СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА Педагогическим советом МБОУ СОШ №149 (протокол от 29.08.2024 №1) приказом МБОУ СОШ №149 от 29.08.2024 №143 Рабочая программа по предмету: окружающий мир Уровень образования: начальный общий 1 класс Екатеринбург, 2024 ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС (2 часа в неделю – 66 часов) Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся с задержкой психического развития (далее–ЗПР)1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) (далее – ФГОС НОО ОВЗ), Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1023), Федеральной рабочей программы по окружающему миру для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне начального общего образования, разработанной ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» и размещенной на сайте https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/ , Федеральной программы воспитания, Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ СОШ №149 (вариант 7.2). Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью. У обучающихся с задержкой психического развития (далее –ЗПР), которым рекомендовано обучение по варианту программы 7.2., мал запас дошкольных знаний и умений, недостаточен практический опыт, даже если они уже неоднократно встречались с теми или иными объектами и явлениями. Вместе с тем эмоциональная окрашенность большинства тем, яркость иллюстраций учебников и пособий, возможность видеосопровождения и наличие компьютерных программ, которые можно использовать в качестве обучающих, делает этот учебный предмет потенциально привлекательным для обучающихся с ЗПР. Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей: формировании начальных знаний о природе и обществе, формирование предпосылок целостного взгляда на мир, начальных знаний о месте в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение элементарных естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета; формирование представлений о ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность); духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение обучающимися с ЗПР основ мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного опыта обучающихся с ЗПР, развитие способности к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение начального опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление базовых навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. В ходе изучения предмета «Окружающий мир» обучающиеся с ЗПР овладевают основами практикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Коррекционно-развивающий потенциал предмета заключается в развитии способности обучающегося с ЗПР использовать сформированные представления о мире для решения разнообразных предметно-практических и коммуникативных задач, развитии активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у обучающихся фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся с ЗПР освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде, заложит основу для осмысления личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, давая обучающемуся с ЗПР возможность найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие, что особенно важно для обучающихся с ЗПР. Существенная особенность учебного предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начального образования. Содержание обучения в 1 классе Человек и общество Школа. Школьные праздники. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи1. Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха. Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес. Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Первоначальные сведения о родном крае. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме. Человек и природа Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха по термометру. Сезонные изменения в природе. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок. Комнатные растения, правила содержания и ухода. Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и другие). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах. Правила безопасной жизнедеятельности Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). Изучение окружающего мира в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальные учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: сравнивать под руководством учителя происходящие в природе изменения; наблюдать под руководством учителя зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы; приводить с опорой на образец примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы). Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: понимать, что информация может быть представлена в разной форме: текста, иллюстраций, видео; соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы; уважительно относиться к разным мнениям; воспроизводить название страны, её столицы; описывать предмет по предложенному плану; описывать по предложенному плану время года; сравнивать с опорой на схему/алгоритм домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются. Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми; анализировать с помощью учителя предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня; нарушения правил дорожного движения. Совместная деятельность способствует формированию умений соблюдать правила общения в совместной деятельности (при необходимости под руководством взрослого): договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты. № Тема, раздел курса 1 Человек и общество. 2 Человек и природа. 3 Правила жизнедеятельности. Итого Количество часов 17 38 безопасной 11 66ч Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» Программа обеспечивает достижения первоклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты Личностные результаты освоения программы по окружающему миру характеризуют готовность обучающихся с ЗПР руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: 1) гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества; 2) духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; 3) эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. 4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью; 5) трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; 6) экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред; 7) ценности научного познания: осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося ЗПР к изменяющимся условиям социальной и природной среды: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; участие в социально значимой деятельности; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий. В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Метапредметные результаты У обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания)на доступном уровне , проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве) по наводящим вопросам; сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии по предложенному плану, опорной схеме; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты после проведенного анализа/ с опорой на образец; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма с помощью учителя. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: проводить (по предложенному плану) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; моделировать с помощью учителя ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и другое); проводить по предложенному плану под руководством учителя опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования) по наводящим вопросам. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать под руководством учителя различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию на основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать с помощью взрослых для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать с помощью учителя графически представленную информацию: схему, таблицу, иллюстрацию; соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (с помощью учителя); создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма) с помощью взрослых. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно высказывать своё мнение; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование)на доступном уровне; конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами с помощью взрослых; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и другое) к тексту выступления с помощью взрослых. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать с помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций по опорному плану. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля и самооценки как части регулятивных универсальных учебных действий: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности по предложенному алгоритму; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать при помощи учителя целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру) по наводящим вопросам; участвовать в коллективной деятельности по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать их (при необходимости обращаясь с помощи взрослого); ответственно выполнять свою часть работы. Критерии и нормы оценки планируемых результатов В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ в МБОУ СОШ № 149 разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с ЗПР. Особенностями системы оценки являются: комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; оценка динамики образовательных достижений, обучающихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования; уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др. Оценка личностных результатов Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у обучающихся универсальные учебные действия. Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсофицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого -педагогической диагностики развития личности. Вторым методом оценки личностных результатов учащихся, используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию обучающихся с ЗПР культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. В конце года проводится мониторинг сформированности УУД в урочное и внеурочное время. Промежуточная диагностическая работа включает в себя задания на выявление планируемых результатов. Оценка метапредметных результатов Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка предметных результатов. В первом классе ведется безотметочное обучение в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 (далее – СП 2.4.3648-20). Не подлежит никакому оцениванию темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.) В первом классе используются три вида оценивания – без выставления бальной отметки, но сопровождающееся словесной оценкой. Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения. Основная цель оценивания – анализ хода формирования знаний и умений учащихся на уроках окружающего мира. Это позволяет участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять меры по устранению. Тематическое оценивание – проводится во втором полугодии с помощью заданий учебника, помещенных в конце раздела. Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач. Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем. Оценка усвоения знаний в 1 классе осуществляется через выполнение обучающимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, текстовых заданий электронного приложения к учебнику, в самостоятельных и проверочных работах. Текущее, тематическое и итоговое оценивание ведётся без выставления бальной отметки, сопровождаемые словесной оценкой. Формы организации учебных занятий Урок как основная форма учебных занятий. Типы уроков по окружающему миру в зависимости от их целей и содержания: урок изучения нового материала (усвоения новых знаний), урок закрепления изученного, уроки выработки умения и навыков, повторительно-обобщающие уроки, уроки контроля (проверки). Специфика комбинированного урока, включающего сообщение новых знаний, закрепление и контроль планируемых результатов. Формы работы на уроке: коллективная (фронтальная), групповая, индивидуальная. Используются разнообразные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, походы и экскурсии, конкурсы, турниры, олимпиады, наблюдения, творческий труд. Одной из активных форм обучения является создание мультимедийной презентации. Цель мультимедийной презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Мультимедийные презентации используются для объяснения новой темы, контроля знаний, как средство подачи информации во внеклассной работе. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Учебные материалы для ученика 1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч М.: Просвещение, 2021 2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.: Просвещение,2023 Методические материалы для учителя Федеральная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.); https://ikprao.ru/frc-ovz3/ Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс. Автор(ы): Плешаков А. А., Ионова М. А., Кирпичева О. Б. и др. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу окружающий мир к УМК А.А. Плешакова «Школа России». М.: Вако, 2022 Книги серии «школьный словарик». М.: Вако, 2022 Цифровые образовательные ресурсы 1. Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) 2. Официальный сайт образовательной программы «Школа России»: school-russia.prosv.ru 3. Российская электронная школа:https://resh.edu.ru/ 4. Образовательная платформа: https://infourok.ru/ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС (2 часа в неделю – 66 часов) Поряд ковый № урока в году 1,2 Наименование разделов и тем программы Программное содержание Мы школьники. Школа. Класс. Школьные праздники. Формирование представлений об устройстве школьной жизни. Развитие коммуникативных способностей. Воспитание уважительного отношения к сотрудникам и одноклассникам. Формирование дружественных взаимоотношений в детском коллективе, развитие коммуникативных способностей, воспитание терпимости друг к другу. Знакомство с одноклассниками. Знакомство с сотрудниками. Участие в экскурсии по школе. Игра –знакомство «снежный ком» Экскурсия по школе, знакомство с помещениями. Беседа на тему «Зачем нужно каждое помещение» Просмотр видеоролика о правилах поведения в школе и классе. Слушание рассказа учителя. Обсуждение ситуаций по теме: «Правила поведения в классе и в школе». Творческое задание: иллюстрация на тему «Мне не нравится когда…» Формирование представлений об учебном процессе, формирование представлений об изучаемом предмете; Слушание рассказа учителя. Знакомство с правилами работы с учебником и рабочими тетрадями. Организация своего рабочего места. Ориентирование в учебнике, Практическое упражнение в расположении школьных предметов на рабочем месте. Игры и 3 Одноклассники – дружная семья. 4 Рабочее место школьника Виды деятельности обучающихся Методы и формы организации обучения 5 Режим дня ученика 6-7 Что такое Родина? 8 знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой; развивать интерес к изучаемому предмету. Знакомство с правилами безопасного поведения на рабочем месте, режимом труда и отдыха Формирование представлений о том, что Россия – наша Родина; знакомство с основными символами государства, с происхождением и историей российского герба и флага, с их функциональным предназначением, символическим значением цветов и образов; воспитание уважительного отношения символам своего государства; формирование чувства гордости за свою Родину. Что мы знаем о народах Формирование России? представлений о национальном характере России, об этническом типе лица и о национальном костюме; знакомство с нахождение персонажей учебника и условных знаков. упражнения в собирании/разбирании портфеля. Слушание рассказа учителя о необходимости правильно планировать свой день. Обсуждение режимных моментов в школе и дома. Творческое задание: составление режима дня из предложенных картинок Слушание рассказа учителя. Работа в рабочих тетрадях: изображение флага РФ. Слушание гимна РФ. Узнавание и описание государственной символики Российской Федерации; сравнение и описание герба и флага России. Определение народов, которые населяют нашу страну; знакомство с их национальными праздниками. Рисование народного костюма, уточнение деталей и их значение. 9 Труд людей. Ценность и красота рукотворного мира. 10 Что мы знаем о Москве? 11 Правила поведения в социуме 12. Путешествие по родному краю. 13, 14 Проект:«Моя малая Родина» национальными праздниками народов России. Формирование представлений о труде людей, о старинных промыслах которые известны во многих странах и являются символами России. Расширение знаний о Москве – столице нашей Родины; знакомство с некоторыми достопримечательностями столицы Определение и называние народных промыслов; уточнение названий профессий, которые связаны с этими промыслами. Рассматривание изделий народных промыслов России. Работа в парах: игра «Кому принадлежит предмет» Узнавание некоторых достопримечательностей столицы; краткое знакомство с историей создания и развития Москвы. Просмотр видеофрагментов и других материалов (по выбору) на темы «Москва – столица России», «Экскурсия по Москве». Знакомство с правилами поведения в школе и культурных учреждениях. Слушание рассказа учителя о правилах поведения в различных общественных местах. Обсуждение ситуаций, на основе просмотренных мультфильмов и видеороликов. Формирование первичных представлений о родном крае, о достопримечательностях своего города. Нахождение своего края на карте. Называние своего края и территории, на которой мы проживаем. Узнавание достопримечательностей нашего города. составление устного рассказа, нахождение соответствующую тематике Беседа, игры и инсценировки по теме, например, «Правила поведения в учреждениях культуры — в театре, музее, библиотеке». Просмотр мультипликационных фильмов по теме. Целевая прогулка по микрорайону. Просмотр презентации «Мой город Екатеринбург» формирование представлений о проектной Презентация своего проекта 15,16 17,18 19,20 21 деятельности, о достопримечательностях своей малой родины. Что у нас над головой? Уточнение знаний о дневном и ночном небе; сообщение элементарных сведений о Солнце, созвездии Большой Медведицы; развитие представлений о форме и размерах предметов. Что у нас под ногами? Развитие представлений о форме, размерах, цвете предметов; формирование умения различать камни (гранит, кремень, известняк); знакомство с увеличительным прибором – лупой. Что общего у разных Формирование представрастений? лений о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами); знакомство с разнообразием плодов и семян, соцветий растений; развитие первоначальных умений практического исследования природных объектов. Наблюдение за погодой Формирование первичных своего края. Сезонные представлений о погоде и изменения в природе способах наблюдения; «Осень» закрепление знаний о временах года и их информации фотоматериалов Наблюдение и сравнение дневного и ночного неба, рассказывать о нем; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы. Моделирование формы солнца и форму созвездий. Группирование объектов неживой природы (камешки) по разным признакам; определение образцов камней по фотографиям и рисункам атласа – определителя; различать гранит, кремний, известняк. Работа в парах: называние и показ камней. Отгадывание загадок о различных растениях; выделение общих частей и сравнение их; знакомство с гербарием. Выполнение заданий в рабочих тетрадях. Совместная игра : «Вершки- корешки» Знакомство с календарем природы. Наблюдение за ветром, облаками. Знакомство с термометром. Описание осенних явлений в природе. Экскурсия на школьный двор. Зарисовка термометра. Практическая работа по теме, например, признаках. 22,23 24 25,26 Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Формирование представлений о жизни комнатных растений; знакомство с наиболее распространенными комнатными растениями. Формирование представлений о распространенных декоративных растениях клумбы; развитие умения распознавать растения. Знакомство с деревьями, растущими возле школы; наблюдение за осенними изменениями окраски листьев на деревьях; формирование умения распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев; воспитание бережного отношения к природе. «Измеряем температуру». Наблюдение за комнатными растениями в школе; узнавание их по рисункам. Практическая работа: как ухаживать за комнатными растениями, рыхление почвы, правильный полив, обработка листьев. Наблюдение за растениями клумбы Творческое задание: и дачного участка и узнавание их рисунок понравившегося по рисункам, определение растений цветка. цветника с помощью атласа определителя. Работа в парах: игра « Решение кроссворда. Найди листок» Определение наиболее Выполнение заданий в распространенных деревьев по рабочей тетради. листьям; сравнение и группировка Сбор листьев для листьев по различным признакам. гербария. 27 28,29 30,31 32,33 34,35 Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Знакомство с хвойными деревьями, с отличительными признаками сосны и ели; формировать умение различать лиственные и хвойные деревья, описывать дерево по плану; воспитание бережного отношения к природе. Формирование представлений об отличительных особенностях строения насекомых, их многообразии и красоте; воспитание бережного отношения к природе. Кто такие рыбы? Формирование представлений о строении и отличительных особенностях рыб; развитие умения описывать рыб по плану, давать характеристику речных и морских рыб. Кто такие птицы? Формирование представлений о жизни птиц в природе, их разнообразии; развитие умения выделять существенные признаки птиц; исследование строения пера птицы. Как зимой помочь Знакомство с зимующими птицам? птицами, с устройством кормушек и видами корма. Описание деревьев по плану; различать лиственные и хвойные деревья; сравнение сосны и ели Совместная игра « Найди лишнее дерево» Сравнение частей тела различных насекомых, узнавание , насекомых на рисунке, определение по атласу - определителю, приводить примеры насекомых. Рассматривание картинок с насекомыми. Работа в рабочих тетрадях. Узнавание рыб среди других животных. Называние основных отличительных особенностей. Описание рыб по плану. Отгадывание тематического кроссворда Игра – соревнование: кто больше назовет рыб (по рядам) Творческое задание: моделирование чешуи рыб с помощью монет или кружочков из фольги. Просмотр видеофрагмента о многообразии птиц. Совместная игра: отгадай по описанию. Узнавание птиц на рисунке; определение их с помощью атласа – определителя, описание птиц по плану. Отгадывание загадок о зимующих птицах. Наблюдение за зимующими птицами, различение Изготовление кормушек для птиц. Работа в рабочих 36,37 38 39,40 41 42,43 44 Кто такие звери? Знакомство со зверями; формирование представлений о принадлежности животного к определенной группе; исследование строения шерсти зверей. Наблюдение за погодой Закрепление знаний о своего края. временах года и их Сезонные изменения в признаках; развитие природе «Зима». представлений о зимних явлениях природы. Откуда берутся снег и Знакомство со свойствами лёд? снега и льда. Проведение практических исследований природных объектов и явлений; развитие творческих способностей Откуда в снежках Формирование представгрязь? лений об источниках загрязнения нашей планеты и способах защиты ее от загрязнений. Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? зимующих птиц. Выделение общих признаков зверей. Отгадывание задок. Знакомство с особенностями строения некоторых животных; тетрадях. Совместная игра: « кто больше?». Практическая работа: рассматривание шерсти животного. Работа с календарем природы. Наблюдение за снегом, сугробами. Описание зимних явлений в природе. Практическая работа по теме, « Снежинки бывают разные» Наблюдение за снегом и льдом; выявление их свойств и сравнение их; отгадывание загадок; Практическая работа в группах по плану, данному в рабочих тетрадях. Отгадывание загадок о снеге; слушание рассказа учителя о источниках загрязнения почвы и воздуха; сочинение сказка о том, как ребята победили ЗлючкуГрязнючку. Группировка предметов домашнего обихода; осознание необходимости соблюдения элементарных правил безопасности. Практическая работа: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений. Формирование представлений о предметах домашнего обихода, группирование предметов по их назначению; познакомить с правилами противопожарной безопасности, основными правилами обращения с газом, электричеством, водой. Знакомство с компьютером, Называние частей компьютера, Творческое задание: нарисовать свою комнату, указать и назвать в ней предметы мебели, электроприборы. Дидактическая игра 45,46 47 48 49 его назначением и ролью в современной жизни, с составными частями компьютера и их функциями; знакомство с правилами безопасного обращения с компьютером. Что вокруг нас может Формирование представбыть опасным? лений о потенциальной опасности окружающих предметов, правильном обращении с ними. Повторение элементарных правил дорожного движения. На что похожа планета Формирование представЗемля? лений о планете Земля и ее форме, движении в космическом пространстве, знакомство с моделью Земли – глобусом. Наблюдение за погодой Закрепление знаний о своего края. временах года и их Сезонные изменения в признаках; развитие природе «Весна» представлений о весенних изменениях в природе. характеристика их назначения; соблюдение правил безопасного поведения; «Четвертый лишний» Выявление потенциально опасных предметов домашнего обихода и соблюдение осторожности при обращении с ними. Моделирование устройства светофора. Совместная игра: «Опасно- безопасно». Использование глобуса для объяснения шарообразной формы Земли; объяснение особенности движения Земли, определение места планеты Земля в солнечной системе. Работа с календарем природы. Наблюдение за снегом, сосульками. Описание весенних изменений в природе. Работа в парах: моделирование планеты Земля. Проверим оценим достижения Чтение, понимание и выполнение тестовых заданий; ориентирование в своей системе знаний себя и Проверка знаний и умений свои учащихся; формирование умения адекватно оценивать свои достижения; вести диалог; воспитание интереса к изучению живой и неживой природы Практическое задание: подготовка опыта наблюдение за появлением первых листочков у срезанной ветки тополя. Выполнение теста. 50,51 52,53 54,55 Откуда в наши дома приходит вода и куда она уходит? Формирование представлений о природных источниках воды, используемой в быту, с помощью опытов показать процессы загрязнения и очистки воды, раскрытие опасности загрязнения природных водоемов и значение очистительных сооружений; воспитание бережного отношения к природе и водоемам. Откуда в наш дом Знакомство со схемой приходит выработки электричества и электричество? способом его доставки потребителям; формирование представлений о разнообразии бытовых электроприборов, их роли в быту; ознакомление с правилами безопасного обращения с электроприборами. Как путешествует Формирование представписьмо? лений о работе почты и разнообразии почтовых отправлений (письмо, открытка, бандероль, посылка). Показать разновидности почтовой марки. Раскрыть значение почтовой связи. Показать путь письма от отправителя к адресату. Прослеживание пути воды; осознание необходимости использование чистой воды и ее экономии, опасности употребления загрязненной воды. Знакомство с устройством «очистных сооружений». Просмотр видеофрагмента «Очистные сооружения» Практическая работа в парах: опыт очистка воды при помощи фильтра ( марля). Сравнение жизни людей до появления электричества и после; знакомство с правилами безопасности при обращении с электричеством и электроприборами. Формирование первичных представлений о видах электростанций. Беседа на тему « Как экономить электричество» Определение различных почтовых отправлений; выяснение роли почты в нашей жизни; знакомство с понятиями отправитель, адресат. Творческое задание: создании е открытки для друга. 56,57 58,59 60,61 62,63 Куда текут реки? Формирование представлений о реках и морях, пресной и морской воде, о пути прихода питьевой воды в наш дом, о значении очистительных сооружений для предотвращения загрязнения природных водоемов. Воспитание бережного отношения к природе водоемов. Как живут растения? Формирование представлений о признаках живой природы и условиях, необходимых для жизни организмов; ознакомление с простейшими правилами ухода за комнатными цветами. Как живут животные? Формирование представлений о признаках живой природы и условиях, необходимых для жизни организмов; расширение представлений о жизни животных; воспитание бережного отношения к животным Откуда берётся и куда Формирование представдевается мусор? лений об источниках мусора в быту, классификация мусора (бумажный, пластиковый, металлический, стеклянный), о способах его утилизации; Сравнение рек и морей; знакомство с крупными реками нашей страны и рекой родного края; прослеживание пути воды из реки в море; определение пресной и морской воды. Практическая работа: соленая и пресная вода. Знакомство с правилами ухода за комнатными растениями; Практическая работа: демонстрация учителем способов ухода за комнатными растениями. Наблюдение за жизнью животных; составление рассказа по своим наблюдениям; знакомство с предметами, необходимыми для ухода за животными. Просмотр видеофрагмента о строительстве жилищ для животных Сортирование мусора ( по материалу), отслеживание пути мусора и способов его переработки. Осознание необходимости беречь лес от мусора. Творческая работа: придумать и нарисовать знак « Не м усорить» 64,65 66 убеждение в необходимости соблюдения чистоты в доме, городе, на природе. Как живёт семья? Формирование представПроект «Моя семья» лений о жизни семьи, о значимых событиях членов семьи. Проверим себя и Закрепление знаний учаоценим свои щихся по истории своей достижения по разделу семьи; развитие познавательной и творческой активности; формирование коммуникативных способностей и умений вести диалог; любознательность и пытливость в процессе обучения. Называние фамилии, имена и отчество всех членов семьи; составление рассказа об интересных событиях в жизни семьи; оценивание значения семьи для человека и общества. Чтение, понимание и выполнение тестовых заданий; ориентирование в своей системе знаний Творческое задание: подготовить фоторассказ о жизни своей семьи Выполнение теста.