Рабочая программа по предмету история 5 класс

Согласовано
Методическое объединение
Протокол №1
От _______августа 2022г.
Руководитель ШМО
____________Мезенина А.А.

Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №149
______________Добычина О.А.
Приказ №288 от 28.06.2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: ИСТОРИЯ
Уровень образования: основное общее образование

Учитель:
Мосин Дмитрий Андреевич
Первая квалификационная категория

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории для обучающихся с задержкой психического развития
(далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее –
ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее –
ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы основного общего образования по
предмету «История», Примерной программы воспитания, с учетом распределенных по
классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития, Адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ СОШ
№149.
Общая характеристика учебного предмета «История»
Учебный предмет «История» входит в предметную область «Общественно-научные
предметы» и изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного
предмета в 5–9 классах. Он опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит
обращение к таким учебным предметам, как «Обществознание», «Литература», «Основы
духовно-нравственной культуры народов России», «География» и другие.
Историческое образование на уровне основного общего образования способствует
формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению
социального опыта обучающихся с ЗПР при изучении и обсуждении исторически
возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие
способности обучающихся к пониманию исторической логики общественных процессов,
специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностномотивационных, социальных систем.
Учебный предмет «История» имеет интегративный характер, его изучение
направлено на образование, воспитание и развитие обучающихся. Предмет играет большую
роль в формировании сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР, обеспечивая
воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и
свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы
для жизни в современном обществе. Расширение исторических знаний, обучающихся с ЗПР
сочетается с воспитанием ценностных ориентиров: внутренней установки личности ценить
и гордиться своей Родиной, проявлять уважение к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, бережно относиться к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, истории и традициям народов других
государств.
Структурно предмет «История» включает учебные курсы по Всеобщей истории и
Истории России. Знакомство обучающихся с ЗПР при получении основного общего
образования с данным предметом начинается с курса всеобщей истории. Изучение
всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути
человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и
непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся
с ЗПР представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, формировать
знания о месте и роли России в мировом историческом процессе и значение малой родины
в контексте мировой истории.
Курс всеобщей истории призван сформировать у обучающихся с ЗПР познавательный
интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения

соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных,
национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях.
В рамках курса всеобщей истории обучающиеся с ЗПР знакомятся с исторической
картой как источником информации о расселении человеческих общностей, расположении
цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития
социокультурных, экономических и геополитических процессов в мире. Курс имеет
определяющее значение в осознании обучающимися с ЗПР культурного многообразия
мира, социально-нравственного опыта предшествующих поколений; в формировании
толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира, усвоении
назначения и художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных,
изобразительных и вещественных исторических источников. Курс дает возможность
обучающимся с ЗПР научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные
исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку
наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные
исторические версии событий и процессов.
Цели и задачи изучения учебного предмета «История»
Основной целью обучения детей с задержкой психического развития является
формирование у обучающихся исторического мышления как основы гражданской
идентичности ценностно ориентированной личности.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
 формирование у обучающихся с ЗПР исторических ориентиров самоидентификации
в современном мире;
 овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого
общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической,
духовной и нравственной сферах; выработка в доступной для обучающихся форме
на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического
понимания истории человечества при особом внимании к месту и роли России во
всемирно-историческом процессе;
 развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и
проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике,
взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности
и историзма;
 формирование у обучающихся общественной системы ценностей на основе
осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и
осознания приоритета общественного интереса над личным и уникальности каждой
личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
 выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и
общественной жизни;
 развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания
взаимовлияния исторических событий и процессов.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по истории
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают
дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «История», направленные на
развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной
активности и самостоятельности суждений, создание условий для осмысленного
выполнения учебной работы, формирование умения работать с текстом учебника и
самостоятельно пополнять свои знания, в том числе из источников внеурочной
информации.
Обучающиеся с ЗПР испытывают серьезные трудности при изучении данного
учебного предмета, это прежде всего связано с особенностями их познавательной

деятельности. Для обучающихся характерны недостаточный уровень развития логического
мышления, затруднения в установлении причинно-следственных связей, сниженная
память, отставания в развитии речи, слабость саморегуляции. В связи с этим обучающиеся
замедленно овладевают необходимыми обобщенными историческими представлениями и
понятиями, плохо запоминают историческую периодизацию и хронологию, затрудняются
в анализе и обобщении конкретных исторических фактов, в понимании закономерностей
общественного развития; испытывают трудности при анализе текста учебника.
На уроках истории, обучающиеся с ЗПР нуждаются в специально организованной
помощи, направленной на то, чтобы облегчить им усвоение учебного материала. Для
преодоления этих трудностей основное внимание уделено отбору учебного материала в
соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового уровня. Он
адаптирован по содержанию и объему для обучающихся с ЗПР в соответствии с их особыми
образовательными потребностями. Для овладения материалом обучающимися с ЗПР
используются приемы актуализации (визуальная опора, памятка, алгоритм, схема, карта);
детальное объяснение с систематическим повтором.
Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение
содержании образования по предмету «История»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их особыми
образовательными потребностями. Усилены виды деятельности, специфичные для
обучающихся с ЗПР, обеспечивающие осмысленное освоение содержания образования по
предмету: освоение материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала;
использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, шаблоны, опорные
таблицы). Особое внимание уделяется обучению структурированию материала:
составлению рисуночных и вербальных схем, составлению таблиц, составлению
классификации с обозначенными основаниями для классификации и наполнению их
примерами. Организация учебного материала крупными блоками в виде таблицы
способствует обобщению сведений, пониманию закономерностей исторического процесса,
лучшему запоминанию и усвоению конкретных исторических фактов.
Используются средства наглядности:
 исторические карты и атласы по темам курса;
 артефакты и копии исторических предметов, макеты;
 портреты исторических деятелей, выдающихся полководцев;
 исторические картины, репродукции;
 презентации по темам курса.
На уроках истории организуются различные коллективные формы работы: парами,
группами, что способствует закреплению у обучающихся с ЗПР навыков сотрудничества и
продуктивной коммуникации.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО.
Для развития умения делать выводы, формирования единого речевого целого у
обучающихся с ЗПР используются клише и опорные слова. На уроках предусмотрена
специальная работа над терминологической и тематической лексикой учебной дисциплины,
а также над лексикой, необходимой для организации учебной деятельности в целях ее
понимания, усвоения и запоминания обучающимися с ЗПР, адекватного применения в
различных видах деятельности.
При работе над лексикой, в том числе научной терминологией курса (раскрытие
значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных лексических
единиц) необходимо включение слова в контекст. Введение нового термина, новой
лексической единицы проводится на основе обращения к этимологии слова и ассоциациям.
Каждое новое слово включается в контекст, закрепляется в речевой практике обучающихся.
Обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для
актуализации терминологии.

Коррекционно-развивающая направленность изучения истории заключается в том,
что на уроках ведется целенаправленная работа по развитию речи и словесно-логического
мышления на основе материала исторического содержания. В процессе уроков
обеспечивается накопление обучающимися специальных понятий, к числу которых
относятся:
 частно-исторические понятия (характерные для определенного периода в истории),
отражающие и обобщающие конкретные исторические явления;
 общеисторические понятия, отражающие и обобщающие явления, свойственные
определённой общественно-экономической формации;
 социологические понятия, отражающие общие связи и закономерности
исторического процесса.
Ведущими являются общеисторические понятия. Освоение социологических
понятий становится возможным только на базе общеисторических.
У обучающихся с ЗПР должно осуществляться развитие общеучебных умений:
выделять существенные и несущественные признаки того или иного исторического
явления, события; сравнивать, обобщать, делать выводы; доступно передавать
информацию, структурировать свои ответы.
Место учебного предмета «История» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования учебный предмет «История» входит в общественнонаучную предметную область и является обязательным для изучения. В соответствии с
учебным планом основного общего образования общее количество часов за учебный год
составляет 68 часов. Недельная нагрузка – 2 часа. Количество учебных недель – 34 недели.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
5 КЛАСС
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Введение. Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные
(вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н.
э.» и «н. э.»). Историческая карта.
ПЕРВОБЫТНОСТЬ
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и
занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и
собирательство. Присваивающее хозяйство1. Род и родовые отношения.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения.
Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от
родовой к соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире,
верования первобытных людей. Искусство первобытных людей.
Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.
ДРЕВНИЙ МИР
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.
Древний Восток
1

Здесь и далее курсивом обозначены темы, изучение которых проводится в ознакомительном плане.
Педагог самостоятельно определяет объем изучаемого материала.

Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.
Древний Египет
Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение
государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон,
вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия,
скотоводства, ремесел. Рабы.
Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные
походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.
Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды
и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия,
математика, медицина). Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф.
Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).
Древние цивилизации Месопотамии
Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие
города-государства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания.
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.
Ассирия. Завоевания ассирийцев. Начало обработки железа. Создание сильной
державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи.
Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.
Восточное Средиземноморье в древности
Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел,
караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация.
Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского
государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания.
Персидская держава
Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I.
Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии,
управление империей. Религия персов.
Древняя Индия
Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие городагосударства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов.
Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и
сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней
Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание). Объединение
Индии царем Ашокой.
Древний Китай
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни
населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди.
Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи:
правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и
торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные
знания и изобретения древних китайцев. Храмы.
Древняя Греция. Эллиниз м
Древнейшая Греция
Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на

Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены,
Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада»,
«Одиссея».
Греческие полисы
Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла.
Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая
греческая колонизация. Метрополии и колонии.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение.
Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного
дела. Спартанское воспитание.
Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при
Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при
Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при
Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн.
Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь.
Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок
Эллады.
Культура Древней Греции
Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая
философия. Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура,
скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные
состязания). Общегреческие игры в Олимпии.
Македонские завоевания. Эллинизм
Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над
греческими полисами. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад
державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура
эллинистического мира.
Древний Рим
Возникновение Римского государства
Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские городагосударства. Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика
римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования
древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.
Римские завоевания в Средиземноморье
Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена.
Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.
Поздняя Римская республика. Гражданские войны
Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу.
Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и
установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских
войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между
наследниками Цезаря. Победа Октавиана.
Расцвет и падение Римской империи
Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима:
завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство.
Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение

христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение
Римской империи на Западную и Восточную части.
Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской
империи.
Культура Древнего Рима
Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие
наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.
Обобщение. Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.
Контрольно-измерительные материалы
Для организации проверки, учета и контроля знаний обучающихся с ЗПР предусмотрен
контроль в виде: устных опросов, тестирования, практических работ.
Для обучающихся с ЗПР возможно изменение формулировки заданий на «пошаговую»,
адаптация предлагаемого тестового материала: использование устных и письменных
инструкций, упрощение длинных сложных формулировок инструкций; предоставление
образца или возможности использования справочной информации.
Критерии оценки устных, письменных ответов обучающихся
Отметка «5»:
- материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения
сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями
окружающей жизни
Отметка «4»:
- в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно
систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и
обобщениях имеются некоторые неточности
Отметка «3»:
- в усвоении материала имеются пробелы, он излагается бессистемно, отдельные
умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в
них допускаются ошибки
Оценка «2»:
- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет
Отметка «1»:
- материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.
Нормы оценок при выполнении теста
% выполнения 0-35
Отметка
«2»

36-60
«3»

61-85
«4»

86-100
«5»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИСТОРИЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

способность к осознанию своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками и взрослыми в
ходе образовательной деятельности;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации на основе получаемых
исторических сведений;
установка на доступное осмысление исторического опыта;
умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком;
углубление представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной
во времени.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
соотносить с опорой на алгоритм учебных действий единичные исторические факты
и общие явления;
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий с опорой на схему,
ключевые слова;
сравнивать после предварительного анализа исторические события и явления,
определять в них общее и различия;
устанавливать причинно-следственные связи при изучении исторических событий;
владеть смысловым чтением;
использовать вопросы как инструмент познания;
с помощью педагога аргументировать свое мнение;
с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и выводы;
пользоваться словарями и другими поисковыми системами;
с помощью педагога эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
использовать информационно-коммуникационные технологии;
воспринимать и с помощью педагога, а затем самостоятельно, формулировать
суждения об исторических событиях;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов для выступления перед аудиторией;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
понимать цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учебе и познавательной деятельности;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач по
предмету.
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;

регулировать способ выражения эмоций.
уметь признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
определять
с
помощью
педагога
длительность
исторических
процессов,
последовательность событий, явлений, процессов истории Древнего мира, соотносить
после предварительного анализа изученные исторические события, явления, процессы с
историческими периодами, синхронизировать события, явления, процессы истории разных
стран и народов, определять современников исторических событий (явлений, процессов):
Что изучает история?
Историческое летоисчисление (лента времени). Историческая карта.
Первобытность
Появление «человека разумного». Родовая община. Появление человеческих рас.
Возникновение религии и искусства. Появление орудий труда. Переход от присваивающего
хозяйства к производящему. Соседская община. Возникновение имущественного и
социального неравенства.
Древний Восток
Зарождение первых цивилизаций на берегах великих рек.
Древний восток (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай). Занятия населения.
Возникновение государств. Зарождение древних религий (конфуцианство, буддизм).
Культурное наследие Древнего Востока (пирамиды, алфавит, шахматы и др.)
Культура и религия стран Древнего Востока.
Древняя Греция
Условия жизни и занятия населения Древней Греции. Возникновение и развитие
полисов – городов-государств. Развитие земледелия и ремесла. Утверждение демократии в
Афинском полисе. Древняя Спарта. Античная демократия на примере Афин. Общественное
устройство Спарты. Свободные и рабы.
Троянская война.
Греческая колонизация побережья Средиземного и Черного морей.
Греко-Персидские войны. Держава Александра Македонского.
Культура Древней Греции: архитектура, скульптура, образование. Начало
Олимпийских игр (776 г. до н. э.).
Древний Рим
Основание Рима (753 г. до н.э.). Патриции и плебеи. Римская республика.
Завоевание Италии Римом. Войны с Карфагеном. Завоевание Греции и Македонии
Римом. Реформы братьев Гракхов. Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака.
Гражданские войны в Риме. Установление пожизненной диктатуры Гая Юлия Цезаря.
Римская империя. Установление единовластия Октавиана Августа. Политика
преемников Августа.
Возникновение и распространение христианства.
Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Падение Западной
Римской империи. (476 г.).
Культурное наследие Древнего Рима.
Великое переселение народов.
 объяснять смысл изученных исторических понятий по истории Древнего мира с
помощью педагога, с опорой на зрительную наглядность в том числе:
общие понятия для истории Древнего мира: государство, культура, природноклиматические условия, социальное неравенство (рабство), закон, деспотия;
Первобытность: племя, родовая и соседская община, ремесло;
Древний Египет: фараон, вельможи, подданные, пирамиды, храмы, жрецы; папирус,
колесница;
Древняя Месопотамия: восточная деспотия;

Древняя Палестина: Библейские пророки, Ветхозаветные сказания;
Древняя Индия: касты; жрецы-брахманы, буддизм;
Древний Китай: Великая Китайская стена, великий шелковый путь; конфуцианство;
Древняя Греция: полис, спартанское воспитание, эллинизм, колония; метрополия,
стратег;
Древний Рим: этруски, патриции и плебеи, варвары;
составлять по предложенному образцу простой план изучаемой темы; рассказывать по
плану об изученных событиях, явлениях, процессах истории Древнего мира, используя
изученные понятия; корректно использовать изученные понятия в рассказе о событиях,
явлениях и процессах, деятелях истории Древнего мира, в том числе описывать:
родовую и соседскую общины, орудия труда, занятия первобытного человека;
природные условия и занятия населения Древнего Египта, верования, письменность,
изобретения древних египтян;
знания и изобретения шумеров, Древний Вавилон, законы царя Хаммурапи, богов и
храмы Древней Месопотамии;
природные условия и занятия жителей Финикии, древнейший финикийский
алфавит;
религию древних евреев;
культурные сокровища Ниневии; знаменитые сооружения Вавилона;
организацию управления Персидской державой, религию древних персов;
природу и население, общественное устройство Древней Индии;
условия жизни и хозяйственную деятельность населения Древнего Китая,
устройство китайских империй, знания, изобретения и открытия древних китайцев;
карту античного мира, основные области расселения древних греков (эллинов);
условия жизни и занятия населения Древней Греции, богов и героев древних греков, поэмы
«Илиада» и «Одиссея» Гомера, устройство полиса; основные группы населения Спарты,
политическое устройство и организацию военного дела Спартанского полиса; Олимпийские
игры; культуру эллинистического мира;
природу и население древней Италии, занятия населения, управление и законы
римской республики, римскую армию, рабство в Древнем Риме, культуру Древнего Рима и
верования древних римлян; общины христиан;
 определять место исторического события, использовать «ленту времени»,
объяснять смысл основных хронологических понятий (тысячелетие, век, до н.э., Рождество
Христово, н.э.);
 читать и использовать для получения информации историческую карту/схему;
используя легенду исторической карты/схемы показывать обозначенные на ней объекты;
соотносить с помощью педагога информацию тематических, общих, обзорных
исторических карт по истории Древнего мира;
 заполнять контурную карту, используя атлас и другие источники информации с
помощью педагога наносить на контурную карту по истории Древнего мира отдельные
объекты с непосредственной опорой на атлас и другие источники информации, заполнять
легенду карты/схемы;
 выделять по предложенному образцу существенные признаки исторических
событий, явлений, процессов истории Древнего мира;
 с опорой на зрительную наглядность, с помощью педагога устанавливать по
предложенному алгоритму, образцу причинно-следственные,
пространственные,
временны е связи исторических событий, явлений, процессов истории Древнего мира;
 с помощью педагога сравнивать по предложенному образцу, предложенным
критериям/плану исторические события, явления, процессы истории Древнего мира,
представленные в учебном тексте, оформлять результаты сравнения в виде сравнительной
таблицы, на основе сравнения делать вывод;

 осуществлять смысловое чтение адаптированного исторического источника по
истории Древнего мира, отвечать на вопросы по тексту;
 определять с помощью педагога на основе информации, представленной в
письменном историческом источнике, его авторство, период истории Древнего мира, к
которому он относится, страну, где он был создан, события, явления, процессы,
исторических деятелей, о которых идет речь;
 с помощью педагога осуществлять поиск информации и использовать текстовые,
графические и визуальные источники исторической информации по истории Древнего мира
при изучении событий, явлений, процессов, ориентироваться в визуальных источниках
исторической информации (с событиями, процессами, явлениями); составлять с помощью
педагога таблицы, схемы;
 с опорой на текст учебника уметь объяснять, в чем заключается художественная
ценность культурного наследия Древнего мира (архитектурных сооружений, предметов
быта, произведений искусства);
 использовать материал по истории родного края для изучения особенностей
исторического развития своего региона называть наиболее известные изученные
исторические события, непосредственно связанные с историей родного края, наиболее
известных исторических деятелей, жизнь которых связана с историей родного края,
наиболее известные памятники культуры своего региона. Описывать события с опорой на
зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов
и тем программы

Раздел 1. Введение
1.
Введение
Итого по разделу
Раздел 2. Первобытность
2.
Первобытность
Итого по разделу
Раздел 3. Древний Восток
3.1.
Древний Египет
Древне цивилизации
3.2.
Месопотамии
Восточное
3.3.
Средиземноморье в
древности
3.4.
Персидская держава
3.5.
Древняя Индия
3.6.
Древний Китай
Итого по разделу
Раздел 4. Древняя Греция. Эллинизм.
4.1.
Древнейшая Греция
4.2.
Греческие полисы
4.3. Культура Древней Греции
4.4.
Македонские завоевания.
Эллинизм
Итого по разделу

Количество часов
всего

Контрольные
работы

Практические
работы

2
2

0

0

4
4

0

1

7
4

0
0

1
1

2

0

0

2
2
3
20

0
0
0

0
0
1

4
10
3
3

0
0
0
0

1
1
0
1

20

Раздел 5. Древний Рим
5.1.
Возникновение Римского
государства
5.2.
Римские завоевания и
Средиземноморье
5.3.
Поздняя Римская
республика. Гражданские
войны
5.4.
Расцвет и падение
Римской империи
5.5.
Культура Древнего Рима
Итого по разделу
Раздел 6. Обобщение
6.1.
Историческое и
культурное наследие
цивилизаций Древнего
мира
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

3

0

0

3

0

0

5

0

1

6

0

1

3
20

0

0

2

0

1

2
68

0

10

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
Тема урока
п/п
1. Счет лет в истории
2.

Древнейшие люди

3.

Родовые общины охотников и собирателей

4.

Возникновение искусства и религиозных верований

5.

Возникновение земледелия и скотоводства

6.

Появление неравенства и знати

7.

Проверочная работа по теме "Первобытность"

8.

Государство на берегах Нила. Работа над ошибками

Количество
часов

Примечание

9.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

10. Жизнь египетского вельможи
11. Военные походы фараонов
12. Религия древних египтян
13. Искусство Древнего Египта

14. Письменность и знания древних египтян

15. Проверочная работа по теме "Древний Египет"
16. Древнее Двуречье. Работа над ошибками
17. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
18. Финикийские мореплаватели

19. Библейские сказания

20. Древнееврейское царство
21. Ассирийская держава
22. Персидская держава "царя царей"

23. Природа и люди Древней Индии
24. Индийские варны

25. Чему учил китайский мудрец Конфуций

26. Первый властелин единого Китая
27. Контрольная работа по теме "Древний Восток"
28. Греки и критяне
29. Микены и Троя
30. Поэма Гомера "Илиада"
31. Поэма Гомера "Одиссея"
32. Религия древних греков
33. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
34. Зарождение демократии в Афинах

35.

Древняя Спарта

36.

Греческие колонии на берегах Средиземного и
Чёрного морей

37.

Олимпийские игры в древности

38. Победа греков над персами в Марафонской битве
39. Нашествие персидских войск
40. Проверочная работа по теме "Древняя Греция и её
полисы"

41. В гаванях афинского порта Пирей
42. В городе богини Афины
43. В афинских школах и гимнасиях
44. В афинском театре

45. Афинская демократия при Перикле
46. Города Эллады подчиняются Македонии
47. Поход Александра Македонского на Восток
48. В Александрии Египетской
49. Контрольная работа по теме "Древняя Греция"
50. Древнейший Рим
51. Завоевание Римом Италии
52. Устройство Римской республики
53. Вторая война Рима с Карфагеном
54. Установление господства Рима во всём
Средиземноморье

55. Рабство в Древнем Риме
56. Проверочная работа по теме "Становление Древнего
Рима"

57. Земельный закон братьев Гракхов. Работа над
ошибками

58. Восстание Спартака
59. Единовластие Цезаря
60. Установление империи
61. Соседи Римской империи
62. В Риме при императоре Нероне
63. Первые христиане и их учение
64. Расцвет империи во 2 веке до н.э.
65. Вечный город и его жители
66. Проверочная работа по теме "Римская империя"
67. Римская империя при Константине. Работа над
ошибками

68. Взятие Рима варварами


Наверх

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».