч)
Получение продукции животноводства
Разведение животных. Породы. Продуктивность
11.Социальные технологии(10ч)
Рынок. Рыночная экономика.
Маркетинг.
Метод стимулирования сбыта
Методы исследования рынка
Итоговые занятия
68ч


Наверх

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».