Положение о тьюторе

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 149
Принято
на педагогическом совете
Протокол № 5____
от «29» декабря 2021г.

Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ № 149
__________________О.А. Добычина
Приказ № 306 от «30» декабря 2021г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о тьюторе, сопровождающем образование обучающегося
с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью,
в МБОУ СОШ №149 г. Екатеринбурга
1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.
Настоящее Положение о тьюторе, сопровождающем образование обучающегося с
ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в образовательной организации (далее —
тьютор), в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней
общеобразовательной школе № 149 г. Екатеринбурга (далее - Школа), разработано на основании:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минтруда России от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального
стандарта «Специалист в области воспитания»;
- приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
- приказа Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам —
образовательным программам дошкольного образования»;
- приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам —
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
- распоряжения Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного
положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
- письма Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования
обучающихся с ОВЗ и инвалидностью», а также в соответствии с действующими законодательными
актами в сфере образования, защиты прав детей, локальными нормативными актами, уставом
образовательной организации, образовательной программой учреждения.
1.2.
Основные понятия:
Тьютор — это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации
образовательной программы, включая адаптированную.
Тьюторское сопровождение — специальная организация образовательной среды в соответствии
с особыми образовательными потребностями обучающегося с ограниченными возможностями
здоровья (далее ОВЗ), инвалидностью; организационно-методическое обеспечение реализации

обучающимся с ОВЗ индивидуальных образовательных маршрутов (далее — ИОМ) и (или)
индивидуальных учебных планов (далее — ИУП) в рамках реализуемой адаптированной основной
образовательной программы (далее — АООП), образовательная технология, в рамках которой
осуществляется педагогическое сопровождение обучающихся в процессе реализации АООП,
формирование и реализация ИОМ (ИУП).
1.3.
Требования к квалификации тьютора:
- высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», в том числе
с получением его после трудоустройства в соответствии с ТК РФ;
- стаж педагогической работы – без ограничений.

2.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА

2.1.
Основной целью деятельности тьютора, сопровождающего образование обучающегося
с ОВЗ, инвалидностью, является сопровождение обучающегося с ОВЗ, инвалидностью при
реализации АООП, рекомендованной Центральной (территориальной) психолого-медикопедагогической комиссией города Екатеринбурга (далее — ПМПК).
2.2.
Задачи деятельности тьютора:
- выявление индивидуальных трудностей освоения АООП обучающимся с ОВЗ,
инвалидностью, его индивидуальных особенностей, интересов, способностей;
- создание условий для индивидуализации процесса обучения в соответствии с особыми
образовательными потребностями и индивидуальными возможностями обучающегося с ОВЗ,
инвалидностью;
- участие в разработке и сопровождение реализации АООП, ИОМ и (или) ИУП;
- подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;
- специальная
адаптация
пространственно-временной
среды
в
соответствии
с
индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями обучающегося с
ОВЗ, инвалидностью;
- подбор индивидуальной визуализации и вспомогательных средств обучения для успешного
освоения АООП;
- организация и стимулирование разных видов деятельности (урочной/внеурочной)
обучающихся;
- мониторинг эффективности реализации АООП, ИОМ и (или) ИУП;
- организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по формированию
и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке ИОМ и (или) ИУП
обучающихся, АООП и анализу и обсуждению с ними хода и результатов реализации этих планов,
программ.

3.

ФУНКЦИИ ТЬЮТОРА

3.1.
Организация адаптированного образовательного пространства для обучающихся с
ОВЗ, инвалидностью при реализации АООП, ИОМ и (или) ИУП:
3.1.1. Участие в проектировании адаптированной, вариативной образовательной среды
Школы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
3.1.2. Координация взаимодействия субъектов образования в целях обеспечения доступа
обучающихся с ОВЗ, инвалидностью к образовательным ресурсам.
3.2.
Педагогическое сопровождение реализации АООП, ИОМ и (или) ИУП для
обучающихся с ОВЗ, инвалидностью:
3.2.1. Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, затруднений в
обучении, развитии, социальной адаптации обучающегося с ОВЗ, инвалидностью.
3.2.2. Осуществление педагогического сопровождения образовательного процесса
обучающихся сОВЗ, инвалидностью по реализации АООП.
3.2.3. Осуществление педагогического сопровождения реализации АООП, ИОМ и (или)
ИУП в соответствии с рекомендациями ПМПК и психолого-педагогического консилиума
Учреждения (далее — ППк).
3.2.4. Консультирование родителей (законных представителей) по вопросам создания
условий реализации АООП, индивидуальных результатов освоения АООП.

3.2.5. Подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализированных в соответствии
с особенностями и возможностями обучающегося с ОВЗ, инвалидностью.
3.2.6. Разработка и подбор методических средств для успешной реализации АООП, ИОМ и
(или) ИУП обучающихся с ОВЗ, инвалидностью.
3.2.7. Разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной
коммуникации и др.) для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихсяс
ОВЗ, инвалидностью.
3.2.8. Разработка методических рекомендаций для родителей по применению
индивидуальных приемов продуктивного сотрудничества с обучающимся.
3.2.9. Обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации
образовательного процесса.

4.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.1.
Основанием для предоставления тьюторского сопровождения обучающемуся с ОВЗ,
инвалидностью являются рекомендации ПМПК в части создания специальных образовательных
условий и (или) ППк МБОУ СОШ № 149 г. Екатеринбурга в части предоставления услуг тьютора.
4.2.
Решение о введении в штатное расписание должности тьютора принимается
директором Школы на основании рекомендаций ПМПК и (или) рекомендаций ППк.
4.3.
Предоставление тьюторского сопровождения оформляется приказом директора, в
котором утверждается списочный состав сопровождаемых обучающихся с ОВЗ, инвалидностью.
4.4.
Период предоставления услуг тьютора (на период адаптации обучающегося/ учебную
четверть/ полугодие/ учебный год/ на постоянной основе), индивидуально или на группу
обучающихся, количество необходимых часов сопровождения и содержательное наполнение
предоставления услуги (сопровождение в процессе занятий, организационное сопровождение,
сопровождение на время адаптации в Школе или постоянное сопровождение и др.) конкретизируется
ППк.
4.5.
Тьютор самостоятелен в выборе образовательных технологий.
4.6.
Содержание и формы деятельности тьютора определяются с учетом локальных
нормативныхактов Школы, а также должностной инструкции тьютора.
4.7.
В процессе организации деятельности тьютор:
- составляет план работы с обучающимися на учебный год и предоставляет его на утверждение
директору Школы;
- участвует в разработке АООП, ИОМ и (или) ИУП обучающегося с ОВЗ, инвалидностью;
- организует тьюторское сопровождение реализации АООП, ИОМ и (или) ИУП в соответствии
с рекомендациями ПМПК и/или ППк Учреждения;
- выполняет требование доступности образовательной среды для обучающихся с ОВЗ,
инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей
и состоянием здоровья;
- представляет директору Школы отчеты по итогам учебного года.
4.8.
При получении начального общего, основного общего и среднего общего образования
обучающимися с инвалидностью и ОВЗ в штатное расписание образовательной организации
вводится штатная единица тьютора из расчета: 1 штатная единица тьютора на каждые 1—6
обучающихся с ОВЗ.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Срок действия положения не ограничен. При изменении законодательства в локальный
акт вносятся изменения в установленном порядке.
Мнение Совета родителей
при принятии локального нормативного акта учтено


Наверх

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».