СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА Педагогическим советом МБОУ СОШ №149 (протокол от 29.08.2024 №1) приказом МБОУ СОШ №149 от 29.08.2024 №143 Рабочая программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Екатеринбург, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по адаптивной физической культуре для обучающихся с задержкой психического развития (далее–ЗПР) на уровне основного общего образования составлена на основе Федеральной рабочей программы по адаптивной физической культуре для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования, разработанной ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» и размещенной на сайте https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/ Федеральная рабочая программа по адаптивной физической культуре для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ПриказМинпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287) (далее – ФГОС ООО), Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1025), Федеральной рабочей программы основного общего образования по учебному предмету «Адаптивная физическая культура», Федеральной программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Освоение учебного предмета «Адаптивная физическая культура» направлено на развитие двигательной активности обучающихся с задержкой психического развития, достижение положительной динамики в развитии физических способностей, повышение функциональных возможностей систем организма, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом. Воспитывающее значение рабочих программ заключается в содействии активной социализации обучающихся на основе осмысления и понимания роли физической культуры и спорта в жизни человека, понимания значения мирового и отечественного олимпийского движения, приобщения к их культурным ценностям, истории и современному развитию. К практическим результатам данного направления можно отнести формирование навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, воспитание воли и способности к преодолению трудностей у обучающихся с ЗПР, восстановление, укрепление здоровья, личностное развитие, наиболее полную реализацию физических и психических возможностей обучающихся. Основными формами занятий АФК являются уроки, внеклассные, спортивные и оздоровительные мероприятия. При их проведении создаются условия для всестороннего развития личности обучающегося с ЗПР, осознания своих физических возможностей, развития физических способностей, компенсации нарушенных функций и спортивного самоопределения. Цель реализации программ по предмету «Адаптивная физическая культура» – обеспечение овладения обучающимися с ЗПР необходимым уровнем подготовки в области физической культуры, совершенствование двигательной деятельности обучающихся, повышение функциональных возможностей основных систем организма, содействие социальной адаптации обучающихся. Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптивной программы по физическому воспитанию предусматривает решение как общих, так и специфических (коррекционных, компенсаторных, профилактических) задач. Общие задачи физического воспитания обучающихся с задержкой психического развития: укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию, повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды; развитие двигательной активности обучающихся; достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств; обучение основам техники движений, формированию жизненно необходимых навыков и умений; формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом; формирование необходимых знаний в области физической культуры личности; приобретение опыта организации самостоятельных занятий физической культурой с учетом индивидуальных особенностей и способностей; формирование умения применять средства физической культуры для организации учебной и досуговой деятельности; воспитание нравственных и волевых качеств, приучениек ответственности за свои поступки, любознательности, активности и самостоятельности; формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие; развитие творческих способностей. Специфические задачи (коррекционные, компенсаторные, профилактические) физического воспитания обучающихся с ЗПР: коррекция нарушений формирования основных движений – ходьбы, бега, плавания, прыжков, перелезания, метания и др.; коррекция и развитие координационных способностей – согласованности движений отдельных мышц при выполнении физических упражнений, ориентировки в пространстве, дифференцировки усилий, быстроты реагирования на изменяющиеся условия, равновесия, ритмичности, точности движений, мышечносуставного чувства, зрительно-моторной координации; развитие двигательных качеств: силы, скорости, выносливости, пластичности, гибкости и пр.; профилактика и коррекция соматических нарушений – дыхательной и сердечно-сосудистой системы, сколиоза, плоскостопия, профилактика простудных и инфекционных заболеваний, травматизма, микротравм; коррекция и развитие сенсорных систем: дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению; развитие зрительной и слуховой памяти; дифференцировка тактильных ощущений, кожнокинестетических восприятий и т. д.; коррекция психических нарушений в процессе деятельности – зрительнопредметного и зрительно-пространственного восприятия, наглядно-образного и словесно-логического мышления, памяти, внимания, речи, воображения, эмоционально-волевой сферы и т. д.; воспитание произвольной регуляции поведения, возможности следовать правилам; развитие потребности в общении и объединении со сверстниками, коммуникативного поведения; преодоление личностной незрелости подростков с ЗПР, воспитание воли, целеустремленности, способности к преодолению трудностей, самоконтроля, самоутверждения, самоопределения; обеспечение положительной мотивации к занятиям физкультурой и спортом; профилактика отклонений в поведении и деятельности, преодоление установок на аддиктивные формы поведения, ориентаций на применение силы. В основу разработки программы по адаптивной физической культуре обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать свой индивидуальный потенциал с учетом особых образовательных потребностей. Образовательно-коррекционный процесс на уроках АФК базируется на общедидактических и специальных принципах, обусловленных особенностями психофизического развития обучающихся с ЗПР. Реализация программы предполагает следующие принципы и подходы: программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы; использование специальных методов, приемов и средств обучения; информационная компетентность участников образовательного процесса в образовательной организации; вариативность, которая предполагает осуществление различных вариантов действий для решения поставленных задач; комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного процесса; включение в решение задач программы всех субъектов образовательного процесса. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На уровне основного общего образования учебная дисциплина «Адаптивная физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности». В учебном плане количество часов на изучение учебного предмета «Адаптивная физическая культура» составляет 2 часа в неделю. Общее число часов, отведенных на изучение учебного предмета «Адаптивная физическая культура» на уровне основного общего образования, за пять учебных лет составляет 340 часов при проведении 2 уроков адаптивной физической культуры в неделю (по 68 часов ежегодно). ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЕСКОГО РАЗВИТИЯ Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР в части занятий адаптивной физической культурой предполагает: • включение в содержание образования коррекционно-развивающей работы, предусматривающей коррекцию и развитие точности, ловкости и скоординированности движений; упражнений, способствующих налаживанию межполушарных связей и отработке быстроты двигательных реакций; • создание условий для формирования саморегуляции деятельности и поведения; • организацию образовательного процесса путем индивидуализации содержания, методов и средств в соответствии с состоянием здоровья обучающегося с ЗПР; • дифференцированный подход к процессу и результатам занятий с учетом психофизических возможностей обучающихся; • формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом, представлений и навыков здорового образа жизни. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР определяются спецификой функционирования их центральной нервной системы, которая выражается в недостаточности моторной скоординированности сложных двигательных актов, сниженной скорости двигательных реакций, недостаточной ловкости при выполнении упражнений, а также в особенностях психического развития и речи, приводящих к трудностям саморегуляции и понимания сложных семантических конструкций. Физическое развитие обучающихся с ЗПР близко к норме во внешнем проявлении. На уровне основного общего образования у обучающихся сохраняются статические нарушения, нарушения в развитии основных движений и мелкой моторики, нарушения осанки и координации и др. Сложно формируется контроль за двигательными действиями, в связи с чем возникают проблемы в формировании произвольных движений, координированности, ориентировки в пространстве. Нарушение коммуникации у обучающихся может способствовать развитию негативных личностных отношений и антисоциальных тенденций в подростковом возрасте. Для них характерны: слабость волевых усилий, несамостоятельность, внушаемость. Характеристики внимания с возрастом улучшаются, но по-прежнему нестабильны. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Планируемые результаты освоения программы представлены на уровень образования. Распределение указанных результатов по годам обучения определяется Адаптированной основной общеобразовательной программой основного общего образования обучающихся с ЗПР, разработанной образовательной организацией. Личностные результаты освоения 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к спортивному прошлому и настоящему многонационального народа России, осознание и ощущение личностной сопричастности спортивной составляющей жизни российского народа). Знание истории спорта, знаменитых спортсменов России и мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к занятиям адаптивной физической культурой; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при выполнении физических упражнений и в совместной спортивной деятельности. 4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное, спортивное многообразие современного мира. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к физическим возможностям другого человека, к его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм на уроках «Адаптивная физическая культура». 7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. 8. Развитость эстетического сознания через освоение понимания красоты движения и человека. 9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом). Метапредметные результаты ● Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию по истории спорта, теоретическим основам адаптивной физической культуры, содержащуюся в готовых информационных объектах; ● заполнять и/или дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты: составление режима дня, программы тренировок и т. д. Регулятивные УУД 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: ● анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты по предмету «Адаптивная физическая культура»; ● определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов; ● идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов в части физического совершенствования; ● выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях – прогнозировать конечный результат; ● ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей; ● обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач на уроках по адаптивной физической культуре. Обучающийся сможет: ● определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; ● обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач; ● определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной задачи; ● выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать оптимальные ресурсы для совершенствования двигательных функций; ● планировать и корректировать свое физическое развитие. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией на занятиях по адаптивной физической культуре. Обучающийся сможет: ● различать результаты и способы действий при достижении результатов; ● определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; ● отбирать инструменты для оценивания и оценивать свою деятельность, осуществлять самоконтроль на уроках по адаптивной физической культуре; ● работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: ● определять критерии правильности (корректности) выполнения упражнения; ● обосновывать достижимость выполнения упражнения выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; ● фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет: ● анализировать собственную деятельность на уроках по адаптивной физкультуре и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; ● соотносить реальные и планируемые результаты двигательного развития и делать выводы о причинах его успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности; ● определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к правильному выполнению физического упражнения; ● демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний. Познавательные УУД 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы на основе содержания предмета «Адаптивная физическая культура». Обучающийся сможет: ● подбирать соответствующие термины к упражнению, движению или спортивному инвентарю; ● выделять общий признак или отличие двух или нескольких упражнений, объяснять их сходство или отличия; ● объединять движения, упражнения в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать; ● различать/выделять явление из общего ряда других явлений; ● выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий. 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: ● обозначать символом и знаком движение; ● определять логические связи между движениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме выполнения упражнения; ● строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания о физическом упражнении, к которому применяется алгоритм. 8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: ● находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями изучения теоретических основ адаптивной физической культуры). Коммуникативные УУД 9. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками на уроках «Адаптивная физическая культура»; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: ● определять возможные роли в совместной деятельности; ● играть определенную роль в совместной деятельности; ● организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся с ЗПР При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний, обучающихся с ЗПР. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки: Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении. Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого не на много. К значительным ошибкам относятся: - старт не из требуемого положения; - отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту; - бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений; - несинхронность выполнения упражнения. Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения. 5 класс Выставление отметок в классный журнал (по 5-балльной системе) – ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС осуществляется следующим образом: «5» - выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок; «4» - выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких; «3» - выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат; «2» - выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок. Основные критерии выставления отметок по ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ КУРСУ: Отметка «5»: - полно, осознано и правильно раскрыто содержание материала; - есть самостоятельность и уверенность суждений, использованы ранее приобретенные знания, а также знания из личного опыта и опыта других людей; - рассказ построен логически последовательно, грамотно, с использованием общенаучных приемов (анализа, сравнения, обобщение и выводов); - четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины. Отметка «4»: - раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно и грамотно в речевом отношении; - в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; - определение понятий неполное, допускаются незначительные нарушения последовательность, искажение, 2-3 неточности в ответе при использовании научных терминов. Отметка «3»: - усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно определения понятий недостаточно четкие; - не используются в качестве доказательства выводы и обобщения или допускаются ошибки при их изложении, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя; - допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии и определении понятий; Отметка «2» - получает тот, кто не раскрыл основное содержание учебного материала; - не дал ответы на вспомогательные вопросы учителя; - при проверке выполнения домашнего задания. не ответив ни на один из вопросов; - допускаются грубые ошибки в определении понятий и использовании терминологии. 6 класс Выставление отметок в классный журнал (по 5-балльной системе) – ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС осуществляется следующим образом: Отметка «5» - выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок; Отметка «4» - выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких; Отметка «3» - выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых, но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат; Отметка «2» - выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок. Основные критерии выставления отметок по ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ КУРСУ: Отметка «5»: - полно, осознано и правильно раскрыто содержание материала; - есть самостоятельность и уверенность суждений, использованы ранее приобретенные знания, а также знания из личного опыта и опыта других людей; - рассказ построен логически, последовательно, грамотно, с использованием общенаучных приемов (анализа, сравнения, обобщение и выводов); - четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины. Отметка «4»: - раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно и грамотно в речевом отношении; - в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; - определение понятий неполное, допускаются незначительные нарушения последовательность, искажение, 2-3 неточности в ответе при использовании научных терминов. Отметка «3»: - усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно определения понятий недостаточно четкие; - не используются в качестве доказательства выводы и обобщения или допускаются ошибки при их изложении, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя; - допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии и определении понятий; Отметку «2» - получает тот, кто не раскрыл основное содержание учебного материала; - не дал ответы на вспомогательные вопросы учителя; - при проверке выполнения Д.З. не ответив ни на один из вопросов; - допускаются грубые ошибки в определении понятий и использовании терминологии. 7 класс Выставление отметок в классный журнал (по 5-балльной системе) – ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС осуществляется следующим образом: Отметка «5» - упражнение выполнено правильно, легко, уверенно, в нужном ритме; Отметка «4» - упражнение выполнено правильно, свободно, но при этом допущено три-четыре незначительных ошибки, например, небольшое нарушение ритма движения, смелости; Отметка «3» - упражнение выполнено, в основном правильно, но с двумя-тремя значительными или с четырьмя незначительными ошибками, т.е. недостаточно четко и ритмично, с отдельными отклонениями в направлении амплитуды и других характерных движения – скорости, силы или наблюдается заметная скованность движения; Отметка «2» - упражнение выполнено неправильно, с нарушением схемы движения, с двумя-тремя значительными ошибками, с пропуском отдельных элементов. Основные критерии выставления отметок по ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ КУРСУ: Отметка «5»: - полно, осознано и правильно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; - есть самостоятельность и уверенность суждений, использованы ранее приобретенные знания (как на уроках ОБЖ, так и на уроках по другим предметам), а также знания из личного опыта и опыта других людей; - рассказ построен логически, последовательно, грамотно, с использованием общенаучных приемов (анализа, сравнения, обобщение и выводов); - четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины. Отметка «4»: - раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно и грамотно в речевом отношении; - в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; - определение понятий неполное, допускаются незначительные нарушения последовательность, искажение, 1-2 неточности в ответе при использовании научных терминов. Отметка «3»: - усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно определения понятий недостаточно четкие; - не используются в качестве доказательства выводы и обобщения или допускаются ошибки при их изложении, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя; - допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии и определении понятий; Отметка «2»: - не раскрыто основное содержание учебного материала; - не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; - при проверке выполнения домашнего задания нет ответа ни на один из вопросов; - допускаются грубые ошибки в определении понятий и использовании терминологии. 8 – 9 класс Выставление отметок в классный журнал (по 5-балльной системе) – ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС осуществляется следующим образом: Отметка «5» - упражнение выполнено правильно, легко, уверенно, в нужном ритме; Отметка «4» - упражнение выполнено правильно, свободно, но при этом допущено две-три незначительных ошибки, например, небольшое нарушение ритма движения, смелости; Отметка «3» - упражнение выполнено, в основном правильно, но с одной-двумя значительными или с тремя незначительными ошибками, т.е. недостаточно четко и ритмично, с отдельными отклонениями в направлении амплитуды и других характерных движения – скорости, силы или наблюдается заметная скованность движения; Отметка «2» - упражнение выполнено неправильно, с нарушением схемы движения, с двумя-тремя значительными ошибками, с пропуском отдельных элементов. Кроме отметок по физической подготовленности учитель ставит отметки за освоение знаний и двигательных умений (их объем определен образовательным стандартом). Основные критерии выставления отметок по ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ КУРСУ: Отметка «5» ставится если: полно, осознано и правильно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; есть самостоятельность и уверенность суждений, использованы ранее приобретенные знания (как на уроках ОБЖ, так и на уроках по другим предметам), а также знания из личного опыта и опыта других людей; - рассказ построен логически, последовательно, грамотно, с использованием общенаучных приемов (анализа, сравнения, обобщение и выводов); - четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины. Отметка «4» выставляется, если: - раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно и грамотно в речевом отношении; - в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; - определение понятий не полное, допускаются незначительные нарушения последовательность, искажение, 1-2 неточности в ответе при использовании научных терминов. Отметка «3» - ставится, если: - усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно определения понятий недостаточно четкие; - не используются в качестве доказательства выводы и обобщения или допускаются ошибки при их изложении, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя; - допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии и определении понятий; Отметка «2» - получает тот, кто не раскрыл основное содержание учебного материала; - не дал ответы на вспомогательные вопросы учителя; - допускаются грубые ошибки в определении понятий и использовании терминологии. В 5 – 9 классах отметка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту. Критерии оценки может определять сам педагог, не вступая в противоречие с образовательным стандартом. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Модуль / тематический Дополнительные виды деятельности для Разделы Содержание реализации особых образовательных блок потребностей обучающихся с ЗПР Знания о Место и роль адаптивной физической культуры и - физической спорта в современном обществе. вопросам адаптивной физической культуры; Адаптивная физическая культура - составная часть - культуры, одно из важных средств укрепления активизации внимания); здоровья и всестороннего физического развития - отвечают на вопросы по прослушанному материалу; занимающихся. - выполняют задания на поиск ошибок в вербальном Понятия о здоровье и здоровом образе жизни. теоретическом материале; Необходимость - делают информационное сообщение по теоретическим культуре контроля и наблюдения за Просматривают видеоматериал по теоретическим слушают рассказ педагога (допустима словесная состоянием здоровья, физическим развитием и аспектам АФК; физической - находят информацию по теории и методике АФК в сети подготовленностью. Техника безопасности при занятиях АФК и спортом. Интернет и других источниках; Значение АФК для подготовки людей к трудовой - с помощью педагога выполняют практические занятия с деятельности. заданными История олимпийского олимпийское спортсмены. движение движения, в современное России, великие параметрами (составляют режим дня, подбирают материал по теме и т. д.); - участвуют в проектной деятельности на доступном уровне; - составляют небольшой рассказ из 2-3 предложений по теоретическим вопросам АФК. Построения и перестроения. Построения, повороты Этап знакомства с упражнением: гимнастическим на месте, перестроение из одной шеренги в две, из - выполнение упражнений с опорой на словесное элементам колонны по одному в колонну по два. Перемена сопровождение; Гимнастика с Обучение элементами акробатики основным направления движения строя. Обозначение шага на - выполнение упражнений по памяти со словесным месте. Переход с шага на бег и с бега на шаг. пояснением учителя; Изменение скорости движения. Повороты в - выполняют действия по разработанным алгоритмам. Этап закрепления: движении. - выполняют упражнение, проговаривают порядок выполнения действия «про себя». Дополнительная коррекционная работа: - выполняют упражнения на координацию и равновесие без опоры на месте и в движении; - выполняют дыхательные упражнения разными способами: грудное и диафрагмальное дыхание, медленное и быстрое, поверхностное и глубокое; - выполнение упражнений для развития двигательной памяти; - выполняют упражнения целостно. Обучение элементам Общеразвивающие упражнения без предметов: Этап знакомства с упражнением: акробатики Упражнения для развития рук и плечевого пояса: - последовательное изучение отдельных фаз движения с медленные последующим их объединением; плавные сгибания и разгибания; медленные плавные скручивая и вращения, махи, - просматривают движения в разных экспозициях со отведения и приведения. словесным сопровождением педагога и одновременным Упражнения для развития мышц шеи. выполнением упражнений по подражанию и сопряженной Упражнения для развития мышц туловища. речью; Упражнения на формирование правильной осанки -составляют рассказ-описание двигательного действия по (наклоны, картинке с последующей демонстрацией и выполнением повороты, вращения туловища, в положении лежа; поднимание и опускание ног, его; круговые движения - изучают схему фигуры человека для понимания одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища). структуры тела, функций суставов основных мышечных Упражнения для развития мышц ног: различные групп; маховые движения ногами, приседания на обеих и на - выполняют движение совместно одной ноге, выпады, выпады с дополнительными одновременным проговариванием. пружинящими движениями. Этап закрепления: Упражнения с сопротивлением. Упражнения в парах - – повороты и наклоны туловища, сгибание и выполнения упражнения (имитация, танцы, соревнования разгибание рук, приседания с партнером, перенос и т. д.). партнера на спине и на плечах, игры с элементами Дополнительная коррекционная работа: сопротивления. - выполняют упражнения для развития двигательной участвуют памяти: для в игровой повторения с деятельности серии педагогом в с процессе упражнений (5 упражнений); - проговаривают термины, действия и порядок выполнения упражнения; - выполняют упражнения на статическую организацию движения с контролем амплитуды. Общеразвивающие Упражнения с набивными мячами: поднимание, Этап знакомства с упражнением: упражнения опускание, наклоны, повороты, перебрасывания с - изучают порядок выполнения упражнения по схеме с предметами одной руки на другую перед собой, над головой, за строения человека для понимания структуры тела, спиной, броски и ловля мяча. функций суставов основных мышечных групп; Упражнения на месте (стоя, сидя, лежа) и в движении - слушают описание порядка выполнения упражнения по (в парах и группе с передачами, бросками и ловлей схеме с последующей демонстрацией и выполнением его; мяча). Упражнения с гантелями, штангой, мешками с - изучают движение в разных экспозициях со словесным песком: сгибание и разгибание рук, медленные сопровождением педагога и одновременным выполнением повороты и наклоны туловища, приседания (начинать упражнений по подражанию и сопряженной речью; в положении лежа, затем вводить упражнения с - изучение упражнения по карточкам с рисунками и схемам утяжелителями сидя, если нет противопоказаний и движений, с заданиями, указателями, ориентирами. нарушений осанки). Этап закрепления Упражнения с малыми мячами – броски и ловля мяча - выполняют упражнение целостно с самоконтролем и после подбрасывания вверх, удара о пол, в стену взаимоконтролем. (ловля мяча на месте, в прыжке, после кувырка в Дополнительная коррекционная работа: - выполняют упражнения для развития мелкой моторики движении). (динамическая и статическая организация двигательного Перекаты: вперед и назад из положения лежа на акта); спине, перекат вперед и назад из положения сидя, - перекат вперед и назад из упора присев, круговой (Например, вставить недостающее упражнение в уже перекат в сторону, перекат вперед погнувшись. изученную серию). Упражнения в группировке: в положении лежа на спине, сидя, в приседе. Кувырки: кувырок назад, кувырок назад прогнувшись через плечо, кувырок вперед, кувырок вперед с прыжка. Стойки: Стойка на лопатках. Стойка на голове и руках, стойка на руках Мост. Перевороты. Постепенно усложняющиеся комбинации элементов в соответствии с двигательными возможностями обучающихся. выполняют упражнения для развития внимания Легкая Обучение атлетика ходьбы и бега технике Ходьба. Этап знакомства с упражнением: Сочетание разновидностей ходьбы (на носках, на - Самостоятельное построение; пятках, в полу-приседе, спиной вперед). - Ходьба на носках с высоким подниманием бедра; объяснение педагога; Ходьба приставным шагом левым и правым боком; - называет правила техники безопасности, правила ходьба с остановками для выполнения задания оказания первой помощи; (присесть, повернуться, выполнить упражнение и - проговаривают др.); себя». выполняют упражнение с опорой на словесное порядок выполнения действия «про ходьба скрестным шагом; Этап закрепления: ходьба с изменением направлений по сигналу; ходьба с выполнением движений рук на - выполняют упражнения в условиях проверки координацию; (самоконтроль, взаимоконтроль, зачетный урок и т. д.); ходьба с преодолением несложных препятствий; - выполняют упражнения в соответствии с планом. продолжительная ходьба (10-15 мин.) в различном Дополнительная коррекционная работа: темпе; - выполняют упражнения для развития произвольного пешие переходы по слабопересеченной местности до торможения; 1 км, ходьба в различном темпе с выполнением - выполняют заданий и другие. способами: грудное и диафрагмальное дыхание, медленное Бег. и быстрое, поверхностное и глубокое; Бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа; Бег «змейкой», не задевая предметов; то же – вдвоем, держась за руки; Бег по прямой по узкому (30-35 см) коридору; Бег с подскоками, с подпрыгиванием и доставанием предметов; Бег по ориентирам; дыхательные упражнения разными - игры на развитие пространственных представлений. Бег в различном темпе; Медленный бег в равномерном темпе от 5 до 15 минут; «Челночный бег». Бег с максимальной скоростью, остановками, с переноской предметов (кубиков, мячей); Бег с грузом в руках; Бег широким шагом на носках по прямой; Скоростной бег на дистанции 10-30 м; Бег с преодолением малых препятствий (набивные мячи, полосы, скамейки) в среднем темпе; Бег на 20-30 м; Эстафетный бег на отрезках 15-20 м с передачей эстафеты касанием рукой партнера; Бег с преодолением препятствий (высота до 20-30 см); Различные специальные беговые упражнения на отрезках до 30 м; Бег на 30 м на скорость; Кроссовый бег по слабопересеченной местности на расстояние до 1000 м и другие. Обучение малого мяча метанию Подготовительные упражнения: упражнения на Этап знакомства с упражнением: увеличение подвижности (гибкости) в плечевых - последовательное изучение отдельных фаз движения с суставах последующим их объединением; и в грудном отделе позвоночника; координацию (двигательную ловкость) и быстроту - просмотр показа движений в разных экспозициях со движений; развитие скоростно-силовых качеств. словесным сопровождением педагога и одновременным Подготовительные упражнения с мячом: выполнением упражнений по подражанию и сопряженной перекатывание мяча партнеру, перекатывания мяча речью; через - составление рассказа-описания двигательного действия препятствия, катание мяча вдоль гимнастической скамейки. Подбрасывание и ловля по мяча над собой и об стенку. Перебрасывание мяча выполнением его; двумя руками снизу, из-за головы партнеру и ловля -совместный с педагогом анализ рисунка фигуры человека двумя для понимания структуры тела, функций суставов руками (с постепенным увеличением картинке с последующей демонстрацией расстояния и высоты полета). Дополнительные основных мышечных групп. движения перед ловлей мяча. Этап закрепления: Упражнения с набивным мячом. Удержание мяча в - выполняют упражнение целостно; различных положениях, ходьба с мячом в различных - выстраивают движение самостоятельно. и положениях рук, наклоны туловища, приседания с Коррекционная работа: удержанием мяча. Перекатывание набивного мяча - выполняют упражнения для развития мелкой моторики руками, ногами, со сбиванием предметов. Стойка на (динамическая и статическая организация двигательного мяче. акта); Упражнения в метании малого мяча. Метание малого - мяча в цель. Метание в цель после предварительного упражнений в парах; замаха. Метание из разных исходных положений. - выполняют манипуляции с предметами (Например, Метание на точность попадания в цель. Эстафеты с жонглирование). взаимодействуют с партнером при выполнении метанием в цель, подвижные игры с метанием. Спортивные Обучение игры игре в Изучение правил игры в волейбол, баскетбол, футбол Этап знакомства с упражнением: волейбол, баскетбол, с - просмотр и совместный анализ видео с правильным футбол печатных изданий, видеофильмов. выполнением упражнения, с игрой; Баскетбол: стойка баскетболиста, передвижения к - последовательное изучение отдельных фаз движения с защитной стойке приставными шагами влево, вправо, последующим их объединением; использованием наглядности: презентаций, вперед, назад, с остановками шагом и прыжком без мяча, передача мяча двумя руками от груди с места и шагом, ведение мяча на месте, по прямой, бросок -изучение движения по рисунку фигуры человека для мяча по корзине двумя руками от груди и двумя понимания структуры тела, функций суставов основных руками снизу с места. мышечных групп; Волейбол: - изучают правила игры, проговаривают их следуют им в Перемещения и стойки: основная и низкая стойка; игровой деятельности. ходьба, бег, перемещение приставными шагами Этап закрепления: лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; - участвуют в соревнованиях; двойной шаг, скачок вперед, остановка шагом; - играют; сочетание - самостоятельно осуществляют судейство. стоек и перемещений, способов перемещений. Дополнительная коррекционная работа: Передачи: передача мяча сверху двумя руками: над - упражнения собой – на месте, в парах, в треугольнике; передачи в взаимодействия; стену с изменением высоты и расстояния. - упражнения для межполушарного взаимодействия. Нижняя прямая подача: и.п. стоя лицом к сетке, ноги согнуты в коленях, одна нога впереди, туловище наклонено. Футбол: Обучение движениям без мяча: бег (в том числе и с изменением направления); прыжки; финты без мяча (туловищем). Обучение движениям с мячом: удар ногой;) прием (остановки) мяча; удар головой; ведение мяча; финты; отбор мяча; вбрасывание мяча; техника вратаря. для развития коммуникации и Лыжная Обучение подготовка элементам основным лыжной 1) передвижения на лыжах различными классическими ходами одновременным бесшажным, - просмотр выполнения упражнения со словесным объяснением педагогом; (попеременным двухшажным, подготовки Этап знакомства с упражнением: одновременным - просмотр обучающего видео с сопровождающими одношажным, одновременным двухшажным); комментариями педагога. 2) подъемы на лыжах в гору; Этап закрепления: 3) спуски с гор на лыжах; - проговаривание порядка выполнения действия «про себя» 4) торможения при спусках; (идеомоторная речь) с одновременным выполнением 5) повороты на лыжах в движении; упражнения; 6) прохождение учебных дистанций (1, 2, 3 км). - самостоятельно проходят (пробегают) дистанция в Построение в одну колонну. Передвижение на лыжах заданной технике с контролем своего состояния; под рукой; с лыжами на плече; поворот на лыжах - участвуют в соревнованиях. вокруг носков лыж; передвижение ступающим и Дополнительная коррекционная работа: скользящим шагом по лыжне; спуск со склонов в - выполняет упражнения для развития переключаемости низкой стойке, в основной стойке; подъем по склону движений; наискось и прямо «лесенкой»; передвижение на - выполняет упражнения для согласования движений рук и лыжах в медленном темпе на отрезке до 1 км; ног (динамическая организация двигательного акта); передвижение на лыжах на скорость на отрезке 40-60 - выполняет движения в разном темпе; м. Игры «Кто дальше», «Быстрый лыжник», «Кто - развитие пространственных представлений: соблюдение быстрее». Передвижение на лыжах до 1 км. дистанции в передвижении; - выполняет дыхательные упражнения разными способами: грудное и диафрагмальное дыхание, медленное и быстрое, поверхностное и глубокое. Плавание Подготовительные упражнения: Этап знакомства с упражнением: связи с отсутствием Вхождение в воду и передвижения по дну бассейна - повторение правил техники безопасности в бассейне и материально- И.п. стоя на дне, держась одной рукой за бортик, правила гигиены; технической базы. другая – впереди на поверхности воды. Движения - выполнение подготовительные упражнения на суше; Не реализуется в свободной рукой в сторону, вниз, вверх. Упражнение - последовательное изучение отдельных фаз движения с выполняется на разной глубине, в приседе, в наклоне. последующим их объединением; И.п. стоя на дне, держась одной рукой за бортик, - просмотр показа движений в разных экспозициях со движения ногами по очереди: вперед, назад, в словесным сопровождением педагога и одновременным сторону, внутрь. выполнением упражнений по подражанию и сопряженной Передвижения по дну, держась руками за бортик речью. бассейна. Этап закрепления: Передвижение по дну, держась ближней рукой за - бортик, другой отталкивать воду ладонью назад вниз. выполнения действия «про себя». При отталкивании воды – рука прямая, форма ладони Дополнительная коррекционная работа: – «ложка». - проговаривают термины, порядок выполнения действия; Передвижения по дну с различным исходным - выполняют упражнения для развития произвольного положением рук (в стороны, вперед, за голову, за торможения; спину, вверх). - выполняют Движения по дну в полуприседе, ладони на коленях, способами: грудное и диафрагмальное дыхание, медленное на поясе, одновременно и попеременно отгребая и быстрое, поверхностное и глубокое. ладонями воду назад. При выполнении задания, туловище немного наклонено вперед, руки в локтях выпрямлены, форма ладони – «ложка». выполнение упражнений, проговаривание порядка дыхательные упражнения разными 3.5. Тематическое планирование Примерный тематический план для АООП ООО ЗПР № Вид программного Количество часов (уроков) п/п материала Класс 5 1 Инвариантная часть 1.1 Знания о 6 физической Спортивные игры 1.3 Гимнастика с элементами акробатики 8 9 В процессе урока культуре 1.2 7 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 1.4 Легкая атлетика 14 14 14 14 14 1.5 Лыжная подготовка 13 13 13 13 13 1.6 Плавание 13 13 13 13 13 68 68 68 68 68 Вариативная часть 34 34 34 34 34 Всего часов 102 102 102 102 102 Всего часов обязательной части 2 Итого часов за весь период обучения: 510 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Матеев А.П. Физическая культура. 5 класс. – М.: Просвещение, 2023. 2. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2011. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Примерная рабочая программа НОО; 2. Поурочные разработки по физической культуре 5-11 класс .- М.: ВАКО (В помощь школьному учителю) 3. Физическая культура. Методические рекомендации. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ М.Я. Виленский, В.Т. Чичикин, Т.Ю. Торочкова-2-е изд.-М.-Просвещение, 2014. 4. Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению. 5. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя, Москва, 2014г. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru 2. http://zdd.1september.ru/ - газета "Здоровье детей" 3. http://www.trainer.h1.ru/ - сайт учителя физ.культуры 4. http://www.infosport.ru/press/fkvot/ - Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Ежеквартальный научно-методический журнал Российской Академии Образования Российской Государственной Академии Физической Культуры. 5. http://fizkultura-na5.ru 6. http://obg-fizkultura.ru № урока Поурочное планирование 5 класс (68 часов) Тема урока Легкая атлетика- 7 часов. Спортивные игры, волейбол – 9 часов 2 Инструктаж по технике безопасности на уроках легкой атлетики. Стартовый разгон. Низкий старт. 3 Финальное усилие. Эстафетный бег. 4 Русская лапта. 5 Русская лапта. 6 Метание мяча на дальность. 7 Русская лапта. 8 Эстафетный бег. 9 Финиширование. 1 10 Техника выполнения прыжка в длину. 11 Передвижения игрока в стойке. 12 Прием и передачи мяча. 13 Прием и передачи мяча. 14 Прием и передачи мяча. 15 Прием и передачи мяча. 16 Прием и передачи мяча. 17 Гимнастика-14 часов. Спортивные игры баскетбол 2 часа Правила техники безопасности на уроках гимнастики. 18 Развитие двигательных качеств. 19 Акробатические упражнения. 20 Акробатические упражнения. 21 Развитие гибкости. 22 Упражнения в висе. 23 Упражнения в висе. 24 Прыжок ноги врозь. 25 Опорный прыжок. 26 Вскок в упор присев. 27 Общеразвивающие упражнения с предметами. 28 Обучение элементам акробатики. 29 Упражнения с набивными мячами. 30 Упражнения на формирование правильной осанки. 31 Ведение мяча с разной высотой отскока. 32 Ловля и передачи мяча на месте в тройках. Лыжная подготовка - 13 часов. Спортивные игры – волейбол 7 часов 34 Инструктаж по технике безопасности на уроках по лыжной подготовке. Одновременный двушажный ход. 35 Скользящий шаг. 36 Передача мяча, работа в парах. 37 Попеременный двухшажный ход. 38 Повороты переступанием. 39 Коньковый ход без палок. 40 Подъем «полуелочкой». 41 Торможение «плугом». 42 Подъема «елочкой». 43 Прохождение дистанции 2 -2,5км. 44 Спуски в средней стойке. 33 45 Прохождение дистанции 2.5 – 3.5 км 46 Нижняя прямая подача. 47 Прием и передача мяча. 48 Прием и передача мяча. 49 Прием мяча после подачи. 50 Подача мяча. 51 Эстафеты с элементами волейбола. 52 Нижняя прямая подача с 3-6м. Легкая атлетика - 7 часов. Спортивные игры, баскетбол 9 часов 53 Бег в равномерном темпе. 54 Бег 1000м. 55 Спринтерский бег. 56 Стартовый разгон. 57 Эстафетный бег. 58 Русская лапта. 59 Русская лапта. 60 Бег 60 метров. 61 Русская лапта. 62 Бег 1000 м. 63 Вырывание и выбивание мяча. 64 Бросок двумя руками снизу в движении. 65 Ловля мяча двумя руками от груди в квадрате. 66 Вырывание и выбивание мяча. 67 Бросок одной рукой от плеча на месте. 68 Позиционное нападение. Поурочное планирование 6 класс (68 часов) № Тема урока Легкая атлетика- 7 часов. Спортивные игры, волейбол- 9 часов 1 Инструктаж по ТБ. Развитие скоростных способностей. 2 Высокий и низкий старт. 3 Эстафетный бег. Развитие скоростных способностей. Прыжок в длину способом «согнув ноги». Развитие выносливости. Метание мяча. Перемещения и стойки: основная и низкая стойка. Нижняя прямая подача. Прием и передача мяча. Прием и передача мяча. Прием мяча после подачи. Нападающий удар. Нападающий удар. Волейбол учебно- тренировочные игры. Волейбол учебно- тренировочные игры. Гимнастика-14 часов. Спортивные игры, баскетбол 4 часа 17 Правила техники безопасности на уроках гимнастики. Развитие двигательных качеств. 18 Акробатические упражнения. 19 Гимнастическая полоса препятствий. 20 Акробатические упражнения. 21 Опорный прыжок. 22 Развитие гибкости. 23 Упражнения в висе. 24 Развитие силовых способностей. 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 Упражнения на формирование правильной осанки. Упражнения для развития мышц ног. Упражнения с сопротивлением. Общеразвивающие упражнения с предметами. Варианты бросков мяча в корзину в движении. Вырывание, выбивание, перехват, накрывание мяча. Тактика защиты. Двусторонняя игра в баскетбол. Лыжная подготовка-14 часов. Спортивные игры, волейбол 6 часов Инструктаж по правилам безопасности при занятиях лыжной подготовкой. Одновременный двушажный ход. Скользящий шаг. Скользящий шаг. Ход по пересеченной местности. 38 Выполнение поворотов в движении. 39 Выполнение поворотов в движении. 40 Подъемы на лыжах в гору. 41 Спуски с гор на лыжах. 42 Торможения при спусках. 43 Лыжная эстафета. 44 Повороты на лыжах в движении. 45 Преодоление спусков и подъемов. 46 Преодоление спусков и подъемов. 47 Тактика игры. 48 Перемещения и стойки: основная и низкая стойка. 49 Передачи мяча. 50 Передачи мяча. 51 Нижняя прямая подача. 52 Нижняя прямая подача с 3 м. Легкая атлетика- 7 часов Спортивные игры, баскетбол - 9 часов 53 Бег 30-60 м. 54 Челночный бег. 55 Развитие выносливости. 56 Прыжок в длину с места. 57 Кроссовая подготовка. 58 Бег 1000 м. 59 60 61 62 63 64 65 66 67 Метание малого мяча на дальность. Русская лапта. Ведение мяча. Ведение мяча. Развитие скоростных способностей. Развитие скоростной выносливости. Бросок мяча. Бросок мяча. Русская лапта. 68 Русская лапта. Поурочное планирование 7 класс (68 часов) № Тема урока Легкая атлетика- 7 часов. Спортивные игры, волейбол- 9 часов 1 Инструктаж по ТБ. Развитие скоростных способностей. 2 Высокий и низкий старт. Эстафетный бег. 3 Бег 30-60 м. 4 Прыжок в длину с места. 5 Бег 1000 м. 6 Метание мяча. 7 Перемещения и стойки: основная и низкая стойка. 8 9 Нижняя прямая подача. Верхняя подача. 10 Прием и передача мяча. 11 Прием мяча после подачи. 12 Нападающий удар. 13 Нападающий удар. 14 15 Волейбол учебно- тренировочные игры. Волейбол учебно- тренировочные игры. 16 Гимнастика-14 часов. Спортивные игры, баскетбол 4 часа Правила техники безопасности на уроках гимнастики. Развитие 17 двигательных качеств. Акробатические упражнения. 18 Гимнастическая полоса препятствий. 19 Акробатические упражнения. 20 Опорный прыжок. 21 Развитие гибкости. 22 Упражнения в висе. 23 Развитие силовых способностей. 24 Упражнения на формирование правильной осанки. 25 Упражнения для развития мышц ног. 26 Упражнения с сопротивлением. 27 Общеразвивающие упражнения с предметами. 28 Варианты бросков мяча в корзину в движении. 29 30 Вырывание, выбивание, перехват, накрывание мяча. Тактика защиты. 31 Двусторонняя игра в баскетбол. 32 Лыжная подготовка-14 часов. Спортивные игры, волейбол - 6 часов Инструктаж по правилам безопасности при занятиях лыжной 33 подготовкой. Одновременный двушажный ход. 34 Скользящий шаг. 35 Скользящий шаг. 36 37 Ход по пересеченной местности. Выполнение поворотов в движении. 38 Выполнение поворотов в движении. 39 Подъемы на лыжах в гору. 40 Спуски с гор на лыжах. 41 Торможения при спусках. 42 Лыжная эстафета. 43 44 Повороты на лыжах в движении. Преодоление спусков и подъемов. 45 Преодоление спусков и подъемов. 46 Тактика игры. 47 Перемещения и стойки: основная и низкая стойка. 48 Передачи мяча. 49 50 Передачи мяча. Нижняя прямая подача. 51 Нижняя прямая подача с 3 м. 52 Легкая атлетика- 7 часов Спортивные игры, баскетбол - 9 часов Бег 30-60 м. 53 Челночный бег. 54 Кроссовая подготовка. 55 Прыжок в длину с места. 56 Кроссовая подготовка. 57 Бег 1000 м. 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 Метание малого мяча на дальность. Русская лапта. Ведение мяча. Ведение мяча. Учебно-тренировочная игра. Развитие скоростной выносливости. Бросок мяча. Учебно-тренировочная игра. Русская лапта. 68 Русская лапта. Поурочное планирование 8 класс (68 часов) № Тема урока Легкая атлетика- 7 часов. Спортивные игры, волейбол- 9 часов 1 2 Инструктаж по охране труда. Развитие скоростных способностей. Низкий старт. Эстафетный бег. Кроссовая подготовка (бег 1000 м.) Развитие скоростных способностей. Прыжок в длину способом «согнув ноги». Развитие выносливости. Метание мяча. Перемещения и стойки: основная и низкая стойка. Нижняя прямая подача. Верхняя пряма подча. Прием и передача мяча. Прием мяча после подачи. Нападающий удар. Нападающий удар. Волейбол учебно- тренировочные игры. Волейбол учебно- тренировочные игры. Гимнастика-14 часов. Спортивные игры, баскетбол 4 часа 17 Правила техники безопасности на уроках гимнастики. Развитие двигательных качеств. 18 Акробатические упражнения. 19 Кувырок вперед, назад. 20 Акробатические упражнения. 21 Опорный прыжок. 22 Прыжок ноги врозь. 23 Упражнения в висе. 24 Мост из положения стоя. 25 Упражнения на формирование правильной осанки. 26 Упражнения для развития мышц ног. 27 Упражнения с сопротивлением. 28 Общеразвивающие упражнения с предметами. 29 Варианты бросков мяча в корзину в движении. 30 Вырывание, выбивание, перехват, накрывание мяча. 31 Учебно-тренировочная игра. 32 Двусторонняя игра в баскетбол. Лыжная подготовка-14 часов. Спортивные игры, волейбол 6 часов 33 Инструктаж по правилам безопасности при занятиях лыжной подготовкой. 34 Одновременный двушажный ход. 35 Скользящий шаг. 36 Спуск со склонов в низкой стойке, в основной стойке. 37 Ход по пересеченной местности. 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 38 Подъем по склону наискось и прямо «лесенкой». 39 Выполнение поворотов в движении. 40 Подъемы на лыжах в гору. 41 Спуски с гор на лыжах. 42 Торможения при спусках. 43 Передвижение на лыжах в медленном темпе на отрезке до 1 км. 44 Повороты на лыжах в движении. 45 Преодоление спусков и подъемов. 46 Преодоление спусков и подъемов. 47 Тактика игры. 48 Перемещения и стойки: основная и низкая стойка. 49 Передачи мяча. 50 Передачи мяча. 51 Нижняя прямая подача. 52 Нижняя прямая подача с 3 м. Легкая атлетика- 7 часов Спортивные игры, баскетбол - 9 часов 53 Бег 30-60 м. 54 Челночный бег. 55 Развитие выносливости. 56 Прыжок в длину с места. 57 Кроссовая подготовка. 58 Бег 1000 м. 59 60 61 62 63 64 65 66 67 Метание малого мяча на дальность. Русская лапта. Ведение мяча. Ведение мяча. Развитие скоростных способностей. Развитие скоростной выносливости. Бросок мяча. Бросок мяча. Русская лапта. 68 Русская лапта. Поурочное планирование 9 класс (68 часов) № Тема урока Легкая атлетика- 7 часов. Спортивные игры, волейбол- 9 часов 1 2 3 Инструктаж по охране труда. Развитие скоростных способностей. Низкий старт. Эстафетный бег. Кроссовая подготовка (бег 1000 м.) Прыжок в длину с места. Прыжок в длину способом «согнув ноги». Развитие выносливости (бег 5-10 мин.). Метание мяча. Правила игры в волейбол, тактика игры. Нижняя прямая подача. Верхняя пряма подача. Прием и передача мяча. Прием мяча после подачи. Нападающий удар. Нападающий удар. Волейбол учебно- тренировочные игры. Волейбол учебно- тренировочные игры. Гимнастика-14 часов. Спортивные игры, баскетбол 4 часа 17 Правила техники безопасности на уроках гимнастики. Развитие двигательных качеств. 18 Акробатические упражнения. 19 Кувырок вперед, назад. 20 Мост из положения лежа, упражнения на прекладине. 21 Опорный прыжок. 22 Прыжок ноги врозь. 23 Упражнения в висе. 24 Мост из положения стоя. 25 Отжимания от пола, стойка на лопатках. 26 Упражнения для развития мышц ног. 27 Упражнения с сопротивлением. 28 Общеразвивающие упражнения с предметами. 29 Варианты бросков мяча в корзину в движении. 30 Вырывание, выбивание, перехват, накрывание мяча. 31 Учебно-тренировочная игра. 32 Двусторонняя игра в баскетбол. Лыжная подготовка-14 часов. Спортивные игры, волейбол 6 часов 33 Инструктаж по правилам безопасности при занятиях лыжной подготовкой. 34 Одновременный двушажный ход. 35 Скользящий шаг. 36 Спуск со склонов в низкой стойке, в основной стойке. 37 Ход по пересеченной местности. 38 Подъем по склону наискось и прямо «лесенкой». 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 39 Выполнение поворотов в движении. 40 Подъемы на лыжах в гору. 41 Спуски с гор на лыжах. 42 Торможения при спусках. 43 Передвижение на лыжах в медленном темпе на отрезке до 1 км. 44 Повороты на лыжах в движении. 45 Преодоление спусков и подъемов. 46 Преодоление спусков и подъемов. 47 Тактика игры. 48 Перемещения и стойки: основная и низкая стойка. 49 Учебно-тренировочная игра. 50 Передачи мяча. 51 Нижняя прямая подача. 52 Учебно-тренировочная игра. Легкая атлетика- 7 часов Спортивные игры, баскетбол - 9 часов 53 Бег 30-60 м. 54 Челночный бег. 55 Развитие выносливости. 56 Прыжок в длину с места. 57 Кроссовая подготовка. 58 Бег 1000 м. 59 60 61 62 63 64 65 66 67 Метание малого мяча на дальность. Русская лапта. Ведение мяча. Учебно-тренировочная игра. Прием и передача мяча в движении. Развитие скоростной выносливости. Бросок мяча. Учебно-тренировочная игра. Русская лапта. 68 Русская лапта.