Рабочая_программа_КРЗ_Математика_в_жизни_для_6_класса

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №149
___________ Добычина О.А.
Приказ №288 от 17.06.2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: КРЗ по математике для 6 класса ОВЗ
Уровень образования: Основное общее образование
6 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по математике 6
класса для детей с ЗПР рассчитана на 2022 – 2023 учебный год. Математика – часть
общечеловеческой культуры, играющая особую роль в общественном развитии, в
воспитании культуры личности человека, а также способствует эстетическому
воспитанию человека. Курс математики 6 класса - важнейшее звено математического
образования и развития школьников. Обучение математике в коррекционноразвивающих классах имеет свою специфику, и должно носить предметнопрактическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессиональнотрудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами. Программа
рассчитана на обучающихся с недостаточной математической подготовкой, имеющих
задержку психического развития, ограниченные возможности здоровья. Программа
рассчитана на 1 часа в неделю, 34 часа в год.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и
навыков на базовом уровне и на развитие и коррекцию (исправление, восстановление)
определенных функций, процессов, способностей, навыков.
Задания для урока подбирались с учетом их направленности на осуществление
дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для
коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо
неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса
учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается
разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется
единство их внутренней психологической направленности. Реализуется принцип
«спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне
трудности.
Занятия проводятся в группах по 4 -5 учеников, имеющих примерно одинаковые
трудности в усвоении материала.
На данных уроках не ставятся отметки, но оценивание осуществляется
обязательно.
Цель программы:
последовательно и планомерно сформировать у учащихся психологическую
основу обучения, повысить уровень их общего психического, и в частности
умственного развития, повышение уровня общего развития учащихся, восполнение
пробелов предшествующего развития и образования, индивидуальная работа по
формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция
отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к
восприятию нового учебного материала.
Организация и основные направления индивидуально-групповых
коррекционных занятий по математике.
Система коррекционной работы предусматривает проведение с обучающимися
индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и
предметной направленности. Они включены в учебный план ОУ.
Содержание
занятий исключает
формальный
механический
подход,
«натаскивание» в формировании отдельных навыков.

Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить
таблицу умножения), сколько создание условий для улучшения
возможностей развития ребенка в целом. Коррекционные занятия по
математике проводятся с учащимися по мере выявления учителем,
психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
При обучении учитываются следующие показатели:
1. Физическое состояние и развитие ребенка:
- динамика физического развития (анамнез);
- состояние слуха, зрения;
- особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики
(общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи,
парезы, наличие их остаточных явлений);
- координация движений (особенности походки, жестикуляции,
затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности
регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов,
синкинезий, навязчивых движений);
особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость,
рассеянность, пресыщаемость, усидчивость, темп работы; увеличение
количества ошибок к концу урока или при однообразных видах
деятельности; жалобы на головную боль).
2. Особенности и уровень развития познавательной сферы:
- особенности восприятия величины, формы, цвета, времени,
пространственного расположения предметов (глубина восприятия, его
объективность);
- особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация,
способность к распределению и переключению внимания с одного вида
деятельности на другой, степень развития произвольного внимания;
- особенности памяти: точность постоянство, возможность
долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания,
индивидуальные особенности памяти; преобладающий вид памяти
(зрительная, слуховая, двигательная, смешанная); преобладание
логической или механической памяти;
- особенности мышления: уровень овладения операциями анализа,
сравнения, синтеза (умение выделить существенные элементы, части,
сравнить предметы с целью выявления сходства и различия; способность
обобщать и делать самостоятельные выводы; умение устанавливать
причинно-следственные связи);
- особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса,
сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя,
уровень сформированности интонации, выразительности, ясности, силы и
высоты голоса);
- познавательные интересы, любознательность.
3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации:
- особенности отношений , реакция ученика на замечания, оценку его
деятельности; осознание своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам
(безразличие, тяжелые переживания, стремление преодолеть затруднения,

пассивность или агрессивность); отношение к похвале и порицанию;
- способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по
наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности
самоконтроля;
- умение планировать свою деятельность.
4. Особенности эмоционально-личностной сферы:
- эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств;
- способность к волевому усилию;
- преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность,
агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность);
- внушаемость;
- наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;
- наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства,
одиночества и др.);
- отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности
самооценки;
- отношения с окружающими (положение в коллективе,
самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);
- особенности поведения в школе и дома;
- нарушения поведения, вредные привычки.
5. Особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных
программой:
- общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем
мире;
- сформированность навыков чтения, счета, письма соответственно возрасту и
классу;
- характер ошибок при чтении и письме, счете и решении задач.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки
коррекционной работы.
Продолжительность занятий по математике с одним учеником или группой не
превышает 20 минут. В группу можно объединять 3-4 ученика, у которых обнаружены
одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные
затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или большим
количеством
учащихся
на
этих
занятиях
не
допускается.
При организации коррекционных занятий по математике необходимо исходить из
возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть
доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить
ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем
трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим
возможностям
ребенка.
Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала
выполнения задания, они должны быть значимы для обучающихся, поэтому при
организации коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной
стимуляции
(похвала
учителя,
соревнование
и
т..).
В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке
математики, важно создать ситуацию достижения успеха на индивидуальногрупповом занятии. С этой целью использую систему условной качественно-

количественной оценки достижений ребенка. При подготовке и проведении
коррекционных занятий по математике необходимо также помнить и об особенностях
восприятия учащимися учебного материала и специфике их мотивации деятельности.
Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр,
игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более
актуальной и значимой для ребенка.
Основные
направления
коррекционной
работы
по
математике:
1.Совершенствование
движений
и
сенсомоторного
развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
-развитие навыков каллиграфии;
-развитие артикуляционной моторики
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
-развитие зрительного восприятия и узнавания;
-развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет,
форма, величина);
-развитие пространственных представлений ориентации;
-развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового
анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными
родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
-умения планировать деятельность;
-развитие комбинаторных способностей.
4.Развитие различных видов мышления:
-развитие наглядно-образного мышления;
-развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать
логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5.
Коррекция
нарушений
в
развитии
эмоционально-личностной
сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по
ролям и т.д.).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Психолого-дидактические принципы коррекционной работы предусматривают:
- введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение
пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию
наиболее сложных разделов программы;
- использование методов и приемов обучения с ориентацией на ребенка, т.е.
создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;
-коррекционную
направленность
учебно-воспитательного
процесса,
обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции

познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных
недостатков развития.
Среди задач коррекционно-развивающего учебно-воспитательного направления
особо выделяются и имеют методическую обеспеченность:
- развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципа
доступности учебного материала, обеспечением при решении учебных задач);
- развитие обще интеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения,
обобщения, навыков группировки и классификации;
- нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в
задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
- развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с
обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
-логопедическая коррекция нарушений речи;
-психокоррекция поведения ребенка;
- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного
поведения.
Методические принципы построения содержания учебного материала, направленные
на обеспечение системного усвоения знаний учащихся, включает:
- усиление практической направленности изучаемого материала;
- выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
- опору на жизненный опыт ребенка;
- опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала
как в рамках одного предмета, так и между предметами;
- соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа
необходимости и достаточности;
- введение в содержание учебных программ коррекционных разделов,
предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных
ранее знаний и умений детей, формирование школьно-значимых функций,
необходимых для решения учебных задач.
Поскольку у ребенка сохранный интеллект, то данная программа предназначена
для проведения коррекционных занятий по математике в 7 классе, в котором
ведется обучение по программам общеобразовательных учреждений. Цель коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности; формирование и
развитие математических навыков учащихся, испытывающих трудности в
освоении программы; восполнение пробелов в их знаниях; пропедевтике изучения
трудных тем. Предложенная рабочая программа рассчитана на учащихся,
имеющих ослабленное состояние нервной системы, влекущее за собой быструю
утомляемость, низкую работоспособность, повышенную отвлекаемость, а что, в
свою очередь, ведет к нарушению внимания, восприятия, абстрактного мышления.
У таких детей отмечаются периодические колебания внимания, недостаточная
концентрация на объекте, малый объѐм памяти.
Задачи.
Образовательные:
1. Посредством формирования и развития математических навыков
систематизировать те непрочные знания и навыки, которые имеются у учащихся
по темам, изучаемым в школьном курсе.

2. Оказывать помощь в овладении математическими знаниями и умениями,
необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных
естественнонаучных дисциплин на базовом уровне.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность учащихся.
2. Развивать общеинтеллектуальные умения: приѐмы анализа, сравнения,
обобщения;
3. Развивать логическое мышление, пространственное воображение,
алгоритмическую культуру.
4. Развивать общеучебные умения: работа с книгой, со справочной литературой.
Воспитательные:
1. Воспитывать нравственные качества учащихся, уважение к труду, любовь к
родному краю и т.д. средствами данного предмета.
2. Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки.
В начале учебного года учитель выявляет степень готовности учащихся к
обучению; наличие знаний, навыков, умений по основным разделам программы.
Формы проведения этих занятий могут быть следующими:
 беседа по знакомой ребенку теме;
 устные и письменные работы;
 математические диктанты;
 выполнение заданий по подобию;
 тестовые задания с выбором ответа.
План занятий с группой включает в себя: восполнение пробелов
предшествующего развития:
 восполнение пробелов в знаниях;
 подготовка ребенка к усвоению программного материала;
 пропедевтике изучения трудных тем.
Исходя из особенностей психического развития учащихся, при организации
учебной деятельности учитываются следующие рекомендации.
1. Смена различных видов деятельности во время занятия во избежание отвлечения
внимания и переутомления учащихся.
2. Использование наглядного материала.
3. Опора на опыт ребенка во время объяснения нового материала.
4. Повторение пройденного материала. Построение объяснения нового материала с
опорой на полученные ранее знания.
5. Использование во время занятия заданий, направленных на развитие тех или
иных психических процессов учащихся: внимания, памяти, восприятия,
мышления; развивающие задания должны отвечать целям и задачам урока и
органично его дополнять.
6. Учѐт темпа деятельности учащихся. Работа с учащимися в их индивидуальном
темпе.
Материал для занятий отбирается в зависимости от имеющихся нарушений.
При планировании и проведении занятий особое внимание следует уделять
предметно-практической деятельности. Содержание индивидуальных занятий не
допускает «натаскивания», формального механического подхода, должно быть
максимально направлено развитие ученика. На занятиях необходимо использовать

различные виды практической деятельности. Действия с реальными предметами,
использованием наглядного материала, схем, плакатов, таблиц, мультимедийного
оборудования создают возможность для широкой подготовки учащихся к
выполнению различного типа задач: формирования пространственных
представлений, логического мышления, умения сравнивать, считать устно и
письменно, решать задачи практической направленности, обобщать полученные
знания и умения. При работе с каждым типом заданий нужно добиваться полного
понимания и безошибочного выполнения, только после этого следует переходить к
другому типу заданий. Желательно часть занятий проводить в игровой форме.
Этим будет поддерживаться постоянный интерес к занятиям. При проведении игр
и упражнений следует исключить ситуацию неудач. Реакция на ошибки должна
быть формой помощи. Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не
только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование
приемов умственной деятельности. Немаловажной задачей является выработка
положительной мотивации к учению. Индивидуальные коррекционные занятия
учитель проводит по мере выявления у учащихся индивидуальных проблем в
развитии, отставания в обучении. Индивидуальная помощь оказывается ученикам,
испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на
индивидуальные занятия привлекаются дети, не усвоившие материал вследствие
пропусков из-за болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной
возбудимости или заторможенности) во время уроков.
ПЕРЕЧЕНЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ
КОРРЕКЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ
Коррекционное обучение - усвоение знаний о путях и средствах преодоления
недостатков психического и физического развития и усвоения способов
применения полученных знаний.
Коррекционное воспитание - воспитание типологических свойств и качеств
личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной,
трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.
Коррекционное развитие - исправление (преодоление) недостатков умственного
и физического развития, совершенствование психических и физических функций,
сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации
дефекта. Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивают,
что и относится и к коррекционным процессам. Вместе с тем коррекция развития
не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального
обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются
механизмы компенсации дефекта, им придаѐтся новый характер.
Коррекционная направленность обучения обеспечивается набором базовых
учебных предметов, которые составляют инвариантную часть учебного плана.
Программа коррекционной работы основывается на следующих принципах:

Принцип учета индивидуальных особенностей. Всем детям определенного
возраста свойственно иметь индивидуальные (отличительные) особенности.
Индивидуальность ребенка с ЗПР характеризуется совокупностью
интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые
заметно отличают данного ребенка от других детей. Кроме того, к
индивидуальным особенностям относятся ощущения, восприятие, мышление,
память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер.
Индивидуальные особенности влияют на развитие личности.
Принцип деятельностного подхода задает направление коррекционной работы
через организацию соответствующих видов деятельности ребенка.
Принцип нормативности развития заключается в учете основных
закономерностей психического развития и значения последовательности стадий
развития для формирования личности ребенка. Данный принцип постулирует
существование некоторой «возрастной нормы» развития, своеобразного эталона
возраста. Согласно этому принципу коррекционная работа осуществляется по
следующей схеме: что есть; что должно быть; что надо сделать.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Универсальные компетенции ребенка с ограниченными возможностями
здоровья, формирующиеся в процессе реализации программы коррекционной
работы:
 умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению
состояния индивидуального благополучия (соматического, психологического и
социального) с учетом возможностей своего здоровья;
 умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного
здоровья как социокультурного феномена;
 умение воспринимать и переводить в личностные смыслы информацию по
здоровьесберегающей тематике в процессе взаимодействия со сверстниками и
взрослыми людьми.
Личностные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья в
результате реализации программы коррекционной работы:
 активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
 проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со
сверстниками и взрослыми людьми;
 проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности
для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и
укреплении личного здоровья.

Список используемой литературы
1. Конституция РФ
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
3. Конвенция о правах ребенка
4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях
5. Федеральные государственные образовательные стандарты
6. Образовательные программы ООО и СОО
7. Устав и программа развития ОО
8. Рабочие программы дисциплин
9. Шевченко С.Г. Информационно-методическое письмо по организации и
содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных
учреждений//Начальная школа, 1997, №10
10. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для
учителей коррекционно-развивающего обучения/Под ред. С.Г.Шевченко. М: АРКТИ, 2001
11 Горохова Л. И. и др..Уроки математики с применением информационных
технологий. 5-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.:
издательство «Глобус» 2020 год.
12. Виленкин, Жохов, Чесноков.,Математика: учебник для общеобразовательных
организаций. М.: Мнемозина, 2013-2021.

Календарно – тематическое планирование КРЗ для 6 класса

№
п/
п

Сроки

Темы
изученного
и попутно
повторяемого
материала
Делители.

Направление
коррекционной работы

Развитие логического
мышления.

1.

03.09

2.

10.09

Действия
числами.

3.

17.09

Все действия с десятичными Развитие логического
дробями.
мышления.

4.

24.09

5.

01.10

Признаки делимости. Развитие
логического
мышления,
внимания.
Разложение составных чисел на
простые множители.

6.

08.10

Наибольший общий делитель.

Увеличение объема памяти.

7.

15.10

Наименьшее общее кратное.

Увеличение объема памяти.

8.

22.10

Сокращение дробей

. Увеличение объема
механической памяти.

9

29.10

Приведение дробей к общему Развитие логического
знаменателю.
мышления.

10

12.11

Сложение и вычитание дробей Развитие логического
с разными знаменателями..
мышления

11

19.11

с

Умножение
дробей.

рациональными Развитие логического
мышления.

Развитие логического
мышления, внимания.
Развитие распределения
внимания

обыкновенных Развитие логического
мышления.

12

26.11

Сложение,
вычитание
умножение дробей

13

3.12

Нахождение дроби от числа.

14

10.12

Деление
дробей..

15

17.12

Нахождение
дроби.

и Развитие логического
мышления.
Развитие мышления,
внимания.

обыкновенных Развитие логического
мышления.
числа

по

его Развитие мышления,
внимания.

16

24.12

Все действия с обыкновенными Развитие логического
дробями.
мышления.

17

14.01

Пропорции.

18

21.01

Решение пропорций.

19

28.01

Решение задач на встречное Развитие логического
движение.
мышления.

20

04.02

Площадь
круга,
окружности.

21

11.02

Противоположные числа.

Развитие мышления,
внимания.

22

18.02

Модуль числа.

Развитие мышления,
внимания.

23

25.02

Сравнение чисел.

Развитие логического
мышления, внимания.

24

04.03

Изменение величин.

Развитие логического
мышления, внимания.

Развитие логического
мышления.
Развитие
мышления.

логического

длина Развитие логического
мышления.

25

11.03

Сложение чисел с помощью Развитие мышления,
координатной прямой.
внимания.

26

18.03

Сложение
чисел.

отрицательных Развитие мышления,
внимания.

27

08.04

Сложение
знаками.

чисел с разными Развитие мышления,
внимания.

28

15.04

Вычитание чисел.

29

22.04

Развитие
мышления.

логического

Умножение чисел.

Развитие мышления,
внимания.
Развитие мышления,
внимания.

30

29.04

Деление чисел.

31

06.05

Все действия с рациональными Развитие логического
числами.
мышления.

32

13.05

Решение уравнений.

33

20.05

34

28.05

Решение
уравнений.

задач

с

Развитие логического
мышления.
помощью Развитие логического
мышления.

Координатная плоскость.

Развитие логического
мышления.


Наверх

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».