СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА Педагогическим советом МБОУ СОШ №149 (протокол от 29.08.2024 №1) приказом МБОУ СОШ №149 от 29.08.2024 №143 Рабочая программа по предмету: математика уровень образования: начальный общий 1 класс Екатеринбург, 2024 МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС (4 часа в неделю – 132 часа) Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся с задержкой психического развития (далее–ЗПР) 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598) (далее – ФГОС НОО ОВЗ), Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1023), Федеральной рабочей программы по математике для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне начального общего образования, разработанной ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» и размещенной на сайте https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/, Федеральной программы воспитания, Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ СОШ № 149 (вариант 7.2). Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания: 1. Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий. 2. Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «большеменьше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события). 3. Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.). 4. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета: формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях; формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме; уточнять и расширять представления о простейших геометрических фигурах, пространственных отношениях; формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а также оперировать с результатами измерений и использовать их на практике; учить решать простые текстовые задачи с помощью сложения и вычитания; формировать способность использовать знаково-символические средства путем усвоения математической символики и обучения составлению различных схем; формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом математики (наблюдения, анализа, сравнения, противопоставления и обобщения математических свойств и отношений); развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания с использованием математической терминологии; удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью; способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР; содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования, совершенствованию сферы жизненной компетенции. С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом: научить выделять, сравнивать, обобщать свойства предметов (по цвету, форме, размеру), активизируя необходимые мыслительные операции; научить соотносить цифры и количество, названия и обозначения действий сложения и вычитания; сформировать осознанные навыки арифметических действий (сложения и вычитания) в пределах 10; научить распознавать простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, отрезок) и строить их по заданным значениям (кроме круга); научить решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; отвечать на вопросы: который по счету? сколько всего? сколько осталось? формировать умение использовать знаково-символические средства (при составлении условия задачи с помощью рисунка и/или схемы); учить умению планировать и контролировать учебные действия при решении задач и примеров, развивая тем самым способность к самостоятельной организации собственной деятельности; воспитывать интерес к предмету, преодолевая специфичную для обучающихся с ЗПР низкую познавательную активность; совершенствовать учебное высказывание в ходе усвоения понятий, обозначающих пространственные представления (вверх – вниз, слева – справа, здесь – там, спереди – сзади, посередине, за – перед, между) временные (утро, день, вечер, ночь, раньше, позже), признаки предметов (больше, меньше, длиннее, короче, тоньше, толще, выше, ниже, одинаковые), понятий, используемых при сопоставлении предметов (столько же, поровну, больше, меньше); удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет пошагового предъявления материала с необходимой помощью дефектолога, а также переносу полученных знаний; развивать мелкую моторику как одно из условий становления графо-моторных навыков. Учебный предмет «Математика» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Умение производить арифметические действия, анализировать, планировать, действовать в соответствии с алгоритмом, излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к предмету, которое необходимо формировать с начала обучения, способствует осознанному усвоению знаний, умений и навыков, а также большей успешности в быту. Без базовых знаний по математике и автоматизированных навыков вычислений обучающиеся будут испытывать значительные трудности в освоении учебных предметов в среднем звене школы. Однако иногда даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья овладение необходимым учебным содержанием вызывает трудности по разным причинам. При задержке психического развития эти трудности резко усиливаются. Дети, начавшие школьное обучение, как правило, затрудняются в порядковом и количественном счете, усвоении пространственно-временных отношений и понятий. У них отмечается недостаточность планирования, обобщения, снижен познавательный интерес, что негативно влияет на мотивацию к учебной деятельности. Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета «Математика» должна осуществляться за счет разнообразной предметнопрактической деятельности, использования приемов взаимно-однозначного соотнесения, закрепления понятий в графических работах, постепенном усложнении предъявляемых заданий, поэтапном формировании умственных действий (с реальными предметами, их заместителями, в громкой речи, во внутреннем плане) с постепенным уменьшением количества внешних развернутых действий. Формирование ориентировочной основы различных математических действий базируется на полноценном овладении составом числа, которому в 1 классе уделяется очень большое внимание. Помимо перечисленных при обучении математике решаются и общие коррекционноразвивающие задачи. Так совершенствование учебного высказывания может реализовываться через обучение ориентировке на поставленный вопрос при формулировке ответа (например, при решении задачи). У обучающихся с ЗПР в определенной степени недостаточна замещающая функция мышления (способность к знаковому опосредствованию совершаемых действий). Поэтому они могут испытывать трудности в составлении схем, краткой записи. Использование заданий такого типа с предварительным обучением их выполнению (составление рисунков, наглядных схем, иллюстрирующих количественные отношения, памятокподсказок, отражающих ход решения задачи и т.п.) улучшает общую способность к знаково-символическому опосредствованию деятельности. В ходе обучения необходимо осуществлять индивидуальный подход к младшим школьникам с ЗПР. Обучающиеся, обнаруживающие относительно бо́льшую успешность при изучении материала, выполняют дополнительные индивидуальные задания. В свою очередь, школьники, испытывающие значительные трудности, могут получать необходимую помощь на психокоррекционных занятиях. Коррекционно-развивающее значение предмета заключается и в тесной связи с формированием сферы жизненной компетенции. Ребенок овладевает практическими навыками измерений, подсчетов необходимого количества и пр. При обучении в 1 классе, выполняющем преимущественно пропедевтическую функцию, младший школьник осваивает первоначальные навыки работы с учебником и тетрадью, овладевает начальными математическими званиями о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах; умением выполнять устно и письменно арифметические действия с числами в пределах 10, решать текстовые задачи, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры. Изучение учебного материала по математике имеет большое значение в общей системе коррекционно-развивающей работы. В ходе обучения математике совершенствуются возможности произвольной концентрации внимания, расширяется объем оперативной памяти, формируются элементы логического мышления, улучшаются навыки установления причинноследственных связей и разнообразных отношений между величинами. Развиваются процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, происходит коррекция недостатков оперативной и долговременной памяти. Требования пояснять ход своих рассуждений способствуют формированию умений математического доказательства. Усвоение приемов решения задач является универсальным методом развития мышления. Выделение обобщенных способов решений примеров и задач определенного типа ведет к появлению возможностей рефлексии. Математика как учебный предмет максимально насыщена знаково-символическими средствами, активизирующими отвлеченное мышление. При усвоении программного материала по учебному предмету «Математика» обучающиеся овладевают определенными способами деятельности: учатся ориентироваться в задании и проводить его анализ, обдумывать и планировать предстоящую работу, контролировать правильность выполнения задания, рассказывать о проведенной работе и давать ей оценку, что способствует совершенствованию произвольной регуляции деятельности. Содержание материала 1 класса позволяет ввести в курс большое количество заданий предметного характера, предполагающих использование практических действий для их решения. Педагогу рекомендуется соблюдать принцип пошаговости при объяснении нового материала, которое обеспечивается уже указанной выше этапностью формирования действий, большим объемом наглядности, активизацией разных каналов восприятия (слухового, зрительного, тактильно-кинестетического). Происходит постепенное усложнение заданий. Первые решаются в наглядно-практическом плане, далее предлагаются задания, решаемые с помощью действий образного мышления. С целью реализации коррекционной направленности предмета и удовлетворения образовательных потребностей обучающихся по варианту 7.2 учителю необходимо: – знакомить с новым материалом развернуто, пошагово (полезен прием детального руководства выполнением конкретного задания: например, при установлении взаимно однозначного соответствия между предметными множествами: пересчитать предметы, положить столько же фишек, сколько предметов в первом множестве, положить столько же фишек, сколько предметов во втором множестве, попарно соотнести выбранное количество фишек. Прийти к аргументированному выводу: в каком множестве предметов больше и почему); –изучать цифры с опорой на все модальности: слуховую, зрительную, кинестетическую (пишем цифры в воздухе, на спине одноклассника, лепим из пластилина, выкладываем из палочек, персонифицируем названия элементов цифры, например, цифра 1: носик, ножка; цифра 2: голова, шейка, хвостик); – отводить значительное время практическим действиям: работе с предметами, рисунками, схемами к задачам и примерам и пр.; – использовать для обучающихся мнестические опоры: наглядные схемы, шаблоны общего хода выполнения заданий (например: план-схема «решение задачи»). Систематическое повторение и закрепление изученного материала способствует прочному и осознанному усвоению нового. Детям, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2, нуждаются также в том, чтобы на уроках математики в 1 классе учитель: просил детей громко проговаривать совершаемые действия: «Записываю решение…», «Записываю ответ…» и т. п.; понятно объяснял детям и периодически задавал им вопросы о цели выполняемых действий: для чего мы подчеркнули главные слова в задаче? т.п.; постоянно напоминал и проговаривал способ последовательности написания цифры, решения задачи, наглядно демонстрировал, создавал и поддерживал положительный эмоциональный настрой. В большинстве случаев первоклассники, получившие рекомендацию обучаться по варианту 7.2 нуждаются в стимулирующей (подбадривание) и организующей (фиксация внимания, подсказка) помощи на разных этапах урока. При самом низком уровне сформированности системы произвольной регуляции успех ребенку может быть обеспечен только при полном объеме помощи, т.е. фактически совместном выполнении задания. Место предмета в учебном плане Приведенная примерная программа составлена на 132 часа (по 4 часа в неделю при 33 учебных неделях). В соответствии с АООП длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором- 40 минут. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В соответствии с выделенными в АООП направлениями изучение предмета «Математика» в 1 классе включает следующие разделы: Числа и величины. Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 10. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин (см). Арифметические действия. Сложение, вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Алгоритмы письменного сложения. Работа с текстовыми задачами. Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…». Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, рисунок). Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Геометрические величины. Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (см). Работа с информацией. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом); фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, геометрических фигур по правилу. Чтение и заполнение таблицы. Создание простейшей информационной модели (схема). Тематическое планирование № Темы Часы 1. Оценка сформированности элементарных 9 математических представлений 2. Подготовительный период: Знакомство с тетрадью Уточнение признаков пространственных и представлений. предметов, временных Изучение геометрических фигур Числа от 1 до 10, нумерация Арифметические действия Повторение: числа и величины. предметов 7. Работа с текстовыми задачами 8. Повторение Итого 3. 4. 5. 6. Счет 15: 5 10 8 32 34 2 28 4 132 Планируемые результаты освоения программы Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Математика» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам: расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение; развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения количества предметов, условия задачи); улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации; совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради на листе, размещение цифр, геометрических фигур и т.п.); улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса математическими терминами, предъявления «эталонных» речевых образцов; развитие самоконтроля при оценке полученного результата. Личностные результаты освоения РП для 1 класса по учебному предмету «Математика» могут проявляться: в принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности; в формировании навыков сотрудничества со сверстниками (на основе работы в парах); в развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников); в развитии адекватных представлений о собственных возможностях; в овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками); в овладении социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (на основе овладения арифметическим счетом, составления и решения задач из житейских ситуаций). В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: Гражданско-патриотическое воспитание: - становление ценностного отношения к своей Родине — России; - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; - уважение к своему и другим народам; - первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственное воспитание: - признание индивидуальности каждого человека; - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; - неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетическое воспитание: - уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; - стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: - соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); - бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: - осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: - бережное отношение к природе; - неприятие действий, приносящих ей вред. Ценность научного познания: - первоначальные представления о научной картине мира познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании . Метапредметные результаты освоения РП для 1 класса по учебному предмету «Математика» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться). С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом. Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью: осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец); кодировать и перекодировать информацию (заменять предмет символом, читать символическое изображения (в виде рисунка и/или схемы условия задач и пр.); осуществлять разносторонний анализ объекта (геометрическая фигура, графическое изображение задачи и т.п.); сравнивать геометрические фигуры, предметы по разным классификационным основаниям (больше – меньше, длиннее – короче и т.п.); обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства). Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью: понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.); планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, рисование рисунка к условию задачи, сравнить полученный ответ с условием и вопросом); различать способы и результат действия (складывать или вычитать); вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок; осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно. Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью: адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности; использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем. Учебный предмет «Математика» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях: – организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме в тетради, удержание ручки, расположение тетради и т.п.); – задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента; – распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени; – словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат. Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется: – в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь; – в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется в понимании роли математических знаний в быту и профессии. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в стремлении научиться правильно считать, решать задачи. Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в АООП как: формирование начальных математических знаний о числах, геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры. По итогам обучения в 1 классе можно определенным образом оценить успешность их достижений, хотя какие-либо выводы делать преждевременно. В конце 1 класса обучающийся: знает все цифры; умеет сравнивать предметы по цвету, форме, размеру; считать различные предметы в пределах 10, отвечать на вопросы: сколько? который?; знает названия и обозначения действий сложения и вычитания; таблицу сложения в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания; читает и записывает арифметические действия; решает простые задачи с помощью сложения и вычитания; измеряет с помощью линейки длину отрезка в сантиметрах; строить отрезок заданной длины; распознает простейшие геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник, отрезок. Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класс принимается ПМПк образовательного учреждения на основе выводов о достижении планируемых предметных результатов. Вместе с тем недостаточная успешность овладения математикой как учебным предметом требует взвешенной оценки причин этого явления. Критерии и нормы оценки планируемых результатов В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ в МБОУ СОШ № 149 разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с ЗПР. Особенностями системы оценки являются: комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; оценка динамики образовательных достижений, обучающихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования; уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др. Оценка личностных результатов Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия. Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсофицированных мониторингованных исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности. Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию обучающихся с ЗПР культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. В конце года проводится мониторинг сформированности УУД в урочное и внеурочное время. Промежуточная диагностическая работа включает в себя задания на выявление планируемых результатов. Оценка метапредметных результатов Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебнопознавательных и практических задач; способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка предметных результатов. В первом классе ведется безотметочное обучение в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 (далее – СП 2.4.3648-20). Не подлежит никакому оцениванию темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.) В первом классе используются три вида оценивания – без выставления бальной отметки, но сопровождающееся словесной оценкой. Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения. Основная цель оценивания – анализ хода формирования знаний и умений учащихся на уроках математике. Это позволяет участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять меры по устранению. Тематическое оценивание – проводится во втором полугодии с помощью заданий учебника, помещенных в конце раздела. Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач. Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем. Текущее, тематическое и итоговое оценивание ведётся без выставления бальной отметки, сопровождаемые словесной оценкой. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Учебные материалы для обучающегося Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / М.И. Моро, С. И. Волкова, С.В. Степанова – М. : Просвещение. Ч.1, Ч.2 до стр.44. Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2 ч. / Моро М.И., Волкова С. И. – М.: Просвещение. .: https://catalog.prosv.ru Методические материалы для учителя Федеральная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.);Математика. https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/ Тригер Р.Д. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1–4, Подготовительный класс. М.: Парадигма, . Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. Метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,– 136 с. Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет 1.Образовательная платформа: Учу.ру: https://uchi.ru/teachers/stats/main 2.Образовательная платформа: Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/ 3.Электронное приложение к учебнику 4.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru 5.Презентации уроков «Начальная школа». 6. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕМАТИКА 1 класс (4 раза в неделю – 132 ч) Порядковый № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 Название темы урока Программное содержание Виды деятельности обучающихся Оценка сформированности элементарных математических представлений (9 часов) Количественный счет. Оценка сформированности: Приемы коррекционного умений пересчитывать обучения: знакомить с Порядковый счет (прямой и – (предметы, их изображения), новым материалом обратный, от заданного числа). присчитывать, отсчитывать; развернуто, пошагово; Счет вне видимости. – умений сравнивать изучать цифры с опорой на Сравнение множеств. множества предметов (визуально, все модальности: Способы сравнения множеств. попарным соотнесением); слуховую, зрительную, Геометрические фигуры. способности понимать кинестетическую (пишем Считаем деньги. Номинал монет. – номинал монет; цифры в воздухе, на спине Арифметические задачи на – умений выделения одноклассника, лепим из сложение. геометрических форм (круги, пластилина, выкладываем квадраты, треугольники); из палочек, Методы и формы организации обучения Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная. 9 Арифметические вычитание. задачи на – возможности решать прямую арифметическую задачу (в уме, с использованием наглядности, на пальцах); – понимания сохранения количества при исчезновении предметов из поля зрения. персонифицируем названия элементов цифры, например, цифра 1: носик, ножка; цифра 2: голова, шейка, хвостик);отводить значительное время практическим действиям: работе с предметами, рисунками, схемами к задачам и примерам и пр.; использовать для обучающихся мнестические опоры: наглядные схемы, шаблоны общего хода выполнения заданий (например: плансхема «решение задачи»). Упражнения на развитие зрительного восприятия и внимания: «Зашумленные рисунки», «Найди отличия», «Дорисуй половинку». Упражнения на развитие памяти «Цифра убежала», «Посчитай-ка». Счет предметов в различном направлении и пространственном расположении. Счет предметов с опорой на различные анализаторы: слух, осязание, счет движений. Подготовительный период (15 часов). Знакомство с тетрадью (5 часов) 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Знакомство с тетрадью, Знакомство с тетрадью, правилами Выполнение инструкций и правилами посадки во время посадки во время рисования; ответы на вопросы: работы; расположением тетради расположением тетради на столе, «Покажи, где верх, низ, на столе, правилами правилами удерживания карандаша. середина верхний левый удерживания карандаша. Углы листа. Верх – низ, справа – угол….…». Обводка образца. слева. Середина листа. Разделение Середина листа. Углы листа. листа: по горизонтали, вертикали Упражнения на развитие Верх – низ, справа – слева. (на 2, 3, 4 части). Рисование в зрительного восприятия и тетради в крупную клетку точек по внимания: «Зашумленные Штриховка образца. обводка, штриховка, рисунки», «Найди Разделение листа: по клеткам, рисование, дорисовывание, отличия», «Дорисуй горизонтали, вертикали (на 2, 3, 4 части). Дорисовывание, раскрашивание, письмо элементов половинку». цифр с предварительном Упражнения на развитие раскрашивание бордюров. Рисование в тетради в крупную анализом.Гимнастика для пальцев и памяти «Цифра убежала», кистей рук. «Посчитай-ка». клетку точек по клеткам. Письмо элементов цифр с предварительном анализом. Уточнение признаков предметов, пространственных и временных представлений (10часов) Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Признаки предметов: цвет, форма, размер, классификация предметов по цвету, форме, размеру. Определение пространственного расположения предметов с использованием слов «вверху», «внизу», «слева», «справа». Пространственное расположение предметов. Выполнение практических действий с предметами по инструкции. Пространственное расположение предметов. Выполнение действий с предметами с предварительным Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Сравнение предметов; сравнение предметов с введением третьего предмета; классификация предметов по цвету, форме, размеру. Противопоставление предметов по размеру. Нахождение сходства и отличия. Определение пространственного расположения предметов с использованием слов «вверху»,«внизу», «слева», «справа». Практическое знакомство с временными представлениями (соотнесение с режимом дня). Сравнение двух предметов по длине с использованием слов длинный, Демонстрация пространственного расположения предметов.Выполнение практических действий с предметами по инструкции.Выполнение действий с предметами с предварительным проговариванием. Игра «Муха». Практическое закрепление понятий времени при установлении последовательности событий в сказке «Репка».Практическое сравнение (соизмерение) Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 проговариванием. Игра «Муха». Временные представления. Части суток, их последовательность. Сравнение двух предметов по длине с использованием слов длинный, короткий, широкий, узкий, толстый, тонкий; по весу (легкий, тяжелый, легче, тяжелее). Составление и сопоставление групп предметов по одному или нескольким признакам. Счет в прямом и обратном порядке, называние итога: сколько всего? сколько осталось? Присчитывание отсчитывание по одному с называнием итога. Соотнесение числа и количества предметов. Линия. Отрезок. Прямая и кривая линии. Квадрат и прямоугольник. Прямоугольник короткий, широкий, узкий, толстый, контрастных и одинаковых тонкий; по весу (легкий, тяжелый, по величине легче, тяжелее). Определение предметов.Выполнение величины предметов, используя инструкций и ответы на термины «короткий», вопросы: «Покажи, где «длиннее»,«самый длинный», один…», «Покажи, где «тяжелый», два…», «На сколько «легкий», «самый легкий» и т.д. больше?», «На сколько Результаты сравнения отражать в меньше?». Упражнения на речи: длиннее, короче, одинаковые; понимание сохранения ниже выше, одинаковые; больше, количества при меньше одинаковые. исчезновении предметов из Сравнение двух-трех предметных поля зрения. Рисование в совокупностей с использованием тетради в крупную клетку слов «мало», «много», «больше», точек по клеткам, обводка, «меньше», «одинаковое», штриховка, рисование, «поровну». Счет в прямом и дорисовывание, обратном порядке, называние итога: раскрашивание, письмо сколько всего? сколько осталось?. элементов цифр с Счет предметов в различном предварительном анализом. направлении и пространственном расположении. Счет предметов с опорой на различные анализаторы: слух, осязание, счет движений. Счет ряда чисел, начиная с любого числа. Присчитывание отсчитывание по одному с называнием итога. Соотнесение числа и количества предметов. Гимнастика для пальцев и кистей рук. Изучение геометрических фигур (8 часов) Вычерчивание линии, отрезка. Моделирование кривой Измерение двух отрезков меркой. линии с помощью нити. Сопоставление длины отрезков. Измерение длины сторон и Зарисовка кривой линии. Сравнение квадрата, прямоугольника, Методы обучения: наглядный, практический, словесный, 29 30 31 32 33 многоугольник. Точка. Построение отрезка по точкам. Построение геометрической фигуры. Овал и круг. Распознавание геометрических фигур. Квадрат, треугольник, прямоугольник. Геометрические фигуры: закрепление изученного Число и цифра 1. длины прямой и кривой линии. многоугольника с Вывод о различиях квадрата и помощью мерки. прямоугольника. Чертеж геометрических Зарисовка в тетради. фигур попроставленными Пересчет углов прямоугольника и точками для соединения. многоугольника. Вывод о различиях Поиск геометрических прямоугольника и многоугольника. фигур в окружающем и Зарисовка в тетради. ответы на вопросы Работа в тетради. Построение «Что треугольное, отрезка по точкам. Построение квадратное, круглое» геометрической фигуры. Опредмечивание. Различие круга и овала. Измерение Обведение и раскраска меркой. шаблонов. Практическое знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, прямоугольник. Числа от 1 до 10, нумерация (32 часа). Знакомство с числом 1. Приемы коррекционного Обозначение числа цифрой. обучения: знакомить с Соотнесение числа, количества и новым материалом цифры. Анализ цифры. развернуто; пошагово Письмо цифры. Нахождение числа изучать цифры с опорой на «один» в окружающей все модальности: действительности слуховую, зрительную, кинестетическую (пишем цифры в воздухе, на спине одноклассника, лепим из пластилина, выкладываем из палочек, персонифицируем названия элементов цифры, например, цифра 1: носик, ножка; цифра 2: голова, шейка, хвостик);отводить значительное время проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, взаимопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, дифференцированногрупповая форма. 34 35 36 Число и цифра 2.Прием присчитывания и отсчитывания по одному. Счет до двух. Составление цепочки предметов по правилу. Число и цифра 3. Образование числа 2. Знакомство с приемом присчитывания и отсчитывания по одному. Называние конечного результата. Знакомство с цифрой. Анализ цифры. Письмо цифры. Соотнесение числа, количества и цифры. Счет до двух. Составление цепочки предметов по правилу. Образование числа 3. Присчитывание и отсчитывание по одному с опорой на предметные действия. Называние конечного результата. Знание порядкового номера цифры, места цифры на луче. Знакомство с понятиями «перед» числом, «после» числа, «соседи» числа. Знакомство с практическим действиям: работе с предметами, рисунками, схемами к задачам и примерам и пр.; использовать для обучающихся мнестические опоры: наглядные схемы, шаблоны общего хода выполнения заданий (например: плансхема «решение задачи»).Персонификация цифры или ее элементов («На что похожа цифра (или ее элементы?», «Назови предметы, которые встречаются по одному»). Персонификация цифры или ее элементов («На что похожа цифра (или ее элементы)?»). Нахождение числа «два» в окружающей действительности («Назови предметы, которые встречаются по два»). Персонификация цифры или ее элементов («На что похожа цифра (или ее элементы)?»). Нахождение числа «три» в окружающей действительности («Назови предметы, которые встречаются по три»). Упражнения на развитие зрительного восприятия и Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, 37 38 39 40 41 цифрой. Анализ цифры. Письмо цифры. Соотнесение числа, количества и цифры. Счет до трех. Сравнение чисел. Составление цепочки предметов по правилу. Математические знаки:«+», «–» , Знакомство со знаками. «=». Понятия «прибавить», Соотнесение предметных действий «вычесть», «получится». со знаками. внимания: «Зашумленные индивидуальная. рисунки», «Найди отличия», «Дорисуй половинку». Упражнения на развитие памяти «Цифра убежала», Методы обучения: наглядный, «Посчитай-ка». практический, словесный, запись Арифметическая запись действий Подготовка к решению проблемное обучение, записи сложения, вычитания. Чтение задач: составление условия самопроверка. Арифметическая действий. Чтение арифметического действия. Число и цифра 4. Состав числа 4. Исключение четвертого лишнего. Длиннее, короче, одинаковое по длине. Сравнивание предметов по длине, используя прием наложения. записи арифметического действия. Образование числа 4. Называние конечного результата. Знание порядкового номера цифры, места цифры на луче. Знакомство с цифрой. Анализ цифры. Письмо цифры. Соотнесение числа, количества и цифры, места числа в числовом ряду. Счет до четырех. Сравнение чисел. Составление цепочки предметов по правилу. Арифметическая запись действий сложения, вычитания в пределах четырех. Чтение записи арифметического действия. Выполнение арифметических действий в пределах 4. по картинкам, по записи Формы работы: арифметического действия. Присчитывание и фронтальная, парная, отсчитывание по одному с индивидуальная. опорой на предметные действия. Персонификация цифры или ее элементов («На что похожа цифра (или ее элементы)?»). Нахождение числа «четыре» в окружающей действительности («Назови предметы, которые встречаются по четыре»). Практическое знакомство с составом числа 4. Исключение четвертого лишнего. Сравнивание предметов по длине, используя прием наложения. Упражнения с использованием слов «длинный», «короткий», «длиннее», «короче», Упражнения на классификацию предметов по форме, цвету, размеру, длине. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, «одинаковые по длине». самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. 42 43 44 45 Число и цифра 5. Счет до пяти. Ориентировка в числовом отрезке 1–5 с использованием слов «после», «перед», «соседи числа», «предыдущий», «последующий». Практическое знакомство с составом числа 5. Работа с монетами (1 р., 2 р., 5 р.). Ломаная линия. Образование числа 5. Называние конечного результата. Знание порядкового номера цифры, места цифры на луче. Знакомство с цифрой. Анализ цифры. Письмо цифры. Соотнесение числа, количества и цифры. Счет до пяти. Ориентировка в числовом отрезке 1–5 с использованием слов «после», «перед», «соседи числа», «предыдущий», «последующий». Сравнение чисел. Арифметическая запись действий сложения, вычитания в пределах пяти. Чтение записи арифметического действия. Практическое знакомство с составом числа 5. Выполнение арифметических действий в пределах 5. Практическое знакомство с ломаной линией. Звенья ломаной линии. Произвольное построение ломаных линий. Арифметическая запись действий сложения, вычитания в пределах пяти. Присчитывание и отсчитывание по одному с опорой на предметные действия. Персонификация цифры или ее элементов (На что похожа цифра (или ее элементы)?»). Нахождение числа «пять» в окружающей действительности («Назови предметы, которые встречаются по пять»). Практическая работа с монетами(1 р., 2 р., 5 р.). Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Дифференциация замкнутых и незамкнутых ломаных линий через нахождение в окружающем мире. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, Формы работы: фронтальная, индивидуальная. 46 Арифметические пределах 5. 47 Математические знаки «˃», «˂», «=».Сравнение предметных множеств (больше, меньше, равно). 48 49 действия в Счет в пределах 5. Состав чисел в пределах 5. Арифметическая запись действий сложения, вычитания в пределах пяти. Чтение записи арифметического действия. Составление условия по картинкам, по записи арифметического действия. Подготовка к решению задач: составление задач на основе житейских ситуаций, требующих знания состава числа 5. Чтение и решение примеров на наглядной основе в пределах 5. Сравнение предметных множеств (больше, меньше, равно). Знакомство со знаками «˃», «˂», «=». Практическое закрепление сравнения предметных множеств с использованием знаков«˃», «˂», «=». Работа с монетами (1 р., 2 р., 5р.). Разграничение числа предметами разного цвета, либо использование две разные формы. Персонификация знаков («На что похожи?»). Распознавание, составление и запись числовых равенств и неравенств. Разграничение числа предметами разного цвета, либо использовать две разные формы. Сравнение пары чисел, записывая и читая, используя математические термины. Сопоставление геометрических фигур. Многоугольник. Понятия Многоугольник. Понятия «углы», «углы», «стороны», «вершины». «стороны», «вершины». На наглядном материале составление текстовой задачи без выделения вопроса. Формирование навыка чертить многоугольники при помощи линейки, от руки. Понятия «равенство»,«неравенство». индивидуальная. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, самопроверка, индивидуальная. Методы обучения: практический, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Упражнения: «Узнай Методы обучения: практический, фигуру», «Найди фигуру» самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. 50 51 52 53 Число и цифра 6. Число и цифра 7. Закрепление изученного. Повторение изученных геометрических форм, проверка умения их чертить и называть их признаки. Число и цифра 8. Образование числа 6 присчитыванием единицы. Закрепление понятий«предыдущий», «последующий». Знание последовательности чисел от 1 до 6. Анализ и письмо цифры 6. Практическое знакомство с составом числа 6. Счет в пределах 6. Чтение записи арифметические действия. Соотнесение числа с количеством предметов. Подготовка к решению задач: составление условия по картинкам, по записи арифметического действия. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, , самопроверка. Образование числа 7 присчитыванием единицы. Закрепление понятий «предыдущий», «последующий». Знание последовательности чисел от 1 до 7. Место цифры на луче. Закрепление понятий «предыдущий» и «последующий». Анализ и письмо цифры 7. Практическое знакомство с составом числа 7. Счет в пределах 7. Чтение записи арифметического действия. Подготовка к решению задач: составление условия по картинкам, по записи арифметического действия. Знание последовательности чисел от 1 до 8. Место цифры на луче. Закрепление понятий «предыдущий» и«последующий». Соотнесение числа с количеством предметов. Образование чисел 5, 6, 7 присчитыванием единицы на наглядном материале. Повторение изученных геометрических форм, проверка умения их чертить и называть их признаки. Игра «Чертим фигуры» Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Соотнесение числа с количеством предметов. Образование числа 8 присчитыванием единицы. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, Формы работы: фронтальная, самопроверка, индивидуальная. Формы работы: фронтальная, парная, самопроверка, индивидуальная. 54 55 56 57 Анализ и письмо цифры 8. Практическое знакомство с составом числа. Счет в пределах 8. Чтение записи арифметического действия. Подготовка к решению проблемное обучение, задач: составление условия самопроверка. по картинкам, по записи Формы работы: арифметического действия. фронтальная, самостоятельная, индивидуальная. Знание последовательности чисел от 1 до 9. Место цифры на луче. Закрепление понятий «предыдущий» и «последующий». Анализ и письмо цифры 9. Практическое знакомство с составом числа. Счет в пределах 9. Соотнесение числа с количеством предметов. Образование числа 9 присчитыванием единицы. Упражнения на развитие зрительного восприятия и внимания: «Зашумленные рисунки», «Найди отличия», «Дорисуй половинку». Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Знание последовательности чисел от 1 до10. Место цифры на луче. Закрепление понятий «предыдущий» и «последующий». Анализ и письмо цифры 10. Практическое знакомство с составом числа. Счет в пределах 10. Чтение записи арифметического действия. Подготовка к решению задач: составление условия по картинкам, по записи арифметического действия. Подготовка к решению задач: Чтение записи арифметического составление условия по действия. Подготовка к решению картинкам, по записи задач: составление условия по арифметического действия. картинкам, по записи Соотнесение числа с количеством предметов. Образование числа 10 присчитыванием единицы. Упражнения на развитие памяти «Цифра убежала», «Посчитай-ка». Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Число и цифра 9. Практическое знакомство с составом числа. Счет в пределах 9. Число и цифра 10. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Формы работы: фронтальная, индивидуальная Упражнения: «Узнай Методы обучения: наглядный, фигуру», «Найди фигуру» практический, словесный, арифметического действия. проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная. 58 Чтение и запись цифры 0. Чтение и запись цифры 0. Место Упражнения на развитие Методы обучения: цифры на луче. Анализ и письмо памяти «Цифра убежала», наглядный, практический, цифры 0. Знание «Посчитай-ка». словесный, последовательности чисел от 0 до проблемное обучение, 10. самопроверка. Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная. 59 60 Закрепление пройденного: Знание последовательности чисел последовательность чисел от 0 от 1 до10. Закрепление понятий до 10. «предыдущий» и «последующий». Счет в пределах 10. Чтение записи арифметического действия. Подготовка к решению задач: составление условия по картинкам, по записи арифметического действия. Соотнесение числа с количеством предметов. Образование чисел 8, 9, 10 присчитыванием единицы на наглядном материале. Повторение изученных геометрических форм, проверка умения их чертить и называть их признаки. Игра «Чертим фигуры» Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Ознакомление с задачей. Формирование представлений о Выделение в задаче ее составных структурных компонентах частей: условие, вопрос. текстовых задач (условие, вопрос, решение, ответ). Выделение Упражнения на развитие зрительного восприятия и внимания: «Зашумленные рисунки», «Найди Методы обучения: наглядный, практический, словесный, Формы работы: фронтальная, дифференцированно -групповая форма. 61 62 63 64 главной и второстепенной информации в задаче. Решение задач на наглядном Формирование умения выделять материале. условие, вопрос, решение, ответ. Арифметическая запись по следам практических действий. Решение задач на основе схемы, Выделение в задаче ее составных рисунка. частей: условие, вопрос.Решение задач на наглядном материале, добиваясь соотношения: вопрос – ответ. Сантиметр. Практическое знакомство с Измерение длины предметов. понятием «сантиметр». Измерение длины предметов. Чертеж отрезков разной Чертеж отрезков разной величины. величины. Повторение порядкового счета в пределах 10. отличия», «Дорисуй проблемное обучение, самопроверка. половинку». Упражнения на развитие Формы работы: памяти «Цифра убежала», фронтальная, парная, «Посчитай-ка». самостоятельная, индивидуальная. Соотнесение меры «сантиметр» с предметами окружающей действительности. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная 65 66 Повторение: числа и величины. Счет предметов (2 часа) Сходство и различие предметов Сравнение предметов по размеру Практические приемы по признаку величины и формы. (длинный, короткий, длиннее, приложения и наложения короче, самый длинный, самый для составления Счет предметов. короткий, широкий, узкий, упорядоченного ряда, высокий, низкий, ниже, выше). располагая предметы 3–5 Использование порядковых и шт. в возрастающем или количественных числительных для убывающем порядке по обозначения результатов счета. длине, высоте, ширине. Понятие «пара». Повторение Сравнение групп по форме образование предыдущего и (круглый, квадратный, последующего числа при помощи прямоугольный). присчитывания или отсчитывания Сравнение групп предметов единицы. Сравнение групп «на сколько больше? на предметов с использованием групп сколько меньше?». Методы обучения: наглядный, практический, словесный, частично – поисковый, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. 67 68 количественных и порядковых январь числительных. Умение записывать примеры, используя математические знаки «+», «–», «=». Счет. Арифметические действия (34 часа) Задачи на сложение и вычитание Выделение отличительных Приемы коррекционного на основании рисунка. признаков задач на сложение и обучения: знакомить с вычитание. Структура задачи. новым материалом Арифметическая запись задачи. Формировать умение выделять развернуто; пошагово главное в задаче. Определение изучать цифры с опорой на отношений между величинами все модальности: задачи (увеличение, уменьшение, слуховую, зрительную, столько же). Арифметическая кинестетическую (пишем запись по следам практических цифры в воздухе, на спине действий. одноклассника, лепим из пластилина, выкладываем из палочек, персонифицируем названия элементов цифры, например, цифра 1: носик, ножка; цифра 2: голова, шейка, хвостик);отводить значительное время практическим действиям: работе с предметами, рисунками, схемами к задачам и примерам и пр.; использовать для обучающихся мнестические опоры: наглядные схемы, шаблоны общего хода выполнения заданий (например: плансхема «решение задачи»). Опора на наглядный Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. 69 70 71 72 73 74 75 76 77 Знакомство с компонентами Знакомства с компонентами математического выражения при математического выражения при сложении. сложении. Решение задач, на основе схемы, рисунка. Присчитывание, отсчитывание Присчитывание и отсчитывание по по два на наглядной основе. два на наглядной основе. Составление таблицы на Арифметическая запись по следам сложение и вычитание с числом практических действий. Составление таблицы на сложение и 2. Упражнение в присчитывании и вычитание с числом 2.Упражнение в присчитывании и отсчитывании отсчитывании по два. по два. Решение задач на Обучение решению задач на увеличение (уменьшение) числа увеличение (уменьшение) числа на на несколько единиц. несколько единиц. Выделение структурных частей текстовой задачи. Решение задачи арифметическим способом. Арифметическая запись по следам практических действий. Текстовые задачи. Различные Выделение в задаче ее составных способы оформления частей частей: условие, вопрос. Решение задачи. задач на наглядном материале, добиваясь соотношения: вопрос – ответ. Таблица сложения и вычитания Алгоритм действия, создание на3. таблицы сложения и вычитания на способа действия Прибавление и вычитание числа 3.Отработка прибавлять и вычитать по частям 3 по частям. Закрепление изученного: число 3. Чтение и записывание сложение и вычитание числа примеров. Выполнение решения задач арифметическим способом. 3. материал и схемыпомощницы Отработка алгоритма решения примеров на сложение и вычитание на наглядном материале. Решение задач +2, -2 при соотнесении картинки и текста задачи. Запись арифметического действия по картинке. Упражнения на развитие памяти «Цифра убежала», «Посчитай-ка». Сравнение групп предметов «на сколько больше? на сколько меньше?». Запись арифметического действия по картинке. Использование памяток «Ход решения задачи». Решение задач +3, -3 при соотнесении картинки и текста задачи. Запись арифметического действия по картинке. Упражнения на развитие памяти «Цифра убежала», «Посчитай-ка». февраль Отработка алгоритма решения примеров на сложение и вычитание на наглядном материале. Сравнение групп предметов Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная. 78 79 80 81 82 83 Закрепление вычислительных Решение задач арифметическим навыков. Вычитание числа способом. Прибавление и 3.Прибавление числа 3. вычитание числа 3, разделяя его на части. Закрепление: прибавления и Закрепление табличных случаев вычитания чисел 1, 2, 3. Решение на задач. 3. Решение задач. Арифметическая запись по следам практических действий. Запись арифметического действия по картинке. Задачи на увеличение, Решение задач на уменьшение уменьшение числа на несколько числа на несколько единиц. единиц. Установление отношений между величинами в задаче. Решение задачи арифметическим способом. Арифметическая запись по следам практических действий. Таблица сложения и вычитания Составление таблицы на сложение и на 4. вычитание с числом 4. Прибавление Прибавление и вычитание и вычитание числа 4 по частям. числа 4 по частям. Закрепление. Решение текстовых Выделение отличительных задач. признаков задач на сложение и «на сколько больше? на сколько меньше?». Запись арифметического действия по картинке. Использование памяток «Ход решения задачи». Решение задач +4, -4 при соотнесении картинки и текста задачи. Решение задач разного типа при соотнесении картинки и текста задачи. Запись арифметического действия по картинке. Упражнения на развитие памяти «Цифра убежала», «Посчитай-ка». Упражнения на развитие зрительного восприятия и внимания: «Что изменилось?», «Найди разницу» Приемы коррекционного обучения: знакомить с новым материалом развернуто; пошагово изучать цифры с опорой на все модальности: слуховую, зрительную, кинестетическую (пишем цифры в воздухе, на спине одноклассника, лепим из пластилина, выкладываем из палочек, персонифицируем названия Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, взаимопроверка а. Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная. Методы обучения: наглядный, вычитание. Структура задачи. Формировать умение выделять главное в задаче. Определение отношений между величинами задачи (увеличение, уменьшение, столько же). 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 Задачи на разностное сравнение чисел. Решение задач на разностное сравнение. Математический закон о перестановке слагаемых. Переместительное свойство сложения. Таблица сложения и вычитания на 5 Практическое закрепление сложения и вычитания на 5 Таблица сложения и вычитания на 6 Практическое закрепление сложения и вычитания на 6 Таблица сложения и вычитания на 7 Практическое закрепление сложения и вычитания на 7 Таблица сложения и вычитания на 8. Практическое закрепление сложения и вычитания на 8 Таблица сложения и вычитания Знакомство и отработка навыка решения задач на разностное сравнение. Составление алгоритма решения задач данного типа. Составление таблицы сложения и вычитания на 5. Составление данных примеров на сложение и вычитание табличных случаев. Совместное составление таблицы сложения и вычитания на 6. Составление данных примеров на сложение и вычитание табличных случаев. Совместное составление таблицы сложения и вычитания на 7. Составление данных примеров на сложение и вычитание табличных случаев. Совместное составление таблицы сложения и вычитания на 8. Составление данных примеров на сложение и вычитание табличных случаев. Совместное составление таблицы элементов цифры, например, цифра 1: носик, ножка; цифра 2: голова, шейка, хвостик);отводить значительное время практическим действиям: работе с предметами, рисунками, схемами к задачам и примерам и пр.; использовать для обучающихся мнестические опоры: наглядные схемы, шаблоны общего хода выполнения заданий (например: плансхема «решение задачи»). Практическое закрепление сложения и вычитания на 6, на 7, на 8, на 9, на 10: «Вставь пропущенную цифру», «Найди ошибку», «Найди пропущенный пример», «Продолжи столбик с примерами». Упражнения на развитие зрительного восприятия и внимания: «Что изменилось?», «Найди разницу» практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, самостоятельная. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная. Методы обучения: 97 на 9. сложения и вычитания на 9. Практическое закрепление Составление данных примеров на сложение и вычитание табличных сложения и вычитания на 9 случаев. наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, самостоятельная. 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 Таблица сложения и вычитания на10. Практическое закрепление сложения и вычитания на 10 Повторение и закрепление изученного. Совместное составление таблицы сложения и вычитания на 10. Составление данных примеров на сложение и вычитание табличных случаев. Повторение состава числа 0 – 10, + и – в пределах 10.Решение задач разных типов. Работа с текстовыми задачами (28 часов) Составление ряда Составление ряда геометрических Упражнения на развитие геометрических фигур по фигур с заданными крайними зрительного восприятия и правилу. элементами. внимания: «Зашумленные Построение ряда геометрических рисунки», «Найди Построение ряда геометрических «Дорисуй фигур от обозначенной фигур от обозначенной начальной отличия», фигуры. половинку». начальной фигуры. ряда Построение ряда геометрических Построение ряда геометрических Построение с самостоятельным геометрических фигур по фигур с самостоятельным фигур определением начальной точки определением начальной точки проставленными точками ряда. Поиск пропущенных для соединения. ряда. геометрических фигур в Обведение и раскраска Поиск пропущенных построенном ряду. шаблонов. геометрических фигур в Решение задач разного типа построенном ряду. при соотнесении картинки Решение текстовых задач Решение текстовых задач и текста задачи. арифметическим способом. арифметическим способом. Запись арифметического Анализ задачи. Краткая запись Анализ задачи. действия по картинке. Краткая запись условия. условия. Арифметическая запись по Запись арифметического действия Упражнения на развитие Методы обучения: практический, самопроверка. Формы работы: фронтальная, самостоятельная. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проблемное обучение, самопроверка. Формы работы: фронтальная, самостоятельная. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, частично 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 следам практических действий. Запись арифметического действия по картинке. Решение текстовых задач, выделяя составные части задачи, используя рисунок. Решение текстовых задач, выделяя составные части задачи, используя схему. Решение текстовых задач, выделяя составные части задачи, используя таблицу. Закрепление. Анализ задачи. Соотнесение вопроса и ответа. Решение задач на нахождение суммы. Решение задач на нахождение остатка. Решение задач на нахождение первого слагаемого. Решение задач на нахождение второго слагаемого. Закрепление. Решение задач разного вида. Решение задач на увеличение числа на несколько единиц. Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц. Решение задач. Закрепление. Решение задач разного вида. Решение текстовых задач с выделением их составных по картинке. Решение текстовых задач, выделяя составные части задачи, используя рисунок, схему, таблицу. Краткая запись условия задачи. Арифметическая запись по следам практических действий. Запись арифметического действия по картинке. Выделение составных частей в задаче. Определение отношений между величинами. Соотнесение вопроса и ответа. Краткая запись условия задачи. Решение задач по алгоритму. Решение текстовых задач с выделением ее составных частей. Краткая запись условия задачи. Нахождение неизвестного первого либо второго неизвестного слагаемого с занесением полученных данных в таблицу. Выделение составных частей взадаче. Определение отношений между величинами на «большее» на «меньшее» в задаче. Краткая запись условия задачи. Соотнесение вопроса и полученного ответа. Решение задач по алгоритму. памяти «Цифра убежала», «Посчитай-ка». Опора на наглядный материал и схемыпомощницы Использование памяток «Ход решения задачи». Сравнение групп предметов «на сколько больше? на сколько меньше?». Использование памятокподсказок «На … меньше «–», на … больше «+». Упражнения на развитие зрительного восприятия и внимания: «Что изменилось?», «Найди разницу» – поисковый, самопроверка. Формы работы: фронтальная, самостоятельная. 123 124 125 126 127 частей, по алгоритму. Нахождение неизвестного первого либо второго неизвестного слагаемого с занесением полученных данных в таблицу. Задачи на разностное сравнение чисел. Определение отношений между величинами на «большее» на«меньшее» в задаче. Решение задач на разностное сравнение чисел. Повторение по теме «Решение текстовых задач» Методы обучения: наглядный, практический, словесный, частично – поисковый, взаимопроверка. Формы работы: фронтальная, дифференцированно групповая самостоятельная. 128 Итоговая проверочная работа за Контроль усвоения материала. 1 класс. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, самопроверка. Формы работы: фронтальная, парная, самостоятельная. 129 Повторение. Нумерация. Повторение(4 часа) Знание последовательности чисел Упражнения на развитие Методы обучения: 130 131 132 Повторение. Сложение и вычитание 1- 10 Повторение. Состав чисел от 1 до 10 Повторение. Геометрические фигуры от 1 до10. Закрепление понятий «предыдущий» и «последующий». Счет в пределах 10. Чтение записи арифметического действия. Повторение состава числа 0 – 10, + и – в пределах 10.Решение задач разных типов. зрительного восприятия и внимания: «Зашумленные рисунки», «Найди отличия», «Дорисуй половинку». Упражнения на развитие памяти «Цифра убежала». наглядный, практический, словесный, самопроверка. Формы работы: фронтальная, парная, самостоятельная.