Рабочая программа по родной литературе 6-9 класс

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №149
____________ Добычина О.А.
Приказ №288 от 27.06.2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Родная литература
Уровень образования: Основное общее образование
6-9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)»
на уровне основного общего образования разработана в соответствии с
реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении
изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (в редакции
приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577) к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего
образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в
образовательную область «Родной язык и родная литература», к результатам
освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования обучающихся с ЗПР по учебному предмету
«Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и
родная литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена
решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ
ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира,
предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной
художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций
гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают
высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир
школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и
культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной
языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога
культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет
рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство
воспитания школьников в духе уважительного2 отношения к языку и культуре
народов Российской Федерации и мира, формирования культуры
межнационального общения.
Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный
предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык
(русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует
обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры,
коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный
предмет «Родная литература (русская)» имеет особенности, отличающие его от
учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский
язык и литература».
Специфика курса родной русской литературы обусловлена:

отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко
выражено их национально-культурное своеобразие, например, русский
национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы
русской культуры;
б) более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания
изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным
комментарием к ним.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на
удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как
особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и
самореализации в ней. Учебный предмет «Родная литература (русская)» не
ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и
родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного
предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения
основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык
и литература».
Содержание программы по родной русской литературе не включает
произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача —
расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их
знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики
и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные
особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в
проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.
В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются
три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):
 «Россия — родина моя»;
 «Русские традиции»;
 «Русский характер — русская душа».
Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент
содержания курса родной русской литературы, разработка которого в рабочих
программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в
целях выявления национально-специфического и общего в произведениях,
близких по тематике и проблематике. Напр3имер, поэты народов России о
русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России
и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России и др.
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9
классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического,
концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для
каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и
современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности.
Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с
выделенными сквозными линиями (например: родные просторы — русский лес
— берёза). Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются
отдельные подтемы, связанные с национально-культурной спецификой
русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира,
а)

Масленица, блины и т. п.).
В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые
позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как
важные для национального сознания понятия проявляются в культурном
пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших дней
(например: сила духа, доброта, милосердие).
В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные
произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических
явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства —
живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между
ними (диалог искусств в русской культуре).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована
на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в
образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной
русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная
литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по
своему содержанию характером курса, а также особенностями
функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах
Российской Федерации.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить
достижение следующих целей:
 воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически
воспринимать произведения родной русской литературы и обладающей
гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским
сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и
гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
 формирование познавательного интереса к родной русской литературе,
воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историкокультурного опыта русского народа, включение обучающегося в
4 приобщение к его культурному
культурно-языковое поле своего народа и
наследию;
 осознание исторической преемственности поколений, формирование
причастности к свершениям и традициям своего народа и
ответственности за сохранение русской культуры;
 развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности в
многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение
следующих задач:
 приобщение к литературному наследию русского народа в контексте
единого исторического и культурного пространства России, диалога
культур всех народов Российской Федерации;

 осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к
поколению
историко-культурных,
нравственных,
эстетических
ценностей;
 выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной
историей, формирование представлений о многообразии национальноспецифичных форм художественного отражения материальной и
духовной культуры русского народа в русской литературе;
 получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся
явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов
Российской Федерации, их взаимовлияния;
 выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной
русской литературе; создание устных и письменных высказываний,
содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
 формирование опыта общения с произведениями родной русской
литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
 накопление опыта планирования собственного досугового чтения,
определения и обоснования собственных читательских предпочтений
произведений родной русской литературы;
 формирование потребности в систематическом чтении произведений
родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом
мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
 развитие умений работы с источниками информации, осуществление
поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных
источников, в том числе из числа верифицированных электронных
ресурсов, включённых в федеральный перечень.
ОСОБЕННОСТИ ОТБОРА И АДАПТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ПО РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ
Рабочая программа для обучающихся с ЗПР отличается от основной
образовательной программы по литературе для 5–9 классов тем, что составлена
с учетом особых образовательных потр5ебностей и психофизических
особенностей обучающихся с ЗПР. У обучающихся данной категории на уровне
основного общего образования наблюдаются сниженная познавательная
активность и работоспособность, что приводит к нежеланию читать и
анализировать предложенные произведения; недостаточность произвольного
внимания, приводящая к ухудшению понимания прочитанного произведения;
у обучающихся плохо развиты навыки самостоятельной работы и
самоконтроля, наблюдается инертность психических процессов, слабая память.
Все это затрудняет изучение содержания образования по предмету
«Литература» и вносит свои особенности в преподавание данного курса. При
отборе изучаемых произведений педагогу следует понимать, что их содержание
должно максимально способствовать расширению кругозора обучающихся с
ЗПР; обогащению их жизненного опыта; систематизации знаний и

представлений; способствовать повышению интеллектуальной активности и
лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;
уточнению, расширению и активизации лексического запаса, развитию устной
монологической речи.
Программа предоставляет автору рабочей программы свободу в
распределении материала по четвертям (триместрам). Распределение времени
на изучение тем в течение учебного года самостоятельно определяется
образовательной организацией и зависит от особенностей группы
обучающихся с ЗПР и их особых образовательных потребностей.
Содержание каждого года обучения включает произведения русской и
зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло,
жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой
жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).
ВИДЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
С
ЗПР,
ОБУСЛОВЛЕННЫЕ
ОСОБЫМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
ПОТРЕБНОСТЯМИ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОСМЫСЛЕННОЕ
ОСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Родная
(русская) литература» необходима адаптация объема и характера учебного
материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР. В процессе
занятий педагог на практической основе знакомит обучающихся с основными
теоретико-литературными
сведениями,
не
прибегая
к
сложным
литературоведческим определениям. Подбор заданий должен максимально
активизировать познавательную деятельность обучающегося с ЗПР.
Необходимо неоднократное объяснение учебного материала и подбор
дополнительных заданий; постоянное использование наглядности, наводящих
вопросов, аналогий; использование многократных указаний, упражнений;
поэтапное обобщение проделанной на уроке работы; использование заданий с
опорой на образцы. Педагог должен всячески поощрять активность
обучающегося с ЗПР, повышать его самооценку, укреплять в нем веры в свои
силы. Для чтения и анализа следует подбирать небольшие по объему
произведения
(сокращенные
варианты6),
обязательно
проводить
предварительную словарную работу. При работе с текстом в устном плане
формировать умение работать по образцу, плану, перечню представленных
вопросов, что поможет обучающимся в последующем перенести усвоенный
навык на различные виды письменных работ, написание сочинений. Важно
сокращать объем теоретических сведений; включать отдельные темы или
целые разделы в материалы для обзорного, ознакомительного или
факультативного изучения; приспосабливать темп изучения учебного
материала, методов обучения, объема домашнего задания, уровня сложности
проверочных и контрольных работ к возможностям обучающихся с ЗПР.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
6 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)
Преданья старины глубокой (3 ч)
Русские былины: богатыри и богатырство
Былина «Илья Муромец и Святогор».
Былинные сюжеты и герои в русской литературе
И. А. Бунин. «Святогор и Илья».
М. М. Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской (3 ч)
Русский Север: Архангельск в русской литературе
С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня).
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из
книги «Поморские были и сказания»).
Родные просторы (3 ч)
Стихи русских поэтов о зиме
И. С. Никитин. «Встреча Зимы».
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»
Н. М. Рубцов. «Первый снег».
По мотивам русских сказок о зиме
Е. Л. Шварц. «Два брата».
Резерв на вариативную часть программы – 3 ч.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)
Праздники русского мира (4 ч)
Масленица
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».
А. П. Чехов. «Блины».
Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома (5 ч)
Всюду родимую Русь узнаю
В. А. Рождественский. «Русская природа».
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч)
Оборона Севастополя
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе».
А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище».
Рюрик Ивнев. «Севастополь».
Загадки русской души (3 ч)
Чудеса нужно делать своими руками

Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках (3 ч)
Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним
познакомился», «Кирпичные острова»).
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
На русском дышим языке
К. Д. Бальмонт. «Русский язык».
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
Третий год обучения (34 ч)
7 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)
Преданья старины глубокой (3 ч)
Русские народные песни: исторические и лирические
«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры
буйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…»
А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»
Города земли русской (3 ч)
Сибирский край
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы (3 ч)
Русское поле
И. С. Никитин. «Поле».
И. А. Гофф. «Русское поле».
Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).
Резерв на вариативную часть программы – 3 ч.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)
Праздники русского мира (5 ч)
Пасха
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).
А. П. Чехов. «Казак».
Тепло родного дома (4 ч)
Русские мастера
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).

Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)
Не до ордена – была бы Родина (3 ч)
На Первой мировой войне
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий
Победоносец».
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Загадки русской души (3 ч)
Долюшка женская
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
О ваших ровесниках (2 ч)
Взрослые детские проблемы
А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка»,
«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
Такого языка на свете не бывало
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
Четвёртый год обучения (34 ч)
8 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)
Преданья старины глубокой (3 ч)
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин
С. Н. Марков. «Сусанин».
О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).
Города земли русской (3 ч)
По Золотому кольцу
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы (3 ч)
Волга – русская река
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе
старого Наума»).

В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».
В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).
Резерв на вариативную часть программы – 3 ч.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)
Праздники русского мира (4 ч)
Троица
И. А. Бунин. «Троица».
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома (5 ч)
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч)
Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русской души (2 ч)
Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках (4 ч)
Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
Язык поэзии
Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
Пятый год обучения (34 ч)
9 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)
Преданья старины глубокой (3 ч)
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная
песня).

В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).
А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина»
(фрагмент).М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской (3 ч)
Петербург в русской литературе
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий воблаченьи
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарикисударики»).
Родные просторы (3 ч)
Степь раздольная
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).
П. А. Вяземский. «Степь».
И. З. Суриков. «В степи».
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).
Резерв на вариативную часть программы – 3 ч.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)
Праздники русского мира (4 ч)
Августовские Спасы
К. Д. Бальмонт. «Первый спас».
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома (5 ч)
Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести
«Последний поклон»).
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)
Не до ордена – была бы Родина (4 ч)
Великая Отечественная война
Н. П. Майоров. «Мы».
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души (2 ч)
Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках (2 ч)
Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана (1 ч)

«Припадаю к великой реке…»
И. А. Бродский. «Мой народ».
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в основной
школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная
литература (русская)» на уровне основного общего образования достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной
организации, реализующей программы основного общего образования, в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная
литература (русская)» на уровне основного общего образования должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на её основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в
том числе в части:
гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов11других людей; активное участие
в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы
основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление об
основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном
обществе;
представление
о
способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное
участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);

патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков,
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства;
эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства,
роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда
для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в
том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям12 и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека;
трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, реализующей программы основного общего
образования, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого

рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных
и общественных интересов и потребностей;
экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня
экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой
и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными
навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по 1п3рофессиональной деятельности,
а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды;
способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать
риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий
успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия: 14
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между
собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи
и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку
зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе
диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями
других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выпол1н5 енного опыта (эксперимента,
исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с
учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных
материалов.
Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности,
коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной

работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению и координировать свои
действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в
общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед
группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять
план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и
рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её
изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на
основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять
собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать
причины эмоций; ставить себя на место друго16го человека, понимать мотивы и
намерения другого; регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его
мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать
себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать
невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении
как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений

человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, особого способа познания жизни;
3) обеспечение
культурной
самоидентификации,
осознание
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и
мировой культуры;
4) воспитание
квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять
его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать
развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера,
участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё
досуговое чтение;
5) развитие
способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на
основе понимания принципиальных отличий литературного художественного
текста от научного, делового, публицистического; формирование умений
воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в
литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия,
но и интеллектуального осмысления.
Предметные результаты по классам
6 класс:
 выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в
фольклоре и русской литературе для развития представлений о
нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса
разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики,
проблематики, образов; осознавать ключевые для русского
национального сознания культурные и нравственные смыслы в
произведениях о русском севере и русск17ой зиме;
 иметь представления о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России, о русских национальных традициях в
произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;
 иметь начальное понятие о русском национальном характере, его
парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в
Крымской войне 1853—1856 годов, об оптимизме и взаимопомощи как
основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о
подростках и о богатстве русского языка и родной речи;
 владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и
литературного текста на основе наводящих вопросов или по
предложенному плану; создавать краткие историко-культурные
комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в

формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики
героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного
искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать
произведения для внеклассного чтения;
 владеть начальными навыками осуществления самостоятельной
проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов,
работы с разными источниками информации и простейшими способами
её обработки и презентации.
7 класс:
 развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое
своеобразие русских народных песен (исторических и лирических),
выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для
развития представлений о нравственном идеале русского народа;
осмысление ключевых для русского национального сознания культурных
и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и русском
поле;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; русские национальные традиции в
произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских
умельцах и мастерах;
 развитие представлений о русском национальном характере, истоках
русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о
загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать
подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;
 • развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и
литературного
текста
по
предложенному
плану
и
воспринимать
 художественный текст как послание автора читателю, современнику и
потомку; создавать историко-культурные комментарии и собственные
тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной
характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством
учителя
сопоставлять
произведения
словесного
искусства
с
произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения
для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектноисследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков
работы с разными источниками информации и овладения основными
способами её обработки и презентации.
8 класс:
 выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие
произведений о легендарных героях земли Русской для развития
представлений о нравственных идеалах русского народа; осознавать
ключевые для русского национального сознания культурные и
нравственные смыслы в произведениях о Золотом кольце России и
великой русской реке Волге;
 иметь устойчивые представления о богатстве русской литературы и
культуры в контексте культур народов России; русских национальных

традициях в произведениях о православном праздновании Троицы и о
родстве душ русских людей;
 иметь понятие о русском национальном характере в произведениях о
войне; о русском человеке как хранителе национального сознания;
трудной поре взросления; о языке русской поэзии;
 владеть умением давать самостоятельный смысловой и идейноэстетический анализ фольклорного и литературного текста и
воспринимать художественный текст как послание автора читателю,
современнику и потомку; создавать развёрнутые историко-культурные
комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в
формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями
других искусств; самостоятельно отбирать произведения для
внеклассного чтения;
 владеть умениями самостоятельной проектно-исследовательской
деятельности и оформления её результа1т8ов, навыками работы с разными
источниками информации и основными способами её обработки и
презентации.
9 класс:
 выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие
произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года
для развития представлений о нравственных идеалах русского народа;
осознавать ключевые для русского национального сознания культурные
и нравственные смыслы в произведениях об образе Петербурга и
российской степи в русской литературе;
 понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность
русской литературы и культуры в контексте культур народов России;
 осознавать роль русских национальных традиций в произведениях об
августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;
 осмысливать характерные черты русского национального характера в
произведениях о Великой Отечественной войне, о судьбах русских
эмигрантов в литературе русского зарубежья; выделять нравственные
проблемы в книгах о прощании с детством;
 осознанно воспринимать художественное произведение в единстве
формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских
ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический
анализ художественного текста; создавать развёрнутые историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего
характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства и их воплощение в других искусствах;
самостоятельно формировать круг внеклассного чтения, определяя для
себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы;
 осуществлять
самостоятельную
проектно-исследовательскую
деятельность и оформлять её результаты, владеть навыками работы с
разными источниками информации и различными способами её
обработки и презентации.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР ПО РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний
обучающихся по русскому языку. Развёрнутый ответ обучающегося должен
представлять собой связное, логически последовательное сообщение на
определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в
конкретных случаях.
При оценке ответа обучающегося надо учитывать следующие критерии:
1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания
изученного; 3) языковое оформление ответа. 19
Отметка «5» ставится, если обучающийся: 1) полно излагает изученный
материал, даётправильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает
понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на
практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и
самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и
правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если обучающийся даёт ответ, удовлетворяющий
тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1–3 ошибки, которые
сам же исправляет, и 1–4 недочёта в последовательности и языковом
оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и
понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал
неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке
правил; 2) не достаточно глубоко и доказательно обосновывает свои суждения
и не приводит свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и
допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание
большей части (или полное незнание или непонимание) соответствующего
раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке
определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно
излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке
обучающегося, которые являются серьёзным препятствием к успешному
овладению последующим материалом.
Отметка («5», «4» или «3») может ставиться не только за
единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится
определённое время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму
ответов, данных обучающимся на протяжении урока (выводится поурочный
балл), при условии, если в процессе урока не заслушивались ответы учащегося,
но осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Тематическое планирование
Второй год обучения (6 класс)
Блок

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Русские былины - богатыри и
богатырство:
Былина «Илья Муромец и Святогор»
Былинные сюжеты и герои в русской
Преданья старины глубокой
литературе:
И. А. Бунин. «Святогор и Илья»
М. М. Пришвин. «Певец былин»

Города земли русской

Родные просторы

Количество
часов

Тема

Русский Север - Архангельск в русской
литературе:
С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из
книги «Ледяна колокольня)
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске»,
«Миша Ласкин» (главы из книги
«Поморские были и сказания»)
Стихи русских поэтов о зиме:
И. С. Никитин. «Встреча Зимы»
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу
занесло…»
Н. М. Рубцов. «Первый снег»
По мотивам русских сказок о зиме:
Е. Л. Шварц. «Два брата»

9

3

3

2

Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Масленица:
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных
тел…»
Праздники русского мира
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье»
А. П. Чехов. «Блины»
Тэффи. «Блины»
Всюду родимую Русь узнаю:
Тепло родного дома
В. А. Рождественский. «Русская природа»
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок»
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером»

1
3
9

Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Оборона Севастополя:
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о
Не до ордена – была бы
Севастополе»
Родина
А. А. Фет. «Севастопольское братское
кладбище»
Рюрик Ивнев. «Севастополь»

1
2
9

4

4

2

Чудеса нужно делать своими руками:
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни
учила…»
Загадки русской души
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль»
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной»
Реальность и мечты:
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова»
(рассказы «Как я с ним познакомился»,
О ваших ровесниках
«Кирпичные острова»)
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день
каникул» (фрагмент)
На русском дышим языке:
К. Д. Бальмонт. «Русский язык»
Лишь слову жизнь дана
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не
русский…»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы

3

2

1
1
2

Третий год обучения (7 класс)
Блок

Количество
часов

Тема

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Русские народные песни (исторические и
лирические):
«На заре то было, братцы, на утренней…»,
«Ах вы, ветры, ветры буйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в
русской литературе:
Преданья старины глубокой
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине»
(песня 1)
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка
была…»
А. К. Толстой. «Моя душа летит
приветом…»
Сибирский край:
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава
Города земли русской
«Тобольск»)
А. И. Солженицын. «Колокол Углича»
Родные просторы
Русское поле:
И. С. Никитин. «Поле»
И. А. Гофф. «Русское поле»
Д. В. Григорович. «Пахарь» ( главы из
повести)
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Пасха:
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве»
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на
Пасху»
Праздники русского мира
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П.
Боткину)
А. П. Чехов. «Казак»

9

3

2
3

1
3
9

5

Русские мастера:
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент)
Тепло родного дома
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент)
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
На Первой мировой войне:
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь»
Не до ордена – была бы
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость
Родина
прекрасная…», «Георгий
Победоносец»
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война»
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза»
Долюшка женская:
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине»
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам
войны…»
Загадки русской души
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся
силы…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки»
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
Взрослые детские проблемы:
А. С. Игнатова. «Джинн Сева»
О ваших ровесниках
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка»
(главы «Изумрудная рыбка»,
«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Такого языка на свете не бывало:
Лишь слову жизнь дана
Вс. Рождественский. «В родной поэзии
совсем не старовер…»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы

3
1
2
9

3

2

2

1
1
2

8 КЛАСС
Блок

Количество
часов

Тема

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Легендарный герой земли русской
Иван Сусанин:
С. Н. Марков. «Сусанин»
Преданья старины глубокой О. А. Ильина. «Во время грозного и
злого поединка…»
П. Н. Полевой. «Избранник Божий»
(главы из романа)
По Золотому кольцу:
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва
заметный…»
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не
Города земли русской
понаслышке…»
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль»
В. А. Степанов. «Золотое кольцо»

9

3

2

Волга – русская река:
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..»
(русская народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той
Родные просторы
поры…» (из поэмы «Горе
старого Наума»)
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге»
В. В. Розанов. «Русский Нил»
(фрагмент)
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Троица:
И. А. Бунин. «Троица»
С. А. Есенин. «Троицыно утро,
утренний канон…»
Праздники русского мира
Н. И. Рыленков. «Возможно ль
высказать без слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка»
Родство душ:
Ф. А. Абрамов. «Валенки»
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!»
Тепло родного дома
(главы из повести)
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак.
«Радость жизни»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы
Дети на войне:
Родина
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы)
Сеятель твой и хранитель:
И. С. Тургенев. «Сфинкс»
Загадки русской души
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей»
О ваших ровесниках
Пора взросления:
Б. Л. Васильев. «Завтра была война»
(главы)
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось»
(главы)
Язык поэзии:
Дон Аминадо. «Наука стихосложения»
Лишь слову жизнь дана
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный
сонет»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы

3

1
3
9

4

4

1
2
9
2

2
3

1
1
2

Пятый год обучения (9 класс)
Блок

Количество
часов

Тема

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

9

Преданья старины глубокой

Отечественная война 1812 года в
русском фольклоре и литературе:
Песня «Как не две тученьки не две
грозныя…» (русская народная
песня)
В. А. Жуковский. «Певец во стане
русских воинов» (в сокращении)
А. С. Пушкин. «Полководец»,
«Бородинская годовщина» (фрагмент)
М. И. Цветаева. «Генералам
двенадцатого года»
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812
года» (фрагмент)
Петербург в русской литературе:

А. С. Пушкин. «Город пышный, город
бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские
строфы»
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге»
Города земли русской
(«Вновь Исакий в облаченьи…»)
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь
город в плавных разворотах…»)
Л. В. Успенский. «Записки старого
петербуржца» (глава «Фонарикисударики»)
Степь раздольная:
«Уж ты, степь ли моя, степь
Моздокская…» (русская народная
Родные просторы
песня)
П. А. Вяземский. «Степь»
И. З. Суриков. «В степи»
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент)
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Августовские Спасы:
К. Д. Бальмонт. «Первый спас»
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья
яблок»
Праздники русского мира
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с
небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас»
Родительский дом:
А. П. Платонов. «На заре туманной
юности» (главы)
Тепло родного дома
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая
сказка» (рассказ из повести
«Последний поклон»)
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

3

3

2

1
3
9

4

4

1
2
9

Великая Отечественная война:
Н. П. Майоров. «Мы»
Не до ордена – была бы
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель,
Родина
фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов»
Е. И. Носов. «Переправа»
Судьбы русских эмигрантов:
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя»
Загадки русской души
А. Т. Аверченко. «Русское искусство»
Прощание с детством:
О ваших ровесниках
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот»
(фрагмент)
«Припадаю к великой реке…»:
И. А. Бродский. «Мой народ»
Лишь слову жизнь дана
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо,
Господи!..»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы

2

3

2

1
1
2


Наверх

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».