СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА Педагогическим советом МБОУ СОШ №149 (протокол от 29.08.2024 №1) приказом МБОУ СОШ №149 от 29.08.2024 №143 Рабочая программа по предмету: труд (технология) Уровень образования: начальный общий 2 класс Екатеринбург, 2024 ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ) 2 КЛАСС (1 час в неделю – 34 часа) Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» для обучающихся с задержкой психического развития (далее–ЗПР) 2 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) (далее – ФГОС НОО ОВЗ), Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1023), Федеральной рабочей программы по предмету «Труд (технология)» для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне начального общего образования, разработанной ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» и размещенной на сайте https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/ , Федеральной программы воспитания, Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ СОШ №149 (вариант 7.2). Основной целью предмета является успешная социализация обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР), формирование у них функциональной грамотности на базе знакомства и освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений, представленных в содержании учебного предмета. Для реализации основной цели данного предмета необходимо решение системы приоритетных задач: образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных. Образовательные задачи курса: формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культуры человека; становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и профессиях; формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема); формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений. Коррекционно-развивающие задачи: развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через формирование практических умений; расширение кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и умений в практической деятельности; развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения практических заданий; развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской деятельности. Воспитательные задачи: воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире; развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности; воспитание интереса к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации; становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы; воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей. Обучающиеся с ЗПР характеризуются существенными индивидуальнотипологическими различиями, которые проявляются устойчивостью учебных затруднений (из-за дефицита познавательных способностей), мотивационноповеденческими особенностями, степенью проявления дисфункций (нарушений ручной моторики, глазомера, возможностей произвольной концентрации и удержания внимания). В связи с этим от учителя требуется обеспечение индивидуального подхода к обучающимся. На уроках технологии для всех обучающихся с ЗПР необходимо: при анализе образца изделий уточнять название и конкретизировать значение каждой детали; выбирать для изготовления изделие с простой конструкцией, которое можно изготовить за одно занятие; осуществлять постоянную смену деятельности для профилактики утомления и пресыщения; трудности в проведении сравнения выполняемой работы с образцом, предметно-инструкционным или графическим планом требуют предварительного обучения указанным действиям. Кроме того недостаточное овладение разными видами контроля результата (глазомерный, инструментальный) повышают роль педагога как внешнего регулятора деятельности и помощника в формировании необходимых навыков, а недостаточность пространственной ориентировки, недоразвитие моторных функций (нарушены моторика пальцев и кисти рук, зрительно-двигательная координация, регуляция мышечного усилия) требует действий, направленных на коррекцию этих дисфункций не только от учителя, но и от других специалистов психолого-педагогического сопровождения. Психо-коррекционная направленность учебного предмета «Труд (технология)» заключается в расширении и уточнении представлений обучающихся с ЗПР об окружающей предметной и социальной действительности, что реализуется за счет разнообразных заданий, стимулирующих интерес младшего школьника с ЗПР к себе и к миру. Требования речевых отчетов и речевого планирования, постоянно включаемые процесс выполнения работы, способствуют появлению и совершенствованию рефлексивных умений, которые рассматриваются как одно из важнейших психологических новообразований младшего школьного возраста. Коррекция отдельных сторон психической деятельности происходит через развитие восприятия, зрительной памяти и внимания. Уточняются представления о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способах их преобразования. Выполнение различных операций осуществляет пропедевтическую функцию, обеспечивающую усвоение таких тем как измерение, единицы измерения, геометрические фигуры и их свойства, симметрия и др. Основное содержание учебного предмета Содержание программы начинается с характеристики основных структурных единиц курса «Труд (технология)», которые соответствуют ФГОС НОО и являются общими для каждого года обучения. Вместе с тем их содержательное наполнение развивается и обогащается концентрически от класса к классу. При этом учитывается, что собственная логика данного учебного курса не является столь же жёсткой, как в ряде других учебных курсов, в которых порядок изучения тем и их развития требует строгой и единой последовательности. На уроках труда (технологии) этот порядок и конкретное наполнение разделов в определённых пределах могут быть более свободными и учитывать индивидуальные особенности и особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР. Основные модули курса: 1. Технологии, профессии и производства. 2. Технологии ручной обработки материалов: технологии работы с бумагой и картоном; технологии работы с пластичными материалами; технологии работы с природным материалом; технологии работы с текстильными материалами; технологии работы с другими доступными материалами. 3. Конструирование и моделирование: работа с «Конструктором»; конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов. 4. Информационно-коммуникативные технологии. Модуль «Технологии, профессии и производства» (8 ч) Рукотворный мир — результат труда человека. Элементарные представления об основных принципах создания мира вещей: прочность конструкции, удобство использования, эстетическая выразительность. Изготовление изделий с учётом данных принципов. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Изготовление изделий из различных материалов с соблюдением этапов технологического процесса. Мастера и их профессии; правила мастера. Культурные традиции. Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты. Модуль «Технологии ручной обработки материалов» (14 ч) Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в жизни. Исследование и сравнение элементарных физических, механических и технологических свойств различных материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Основные технологические операции ручной обработки материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей (с помощью линейки), формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов бумаги и др.), сборка изделия (сшивание). Подвижное соединение деталей изделия. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, схема. Чертёжные инструменты — линейка (угольник, циркуль). Их функциональное назначение, конструкция. Приёмы безопасной работы колющими (циркуль) инструментами. Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа (контур, линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Сгибание и складывание тонкого картона и плотных видов бумаги — биговка. Подвижное соединение деталей на проволоку, толстую нитку. Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани (поперечное и продольное направление нитей). Ткани и нитки растительного происхождения (полученные на основе натурального сырья). Виды ниток (швейные, мулине). Трикотаж, нетканые материалы (общее представление), его строение и основные свойства. Строчка прямого стежка и её варианты (перевивы, наборы) и/или строчка косого стежка и её варианты (крестик, стебельчатая, ёлочка)1. Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей выкройки). Технологическая последовательность изготовления несложного швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей, сшивание деталей). Использование дополнительных материалов (например, проволока, пряжа, бусины и др.). Модуль «Конструирование и моделирование» (10 ч) Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах создания гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и конструирования симметричных форм. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по простейшему чертежу или эскизу. Подвижное соединение деталей конструкции. Модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (2 ч) Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях. Поиск информации. Интернет как источник информации. Разделы тематического планирования 2 класс Наименование раздела Количество часов 8 Технологии, профессии и производства Технологии ручной обработки материалов Конструирование и моделирование Информационно-коммуникативные технологии (2 ч) Итого: 14 10 2 34 часа Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты В результате изучения предмета «Труд (технология)» в начальной школе у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие личностные новообразования: первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров; проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности; проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, умение справляться с доступными проблемами; готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности. Метапредметные результаты К концу обучения в начальной школе у обучающегося с ЗПР формируются следующие универсальные учебные действия. Познавательные УУД: ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного); выполнять работу в соответствии с образцом, инструкцией, устной или письменной; выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки с учётом указанных критериев с опорой на образец, под руководством учителя; воспроизводить порядок действий при решении учебной/ практической задачи с опорой на план, образец. Работа с информацией: получать под руководством учителя информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать её в работе; понимать и анализировать под руководством учителя знаковосимволическую информацию (чертёж, эскиз, рисунок, схема) и строить работу в соответствии с ней. Коммуникативные УУД: выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы, высказывать своё мнение; отвечать на вопросы; проявлять уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого; делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте, рассказе учителя; о выполненной работе, созданном изделии на доступном для обучающегося с ЗПР уровне. Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; организовывать свою деятельность; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану; прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу с опорой на план, схему; выполнять элементарные действия контроля и оценки с опорой на план; воспринимать советы, оценку учителя и одноклассников, стараться учитывать их в работе. Совместная деятельность: выполнять элементарную совместную деятельность в процессе изготовления изделий, осуществлять взаимопомощь; выполнять правила совместной работы: договариваться, выполнять ответственно свою часть работы, уважительно относиться к чужому мнению. Предметные результаты К концу обучения во втором классе обучающийся с задержкой психического развития научится: ориентироваться в понятиях «инструкционная» («технологическая») карта, «чертёж», «эскиз», «линии чертежа», «развёртка», «макет», «модель», «технология», «технологические операции», «способы обработки»; выполнять задания по плану; по заданному образцу готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; анализировать задание/образец по предложенным вопросам, памятке или инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на инструкционную (технологическую) карту; отбирать материалы и инструменты для работы с опорой на технологическую карту; исследовать под руководством учителя свойства новых изучаемых материалов (толстый картон, натуральные ткани, нитки, проволока и др.); ориентироваться под руководством учителя в простейших чертежах (эскизах), линиях чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия симметрии); выполнять под руководством учителя биговку; выполнять разметку деталей кроя на ткани по простейшему лекалу (выкройке) правильной геометрической формы; оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками; понимать смысл понятия «развёртка» (трёхмерного предмета); соотносить с помощью учителя объёмную конструкцию с изображениями её развёртки; определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами с опорой на образец, схему; конструировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу; выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество; понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт; знать профессии людей, работающих в сфере обслуживания. Критерии и нормы оценки планируемых результатов В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ в МБОУ СОШ № 149 разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений, обучающихся с ЗПР. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР) аттестации обучающихся с ЗПР включают: особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР; привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР: 1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; 2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; 3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.); при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка) организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); увеличение времени на выполнение заданий; возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. Особенностями системы оценки являются: комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; оценка динамики образовательных достижений обучающихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования; уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др. Оценка личностных результатов Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия. Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследованиях специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности. Вторым методом оценки личностных результатов обучающихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса обучающегося с помощью портфолио, способствующего формированию у него культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. В конце года проводится мониторинг сформированности УУД в урочное и внеурочное время. Промежуточная диагностическая работа включает в себя задания на выявление планируемых результатов. Оценка метапредметных результатов Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий обучающихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка предметных результатов Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность обучающихся с ЗПР решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Не подлежит никакому оцениванию темп работы обучающегося, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.) Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности обучающихся с ЗПР содержание и характер труда. Нормы отметок теоретических знаний При устном ответе обучающийся должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины. «5» ставится, если обучающийся: усвоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. «4» ставится, если обучающийся: в основном усвоил учебный материал; допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными приёмами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. «3» ставится, если обучающийся: не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы. «2» ставится, если обучающийся: почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя. Нормы о выполнения обучаемыми практических работ Преподаватель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда обучающихся, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени. «5» ставится, если обучающийся: тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа; изделие изготовлено с учетом установленных требований; полностью соблюдались правила техники безопасности. «4» ставится, если обучающийся: допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; в основном правильно выполняются приемы труда; работа выполнялась самостоятельно; изделие изготовлено с незначительными отклонениями; полностью соблюдались правила техники безопасности. «3» ставится, если обучающийся: имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места; отдельные приемы труда выполнялись неправильно; самостоятельность в работе была низкой; изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; не полностью соблюдались правила техники безопасности. «2» ставится, если обучающийся: имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; неправильно выполнялись многие приемы труда; самостоятельность в работе почти отсутствовала; изделие изготовлено со значительными нарушениями требований; не соблюдались многие правила техники безопасности. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Учебные материалы для обучающегося Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 2 класс. М: Просвещение, 2023г.: учебник; рабочая тетрадь. Методические материалы для учителя Федеральная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.); https://ikprao.ru/frc-ovz3/ Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. Авторы: Лутцева Е.А., Зуева Т.П..УМК «Школа России». https://catalog.prosv.ru Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет 1. Сферум. https://sferum.ru 2. Научно – познавательный журнал https://n-shkola.ru/ 3. Электронное приложение к учебнику Лутцева Е.А., Зуева Т.П., ОАО «Издательство «Просвещение», https://media.prosv.ru 4. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. https://uchi.ru/ 5. Официальный сайт «Просвещение». https://prosv.ru/ 6. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ) 2 КЛАСС (1 час в неделю – 34 часа) № 1. Наименование разделов и тем программы Программное содержание Виды деятельности обучающихся Технологии, профессии и производства (8 часов) БЛОК № 1 «Художественная мастерская» (8 часов) Охрана труда. Повторение знаний и Самостоятельно: Техника умений, полученных в — организовывать рабочее место; безопасности. 1 классе. — узнавать и называть материалы, Что ты уже знаешь? Изготовление изделий инструменты и приёмы обработки Изделие. Мастер – из деталей, размеченных по шаблонам. материалов, изученные в 1 классе; бобёр. (оригами) Изготовление изделий — наблюдать, сравнивать и называть в технике оригами. различные материалы, инструменты, технологические операции, средства художественной выразительности; применять ранее освоенное для выполнения практического задания. С помощью учителя: — анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; — делать выводы о наблюдаемых явлениях; — отбирать необходимые материалы для композиций; — изготавливать изделие с опорой на готовый план, рисунки; Методы и формы организации обучения Формы организации обучения: фронтальная. Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной активности: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный. Технология обучения: разноуровневая, ИКТ. 2. Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? Изделие. Аппликация из семян. Знакомство со средствами художественной выразительности: тон, Самостоятельно: — организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); — наблюдать, сравнивать природные Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декортивнохудожественным и конструктивным свойствам. Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов и их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности — оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции). Самостоятельно: — организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); — наблюдать, сравнивать природные материалы по форме и тону; — анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; — осуществлять контроль по шаблону. С помощью учителя: — классифицировать семена по тону, по форме; — сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; — отделять известное от неизвестного; — открывать новые знания и умения, решать конструкторскотехнологические задачи через пробные упражнения (влияние тона деталей и их сочетаний на общий вид композиции); — делать выводы о наблюдаемых явлениях; — составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной активности: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный. Технология обучения: разноуровневая, ИКТ. 3. практических действий и технологических операций; разметка деталей на глаз, по шаблону, выделение деталей (резание ножницами), простейшая обработка деталей (биговка), формообраформа и размер. Подбор семян по тону, по форме. Составление композиций по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных. Самостоятельная разметка по шаблону. Наклеивание семян на картонную основу. Изготовление композиций из семян растений. Какова роль цвета в Знакомство со средством композиции? художественной выразительности — Изделие. Цветы. цветом. (аппликация из Цветовой круг, цветосочетания. бумаги). Упражнение по подбору близких по цвету и контрастных цветов. Использование цвета в картинах художников. Разметка деталей по шаблону. Использование линейки в качестве шаблона. Составление композиций по образцу, собственному замыслу. Обучение — отбирать необходимые материалы для композиций; — изготавливать изделие с опорой на рисунки и план; — осуществлять контроль по шаблону; — оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции). Самостоятельно: наблюдать и сравнивать различные цветосочетания и композиции, анализировать образцы изделия по памятке, открывать новые знания, решать поставленные задачи через пробные упражнения, делать выводы о наблюдаемых изделиях, обобщать, искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, Интернете. С помощью учителя: — классифицировать семена по тону, по форме; Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной активности: проблемный, частично – 4. Какие бывают цветочные композиции? Изделие. Цветы в вазе. умению выбирать правильный план работы из двух предложенных. Изготовление аппликаций, композиций с разными цветовыми сочетаниями материалов. — сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; — отделять известное от неизвестного; — открывать новые знания и умения, решать конструкторскотехнологические задачи через пробные упражнения (влияние тона деталей и их сочетаний на общий вид композиции); поисковый, объяснительно иллюстративный. Технология обучения: разноуровневая, ИКТ. Знакомство с видами композиций: центральная, вертикальная, горизонтальная. Центр композиции. Композиции в работах художников. Упражнение по составлению разных видов композиций из листьев. Подбор цветосочетаний бумаги. Разметка деталей по шаблону. Составление композиции по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных. Изготовление композиций разных видов. Самостоятельно: -знакомиться с разными видами композиции; -учиться видеть композиции в работах художников; -составлять разные виды композиций из листьев; - подбирать цветосочетания бумаги. С помощью учителя: — отбирать необходимые материалы для композиций; — изготавливать изделие с опорой на рисунки и план; — осуществлять контроль по шаблону; — оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции). Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной активности: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный. Технология обучения: разноуровневая, ИКТ. – 5. Как увидеть белое изображение на белом фоне? Изделие. Рыбка. Средства художественной выразительности. Светотень. Сравнение плоских и объёмных геометрических форм. Упражнения по освоению приёмов получения объёмных форм из бумажного листа. Разметка нескольких одинаковых деталей по шаблону, придание объёма деталям, наклеивание за фрагмент, точечно. Использование законов композиции. Составление композиции по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных. Изготовление рельефных композиций из белой бумаги. Самостоятельно: учиться приемам получения объемных форм из бумажного листа, размечать несколько одинаковых деталей по шаблону и придавать им объем, наклеивать за фрагмент, точечно, использовать законы композиции. С помощью учителя: — изготавливать изделие с опорой на рисунки и план; — осуществлять контроль по шаблону; — оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции). Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной активности: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный. Технология обучения: разноуровневая, ИКТ. 6. Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Изделие. Колобок (сюжетная аппликация) Введение понятия «симметрия». Упражнение по определению симметричных (и несимметричных) изображений и предметов. Знакомство с образцами традиционного искусства, выполненными в технике симметричного вырезания. Разметка симметричных деталей складыванием Самостоятельно: организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном, (рационально размещать материалы и инструменты); — наблюдать и сравнивать различные цветосочетания, композиции; — анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; — осуществлять контроль по шаблону; Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной заготовок в несколько слоёв и гармошкой, разметкой на глаз, наклеивание за фрагмент, точечно. Использование законов композиции. Составление композиции по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных. Изготовление композиций из симметричных бумажных деталей. 7. Можно ли сгибать картон. Как? Изделие. Животные африканской саванны. Повторение сведений о картоне (виды, свойства). Освоение биговки. Упражнения по выполнению биговки. Разметка деталей по шаблонам сложных форм. Выполнение биговки по сгибам деталей. Работа в группах по — отбирать необходимые материалы для композиций. С помощью учителя: — сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; — отделять известное от неизвестного; — открывать новые знания и умения, решать конструкторскотехнологические задачи через пробные упражнения (понятие «симметрия», ось симметрии, проверка симметричности деталей складыванием); — делать выводы о наблюдаемых явлениях; — составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; — изготавливать изделие с опорой на рисунки и план; — оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания. Самостоятельно: — соотносить картонные изображения животных и их шаблоны; — анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; — организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном активности: проблемный, частично поисковый, объяснительно иллюстративный. Технология обучения: разноуровневая, ИКТ. – – Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, 4—6 человек. Обсуждение конструкции силуэтов животных, технологий изготовления из деталей. Распределение работы внутри групп с помощью учителя. Работа с опорой на рисунки. Обсуждение результатов коллективной работы. Изготовление изделий сложных форм в одной тематике. (рационально размещать материалы и инструменты); — осуществлять контроль по шаблону; — отбирать необходимые материалы для композиций. С помощью учителя: — использовать полученные знания и умения в схожих сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; — отделять известное от неизвестного; — открывать новые знания и умения, решать конструкторскотехнологические задачи через пробные упражнения (биговка, получение объёмной формы деталей); — делать выводы о наблюдаемых явлениях; — составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; — изготавливать изделие с опорой на рисунки и план; — оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); — проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию; наглядные, практические; по уровню познавательной активности: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный. Технология обучения: разноуровневая, ИКТ. — обобщать (называть) то новое, что освоено; — выполнять данную учителем часть задания, осваивать умение договариваться и помогать друг другу в совместной работе; искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); — осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике. 8. Как плоское превратить в объёмное? Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя. Изделие. Говорящий попугай. О многообразии животного мира, формах клювов и ртов разных животных. Получение объёмных деталей путём надрезания и последующего складывания части детали. Упражнение по изготовлению выпуклой детали клюва. Разметка детали по половине шаблона. Закрепление умения выполнять биговку. Выбор правильных этапов плана из ряда предложенных. Изготовление изделий с использованием вышеуказанного приёма получения объёма с разметкой по половине шаблона. Самостоятельно: учиться получать объемные детали путем надрезания и последующего складывания части детали; - упражняться в изготовлении выпуклой детали клюва, в разметке детали по половине шаблона; -закрепить умение выполнять биговку. -учиться криволинейному сгибанию картона; -упражняться по освоению приема криволинейного сгиба; -закреплять умение выполнять биговку, размечать детали по половине шаблона. С помощью учителя: — использовать полученные знания и умения в схожих сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; — отделять известное от неизвестного; Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной активности: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный. Технология обучения: — открывать новые знания и умения, решать конструкторскотехнологические задачи через пробные упражнения (биговка, получение объёмной формы деталей). 9. Что такое технологические операции и способы? Изделие. Игрушки с пружинками. Технологии ручной обработки материалов (8 ч): — технологии работы с бумагой и картоном Блок № 2 «Чертежная мастерская» (8 ч.) Введение понятия «технологические Самостоятельно: операции». Знакомство с основными — использовать ранее приобретённые технологическими операциями ручной знания и умения в практической работе обработки материалов и способами их (разметка по шаблону, резание выполнения. Задание подобрать ножницами, складывание, наклеивание технологические бумажных деталей); операции и способы их выполнения — анализировать образцы изделий по предложенным готовым изделиям. памятке, понимать поставленную цель; Знакомство с технологической картой. — организовывать рабочее место для Самостоятельное составление плана работы с бумагой и картоном работы. (рационально размещать материалы и Складывание бумажных полосок инструменты); осуществлять контроль пружинкой. Использование ранее по шаблону; освоенных способов — отбирать необходимые материалы разметки и соединения для композиций. деталей. С помощью учителя: Изготовление изделий с деталями, — сравнивать конструкции и сложенными технологии изготовления изделий из пружинкой. одинаковых и разных материалов, находить сходство и различия; разноуровневая, ИКТ. Средства проверки и оценки результатов обучения: разноуровневые задания, практические работы). Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной активности: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный. Технология обучения: разноуровневая, ИКТ. 10. Что такое линейка и что она умеет? Введение понятия «линейка — чертёжный инструмент». Функциональное назначение линейки, разновидности линеек. Проведение прямых линий, измерение отрезков по линейке. Измерение сторон многоугольников. Контроль точности измерений по линейке. Подведение итогов, самоконтроль по — отделять известное от неизвестного, — открывать новые знания и умения, решать конструкторскотехнологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения (понятия «технологические операции», «способы выполнения технологических операций»); — делать выводы о наблюдаемых явлениях; — составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; — выполнять работу по технологической карте; — оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета обобщать (называть) то новое, что освоено. Самостоятельно: — анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; — организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); — осуществлять контроль по шаблонам; — отбирать необходимые материалы для изделий. Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; предложенным вопросам. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Построение прямых линий и отрезков. Измерение отрезков. Измерение сторон геометрических фигур С помощью учителя: — сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; — сравнивать изделия и их чертежи; — отделять известное от неизвестного; — открывать новые знания и умения, решать конструкторскотехнологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения (понятие «чертёж», линии чертежа — контурная, выносная, линия сгиба, как читать чертёж, как выполнять разметку детали по её чертежу, угольник, приёмы работы угольником, циркуль, приёмылем, понятия «круг», окружность», «дуга», «радиус»); — делать выводы о наблюдаемых явлениях; — осваивать умение читать чертежи и выполнять по ним разметку деталей; — составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; — выполнять работу по технологической карте; — осуществлять контроль по линейке, угольнику, циркулю; — оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, по уровню познавательной активности: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный. Технология обучения: разноуровневая, ИКТ. 11. Что такое чертёж и как его прочитать? Изделие Открытка – сюрприз» Введение понятия «чертёж». Линии чертежа: основная, толстая, тонкая, штрихпунктирная с двумя точками. Чтение чертежа. Изделия и их чертежи. Построение прямоугольника от одного прямого угла. Изготовление изделия по его чертежу. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); — проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления; — обобщать (называть) то новое, что освоено; — искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); — уважительно относиться к людям труда и результатам их труда; — осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике. Самостоятельно: — анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; — организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); - учиться строить прямоугольник от одного прямого угла, изготавливать изделие по его чертежу, осваивать умение читать чертеж и выполнять по ним разметку деталей. С помощью учителя: — сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной активности: проблемный, частично – поисковый, Изготовление изделий прямоугольной формы по их чертежам. 12. Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Изделие. Аппликация с плетением. с основой — сравнивать изделия и их чертежи; — отделять известное от неизвестного; — открывать новые знания и умения, решать конструкторскотехнологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения (понятие «чертёж», линии чертежа — контурная, выносная, линия сгиба, как читать чертёж, как выполнять разметку детали по её чертежу. Знакомство с народным Самостоятельно: промыслом плетения - знакомиться с приемом разметки изделий из разных материалов. прямоугольника от двух прямых углов, Знакомство с научиться размечать одинаковые понятиями «ремесленник», «ремёсла», бумажные полоски, закрепить умение названиями ряда ремёсел. чтения чертежа. Ремёсла родного края С помощью учителя: учеников. Знакомство с приёмом — осваивать умение читать чертежи и разметки прямоугольника от двух выполнять по ним разметку деталей; прямых углов. Разметка одинаковых — составлять план предстоящей бумажных полосок. Упражнение по практической работы и работать по разметке полосок из бумаги. составленному плану; Закрепление умения чтения чертежа. — выполнять работу по Плетение из бумажных полосок. технологической карте; Использование ранее освоенных — осуществлять контроль по линейке, способов угольнику, циркулю; разметки и соединения — оценивать результат своей деталей. Составление деятельности (качество изделия: плана работы. Работа точность разметки и вырезания деталей, по технологической аккуратность наклеивания, общая карте. эстетичность; оригинальность: выбор Изготовление изделий цвета, иной формы); объяснительно иллюстративный. Технология обучения: разноуровневая, ИКТ. – Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной активности: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный. Технология обучения: разноуровневая, ИКТ. с плетёными деталями 13. Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Изделие. Блокнотик для записей. Введение понятия «угольник — чертёжный инструмент». Функциональное назначение угольника, разновидности угольников. Контроль прямого угла в изделиях прямоугольной формы. Измерение отрезков по угольнику. Порядок построения прямоугольника по угольнику. Упражнение в построении прямоугольника по угольнику. Контроль точности отложенных размеров по угольнику. Закрепление умения чтения чертежа. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделий с основой прямоугольной формы с помощью угольника по их чертежам. — проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления; — обобщать (называть) то новое, что освоено. Самостоятельно: - учиться контролировать прямой угол в изделиях прямоугольной формы, измерять отрезки по угольнику; -учить порядок построения прямоугольника по угольнику, упражняться в этом. С помощью учителя: — осваивать умение читать чертежи и выполнять по ним разметку деталей; — составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; — выполнять работу по технологической карте; — осуществлять контроль по линейке, угольнику, циркулю; — оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); — проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления; Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной активности: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный. Технология обучения: разноуровневая, ИКТ. 14. Можно ли без шаблона разметить круг? 15. 16. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Изделие. Игрушки из конусов. Проверим себя. Введение понятий: «циркуль — чертёжный инструмент», «круг», «окружность», «дуга», «радиус». Функциональное назначение циркуля, его конструкция. Построение окружности циркулем. Откладывание радиуса окружности циркулем по линейке. Построение окружности заданного радиуса. Контроль размера радиуса с помощью циркуля и линейки. Упражнение в построении окружностей. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Изготовление изделий с круглыми деталями, размеченными с помощью циркуля. Знакомство с чертежом круглой детали. Соотнесение детали и её чертежа. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической — обобщать (называть) то новое, что освоено; Самостоятельно: -учиться строить окружность циркулем, откладывать радиус окружности циркулем по линейке, строить окружность заданного радиуса. С помощью учителя: — сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; — сравнивать изделия и их чертежи; — отделять известное от неизвестного; — открывать новые знания и умения, решать конструкторскотехнологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения. Самостоятельно: - знакомиться с чертежом круглой детали, научиться соотносить детали с их чертежом; -учиться строить окружность циркулем, откладывать радиус окружности циркулем по линейке, строить окружность заданного радиуса. С помощью учителя: Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной активности: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный. Технология обучения: разноуровневая, ИКТ. Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов. Изготовление изделий из кругов, размеченных с помощью циркуля, и частей кругов, из деталей прямоугольных форм, размеченных с помощью угольника и линейки. Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме. 17. Какой секрет у подвижных игрушек? Изделие. Игрушки – качалки. — сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; — сравнивать изделия и их чертежи; — отделять известное от неизвестного; — открывать новые знания и умения, решать конструкторскотехнологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения. знакомиться с чертежом круглой детали, научиться соотносить детали с их чертежом. Конструирование и моделирование (10 ч): Блок № 3 «Конструкторская мастерская» (10 ч) Введение понятий «подвижное и Самостоятельно: неподвижное — анализировать образцы изделий по соединение деталей», памятке, понимать поставленную цель; «шарнир», «шило». — организовывать рабочее место для Приёмы безопасной работы шилом и работы с бумагой и картоном его хранение. Упражнение в (рационально размещать материалы и пользовании шилом, инструменты); прокалывание отверстий — осуществлять контроль по шаблонам, шилом. Шарнирное со линейке, угольнику. единение деталей по С помощью учителя: принципу качения детали. — сравнивать конструктивные Использование ранее особенности схожих изделий и освоенных способов разметки и технологии их изготовления; соединения деталей. Составление — классифицировать изделия и машины плана работы. Работа по (по конструкции, назначению, технологической карте. функциям); Изготовление изделий — отделять известное от неизвестного; по уровню познавательной активности: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный. Технология обучения: разноуровневая, ИКТ. Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной активности: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный. с шарнирным механизмом по принципу — открывать новые знания и умения, качения детали. решать конструкторскотехнологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения, испытания (виды и способы соединения деталей разных изделий, приёмы работы шилом, доступные шарнирные механизмы, соединительные материалы, понятие «щелевой замок», понятие «макет машины»); — делать выводы о наблюдаемых явлениях; составлять план предстоящей практической работы, работать по составленному плану; — отбирать необходимые материалы для изделий; — выполнять работу по технологической карте; — осуществлять контроль по линейке, угольнику, циркулю; — оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); — проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления; — обобщать (называть) то новое, что освоено; Технология обучения: разноуровневая, ИКТ. 18. Как из неподвижно й игрушки сделать подвижную? Изделие. Подвижные игрушки. Введение понятий «разборная конструкция», «неразборная конструкция». Расширение знаний о шарнирном механизме. Пробные упражнения изготовления шарнирного механизма по принципу вращения. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов. Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу вращения. — искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); — уважительно относиться к людям разного труда и результатам их труда, к защитникам Родины, к близким и пожилым людям, к соседям и др. Самостоятельно: — анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; — организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); -расширять знания о шарнирном механизме, упражняться в изготовлении шарнирного механизма по принципу вращения, закреплять ранее освоенные способы разметки и соединения деталей. С помощью учителя: — сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; — классифицировать изделия и машины (по конструкции, назначению, функциям); — отделять известное от неизвестного; — открывать новые знания и умения, решать конструкторскотехнологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения, испытания (виды и способы соединения деталей разных Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной активности: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный. Технология обучения: разноуровневая, ИКТ. 19. 20. Ещё один способ сделать игрушку подвижной. Изделие. Игрушки – дергунчики. Расширение знаний о шарнирном механизме. Пробные упражнения по изготовлению шарнирного механизма по принципу марионетки (игрушки «дергунчики»). Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов. Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу марионетки — «дергунчик». изделий, приёмы работы шилом, доступные шарнирные механизмы, соединительные материалы, понятие «щелевой замок», понятие «макет машины»). Самостоятельно: анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); расширять представления о шарнирном механизме, упражняться в изготовлении шарнирного механизма по принципу игрушки-«дергунчик», использовать ранее освоенные способы разметки и соединения деталей. С помощью учителя: — сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; — классифицировать изделия и машины (по конструкции, назначению, функциям); — отделять известное от неизвестного; — открывать новые знания и умения, решать конструкторскотехнологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения, испытания. Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной активности: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный. Технология обучения: разноуровневая, ИКТ. 21. Что заставляет вращаться винт – пропеллер? Изделие «Пропеллер» Об использовании пропеллера в технических устройствах, машинах. Назначение винта (охлаждение, увеличение подъёмной силы, вращение жерновов мельницы). Разметка деталей по чертежу. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов. Изготовление изделий, имеющих пропеллер, крылья (мельница). Самостоятельно: анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); узнать об использовании и назначении пропеллера и винта в технических устройствах, машинах; тренироваться в разметке деталей по чертежу; расширить общее представление об освоении человеком неба, повторить знания об основных конструктивных частях самолета, размечать детали по сетке. С помощью учителя: — сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; — классифицировать изделия и машины (по конструкции, назначению, функциям); — отделять известное от неизвестного; — открывать новые знания и умения, решать конструкторскотехнологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения, испытания . Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной активности: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный. Технология обучения: разноуровневая, ИКТ. 22. Можно ли соединить детали без соединительных материалов? Изделие «Самолёт» Введение понятий «модель», «щелевой замок». Общее представление об Самостоятельно: истории освоения неба человеком. анализировать образцы изделий Основные конструктивные части по памятке, понимать поставленную самолёта. цель; Разметка деталей по организовывать рабочее место сетке. Сборка деталей для работы с бумагой и картоном модели щелевым зам(рационально размещать материалы и ком. Проверка конструкции в действии. инструменты); Внесение коррективов. узнать об использовании и назначении Изготовление модели самолёта. Сборка пропеллера и винта в технических щелевым замком. устройствах, машинах; тренироваться в разметке деталей по чертежу; расширить общее представление об освоении человеком неба, повторить знания об основных конструктивных частях самолета, размечать детали по сетке. С помощью учителя: — сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; — классифицировать изделия и машины (по конструкции, назначению, функциям); — отделять известное от неизвестного; — открывать новые знания и умения, решать конструкторскотехнологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения, испытания (виды Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной активности: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный. Технология обучения: разноуровневая, ИКТ. 23. День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? Изделие. Поздравительная открытка. 24. Как машины помогают человеку? Изделие. Макет автомобиля. и способы соединения деталей разных изделий, приёмы работы шилом, доступные шарнирные механизмы, соединительные материалы, понятие «щелевой замок», понятие «макет машины»). Общее представление Самостоятельно: об истории вооружения расширить представление об армий России в разные времена. О истории вооружения армии России в профессиях разные времена, о женских профессиях женщин в современной современной российской армии.; российской армии. Разметка деталей по размечать детали по чертежу. чертежу. Составление плана работы. С помощью учителя: Работа по технологической карте. — сравнивать конструктивные Изготовление изделия особенности схожих изделий и на военную тематику технологии их изготовления; (например, открытки — классифицировать изделия и со вставками). машины (по конструкции, назначению, функциям); — отделять известное от неизвестного; — открывать новые знания и умения, решать конструкторскотехнологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения Введение понятий «макет», «развёртка». Общее представление о видах транспорта трёх сфер (земля, вода, небо). Спецмашины. Назначение машин. Самостоятельно: расширять представление о специальном транспорте и его назначении, тренироваться в сборке модели по ее развертке. Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной активности: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный. Технология обучения: разноуровневая, ИКТ. Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная. 25. Поздравляем женщин и девочек. Изделие. Открытка к 8 марта. Сборка модели по её готовой развёртке. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление моделей машин по их развёрткам. С помощью учителя: — сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; — классифицировать изделия и машины (по конструкции, назначению, функциям); — отделять известное от неизвестного; — открывать новые знания и умения, решать конструкторскотехнологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения. Представление о важности общения с родными и близкими, о проявлении внимания, о поздравлениях к праздникам, о способах передачи информации, об открытках, истории открытки. Повторение разборных и неразборных конструкций. Получение объёма путём надрезания и выгибания части листа. Сравнение с ранее освоенным сходным приёмом (клювы). Использование ранее освоенных знаний и умений. Составление плана ра- Самостоятельно: расширить представление о важности общения с родными, о проявлении внимания, о способах передачи информации в открытках, истории открыток. повторить при изготовлении изделия разборные и неразборные конструкции, способы получения объема. Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной активности: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный. Технология обучения: разноуровневая, ИКТ. Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной С помощью учителя: активности: — сравнивать конструктивные проблемный, особенности схожих изделий и частично – технологии их изготовления; поисковый, боты. Работа по технологической карте. Изготовление поздравительных открыток с использованием разметки по линейке или угольнику и других ранее освоенных знаний и умений. 26. Что интересного в работе архитектора? Наши проекты. Проверим себя. Представление о работе архитектора, об архитектуре. Использование архитектором средств художественной выразительности. Познакомить с отдельными образцами зодчества. Наши проекты. Макет города. Работа в группах по 4— 6 человек. Распределение работы внутри групп с помощью учителя. Обсуждение конструкций макетов зданий, технологий их изготовления. Изготовление деталей деревьев, кустарников. и заборов складыванием заготовок. Работа с опорой на технологические карты. Обсуждение результатов коллективной работы. Изготовление макета родного города или города мечты. — классифицировать изделия и машины (по конструкции, назначению, функциям); — отделять известное от неизвестного; — открывать новые знания и умения, решать конструкторскотехнологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения. Самостоятельно: получить и расширить знания об архитекторах и использовании в архитектуре средств художественной выразительности; познакомиться с отдельными образцами в зодчестве. С помощью учителя: — сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; — классифицировать изделия и машины (по конструкции, назначению, функциям); — отделять известное от неизвестного; — открывать новые знания и умения, решать конструкторскотехнологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения. объяснительно иллюстративный. Технология обучения: разноуровневая, ИКТ. – Формы организации обучения: коллективная работа. Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной активности: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный. Технология обучения: разноуровневая, ИКТ. Средства проверки и оценки результатов обучения: разноуровневые Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме. 27. Какие бывают ткани? Изделие. Одуванчик (ватные диски) Технологии ручной обработки материалов (6ч) Блок № 4 «Рукодельная мастерская» (6ч) Ткачество и вязание. Ткани и трикотаж. Их С помощью учителя: строение, свойства. Не— наблюдать и сравнивать ткань, тканые материалы (флизелин, трикотажное полотно, нетканые синтепон, ватные диски), их строение и материалы (по строению и материалам свойства. Использование основ), нитки, пряжу, вышивки, образцы тканей, трикотажа, нетканых тканей натурального происхождения, материалов. конструктивные особенности изделий, Профессии швеи и вязальщицы. технологические последовательности Разметка на глаз и по шаблонам. изготовления изделий из ткани и других Точечное клеевое соединение деталей, материалов; биговка. Составление плана работы. — классифицировать изучаемые Работа по технологической карте. материалы (нетканые, ткани, Изготовление изделий из нетканых трикотажное полотно) по способу материалов (ватных дисков, изготовления, синтепона). нитям основ; нитки по назначению и происхождению, изучаемые материалы по сырью, из которого они изготовлены; — отделять известное от неизвестного; — открывать новые знания и умения, решать конструкторскотехнологические задачи через наблюдения, обсуждения, исследование (ткани и трикотаж, нетканые полотна ткани, виды ниток и их назначение, лекало, разметка по лекалу, способы задания, практические работы). Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной активности: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный. Технология обучения: разноуровневая, ИКТ. 28. Какие бывают нитки? Как они используются? соединения деталей из ткани, строчка косого стежка и её варианты); — делать выводы о наблюдаемых явлениях; — составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; — выполнять работу по технологической карте; — оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); — проверять изделие в действии; — корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления; — обобщать (называть) то новое, что освоено; — искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых уважительно относиться к труду мастеров; — осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике. Виды ниток: шёлковые, мулине, Самостоятельно: Формы организации швейные, пряжа. Их использование. анализировать образцы изделий обучения: Происхождение фронтальная, по памятке; шерстяных ниток — индивидуальная. Изделие. Птичка из помпона. пряжи. Изготовление пряжи — прядение. Отображение древнего ремесла прядения в картинах художников. Изготовление колец для помпона с помощью циркуля. Чтение чертежа. Изготовление помпона из пряжи. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделий, частью которых является помпон . организовывать рабочее место для работы с текстилем (рационально размещать материалы и инструменты); осуществлять контроль по шаблонам и лекалам. узнавать о видах, происхождении ниток и их использовании; учиться узнавать в картинах художников отображение древнего ремесла- прядения; учиться изготовлять кольца для помпона с помощью циркуля, делать чертеж; изготовлять помпон из пряжи. С помощью учителя: — наблюдать и сравнивать ткань, трикотажное полотно, нетканые материалы (по строению и материалам основ), нитки, пряжу, вышивки, образцы тканей натурального происхождения, конструктивные особенности изделий, технологические последовательности изготовления изделий из ткани и других материалов; — классифицировать изучаемые материалы (нетканые, ткани, трикотажное полотно) по способу изготовления, нитям основ; нитки по назначению и происхождению, изучаемые материалы по сырью, из которого они изготовлены; Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной активности: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный. Технология обучения: разноуровневая, ИКТ. 29. Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Изделие. Подставка. Виды натуральных тканей: хлопчатобумажные, шёлковые, льняные, шерстяные. Их происхождение. Сравнение образцов. Свойства тканей. Поперечное и продольное направление нитей тканей. Лицевая и изнаночная сторона тканей. Способы соединения деталей из ткани. Нанесение клейстера на большую тканевую поверхность. Изготовление изделий, требующих наклеивания ткани на картонную основу. получать и расширять общее представление о видах натуральных тканей, их свойствах; -учиться узнавать разные виды тканей, различать их; -узнавать о способах соединения деталей из ткани путем нанесения клейстера на большую тканевую поверхность. 30. 31. Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? Вышивки разных народов. Их сходство Самостоятельно: и различия. Повторение знакомиться с вышивкой разных понятий «строчка», народов, видеть ее сходство и различие; «стежок», правил пользования иглой и повторять правила пользования швейными булавками. иглой и булавками; Строчка косого стежка и её варианты. упражняться в выполнении Пробное упражнение в выполнении пробных упражнений по вышивке строчки косого стежка и крестика. строчки косого стежка и крестика, Безузелковое закрепление нитки на учиться безузелковому ткани. Канва — ткань для вышивания закреплению нити на ткани. крестом. С помощью учителя: Изготовление изделий Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной активности: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный. Технология обучения: разноуровневая, ИКТ. Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной активности: с вышивкой крестом. 32. Как ткань превращается я в изделие? Лекало. Изделие. Футляр для мобильного телефона. — наблюдать и сравнивать ткань, трикотажное полотно, нетканые материалы (по строению и материалам основ), нитки, пряжу, вышивки, образцы тканей натурального происхождения, конструктивные особенности изделий, технологические последовательности изготовления изделий из ткани и других материалов; — классифицировать изучаемые материалы (нетканые, ткани, трикотажное полотно) по способу изготовления, нитям основ; нитки по назначению и происхождению, изучаемые материалы по сырью, из которого они изготовлены; — обобщать (называть) то новое, что освоено; — искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых уважительно относиться к труду мастеров; — осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике. Введение понятия «лекало». Самостоятельно: Технологические расширить представление о операции изготовления технологических операциях изделий из ткани, их изготовления изделий из ткани; особенности. Особенности резания -тренироваться в разметке ткани и разметки деталей кроя деталей кроя по лекалу, резанию тканей, проблемный, частично поисковый, объяснительно иллюстративный. Технология обучения: разноуровневая, ИКТ. – – Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: (по источнику по лекалу. Сравнение технологий изготовления изделий из разных материалов. Корректировка размера лекала в соответствии с размером предмета, для которого изготавливается футляр. Пришивание бусины. Соединение деталей кроя изученными строчками. Изготовление изделий, размеченных по лекалам и соединённых изученными ручными строчками. 33. 34. Поиск информации. Интернет как источник информации. Безопасность. в сети Интернет. соединении деталей кроя изученными строчками, пришиванию бусины. С помощью учителя: — наблюдать и сравнивать ткань, трикотажное полотно, нетканые материалы (по строению и материалам основ), нитки, пряжу, вышивки, образцы тканей натурального происхождения, конструктивные особенности изделий, технологические последовательности изготовления изделий из ткани и других материалов. Информационно-коммуникативные технологии (2 ч) Демонстрация учителем готовых Самостоятельно: материалов на информационных осуществлять поиск носителях. информации, в том числе в Интернете Поиск информации. Интернет как под руководством взрослого; источник информации. анализировать по предложенному плану готовые материалы, представленные учителем на информационных носителях. С помощью учителя: понимать информацию, представленную в учебнике в разных формах; воспринимать книгу как источник информации. знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной активности: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный. Технология обучения: разноуровневая, ИКТ. Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по уровню познавательной активности: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный. Технология обучения: разноуровневая, ИКТ.