Школа волонтёра

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 149

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Педагогического совета
протокол №1 от 28.08.2023

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 149
_______________ О.А. Добычина
приказ от 28.08.2023 №137

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Социально-гуманитарной направленности
«Школа волонтера»
Возраст обучающихся: 12 – 17 лет
срок реализации – 1 год
Автор-разработчик:
Редюкова Н.В.,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ
I.
1.
2.
3.
II.

Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Комплекс организационно-педагогических условий
Список литературы

3
3
6
9
17
18

2

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.

Пояснительная записка

Направленность программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на
основе нормативно-правовой документации:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам".
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196.
 Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
 Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
 Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
 Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726.
 Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года».
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
Актуальность общеразвивающей программы
Курс «Школа волонтёра» следует рассматривать как важный практический элемент
системы воспитательной работы в общеобразовательной организации. Представляется, что
практическая ценность курса заключается в том, что он позволяет проектировать
социальные инициативы детей с учётом особенностей региона и конкретной
образовательной организации.
Вспомним слова широко известной песни «С чего начинается Родина?», которые
сохраняют свою значимость и актуальность по нынешний день, являясь своеобразным
3

поэтическим выражением любви к своему Отечеству, особенно когда мы говорим о
добровольчестве (волонтёрстве). Именно в детстве, среди «хороших и верных товарищей,
живущих в соседнем дворе», у развивающейся личности формируется потребность в
созидательной активности, реализации своего потенциала, определении смысла и ценности
собственных поступков и заслуженном признании со стороны друзей и окружающих.
Тимуровцами нашего времени называют сегодня школьников-волонтёров, для
которых потребность в улучшении окружающего мира, стремление заботиться о тех, кто
меньше и слабее, оказывать помощь тем, кто остро в ней нуждается, становится осознанной
необходимостью. Они готовы помогать людям и при этом не требовать вознаграждения за
свой, порой нелёгкий, труд.
Развитие добровольческого движения в общеобразовательной школе, вовлечение
обучающихся в проекты социальной направленности (экологические, гражданскопатриотические, краеведческие, культурные, а также нацеленные на здоровьесбережение,
помощь малообеспеченным слоям населения и т. д.) формируют такие качества личности,
как любовь к Родине, трудолюбие, чувство долга, целеустремлённость, стремление к
самосовершенствованию. В условиях ХХI в. именно различные формы добровольчества
формируют систему ценностей человека с её специфическим содержанием и иерархической
структурой.
В современной школе развитие добровольчества (волонтёрства) является показателем
социально-педагогической работы школы, готовности педагогов, учащихся и родителей к
сотрудничеству и непосредственному участию в жизни местного сообщества, а
волонтёрские практики становятся важнейшим инструментом формирования у школьников
активной гражданской позиции и ответственности.
Адресат общеразвивающей программы
Программа разработана для обучающихся 12-17 лет.
Для занятий формируются группы по 14-15 человек.
Группы формируются по возрасту: от 12 до 17 лет.
Режим занятий
Длительность одного занятия:
1 год обучения - 2 академических часа,
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Объем программы:
1 год обучения.
Уровневость общеразвивающей программы
1 год обучения: базовый уровень 68 часов
«Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
«Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка,
гарантированно обеспечивает трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления общеразвивающей программы.
«Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации
материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и
нетривиальным разделам в рамках содержательно- тематического направления
общеразвивающей программы. Также предполагает углубленное изучение содержания
общеразвивающей программы и доступ к околопрофессинальным и профессиональным
знаниям и рамках содержательно-тематического направления общеразвивающей
программы.
Формы обучения и виды занятий.
4

Форма обучения: очная/очная с применением ДОТ и ЭОС/дистанционная.
Для достижения результата работы требуется большая вариативность подходов и
постоянного собственного творчества. В учебной деятельности активно используются
следующие формы и методы работы.
Формы работы:
 групповая
 индивидуальная
 фронтальная
Методы:
 Равномерный метод
 Переменный метод
 Повторный метод
 Интервальный метод
 Игровой метод.
Вид занятий:
Теоретические занятия образовательно-теоретической направленности
проводятся в рамках информационной подготовки обучающихся и проводятся для:
 общей информированности обучающихся о добровольчестве;
 формирования представления о добровольческой деятельности;
 изучения возможности реализации себя в качестве волонтера.
Практические занятия образовательно-развивающей направленности проводятся
в рамках целенаправленной подготовки и используются для:
 развития навыков реализации добровольческой деятельности;
 обеспечения опыта вовлечения в добровольческую активность;
 использования теоретических знаний в практической деятельности.

5

2.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Цель Программы - формирование активной гражданской позиции школьников путём
включения
в
добровольческую
(волонтёрскую)
деятельность,
формирование
коммуникативных, социальных, профессиональных компетенций.
Задачи Программы:
1) сформировать у школьников базовые представления об основах российского
добровольчества (волонтёрства) и особенностях его развития;
2) познакомить учащихся (в соответствии с их возрастными особенностями) с историей
благотворительности, добровольчества;
3) изложить на основе системного подхода идейные принципы добровольчества и
показать связь с различными формами патриотического воспитания;
4) рассказать об организационных формах волонтёрского движения на основе
большого эмпирического материала;
5) выделить главные направления в школьном добровольчестве, используя
мотивирующие поведение школьников примеры;
6) подчеркнуть социальную значимость добровольчества и важность личного участия
школьника в волонтёрских проектах для успешного выбора профессии и построения
профессиональной карьеры;
7) обучить школьников основам социального проектирования на примере создания и
реализации добровольческих проектов в школе;
8) достичь планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов.
Ожидаемые результаты освоения общеразвивающей программы
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по минифутболу являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и
общие интересы.
Метапредметными результатам освоения учащимися содержания программы
являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования).
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха.
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе
ее выполнения;
6

- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять при этом
хладнокровие, сдержанность и рассудительность.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются
следующие умения:
- совершение ответственных поступков
- сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир с
учетом многообразия народов, культур и религий.
- сформированность социальной роли обучающегося основной школы.
- сформированность коммуникативной компетентности с детьми или взрослыми
- сформированные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
привычных социальных ситуациях.
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни
- воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству и историческому наследию
народов России, гордость за героические деяния предков.
- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни класса и школы.
- частичное применение способностей проявлять гражданскую позицию в различных
школьных ситуациях.
- сформированность системы взглядов, оценок и образных представлений о мире и
месте в нём человека, общее отношение к окружающей действительности и самому
себе.
Формы подведения промежуточных итогов реализации ПДО представляют собой
контрольные занятия для проверки степени освоения теоретических знаний, учет
количества проведенных практических мероприятий.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучения

Реализация
ДООП

1

с 13.09.
по 31.05.

Комплек
тование
групп

Каникулы

Промежуто
чная
аттестация

Итоговая
аттестация

с 01.09.
с 01.01.
с 20.05.
по 14. 09. по 08.01.
по 31.05.
Обучение детей начинается с 13.09.22 г.
Комплектование групп с 01.09.22 г. по 11.09.22 г.

Летние
каникулы
с 01.06.
по 31.08.

Порядок и регламент корректировки программы, механизм ее реализации
При отмене занятий в рабочей программе вносятся изменения в лист корректировки.

7

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№

Наименование раздела, темы

Кол-во часов,
всего

п/п
1
2
3

Теоретическая подготовка
Практическая подготовка
Самостоятельная практическая деятельность

13
22
33
68

Итого

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения – «Стартовый уровень»
№
п/п

Наименование раздела,
темы

1 Теоретическая подготовка
1.1. Введение. Повседневное
волонтерство.
1.2 Волонтерская
(добровольческая)
деятельность
1.3 Цель деятельности
волонтеров
1.4 Особенности волонтерского
(добровольческого) труда
1.5 Как работают волонтеры
(добровольцы)
1.6 История развития
волонтерства
(добровольчества)
1.7 Направления волонтерской
(добровольческой)
деятельности
1.8 Основные принципы
добровольческого труда
2 Практическая подготовка
2.1 Школьное волонтерское
объединение
2.2 Выбираем лидера
Выбираем направление
работы объединения
Формируем имидж
волонтерского объединения
Работаем в команде

Всего

Количество часов
Теория
Практика

13
1

Форма
аттестации/
контроля
Устный опрос,
наблюдение

2

1
3
2
1

2

1
22
2

Наблюдение,
контрольные
упражнения

2
2
2
3
8

3

3.1
3.2

3.3

3.4
3.5

3.6

Наши мероприятия: от идеи
– к результату
Привлекаем новых
волонтеров
Деловая игра «Проводим
волонтерское мероприятие»
Дружим с другими
организациями
Настольная игра «Мы
команда добрых дел»
Самостоятельная
практическая
деятельность
Организация мероприятия
социальной направленности
Организация мероприятия
патриотичекой
направленности
Организация мероприятия
экологической
направленности
Организация мероприятия
спортивной направленности
Организация мероприятия
медицинской
направленности
Итоговое занятие
Итого

3
2
2
2
2
33

6
6

6

6
6

3
68

13

Обсуждение
итогов работы

55

9

Содержание учебно-тематического плана
Кто такие волонтёры (добровольцы)
Пример доброго дела (педагогу можно взять готовый пример из текста учебника или
привести собственный). Определение понятий «доброволец» и «волонтёр». В чём
заключается волонтёрский (добровольческий) труд? Обсуждение особенностей
волонтёрского (добровольческого) труда. Как работают волонтёры (добровольцы)? Пять
основных причин занятия волонтёрством (добровольчеством).
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Знакомятся с понятиями «волонтёр»,
«доброволец». Обсуждают примеры того, почему люди занимаются волонтёрством.
История развития волонтёрства (добровольчества)
Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 1. Историческая
справка о развитии волонтёрства (добровольчества). Развитие волонтёрства в мире.
Развитие волонтёрства в России.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Знакомятся с историей развития волонтёрства
в мире и России. На основе изученного материала выполняют задания.
Направления волонтёрской ( добровольческой) деятельности
Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 2. Волонтёрство
(добровольчество) в социальной сфере. Волонтёрство (добровольчество) в сфере
физической культуры и спорта. Волонтёрство (добровольчество) в сфере культуры.
Волонтёрство (добровольчество) в сфере охраны природы. Волонтёрство (добровольчество)
в сфере здравоохранения. Волонтёрство (добровольчество) в сфере предупреждения и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Медиаволонтёрство. Киберволонтёрство
(интернет-волонтёрство, е-волонтёрство). Задания к параграфу выполняются по принципу:
инструктаж для школьников (и ответы на вопросы) практическое выполнение задания
школьниками (от 1 дня до 1–2 недель) демонстрация результатов выполнения задания
школьниками.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Формулируют определение видов
волонтёрской деятельности. Выбирают и выполняют практические задания по видам
волонтёрской деятельности.
Основные принципы добровольческого труда
Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 3. Принцип
добровольности. Принцип безвозмездности. Принцип добросовестности. Принцип
законности. Принцип вежливой активности. Какие личные качества нужно развивать
волонтёрам? § 3 § 4 14
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Изучают основные принципы добровольного
труда. На основе изученного материала выполняют задания.
Разнообразие форм участия в волонтёрской деятельности
Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 4. Как можно
разнообразить проведение акций? (Тренировка перед выполнением домашнего задания.)
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Изучают формы участия в волонтёрских
акциях. На основе изученного материала выполняют задания.
Как волонтёры преодолевают трудности?
Демонстрация школьниками результатов выполнения заданий к § 5. Общение с
незнакомыми и малознакомыми людьми. Самооценка в вопросах того, что ты хочешь, и
того, что можешь. Выстраивание приоритетов по отношению к тому, что важно и срочно, и
к тому, что может подождать. Правильные представления о содержании порученной
работы и её результатах. Умение работать сообща (в команде). Связь волонтёрского труда с
10

будущей профессией. Выполнение школьниками заданий по комиксам в параграфе.
Задание учащимся изучить правила настольной игры «Путешествие в мир
добровольчества», которая будет проводиться на следующем уроке.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Изучают способы преодоления трудностей
волонтёрской деятельности. Выполняют практические задания.

11

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Неделя

Тема занятия

Кол-во
часов

Теоретическая подготовка
1.

Введение. Повседневное волонтерство.

1

2.

Волонтерская (добровольческая) деятельность. Основы.

1

3.

Волонтерская (добровольческая) деятельность.
Добровольческая деятельность в РФ.
Цель деятельности волонтеров

1

Особенности волонтерского (добровольческого) труда.
Виды деятельности.
Особенности волонтерского (добровольческого) труда.
Как стать волонтером.
Особенности волонтерского (добровольческого) труда.
Положительные и отрицательные стороны волонтерства.
Как работают волонтеры (добровольцы). Основные
функции.
Как работают волонтеры (добровольцы).
Регламентирование работы волонтера.
История развития волонтерства (добровольчества)

1

Направления волонтерской (добровольческой)
деятельности
Направления волонтерской (добровольческой)
деятельности
Основные принципы добровольческого труда

1

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

1

1
1
1
1
1

1
1

Практическая подготовка
1

16.

Школьное волонтерское объединение. Виды
деятельности, направления работы.
Школьное волонтерское объединение. Создание
волонтерского отряда.
Выбираем лидера. Психологические особенности лидера.

17.

Выбираем лидера. Выбор руководителя отряда.

1

18.

Выбираем направление работы объединения

1

19.

Выбираем направление работы объединения. Планируем
основные мероприятия.
Формируем имидж волонтерского объединения. Создание
концепции работы отряда
Формируем имидж волонтерского объединения.
Оформление отрядного уголка.

1

14.
15.

20.
21.

1
1

1
1

12

22.

Работаем в команде. Тренинг командообразования.

1

23.

Работаем в команде. Тренинг командообразования.

1

24.

Работаем в команде. Тренинг командообразования.

1

25.

1

30.

Наши мероприятия: от идеи – к результату. Планирование
мероприятия.
Наши мероприятия: от идеи – к результату. Форма
проведения мероприятия.
Наши мероприятия: от идеи – к результату. Создание
мини-проекта мероприятия.
Привлекаем новых волонтеров. Способы привлечения
волонтеров.
Привлекаем новых волонтеров. Увеличение численности
отряда.
Деловая игра «Проводим волонтерское мероприятие»

31.

Деловая игра «Проводим волонтерское мероприятие»

1

32.

1

34.

Дружим с другими организациями. Обзор волонтерских
организаций в городе.
Дружим с другими организациями. Планирование
совместного мероприятия.
Настольная игра «Мы команда добрых дел»

35.

Настольная игра «Мы команда добрых дел»

1

26.
27.
28.
29.

33.

1
1
1
1
1

1
1

Самостоятельная практическая деятельность
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.

44.
45.

Организация мероприятия социальной направленности.
Планирование мероприятия.
Организация мероприятия социальной направленности.
Привлечение волонтеров для мероприятия.
Организация мероприятия социальной направленности.
Подготовка к проведению мероприятия.
Организация мероприятия социальной направленности.
Проведение мероприятия.
Организация мероприятия социальной направленности.
Проведение мероприятия.
Организация мероприятия социальной направленности.
Подведение итогов мероприятия.
Организация мероприятия патриотичекой
направленности. Планирование мероприятия.
Организация мероприятия патриотичекой
направленности. Привлечение волонтеров для
мероприятия.
Организация мероприятия патриотичекой
направленности. Подготовка к проведению мероприятия.
Организация мероприятия патриотичекой
направленности. Проведение мероприятия.

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
13

46.
47.
48.
49.

50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Организация мероприятия патриотичекой
направленности. Проведение мероприятия.
Организация мероприятия патриотичекой
направленности. Подведение итогов мероприятия.
Организация мероприятия экологической
направленности. Планирование мероприятия.
Организация мероприятия экологической
направленности. Привлечение волонтеров для
мероприятия.
Организация мероприятия экологической
направленности. Подготовка к проведению мероприятия.
Организация мероприятия экологической
направленности. Проведение мероприятия.
Организация мероприятия экологической
направленности. Проведение мероприятия.
Организация мероприятия экологической
направленности. Подведение итогов мероприятия.
Организация мероприятия спортивной направленности.
Планирование мероприятия.
Организация мероприятия спортивной направленности.
Привлечение волонтеров для мероприятия.
Организация мероприятия спортивной направленности.
Подготовка к проведению мероприятия.
Организация мероприятия спортивной направленности.
Проведение мероприятия.
Организация мероприятия спортивной направленности.
Проведение мероприятия.
Организация мероприятия спортивной направленности.
Подведение итогов мероприятия.
Организация мероприятия медицинской направленности.
Планирование мероприятия.
Организация мероприятия медицинской направленности.
Привлечение волонтеров для мероприятия.
Организация мероприятия медицинской направленности.
Подготовка к проведению мероприятия.
Организация мероприятия медицинской направленности.
Проведение мероприятия.
Организация мероприятия медицинской направленности.
Проведение мероприятия.
Организация мероприятия медицинской направленности.
Подведение итогов мероприятия.
Итоговое занятие. Подведение итогов работы отряда.
Итоговое занятие. Корректировка работы волонтерского
отряда.
Итоговое занятие. Обсуждение личных успехов.

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Планируемые результаты:
- обучающиеся, занимающиеся в секции дополнительного образования, должны иметь
сформированную систему ценностей, гражданскую позицию; проявлять активную
жизненную позицию; обладать знаниями о развитии добровольчества в стране, регионе,
городе, уметь самостоятельно организовать и провести волонтерское мероприятие.
14

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально техническое обеспечение:
 Кабинет
 Мультимедийный экран, проектор
Информационное обеспечение:
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа волонтера» имеет развернутое
календарно-тематическое планирование, содержащее детальное разделение учебного
времени на теоретическую и практическую части.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, образование
высшее педагогическое, специальность «педагог дополнительного образования».
Методическое, дидактическое обеспечение реализации программы
Методическое обеспечение программы предусматривает рациональное чередование
теоретических и практико-ориентированных занятий. Это особенно важно при обучении с
целью последующего практического применения знаний обучающимися. Успех
выполнения программы во многом зависит от правильной организации процесса обучения
детей. Специфика методических приемов зависит от возрастных особенностей детей.
Методы программы.
В работе используются следующие методы:
- методы использования слова (рассказ, описание, объяснение, беседы, разбор,
задание, указание, оценка, команда)
- методы наглядного восприятия (показ, демонстрация видеофильмов, демонстрация
видеослайдов, рисунков мелом на доске)
- практические методы (разучивание по частям, разучивание в целом, игровой,
соревновательный)
Хорошие результаты приносят методические приемы, обращенные сразу ко всей
группе детей или направлены на активизацию каждого ребенка в отдельности:
- индивидуальная оценка уровня усвоенных навыков, наблюдение за поведением
ребенка, его успехами;
- использование в процессе занятия приемов, обращенных к каждому ребенку,
создание обстановки, вызывающей у неуверенных ребят желание действовать;
Одной из форм эмоционального обогащения учащихся являются соревнования. Они
оставляют массу впечатлений, создают приподнятое настроение.
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется
диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных
занятиях и во время практических работ с целью определения интересов ребенка,
мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития, умений и навыков.
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
является
 проведение контрольных занятий,
 учет проведения самостоятельных практических заданий.
15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016–2020 годы» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30
декабря
2015
г.
№
1493).
URL:
static.government.ru/media/
files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства РФ
от
4 сентября
2014 г. №
1726-р). URL:
static.
government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
3. Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до
2025 года (утверждены распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р).
URL: static.government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). URL:
static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBit wN4gB.pdf
5. Указ Президента РФ от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской
общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение
школьников». URL: kremlin.ru/acts/bank/40137
6. Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества
(волонтёрства)»
(последняя
редакция).
URL:
consultant.ru/cons/
cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=289772&fld=134&dst=1000000001,0&r
nd=0.43124890171081787#09978820559623485
7. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и
добровольчестве
(волонтерстве)».
URL:
http://www.consultant.
ru/document/cons_doc_LAW_7495
8. Волонтёрские программы как ресурс развития и системной поддержки здорового образа
жизни российской молодёжи: научно-методическое пособие / авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и
др.; под ред. В. В. Семикина и др. — Тверь, 2012.
9. Инновационные проекты системной поддержки молодёжного добровольчества: научнометодическое пособие / авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и др.; под ред. В. В. Семикина, Т. Н.
Арсеньевой. — Тверь: ООО «СФК-офис», 2009. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 38
10. Менеджмент молодёжных добровольческих программ: проблемы внедрения
инновационных проектов на региональном уровне: методическое пособие / авт.-сост. Т. Н.
Арсеньева и др.; под ред. В. В. Семикина, Т. Н. Арсеньевой. — Тверь, 2011.
11. Методические рекомендации по развитию волонтёрства (добровольчества) в школе /
авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и др.; отв. ред. Е. В. Крутицкая. — М.: РИЦ МГГУ им. М. А.
Шолохова, 2015.
12. Волонтерское движение в общеобразовательной организации: методическое пособие /
авт.-сост.
Т.
Н.
Арсеньева
и
др.
–
М.,
2016.
URL:
https://edu.
dobro.ru/upload/uf/621/621bcfe958d3301ccc051d718ad0d25b.pdf
13. Методическое пособие для волонтёра-инструктора ЗОЖ / авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и
др.; / под ред. Т. Н. Арсеньевой, Х. Т. Загладиной. — М., 2015.
16

14. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев:
учебно-методическое пособие / авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и др.; под ред. В. В. Семикина, Т.
Н. Арсеньевой. — Саратов: «Научная книга», 2009.
15. Рабочая тетрадь инструктора ЗОЖ и ГТО / авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и др.; под ред. Т.
Н. Арсеньевой, Х. Т. Загладиной. — Тверь, 2014.
16. Технологии развития гражданской активности и создания социальных проектов:
практическое пособие / под ред. Т. Н. Арсеньевой, А. В. Коршунова. – Тверь:
Полиграфическая компания «Печатня», 2017.
Интернет-источники
1. Ассоциация волонтёрских центров: авц.рф
2. Всероссийский конкурс социальных квестов «Флагман»: flagman.tversu.ru/
3. Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности»:
ruor.org/school-of-safety
4. Всероссийское общественное движение «Волонтёры-медики»: волонтерымедики.рф
5. Единая информационная система «Добровольцы России»: добровольцыроссии.рф и
dobro.ru
6. Как не попасться на удочку мошенников в сфере добровольчества / РИА «Новости»:
ria.ru/sn_volunteers_school/20180626/1523420991.html
7. Материалы по добровольчеству для разработки тематических мероприятий Федеральной
программы «Ты решаешь»: тырешаешь.рф/material
8. Общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение
школьников» (РДШ): рдш.рф
9. Портал «К добру» благотворительного общества «Невский Ангел» (в пункте меню
«Онлайн-сервисы» есть большая библиотека материалов по теме добровольчества):
portal.kdobru.ru/resources 39
10.
Программа
по
развитию
волонтёрства
«Волонтёры
культуры»:
veb.
roskultproekt.ru/volunteers
11. Проект РИА «Новости» «Школа волонтёра»: ria.ru/sn_volunteers
12. Группа «Юные добровольцы РДШ» в социальной сети «ВКонтакте»: vk.com/
skm_volunteers

17


Наверх

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».