Коррекционно_развивающие_занятия_по_русскому_языку_и_математике

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Департамент образования города Екатеринбурга
МБОУ СОШ №149

УТВЕРЖДЕНО
Директор
__________ О. А. Добычина
Приказ № 137
от «28» 08 2023 г.

Рабочая программа
Предмет: КРЗ русский язык/математика
Уровень образования: начальное основное
образование

Разработчики: ШМО коррекционных специалистов

Екатеринбург, 2023

Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку и математике
1-4 класс
Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (далее – ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в
освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (далее – АООП), коррекцию недостатков в
физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении АООП.
Программа отражает направления коррекционной работы, этапы реализации программы, описывает условия успешности работы. Также в
программе дана общая характеристика трудностей обучения учащихся и их преодоление, примерная структура коррекционно-развивающих
занятий, основные приёмы обучения. Описаны требования к условиям реализации программы: кадровое обеспечение, материально- техническое
обеспечение, информационное и программно-методическое обеспечение.
Цели программы:
Диагностика трудностей обучения, межличностного взаимодействия, отдельных индивидуальных психо-физиологических особенностей
младших;
Оказание помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования детям с трудностями обучения,
стимулирование школьников с высоким уровнем обучаемости.
Коррекция познавательных недостатков в развитии.
Актуальность данной программы в нашем образовательном учреждении очень высока. Дети с ЗПР относятся к одной из категории детей с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)– это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных
программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это приводит к выпадению ребёнка из социально и культурно обусловленного
образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель
культуры не может или не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без
специально организованных условий обучения.
В МБОУ СОШ №149 обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках разрабатываемой программы
планируется осуществлять по индивидуальным образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ
и специальных (коррекционных) образовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. Также
будет обеспеченно участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития,
вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных
досуговых мероприятий.

Программа коррекционной работы направлена на реализацию следующих общих целей:
1. Диагностика трудностей обучения, межличностного взаимодействия, отдельных индивидуальных психо- физиологических особенностей

младших школьников (мышление, пространственная ориентировка, психомоторная координация), обучающихся в данном образовательном
учреждении;
2. Оказание помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования детям с трудностями обучения,
стимулирование школьников с высоким уровнем обучаемости (разработка индивидуальной траектории развития)
3. Коррекция познавательных недостатков в развитии.
Программа коррекционной работы обеспечивает:











своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с
индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы
начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с
выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных
образовательных коррекционных услуг;
реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья
по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
 Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной
пользой и в интересах ребёнка.
 Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития
и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов
различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех
участников образовательного процесса.
 Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения
проблемы или определения подхода к её решению.
 Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные
недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
 Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей
(законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования,
образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными
представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные)
образовательные учреждения (классы, группы).
Направления работы:
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные
направления отражают её основное содержание:
 диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их
комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного
учреждения;
 коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и
коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях
общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных,
познавательных, коммуникативных);
 консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их
семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и
социализации обучающихся;

 информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так
и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Этапы реализации программы:
Коррекционная работа реализуется поэтапно.
1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента

обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка
образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы
школы.
2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом
организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей
с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации
рассматриваемой категории детей.
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является
констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным
потребностям ребёнка.
4. Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Условия успешного осуществления коррекционно-развивающей работы:
1. Поход к учащемуся с оптимистической гипотезой (безграничная вера в ребенка): Каждый ребенок может научиться всему.
2. Путь к достижению положительного результата может быть только путем «от успеха к успеху». Для ребенка очень важно

постоянно чувствовать свою успешность. Это возможно только в том случае, если уровень сложности предлагаемых учителем заданий
соответствует уровню возможностей ребенка. Только помня об этом, учитель может дать возможность каждому быть успешным в процессе
обучения. И еще одно, что нужно помнить: оценивая работу ребенка, прежде всего необходимо обращать его внимание на то, что уже получилось,
и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.

3. Создание доброжелательной атмосферы на занятиях. Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном

эмоциональном фоне. Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать такую же уверенность в
обращенных к нему словах учителя, в его действиях.
4. Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями. Ученик не будет работать лучше и быстрее, если
он постоянно слышит слова «быстрее, поторопись, ты опять последний», этими словами достигается, как правило, обратный эффект - либо
ребенок начинает работать еще медленнее, либо он работает быстрее, но при этом начинает страдать качество (у ребенка появляется принцип:
пусть неправильно, зато быстро, как все).
5. Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения». Суть «качественного» подхода заключается в
том, что учитель знает, в чем трудности и как они могут быть устранены самым эффективным способом. Продуктивен именно такой путь
— от знания причины ошибки к ее устранению.
6. Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ученика. Важно знать ту «точку», в которой ученик находится в данный
момент, а также перспективы его развития. Для выполнения этого условия важно точно знать последовательность этапов формирования
каждого конкретного навыка Другими словами, учитель постоянно должен знать: а) что ребенок уже может сделать самостоятельно; б) что он
может сделать с помощью учителя; в) в чем эта помощь должна выражаться.
7. В обучении необходимо опираться на «сильные» стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.
8. Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и
способствовать общему развитию учащихся. Задания должны быть разнообразными, занимательными, интересно оформленными. Основными
методами обучения на занятиях должны быть дидактическая игра и самостоятельная предметно-практическая работа, так как именно в этих видах
деятельности ребенка происходит развитие наглядно-образного мышления, произвольности и т. п.
9. Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться систематически и регулярно. То, чего так медленно и постепенно удается
достигнуть, легко и быстро разрушается, если действия не отработаны до конца, не проконтролирован перенос действия с одного материала на
другой.
10. Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые
дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для
учащихся с ОВЗ.
Общая характеристика трудностей обучения
по основным предметам школьного курса.
Трудности в обучении чтению, письму
замены букв, обозначающих сходные в произношении и/или восприятии звуки, а также замены букв по внешнему сходству (по
механизму движения руки);
пропуски гласных и согласных букв, пропуск слогов;

- перестановки букв и слогов;
- неправильная постановка ударения в слове;
- нарушения понимания прочитанного;
- аграмматизмы при письме и чтении
Трудности при усвоении русского языка
- недостаточно четкое знание значений общеупотребляемых слов, низкий словарный запас;
- низкий уровень устной и письменной речи, сложности при формулировании основной мысли высказывания, ее речевом оформлении;
- смысловые, грамматические, орфографические ошибки при письменном оформлении высказывания;
- отсутствие дифференциации качественных характеристик звуков;
- неумение определять сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков;
- трудности разбора слова по составу, формальный подход учащегося к определению частей слова;
- неразличение родственных слов и слов с омонимичными корнями, трудности при подборе родственных слов;
- затруднения при определении грамматических признаков различных частей речи, неразличение частей речи;
- неразличение синтаксических и грамматических вопросов к именам существительным;
- неразличение двух характеристик предложения: тип предложения по цели высказывания и по интонации;
- трудности при установлении синтаксической взаимосвязи слов в предложении, при определении главного и зависимого слова;
- неумение выбрать необходимый способ проверки в зависимости от места и типа орфограммы;
- несформированность навыка применять знание орфограмм при письме под диктовку, при записи собственного текста;
Трудности в процессе овладения читательской деятельностью.
- неумение обобщить информацию, содержащуюся в разных частях текста;
- неумение привести примеры из текста, доказывающие высказанное утверждение;
- неумение на основании прочитанного высказать свою точку зрения, обосновать ее, опираясь на текст;
- проблемы координации имеющихся житейских представлений с информацией, получаемой из текста, особенно в ситуации, когда
предшествующий опыт входит в противоречие с имеющейся в тексте информацией;
- неумение использовать разные стратегии работы в зависимости от типа текста, проблемы с точностью восприятия данных при чтении научнопопулярного текста.
- трудности в работе с текстами-инструкциями, с информацией, представленной в виде графиков, диаграмм, схем и т.д.

Трудности в изучении математики
- неспособность записать число (величину) и дать его (ее) характеристику
- проблемы пространственной ориентировки, неразличение, неправильное называние геометрических фигур, форм окружающего;
- смешение математических понятий (периметр и площадь, частное и разность и т.п.);
- неспособность установить зависимость между величинами (часть- целое; скорость-время-длина пути при равномерном прямолинейном
движении; цена-количество стоимость и др.), решить текстовую задачу в 1-2 действия;
- неумение пользоваться математической терминологией;
- неумение применить алгоритм (способ, прием) выполнения арифметического действия;
- неумение использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений;
- неспособность установить порядок действий в числовом выражении и найти его значение с использованием изученных алгоритмов;
- проблемы в понимании математических отношений (больше/меньше, выше/ниже, дороже/дешевле; «больше/меньше на...», «больше/меньше в
...», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше» и др.).
Общая характеристика общеучебных трудностей обучении:
- неумение включиться в учебную работу; неспособность самостоятельно начать выполнение задания;
- неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи;
- непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых);
- недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил);
- неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учебных и практических задач;
- неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания);
- смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении;
- подмена задания (логически и алгоритмически более простым);
- неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания;
- неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее;
- неумение применить знания в нестандартной ситуации;
- неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить решения по степени рациональности.
Общая характеристика трудностей межличностных отношений:
Характер взаимодействия ученика и учителя:

- непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого), психологическая «несовместимость» (по результатам выполнения теста «Портрет
учителя»);
- боязнь критики, негативной оценки;
- отсутствие положительного опыта общения со взрослыми.
Взаимодействие ученика и других учеников:
- эгоцентричность, неумение общаться,
- повышенная тревожность;
- неумение строить совместную деятельность;
- заниженная (завышенная) самооценка.
- Другие трудности.
В образовательном учреждении обучение ведется по УМК «Школа России». В системе работы используются средства обучения, обеспечивающие
дифференциацию и индивидуализацию учебной работы на уроке и во внеурочное время:
Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности
Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках, чему способствует
использование в учебном процессе УМК «Школа России». Методический аппарат системы учебников представлен заданиями, которые требуют:
выбора наиболее эффективных способов выполнения и проверки; осознания причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают задания для групповой и коллективной работы, когда общий успех работы
поглощает чью-то неудачу и способствуя пониманию результата. В учебниках представлена система таких работ, позволяющих каждому ребенку
действовать конструктивно в пределах своих возможностей и способностей.
В учебниках курса «Математика» в конце каждого урока представлены задания для самопроверки. Каждая тема во всех учебниках
заканчивается разделами; «Проверь себя», которые согласуются с целями, сформулированными на шмуцтитуле. Этот материал позволяет
учащимся сделать вывод о достижении целей, поставленных в начале изучения темы.
В учебниках 1—4 классов представлен материал, направленный на формирование умений планировать учебные действия: учащиеся составляют
план учебных действий при решении текстовых задач, при применении алгоритмов вычислений, при составлении плана успешного ведения
математической игры, при работе над учебными проектами.
Всё это создаёт условия для формирования умений проводить пошаговый, тематический и итоговый контроль полученных знаний и освоенных
способов действий.

В курсе «Русский язык» Решая орфографические задачи, при постановке вопроса: «В каких словах выбор буквы вызывает у тебя
затруднение…» — ученик задумывается над причиной этого явления; либо он не знает правило, либо не понял значение слова, либо не может
найти проверочное слово и т.п.
Коррекционно-развивающие занятия по математике проводятся
во внеурочное время 1 раз в 2 недели:
Цель коррекционно-развивающих занятий: коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами
изучаемого программного материала.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
● создание условий для развития сохранных функций;
● формирование положительной мотивации к обучению;
● повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
● коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в
процессе осуществления заданной деятельности;
● воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и
обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся.
Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются,
помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются также
учащиеся, не усвоившие материал вследствие пропусков уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или
заторможенности) во время уроков.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим работа в часы
индивидуальных и групповых занятий должна быть ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или
способностей учащихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание
условий для развития ребенка.
Учет индивидуальных занятий осуществляется в классном журнале (при отсутствии страниц – в приложении к нему) так же, как по любому
учебному предмету.

При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но
быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне
определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы. Дети,
успешно справляющиеся с программой, освобождаются от посещения коррекционно-развивающих занятий.
По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ОВЗ проектируется программа коррекционной работы в
последующие годы обучения.
Основные приемы обучения:
•
Образное описание объектов, явлений окружающего мира (загадки, пословицы, поговорки), беседа, многократное повторение;
•
Одушевление того, о чем сообщается на занятии;
•
Игровые упражнения с речевым сопровождением, направленные на развитие общей и мелкой моторики, закрепление математических
понятий;
•
Пальчиковая гимнастика.
•
Графические работы и работы по образцу (конструирование по предложенной схеме, рисование по клеточкам).
•
Элементы сказкотерапии (математическая сказка).
•
Упражнения для развития основных мыслительных операций: анализ – синтез, обобщение, классификация.
•
Упражнения для установления причинно-следственных связей.
Требования к условиям реализации программы коррекционной работы
Психолого-педагогическое обеспечение:
 обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и
специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
 обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных
особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том
числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
 обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные
потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на
решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных
методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые

образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка;
комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
 обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
 обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития,
вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных
досуговых мероприятий;
 развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.
Программно-методическое обеспечение коррекционной работы по математике
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и
коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога,
социального педагога, учителя-логопеда и др.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану
целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ (для детей ЗПР)
1класс

– начальной стадии внутренней
позиции школьника,
положительного отношения к
школе;
– первоначального
представления о знании и
незнании;
– понимания значения математики

2 класс
3 класс
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию
– широкого интереса к познанию
математических фактов,
математических фактов,
количественных отношений,
количественных отношений,
математических зависимостей в
математических зависимостей в
окружающем мире;
окружающем мире, способам
– первоначальной ориентации
решения познавательных задач
на оценку результатов
в области математики;
познавательной деятельности;
– восприятия эстетики

4 класс

– внутренней позиции на уровне
положительного отношения к
образовательному учреждению,
понимания необходимости
учения;
– устойчивого и широкого
интереса к познанию
математических фактов,

в жизни человека;
– первоначальной ориентации на
оценку результатов собственной
учебной деятельности;
– первичных умений оценки
ответов одноклассников на основе
заданных критериев успешности
учебной деятельности.

– принимать разнообразные
учебно-познавательные задачи и
инструкции учителя;
– в сотрудничестве с учителем
находить варианты решения

– общих представлений о
рациональной организации
мыслительной деятельности;
– самооценки на основе заданных
критериев успешности учебной
деятельности;
– первоначальной ориентации
в поведении на принятые
моральные нормы;
– понимания чувств
одноклассников, учителей;
– представления о значении
математики для познания
окружающего мира.

логического умозаключения,
точности математического языка;
– ориентации на анализ
соответствия результатов
требованиям конкретной учебной
задачи;
– адекватной самооценки на
основе заданных критериев
успешности учебной
деятельности;
– чувства сопричастности к
математическому наследию
России, гордости за свой народ;
– ориентации в поведении на
принятые моральные нормы;
– понимание важности
осуществления собственного
выбора.

Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать смысл инструкции
– понимать смысл предложенных
учителя и заданий, предложенных в в учебнике заданий, в т.ч. заданий,
учебнике;
развивающих смекалку;
– выполнять действия в опоре
– самостоятельно находить
на заданный ориентир;
несколько вариантов решения

количественных отношений,
математических зависимостей в
окружающем мире, способам
решения познавательных задач в
области математики;
– ориентации на анализ
соответствия результатов
требованиям конкретной учебной
задачи;
– положительной адекватной
самооценки на основе заданных
критериев успешности учебной
деятельности;
– установки в поведении на
принятые моральные нормы;
– чувства гордости за
достижения отечественной
математической науки;
– способности реализовывать
собственный творческий
потенциал, применяя знания о
математике; проекция опыта
решения математических задач в
ситуации реальной жизни.

– в сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи;
– самостоятельно находить
несколько вариантов решения
учебной задачи;

учебной задачи;
– первоначальному умению
выполнять учебные действия в
устной и письменной речи;
– осуществлять пошаговый
контроль своих действий под
руководством учителя;
– адекватно воспринимать оценку
своей работы учителями,
товарищами.

– воспринимать мнение и
предложения (о способе решения
задачи) сверстников;
– в сотрудничестве с учителем,
классом находить несколько
вариантов решения учебной
задачи;
– на основе вариантов решения
практических задач под
руководством учителя делать
выводы о свойствах изучаемых
объектов;
– выполнять учебные действия в
устной, письменной речи и во
внутреннем плане;
– самостоятельно оценивать
правильность выполнения
действия и вносить необходимые
коррективы в действия с нагляднообразным материалом.

учебной задачи;
– выполнять действия (в устной,
письменной форме и во
внутреннем плане) в опоре на
заданный в учебнике ориентир;
– на основе результатов решения
практических задач в
сотрудничестве с учителем и
одноклассниками делать
несложные теоретические выводы
о свойствах изучаемых
математических объектов;
– контролировать и оценивать
свои действия при работе с
наглядно-образным, словеснообразным и словесно-логическим
материалом при сотрудничестве с
учителем, одноклассниками;
– самостоятельно адекватно
оценивать правильность
выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в
действия.

Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность научиться:

– воспринимать мнение
сверстников и взрослых
о выполнении математических
действий, высказывать
собственное мнение о явлениях
науки;
– прогнозировать результаты
своих действий
на основе анализа учебной
ситуации, осуществлять
предвосхищающий контроль по
результату
и по способу действия,
актуальный контроль
на уровне произвольного
внимания;
– проявлять познавательную
инициативу;
– действовать самостоятельно
при разрешении
Проблемно-творческих ситуаций
в учебной и внеурочной
деятельности, а также в
повседневной жизни;
– самостоятельно адекватно
оценивать правильность
выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в
собственные действия
и коллективную деятельность.

– строить небольшие
математические сообщения в
устной форме
(2–3 предложения);
– строить рассуждения о
доступных наглядно
воспринимаемых математических
отношениях;
– выделять несколько
существенных признаков
объектов;
– под руководством
учителя давать характеристики
изучаемым математическим
объектам на основе их анализа;
– понимать содержание
эмпирических обобщений; с
помощью учителя
выполнять эмпирические
обобщения на основе
сравнения изучаемых
математических объектов и
формулировать
выводы;
– проводить аналогии
между изучаемым материалом и
собственным опытом.

– под руководством учителя
осуществлять поиск необходимой и
дополнительной информации;
– работать с дополнительными
текстами и заданиями;
– соотносить содержание
схематических изображений с
математической записью;
– моделировать задачи на основе
анализа жизненных сюжетов;
– устанавливать аналогии;
формулировать выводы на основе
аналогии, сравнения, обобщения;
– строить рассуждения о
математических явлениях;
– пользоваться эвристическими
приемами для нахождения
решения математических задач.

– самостоятельно осуществлять
поиск необходимой и
дополнительной
информации в открытом
информационном пространстве;
– моделировать задачи на основе
анализа жизненных сюжетов;
– самостоятельно формулировать
выводы на основе аналогии,
сравнения,
обобщения;
– проводить сравнение, сериацию
и классификацию изученных
объектов
по заданным критериям;
– расширять свои представления
о математических явлениях;
– проводить цепочку индуктивных
и дедуктивных рассуждений при
обосновании изучаемых
математических
фактов;
– осуществлять действие
подведения
под понятие (для изученных
математических понятий; в новых
для учащихся ситуациях);
– пользоваться эвристическими
приемами для нахождения
решения математических задач.

– осуществлять расширенный
поиск информации в
дополнительных источниках;
– фиксировать информацию об
окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
– строить и преобразовывать
модели и схемы
для решения задач;
– расширять свои представления
о математике
и точных науках;
– произвольно составлять
небольшие тексты,
сообщения в устной и
письменной форме;
– осуществлять действие
подведения под понятие (в новых
для учащихся ситуациях);
– осуществлять выбор
рациональных способов
действий на основе анализа
конкретных условий;
– осуществлять синтез:
составлять целое из частей и
восстанавливать объект по его
отдельным свойствам,
самостоятельно достраивать и
восполнять недостающие
компоненты
или свойства;
– сравнивать, проводить

классификацию и сериацию по
самостоятельно выделенным
основаниям и формулировать на
этой основе выводы;
– строить дедуктивные и
индуктивные рассуждения,
рассуждения по аналогии;
устанавливать причинноследственные и другие
отношения
между изучаемыми понятиями и
явлениями;
– произвольно и осознанно
владеть общими приемами
решения задач.

– использовать простые речевые
средства для передачи своего
мнения;
– следить за действия ми других
участников учебной деятельности;
– выражать свою точку зрения;
– строить понятные для партнера
высказывания;
– адекватно использовать средства
устного общения.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить понятные для партнера
– корректно формулировать и
высказывания и аргументировать
обосновывать свою точку зрения;
свою позицию;
строить понятные для партнера
– использовать средства устного
высказывания;
общения для решения
– адекватно использовать средства
коммуникативных задач.
общения для решения
– корректно формулировать
коммуникативных задач;
свою точку зрения;
– аргументировать свою позицию
– проявлять инициативу в учебнои соотносить ее с позициями
познавательной деятельности;
партнеров;
– контролировать свои действия в
– понимать относительность
коллективной работе;
мнений и подходов к решению
осуществлять взаимный контроль.
задач;
– стремиться к координации

– четко, последовательно и полно
передавать партнерам
информацию для достижения
целей сотрудничества;
– адекватно использовать
средства общения для
планирования и регуляции своей
деятельности;
– аргументировать свою позицию
и соотносить ее с позициями
партнеров для выработки
совместного решения;
– понимать относительность
мнений и подходов к решению

различных позиций в
сотрудничестве;
– контролировать свои действия
и соотносить их с действиями
других участников коллективной
работы;
– осуществлять взаимный
контроль и анализировать
совершенные действия;
– активно участвовать в учебнопознавательной деятельности;
задавать вопросы, необходимые
для организации собственной
деятельности;
– продуктивно сотрудничать со
сверстниками и взрослыми на
уроке и во внеурочной
деятельности.

– образовывать числа
первых четырех десятков;

Предметные результаты
Числа и величины
Обучающийся получит возможность научиться:
– классифицировать изученные
– читать и записывать дробные
числа по разным основаниям;
числа, понимать и употреблять

задач, учитывать разнообразие
точек зрения;
– корректно формулировать и
обосновывать свою точку зрения;
строить понятные для
окружающих высказывания;
– аргументировать свою позицию
и координировать ее с позицией
партнеров;
– продуктивно содействовать
разрешению конфликтов на
основе учета интересов и
позиций всех участников;
– осуществлять взаимный
контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую
помощь;
– активно участвовать в учебнопознавательной деятельности и
планировать ее; проявлять
творческую инициативу,
самостоятельность,
воспринимать намерения других
участников в процессе
коллективной познавательной
деятельности.

– классифицировать числа по
одному или нескольким

– использовать термины
равенство и неравенство.

– понимать и использовать
терминологию сложения и
вычитания;
– применять переместительное
свойство сложения;
– выполнять сложение и

– записывать числа от 1 до 39
с использованием римской
письменной нумерации;
– выбирать наиболее удобные
единицы измерения величины
для конкретного случая;
– понимать и использовать
разные способы называния одного и
того же момента времени.

термины: дробь, числитель,
знаменатель;
– находить часть числа (две пятых,
семь девятых и т.д.);
– изображать изученные целые
числа на числовом (координатном)
луче;
– изображать доли единицы на
единичном отрезке координатного
луча;
– записывать числа с помощью
цифр римской письменной
нумерации C, L, D, М.

Арифметические действия
Обучающийся получит возможность научиться:
– выполнять сложение и вычитание – выполнять сложение и
величин (длины, массы,
вычитание величин (длины,
вместимости, времени);
массы, вместимости, времени,
– использовать переместительное и площади);
– изменять результат
сочетательное
арифметического действия при
свойства сложения и свойства

основаниям, объяснять свои
действия;
– различать точные и
приближенные значения
чисел исходя из источников их
получения, округлять числа с
заданной точностью;
– применять положительные и
отрицательные
числа для характеристики
изучаемых процессов
и ситуаций, изображать
положительные и целые
отрицательные числа на
оординатной прямой;
– сравнивать системы мер
различных величин с десятичной
системой счисления;
– выбирать единицу для
измерения данной величины
(длины, массы, площади,
времени), объяснять свои
действия.

– выполнять изученные действия
с величинами;
– применять свойства изученных
арифметических действий для
рационализации вычислений;
– прогнозировать изменение

вычитание с переходом через
десяток в пределах двух десятков;
– выделять неизвестный
компонент сложения или
вычитания и находить его
значение;
– понимать и использовать
термины «выражение» и
«значение выражения», находить
значения выражений
в одно-два действия;
– составлять выражения в однодва действия по описанию в
задании;
– устанавливать порядок действий
в выражениях со скобками и без
скобок, содержащих два действия;
– сравнивать, проверять,
исправлять выполнение действий
в предлагаемых заданиях.

– рассматривать один
и тот же рисунок с разных точек
зрения и составлять по нему
разные
математические рассказы;
– соотносить содержание задачи и
схему к ней,
составлять по тексту
задачи схему и, обратно, по схеме

вычитания для рационализации
вычислений;
– применять переместительное
свойство умножения для
удобства вычислений;
– составлять уравнения по
тексту, таблице, закономерности;
– проверять правильность
выполнения различных заданий с
помощью вычислений.

изменении одного или двух
компонентов действия;
– решать уравнения, требующие
1–3 тождественных
преобразования на основе
взаимосвязи между компонентами
действий;
– находить значение выражения
с переменной при заданном ее
значении (сложность выражений
1–3 действия);
– находить решения неравенств с
одной переменной разными
способами;
– проверять правильность
выполнения различных заданий с
помощью вычислений;
– выбирать верный ответ задания
из предложенных.

Работа с текстовыми задачами
Обучающийся получит возможность научиться:
– составлять задачи, обратные для
– сравнивать задачи по сходству и
данной простой задачи;
различию в сюжете и
– находить способ решения
математическом смысле;
составной задачи с помощью
– изменять формулировку задачи,
рассуждений от вопроса;
сохраняя математический смысл;
– проверять правильность
– находить разные способы
предложенной краткой записи
решения одной задачи;
задачи (в 1–2 действия);
– преобразовывать задачу с
недостающими или избыточными
– выбирать правильное решение

результатов действий при
изменении их компонентов;
– проводить проверку
правильности вычислений
(с помощью обратного действия,
прикидки и оценки результата
действия и др.);
– решать несложные уравнения
разными способами;
– находить решения несложных
неравенств с одной переменной;
– находить значения выражений
с переменными при заданных
значениях переменных.

– решать задачи на нахождение
доли величины
и величины по значению ее доли
(половина, треть, четверть, пятая,
десятая часть);
– решать задачи на нахождение
части величины (две трети, пять
седьмых и т.д.);
– решать задачи в 3 - 4 действия,

составлять задачу;
– составлять разные
задачи по предлагаемым
рисункам, схемам, выполненному
решению;
– рассматривать разные варианты
решения задачи, дополнения
текста до задачи, выбирать из них
правильные, исправлять неверные

– распознавать различные виды
углов с помощью угольника –
прямые, острые и тупые;
– распознавать пространственные
геометрические тела: шар, куб;
– находить в окружающем мире
предметы и части предметов,
похожие по форме на шар, куб.

или правильный ответ задачи из
предложенных (для задач в 1–2
действия).
– составлять задачи, обратные для
данной составной задачи;
– проверять правильность и
исправлять (в случае
необходимости) предложенную
краткую запись задачи (в форме
схемы, чертежа, таблицы);
– сравнивать и проверять
правильность предложенных
решений или ответов задачи (для
задач в 2–3 действия).

данными в задачу с необходимым
и достаточным количеством
данных;
– решать задачи на нахождение
доли, части целого и целого по
значению его доли;

Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Обучающийся получит возможность научиться:
– распознавать цилиндр, конус,
– использовать транспортир для
пирамиду и различные виды призм: измерения и построения углов;
треугольную, четырехугольную и
– делить круг на 2, 4, 6, 8 равных
т.д.
частей;
– использовать термины:
– изображать простейшие
грань, ребро, основание, вершина,
геометрические фигуры (отрезки,
высота;
прямоугольники) в заданном
– находить фигуры на поверхности
масштабе;
пространственных тел и называть
– выбирать масштаб, удобный для
их.
данной задачи;
– изображать пространственные

содержащие
отношения «больше на (в) …»,
«меньше на (в)…»; отражающие
процесс движения одного или
двух тел в одном или
противоположных направлениях,
процессы работы и куплипродажи;
– находить разные способы
решения задачи;
– сравнивать задачи по сходству
и различию в сюжете и
математическом смысле;
– составлять задачу по ее краткой
записи или с помощью
изменения частей задачи;
– решать задачи алгебраическим
способом.

– распознавать, различать и
называть геометрические тела:
призму (в том числе
прямоугольный
параллелипипед), пирамиду,
цилиндр, конус;
– определять объемную фигуру
по трем ее видам (спереди, слева,
сверху);
– чертить развертки куба и
прямоугольного

тела (четырехугольные призмы,
пирамиды) на плоскости.

– применять единицы
длины: метр (м), дециметр (дм),
сантиметр (см) и соотношения
между ними:
10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м;
– выражать длину отрезка,
используя разные единицы ее
измерения (например, 2 дм и 20
см,1 м 3 дм и 13 дм).

Геометрические величины
Обучающийся получит возможность научиться:
– выбирать удобные единицы
– находить площади
измерения длины, периметра для
многоугольников разными
конкретных случаев.
способами: разбиением на
прямоугольники, дополнением до
прямоугольника, перестроением
частей фигуры;
– использовать единицу измерения
величины углов – градус и его
обозначение (°).

– читать простейшие
готовые таблицы;
– читать простейшие столбчатые
диаграммы

Работа с информацией
Обучающийся получит возможность научиться:
– устанавливать закономерность
– читать несложные готовые
расположения данных в строках и
круговые диаграммы,
столбцах таблицы, заполнять
использовать их данные для
таблицу в соответствии с
решения текстовых задач;

параллелепипеда;
– классифицировать
пространственные тела по
различным основаниям.

– находить площадь
прямоугольного треугольника
разными способами;
– находить площадь
произвольного треугольника
с помощью площади
прямоугольного треугольника;
– находить площади фигур
разбиением их на
прямоугольники и
прямоугольные треугольники;
– определять объем
прямоугольного
параллелепипеда по трем его
измерениям, а также по площади
его основания и высоте;
– использовать единицы
измерения объема и
соотношения между ними.

– читать несложные готовые
круговые диаграммы;
– строить несложные круговые
диаграммы (в случаях деления

установленной
закономерностью;
– понимать информацию,
заключенную в таблице, схеме,
диаграмме и представлять ее
в виде текста (устного или
письменного), числового
выражения, уравнения;
– выполнять задания в тестовой
форме с выбором ответа;
– выполнять действия по
алгоритму; проверять правильность
готового алгоритма, дополнять
незавершенный алгоритм;
– строить простейшие
высказывания с использованием
логических связок «если .., то …»,
«верно / неверно, что …»;
– составлять схему рассуждений в
текстовой задаче от вопроса.

– соотносить информацию,
представленную в таблице и
столбчатой диаграмме; определять
цену деления
шкалы столбчатой и линейной
диаграмм;
– дополнять простые столбчатые
диаграммы;
– понимать, выполнять, проверять,
дополнять алгоритмы выполнения
изучаемых действий;
– понимать выражения,
содержащие логические связки и
слова («… и …», «…
или …», «не», «если .., то … »,
«верно/неверно, что …», «для
того, чтобы… нужно …»,
«каждый», «все», «некоторые»).

круга на 2, 4, 6, 8 равных частей)
по данным задачи;
– достраивать несложные
готовые столбчатые диаграммы;
– сравнивать и обобщать
информацию, представленную в
строках, столбцах несложных
таблиц и диаграмм;
– понимать простейшие
выражения, содержащие
логические связки и слова («… и
…», «… или », «не», «если .., то
…», «верно/неверно, что …»,
«для того, чтобы … нужно …»,
«каждый», «все»,«некоторые»);
– составлять, записывать,
выполнять инструкцию (простой
алгоритм), план поиска
информации;
– распознавать одну и ту же
информацию,
представленную в разной форме
(таблицы и диаграммы);
– планировать несложные
исследования, собирать и
представлять полученную
информацию с помощью таблиц
и диаграмм;
– интерпретировать
информацию, полученную
при проведении несложных
исследований (объяснять,

сравнивать и обобщать данные,
делать выводы и прогнозы).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (для детей ЗПР)
Учащиеся 1 класса должны знать:
все буквы русского алфавита, соотносить звуки с буквами, которые их обозначают; основные отличия звуков от букв, использовать в активной
речи термины звук, буква;
правила гигиены письма и чтения;
наизусть три – пять стихотворений
Учащиеся должны уметь:
последовательно выделять звуки из слов, написание которых не расходится с произношением;
различать гласные и согласные звуки, твёрдые, мягкие, звонкие, глухие согласные звуки, правильно их называть, использовать в активной речи
термины гласный звук, согласный звук, твёрдый согласный звук, мягкий согласный звук, глухой согласный звук, звонкий согласный звук.
Обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком (ь);
Правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения;
различать сходные по начертанию буквы (о – а, и – у, л –м, и – ш, п –т, н – к, д – б, г – р, г – п, Р – П, Е – З);
Определять и обозначать в слове ударную гласную, использовать термин ударение;
делить слова на слоги, выделять предложение (заглавной буквой и точкой);
использовать термин предложение;
вычленять слова из предложений, состоящих из двух – пяти слов;
использовать термин слово;
писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных;
списывать с печатного и рукописного текста слова и предложения, опираясь на орфографическое чтение и зрительное восприятие списываемого,
проверять правильность выполненной работы;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и текст, состоящий из таких слов (15 – 20 слов).
читать сознательно, правильно небольшие тексты (15 – 20 слов в минуту);
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку, стихотворение, рассказывать, о чём слушали, давать простейшую оценку прочитанного
(по вопросам учителя или по иллюстрациям), соблюдая соответствующую грамотность и темп высказываний;
употреблять слова приветствия, прощания, благодарности, выражающие просьбу.

Учащиеся 2 класса должны уметь:
различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, ударные и безударные гласные, правильно произносить
звуки и называть буквы, соотносить количество звуков и букв в словах;
использовать в активной речи соответствующие термины;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком (ь);
делить слова на слоги, переносить слова по слогам;
правильно писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн;
писать часто употребляемые слова с удвоенными согласными и слова, не проверяемые написанием, предусмотренные программой;
раздельно писать предлоги со словами;
писать с заглавной буквы фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия населенных пунктов, улиц;
употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в его конце;
списывать слова и предложения с печатного и рукописного текста;
писать под диктовку текст в 35–40 слов; проверять правильность написанного;
составлять предложения из отдельных слов и 3-4 предложения на заданную учителем тему;
восстанавливать деформированный текст;
различать имена существительные, глаголы, имена прилагательные;
преобразовывать словоформы имён существительных в начальную форму и ставить вопросы кто? что?;
различать слова, отвечающие на вопрос кто? что?;
различать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?;
знать, что грамматический вопрос глагола состоит из двух слов;
ставить вопросы какой? какая? какое? какие? к словам, обозначающим признаки предметов;
пользоваться словарём, данным в учебнике;
различать в учебнике задания, текст упражнения, образец, слова для справок;
употреблять слова приветствия, прощания, извинения, благодарности.
Учащиеся 3 класса должны уметь:
находить изученные орфограммы;
грамотно списывать и писать под диктовку текст (55 – 60 слов);
проводить морфологический разбор простых по структуре слов (корень, окончание, приставка, суффикс), используя памятки;
распознавать и называть изученные части речи;
подбирать однокоренные слова разных частей речи;
склонять имена существительные единственного числа с ударным окончанием, преобразовывать в начальную форму;

определять число и род имён существительных и прилагательных, согласовывать имена прилагательные и существительные в роде, числе и
падеже;
употреблять антонимы; изменять глаголы по временам;
пользоваться школьным орфографическим словарём и толковыми словарями;
различать предложения по интонации;
проводить элементарный синтаксический разбор предложения: выделять главные и второстепенные члены предложения, употреблять термины
подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения;
устанавливать связь между словами в словосочетании, распознавать главное и зависимое слово;
писать изложения простых по лексике и содержанию текстов (55–60 слов);
озаглавливать текст;
восстанавливать деформированный текст;
писать объявления, поздравление, приглашение.
Учащиеся 4 класса должны уметь:
писать под диктовку текст в 65 – 75 слов, включающий изученные орфограммы и знаки препинания в простом предложении;
писать изложение небольшого текста;
списывать с печатного текста 5 -6 предложений (55–60 слов), содержащих изученные орфограммы;
давать письменные ответы на вопросы о себе, своей семье, товарищах, школе;
писать поздравление, почтовый адрес, приглашение, выражать просьбу, извинение, благодарность;
восстанавливать деформированные предложения;
составлять предложения из данных слов;
различать и называть звуки: гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;
соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, переносить слова с одной строки на другую;
находить в словах и называть изученные орфограммы, обосновывать их написание;
различать и называть части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения;
кратко характеризовать любую из изученных частей речи (используя памятки): начальная форма, род, склонение, число, падеж имени
существительных;
начальная форма, род, число падеж имён прилагательных;
начальная форма, время, число, лицо (в настоящем и будущем времени), род в прошедшем времени, спряжение глаголов;
разбирать слова по составу, используя памятку;
различать предложение и слово, виды предложений по интонации; выделять подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения в
простом двусоставном предложении;

устанавливать связь между словами в предложении по вопросам;
находить в простом предложении однородные члены;
различать в учебнике правило, памятку, упражнение, текст упражнения, задание, образец, слова для справок;
пользоваться школьными словарями, памятками, образцами, таблицами.
Планируемые результаты коррекционной работы:

все учащиеся должны овладеть базовым уровнем усвоения материала

соответствие уровня психического, умственного, физического развития ребенка возрастной норме;

повышение учебной мотивации;

снижение трудностей психологической адаптации к школе и школьным требованиям;

организованность поведения ребенка;

позитивные тенденции личностного развития.

Календарно-тематическое планирование по математике
1 класс
№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
по плану

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Большой-маленький, больше-меньше. Широкий-узкий, шире-уже
Много-мало, больше-меньше. Первый, последний, впереди, следом, сзади
Геометрические фигуры
Числа и цифры от 1 до 10.
Состав чисел от 1 до 5.
Состав чисел от 5 до 10.
Составление и решение простых задач.
Сравнение чисел и числовых выражений.
Работа с выражениями. Решение задач
Таблица сложения
Таблица вычитания
Единицы времени. Сутки. Неделя.
Переместительное свойство сложения
Нахождение суммы. Нахождение остатка.
Нахождение неизвестного слагаемого
Контрольная работа за год.
Знакомство с числами до 20.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

фактиче
ски

2 класс
№

Тема занятия

1.

Сложение и вычитание в пределках первого десятка

2

Равенства и неравенства

3

Решение простых задач.

4

Решение задач изученных видов

5

Приемы вычислений вида 32 + 7, 32 + 70, 32 + 8.

6

Приёмы вычислений вида 30 – 6, 60 - 24

7

Решение задач в 1—2 действия на сложение и вычитание.

8

Буквенные выражения

9

Уравнение. Решение уравнений методом подбора

10

Сложение вида 45+23. Вычитание вида 57-26.

11

Сложение вида 37+48. Сложение вида 87+13.

12

Вычитание вида 52-24. Решение составных задач.

13

Закрепление по теме: «Письменное сложение и вычитание в пределах 100».

14

Задачи на умножение. Умножение единицы и нуля.

15

Приемы умножения числа 2. Деление на 2.

16

Умножение числа 3 и на 3. Деление на 3.

17

Закрепление по теме: «Табличное умножение и деление».

Количество
часов

дата

Фактически
проведено

3 класс
№

Тема занятия

1.

Решение уравнений

2

Таблица умножения и деления на 3

3

Умножение четырёх, на 4 и соответствующие случаи деления

4

Решение задач изученных видов

5

Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления

6

Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления

7

Решение задач изученных видов

8

Единицы времени

9

Закрепление изученных случаев умножения и деления. Решение задач

10

Проверка умножения делением

11

Деление с остатком

12

Задачи на деление с остатком

13

Сравнение трёхзначных чисел

14

Приёмы устных вычислений

15

Приёмы письменных вычислений

16

Приёмы письменного умножения в пределах 1000

17

Алгоритм приёма письменного деления в пределах 1000

Количество
часов

дата

Фактически
проведено

4 класс
№
Тема урока

Количество
часов

1.

Развитие внимания. Закрепление порядка выполнения действий. Вычитание трёхзначных чисел.

1

2.

Развитие пространственной ориентировки. Закрепление письменного умножения однозначных чисел на многозначные.

1

3.

Развитие зрительной памяти. Закрепление приёмов письменного деления трёхзначных чисел на однозначное.

1

4.

Развитие зрительной памяти. Закрепление записи и сравнение многозначных чисел.

1

5.

Развитие зрительного восприятия. Закрепление единиц площади.

1

6.

Развитие пространственной ориентировки. Закрепление единиц времени.

1

7.

Развитие пространственной ориентировки. Закрепление приёмов письменного вычитания вида 7000-456, 57001-18032.

1

8.

Развитие слуховой памяти. Закрепление умножения чисел, запись которых оканчивается нулями.

1

9.

Развитие концентрации внимания. Закрепление деления многозначного числа на однозначное.

1

10.

Развитие навыков каллиграфии. Закрепление решения задач на пропорциональное деление.

1

11.

Развитие концентрации внимания. Закрепление единиц скорости. Закрепление решения задач на движение.

1

12.

Развитие распределения внимания. Закрепление письменного деления, оканчивающиеся нулями.

1

13.

Развитие слуховой памяти. Закрепление письменного умножения многозначного числа на двузначное.

1

14.

Развитие математической речи. Закрепление умножения многозначного числа на трёхзначное.

1

15.

Формирование умения вести поиск информации. Закрепление приёмов деления многозначного числа на двузначное.

1

16.

Развитие навыков каллиграфии. Закрепление деления на двузначное число, когда в частном есть нули. Закрепление деления
многозначного числа на трёхзначное.
Развитие навыков самопроверки. Закрепление проверки деления с остатком. Закрепление решения уравнений.

1

17.

1

Календарно – тематическое планирование по русскому языку
1 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
по плану

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Предложение и слово.
Ударение, ударный слог
Гласные звуки.
Признаки гласного звука.
Согласные звуки
Признаки согласного звука.
Письмо изученных букв.
Алгоритм проверки написания слогов и слов.
Щипящие согласные.
Написание слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу - щу
Знаки препинания в конце предложения.
Правила написания большой буквы.
Письмо слов с разделительным ъ и ь знаками
Слово – единица речи.
Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
Слова, отвечающие на вопросы что делает? .что делают?
Связь слов в предложении.
Употребление предлогов в предложении.
Слогообразующая роль гласного звука. Перенос слов.
Проверочная работа за год

фактиче
ски

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2 класс
№

Тема занятия

Количество
часов

дата

Фактически
проведено

1.

Наша речь. Виды речи

2

Предложение.

3

Главные члены предложения.

4

Многозначные и однозначные слова

5

Однокоренные слова

6

Правописание безударных гласных

7

Правописание слов с непроверяемыми гласными

8

Твёрдые и мягкие согласные

9

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн- чк.

10

Правописание парных согласных.

11

Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками.

12

Имя существительное

13

Единственное и множественное число имён существительных

14

Глагол

15

Имя прилагательное

16

Местоимение

17

Обобщение и систематизация изученного о частях речи

3 класс
№

Тема занятия

Количество
часов

дата

Фактически
проведено

1.

Наша речь. Виды речи

2

Главные и второстепенные члены предложения

3

Части речи

4

Звонкие и глухие согласные звуки.

5

Состав слова

6

Обобщение знаний о составе слова

7

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

8

Правописание суффиксов и приставок

9

Имя существительное

10

Род имён существительных

11

Склонение имён существительных

12

Падеж имён существительных

13

Род имён прилагательных

14

Изменение имён прилагательных по падежам

15

Неопределённая форма глагола

16

Правописание частицы не с глаголами

17

Обобщение и систематизация изученного о частях речи

4 класс

№

Тема урока

Количество
часов

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Наша речь. Виды речи. Наш язык.
Текст. Типы текстов. Предложение.
Простое и сложное предложение. Главные и второстепенные члены предложения
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Синонимы и антонимы. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы
Части речи. Имя существительное Имя прилагательное. Глагол. Что такое имя числительное?

1
1
1
1
1
1

7.

Однокоренные слова. Звуки и буквы. Гласные звуки. Согласныезвуки. Звонкие и глухие согласные звуки.

1

8.
9.

Что такое корень слова? Как найти в слове корень?
Что такое окончание? Как найти в слове окончание? Что такое приставка? Значение приставок. Что такое
суффикс? Как найти в слове суффикс? Значениесуффиксов.
Правописание слов с безударными гласными, с глухими и звонкимисогласными, слов с непроизносимыми
согласными в корне.
Правописание суффиксов и приставок, приставок и предлогов, слов сразделительным твѐрдым знаком.
Части речи. Имя существительное. Имя существительное и его роль в речи.
Одушевлѐнные и неодушевлѐнные
имена существительные. Собственные и нарицательные имена
существительные.
Число имѐн существительных. Род имѐн существительных. Падежи имён существительных.

1
1

Прилагательное. Значение и употребление имѐн прилагательных в речи. Изменение имѐн прилагательных по родам.
Изменение имѐн прилагательных по падежам.
Местоимение. Личные местоимения. Изменение личных местоимений по родам.
Глагол. Неопределѐнная форма глагола. Число глаголов. Изменение глаголов по временам.

1

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

1
1
1
1
1

1
1


Наверх

Социальная реклама МЧС России

https://disk.yandex.ru/d/av0KjJhtqjo1Dw

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».