рабочая программа по лфк 5 -9 класс

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №149
____________ Добычина О.А.
Приказ №288 от 27.06.2022

Рабочая программа по лечебной физической культуре для учащихся
5-9 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по лечебной физической культуре на уровне основного
общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования с учетом особенностей психофизического развития и
особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического
развития (ЗПР), а также на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в
Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.).
Рабочая программа по ЛФК рассчитана на 34 часа.
Актуальностью данной программы является то, что современные дети находятся в
тесном взаимодействии с техническими устройствами, что ведёт к малоподвижному
образу жизни. Ежегодные медицинские осмотры выявляют большое количество детей с
нарушениями опорно – двигательного аппарата. Также отрицательными факторами
являются экологическая обстановка и несбалансированное питание.
Специально подобранные физические упражнения являются основным средством
профилактики и лечения нарушений осанки. Лечебная физическая культура способствует
стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования,
восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию
детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для
повышения физической работоспособности.
Оздоровительная физическая культура действует на детский организм не
изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его стороны, вызывая
одновременно изменения в эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и
выделительной системах.
Физические упражнения являются действенным средством предупреждения
нарушений опорно-двигательного аппарата: сутулости, плоскостопия, ассиметрии плеч,
лопаток и сколиозов.
Целью дополнительного часа по ЛФК является овладение учащимися основ
лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание
оптимального уровня здоровья детей, овладение знаниями в области ЛФК и
осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
1.
жизни.

Формировать у учащихся устойчивую мотивацию на здоровый образ

2.
Дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях
позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего
здоровья.
3.
Формировать потребность и умения систематически самостоятельно
заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции
физического развития.
4.

Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Лечебная физическая культура - это метод лечения, использующий средства
физической культуры с лечебно-профилактической целью, для быстрого восстановления
здоровья.
Занятия ЛФК направлены:
- на коррекцию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, походки,
слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей);
- на развитие координационных способностей учеников, их уровень
тренированности, способов выполнения упражнений (активно, с помощью, пассивно);
- на устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы,
ловкости, выносливости, гибкости).
Занятия лечебной физкультурой дают возможность учащимся компенсировать
недостатки физического развития. Новизной программы являются элементы хатха-йоги,
аутотренинг, упражнения на расслабление и укрепление нервной системы (релаксация).
Программа курса имеет практическую направленность. Данный курс рассчитан на
детей - 6-10 летнего возраста. Все занятия по ЛФК проводятся в спортивном зале при
соблюдении санитарно - гигиенических требований. Оценка по занятиям ЛФК не
выставляется.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Методика лечебной физкультуры в зависимости от заболевания ребенка содержит
примерные комплексы оздоровительных физических упражнений, рекомендуемые виды
двигательной активности, специальные упражнения при различных заболеваниях.
Содержание программного материала занятий состоит из базовых и большого
количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений:
упражнения для развития мелкой моторики рук; упражнения для формирования
правильной осанки; комплекс упражнений для профилактики плоскостопия; комплекс
упражнений дыхательной гимнастики; специальные упражнения для глаз; упражнения для
развития функции координации и вестибулярного аппарата.
Упражнения для развития мелкой моторики рук
- сжимание и разжимание пальцев в кулак правой и левой руками одновременно и
поочередно;
- хлопать в ладони перед собой на уровне груди, лица и над головой;
- круговые движения кистями;
- руки в замок - круговое движение влево- вправо, вперед - назад;
- пальцы в замок, попеременное разгибание и сгибание пальцев;
- сжимание и разжимание пальцев в кулак с разворотом наружу.
Упражнения для формирования правильной осанки
1. Принять положение стоя у стены, касаясь её затылком, спиной, ягодицами и
пятками; отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение.
2. Стоя с правильной осанкой у стены, поднимая руки вперед, вверх, в стороны;
вверх поочередно и одновременно обе руки.
3. Поднимание согнутой в колено ноги назад.

4. Стоя, наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад.
5. Лежа на животе: отведение рук в стороны, вперед, вверх.
6. Лежа на спине: сгибание и разгибание ног.
7. И.п. - стоя, руки к плечам, вытягивание рук вверх- вдох, опускание - выдох.
(Повторить 3-4 раза.)
8. И.п. - стоя, руки на пояс; разгибание корпуса назад- вдох, возвращение в и.п. выдох. ( Повторить 3-4 раза.)
9. И.п. - стоя, руки в стороны; вращения туловищем в стороны, дыхание
произвольное. (Повторить 8-10 раз.)
10. И.п. - стоя, руки вверх; наклон корпуса вперед с прямой спиной - вдох,
возвращение в и.п. - выдох. (Повторить 4-5 раз.)
11. И.п. - стоя, руки за спиной в замок; наклон корпуса вперед, руки вверх, дыхание
произвольное. (Повторить 4-5 раз.)
12. И.п. - стоя, руки опущены; подняться на носки - вдох, с последующим не
глубоким приседанием и выносом рук вперед - выдох. (Повторить 3-4 раза.)
13. И.п. - лежа на спине; попеременно поднимание ног вверх, подъём обеих ног.
(Повторить 10 раза.)
14. И.п. - стоя на четвереньках; попеременно вытягивание над полом правой руки и
левой ноги - вдох, возращение в и.п. - выдох. Тоже с другой рукой и ногой. (Повторить 3-4
раза.)
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия
1. Ходьба босиком по одной линии высоко на носках. Передвижения закрытыми
глазами. (Повторить 6-8 раз.)
2. Стоя на носках, руки вперед. Перекат назад в стойку на пятки, носки максимально
наклонять к себе, руки назад, плавно выполнять перекат вперед в стойку на носках, руки
вперед. (Повторять 6-8 раз.)
3. Поднимание мелких предметов с пола пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)
4. Сидя с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы, поочередно и
одновременно сгибая и разгибая ступни ног. (Повторить 6-8 раз.)
5. Упор сидя сзади с согнутыми ногами, правая нога опирается на большой палец,
левая на пятку. Смена положений стоп. (Повторить 6-8 раз.)
6. Лежа на спине, выполнить движения ногами "велосипед" с поочередным
расслаблением ног и потряхиванием стоп. (Повторить 6-8 раз.)
7. Сидя с прямыми ногами, руки на пояс. Резким движением переместить носки ног
на себя, от себя, наружу (пятки вместе), развести в стороны (пятки вместе), соединить.
(Повторить 6-8 раз.)
8. Лежа на полу. Наклонить переднюю часть стопы к себе, оттянуть носки от себя,
расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)
9. Лежа на полу, ноги врозь: опустить ступни наружу, поднять в исходное
положение, опустить внутрь; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики

1. Руки выпрямлены над головой, пальцы сплетены - вдох. На вдохе, сгибая и
опуская руки мимо лица, груди, живота, наклоняться (ноги прямые) под прямым углом.
Медленно выпрямляясь - выдох. (Повторить 4-5 раз.)
2. Руки в стороны. На вдохе захлестнуть себя руками, коснувшись пальцами
лопаток, на выдохе развести руки. (Повторить 4-5 раз.)
3. Руки на поясе. На вдохе медленно и глубоко присесть, на выдохе медленно
выпрямиться. (Повторить 4-5 раз.)
4. Глубокий вдох. Задержать дыхание и на паузе медленно поднять прямые руки в
стороны, соединить ладонями перед грудью, затем за спиной. Опустив руки, выдох.
(Повторить 4-5 раз.)
5. Глубокий вдох. На паузу - круговые движения руками вперед и назад (по одному
движению в каждую сторону). Выдох. (Повторить 4-5 раз.)
6. Глубокий вдох. На паузе, поднимаясь на носках, поднять прямые руки через
стороны вверх, вернуться в исходное положение. (Повторить 4-5 раз.)
7. Глубокий вдох. На паузе медленно присесть и встать. Выдох. (Повторить 4-5 раз.)
Специальные упражнения для глаз
I. Упражнения для наружных мышц глаза: а) упражнения для прямых мышц глаза; б)
упражнения для прямых и косых мышц глаза.
II. Упражнения для внутренней (цилиарной) мышцы: а) в домашних условиях; б) с
линзами. Выполняют эти упражнения движением глазного яблока по всем возможным
направлениям и путем перевода взгляда с ближней точки ясного видения на дальнюю и
наоборот.
III. Самомассаж глаз выполняют путем зажмуривания, моргания, а также
надавливанием тремя пальцами рук на верхнее веко, не вызывая боли, с разной частотой и
силой.
И.п. – лежа на спине.
1. Посмотреть максимально вверх, перевести взгляд вниз и в стороны (6-8 раз).
2. Посмотреть вверх-вправо, затем по диагонали вниз – влево (6-8 раз).
3. Посмотреть вверх-влево, по диагонали вниз – вправо (6-8 раз).
4. Обвести взглядом потолок по кругу, и по знаку бесконечности (6-8 раз).
5. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и
медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец начнет «двоиться» (6-8
раз).
6. Палец на переносице. Перевести взгляд обоих глаз на переносицу и обратно (10-11
раз).
7. Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно.
И.п. – сидя.
8. Быстро моргать в течение 15с. Повторить 3-4 раза.
9. Крепко зажмурить глаза на 3-5с, затем открыть и проморгаться на 3-5с. Повторить
8-10 раз.

10.Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1
мин.
И.п. – стоя.
11. Вытянуть руку, подняв указательный палец. Перевод взгляда с пальца на стену и
наоборот.
Упражнения для развития координации и вестибулярного аппарата
1. Прыжком принять положение равновесия на одной ноге с наклоном туловища
вперед, в сторону. (Повторить 8-10 раз.)
2. Прыжок вверх с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.)
3. Прыжок вверх с поворотом на 360 градусов. (Повторить 6-8 раз.)
4. Стоя на месте переносить тяжесть тела с одной ноги на другую; расслаблять
мышцы тазобедренных суставов. (Повторить 8-10 раз.)
5. Стоя на пятках - поднимать носки, стоя на носках - поднимать пятки .(Повторить
8-10 раз.)
6. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 180 градусов влево, вправо.
(Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.
7. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 360 градусов влево, вправо.
(Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.
Упражнения хатха-йоги
Специально подобранные упражнения, ориентированные на укрепление и
расслабление мышц и связок позвоночника. Упражнения в И.П. лежа на полу:
«Вытяжение», «Березка», «Поза собаки», «Складной нож», «Натянутый лук» «Кобра»,
«Саранча», «Кошка под забором», «Плуг», «Кресло – качалка», «Лодочка», «Мост»,
«Дерево», «Гора», перекаты туловища в группировке по позвоночнику; различные
наклоны. По мере овладения упражнениями получается развитие специальной
выносливости, увеличивая время удержания статических поз Хатха – йоги. Выполняя
упражнения Хатха – йоги, дети учатся мысленно пропускать ток энергии через тело.
ЛИЧНОСТННЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
Личностные результаты:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях.
Метапредметные результаты:
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы
их исправления;

— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в
движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными
образцами;
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении лечебной физической
культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и
психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое,
интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как
факторах успешной учебы и социализации;
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать
отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность
(режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;
— выполнять гимнастические комбинации до максимально правильного уровня,
характеризовать признаки техничного исполнения;
— организовывать и проводить занятия лфк с разной целевой направленностью,
подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой
нагрузки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Тема занятия

Кол-во
часов
навыков
1

Упражнения для формирования и закрепления
правильной осанки.
Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок
позвоночника.
Комплекс упражнений от плоскостопия.
Упражнения Хатха – йоги: стоячие позы и лёжа на животе.
Обучение правильному дыханию.
Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок
позвоночника.
Комплекс упражнений от плоскостопия.
Оздоровительная
гимнастика
Хатха-йога,
дыхательная
гимнастика.
Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной
системы.
Оздоровительная гимнастика Хатха-йога.
Обучение правильному дыханию:
брюшному, грудному, полному.
Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и
статические.
Оздоровительная гимнастика Хатха-йога.
Комплекс упражнений от плоскостопия.
Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и
статические.
Обучение правильному дыханию:
брюшному, грудному, полному.
Оздоровительная гимнастика Хатха-йога.
Упражнения Хатха – йоги: стоячие позы, лёжа на животе и спине.
Комплекс упражнений от плоскостопия, дыхательная гимнастика.
Оздоровительная
гимнастика
Хатха-йога,
дыхательная
гимнастика.
Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и
статические.
Оздоровительная гимнастика Хатха-йога. Упражнения для глаз.
Комплекс упражнений от плоскостопия.
Оздоровительная гимнастика Хатха-йога.
Оздоровительная
гимнастика
Хатха-йога,
дыхательная
гимнастика.
Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и
статические.
Комплекс упражнений от плоскостопия.
Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и
статические.
Оздоровительная гимнастика Хатха-йога.
Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и
статические.
Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и
статические.
Комплекс упражнений от плоскостопия, дыхательная гимнастика.
Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

31.
32.
33.
34.

статические.
Оздоровительная
гимнастика
Хатха-йога,
дыхательная
гимнастика.
Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и
статические.
Оздоровительная
гимнастика
Хатха-йога,
дыхательная
гимнастика.
Оздоровительная гимнастика Хатха-йога. Упражнения для глаз.

1
1
1
1


Наверх

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».