СОГЛАСОВАНА Педагогическим советом МБОУ СОШ №149 (протокол от 29.08.2024 №1) УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ СОШ№ 149 от 29.08.2024 №143 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы № 149 Екатеринбург 2024 ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ......................................................................... 3 Общая характеристика курса «Логопедические занятия» ....................3 Цель и задачи курса ................................................................................3 Особенности построения курса ..............................................................4 Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании курса .............................................4 Место курса в учебном плане .................................................................5 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ ............................................................... 6 1 КЛАСС ..................................................................................................6 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС ...........................................................7 2 КЛАСС ..................................................................................................7 3 КЛАСС ..................................................................................................8 4 КЛАСС ..................................................................................................9 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» ................................................................. 10 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ............................................................ 12 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Коррекционный курс «Логопедические занятия» является обязательной частью коррекционно-развивающей области учебного плана при реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР. Он обеспечивается логопедическим сопровождением и направлен на преодоление и/или ослабление речевых нарушений у обучающихся 1–4 классов, получающих образование в соответствии с АООП НОО для обучающихся с ЗПР в МБОУ СОШ № 149. Общая характеристика курса «Логопедические занятия» Содержание курса «Логопедические занятия» определяется исходя из требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и направлено на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, препятствующих освоению программы. Курс является обязательной частью АООП НОО для обучающихся с ЗПР и реализуется на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Курс реализуется учителем-логопедом во внеурочной деятельности на индивидуальных и/или подгрупповых/групповых коррекционно-развивающих занятиях. Значительный разброс и неоднородность состояний при ЗПР, обусловленные разной степенью выраженности парциальной недостаточности высших психических функций и различными вариантами сочетания сохранных и нарушенных функций и познавательных процессов, определяют необходимость дифференцированного подхода к обучающимся в процессе реализации курса. Предусматривается гибкость выбора тематического каркаса с учетом типологических особенностей группы школьников с ЗПР. Цель и задачи курса Цель курса заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон устной речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи, профилактике и коррекции нарушений письменной речи. Целевой ориентир курса «Логопедические занятия» предполагает развитие у обучающихся с ЗПР не только речевых умений и навыков, но и навыков социальной (жизненной) компетенции. Задачи курса: коррекция и развитие звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи); восполнение дефицитов в формировании фонематических процессов; пополнение, расширение и уточнение пассивного и активного словаря; коррекция нарушений/недостатков грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования); формирование и развитие связной речи, диалогической и монологической форм речи; формирование и развитие коммуникативной функции речи; профилактика и коррекция нарушений чтения и письма; развитие зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений; 3 расширение представлений об окружающей действительности; обогащение речевого опыта, способствующего развитию познавательных процессов. Курс «Логопедические занятия» реализуется на протяжении всего уровня начального общего образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать/минимизировать имеющиеся у обучающихся с ЗПР речевые нарушения, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативные навыки. Особенности построения курса Особенностью построения курса «Логопедические занятия» является индивидуально-ориентированное логопедическое сопровождение с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, их индивидуальных особенностей и возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и ППк). Содержание коррекционного курса включает в себя следующие модули: 1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи. 2. Развитие лексико-грамматической стороны речи. 3. Формирование связной речи. Основы коммуникации. Содержание коррекционного курса учителя-логопеда определяется в строгом соответствии с требованиями к результату изучения учебных предметов «Обучение грамоте», «Русский язык» и основывается на использовании учебного материала. Продолжительность и интенсивность занятий определяются индивидуально с учетом рекомендаций ПМПк и ППк, 1 раз в неделю. Ориентировочная продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и не должна превышать: • для группового занятия – 40 минут; • для подгруппового занятия – 30–40 минут; • для индивидуального занятия – 20–30 минут. Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании курса В логопедической работе с младшими школьниками с ЗПР исключительно важно формировать положительную мотивацию к речевому взаимодействию, способность ориентироваться в заданиях, развивать навыки анализа и синтеза (на речевом материале), учить обдумывать и планировать предстоящую деятельность, следить за правильностью ее выполнения, рассказывать о проделанном и адекватно оценивать результат деятельности. На логопедических занятиях обучающиеся с ЗПР выполняют различные устные и письменные задания, направленные на звуковой анализ слова, учатся различать звуки и буквы, соединять звуки и слоги в слова, выстраивать фразы, составлять связные высказывания, что способствует развитию устной и письменной речи. Обучающихся с ЗПР необходимо максимально развернуто знакомить с новым материалом, используя при этом доступные алгоритмы, определяющие порядок 4 выполнения действий. Например, могут применяться пошаговая памятка или знаковосимволическая карточка с этапами выполнения заданий. При изучении звуков и букв полезно задействовать различные анализаторы: слуховой, зрительный, кинестетический (написание букв в воздухе, принятие телесной позы, сходной с изучаемой буквой, написание букв на сыпучем материале (песке, манке и т. п.), поиск буквы в «зашумленном» изображении). На логопедических занятиях обучающиеся выкладывают графические схемы фишками и полосками; работают с разрезной азбукой, слоговыми таблицами, абаком и пр. Активно используются упражнения, способствующие стимулированию познавательной активности, развитию мыслительных операций на речевом материале (выделение четвертого лишнего, ребусы, анаграммы и др.), с учетом достигнутого уровня познавательной деятельности (при низком уровне задания предлагаются преимущественно на иллюстративном материале). Для автоматизации формируемого навыка, упрочения связей между языковыми единицами необходимо систематически повторять и закреплять пройденный материал, используя приемы актуализации имеющихся знаний (визуальную опору, памятку). Применяемый на занятиях словарный материал следует уточнять, пополнять, расширять путем соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира при активном использовании интернет-ресурсов. Следует учить детей самостоятельно находить необходимую информацию, используя для этого разные источники (словарь, интернет, энциклопедию). При обучении звуко-буквенному анализу работа выстраивается пошагово, начиная с выделения звуков в слове, и лишь потом используется моделирование звукового состава слова (с последующим декодированием). Следует учить обучающихся с ЗПР осознавать возникающие трудности и при их наличии обращаться за помощью. При необходимости следует облегчать техническую сторону выполнения письменных заданий (письмо в тетрадях с сетчатой разлиновкой, обозначение точками интервалов между буквами (слогами), обводка пунктирных изображений букв, слогов, слов, использование определенных обозначений. Место курса в учебном плане Коррекционный курс «Логопедические занятия» является частью программы коррекционной работы и обязателен для изучения. В соответствии с учебным планом ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР на изучение курса отводится 1 час в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на 33 часа для обучающихся 1-ых классов и на 34 часа для обучающихся 2–4-ых классов (1 час занятий в неделю, 33–34 учебные недели в году). 5 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ 1 КЛАСС Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» Дифференциация речевых и неречевых звуков. Образование и различение звуков по артикуляционным и акустическим характеристикам. Уточнение артикуляционных укладов гласных и согласных звуков. Коррекция и развитие звукопроизношения. Определение места звука в слогах и словах. Определение количества, последовательности звуков в слове. Закрепление и различение образа печатных и письменных букв. Развитие зрительного внимания и восприятия на материале букв и предметных картинок. Развитие пространственно-временных представлений. Сравнение и различение согласных звуков: сонорных и шумных, звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих, взрывных и щелевых. Условно-графические обозначения звуков, составление схемы слога и слова. Слогообразующая роль гласного звука. Определение слоговой структуры слова путем ориентировки на гласные звуки. Сравнение слов с разным количеством слогов. Слоги прямые и обратные (СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС). Графические схемы прямых и обратных слогов. Деление слова на слоги. Подсчет количества слогов. Составление слов из прямых и обратных слогов. Чтение прямых и обратных слогов с использованием слоговой таблицы. Работа с ударением, его смыслоразличительная и фонетическая роль. Составление графических схем слогового состава слова с выделением места ударного и безударного слогов (Х-х; х-Х; Х-х-х; х-х-Х). Правописание гласных А, У, И в буквосочетаниях ща, щу, ча, чу, жи, ши. Формирование и развитие навыков письма и чтения, профилактика специфических ошибок. Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» Выделение слова из речевого потока. Соотнесение слова и предмета (словапредметы). Соотнесение слова и названия действия (слова-действия). Соотнесение слова и признака (слова-признаки), подбор слов, обозначающих признаки. Активизация и обогащение словаря по лексическим темам. Работа с синонимами и антонимами. Отработка форм множественного и единственного числа существительных. Образование новых слов различными способами по образцу, по словесной инструкции, с опорой на картинки (с помощью суффиксов – образование слов с уменьшительноласкательным значением, названий детенышей птиц и животных, слов-признаков от слов-предметов; с помощью приставок – образование глаголов совершенного вида). Формирование и развитие навыков письма и чтения, профилактика специфических ошибок. Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» Различение слова и предложения. Составление предложений с использованием слов, обозначающих предметы, действия, признаки (с опорой на образец и картинки). Работа с деформированным предложением и текстом. Моделирование коммуникативных ситуаций с использованием формул речевого этикета. Составление коротких описательных рассказов на заданную тему с опорой на образец. Составление коротких повествовательных текстов с опорой на сюжетные картинки, по опорным словам. Списывание предложений и короткого текста. Формирование и развитие навыков письма и чтения, профилактика специфических ошибок. 6 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» Коррекция и развитие звукопроизношения. Дифференциация гласных и согласных звуков, различение звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков. Узнавание «зашумленных» букв (перечеркнутых, наложенных друг на друга). Отработка заглавных букв. Опознание правильно и зеркально изображенных печатных и рукописных букв. Развитие зрительного внимания и восприятия на материале букв и предметных картинок. Развитие пространственно-временных представлений. Дифференциация похожих гласных букв: А-О, О-У, И-У. Дифференциация похожих гласных и согласных букв: И-Ш, И-Ц, З-Е, С-Э, С-Е, У-Ч, Л-А, А-Д, Л-Я. Звуковой и слоговой анализ слова. Профилактика фонематических, оптических и кинетических ошибок. Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» Воспроизведение слого-ритмической структуры слова с опорой на графические схемы. Уточнение значений слов при изменении позиции ударного слога. Многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Отработка навыков согласования имени существительного и имени прилагательного, составления словосочетаний. Профилактика аграмматизма на письме. Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» Составление, запись и прочтение коротких предложений. Различение интонационных характеристик разных предложений (вопросительных, восклицательных). Составление распространенных предложений по вопросам педагога. Развитие диалогической речи (моделирование диалогов на заданную тему с использованием вежливых слов). Составление рассказа-описания с опорой на план. Чтение и пересказ коротких текстов / рассказов, содержащих диалоги персонажей. 2 КЛАСС Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» Отработка и развитие произношения. Упражнение в различении и опознании букв, соответствующих гласным и согласным звукам. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Уточнение представлений о слогообразующей функции гласных звуков. Уточнение акустико-артикуляционных характеристик твердых и мягких звуков, дифференциация согласных. Обозначение на письме мягких и твердых согласных. Отработка и закрепление умений делить слова на слоги, определять звуковой состав слогов. Формирование навыка слогового деления слова, определение количества звуков и слогов на слух. Придумывание слов на заданный слог. Конструирование слов из предложенных слогов. Составление графических схем. Работа со слоговыми таблицами для отработки техники чтения. Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» Различение слов: слово-предмет (одушевленные – неодушевленные), словопризнак, слово-действие. Слово и его значение. Работа со словами-паронимами. Прямое и переносное значение слова. Многозначные слова. Подбор однокоренных 7 (родственных) слов. Обогащение словаря синонимами и антонимами. Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик-, -чик-, очк-, -ечк-, -ц-, -иц-), суффикса -ниц- со значением вместилища, суффиксов (-тель-, чик-, -щик-, -льщик-, -чик-, -ник-) для образования названий профессий, названий детенышей животных и птиц. Работа со словарными словами. Образование притяжательных прилагательных в мужском, женском и среднем родах. Образование качественных прилагательных с суффиксами: -н-, -лив- в мужском, женском и среднем родах. Образование относительных прилагательных с суффиксами -ов-/-ев- /-н-/-енн-/ск-/-ян-/-ан-. Образование глаголов с помощью приставок (в-, вы-, при-, от-, у-, пере-), суффиксов (-ыва-, -ова-, -а-, -я-, -и-, -е-, -л-). Употребление и написание глаголов с частицей НЕ. Местоимение. Согласование слов в числе и роде, составление словосочетаний с использованием алгоритма, карточек-подсказок. Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» Составление предложений из предложенных слов, данных в начальной форме. Составление распространенных предложений по вопросам. Выделение главных членов предложения по вопросам. Развитие диалогической и монологической речи. Работа с разными текстами (повествованием, описанием, рассуждением). Определение главной мысли текста, озаглавливание. Определение количества слов в предложении; количества предложений в тексте. Конструирование предложений с однородными членами. Составление описательных и повествовательных рассказов по опорным словам и плану. Составление рассказа по предложенному началу. Чтение и определение последовательности частей текста. Работа над пониманием прочитанного текста. Работа с деформированным текстом: нахождение лишних частей текста, составление связного текста. 3 КЛАСС Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» Отработка четкого произношения. Уточнение характеристик смешиваемых фонем, различение букв (по оптическому и кинетическому сходству). Дифференциация звуков на речевом материале с постепенным усложнением (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте). Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» Различение приставок и предлогов. Отработка слов с глухими и звонкими согласными в корне. Слова с непроизносимым согласным звуком в корне (способы проверки). Работа со словарными словами. Число и род имен существительных. Отработка предложно-падежных конструкций, склонение имени существительного и имени прилагательного. Личные местоимения. Согласование глагола с именем существительным в числе, роде, изменение глаголов по времени. Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» Работа с условно-графическими схемами предложений. Работа с деформированным предложением. Работа с текстом. Определение границ и количества предложений в тексте, количества слов в предложении. Работа на уровне предложения: составление / завершение предложений, дописывание подходящих слов (с использованием опорных слов), исключение лишних слов, редактирование и распространение предложений, нахождение главных членов предложения. Работа на 8 уровне текста: озаглавливание, составление плана, нахождение лишних предложений в тексте, сочинение продолжения текста. 4 КЛАСС Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» Отработка четкого произношения. Уточнение характеристик смешиваемых фонем, различение букв (по оптическому и кинетическому сходству). Дифференциация звуков на речевом материале с постепенным усложнением (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте). Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» Обогащение номинативного словаря. Различение и употребление синонимов, антонимов, омонимов. Работа со словарными словами. Отработка навыков словоизменения, практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа. Отработка падежных форм существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Употребление несклоняемых имен существительных. Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании слова. Тренировка в языковом анализе. Уточнение лексического и грамматического значения слова. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Образование и правописание сложных слов с соединительными гласными О-Е. Развитие навыков приставочного словообразования. Практическое употребление слов с приставками пространственного значения, временного значения и многозначными приставками. Различение предлогов и приставок. Согласование с прилагательными (в роде, числе). Соотнесение предмета и признака в различных предложно-падежных конструкциях. Отработка распознавания глаголов, изменения глаголов по числам и временам, глаголов прошедшего времени в единственном числе по родам. Согласование глагола с именем существительным в числе, роде, изменение глаголов по времени. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Употребление и правописание числительных. Определение числа и рода местоимения. Упражнение в использовании и склонении личных местоимений с предлогами и без. Преодоление / минимизация аграмматизма в устной речи и на письме. Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» Соотнесение предложений с графической схемой. Построение сложных предложений с однородными членами (с опорой на образец и схему). Конструирование предложений с однородными членами с союзами и, а, но (с опорой на образец и схему). Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: словосочетание – предложение – текст. Согласование слов в предложении, выделение границ предложения на письме. Закрепление умения составлять и записывать предложения, пересказывать и составлять тексты различного типа с вежливыми словами приветствия, прощания, просьбы, благодарности, используемыми при извинении или отказе. Выделение в тексте основной мысли, озаглавливание. Связь между частями текста. Составление плана текста. Различение особенностей текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения, смешанного текста. Письменное изложение короткого текста по плану. Написание мини-сочинения 9 по картинке, по серии сюжетных картинок, на заданную тему с предварительной подготовкой (с помощью педагога). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» самостоятельно обращать внимание на звуковую сторону речи; иметь представления о правильных артикуляционных укладах нарушенных звуков; различать правильное и неправильное звукопроизношение в речевом потоке; дифференцировать звуки и буквы: различать гласные (ударные и безударные) и согласные (звонкие и глухие звуки, твердые и мягкие звуки); распознавать звуки по артикуляции, опознавать буквы и соотносить со звуками; обозначать мягкость согласных на письме; составлять графические схемы слов; выделять ударный и безударный слоги; уметь правильно произносить все автоматизированные звуки во всех ситуациях общения или минимизировать ошибки произношения; определять количество и последовательность звуков в слове; различать слова, отличающиеся одним или двумя звуками; правильно произносить и писать слова без специфических ошибок или минимизируя их (в рамках изученного программного материала начальных классов). Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» выделять и различать части слова: основу, корень, приставку, суффикс, окончание; образовывать изученные части речи при помощи суффиксов и приставок (по образцу); конструировать словосочетания и предложения из предложенных слов; различать грамматически правильные и неправильные словосочетания; уметь сравнивать и анализировать формы слова в словосочетании; оперировать в процессе общения активной лексикой, использовать изученные части речи; соблюдать на письме изученные орфографические правила, правильно произносить и писать слова без специфических ошибок или минимизируя их (в рамках изученного программного материала 1–4 классов). Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» участвовать в простых диалогах; обращаться за помощью при затруднениях, формулировать просьбу; выражать словами свои намерения, пожелания, опасения и пр.; соотносить предложение с графической схемой; 10 конструировать простые и сложные предложения с однородными членами, с союзами и, а, но (с опорой на образец и схему); устанавливать в сложных предложениях причинно-следственные связи; дифференцировать понятия: словосочетание — предложение — текст; согласовывать слова в предложении, выделять границы предложения на письме; определять главную мысль текста; озаглавливать текст; пересказывать и составлять тексты различного типа с вежливыми словами приветствия, прощания, просьбы, благодарности, используемыми при извинении или отказе; устанавливать связь между частями текста; составлять план текста; различать особенности текста-повествования, текста-описания, текстарассуждения, смешанного текста; писать изложение короткого текста по плану; составлять сочинения по картинке, по серии сюжетных картинок, на заданную тему с предварительной подготовкой (с помощью педагога). 11 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Коррекционный курс «Логопедические занятия» является частью программы коррекционной работы и обязателен для изучения. Программа курса строится по модульному принципу, который позволяет максимально индивидуализировать ее содержание в соответствии с особенностями обучающихся. Количество часов на изучение каждого модуля может варьироваться – уменьшаться или увеличиваться при сохранении общего объема часов на весь курс. Помимо этого, учитель-логопед может значительно редуцировать содержательный объем модуля или совсем исключить его, если функция или познавательный процесс, на коррекцию которых направлен модуль, наиболее сохранны у ребенка. Представленное содержание каждого модуля является основой для тематического планирования. Тематическое планирование и количество часов, отводимых на освоение каждого модуля коррекционного курса «Логопедические занятия» определяется учителем-логопедом самостоятельно. Организация вправе сама вносить изменения в содержание и распределение учебного материала по годам обучения, в последовательность изучения модулей и количество часов на освоение каждой темы, определение организационных форм обучения и т.п. Обоснованность данных изменений определяется индивидуальными психофизическими особенностями конкретных обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими учебных тем, рекомендациями ППк. В разделе тематического планирования рабочей программы учителя-логопеда должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами, реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов). 12 № п/п I 1 Поурочно-тематическое планирование 1 класс Тематические блоки, темы Содержание Колво часов 2 Диагностика 1 Обследование устной речи Обследование состояния речи и неречевых функций. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений. Обследование состояния речи и неречевых функций. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений. 2 1 Обследование устной речи II 14 3 1 Модуль «Развитие фонетикофонематической стороны речи» Звуки и буквы. 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 Преодолевать специфические ошибки, исключая замены звуков в речи и букв на письме по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры или минимизируя их. Различение звуков в речи и букв Различать и характеризовать звуки на письме (по фонетическому речи с опорой на образец. сходству). Различение букв (по оптическому Различать звуки и буквы, и кинетическому сходству). выполнять фонетический разбор слова с опорой на алгоритм действий, соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением. Слогообразующая роль гласных. Ориентироваться в понятиях: звук, буква,гласные, йотированные гласные, ударные, безударные. Деление слов на слоги. Ударение. Беседовать по иллюстрации. Подбирать к общим понятиям частные. Объяснять пословицы и поговорки. Составлять предложения с заданным словом. Подбирать схему предложения (2-4 слова). Соединять слоги в слова. Определять первую букву в слове. Звук [а]. Буква А. Составлять предложения из 3-4 слов с использованием опорной 13 9 1 Звуки [о], [у]. Буквы О, У. 10 1 Звуки [и]. [ы]. Буквы И, Ы. 11 1 Звуки [н] и [н`]. Буква Н. 12 1 Звуки [л] и [л`]. Буква Л. схемы. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и следить за правильностью использования предложнопадежных конструкций. Выделять гласный из начала и середины слова. Анализировать трехзвуковые слова. Составлять предложение со словом. Согласовывать существительное с прилагательным. Распространять предложение определением. Выполнять звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбирать слова на заданный звук. Определять место звука в группе слов. Составлять предложение. Чертить графическую схему предложения. Восстанавливать порядок слов в предложении. Выделять первый и последний звук в словах. Анализировать слово с опорой на схему. Составлять предложение. Чертить схемы предложения из 2-4 слов. Запоминать группу из 4 слов и устанавливать правильный порядок предложения. Анализировать слова с опорой на схему: подбирать слова на твердый согласный звук, на мягкий согласный звук. Определять место звука Н в слове. Составлять предложения. Запоминать группу из 5 слов и устанавливать правильный порядок предложения. Исправлять и объяснять ошибки в предложении. Запоминать ряд звуков и соединять их в слова. Подбирать слова на заданные звуки. Давать характеристику звукам с оказанием помощи педагога. 14 13 1 Звуки [р] и[р`]. Буква Р. 14 1 Звуки [м] и [м`]. Буква М. 15 1 Буквы З.С. Дифференциация [з][с]. 16 1 Буквы Б, П. Дифференциация звуков [б]-[п]. III 2 Диагностика 15 Составлять предложения из 4- 5 слов по опорной схеме. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и следить за правильностью использования предложнопадежных конструкций. Образовывать существительные, обозначающие детенышей животных, используя суффиксальный способ образования. Выбирать правильно составленное предложение и объяснять свой выбор. Делить слова на слоги. Анализировать слово с опорой на схему. Определять место звука Р в слове. Подбирать к прилагательным существительные и следить за правильностью лексикограмматической связи слов в словосочетании. Делить слова на слоги. Определять местоположение заданного звука в словах. Различать твердые и мягкие звуки. Восстанавливать порядок слов в предложении. Вставлять в предложения пропущенные предлоги. Исправлять и объяснять ошибку в предложении. Определять число предложений в коротком рассказе. Выделять заданные звуки в словах. Анализировать слова с опорой на схему. Давать характеристику звука по плану. Согласовывать числительные с существительными. Образовывать относительные прилагательные. Составлять связное речевое высказывание повествовательного характера. Запоминать ряд слогов и звуков и соединять их в слова. Анализировать слова и чертить схемы. 17 1 Обследование устной речи 18 1 Обследование устной речи IV 3 19 1 20 1 21 1 V 4 22 1 Модуль «Развитие фонетикофонематической стороны речи» Буквы Д, Т. Дифференциация [д]-[т]. Обследование состояния речи и неречевых функций. Обследование состояния речи и неречевых функций. Составлять предложения с заданными словами и чертить схему предложения. Добавлять в предложение пропущенное слово. Составлять связное высказывание повествовательного характера. Различать слова-паронимы, выделять звуки, которыми они отличаются. Чертить схемы слов. Буква Я. Образовывать относительные прилагательные. Вставлять в предложения пропущенные предлоги. Объяснять образование сложных слов. Составлять связное речевое высказывание повествовательного характера. Делить слово на слоги, на звуки. Давать характеристику звука, чертить схемы слов. Буквы Г, К. Дифференциация [г]- Показывать на картинке предметы к]. с учетом особенностей логикоГрамматических конструкций в словосочетании. Объяснять образование сложных слов. Исправлять и объяснять ошибку в предложении. Делить слово на слоги, на звуки. Давать характеристику звука, чертить схемы слов. Модуль «Развитие фонетикофонематической стороны речи» Буква Ч. Звук [ч]. Образовывать относительные прилагательные и объяснять образование сложных слов. Выбирать слова с учетом лексико-грамматической 16 23 24 1 1 Буква Ь. Буквы Ж, Ш. Дифференциация [ж], [ш]. 25 1 Буква Й. Звук [й]. VI 3 Модуль «Развитие лексикограмматической стороны речи» Слово. Предложение. Схема предложения. 26 1 27 1 Работа с деформированными предложениями. 17 связи. Делить слово на слоги, на звуки. Давать характеристику звука, чертить схемы слов. Подбирать к одному прилагательному различные существительные для составления согласованных сочетаний слов. Образовывать сравнительную степень качественных прилагательных с Использованием суффиксального способа. Составлять связное речевое высказывание повествовательного характера. Восстанавливать порядок слов в предложении. Следить за правильностью Использования предложнопадежных конструкций. Делить слово на слоги, на звуки. Давать характеристику звука, чертить схемы слов. Делить слово на слоги, на звуки. Давать характеристику звука, чертить схемы слов. Беседовать по иллюстрации. Подбирать слова противоположные по значению. Выбирать лишнее слово и объяснять свой выбор. Отгадывать загадки. Отвечать на вопросы по предложению: О ком говориться? О чем говориться? Составлять предложения с заданным словом. Составление предложений из набора слов. Формирование языкового анализа и синтеза на уровне предложения. Качественно и количественно обогащать словарный запас.ьУчить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам. Развивать способность к речевому самоконтролю. Учатся обсуждать индивидуальные результаты практической деятельности; участвовать в коллективном обсуждении; осуществлять работу в паре. Составление предложений с предлогами (предложно-падежное управление), распространение предложения словами-признаками. Формировать умение прислушиваться к изменению окончаний слов предметов. Качественно и количественно обогащать словарный запас.Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам. Развивать способность к речевому самоконтролю. Учатся обсуждать индивидуальные результаты практической деятельности; участвовать в коллективном обсуждении; осуществлять работу в паре. 28 1 Работа с предложением. Предлоги. VII 3 29 1 Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» Работа с деформированным текстом. 18 Акцент на обозначение границ предложения на письме и на определение последовательности предложений в тексте. Формирование языкового анализа и синтеза на уровне текста. Формировать умения составлять полный ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте, устанавливать связь заголовка с темой текста. 30 1 Составление коротких описательных рассказов на заданную тему с опорой на образец. 31 1 Составление коротких повествовательных текстов с опорой на сюжетные картинки, по опорным словам. VIII 32 2 1 Диагностика Обследование устной речи 33 1 Обследование письменной речи 19 Акцент на обозначение границ предложения на письме и на определение последовательности предложений в тексте. Формирование языкового анализа и синтеза на уровне текста. Формировать умения составлять полный ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте, устанавливать связь заголовка с темой текста. Акцент на обозначение границ предложения на письме и на определение последовательности предложений в тексте. Формирование языкового анализа и синтеза на уровне текста. Формировать умения составлять полный ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте, устанавливать связь заголовка с темой текста. Обследование состояния речи и неречевых функций. Обследование письма. Выявить наличие нарушений письма при списывании с печатного текста. Поурочно-тематическое планирование 2 класс № Количество Тема п/п часов I 2 Диагностика 1 1 Обследование устной речи. 2 1 II 14 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 1 Содержание Обследование состояния речи и неречевых функций. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений. Обследование письменной Обследование письма. Выявить речи. наличие нарушений письма при списывании с печатного текста. Модуль «Развитие фонетикофонематической стороны речи» Согласные буквы и звуки. Обозначения звуков на письме символами и «опорами». Гласные буквы и звуки. Обозначения звуков на письме символами и «опорами». Дифференциация гласных Дифференциация букв (звуков) в Аслогах, словах, словосочетаниях, Я, У - Ю, О - Ё, И - Ы, Э – предложениях и тексте. Е. Обозначения звуков на письме символами и «опорами». Дифференциация гласных Дифференциация букв (звуков) в А – Я. слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Обозначения звуков на письме символами и «опорами». Дифференциация гласных Дифференциация букв (звуков) в У-Ю. слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Обозначения звуков на письме символами и «опорами». Дифференциация гласных Дифференциация букв (звуков) в О – Ё. слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Обозначения звуков на письме символами и «опорами». Дифференциация гласных Дифференциация букв (звуков) в И – Ы. слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. 20 10 1 11 1 12 1 13 1 14 1 15 1 16 1 III 17 2 1 18 1 IV 2 Обозначения звуков на письме символами и «опорами». Слоги. Выделение и графическое обозначение слога. Подбор нужного слога. Перенос слов. Выделение и графическое обозначение слога. Ударение. Фонетическая и Графическое обозначение смыслоразличительная ударения. Сравнение звучание пар роль ударения. слов, определение места ударения. Определение изменения смысла слов. Ударение. Форма Графическое обозначение различительная роль ударения. Сравнение звучание пар ударения. слов, определение места ударения. Определение изменения смысла слов. Звонкие и глухие Дифференциация букв (звуков) в согласные звуки. слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Обозначения звуков на письме символами и «опорами». Буквы З, С. Дифференциация букв (звуков) в Дифференциация звуков слогах, словах, словосочетаниях, [з]-[с]. предложениях и тексте. Обозначения звуков на письме символами и «опорами». Буквы Ж, Ш. Дифференциация букв (звуков) в Дифференциация звуков слогах, словах, словосочетаниях, [ж]-[ш]. предложениях и тексте. Обозначения звуков на письме символами и «опорами». Диагностика Обследование устной Обследование состояния речи и речи. неречевых функций. Обследование письменной Обследование письма. Выявить речи наличие нарушений письма при списывании с печатного текста. Выявить наличие нарушений письма под диктовку. Обследование чтения. Выявить наличие нарушений чтения Модуль «Развитие фонетико21 фонематической стороны речи» Твердые и мягкие согласные звуки. 19 1 20 1 Ь – показатель мягкости согласного звука. V 10 21 1 Модуль «Развитие лексикограмматической стороны речи» Имя существительное. 22 1 23 1 24 1 25 1 Изменение имени существительного по числам. Имя прилагательное. Дифференциация букв (звуков) в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Обозначения звуков на письме символами и «опорами». Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения. Уметь выделять имена существительные. Уметь образовывать и изменять имена существительные. Уметь определять имена прилагательные. Уметь правильно ставить вопросы к именам прилагательным. Уметь подбирать имена прилагательные к имени существительному. Уметь образовывать и изменять имена прилагательные. Род имен прилагательных. Уметь определять имена прилагательные. Уметь правильно ставить вопросы к именам прилагательным. Уметь согласовывать имена прилагательные с именем существительным. Уметь образовывать и изменять имена прилагательные. Глагол. Уметь распознавать глаголы. Уметь подбирать глаголы к существительному. 22 26 1 Изменение глаголов по временам. 27 1 Предлог. 28 1 Предложение, его структура и основные признаки. 29 1 Предложение. Выделение предложений из сплошного текста. 30 1 Предложение. Состав предложения. VI 2 Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» 23 Уметь распознавать глаголы. Уметь определять время, число и род глаголов (в прошедшем времени). Уметь изменять глаголы по временам и числам. Уметь подбирать глагол к существительному. Уметь согласовывать глаголы с существительным в роде, числе и во времени. Уметь выделять предлоги в предложении, понимать их значение и правильно употреблять в собственной речи. Упражнения в прослушивании и чтении предложений. Уточнение представлений о смысловой завершенности предложения. Анализ словесного состава предложений. Составление предложений с использованием опорных слов и на основе графических схем. Чтение предложений. Определение интонационных характеристик разных предложений. Развивать умение находить границы предложений в сплошном тексте. Знакомство с основой предложения. Составление схемы предложения. Графические диктанты. Наблюдение связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла фразы в зависимости от перестановки слов в предложении, изменения количества слов. Работа с деформированными предложениями. 31 1 Работа с деформированным текстом. 32 1 Составление коротких повествовательных текстов с опорой на сюжетные картинки, по опорным словам. VII 33 2 1 34 1 Диагностика Обследование устной речи. Обследование письменной речи. 24 Акцент на обозначение границ предложения на письме и на определение последовательности предложений в тексте. Формирование языкового анализа и синтеза на уровне текста. Формировать умения составлять полный ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте, устанавливать связь заголовка с темой текста. Акцент на обозначение границ предложения на письме и на определение последовательности предложений в тексте. Формирование языкового анализа и синтеза на уровне текста. Формировать умения составлять полный ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте, устанавливать связь заголовка с темой текста. Обследование состояния речи и неречевых функций. Обследование письма. Выявить наличие нарушений письма при списывании с печатного текста. Выявить наличие нарушений письма под диктовку. Обследование чтения. Выявить наличие нарушений чтения Поурочно-тематическое планирование 3 класс № п/п I Количество Тема часов 2 Диагностика 1 Обследование устной речи. 1 Обследование письменной речи. II 2 1 1 Модуль «Развитие фонетикофонематической стороны речи» Звуки и буквы. 2 1 Типы слогов. Ударение. III 17 3 1 Модуль «Развитие лексикограмматической стороны речи» Словосочетание. Предложение. 25 Содержание Обследование состояния речи и неречевых функций. Обследование письма. Выявить наличие нарушений письма при списывании с печатного текста. Выявить наличие нарушений письма под диктовку. Обследование чтения. Выявить наличие нарушений чтения Преодолевать специфические ошибки, исключая замены звуков в речи и букв на письме по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры или минимизируя их. Различать и характеризовать звуки речи с опорой на образец. Различение букв (по оптическому и кинетическому сходству). Различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор слова с опорой на алгоритм действий, соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением. Ориентироваться в понятиях: слог, ударение 4 1 Однозначные и многозначные слова. 5 1 Синонимы. 6 1 Антонимы. 7 1 Состав слова. Однокоренные слова. 8 1 Безударные гласные в корне слова. 9 1 Непроизносимые согласные в корне слова. 10 1 Разделительный Ь знак. 11 1 Разделительный Ъ знак. 12 1 Имя существительное. 13 1 Число имен существительных. 14 1 Род имен существительных. 26 Называть группу слов общим словом. Выделять из группы слов лишнее слово и аргументировать свой ответ. Уметь подбирать слова близкие по значению. Уметь подбирать слова противоположные по значению. Подбирать однокоренные слова. Выделять единый корень однокоренных слов. Уметь выделять и графически обозначать корень. Дифференциация букв (звуков) в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Дифференциация букв (звуков) в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения Соотнесение твердого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется твердый знак. Уметь выделять имена существительные. Уметь образовывать и изменять имена существительные. Уметь определять одушевленные и неодушевленные имена существительные. Уметь выделять имена существительные. Уметь образовывать формы единственного и множественного числа имен существительных. Уметь выделять имена существительные. Уметь по вопросам определять одушевленные и неодушевленные 15 1 Склонение имен существительных. 16 1 Ь знак на конце имен существительных после шипящих. IV 17 2 1 18 1 Диагностика Обследование устной речи. Обследование письменной речи. V 3 19 1 20 1 Имя прилагательное. 21 1 Число имен прилагательных. Модуль «Развитие лексикограмматической стороны речи» Несклоняемые имена существительные. имена существительные. Уметь ставить вопрос к существительным различного рода. Уметь разбирать слово по составу. Уметь выделять имена существительные. Уметь определять начальную форму имени существительного (Им.п.). Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения Обследование состояния речи и неречевых функций. Обследование письма. Выявить наличие нарушений письма при списывании с печатного текста. Выявить наличие нарушений письма под диктовку. Обследование чтения. Выявить наличие нарушений чтения Уметь выделять имена существительные. Уметь определять начальную форму имени существительного (Им.п.). Уметь определять имена прилагательные. Уметь правильно ставить вопросы к именам прилагательным. Уметь подбирать имена прилагательные к имени существительному. Уметь образовывать и изменять имена прилагательные. Уметь определять имена прилагательные. Уметь правильно ставить вопросы к именам 27 прилагательным. Уметь согласовывать имена прилагательные с именем существительным. Уметь образовывать и изменять имена прилагательные. Модуль «Развитие лексикограмматической стороны речи» Род имен прилагательных. VI 4 22 1 23 1 Глагол. 24 1 Время глаголов. 25 1 Частица НЕ с глаголами. VII 7 Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» 28 Уметь определять имена прилагательные. Уметь правильно ставить вопросы к именам прилагательным. Уметь согласовывать имена прилагательные с именем существительным. Уметь образовывать и изменять имена прилагательные. Уметь распознавать глаголы. Уметь определять время, число и род глаголов (в прошедшем времени). Уметь изменять глаголы по временам и числам. Уметь подбирать глагол к существительному. Уметь согласовывать глаголы с существительным в роде, числе и во времени Уметь распознавать глаголы. Уметь определять время, число глаголов (в прошедшем времени). Уметь изменять глаголы по временам и числам. Уметь подбирать глагол к существительному. Уметь согласовывать глаголы с существительным в числе и во времени. Уметь грамотно писать НЕ с глаголами. 26 1 27 1 28 1 29 1 30 1 31 1 32 1 VIII 33 2 1 34 1 Слово. Словосочетание (тип связи – согласование). Предложение. Главные члены предложения. Предложение деформированное (простое распространенное). Порядок слов. Определение границ. Текст. Текст. Предложение. Слово. Типы текстов. Деление текста на предложения, слова. Составление схемы предложения. Графические диктанты. Определять количество и последовательность предложений в тексте, слов в предложении. Графически правильно оформлять границы предложений. Деление текста на предложения, слова. Составление схемы предложения. Графические диктанты. Текст Формировать умение устанавливать (деформированный). последовательность предложений в тексте. Восстановление Формировать умение устанавливать деформированного текста. последовательность предложений в тексте. Текст Деление текста на предложения, (повествовательный). слова. Составление схемы Предложение. Слово, предложения. обозначающее предмет. Графические диктанты. Текст Деление текста на предложения, (повествовательный). слова. Составление схемы Предложение. Слово, предложения. обозначающее действие. Графические диктанты. Диагностика Обследование устной Обследование состояния речи и речи. неречевых функций. Обследование Обследование письма. Выявить письменной речи. наличие нарушений письма при списывании с печатного текста. Выявить наличие нарушений письма под диктовку. Обследование чтения. Выявить наличие нарушений чтения 29 Поурочно-тематическое планирование 4 класс № Количество Тема п/п часов I 2 Диагностика 1 1 Обследование устной речи. 2 1 Обследование письменной речи. Содержание Обследование состояния речи и неречевых функций. Обследование письма. Выявить наличие нарушений письма при списывании с печатного текста. Выявить наличие нарушений письма под диктовку. Обследование чтения. Выявить наличие нарушений чтения II 2 3 1 Модуль «Развитие фонетикофонематической стороны речи» Звуки и буквы. 4 1 Типы слогов. Ударение. III 12 5 1 Модуль «Развитие лексикограмматической стороны речи» Слово и его лексическое значение. 6 1 Однозначные и многозначные слова. 30 Преодолевать специфические ошибки, исключая замены звуков в речи и букв на письме по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры или минимизируя их. Различать и характеризовать звуки речи с опорой на образец. Различение букв (по оптическому и кинетическому сходству). Различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор слова с опорой на алгоритм действий, соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением. Ориентироваться в понятиях: слог, ударение Уметь подбирать слова противоположные и близкие по значению. Называть группу слов общим словом. 7 1 Прямое и переносное значение слов. 8 1 Заимствованные слова. Устаревшие слова. 9 1 Слово (лексическое значение). Антонимы. Синонимы. Омонимы. 10 1 Корень слова. Однокоренные слова 11 1 12 1 Корень слова. Сложные слова. Правописание гласных и согласных в корне слова. Окончание и основа слова. 13 1 Приставка. 14 1 Суффикс. 15 1 16 IV 17 1 2 1 18 1 Морфологический состав слова. Фразеологизмы. Диагностика Обследование устной речи. Обследование письменной речи. 31 Называть группу слов общим словом. Выделять из группы слов лишнее слово и аргументировать свой ответ. Называть группу слов общим словом. Выделять из группы слов лишнее слово и аргументировать свой ответ. Уметь подбирать слова противоположные и близкие по значению. Уметь объяснять значение слов-омонимов в контексте предложения. Подбирать однокоренные слова. Выделять единый корень однокоренных слов. Уметь выделять и графически обозначать корень. Выделять корни в сложных словах. Уметь выделять и графически обозначать окончание и основу слова. Уметь выделять и графически обозначать приставку. Уметь образовывать новые слова с помощью приставок. Уметь выделять и графически обозначать суффикс. Уметь образовывать новые слова с помощью суффиксов. Уметь выполнять разбор слова по составу. Знать, что такое фразеологизмы. Обследование состояния речи и неречевых функций. Обследование письма. Выявить наличие нарушений письма при списывании с печатного текста. Выявить наличие нарушений письма под диктовку. Обследование чтения. Выявить наличие нарушений чтения V 6 19 20 1 1 Модуль «Развитие лексикограмматической стороны речи» Части речи. Имя существительное. 21 1 Имя прилагательное. 22 1 Глагол. 23 1 24 1 Правописание НЕ с глаголами. Местоимение. Личные местогимения. VI 8 25 1 Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» Текст. Предложение. Слово. Типы текстов. 32 Уметь выделять части речи. Уметь выделять имена существительные. Уметь образовывать и изменять имена существительные. Уметь определять одушевленные и неодушевленные имена существительные. Уметь определять имена прилагательные. Уметь правильно ставить вопросы к именам прилагательным. Уметь подбирать имена прилагательные к имени существительному. Уметь образовывать и изменять имена прилагательные. Уметь распознавать глаголы. Уметь определять время, число и род глаголов (в прошедшем времени). Уметь изменять глаголы по временам и числам. Уметь подбирать глагол к существительному. Уметь согласовывать глаголы с существительным в роде, числе и во времени. Уметь распознавать глаголы. Уметь грамотно писать НЕ с глаголами. Уметь распознавать личные местоимения. Уметь определять лицо, число и род личных местоимений. Деление текста на предложения, слова. Составление схемы предложения. Графические диктанты. Текст (повествовательный). Предложение. Слово, обозначающее предмет. Текст (повествовательный). Предложение. Слово, обозначающее действие. Текст (описательный). Предложение. Слово, обозначающее признак. 26 1 27 1 28 1 29 1 Предложение и текст. Басни, пословицы, поговорки. 30 1 31 1 32 1 Предложение (простое распространенное). Связь слов в предложении. Управление предложное. Предлоги места (у, над, под, на, в и др.) Предложение (простое распространенное). Управление предложное. Предлоги направления (из, от, из-под, к, по и др.) Восстановление деформированного текста. Составление рассказа по данному плану. VII 33 2 1 34 1 Диагностика Обследование устной речи. Обследование письменной речи. Деление текста на предложения, слова. Составление схемы предложения. Графические диктанты. Деление текста на предложения, слова. Составление схемы предложения. Графические диктанты. Деление текста на предложения, слова. Составление схемы предложения. Составление описательных рассказов. Составление схемы предложения. Графические диктанты. Согласование существительных с прилагательными. Составление схемы предложения. Графические диктанты. Ориентировка в пространстве. Составление схемы предложения. Графические диктанты. Ориентировка в пространстве. Закрепить умение определять последовательность частей в повествовательном тексте. Закрепить умение составлять рассказ по данному плану. Обследование состояния речи и неречевых функций. Обследование письма. Выявить наличие нарушений письма при списывании с печатного текста. Выявить наличие нарушений письма под диктовку. Обследование чтения. Выявить наличие нарушений чтения 33