футбол

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 149

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Педагогического совета

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 149
О.А.Добычина

протокол №1 от 28.08.2023

приказ от 28.08.2023 №137

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«МИНИ-ФУТБОЛ»
Возраст обучающихся: 6 – 12 лет
срок реализации – 1год
Автор-разработчик:
Князев Р.И.,
педагог дополнительного образования,
первая (высшая) квалификационная категория

Екатеринбург, 2023г.

СОДЕРЖАНИЕ
I.
1.
2.
3.
II.

Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Комплекс организационно-педагогических условий
Список литературы

3
3
6
9
17
18

2

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.

Пояснительная записка

Направленность программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основе нормативно-правовой
документации:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции.
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196.
 Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
РФ
от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
 Письмо Минобрнауки Россииот 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
 Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
 Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014
г. № 1726.
 Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об
утверждении
Концепции
развития
образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года».
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70 -Д «Об
утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в Свердловской области».
Актуальность общеразвивающей программы
Актуальность программы заключается в том, что она помогает адаптировать учебный процесс к индивидуальным
особенностям ребёнка, создать условия для максимального раскрытия творческого потенциала тренера-преподавателя,
комфортных условий для развития и формирования талантливого ребёнка. Успешность обучению мини-футболу детей, прежде
всего, обусловлена адекватностью программы обучения, средств и методов, которые использует преподаватель, возрастным и
индивидуальным особенностям ребёнка. Программа предоставляет возможность детям, не имевшим ранее практики занятий
футболом или каким-либо другим видом спорта, имеющим различный уровень физической подготовки приобщиться к активным
занятиям мини-футболом, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе. Программа
направлена на создание условий для развития личности учащегося, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение
эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и
физического здоровья учащихся. Занятия в объединении физкультурно-спортивной направленности способствуют развитию и
совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых
качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют личностные качества
ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и
товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости передач, чёткости удара,
броска и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности,
действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Адресат общеразвивающей программы
Программа разработана для обучающихся 6-12 лет.
Для занятий формируются группы по 14-17 человек, специальных требований к начальному уровню подготовки
обучающихся при приеме в творческое объединение нет.
Группы формируются по возрасту: от 6 до 8 лет; от 8 до 10; от 10 до 12;
Режим занятий
Длительность одного занятия:
1 год обучения - 3 академических часа,
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Объем программы:
1 год обучения: базовый 105 часов.
Уровневость общеразвивающей программы
1 год обучения: базовый 105 часов.
«Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации
материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы.
«Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают
освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивает трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления общеразвивающей программы.
«Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным
(возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно - тематического направления
общеразвивающей программы. Также предполагает углубленное изучение содержания общеразвивающей программы и доступ к
околопрофессинальным и профессиональным знаниям и рамках содержательно-тематического направления общеразвивающей
программы.

3

Формы обучения и виды занятий.
Форма обучения: очная/очная с применением ДОТ и ЭОС/дистанционная.
Для достижения результата работы требуется большая вариативность подходов и постоянного собственного творчества. В
учебной деятельности активно используются следующие формы и методы работы.
Формы работы:
 групповая
 индивидуальная
 фронтальная
Методы:
 Равномерный метод
 Переменный метод
 Повторный метод
 Интервальный метод
 Игровой метод.
 Соревновательный метод
 Круговой метод (тренировка)
Видзанятий:
Практические занятия образовательно-тренировочной направленности проводятся в рамках целенаправленной
физической подготовки ииспользуются для:
 развития физических качеств обучающегося;
 обеспечения постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
 использования в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс
свыше 160 уд./мин) режимов;
 обеспечения индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися
самостоятельно на основе контроля ЧСС и индивидуального самочувствия.

4

2.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Цель Программы - ознакомление детей со спортивной игрой футбол, мини-футбол, закладывание основ техники игры.
Задачи Программы:
обучающие:
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и
корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами в футболе;
- освоение знаний о футболе, его истории и о современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в данной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек;
- освоение ударов по мячу и остановок мяча;
-овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей;
- освоение техники ведения мяча;
- освоение техники ударов по воротам;
- закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей;
- освоение тактики игры.
развивающие:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных способностей;
- развитие выносливости;
- развитие скоростных и скоростно-силовых способностей.
воспитательные:
- воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в
соревновательной деятельности;
- воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности;
- воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим;
- приобщить воспитанников к здоровому образу жизни и гармонии тела
Ожидаемые результаты освоения общеразвивающей программы
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по мини-футболу являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности,
взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и
условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатам освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и
имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и
оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять при этом хладнокровие, сдержанность и
рассудительность.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств
физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности
человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять физическую культуру (физические упражнения) как средство(-а) укрепления здоровья, физического развития
и физической подготовки человека;
- знать основные физические качества человека, индивидуальные показатели (длину и массу тела) физического развития;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по
развитию физических качеств;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности во время проведения
занятий;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки,
эффективно их исправлять;
- знать правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз,
простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки; в комплексах по профилактике
остроты зрения и дыхательной гимнастики;
- подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
- уметь передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;
- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств
(силы, быстроты, гибкости, выносливости, двигательно-координационных способностей);
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
- освоить на определенном уровне навык работы с различными мячами;
- быть способным применять жизненно важные умения и навыки в различных изменяющихся (вариативных) условиях.

5

Формы подведения промежуточных итогов реализации ПДО представляют собой контрольные занятия для проверки
степени освоения техники двигательных действий, тестирование для проверки уровня развития физических качеств, а также
соревнования.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год Реализация Комплектование Каникулы Промежуточная Итоговая
Летние
обучеДООП
групп
аттестация
аттестация каникулы
ния
с 13.09.
с 01.09.
с 01.01.
с 20.05.
с 01.06.
1
по 31.05.
по 14. 09.
по 08.01.
по 31.05.
по 31.08.
Обучение детей начинается с 13.09.21г.
Комплектование групп с 01.09.21г. по 11.0921г.
Порядок и регламент корректировки программы, механизм ее реализации
При отмене занятий в рабочей программе вносятся изменения в лист корректировки.
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№

Наименование раздела, темы

Кол-во часов,
всего

п/п
1
2
3
4
5

Теоретическая подготовка
Физическая подготовка и специальная
Техническая подготовка

6
24
25

Тактическая подготовка
Двухсторонняя игра

30
20
105

Итого

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения – «Стартовый уровень»
№
п/п

Наименование раздела,
темы

Количество часов
Всего
Теория
Практика

1 Теоретическая подготовка
1.1. Инструктаж по технике
безопасности
1.2 История игры мини-футбол
1.3 Сведения о личной гигиене
детей.
1.4 Методика спортивной
тренировки, построение
разминки.
1.5 Правила игры,
соревнований
2 Физическая подготовка
2.1 Общефизическая
подготовка
2.2 Специальная физическая
подготовка
3 Техническая и
тактическая подготовка
3.1 Техника игры без мяча
3.2 Техника игры с мячом
3.3 Тактика атаки
3.4 Тактика обороны
3.5 Сдача нормативов

24

3.6 Контрольные игры

20

Итого

6
1

Форма
аттестации/
контроля
Устный опрос,
наблюдение

1
1
1

2

12

Наблюдение,
контрольные
упражнения

12
55
10
10
11
20
4

105

20
6

Контрольные
упражнения
Соревнования/
игры

99

6

Содержание учебно-тематического плана
Теоретическая подготовка
1) Краткий обзор возникновения и развития мини-футбола.Год рождения мини-футбола. Основатель игры в футбол.
Родина мини-футбола. Первые шаги мини-футбола в мире и у нас в стране. Развитие мини-футбола среди школьников.
Описание игры.
2) Значение занятий физической культурой и спортом. Физическая подготовка и ее роль в футболе. Рациональный
суточный режим. Режим дня и питание. Личная гигиена: уход за телом, закаливание, простейшие приемы самомассажа.
Утренняя гимнастика. Гигиена одежды, обуви. Гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме. Зависимость
появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям.
Понятие о тренировке и спортивной форме. Общее понятие о строении и функциях организма человека, взаимодействие
систем организма. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции. Влияние физических упражнений на
увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в
процессе занятий футболом. Подвижность суставов. Спортивная тренировка, как процесс совершенствования функций
организма. Профилактика травм, оказание первой медицинской помощи. Травмы и их разновидности. Причины возникновения
травм. Ушибы, растяжения, разрывы мышц, связок, сухожилий. Кровотечения, их виды и меры остановки. Восстановительные
процессы и их активизация. Врачебный контроль и самоконтроль.
3) Правила соревнований.
Состав команды, замена игроков. Права и обязанности игроков. Правила игры. Основы судейской терминологии и жеста.
Виды соревнований. Понятие о методике судейства. Соревнования по волейболу среди школьников.
Физическая подготовка
Современный мини-футбол предъявляет высокие требования к двигательным способностям и функциональным
возможностям спортсмена. Для этого необходимо всестороннее развитие физических качеств. Физическую подготовку
подразделяют на общую и специальную. Значение общей и специальной физической подготовки для поднятия и укрепления
функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств - быстроты, выносливости, ловкости,
силы, гибкости. Средствами физической подготовки являются упражнения из других видов спорта и подвижные игры.
Общая физическая подготовка (ОФП) имеет своей целью укрепление здоровья, закаливание, развитие разносторонних
физических способностей, повышение работоспособности организма занимающихся, что предполагает создание прочной базы
для дальнейшего спортивного совершенствования и для будущей трудовой деятельности юных спортсменов. ОФП – это
важнейшая сторона процесса подготовки юных футболистов, его основа, без которой невозможно качественное овладение
занимающимися всем арсеналом технических приемов и тактических действий мини- футбол.
Основными средствами ОФП служат, прежде всего, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов,
упражнения из других видов спорта, подвижные игры, оказывающие общее воздействие на организм занимающихся. Планируя
занятия по ОФП, соблюдаются следующие методические требования:
- подбор упражнений осуществляется с учетом охвата всех мышечных групп;
- объем нагрузки в каждом занятии и в серии повышается постепенно с учетом возраста и подготовленности детей.
Специальная физическая подготовка (СФП) основывается на базе общей. Она предполагает развитие таких физических
качеств, специфических для мини - футбола, как сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость. Главная задача СФП –
улучшение деятельности всех систем организма занимающихся, необходимых для совершенствования игровых двигательных
навыков и умений, являющихся ведущими звеньями основных технических вариантов в атаке и обороне.
СФП начинается с использования специальных подготовительных упражнений, сходных по своей структуре с основными
игровыми действиями, упражнений в технике и тактике, а также самой игры в мини-футбол.
ОФП и СФП находятся в тесной взаимосвязи между собой, дополняя друг друга. С одной стороны, эти виды подготовки
зависят от специфики мини-футбола, с другой –определяют реальные возможности действий игроков в соревнованиях.
Преимущественная направленность процесса подготовки занимающихся в секции мини-футбола определяется с учетом
сенситивных (чувственных) периодов развития физических качеств, под которыми понимаются врожденные морфологические
качества, благодаря которым и возможна двигательная активность человека, в том числе и спортивная.
Техническая и тактическая подготовка
Техника приемов мини-футбола разделяется на две основные группы: технические приемы, выполняемые без мяча и
технические приемы владения мячом.
Обучение техническим приемам проводится в следующей последовательности: общее ознакомление с приемом;
разучивание приема в упрощенных условиях; разучивание приема в усложненной обстановке; закрепление приема.
Техника игры без мяча. Бег (ускорения, рывки, бег спиной вперед, бег приставными шагами). Ходьба, быстрая ходьба,
прыжки (вперед, вверх, в сторону). Повороты (на месте, в движении), варианты защитной стойки.
Техника игры с мячом. Удары по мячу ногами и головой, прием (остановка) мяча, ведение и финт, отбор, технические
приемы вратаря. Удары по мячу ногами по способу выполнения, подразделяются на удары внутренней и внешней сторонами
стопы, серединой, внутренней и внешней частями подъема, а также носком, пяткой и подошвой по неподвижному и катящемуся
мячу. Также существуют удары, удар-бросок стопой, удары по мячу с лета, резаные удары. Удары по мячу головой
выполняются серединой лба, боковой и затылочной частью как в опорном положении, так и в прыжке или броске. Прием
(остановка) катящихся мячей внутренней и внешней стороной стопы, подошвой. Прием (остановка) летящих мячей внутренней
и внешней стороной стопы. Подъемом, грудью, головой, бедром, животом, голенью. В мини-футболе ведение мяча или
дриблинг выполняется обеими ногами. Различают следующие способы дриблинга: внешней частью подъема, внутренней
частью подъема, внутренней стороной стопы, серединой подъема, носком и подошвой. Финты – обманные движения.
Существуют различные варианты финта «уходом»: уходом с убиранием мяча внутренней частью подъема, уходом с ложным
замахом на удар, уходом с ложным замахом и разворотом на 180.Финт «остановка мяча подошвой», финт «убирание мяча
подошвой», финт «проброс мяча мимо соперника». В мини-футболе, где запрещены подкаты и толчки соперника, приемами
отбора мяча являются следующие: накладыванием стопы, выбиванием и перехватом. Техника игры вратаря включает в себя:
основную стойку вратаря; ловлю катящихся и низколетящих на вратаря мячей; ловлю катящихся и низколетящих в стороне от
вратаря мячей в падении и броске; ловлю полу-высоких мячей на месте, в прыжке, в броске; ловлю высоколетящих мячей на
месте, в прыжке, в броске; отбивание катящихся и низколетящих в стороне от вратаря мячей в выпаде или шпагате махом,
ладонью, кулаком; отбивание в броске ладонью, кулаком или кулаками; отбивание мяча головой; вбрасывание мяча из-за плеча;
вбрасывание мяча одной рукой сбоку; вбрасывание мяча одной рукой снизу; выбивание мяча ногой с рук. В мини-футболе
вратарь должен владеть не только специфической техникой ловли, отбивания и введения мяча в игру, но техникой полевых
игроков.
7

Тактика атаки
Обучение детей любым тактическим действиям осуществляется в следующей последовательности:
- рассказ и демонстрация на макете или схеме;
- разучивание схемы действий непосредственно на площадке с пассивным соперником или же предполагаемым
противником;
-то же, но с активным соперником, выполняющим определенное задание; -то же, но с активным соперником и в
соревновательной форме; -закрепление действия в двусторонней игре.
К тактическим действиям нападения в атаке относятся индивидуальные действия в атаке без мяча и с мячом; групповые
тактические действия в атаке; командные тактические действия.
К индивидуальным действия в атаке без мяча и с мячом относятся открывание, отвлечение соперников, создание
численного преимущества в отдельных зонах игрового поля, передача, ведение и финты, удары по воротам. К групповым
тактическим действиям в атаке относятся: комбинации в игровых эпизодах при взаимодействиях в парах «игра В одно-два
касания», «стенка», «скрещивание», при взаимодействиях трех партнеров «игра в одно-два касания», «смена мест»,
«пропускание
мяча»;
комбинации
при
розыгрыше
стандартных
положений.
К командным тактическим действиям в атаке относятся два вида, быстрое нападение и позиционное нападение.
К
позиционному
нападению
относится
игра
по
схемам
3+1,
1+2+1,
«четыре в линию», +2, 1+3.
Тактика обороны.
К тактическим действиям обороны относятся действия обороняющегося против соперника без мяча и с мячом; групповые
действия в обороне; командные тактические действия в обороне.
К действиям обороняющегося против соперника без мяча относится – «держание» игрока без мяча. Действия
обороняющегося против соперника с мячом состоят из отбора мяча, противодействия направлены на противодействие
комбинационной игре противоположной команды посредством своевременного разбора атакующих игроков, подстраховки
партнеров, переключения при опеке с одного на другого соперника, группового отбора мяча у атакующих, а также
взаимодействие обороняющихся в меньшинстве («движущийся треугольник»).
Командные тактические действия в мини-футболе строятся с помощью определенных тактических систем игры
персональной, зонной и комбинированной. Каждая из них включает три формы защитных действий концентрированная
оборона, рассредоточенная оборона и прессинг.
К тактическим действиям вратаря в обороне и атаке относятся: выбор места в воротах, игра на выходах, введение мяча в
игру, руководство действиями партнеров в обороне, участие в атакующих действиях партнеров.

Название теста
Силовая выносливость
мышц брюшного пресса
Силовая выносливость
мышц спины
Гибкость

Статическое равновесие

Челночный бег 3х10 м

Удар мяча на точность

Ведение мяча на
скорость

Сдача нормативов занимающимися
Описание теста
Возраст 4-5 Возраст 6-7
лет
лет
И.П. лежа на спине, руки, на поясе. 40-45 сек.
50-60 сек.
Прямые ноги под углом 45º к полу
удерживаются на весу.
И.П. лежа на животе. Туловище
45-50 сек.
50-60 сек.
поднимается на 30º и удерживается
в таком положении.
И.П. стоя на скамейке или кубе,
7-10
8-12
ноги рядом, руки вдоль туловища.
Наклониться вниз, не сгибая
колени.
И.П. пятка правой (левой) ноги
30-40
45-60
примыкает к носку левой (правой),
ноги, стопы расположены по
прямой линии, руки — вдоль
туловища. Удержать равновесие как
можно дольше.
И.П. низкий старт. Ребенок сначала 10-11 сек.
9-10 сек.
бежит к одному концу дистанции
касается рукой ориентира, потом
быстро разворачивается и бежит
обратно.
Удар по мячу выполняется
2-4
3-5
попадания
попаданий
серединой подъема, внешней и
внутренней стороной стопы.
Ведение мяча проводится
40 сек.
35 сек.
попеременно левой и правой ногой
вокруг конусов змейкой.

Контрольные игры

8

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Планируемые результаты:
- учащиеся, занимающиеся в секции дополнительного образования, должны иметь приросты показателей физической
подготовленности после окончания учебного года и показывать результаты не ниже среднего уровня их развития. Основной
показатель секционной работы дополнительного образования по мини-футболу – выполнениепрограммных требований по
уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической,
технической, тактической и теоретической подготовленности.
№

Тема занятия
12

1
2

Знакомство обучающихся друг с другом. Выявление уровня первичной
подготовки детей в данном виде деятельности.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Количество
часов
1
1
1

7

Втягивающая тренировка. Специальные упражнения, свободная
практика.
Физподготовка. Челночный бег, футбол, изучение уп
ражнения «квадрат».
Физподготовка. Бег, прыжки по лестицам, футбол, изучение упражнения
«контроль мяча».
Физподготовка. Прыжки через барьер 2 серии через круг легкого бега,
футбол.
Физподготовка. Бег с изменением направления, «квадрат», футбол.

8

Физподготовка. Челночный бег, прыжки через барьер, футбол.

1

9

Физподготовка. Рывки по диагоналям 3 раза, футбол, «контроль
яча».
Физподготовка. Челночный бег + удары по воротам, футбол

1

1

14

Отработка техники передвижения и владения мячом: остановка прием
мяча.
Передвижение спиной вперед, повороты, удары по мячу внутренней
частью стопы, ведение мяча по кругу.
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Бег
в сочетании с ходьбой.
Подвижные игры.

15

Обучение ударом по неподвижному мячу, чеканка мяча.

1

16

Подтягивание, приседание, пресс, длительный бег, игра в вышибалы.

1

17

Отработка ударов по мячу из различных положений, комбинации ударов.

1

18

Упражнение«квадрат». Двусторонняя учебная игра.

1

19

Общеразвивающие упражнения с набивным мячом, игра в гандбол.

1

20

Товарищеская игра.

1

21

1

22

Общеразвивающие у
ражнения в парах, подтягивания.
Эстафета на закрепление и совершенствование технических приемов.

23

Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей, прыжки.

1

24

1

25

Ведение мяча до центра с последующим ударом по воротам, изучение
новых технических приемов.
Обводка с помощью обманных движений, отработка изученных ударов.

26

Отработка паса щечкой в парах. Футбол.

1

27

Игры на закрепление тактических действий, силовые упражнения.

1

28

Ведение мяча с активным сопротивлением защитников, удар по
неподвижному мячу внутренней стороной стопы.
Изучение индивидуальных тактических действий в защите.
Двусторонняя учебная игра.
Развитие координационных способностей. Ведение + удар по воротам,
квадрат.
Игры, развивающие физические способности. Бег с остановками и
изменением направле
ия.
Изучение позиционного нападения: без изменений позиций игроков +
удар с сопротивлением.

1

3
4
5
6

10
11
12
13

29
30
31

32

1
1
1
1

1

1
1
1

1

1

1
1
1

1
9

Общеразвивающие упражнения по методу круговой тренировки.

2

Полоса препятствий, удары-по неподвижному мячу, мяч стоит на месте,
змейка + удар.
Отработка передач в движении, передача мяча на ход.

1

Отбор мяча толком плеча в плечо. Двусторонняя учебная игра.

2

Развитие гибкости, старты из различных положений, подтягивания.

2

Тренировка выносливости, изменение направления движений по си
налу.
Отработка тактики свободного нападения, ударов из различных
положений.
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений,
применение их в игре.
Игры на развитие ориентации и мышления. Чеканка мяча через стойку.

2

Ввод мяча вратаря ударом ногой. Двусторонняя учебная игра.

2

Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов

1

52
53
54
55
56

Специальные упражнения. Чеканка мяча.

2

Вратарь: ловля катящегося мяча. Удары по воротам из стандартных
положений, по катящемуся мячу.
Отбор мяча перехватом, тактика игры 2 против 1.

2

57
58
59
60
61
62
63
64
65

Изучение технических приемов, прием мяча грудью. Двусторонняя
учебная игра.
Остановка мяча различными частями тела: бедром, грудью, животом.
Двусторонняя учебная игра.
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений + эстафета.

2

Товарищеская игра

2

Обучение финтам, салки вокруг столба, бег в квадрате.

1

66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76

Эстафета на закрепление изученных финтов, двусторонняя учебная игра.

2

Скоро
тные упражнения + удары по мячу из различных положений.
Изучение техники игры вратаря, точный бросок в цель,теннисбол.

2

Отбор мяча перехватом в движение, бег с препятствиями.

2

Ввод мяча вратарем рукой, чеканка мяча, квадрат.

2

Ведение мяча + удар по воротам. Футбол.

1

77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87

Тактическая подготовка, перебежки, треугольник, три колонны.

2

Эстафета дриблеров, двусторонняя учебная игра.

2

Игра на опережение, старты из различных положений.

2

Общеразвивающие упражнения без предметов, силовая подготовка.

2

Футбол без ворот, теннисбол, гандбол. Тренировка меткости.

2

Игры, развивающие физические способности. Бег с остановками и
изменением направления.
Развитие координационных способностей. Ведение + удар по воротам,
квадрат. Двусторонняя игра.
Прием мяча различными частями тела.

1

Изучение финтов, применение при сопротивлении защитника.

2

Удары – с разбега, с места, с подачи партнера, с одного шага.

2

Двусторонняя учебная игра.

2

Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Бег
в сочетании с ходьбой.
Общеразвивающие упражнения в парах, бег с мячом.

2

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101

2

1
2
2

1

2
2

2

2
2

2

10

102
103
104
105

Старты из различных положений, двусторонняя игра.

2

Упражнение змейка + удар по воротам. Футбол.

2

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально техническое обеспечение:
 Спортивный зал - 9х18м.
 Футбольные ворота
 Мяч (футбольный)
 Конусы
 Фишки
Информационное обеспечение:
Дополнительная общеразвивающая программа «Мини – футбол» имеет развернутое календарно-тематическое
планирование, содержащее детальное разделение учебного времени на теоретическую и практическую части.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, образование высшее педагогическое, специальность
«учитель/преподаватель физической культуры».
Методическое, дидактическое обеспечение реализации программы
Методическое обеспечение программы предусматривает рациональное чередование нагрузок и отдыха. Это особенно важно
при воспитании физических качеств. При этом соблюдается посильность заданий и регулярность занятий. Успех выполнения
программы во многом зависит от правильной организации процесса обучения детей. Специфика методических приемов зависит
от возрастных особенностей детей.
Методы программы.
В работе используются следующие методы:
- методы использования слова (рассказ, описание, объяснение, беседы, разбор, задание, указание, оценка, команда)
- методы наглядного восприятия (показ, демонстрация видеофильмов, демонстрация видеослайдов, рисунков мелом на
доске)
- практические методы (разучивание по частям, разучивание в целом, игровой, соревновательный)
Хорошие результаты приносят методические приемы, обращенные сразу ко всей группе детей или направлены на
активизацию каждого ребенка в отдельности:
- индивидуальная оценка уровня усвоенных навыков, наблюдение за поведением ребенка, его успехами;
- использование в процессе занятия приемов, обращенных к каждому ребенку, создание обстановки, вызывающей у
неуверенных ребят желание действовать;
Одной из форм эмоционального обогащения учащихся являются соревнования. Они оставляют массу впечатлений, создают
приподнятое настроение.
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого
потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время практических работ с целью определения интересов ребенка,
мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития, умений и навыков.
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является
 проведение контрольных занятий,
 проведение соревнований
Контрольные нормативы по ОФП
Возраст
Название упражнений
7 лет
8 лет
9 лет
мальчики
Бег 30м (сек)
6,3
6,1
5,9
Бег 1000м (мин)
6.25
6.10
5.55
Челноч. бег 10х5м (сек)
20,2
19,8
19,5
Пр. в длину с места (см)
130
140
150
Метание мяча (м)
15
17
20
Подтягивание в висе
2
3
4
(кол-во раз)
Поднимание туловища за
15
16
17
30сек (кол-во раз)
Наклон вперёд из положения
5
6
8
сидя (см)
девочки
Бег 30м (сек)
6,7
6,4
6,2

10 лет

11 лет

5,8
5.40
19,2
160
22
5

5,7
5.00
18,9
165
25
6

18

19

9

10

6,1

6,0

Бег 1000м (мин)

6.40

6.30

6.20

6.10

5.40

Челноч. бег 10х5м (сек)

20,7

20,5

20,0

19,8

19,5

Пр. в длину с места (см)

120

130

135

140

150
11

Метание мяча (м)

12

15

18

20

22

Вис (сек)

8

9

10

12

15

Поднимание туловища за
30сек (кол-во раз)
Наклон вперёд из положения
сидя (см)

11

12

13

14

15

6

7

9

10

11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Андреев С.Н., Алиев Э.Г. «Мини-футбол в школе»,Издательство: «Советский спорт», 2006, 224 с.; С.Н. Андреев,
Э.Г. Алиев, В.С. Левин, К.В. Ерѐменко
«Программа по мини-футболу (футзалу) для ДЮСШ и СДЮШОР»/ Издательство: «Советский спорт», 2008 год, 96 с.;
2.
Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса-М.: ФиС, 2003, с. 26-83.;
3.
Мутко В.Л., Андреев С.Н., Э.Н. Алиев «Мини-футбол – игра для всех»/ Учебно – методическое пособие.
Издательство: «Советский спорт», 2007 год, 264 с.;
4.
Теория и методика физического воспитания: Учебн. Для ин-товфиз.культ. / Под ред. Л.П. Матвеева и А.Д.
Новиков. Т. I - М.: ФиС, 2006 - 304с.;
5.
21. Физиология человека: Учебн. для ИФК. 5-е изд./ Под ред. Н.В. Зимкина. - М.: ФиС, 2006. - 496с.

12


Наверх

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».